Рабочая программа «искусство» 8-9 класс Сарычева Елена Викторовна, учитель музыки высшей квалификационной категории



бет1/4
Дата17.05.2020
өлшемі1.05 Mb.
түріРабочая программа
  1   2   3   4
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Григорьевская средняя общеобразовательная школа»

Соль-Илецкого городского округа Оренбургской области

Рабочая программа

«ИСКУССТВО»

8-9 класс

Сарычева Елена Викторовна,

учитель музыки высшей квалификационной категории,

стаж работы 25 лет

2016-2017

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


    1. Перечень нормативных документов, на основе которых составлена Рабочая программа по искусству для 8-9 классов:

  • ФЗ №273 "Об образовании в РФ"

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 03.06.2008 N 164, от 31.08.2009 N 320, от 19.10.2009 N 427)

  • Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. от 01.02.2012 г.);

  • Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы образовательных учреждений Оренбургской области, реализующие программы общего образования, утверждённый приказом департамента образования Оренбургской области от 31.03.2005 № 574 (с последующими изменениями);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2016/17 учебный год" 

  • Основная образовательная программа основного общего образования МОАУ «Григорьевская СОШ» на 2016-2017 учебный год

  • Учебный план МОАУ «Григорьевская СОШ» на 2016/2017 учебный год.

  • Положение о рабочих программах учителя

  • Положение о календарно-тематическом планировании

1.2 Ведущие целевые установки в предмете

Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение искусства. В основной школе учащиеся знакомятся с изобразительным искусством и музыкой. Сформированные ранее навыки активного диалога с искусством становятся основой процесса обобщения и рефлексии, в рамках учебного курса происходит переосмысление итогов изучения мировой художественной культуры. Таким образом, содержание изучения курса «Искусство» в основной школе является итогом первого этапа эстетического развития личности и представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования.

На первый план при изучении предмета «Искусство» выносится задача восприятия учащимися произведений искусства, раскрытия перед ними закономерностей исторического развития, особенностей образного языка искусства, формирования и развития художественно-образного мышления.

Особое место отводится изучению отечественного искусства. Искусство, в котором звучит родное слово, запечатлены чувства и устремления соотечественников, ближе, понятнее и воспринимается острее. Это позволяет создать условия для диалога между культурами не только различных исторических эпох, но и внутри одной эпохи (отечественное и зарубежное искусство); помогает выявить то общее и своеобразное, что обусловлено исторической судьбой, психологическим складом, традициями, своеобразием духовной жизни каждого народа; способствует достижению социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества.


1.3 Цели курса

- развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства;

- воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;

- освоение знаний о классическом и современном искусстве; ознакомление с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной художественной культуры;

- овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности;

- формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.


1.4 Задачи курса

  • актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

  • культурная адаптация школьников в современном ин­формационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

  • формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

  • углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей под­ростков;

  • воспитание художественного вкуса;

  • приобретение культурно-познавательной, коммуника­тивной и социально-эстетической компетентности;

  • формирование умений и навыков художественного са­мообразования.

1.5 Общая характеристика предмета «Искусство»

Изучение предмета «искусство» и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

1.6 Общая характеристика учебного процесса

Создание этой программы вызвано актуальностью инте­грации школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современ­ное информационное, социокультурное пространство. Содер­жание программы обеспечит понимание школьниками значе­ния искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.

Программа состоит из девяти разделов, последова­тельно раскрывающих эти взаимосвязи. Методологической основой программы являются современ­ные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культуроло­гии (А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), раз­вивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).

Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информацион­ные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

При изучении отдельных тем программы большое значе­ние имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, техно­логии, информатики. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оце­нивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искус­ства; применять художественно-выразительные средства раз­ных искусств в своем творчестве.

Примерный художественный материал, рекомендован­ный программой, предполагает его вариативное использова­ние в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих эта­пах обучения по предметам художественно - эстетического цикла.

На конкретных художественных произведениях (музыкаль­ных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и спе­цифика каждого из них.

1.7 Состав УМК


  • Программа «Искусство 8-9 классы» Г. П. Серге­ева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» - Москва, Просвещение, 2013г;

  • Учебник «Искусство 8-9 класс» / Г. П. Серге­ева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. М., Просвещение, 2013 г.

   УМК выбран на основании Приказа МОН РФ «Об утверждении федерального перечня учебников на 2015-2016 уч.год». Выбор учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе осуществляется в соответствии со списком учебников и учебных пособий, определенным МОАУ «Григорьевская СОШ», в соответствии с утвержденной образовательной программой.

Учебники издательства «Просвещение» позволяют реализовать основную общеобразовательную программу.



    MULTIMEDIA – поддержка предмета

  1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007 (CD)

  2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

  3. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

  4. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

  5. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена

  6. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2009г.

  7. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

  8. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

Дополнительная литература

  1. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.

  2. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

  3. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

  4. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.

  5. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.

  6. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.

  7. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

  8. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.

  9. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.

  10. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.

  11. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.

  12. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.

  13. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.

  14. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.

  15. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.

  16. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.

  17. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г

  18. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.

  19. «Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 – 2009г.

  20. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

  21. Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.

  22. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.

  23. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007 - 176с.

  24. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с

  25. «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов), М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2008г.


1.8 Место учебного предмета «искусство» в учебном плане

Данная программа разработана в соответствии с учебным планом образовательного учреждения в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство для 8-9 классов». Подача учебного материала предоставляется учителю музыки и изобразительного искусства по темам согласно тематическому плану. Данный курс разработан на основе федеральных государ­ственных стандартов общего образования, предназначен для основной школы общеобразовательных учреждений и рассчитан на два года обучения — 8-м и 9-м классах.

В соответствии с учебным планом в 8-м и 9-м классах отводится по 1 учебному часу в неделю, итого 34 часа в год в каждом классе.

1 четверть – 8 часов

2 четверть – 8 часов

3 четверть – 10 часов

4 четверть – 8 часов

2. Содержание курса

Основное содержание программы представлено линией: «Искусство как духовный опыт человечества», направлено на формирование целостного представления об искусстве и обобщение разнообразных знаний, умений и способов учебной деятельности.



8 класс

Раздел 1. Искусство в жизни современного человека (3 часа)

Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.

Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления. Изобразительное искусство и его виды. Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека. Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная), графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная), скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая), декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна и архитектуры. Жанры изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой, исторический, батальный, анималистический).
Примерный художественный материал:

Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предме­ты материальной культуры в контексте разных стилей (по вы­бору учителя на знакомом материале).

Художественно-творческая деятельность учащихся:

Обобщение и систематизация представлений о многообра­зии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.



Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира (7 часов)

Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.

Примерный художественный материал:

Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, об­рядами, бытом, религиозными традициями на примерах пер­вобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного ис­кусства, музыкального фольклора, храмового синтеза ис­кусств, классических и современных образцов профессио­нального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино. Образы природы, человека в произведениях русских и за­рубежных мастеров.

Изобразительное искусство и архитектура России. Художественная культура Древней Руси, ЕЕ СИМВОЛИЧНОСТЬ, ОБРАЩЕННОСТЬ К ВНУТРЕННЕМУ МИРУ ЧЕЛОВЕКА. Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси. Живопись, графика, скульптура и архитектура России XVIII - XX вв. Стили и направления в русском изобразительном искусстве и архитектуре нового времени (БАРОККО, КЛАССИЦИЗМ, РЕАЛИЗМ, СИМВОЛИЗМ, МОДЕРН). Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Иллюстрации к сказкам (И. Билибин, Т. Маврина). Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.). Изображение человека в скульптуре Древне­го Египта, Древнего Рима, в искусстве эпохи Возрождения, в современной живописи и графике (К. Петров-Водкин, Г. Климт, X. Бидструп и др.). Автопортреты А. Дюрера, X. Рембрандта, В. Ван Гога. Изображения Богоматери с Мла­денцем в русской и западноевропейской живописи. Изобра­жения детей в русском искусстве (И. Вишняков, В. Серов и др.). Изображение быта в картинах художников разных эпох (Я. Вермеер, А. Остаде, Ж.-Б. Шарден, передвижники, И. Машков, К. Петров-Водкин, Ю. Пименов и др.). Видение мира в произведениях таких художественных направлений, как фовизм, кубизм (натюрморты и жанровые картины А. Матисса и П. Пикассо).

Музыка. Музыкальный фольклор. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка (М. Березовский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, И.-С. Бах, В.А. Моцарт, Э.-Л. Уэббер и др.). Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайков­ский, С. Прокофьев, И. Стравинский, Н. Римский-Корсаков, Р. Шуман и др.). Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Сви­ридов и др.).

Литература. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские народные сказки, предания, былины. Жи­тия святых. Лирическая поэзия.

Экранные искусства, театр. Кинофильмы А. Тарков­ского, С. Урусевского и др.

Художественно-творческая деятельность учащихся:

Самостоятельное освоение какого-либо явления и созда­ние художественной реальности в любом виде творческой де­ятельности.

Создание средствами любого искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору).

Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения (7 часов)

Синтез изобразительных искусств и архитектуры. Ведущие художественные музеи (Лувр, музеи Ватикана, ПРАДО, ДРЕЗДЕНСКАЯ ГАЛЕРЕЯ И ДР.). Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление своеобразия их творчества (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, А. ДЮРЕР, Рембрандт ван Рейн, Ф. ГОЙЯ, К. Моне, П. СЕЗАНН, Ван Гог, О. Роден, П. Пикассо, Ш.Э. ЛЕ КОРБЮЗЬЕ).

Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).

Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам. Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).

Примерный художественный материал:

Изучение произведений отечественного и зарубежного ис­кусства в сопоставлении разных жанров и стилей. Эмоцио­нально-образный язык символов, метафор, аллегорий в рос­писи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе и передача информации, содержащейся в них, современникам и последующим поколениям.

Изобразительное искусство. Натюрморты (П. Клас, В. Хеда, П. Пикассо, Ж. Брак и др.); пейзажи, жанровые кар­тины (В. Борисов-Мусатов, М. Врубель, М. Чюрленис и др.); рисунки (А. Матисс, В. Ван Гог, В. Серов и др.). Архитекту­ра (Успенский собор Московского Кремля, церковь Вознесе­ния в Коломенском, дворцы в стиле барокко и классицизма и др.). Скульптура (Ника Самофракийская, О. Роден, В. Му­хина, К. Миллес и др.), живопись (В. Тропинин, О. Кипрен­ский, П. Корин и др.). Росписи Древнего Египта, Древнего Рима, мозаики и миниатюры Средневековья, графика и жи­вопись Древнего Китая, Древней Руси (А. Рублев); живопись и графика романтизма, реализма и символизма (Д. Веласкес, А. Иванов, В. Суриков, У. Хогарт, П. Федотов, Ф. Гойя, К. Малевич, Б. Йеменский и др.); карикатура (Ж. Эффель, X. Бидструп, Кукрыниксы).

Музыка. Сочинения, посвященные героике, эпосу, драме (М. Глинка, М. Мусоргский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, К.-В. Глюк, В.-А. Моцарт, Л. Бетховен, А. Скрябин, Г. Сви­ридов, А. Шнитке, Ч. Айвз и др.). Музыка к кинофильмам (С. Прокофьев, Р. Щедрин, Э. Артемьев, А. Петров, М. Та-ривердиев, Н. Рота и др.).

Литература. Русская поэзия и проза (Н. Гоголь, А. Блок, Б. Пастернак и др.).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы С. Эйзен­штейна, Н. Михалкова, Э. Рязанова и др. Экранизации опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся:

Создание или воспроизведение в образной форме сообще­ния друзьям, согражданам, современникам, потомкам с по­мощью выразительных средств разных искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или с помощью информационных технологий. Передача возможным представителям внеземной цивилизации информации о со­временном человеке в образно-символической форме. Выбор из золотого фонда мирового искусства произведения, наибо­лее полно отражающего сущность человека. Обоснование сво­его выбора.



Раздел 4. Красота в искусстве и жизни (10 часов)

Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков)  человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи. Поэтизация обыденности. Красота и польза.

Примерный художественный материал:

Знакомство с произведениями выдающихся русских мастеров изобразительного искусства и архитектуры (А. Рублев, ДИОНИСИЙ, В.В. Растрелли, Э.М. Фальконе, В.И. БАЖЕНОВ, Ф.С. РОКОТОВ, А.Г. Венецианов, И. МАРТОС, К.П. БРЮЛЛОВ, А.А. ИВАНОВ, В.И. Суриков, И.Е. Репин, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.М. Васнецов, М.А. Врубель, Б.М. Кустодиев, В.А. СЕРОВ, К.С. ПЕТРОВ-ВОДКИН, С.Т. КОНЕНКОВ, В.И. МУХИНА, В.А. ФАВОРСКИЙ).

Зарубежное изобразительное искусство и архитектура. Знакомство с основными этапами развития зарубежного искусства (виды, жанры, стили).

Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с сим­волами красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музы­ке и других искусствах.

Изобразительное искусство. Скульптурный портрет Не­фертити, скульптура Афродиты Милосской, икона Владимир­ской Богоматери, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи; скульп­турные и живописные композиции («Весна» О. Родена, «Вес­на» С. Боттичелли и др.). Живопись (Ж.-Л. Давид, У. Тернер, К.-Д. Фридрих, Ф. Васильев, И. Левитан, А. Куинджи, В. По­ленов и др.). Женские образы в произведениях Ф. Рокотова, Б. Кустодиева, художников-символистов.

Музыка. Сочинения, посвященные красоте и правде жиз­ни (Д. Каччини, И.-С. Бах, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, И. Штра­ус, Э. Григ, Ж. Визе, М. Равель, М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В. Кикта, В. Гаврилин и др.). Исполнительские интерпретации классической и современ­ной музыки.

Литература. Поэзия и проза (У. Шекспир, Р. Берне, А. Пушкин, символисты, Н. Гоголь, И. Тургенев, И. Бунин, Н. Заболоцкий).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы Г. Алек­сандрова, Г. Козинцева, А. Тарковского, С. Бондарчука, Ю. Норштейна, М. Формана. Экранизация опер и балетов (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся:

Передача красоты современного человека средствами лю­бого вида искусства: портрет в литературе (прозе, стихах), ри­сунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж).

Передача красоты различных состояний природы (в ри­сунке, живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом произведении). Показ красоты человеческих отношений сред­ствами любого вида искусства.

Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе (8 часов)

Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арттерапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др.

Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.

Исследовательский проект.

Художественно-творческая деятельность:

Исследовательский проект: «Полна чудес могучая приро­да». Создание художественного замысла и воплощение эмо­ционально-образного содержания весенней сказки «Снегуроч­ка» средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр).





9 класс

Раздел 1. Воздействующая сила искусства (9 часов)

Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств.

Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека. Синтез искусств в архитектуре. Виды архитектуры (культовая, светская, ЛАНДШАФТНАЯ, градостроительство). Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, ТЕКТОНИКА, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объем, ФАКТУРА И ЦВЕТ МАТЕРИАЛОВ). Связь архитектуры и дизайна (промышленный, рекламный, ЛАНДШАФТНЫЙ, ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА И ДР.) в современной культуре.

Примерный художественный материал:

Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека (внушающая сила, воздействие на эмоции, манипуляция сознанием, поднятие духа и т. п.).Протест против идеологии социального строя в авторской песне, рок-музыке.

Изобразительное искусство. Наскальная живопись, язы­ческие идолы, амулеты. Храмовый синтез искусств. Триум­фальные арки, монументальная скульптура, архитектура и др. Искусство Великой Отечественной войны (живопись А. Дейнеки, П. Корина и др., плакаты И. Тоидзе и др.). Рек­лама (рекламные плакаты, листовки, клипы), настенная жи­вопись (панно, мозаики, граффити).

Музыка. Языческая культура дохристианской эпохи (риту­альные действа, народные обряды, посвященные основным ве­хам жизни человека). Духовная музыка «Литургия», «Всенощное бдение», «Месса» и др.). Музыкальная классика и массовые жанры (Л. Бетховен, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Прокофь­ев, массовые песни). Песни военных лет и песни на военную тему. Музыка к кинофильмам (И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Рыбников и др.). Современная эстрадная оте­чественная и зарубежная музыка. Песни и рок-музыка (В. Вы­соцкий, Б. Окуджава, А. Градский, А. Макаревич, В. Цой и др., современные рок-группы). Компенсаторная функция джаза (Дж. Гершвин, Д. Эллингтон, Э. Фицджеральд, Л. Утесов, А. Цфасман, Л. Чижик, А. Козлов и др.).

Литература. Произведения поэтов и писателей XIX— XXIвв. Поэзия В. Маяковского. Стихи поэтов-фронтовиков, поэтов-песенников.

Синтез искусств в театре. Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля. Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Художники театра (В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, В.Ф. РЫНДИН, Ф.Ф. ФЕДОРОВСКИЙ И ДР.).

Экранные искусства, театр. Рекламные видеоклипы. Кинофильмы 40—50-х гг. XXв.

Экранизация опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся:

Показ возможностей манипуляции сознанием человека средствами плаката, рекламной листовки, видеоклипа и др., в которых одно и то же явление представлено в позитивном или негативном виде.

Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах.

Создание эскиза для граффити, сценария клипа, раскад­ровки мультфильма рекламно-внушающего характера.

Подбор и анализ различных художественных произведе­ний, использовавшихся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей.

Создание художественного замысла и воплощение эмоци­онально-образного содержания музыки сценическими сред­ствами.

Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее (7 часов)

Порождающая энергия искусства – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.

Примерный художественный материал:

Постижение художественных образов различных видов ис­кусства, освоение их художественного языка. Оценка этих произведений с позиции предвосхищения будущего, реаль­ности и вымысла.

Изобразительное искусство. «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина, «Большевик» Б. Кустодиева, «Рождение новой планеты» К. Юона, «Черный квадрат» К. Малевича, «Герника» П. Пикассо и др. (по выбору учителя). Произведе­ния Р. Делоне, У. Боччони, Д. Балла, Д. Северини и др. Живопись символистов (У. Блэйк, К. Фридрих и др.).

Музыка. Сочинения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке и др. Музыкальные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор). Цветомузыка, компьютерная музыка, лазерные шоу (Н. Римский-Корсаков, А. Скрябин,   Артемьев, Э. Денисов, А. Рыбников, В. Галлеев, Ж.-М. Жарр и др.). Авангардная музыка: додекафония, серийная, конкрет­ная   музыка,   алеаторика   (А. Шенберг,   К. Штокхаузен, Айвз и др.). Рок-музыка.

Литература. Произведения Р. Брэдбери, братьев Стру­гацких, А. Беляева, И. Ефремова и др. (по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Воспоми­нания о будущем» X. Райнла, «Гарри Поттер» К. Коламбуса, «Пятый элемент» Л. Бессона, «Солярис» А. Тарковского, «Ка­питан Немо» В. Левина и др. (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся:

Анализ явлений современного искусства (изобразительно­го, музыкального, литературы, кино, театра) с целью выявле­ния скрытого пророчества будущего в произведениях совре­менного искусства и обоснование своего мнения.

Составление своего прогноза будущего средствами любого вида искусства.

Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Художник-творец-гражданин - выразитель ценностей эпохи.

Создание компьютерного монтажа фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний) на тему «Музыка космоса».
Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция (10 часов)

Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии. Изображение в фотографии и живописи. Особенности художественной фотографии. Создание художественного образа в фотоискусстве. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Фотохудожники - мастера российской и зарубежной школ.

Специфика изображения в полиграфии. Массовость и общедоступность полиграфического изображения. Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др. Искусство книги. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги (Г. ДОРЕ, И.Я. Билибин, В.В. ЛЕБЕДЕВ, В.А. Фаворский, Т.А. МАВРИНА И ДР.). Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Народное художественное творчество. Древние корни народного художественного творчества, специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства. Связь времен в народном искусстве. РАЗЛИЧЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НАРОДНОГО (ФОЛЬКЛОРНОГО) ИСКУССТВА ОТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО. Орнамент как основа декоративного украшения. РАЗЛИЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РУССКОГО ОРНАМЕНТА И ОРНАМЕНТОВ ДРУГИХ НАРОДОВ РОССИИ, НАРОДОВ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН. Древние образы в произведениях народного декоративно-прикладного искусства. Истоки и современное развитие народных промыслов России (ДЫМКОВСКАЯ, ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКИ; ГЖЕЛЬ, ЖОСТОВО, ГОРОДЕЦ, ХОХЛОМА).

Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении.

Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Фрагменты фильмов (С.М. Эйзенштейн "Броненосец Потемкин", С.П. Урусевский "Летят журавли" и др.). Мастера кино (С.М. Эйзенштейн, А.П. ДОВЖЕНКО, Г.М. КОЗИНЦЕВ, А.А. ТАРКОВСКИЙ И ДР.). Телевизионное изображение, его особенности и возможности.

Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.

Примерный художественный материал:

Изучение особенностей художественных образов различ­ных искусств, их оценка с позиций эстетических и практи­ческих функций. Знакомство с формированием окружающей среды архитектурой, монументальной скульптурой, декоратив­но-прикладным искусством в разные эпохи.

Изобразительное искусство. Здания и архитектурные ансамбли, формирующие вид города или площади (Акрополь в Афинах, Соборная площадь Московского Кремля, панора­ма Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербур­ге и др.), монументальная скульптура («Гаттамелата» Донател­ло, «Медный всадник» Э. Фальконе и др.); предметы мебели, посуды и др. Дизайн современной среды (интерьер, ланд­шафтный дизайн).

Музыка. Музыка в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Музыка в звуковом и немом кино. Музыка в театре, на телевидении, в кино (на материале знакомых учащимся клас­сических музыкальных произведений — по выбору учителя).

Литература. Произведения русских и зарубежных писа­телей (А. Пушкин, Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, Н. Лес­ков, Л. Толстой, А. Чехов, С. Есенин и др.; У. Шекспир, Дж. Свифт, В. Скотт, Ж.-Б. Мольер и др.) (из программы по литературе — по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Мы из джаза» К. Шахна­зарова, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» В. Плучека и М. Микаэляна, «Шербургские зонтики» Ж. Де-ми, «Человек дождя» Б. Левинсона, «Мулен Руж» Б. Лурмэна и др. (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся: Использование языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности.

Выполнение проекта (рисунок, чертеж, макет, описание) какого-либо предмета бытового предназначения. Проектиро­вание детской игровой площадки; изготовление эскиза-про­екта ландшафтного дизайна фрагмента сквера, парка или ди­зайна интерьера школьной рекреации, столовой. Создание художественной фотографии, фотоколлажа, МУЛЬТФИЛЬМА, ВИДЕОФИЛЬМА, раскадровки по теме. Выражение в творческой деятельности своего отношения к изображаемому - создание художественного образа.

Оформление пригласительного билета, поздравительной открытки, эскиза одежды с использованием средств компью­терной графики.

Создание эскиза панно, витража или чеканки для украше­ния фасада или интерьера здания. Украшение или изготовле­ние эскиза украшения (художественная роспись, резьба, леп­ка) предмета быта.

Разработка и проведение конкурса «Музыкальные паро­дии». Разработка эскизов костюмов и декораций к школьно­му музыкальному спектаклю. Составление программы кон­церта (серьезной и легкой музыки), конкурса, фестиваля ис­кусств, их художественное оформление.

Проведение исследования на тему «Влияние классичес­кой популярной музыки на состояние домашних растений и животных».



Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя  (8 часов)

Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства -  новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства.

Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект.

Современное изобразительное искусство. Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях в искусстве XX в. (РЕАЛИЗМ, МОДЕРН, АВАНГАРД, СЮРРЕАЛИЗМ И ПРОЯВЛЕНИЯ ПОСТМОДЕРНИЗМА). ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖНИКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Вкус и мода.

Примерный художественный материал:

Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведе­ниями различных видов искусства.

Изобразительное искусство. Примеры симметрии и асимметрии в искусстве и науке. Примеры понимания красо­ты в искусстве и науке: общее и особенное. Геометрические построения в искусстве (примеры золотого сечения в разных видах искусства). Изображение различных представлений о си­стеме мира в графике. Декоративные композиции М. Эшера.

Музыка. Миниатюры, произведения крупной формы. Во­кально-хоровая, инструментально-симфоническая, сценическая музыка различных стилей и направлений (по выбору учителя). Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и куль­туры (А. Бородин, М. Чюрленис, С. Рихтер, В. Наумов, С. Юдин, А. Эйнштейн и др.).

Литература. Известные поэты и писатели о предназна­чении творчества (У. Шекспир, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, С. Есенин, И. Бунин, И. Шмелев — из програм­мы по литературе по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Гамлет» Г. Козинцева, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Обыкновенное чудо», «Юнона и Авось» М. Захарова, «Небеса обетованные» Э. Рязанова, «Странствия Одиссея» А. Михалкова-Кончаловского, «Вестсайдская история» Д. Роббинса и Р. Уайза, «Страсти Христовы» М. Гибсона, «Призрак оперы» Д. Шума­хера и др. (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся:

Исследовательский проект по выбору учащихся. Создание компь­ютерной презентации, театрализованных постановок, видео - и фотокомпозиций, участие в виртуальных и реальных путеше­ствиях, проведение конкурсов чтецов, музыкальных конкурсов.



3. материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Технические средства обучения

  • Компьютер с динамическими колонками

  • Проектор

  • Экран

  • Музыкальный центр

4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Учащиеся должны знать/понимать:

- о жанрах и стилях классического и современного искусства, особенностях художественного языка и музыкальной драматургии;

- определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств выразительности;

- имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т.д, узнавать наиболее значимые их произведения.

- знать наиболее крупные художественные музеи России и мира.
Уметь:

- давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;

- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- восприятия и оценки произведений искусства; - самостоятельной творческой деятельности;

- исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;

- выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

- использовать знания о музыке и музыкантах, художниках, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.

- размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;

- анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;

- организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;

- мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;

- воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.

- воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искус­ства;

- понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, пред­ставленных в произведениях искусства, делать выводы и умо­заключения;

- описывать явления музыкальной, художественной куль­туры, используя для этого соответствующую терминологию;

- структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников;

- применять умения и на­выки в каком-либо виде художественной деятельности;

- ре­шать творческие проблемы.

5. Критерии оценивания


Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по предмету «Искусство». Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на задан­ную тему, показывать его умение применять определения, правила в кон­кретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Отметка "5" ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный ма­териал, даёт правильное определенное языковых понятий; 2) обнаружива­ет понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учеб­нику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последова­тельно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понима­ние основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке пра­вил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суж­дения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошиб­ки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспо­рядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие не­достатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятстви­ем к успешному овладению последующим материалом.

Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовремен­ный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определен­ное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащего­ся, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на прак­тике.



Выведение итоговых отметок

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по предмету «Искусство»: усвоение теоретического материала, овладе­ние умениями, речевое развитие.

Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при ее определе­нии следует считать фактическую подготовку ученика по всем показате­лям ко времени выведения этой отметки. Однако для того, чтобы стиму­лировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.
При оценивании проекта можно выделить следующие критерии оценки:

- значимость и актуальность выдвинутых проблем;

- корректность используемых методов исследования;

- активность каждого участника проекта;

- доказательность принимаемых решений;

- умение аргументировать свои заключения, выводы;

- эстетика оформления;

- умение отвечать на вопросы оппонентов.


Виды организации учебной деятельности:

  • самостоятельная работа

  • творческая работа

  • проект и его презентация


Формы контроля:

- наблюдение; самостоятельная работа; тест; защита проекта.



календарно - Тематическое планирование

8 класс (34 ч)

п/п

Тема урока,

тип урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

Домашнее задание

Дата проведения

П Ф




РАЗДЕЛ 1. ИСКУССТВО В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА (3 ч)




1

Искусство вокруг нас

Урок изучения нового материала.

Урок-беседа

1

Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примерах первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора.

* Представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества. * Наблюдать (воспринимать) произведения искусства, смысл художественного образа. * Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения. * Соотносить характер звучащей музыки с образным строем архитектурных памятников, особенности одежды (костюмов) разных эпох и народов. * Воспринимать художественные произведения разных видов искусства, выражать свое отношение к ним, понимать специфику художественного образа в разных видах искусства, особенности языка, художественных средств выразительности изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино. * Различать виды, стили и жанры искусства. * Знать (понимать) смысл употребляемых терминов.

Устный опрос

С.5-9 ответить на вопросы

 5.09-9.09







2

Художественный образ – стиль – язык.

Урок изучения нового материала.

Урок-беседа

1

Виды искусства. Классические и современные образцы профессионального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино. Художественный образ – стиль – язык.

Устный опрос

С.10-13 ответить на вопросы

 12.09-16.09







3

Наука и искусство.

Урок - обзорная лекция

1

Знание научное и знание художественное. Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметы материальной культуры в контексте разных стилей. Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.

Устный опрос

С.15

ответить на вопросы



 19.09-23.09







РАЗДЕЛ 2. ИСКУССТВО ОТКРЫВАЕТ НОВЫЕ ГРАНИ МИРА (7 ч)

Устный опрос


















 21.09-26.09




4

Искусство рассказывает о красоте Земли.

Урок изучения нового материала.

Урок-беседа

1

Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знания и представления о мире.

* Наблюдать жизненные явления и сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства. * Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства. * Соотносить особенности композиции в воплощении художественных образов живописи, музыки.

С.23

Творч. задание



26.09-30.09







5

Пейзаж – поэтичная и музыкальная живопись.

Комбинированный урок

Традиционный урок.


1

Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве.

Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе.



* Подбирать музыкальные произведения, созвучные картинам русских художников; живописные полотна, созвучные литературным образам и др. * Обосновать выбор художественного произведения для компьютерной презентации на тему «Пейзаж в литературе, музыке, живописи». * Находить сходные и различные черты, выразительные средства, воплощающие отношения творца к природе. * Знакомиться с современными аранжировками классических музыкальных произведений, оценивать их художественную значимость. * Сопоставлять язык различных направлений портретной живописи, определять выразительность линий, цвета, ритма композиции. * Устанавливать ассоциативные связи между слуховыми и зрительными образами-представлениями, анализировать средства музыкальной выразительности, воплощающие характеры героев и персонажей. * Осуществлять перевод художественных впечатлений с языка музыки на язык литературный (поэтический), язык жестов, графики. * Ориентироваться в системе ценностей, представленных в произведениях музыкального и изобразительного искусства.

Устный опрос

Подобрать репродукции пейзажей, подгот. презентац. по теме

3.10-7.10 







6

Как начиналась галерея. Зримая музыка.

Урок закрепления

Урок - собеседование

1

Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познание мира и самого себя. Открытие предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства.

Устный опрос

С.33

10.10-14.10







7

Человек в зеркале искусства: жанр портрета.

Урок закрепления.

Традиционный урок.

1

Изображение человека в скульптуре, живописи, графике. Автопортрет. Изображение детей в русском искусстве.

Устный опрос

С.35 ответить на вопросы

Портретная галерея на выбор (комп. презентац)



17.10-21.10







8

Портреты наших великих

соотечественников.
Урок закрепления.

Традиционный урок.

1

Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи и кино. Портреты наших великих соотечественников.

Устный опрос

С.37

24.10-28.10







9

Музыкальный портрет. Александр Невский. Портрет в литературе и кино.

Урок повторения

Традиционный урок.

1

Музыкальный фольклор. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские народные предания, былины. Жития святых. Лирическая поэзия. Духовные песнопения.

Какие художественные средства необходимы для создания портрета в литературе. Видение мира с помощью слова.



Устный опрос

С.41

творч. задание



С.44

7.11-11.11







РАЗДЕЛ 3. ИСКУССТВО КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПОСОБ ОБЩЕНИЯ (7 ч)




10

(1)

Мир в зеркале искусства.

Комбинированный

урок.

Урок-беседа.

1

Искусство как проводник духовной энергии. Произведения отечественного и зарубежного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей.

* Понимать роль искусства в жизни человека и общества. * Воспринимать произведения разных видов искусства, анализировать особенности их языка и соотносить их с эпохой. * Прочитывать информацию, заключенную в памятниках культуры. * Раскрывать специфику искусства и его особенности как универсального способа общения. * Интерпретировать содержание (смысл, художественную информацию) шедевров мирового музыкального искусства с позиций их эстетической и нравственной ценности. * Знать музеи, художественные галереи, архитектурные памятники мирового значения и своего края. * Готовить рассказ о значимых культурно-исторических объектах своего края. * Участвовать в разных видах художественно-исполнительской деятельности. * Понимать значение классического и современного искусства в общении людей разных стран, различных национальностей и культур. * Различать знаки и символы искусства. *Знать и понимать символику основных религиозных обрядов, изображения святых (иконы)

Устный опрос

С.47 ответить на вопросы

14.11-18.11







11

(2)

Роль искусства в сближении народов.

Урок изучения нового материала.

Урок-беседа.

1

Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох.

Устный опрос

Нарисовать афишу

21.11-25.11







12

(3)

Искусство художественного перевода – искусство общения.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Традиционный урок

1

Как происходит передача сообщения в искусстве? Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Эмоционально-образный язык символов, метафор, аллегорий в росписи, мозаике. Графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе.

Устный опрос

Сообщение по теме

29.11-2.12







13

(4)

Искусство– проводник духовной энергии.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Традиционный урок.

1

Знаково-символический характер искусства. Знаки и символы в натюрмортах, пейзажах, в жанровых картинах. Символика архитектуры, скульптуры, живописи.

Устный опрос

Презентация по теме

5.12-9.12







14

(5)

Художественные послания предков.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок-беседа.

1

Передача информации современникам и последующим поколениям: росписи, мозаики, миниатюры, графика, живопись, карикатура. Передача информации в музыке. Интонационные символы лирики, героики, эпоса, драмы.

Устный опрос

С.65

творч. задание



12.12-16.12







15

(6)

Символы в жизни и искусстве.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок-беседа.

1

Образы и символы в русской поэзии и прозе.




Презентац. по теме.

Подгот. к контрольному уроку



19.12-23.12







16

(7)

Музыкально-поэтическая символика огня.

Урок контрольный.

Урок - зачёт.

1

Образная символика кинофильмов. Экранизация опер, балетов, мюзиклов.

тестирование

С.73 Сообщение по теме

26.12-29.12







РАЗДЕЛ 4. КРАСОТА В ИСКУССТВЕ И ЖИЗНИ (10 ч)







17

(1)

Что есть красота.

Комбинированный

урок.

Урок-беседа

1

Способность искусства дарить людям

чувство эстетического переживания.

Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с эталонами красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах.


* Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусства

Устный опрос

С.75 ответить на вопросы

11.01-13.01







18-19

(2-3)

Откровенье вечной красоты.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок - диспут.

2

Символы красоты: скульптурный и живописный портреты, икона; скульптурные и живописные композиции.

* Понимать общее и особенное в произведениях изобразительного искусства и в художественной фотографии; в произведениях литературы и музыки. * Устанавливать образно-ассоциативные связи между памятниками архитектуры, произведениями музыкального, изобразительного искусства и литературы. * Создавать композицию на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент). * Наблюдать за развитием музыки, понимать значение контраста в создании гармонии целого как выражения красоты. * Выявлять особенности представлений человека о красоте в разные эпохи, в разных слоях общества. Подбирать музыкальные произведения, соответствующие времени. * Различать жанры искусства и их роль в жизни человека. * Понимать значения символов культуры. * Различать истинные и ложные ценности, понимать самоценность различных явлений. * Анализировать и оценивать произведения различных видов искусства, знать специфические особенности языка.

Устный опрос

С.79 ответить на вопросы

16.01-20.01

23.01-27.01









20-21

(4-5)

Есть ли у красоты свои законы.

Комбинированный

урок.

Урок-беседа.

2

Законы красоты. Композиция. Гармония. Ритм. Симметрия.

Устный опрос

Составить композиц. архитектурного пейзажа

30.01-3.02

6.02-10.02









22-23

(6-7)

Всегда ли люди одинаково понимали красоту.

Урок повторения.

Урок – дискуссия.

2

Понимание красоты в различных художественных стилях и направлениях. Женские образы в произведениях художников. Красота и правда в музыкальных произведениях различных жанров и стилей.

Устный опрос

С.85 творч. задание

13.02-17.02

20.02-24.02









24

(8)

Великий дар творчества: радость и красота созидания.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок - диспут.

1

Мастерство исполнительских интерпретаций классической и современной музыки.

Устный опрос

Подобрать музыку для прослушивания по теме

27.02-3.03







25

(9)

Как соотносится красота и польза.

Комбинированный урок.

Урок-беседа.


1

Передача красоты современного человека средствами различных видов искусства: портрет в литературе (прозе, стихах), рисунке, живописи, фотографии. Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, живописи, фотографии, музыке, литературе). Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства.

Устный опрос

С.91 ответить на вопросы

6.03-10.03







26

(10)


Как человек реагирует на явления в жизни и в искусстве.

Комбинированный урок.

Урок - беседа.

1

Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве.

Устный опрос

С.93 ответить на вопросы

13.03-17.03







РАЗДЕЛ 5. Прекрасное пробуждает доброе ( 8 ч)



















29.02-5.03

27-28

(1-2)

Преобразующая сила искусства.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок - беседа.

2

Постижение художественных образов разных видов искусства, воплощающих черты человека, его стремление к идеалу, поиск истины, добра и красоты.

Героический пафос в монументальной скульптуре. Поэтизация образа матери. Красота творческого порыва в живописи, скульптуре, рисунках, фотографиях музыкантов-исполнителей, художников, артистов.



* Размышлять о произведениях искусства, выявляя важные, значимые жизненные проблемы. * Составлять программы концертов (классическом музыки, авторской песни, современных композиций)

Устный опрос

Прочитать, посмотреть кинофильм, мультфильм по сказке «Снегурочка»

20.03-24.03

3.04-7.04









29-30-31-32

(3

-4

-5

-6)

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка»

Урок контрольный.

Защита проекта

4

Красота природы родной земли. Лирические образы в вокальной и инструментальной музыке. Поэтика и народная мораль в сказочных образах. Идеал человека в искусстве.

Сказка в театре и кино.



* Разрабатывать художественную идею в замысле совместного проекта. * Определять свою роль (участие) в проекте. * Намечать способы реализации собственной исследовательской и художественно-практической деятельности. * Общаться и взаимодействовать в процессе подготовки и осуществления проекта. * Осуществлять презентацию проекта в рамках класса.

Устный опрос

Подготовить проект в черновиках.

Подготовиться к защите проекта по теме



10.04-14.04

17.04-21.04

24.04-28.04

2.05-5.05









33-34

(7-8)

Искусство в жизни современного человека.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок - беседа.

2

Заключительные уроки. Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека (Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества).

* Умение рассуждать и аргументировать свои ответы.

Итоговый устный опрос по обобщению.




8.05-12.05

15.05-19.05












Резерв

1













22.04-25.05









Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет