Программа учебного предмета «История театрального искусства»



бет1/4
Дата17.05.2020
өлшемі0.75 Mb.
түріПрограмма
  1   2   3   4

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств №1»


Программа учебного предмета



«История театрального искусства»

ПО.02.УП.03

дополнительной предпрофессиональной программы

в области театрального искусства

«Искусство театра»
Срок обучения 5 лет

2018 год



«Рассмотрено»

Педагогическим советом

МБУ ДО «ДШИ №1»


«Утверждаю»

Директор – Поздеева Р. П.

_________

(подпись)



дата рассмотрения

Протокол №




дата утверждения

Приказ №


Разработчик – Дзюненко Андрей Викторович, преподаватель.

Рецензент – Карпачёва Тамара Алексеевна, преподаватель театральных дисциплин высшей категории, зав. творческой лабораторией, режиссер учебного театра БП ОУ ХМАО-Югры «Сургутский колледж русской культуры им. А. С. Знаменского».

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка

-Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

-Срок реализации учебного предмета, возраст обучающихся;

-Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета;

-Форма проведения учебных аудиторных занятий;

-Цель и задачи учебного предмета;

-Обоснование структуры учебного предмета;

-Методы обучения;

-Описание материально-технических условий реализации учебного предмета


  1. Содержание предмета

-Учебно-тематический план и содержание тем;


  1. Требования к уровню подготовки учащихся




  1. Формы и методы контроля, система оценок

-Аттестация; цели, виды, форма, содержание;

-Критерии оценки;


  1. Методическое обеспечение учебного процесса

-Методические рекомендации педагогическим работникам;

-Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся;


  1. Список литературы и средств обучения


I. Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Необходимость составления программы по курсу «История театрального искусства» исходит из требований, обусловленных федеральным компонентом подготовки по учебному плану с учетом объема часов по указанной дисциплине. Программа позволяет систематизировать получение знаний по дисциплине «История театрального искусства», в соответствии с федеральными государственными требованиями.



Срок реализации учебного предмета, возраст учащихся.

Срок освоения программы «Искусство театра» для детей, поступивших в МБУ ДО «ДШИ №1» (далее по тексту – учреждение) в первый класс в возрасте от десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет. Освоение программы по предмету «История театрального искусства» рассчитано на 3 года (с 3 по 5 класс).

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом учреждения на реализацию учебного предмета.

Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах) учебного предмета «История театрального искусства» составляет 198 часов, в том числе: аудиторные занятия – 99 часов, самостоятельная работа – 99 часов (аудиторные занятия – 1 час в неделю, самостоятельная работа – 1 час в неделю). На консультации (в том числе, в счет резерва учебного времени) отводится 8 часов.



Форма проведения учебных аудиторных занятий – мелкогрупповая, от 4 до 10 человек в группе. Рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут.

Цель предмета: овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира посредством изучения курса.

Задачи:

Образовательные:

  • составить картину последовательного развития мирового театра от античности до наших времен,

  • представить этапы развития мировой драматургии с учетом общественно-политического и эстетического развития общества,

  • проследить эволюцию организации спектакля от простого представления драматургического материала до художественной реализации авторского и режиссерского замысла,

  • сформировать у учащихся четкое представление о роли театра в истории общества,

  • научить определять театральный стиль эпохи, соотносить с современностью особенности сценического искусства (актерское мастерство, сценография, музыкальное оформление исторических эпох).

Развивающие:

  • углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

  • развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество;

  • развитие образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

Воспитательные:

  • приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

  • воспитание художественного вкуса;

  • воспитание культуры восприятия произведений музыки, изобразительного искусства, архитектуры и дизайна, и др.

Содержание материала по учебному предмету «История театрального искусства» излагается на основе общепринятой периодизации этапов развития зарубежного и российского театра от истоков до конца XX века.

К программе прилагаются библиографические списки литературы по курсу, темы самостоятельных занятий, темы контрольных работ, примерные контрольные вопросы для зачетов, экзаменов и самоподготовки учащихся.

Изучение данного курса тесно связано с такими учебными дисциплинами как «Беседы об искусстве», «Слушание музыки и музыкальная грамота».

Особое значение в организации работы с учащимися приобретают информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

Результатом освоения программы «История театрального искусства» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:


  • первичные знания основных эстетических и стилевых направлений в области театрального искусства;

  • знания основных средств выразительности театрального искусства;

  • первичные знания об истории возникновения жанров театрального искусства;

  • знание основных эстетических и стилевых направлений в области театрального искусства;

  • знание основных этапов развития театрального искусства;

  • знание основных исторических периодов развития отечественного и зарубежного театрального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительным, музыкальным, хореографическим);

  • знание истории возникновения и развития жанров театрального искусства;

  • знание особенностей национальных традиций театрального искусства;

  • знание театральной терминологии;

  • знание классического и современного театрального репертуара;

  • умение анализировать произведения театрального искусства с учетом их жанровых и стилистических особенностей.

Обоснование структуры программы учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:


  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки учащихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (рассказ, беседа, объяснение);

- наглядный (наблюдение, демонстрация);

- практический (упражнения воспроизводящие и творческие).

Описание материально-технических условий реализации программы учебного предмета

В учреждении созданы следующие условия, необходимые для реализации программы.

Дидактические:



  • наглядные и учебно-методические пособия;

  • методические рекомендации;

  • наличие литературы для детей и педагога.

Материально-технические:

  • учебная аудитория, соответствующая требованиям санитарным нормам и правилам;

  • учебная мебель;

  • видеомагнитофон;

  • проектор и киноэкран;

  • слайды, диски;

  • компьютер, оснащенный звуковыми колонками;

  • видеотека;

  • использование сети Интернет;

  • материальная база для создания слайдов, дисков, видеороликов;

  • школьная библиотека.

  1. Содержание учебного предмета

Первый год обучения

Введение в предмет «История зарубежного театра»

Театр – важнейшая художественная практика, восходящая к древнейшей истории человечества. История театра утверждает непрерывность процесса взаимодействия данной культурной практики с наиболее современными формами искусства и эстетики.



Тема 1. Античный театр

Античный театр – театр больших идей и высочайшей художественной формы. Роль античного театра в становлении европейского театра. Периодизация античного театра.

Театр Древней Греции. Культ Диониса в Древней Греции, элевсинские мистерии. Зарождение трагедии. Мифология – почва и арсенал древнегреческой драматургии.

Греческая трагедия до Эсхила. Организация театральных представлений на празднествах в честь Диониса (Ленеи, Великие и Малые Дионисии). Актеры в греческом театре V–IV вв. до н.э. Маски, костюмы трагических актеров, маски и костюмы в аттической комедии.

Устройство греческого театра классического периода. (Орхестра, скена, театрон, параскении, пароды). Театр в Эпидавре. Афинский театр. Театральные декорации. Зрители.

Общая характеристика и репертуар театра императорской эпохи. Постройка новых театров в Риме в конце I в. до н.э. Витрувий о плане римского театра. «Греко-римский» тип театрального здания.

Пантомим. Мим. Бродячие труппы мимов в варварских государствах раннего Средневековья (VI–VII вв. н.э.).

Тема 2. Средневековый театр

Общая характеристика эпохи Средневековья. Связь искусства жонглеров и гистрионов с античным искусством. Гонения церкви на бродячих артистов. (Жонглеры, миннезингеры, шпильманы, трубадуры, труверы). Поэзия вагантов.

Церковный театр. Литургическая драма: Рождественский цикл. Драматургия народного календаря: Святки. Карнавал. Майские праздники. Жанры средневекового театра: мистерия, миракль, моралите, фарс. Светский театр.

Тема 3. Театр эпохи Возрождения и Нового времени (XV-XVII века)

Общая характеристика эпохи Возрождения. Утверждение гуманистических идеалов, ослабление влияния церкви. Начало – в Италии на рубеже XV–XVI вв., золотой век – в Испании XVI–XVII вв., апогей развития – в Англии XVI–XVII вв.



Италия

Театр гуманистов (эрудитов). Театральные здания и декорационное искусство итальянского театра Эпохи Возрождения. Комедия дель арте. Истоки (жонглеры, карнавал). Возникновение комедии дель арте, первые труппы. Группы масок комедии дель арте. Господа: Панталоне, Доктор, Капитан. Слуги (дзанни): Бригелла, Арлекин, Фантеска, Ковиелло, Пульчинела, Скарамучча. Художественные средства комедии дель арте: маска, диалект, импровизация, буффонада. Основные эстетические принципы комедии дель арте. Влияние комедии дель арте на театр ХХ века.



Англия

Английские театры эпохи Возрождения, их устройство. «Театр», «Лебедь», «Глобус». Актеры и драматурги. Ричард Бэрбедж, Эдуард Аллейн, Тарльтон и Кэмп. Исполнение мужчинами женских ролей.



Франция

Формирование классицистического театра во Франции и его развитие в 30 – 50-е гг. XVII века. Обобщение и систематизация принципов классицизма, полемика барочной и классицистической литературы в трактате Н. Буало «Поэтическое искусство».

Роль Мольера в становлении комедиографии Нового времени. 1680 – создание театра «Комеди Франсез».

Тема 4. Театр эпохи Просвещения

Общая характеристика эпохи Просвещения. Особенности развития Просвещения в странах Европы. Идеология третьего сословия. Идея освобождения личности и ее свободного развития. Теория «разумного эгоизма», рассудочность искусства Просвещения как следствие господства разума.



Франция

Роль театральной монополии в эволюции Комеди Франсез. Влияние эстетики рококо на искусство классицистического театра. Формирование буржуазного реализма. Развитие буржуазной драмы. Дени Дидро как драматург и теоретик театра. Драматургия Пьера-Огюстена Карона де Бомарше (1732–1799) –величайший драматург эпохи Просвещения во Франции. Трилогия о Фигаро.

Театры Бульваров. Актерское искусство бульварных театров.

Германия

Развитие национальной драмы под знаком просветительских идеалов. Театральная деятельность Лессинг Готгольд-Эфраим (1729–1781). Эстетические взгляды и театрально-критическая деятельность Г.-Э. Лессинга. Иоган Кристоф Фридрих Шиллер (1759–1805). История ранних пьес Шиллера: «Разбойники», «Заговор Фиеско», «Коварство и Любовь». Иоган-Вольфганг Гете (1749–1832) . Периодизация драматургии Гете.

Утверждение в немецком театре мещанской бытовой драмы. Актерское искусство Германии.

Тема 5. Театр конца XVIII века – 70-х годов XIX века

Франция

Характеристика театральной ситуации в период великой французской революции. Изменения в социальном статусе актеров.

Новые жанры – мелодрама, водевиль. Театры Бульваров. Виктор Гюго (1802–1885). Борьба классицизма и романтизма. Драматургия В. Гюго.



Англия

Джордж Гордон Байрон (1788–1824). Исключительность романтических героев Байрона. Тяготение пьес Байрона к классицизму. Перси Биши Шелли (1792–1822). Пантеизм Шелли в лирической драме.

Тема 6. Театр XXXXI веков

Франция

Театральный авангард. Сюрреализм как ведущее направление в искусстве Франции.

Развитие традиции проблемного, интеллектуального театра в 30-40-е годы ХХ века. Экзистенциализм. Особенности французского экзистенциализма.

Германия

Экспрессионизм в литературе и искусстве. Возникновение философски напряженного «эпического театра». Зарождение социалистического реализма. Характер драматургии экспрессионизма. «Драма крика» как выражение экспрессионистской эстетики.

Творчество Бертольта Брехта (1898–1956) – одна из вершин мирового театра ХХ века. Теория эпического театра. Знаменитые пьесы-параболы, пьесы-притчи.

Второй год обучения

Тема 7. Истоки русского театра

Ритуальные действа первобытного общества, обряды и обрядовые празднества, связанные с языческой религией, скоморошьи игрища. Возникновение устной народной драмы (приблизительно XVI в.).

Возникновение театральных представлений по образцу западно-европейского театра. Первый придворный театр царя Алексея Михайловича (1672-1676). Комедийные хоромины (храмины) в с. Преображенском и Москве. Пьесы на библейские и мифологические сюжеты. Постановочная культура и широкий спектр изобразительных средств театра. Возникновение школьного театра в России (XVIII). Абстрактность и аллегоричность школьных пьес. Первые московские школьные театры. Театр Ростовской духовной семинарии, открытый ученым-монахом Димитрием Ростовским (1702 г.).

Расцвет школьного театра. Влияние иностранных актерских трупп, гастролировавших в России на стиль актерской игры русских актеров.

Появление театра «охочих комедиантов», заложившего основы будущего русского профессионального театра. Расцвет театра - 30-50-е годы XVIII века.

Драматургия русского классицизма.



Александр Петрович Сумароков (1718-1777). Роль А.П. Сумарокова в создании русской национальной драматургии. А.П. Сумароков– первый директор Русского для представления трагедий и комедий театра, созданного Указом царицы Елизаветы Петровны (1756). Ярославский театр «охочих комедиантов».

Федор Григорьевич Волков (1729-1763) – первый выдающийся русский актер-профессионал.

Тема 8. Русский театр XVIII века

Создание театров: театр на Царицином лугу (Петербург) 1779 г., Петровский театр (Москва) 1780 г., Университетский театр (Русский театр) Москва, 1759г.



Д.И. Фонвизин (1745-1792) «Бригадир», «Недоросль». Фонвизин – родоначальник критического реализма в русской драматургии. Д.И. Фонвизин, по определению А.с. Пушкина - «друг свободы» и «сатиры смелый властелин». Драматург впервые в литературе и драматургии создалдостоверную картину русской жизни.

Возникновение жанра русской комической оперы. Два направления жанра:

- реалистическое ( представители - А. Аблесимов («Мельник – колдун, обманщик и сват»), Я. Княжнин («Несчастье от кареты». «Сбитенщик»), Н. Николев («Розанна и Любим»), М. Попов («Анюта»). И. Крылов («Кофейница»);

- идиллическое – В. Майков («Деревенский праздник или Увенчанная добродетель».

Формирование национальной исполнительской школы. Крупнейшие актерские имена конца XVIII в. – Яков Шушерин, Василий Померанцев, Петр Плавильщиков, Сила Сандунов и др.

Тема 9. Театр и драматургия первой четверти 19 века

Преобладание героико-патриотической темы в драматическом и оперно-балетном репертуаре. «Всеобщее ополчение» С. Висковатого, «Илья Богатырь» И.А. Крылова, «Дмитрий Донской» В.А Озерова.



Комедийный жанр: сатирическая и «благородная» (светская) комедия Представители сатирической комедии: Иван Андреевич Крылов(1769-1844) - «Модная лавка», «Урок дочкам», шутотрагедия «Подщипа». Александр Александрович Шаховской (1777-1846). Художественно-полемическая направленность комедий Шаховского («Урок кокеткам или Липецкие воды»). Комедия нравов А. Шаховского и ее влияние на русскую комедиографию и актерское искусство. Талантливый представитель «благородной» комедии Николай Иванович Хмельницкий (1789-1845). Вариации на заимствованные сюжеты, изящество стихов, мастерство диалога, афористичность реплик, умение непринужденно и остро вести действие («Нерешительный», «Светский случай»). Михаил Николаевич Загоскин и его сатира на нравы русского общества - «Богатонов в деревне, или Сюрприз самому себе».

Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829) – поэт, дипломат, драматург. «Горе от ума» - венец творчества А.С. Грибоедова.

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837). Пушкин как теоретик драмы и театра. Глубокий интерес поэта к Шекспиру и его драматургии. Театрально - эстетические взгляды А.С. Пушкина. Драматургия А.С. Пушкина. Интерес Пушкина к истории «смутного времени». Источники трагедии «Борис Годунов». Сценическая история «Бориса Годунова». «Маленькие трагедии» - монументальная тетралогия, рисующая образ человека в трагическом мире. Глубина и тонкость психологизма.

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) – великий русский поэт и драматург. Драматургия М.Ю. Лермонтова.

Русский водевиль. Широкое распространение жанра в репертуаре театра второй половины XIX века. Влияние «натуральной школы» на водевиль. Театральность и сценичность водевиля. Комизм сюжетных положений, яркость сценических образов-масок, значение куплетов. Значение водевиля как школы актерского мастерства. Водевили Д.Т. Ленского («Лев Гурыч Синичкин или Провинциальная дебютантка»). П.А. Каратыгина («Вицмундир»), Ф.А. Кони («Петербургские квартиры»).

Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) - великий русский писатель, драматург. Взгляд Гоголя на театр как средство очищения мира от зла путем выявления и осмеяния общественных пороков. Теория «общественной комедии», разработанная Гоголем на основе традиции русской комедийной драматургии Фонвизина и Грибоедова. Комедия «Ревизор». Творческая история создания комедии, литературно-театральные источники сюжета. Особенности художественного метода Гоголя – преувеличение и сатирическое заострение раскрытия сути событий. Прием реалистического гротеска в сюжете и характеристике персонажей. Режиссерские комментарии Гоголя к «Ревизору». Мини- театр вокруг «Ревизора» («Театральный разъезд» и др.). Пьесы «Женитьба», «Игроки».

Александр Николаевич Островский (1823-1886) – драматург, организатор театрального дела, теоретик сценического искусства, театральный педагог. Исторические пьесы Островского. Козьма Захарьич Минин-Сухорук», «Тушино», «Василиса Мелентьева» и др. Фантастическая сказка «Снегурочка».

Актерское искусство Малого театра.

П.М. Садовский (1818-1872). Роли в гоголевских пьесах – Анучкин и Подколесин в «Женитьбе», Осип и Городничий в «Ревизоре, Замухрышкин в «Игроках». Роли в пьесах Островского. Русаков «Не в свои сани не садись», Любим Торцов «Бедность - не порок», Юсов «Доходное место», Брусков «В чужом пиру похмелье», Дикой в «Грозе. Садовский – первый исполнитель Расплюева в «Свадьбе Кречинского». Успех в западно - европейской драматургии – Журден в «Мещанине во дворянстве», Шут, Король Лир в трагедиях Шекспира.

Л.П. Никулина - Косицкая (1827-1868) - выдающаяся русская трагическая актрис. Дебют на сцене Малого театра в роли Параши («Параша-сибирячка» Н. Полевого). Влияние Островского на развитие ее таланта. Роли в пьесах А.Н. Островского. Катерина в «Грозе» - вершина творчества Никулиной – Косицкой.

Актерское искусство Александринского театра.

Александр Евстафьевич Мартынов (1816-1860) роли в водевилях. Гоголевские образы Мартынова – Ихарев («Игроки»), Хлестаков («Ревизор»). Исполнение роли Тихона в «Грозе» Островского.

Василий Васильевич Самойлов (1813-1887) – актер «школы представления», мастер перевоплощения. Искусство трансформации, филигранная сценическая техника. Роли исторического репертуара – кардинал Ришелье.

Третий год обучения


Каталог: media -> 2018
2018 -> Судьбы ставропольских туркмен
2018 -> Программа учебного предмета «Беседы о хореографическом искусстве»
2018 -> Даниил Корецкий Принцип карате Корецкий Даниил Принцип карате
2018 -> Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «детская школа искусств им. В. В. Бунина»
2018 -> Продолжить совершенствование учебно-воспитательного процесса
2018 -> Отчёт муниципального автономного учреждения культуры
2018 -> Храм Архистратига Михаила в Красной Поляне
2018 -> Багаевская детская школа искусств дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области
2018 -> Персональные сведения о захороненных в братской могиле д. Черленково


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет