Рабочая программа дисциплины международные отношения и геополитика современного мира



бет1/3
Дата17.05.2020
өлшемі295 Kb.
түріСамостоятельная работа
  1   2   3

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УТВЕРЖДАЮ

Декан ГФ

___________В.И. Турнаев

«___»___________2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ГЕОПОЛИТИКА

СОВРЕМЕННОГО МИРА
НАПРАВЛЕНИЕ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ) ООП 036401 Таможенное дело
ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, ПРОГРАММА) Таможенный менеджмент
КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) специалист _

БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЕМА 2011____г.

КУРС II СЕМЕСТР____3___

КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ 4_

ПРЕРЕКВИЗИТЫ C1.Б2 «Отечественная история», С1.Б4 «История таможенной политики и таможенного дела» ________________________ ______________________________

КОРЕКВИЗИТЫ С1.Б5 «Правоведение», С1.Б7.3 «Мировая экономика», С1.Б8 «Теория государственного управления»____________________________


ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС:

ЛЕКЦИИ 27 час.

ЛАБОРАТОРНЫЕ 0 час.

ПРАКТИЧЕСКИЕ 36 час.
АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ 63 час.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 54 час.


ИТОГО 117 час.

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ОЧНАЯ

ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ЭКЗАМЕН_

ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ Кафедра истории и регионоведения


ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ __________________________ Н.В. Трубникова
РУКОВОДИТЕЛЬ ООП __________________________ Л.И. Сосковец
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ __________________________ Н.В. Трубникова

2011 г.


1. Цели освоения модуля (дисциплины)

Целью курса является формирование у студентов

целостного представления о современной системе международных отношений и актуальных тенденциях мирового политического процесса с учетом базисных геополитических теорий о механизмах мировой политики.

2. Место модуля (дисциплины) в структуре ООП

Дисциплина (С3.В8) – «Международные отношения и геополитика» (раздел «Профессиональный цикл», вариативная часть)

Требования к уровню подготовки и освоения дисциплины: владение знаниями, умениями и навыками в области курсов истории, географии и обществознания средней школы.

Содержание курса связано с дисциплинами, использующими методы теории международных отношений.



3. Результаты освоения модуля (дисциплины)

В результате освоения дисциплины студент должен/будет:



Знать:

1. Терминологию, теорию и основные методы международных отношений и геополитики.

2. О взаимообусловленности политических процессов и их пространственного положения, о влиянии на политику территориальных, экономико-географических, климатических и прочих природных факторов.

3. Основные направления внешней политики РФ, ее главные геополитические приоритеты.

4. Закономерности и особенности современного международного политического процесса.

5. Обо всех основных школах классической и современной геополитики, о применении этих концепций в сфере международной политики.


Уметь:

1. Объяснить причины возникновения межгосударственных противоречий, очагов напряженности, искать возможные пути их урегулирования.

2. Понимать и формулировать национальные интересы РФ в решении международных проблем.

3. Пользоваться методами исследования современных международных отношений, осуществлять уровневый анализ глобальных, региональных и национальных аспектов международных проблем.



Владеть:

1. Комплексом понятий и категорий геополитики и теории международных отношений.

2. Навыками геополитического анализа событий и тенденций мирового политического процесса.

3. Опытом использования теоретических принципов и категорий в объяснении проблем, возникающих в мировой политике.


В процессе освоения дисциплины у студентов формируются следующие компетенции:

Код

резуль-тата

Результат обучения

(компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины)



Вклад в формирование компетенций специалиста, соответствие с требованиями ФГОС

Общекультурные (универсальные) компетенции

Р1

способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный, общекультурный и морально-психологический уровень

Требования ФГОС (ОК-1)

P2

способностью проявлять гражданскую позицию и ответственное отношение к исполнению обязанностей

Требования ФГОС (ОК-2)

P3

владением культурой взаимоотношений, взаимопонимания и сотрудничества, способностью предотвращать конфликтные ситуации, уважительно относиться к окружающим

Требования ФГОС (ОК-3)

P4

способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах жизнедеятельности

Требования ФГОС (ОК-5)

Профессиональные компетенции

Р6

способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, соблюдать основные требования информационной безопасности

Требования ФГОС (ПК-3)

Р7

способностью понимать экономические процессы, происходящие в обществе; анализировать тенденции развития российской и мировой экономики

Требования ФГОС (ПК-4)

Р8

способностью анализировать потенциал регионального, отраслевого и функционального строения национальной экономики


Требования ФГОС (ПК-5)

Р9

владением навыками сотрудничества с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, Всемирной таможенной организацией и иными международными организациями, занимающимися таможенным делом

Требования ФГОС (ПК-22)

Р10

умением проводить научные исследования по различным направлениям таможенной деятельности, критически оценивать полученные результаты и делать выводы


Требования ФГОС (ПК-46)

Р11

способностью представлять результаты научной деятельности в устной и письменной формах (отчетах, справках, докладах, научных публикациях), владением навыками ведения научной дискуссии и аргументирования в научном споре

Требования ФГОС (ПК-47)


4. Структура и содержание модуля (дисциплины)

4.1. Приводится аннотированное содержание разделов модуля (дисциплины):


1. Введение к курсу. Теория международных отношений и геополитика: терминология, методы и функции. Понятие «международные отношения» в системе гуманитарных знаний. Понятие геополитики в системе гуманитарных знаний. Предмет, аксиомы, функции геополитики. Методы изучения МО и геополитики.

2. Концепции и школы в мировой геополитике.

Принцип дуализма в геополитике: «морская» и «континентальная» традиции. Англо-американская школа геополитики. Современная американская геополитика. Немецкая школа геополитики. Французская школа геополитики. Российская школа геополитики. Современная европейская геополитика.

3. Современная система международных отношений: акторы, геополитические стратегии, проблемы.

Эволюция системы международных отношений после окончания холодной войны. Проблема формирования нового мирового порядка в XXI в. Процессы глобализации как основная тенденция развития современного мира. Процессы международной интеграции. Традиционные и нетрадиционные акторы международной политики. Международные организации мирового и регионального масштаба. Транснациональные корпорации.

«Политический атлас современности»: факторы устойчивости и влияния, международный статус ведущих стран мира. Геополитические стратегии ведущих стран мира. Геополитические приоритеты и проблемы России в условиях глобализации. Геополитика сырьевых ресурсов. Проблема неоколониализма в современном мире. Африка в системе международных отношений.
4.2. Приводится структура модуля (дисциплины) по разделам (1…m) и видам учебной деятельности (лекция, лабораторная работа, практическое занятие, семинар, коллоквиум, курсовой проект и др.) c указанием временного ресурса в часах.

Таблица 1.



Структура модуля (дисциплины)

по разделам и формам организации обучения

№ нед.

Название раздела/темы

Аудиторная работа (час)

СРС

(час)


Колл,

Контр.Р.


Итого

Лекции

Практ./сем.

Занятия


Лаб. зан.

1

1. Теория международных отношений и геополитика в системе гуманитарного знания

2

2




2




8

2

2. Англо-американская школа геополитики.

2

2




2




6

3

3. Современная американская геополитика

2

2




2




4

4.

4. Немецкая школа геополитики

2

2




2




6

5

5. Континентальная геополитика Европы

2

2




2




6

6

6. Современная европейская геополитика

2

2




2




6

7

7. Акторы международной политики

2

2




2




4

8

8. Эволюция системы международных отношений по окончании «холодной войны» и проблемы формирования нового мирового порядка

2

2




4




10

9

9. Ведущие международные организации современного мира

2

2




4




8

10

10. «Политический атлас современности»: факторы устойчивости и влияния, международный статус ведущих стран мира.

2

2




4




10

11

11. Геополитические стратегии ведущих стран мира

2

2




4




6


12

12. Геополитическая стратегия России в современном мире

1

2




2




6

13

13. Процессы международной интеграции в области таможенного дела.




2




4




7

14

14. Геополитика сырьевых ресурсов

2

2




2




10

15

15. Презентация докладов на тему «Мировая практика таможенной деятельности»










4

2

8

16

14. Африка в системе международных отношений

2

2




2




8

17

Ролевая игра «Геополитические стратегии современного мира»




0




4

2

4

18.

Итоговая контрольная работа










6

2







ИТОГО

27

30

0

54

6

117

4.3 Распределение компетенций по разделам дисциплины

Распределение по разделам дисциплины планируемых результатов обучения по основной образовательной программе, формируемых в рамках данной дисциплины и указанных в пункте 3.

Таблица 2.

Распределение по разделам дисциплины планируемых результатов обучения





Формируемые

компетенции




1

2

3



З.1.1.

+

+

+



З.1.2.




+

+



З.1.3.




+

+



З.1.4.

+




+



З.1.5.




+

+



У.1.1.

+




+



У.1.2.




+

+



У.1.3.

+

+

+



В.1.1.

+

+






В.1.2.




+

+



В. 1.3.

+




+

5. Образовательные технологии

Таблица 2.

Методы и формы организации обучения (ФОО)

ФОО
Методы

Лекц.

Лаб. раб.

Пр. зан./

Сем.,


Тр*., Мк**

СРС

К. пр.

IT-методы

Электронные

презентаций лекций;

Использование обучающих программ по истории


+

Электронные презентацие студенческих докладов, проектов и т.п.





Использование интернет-ресурсов, персонального сайта преподавателя





Работа в команде







метод «малых групп»;

игровые технологии,

презентация проектов





Подготовка учебных игр





Case-study

Использование в лекции конкретных примеров




Моделирование проблемных ситуаций,

Анализ исторически казусов






Выполнение самостоятельных аналитических записок на заданную тему





Игра

Запланированные игровые ситуации на лекциях




Проведение ролевых игр




Подготовка ролевых игр




Методы проблемного обучения.

Проблемная постановка вопросов




Проведение семинара в виде дискуссии




Решение проблемных задач




Обучение

на основе опыта



Сравнительный и ретроспективный анализ материала




Презентация результатов исследования










Проектный метод







Презентация индивидуальных и коллективных проектов




Подготовка индивидуальных и коллективных проектов




Поисковый метод

Лекция «с запланированной ошибкой»




Презентация результатов самостоятельного поиска информации или решения задачи




Задания на поиск информации или решение задачи




Исследовательский метод

Формирование культуры исследования через изложение лекционного материала




Формирование культуры научной речи и дискуссии

Подготовка докладов на конференции

Подготовка НИРС






Каталог: fond -> download doc


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет