Рабочая программа по этике С. 5 8 Планы семинарских занятий для студентов заочной формы обучения



бет1/7
Дата28.04.2016
өлшемі1.52 Mb.
түріРабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМЛЕКС

ПО КУРСУ «ЭТИКА»
1. Сводная таблица контроля С. 2
2. Выписка из ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (квалификация (степень) "БАКАЛАВР")

С. 3 - 4


3. Рабочая программа по этике С. 5 - 8
4. Планы семинарских занятий для студентов заочной формы обучения

С. 9


5. Методические рекомендации по самостоятельному изучению курса «Этика»

С. 10


6. Методические рекомендации по выполнению письменных работ (рефераты)

С. 11 - 14

7. Планы семинарских занятий для студентов очной формы обучения

С. 15 - 23

8. Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов очной формы обучения по дисциплине «Этика» С. 24 - 25
9. Фонд оценочных средств для ликвидации задолженности по модулям дисциплины «Этика» С. 26 - 30
10. Вопросы для самопроверки С. 31- 32
11. Вопросы к экзаменационному зачету для студентов всех форм обучения

С. 33- 34


12. Дидактические материалы С. 35- 52
13. Установочная и обзорная лекции С. 53- 69
14. Проверочные тесты. С. 70- 72

15..Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины: С. 73- 75

- перечень основной литературы,

- перечень доп. литературы,

- интернет ресурсы
16.Сведения о научно-исследовательской работе преподавателя за последние 5 лет

С. 76
17. План работы научного кружка С. 77



1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины

составляет 2 зачетных единицы, 72 часа
Тематический план (очная форма обучения)





. Раздел учебной дисциплины


лекции

практические

занятия


СРС


Всего часов

1

Этика как нравственная философия Этические основания профессии

юриста



2

4

30

36

2

Профессиональная этика юриста

2

4

30

36




Итого

4

8

60

72


Тематический план (заочная форма обучения)





. Раздел учебной дисциплины


лекции

практические

занятия


СРС


Всего часов

1

Этика как нравственная философия Этические основания профессии

юриста



2

2

33

37

2

Профессиональная этика юриста




2

33

35




Итого

2

4

66

72


2.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 030900 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ

(СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР") ( извлечение)
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 030900 Юриспруденция образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Структура ООП бакалавриата

┌─────┬────────────────────────────┬─────────┬─────────────────┬──────────┐

│ Код │ Учебные циклы и │Трудо- │ Перечень │Коды │

│ УЦ │проектируемые результаты их │емкость │ дисциплин для │формируе- │

│ ООП │ освоения │(зачетные│ разработки │мых │

│ │ │единицы) │ примерных │компетен- │

│ │ │<**> │программ, а также│ций в │

│ │ │ │ учебников и │УЦ ООП │

│ │ │ │ учебных пособий │ │

├─────┼────────────────────────────┼─────────┼─────────────────┼──────────┤

│Б.1 │Гуманитарный, социальный и │ 24 - 30 │ │ОК-1 - 9 │

│ │экономический цикл │ │ │ОК-13 │

│ │Базовая (обязательная) часть│ 14 │ │ПК-16 - 19│

│ │В результате изучения │ │

│ │базовой части цикла │ │ │ │

│ │обучающийся должен: │ │Профессиональная │ │

│ │знать: │ │этика │ │

│ │


│ │ основные этические │ │ │ │

│ │понятия и категории, │ │ │ │

│ │содержание и особенности │ │ │ │

│ │профессиональной этики в │ │ │ │

│ │юридической деятельности, │ │ │ │

│ │возможные пути (способы) │ │ │ │

│ │разрешения нравственных │ │ │ │

│ │конфликтных ситуаций в │ │ │ │

│ │профессиональной │ │ │ │

│ │деятельности юриста; │ │ │ │

│ │сущность профессионально- │ │ │ │

│ │нравственной деформации и │ │ │ │

│ │пути ее предупреждения и │ │ │ │

│ │преодоления; понятие │ │ │ │

│ │этикета, его роль в жизни │ │ │ │

│ │общества, особенности │ │ │ │

│ │этикета юриста, его основные│ │ │ │

│ │нормы и функции; │ │ │ │

│ │уметь: │ │ │ │

│ │ │ │ │

│ │ оценивать факты и явления │ │ │ │

│ │профессиональной │ │ │ │

│ │деятельности с этической │ │ │ │

│ │точки зрения; применять │ │ │ │

│ │нравственные нормы и правила│ │ │ │

│ │поведения в конкретных │ │ │ │

│ │жизненных ситуациях; │ │ │ │

│ │владеть: │ │ │ │

│ │


│ │ │ │

│ │навыками оценки своих │ │ │ │

│ │поступков и поступков │ │ │ │

│ │окружающих с точки зрения │ │ │ │

│ │норм этики и морали; │ │ │ │

│ │навыками поведения в │ │ │ │

│ │коллективе и общения с │ │ │ │

│ │гражданами в соответствии с │ │ │ │

│ │нормами этикета. │ │ │ │
КонсультантПлюс: примечание. Нумерация разделов дана в соответствии с официальным текстом документа.

3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (ПРОГРАММА КУРСА)
Раздел I. ЭТИКА КАК НРАВСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ.

ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОФЕССИИ ЮРИСТА

Тема 1. Предмет этики и проблема соотношения нравственности и права

Этика как практическая философия. Нравственность и мораль: общее и особенное. Нравственность и мораль в их развитии. Проблема происхождения нравственности и варианты ее решения (теологический, соци-льно-исторический, натуралистический и др.). Возникновение нравственных норм, запретов и обычаев в условиях родового общества. Первобытное равенство и коллективизм. Сословно- корпоративная мораль Древнего мира. Золотое правило нравственности. Христианская мораль Средневековья. Индивидуализм как нравственный принцип буржуазного общества. Морально-нравственный кризис современной цивилизации и проблема нравственного прогресса.

Понятие и феноменология морали. Структура и функции морали. Общественное и индивидуальное нравственное сознание. Нравственная деятельность и профессионализм. Нравственные отношения и право. Нравственная деятельность как способ реализации нравственных ценностей. Моральный выбор как результат «противоборства» разума и чувств. Проблема нравственной личности. Нравственный выбор и моральный конфликт. Мораль и польза. Всеобщие нормы нравственности и национальные, религиозные, профессиональные моральные ценности. Противоречие между сущим и должным как источник развития нравственности. Корни перативности морали: религиозный и философский подходы. Функции морали и задачи этики. Уровни и виды этического знания. Этика долга и этика добродетелей. Прикладная и профессиональная этики в контексте потребностей современного общества. Проблема соотношения нравственности и права: реальность и перспективы. Право как минимум нравственности: аргументы «за» и «против».

Тема 2. История этических учений

Этика Древней Индии и Древнего Китая: общая характеристика. Основные этические идеи Вед, буддизма и джайнизма. Этические воззрения в даосизме и конфуцианстве: сравнительный анализ. Нравственная философия древних греков и римлян: предпосылки и общая характеристика. Этический релятивизм софистов. Этический рационализм Сократа. Сократические школы: гедонизм киренаиков, ригоризм киников. Этическое учение Платона. Аристотель «Никомахова этика»: создание этики как специфической отрасли философского знания. Единство этики и политики. Аристотелевское учение о добродетелях. Эвдемонизм Эпикура и нравственный ригоризм стоиков: сравнительный анализ.

Мораль иудаизма и христианства: общее и особенное. Общечеловеческое значение принципа любви в христианстве. Аврелий Августин о свободной воле и предопределении.

Своеобразие принципов и норм мусульманской этики.

Этические воззрения зрелого и позднего Средневековья. Гуманистическая этика Возрождения. Человеческая рациональность как основа нравственности в этической рефлексии Нового времени. Концепция нравственного преобразования «природного индивида и эгоиста» в «разумного эгоиста».

Этика долга и концепция взаимодополнительности морали и права в философии И. Канта. Г.-В.-Ф. Гегель: мораль и нравственность в системе общественных отношений. Этический принцип любви в антропологии Л. Фейербаха.

Кризис классической этики и антинормативистский поворот в этике ХIХ века. Гуманистическая сущность критики капитализма в марксистской этике. Идея сострадания в этике А. Шопенгауэра и учение о сверхчеловеке Ф. Ницше.

Экзистенциалистская этика о трагизме человеческого существования и приоритете свободного выбора (С. Кьеркегор, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю).

Благоговение перед жизнью (А. Швейцер). Нравственная дилемма современного человека: «быть или иметь» (Э. Фромм).

Этический релятивизм прагматизма и теория справедливости Дж. Ролса. Постмодернизм как крайняя форма антинормативистской критики морали.

Этика в России ХIХ–ХХ веков: своеобразие, основные идеи и представители. Этика ненасилия Л.Н. Толстого. Трактовка В.С. Соловьевым соотношения права и нравственности. Смысл жизни в представлениях русских идеалистов. Проблемы этики в трудах советских философов.

Тема 3. Основные нравственные ценности и категории этики

Нравственная аксиология. Понятие нравственного идеала и ценности. Формирование идеалов и ценностей как высших духовных потребностей человека. Императивность нравственных ценностей. Категории добра и зла в теоретической этике. Добро и зло как степень соответствия идеалу. Добро как ненасилие, цель и средство. Понятие добродетели. Понятие долга. Долг и личный интерес. Стыд и совесть. Свобода и ответственность: нравственный и правовой аспекты. Нравственная справедливость как основа социально-экономической и правовой справедливости. Правовые аспекты справедливости. Современные этические дискуссии о справедливости. Теория справедливости Дж. Ролза. Счастье как этическая категория. Стремление к счастью и соображения долга в жизни человека: возможности и пути гармонизации. Смысл жизни как нравственная ценность.



Тема 4. Актуальные проблемы этики и право

Нравственная онтология, аксиология и гносеология права. Этика права в структуре этического знания. Моральное содержание права как предмет этики права. Права человека как категория этики права. Основные понятия правовой этики. Понятия профессиональной чести, достоинства, долга, справедливости юриста. Нравственные принципы права: гуманизм, честь, толерантность и др. Нравственная культура работника правоохранительных органов. Моральные конфликты в профессиональной этике юриста. Субъект правовой и юридической этики: единство и различие. Перспективы правоприменения этики. Средства повышения эффективности использования этических норм в правовой сфере современного общества.

Этическая интерпретация актуальных правовых проблем. Амнистия как морально-этическая проблема. Этические проблемы пенитенциарной системы и правовой реабилитации.

Прикладные проблемы современной правовой этики. Нравственно-правовые аспекты проблем смертной казни, биоэтики, эвтаназии, клонирования, трансплантологии, экологической этики и др. Нравственно-правовая проблема генетического контроля. Мера его допустимости. Этико-правовые проблемы смены пола. Этичность позиции коллективного мнения и разделенной ответственности в данном вопросе (Ж. Бодрийяр «Прозрачность зла»). Наказание, его соразмерность преступлению. Анатомия наказания, по М. Фуко. Смертная казнь как исключительная мера наказания. Этические аргументы против смертной казни. Войны справедливые и несправедливые: критерии различения. Гаагские и Женевские конвенции как результат развития международного гуманитарного права. Профессиональные армии и всеобщая воинская обязанность: нравственно-правовые аргументы «за» и «против». Информационные войны. Нравственно-правовая оценка террора.

Этические истоки и следствия исследований искусственного интеллекта. Морально-правовые проблемы, связанные с распространением Интернета в России и мире. Этические характеристики виртуального общения.

Тема 5. Профессиональная этика и ее взаимосвязь с общей теорией морали. Виды профессиональной этики

Профессиональная этика как конкретизация общих нравственных принципов и норм применительно к особенностям профессиональной деятельности. Зависимость специфики профессиональной этики от социальных функций профессии.

Основные принципы профессиональной этики: беспристрастность, объективность, конфиденциальность, должное исполнение профессиональных обязанностей, честность, справедливость, отказ от несправедливого преимущества над другими, уважение права других быть самостоятельными, добровольное подчинение закону и др.

Проблемы соотношения и сосуществования принципов профессиональной этики. Социальные функции профессиональной этики: содействие успешному решению задач профессии; осредничество между интересами общества и интересами профессиональных групп населения; участие в согласовании интересов общества и личности; внедрение прогрессивных моральных ценностей в профессиональные отношения трудовой сферы общества. Профессиональная этика и позитивный имидж профессии.

Виды профессиональной этики как отражение специфических особенностей конкретных областей деятельности. Соотношение универсальной и функционально-дифференцированной, профессиональной этики. Основные виды профессиональной этики.

Раздел II. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЮРИСТА И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ФИЛОСОФИЕЙ МОРАЛИ

Тема 6. Основные особенности и разновидности юридической этики

Специфика профессиональной деятельности юриста, обусловленная особенностями его нравственного и социального положения. Формирование этики юриста на основе взаимосвязи правовых и моральных норм. Юридическая этика как вид профессиональной этики. Структура профессиональной этики юриста. Нравственные качества юриста. Моральные конфликты в профессиональной этике юриста. Профессиональные этические кодексы и комитеты в правовой деятельности.

Моральное сознание как регулятор профессионального поведения и взаимоотношений. Структура профессионально-нравственного сознания: моральные идеалы, ценности, принципы и нормы. Единство и различие нравственного и правового сознания. Приоритетный характер моральных стандартов.

Общая характеристика принципов юридической этики. Принцип гуманизма. Возрастание меры гуманности правовых отношений как проявление нравственно-правового прогресса в истории. Нравственное отношение к человеку как основной ценности. Приоритет защиты личности в уголовном законодательстве.

Гуманистическое содержание правоохранительной деятельности и ее выражение в профилактике, целях, средствах, методах борьбы с правонарушениями и преступностью. Основные направления процесса гуманизации правоохранительной системы.

Сущность и содержание принципа патриотизма. Патриотизм как моральный фактор профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов. Родина как социально-историческое, политико-правовое и моральное явление. Особенности патриотизма в условиях российского многонационального государства. Формы проявления национализма в России и задачи правоохранительных органов.

Принцип справедливости и законности в правоохранительной деятельности как правовая и нравственная норма. Справедливость как нравственный смысл норм и принципов права. Единство справедливости и юридической истины. Совесть как нравственно-психологический механизм принятия решений и внутренний регулятор нравственного отношения сотрудников правоохранительных органов к людям.

Профессиональная честь — моральная основа оценки заслуг сотрудника правоохранительных органов, сплоченности служебного коллектива. Содержание и особенности профессиональной чести сотрудников правоохранительных органов. Понятие «честь мундира».

Профессиональный долг и ответственность сотрудника правоохранительных органов. Взаимосвязь нравственной и правовой сторон в содержании служебной ответственности. Соотношение служебного и нравственного долга в деятельности сотрудников правоохранительных органов.

Независимость как принцип юридической этики. Трактовка понятия «независимость» в общей теории морали и в профессиональной этике. Соблюдение норм профессиональной этики и соблюдение принципа независимости как способ сохранения корпоративных прав и привилегий и способ обеспечения реальной защиты прав человека, общества и государства.



Тема 7. Нравственные основы законодательства о правосудии и правоохранительной деятельности

Нравственное содержание конституционных норм о правосудии и правоохранительной деятельности. Нравственные основы международно-правовых норм о правах человека. Всеобщая декларация прав человека о требованиях к организации правосудия и их нравственная сущность.

Международный пакт о гражданских и политических правах (19 декабря 1966 г.) о процессуальных гарантиях личности; его нравственная направленность и гуманитарный смысл.

Конституция РФ — развернутая система норм, создающих гарантии прав личности, включая гарантии справедливого правосудия, содержащие правовые и нравственные ценности.

Соотношение законности и нравственности в праве и правоохранительной деятельности. Нравственные нормы и принципы в материальном праве. Спра ведливость в уголовном процессе; роль закона и морали в ее обес печении. Нравственное содержание уголовно-процессуального законодательства РФ. Правовые и нравственные отношения в уголовном процессе.

Тема 8. Этика производства следственных действий и нравственная сущность деятельности прокурорского работника

Следственная этика как система нравственных принципов, норм и отношений, складывающихся в процессе раскрытияи расследования преступлений: между следователем, должностными лицами государственных органов, общественностью и отдельными гражданами.

Нравственные требования при производстве основных следственных действий. Нравственные основы избрания меры пресечения. Этика следователя в условиях конфликтной ситуации. Этика проведения допроса и очной ставки. Этический аспект применения следователем психологического воздействия в отношении подозреваемого. Этические основы взаимодействия следователя с гражданами.

Нравственные начала в деятельности прокурорского работника: гласность, независимость, беспристрастность и т. п. Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации.



Тема 9. Адвокатская этика

Понятие адвокатской этики. Место адвокатской этики в системе юридической этики. Судебная и адвокатская этика: общее и особенное. Значение этики в деятельности адвоката. Деятельность адвоката и истина: нравственно-аксиологические аспекты. Свобода и ответственность в деятельности адвоката. Основные принципы нравственного поведения адвоката: добросовестность, честность, правдивость, нравственный долг, уважение к суду и др. Нравственные аспекты адвокатской тайны. Нравственный выбор адвоката при решении вопроса об отказе от поручения. Нравственные основы содержания и специфика способов ведения дел адвокатом: подготовка к судебному разбирательству; участие в суде первой инстанции (представление доказательств, исследование доказательств) и т. п. Нравственные аспекты различных видов адвокатской деятельности. Значение морального престижа профессии адвоката для общества. Проблема ведения неправых дел. Этические аспекты договорных отношений клиента с адвокатами при оказании ими юридической помощи. Нравственная ценность целенаправленной деятельности адвоката в отстаивании правды



4. ПРАКТИЧЕСКИЕ (СЕМИНАРСКИЕ) ЗАНЯТИЯ. ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
Практическое занятие № 1 (2 часа)

Тема: История этических учений

1-е занятие

1. Моральный релятивизм софистов, отождествление истины и добродетели в философии Сократа.

2. Гедонизм киренаиков и ригоризм киников.

3. Объективность добра в этических представлениях Платона.

4. «Никомахова этика» Аристотеля и его учение о добродетелях.

5. Этический эвдемонизм Эпикура и ригоризм стоиков.

6. Этическое учение христианства. Общечеловеческое значение принципа любви.

Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т.4.: Мысль, 1984. Книги II, III, IV, V, VI.

Практическое занятие № 2 (2 часа)

Тема: История этических учений

1. Нравственные искания гуманистов эпохи Возрождения и этика «разумного эгоизма» Нового времени.

2. Этика долга и категорический императив И. Канта.

3. Идея сострадания в этике А. Шопенгауэра и мораль сверхчеловека Ф. Ницше. Этика экзистенциализма.

4. Этика ненасилия Л.Н. Толстого.

5. Нравственная философия всеединства В.С. Соловьева и проблемы права.



Задания для подготовки к практическому занятию:

— продумать материал лекции по истории этики;

— проанализировать основные этические идеи в следующих трудах:

Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Критика практического разума. СПб.: Наука, 1995. Раздел второй. Переход от популярной нравственной философии к метафизике нравственности.

Кант И.О поговорке «Может это хорошо в теории, но не годится на практике // Кант И. Критика практического разума. СПб.: Наука, 1995. Раздел второй. Переход от популярной нравственной философии к метафизике нравственности.

Ницше Ф. К генеалогии морали // Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т.2. М.: Мысль, 1990. Предисловие. Рассмотрение первое. «Добро и зло», «хорошее и плохое»;

— изучить рекомендованную учебную литературу;

— ознакомиться с книгой: А.А. Гусейнов. Великие моралисты. М., 1995;

ого «Без общины, без дома, без отечества!»?




5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

При изучении данной учебной дисциплины могут быть предусмотрены следующие виды самостоятельной работы студентов:

1) чтение и составление конспекта-комментария первоисточника по этике;

2) подготовка творческих работ, докладов, эссе для вынесения их на

обсуждение в ходе практического занятия;

3) подготовка к обсуждению доклада, эссе коллеги;

4) подготовка к тестированию;

5) подготовка и участие в дискуссии;

6) анализ этического кодекса предприятия, юридической фирмы и т.п.;

7) анализ конкретных ситуаций, в том числе профессиональных, связанных с применением нравственных норм и ценностей;

8) подготовка и участие в студенческих теоретических конференциях по нравственно-философской проблематике;

9) участие (по желанию) в работе научного студенческого кружка.



Модель (особенности) самостоятельной работы студентов по от-

дельным разделам и темам курса.

Особенности первого раздела курса предполагают регулярную и целенаправленную работу с первоисточниками нравственно-философского содержания. Важно подготовиться к подробному их разбору на практических занятиях. Это нужно для того, чтобы за самобытностью различных этико-философских идей и концепций в конечном счете увидеть достаточно строгую совокупность этических знаний и нормативных альтернатив.

Освоение материала второго раздела потребует привлечения и осмысления различных материалов прикладного и профессионального характера с ориентацией на последующее использование их в практической деятельности. Важно подняться до современного уровня понимания таких, к примеру, проблем, как насилие и ненасилие, смертная казнь, терроризм

и его последствия и т.п. При этом целесообразно прицельно выделять собственно профессиональные, юридические аспекты этих проблем.



Модель (особенности) самостоятельной работы студентов заочной

формы обучения.

Студентам заочной формы обучения предстоит самостоятельно распределить свое время на подготовку к итоговым занятиям, организовать процесс освоения предмета так, чтобы чувствовать себя достаточно уверенно на них. Следует активно использовать регулярные консультации преподавателей кафедры философии, пользоваться услугами сайта Акдемии, который предназначен для студентов-заочников.




6. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПИСЬМЕННОЙ РАБОТЫ (РЕФЕРАТА)

Реферат - (в даном случае) это письменное изложение сведений из источников (книг, статей, материалов из Интернета), освещающее (раскрывающее) заданную тему.

Такая работа приобщает к культуре научного труда и облегчает дальнейшее обучение в вузе.

Целями выполнения реферата для студента являются:

- овладение навыками определения проблемы, её актуальности,

- развитие умения формулировать конкретную тему, определяя рамки рассмотрения проблемы, определять цели, задачи,

- овладение начальными навыками поиска, отбора, переработки информации на определенную тему,

- развитие умений анализировать изученный материал, обобщать и систематизировать научный текст,

- повышение самооценки своего интеллектуального труда,

- выработка уверенности в достижении поставленных задач.

По типу реферат может быть:

· классификационным, позволяющим его автору обобщить материал, изучаемый в различных разделах курса;

· познавательным, позволяющим его автору изучить внепрограммный теоретический материал и показать его применение к решению задач основного курса;

· исследовательским, где основным содержанием реферата является цепочка задач, решаемых автором самостоятельно (это уже не вполне реферат, это более широкая работа).

По виду рефераты делятся на: монографические (результат переработки одного источника) и обзорные (результат переработки нескольких источников).
СТРУКТУРА И ОФОРМЛЕНИЕ РЕФЕРАТА

Независимо от темы каждая работа должна содержать несколько составляющих.

1. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Формат листа - А4. Поле сверху – 1 см (если нумерация сверху), поле справа и снизу – 1,5 см, поле слева – 2,5 см. (Такие же поля соблюдаются на всех последующих листах, которые нумеруются сверху по центру. Отсчёт начинается с титульного листа, но цифра на нём не ставится.)

Печатается весь реферат только на одной стороне листов, через 1,5 интервала; если печатать через 2 интервала, то объём реферата увеличится.

2.СОДЕРЖАНИЕ (или ОГЛАВЛЕНИЕ)
Содержит перечень заголовков всех разделов, глав и параграфов реферата с указанием соответствующих им страниц (напротив заголовка раздела ставится только цифра, обозначающая номер страницы, ни "стр." , ни "с." писать не надо).

3.ВВЕДЕНИЕ


Здесь обычно показывают:
· актуальность выбранной темы либо с научной точки зрения (невыясненность вопроса, многочисленные теории и споры), либо с позиций современности;

· причины её избрания;

· для кого она представляет интерес;

· перечень задач, которые учащийся ставит перед собой, чтобы решить их в процессе написания реферата;

· позиция автора реферата по отношению к проблемам, которые затрагивает тема;

· краткий анализ изученной литературы, её сильные и слабые стороны.

Текст введения может занимать 1-2 страницы (10% от общего объёма работы.)

4. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ РЕФЕРАТА


4.1. Содержание основной части.

В ней содержится материал, который был отобран учеником для рассмотрения темы, раскрывается поставленная во введении проблема и решается заявленный перечень задач на основе изученной литературы, других источников, собственного опыта.

4.2.Порядок оформления.

Основная часть должна быть разделена на главы и параграфы, которые озаглавливаются автором реферата. (Примерно, как это сделано в данном разделе об основной части реферата. Ясно, что в настоящей работе параграфы не будут такими краткими.) После заголовков точки не ставятся.


4.3.Правила раскрытия темы.

Тема раскрывается последовательно, с соблюдением логической преемственности между главами, в которых ученик самостоятельно делает выводы, опираясь на определённые факты.

Владеть материалом нужно настолько, чтобы возможно было делать сравнения сведений по теме из разных источников: уметь находить сходство и различие, оценивать степень доказательности утверждений и т.д.

Объём текста может колебаться от 5-10 до 15-20 страниц работы в общем.


5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В этом разделе обычно:

· подытоживаются и обобщаются выводы по главам (параграфам);

· обращается внимание на выполнение выдвинутых во введении целей и задач;

· определяется круг решённых и нерешённых проблем;

· указывается место данной темы в соответствующей области знаний и применения;

· предполагаются возможные межпредметные связи;

· намечаются перспективы дальнейшего исследования проблемы.

Объём – 10% от общего объема реферата (1-2 страницы).


6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Он завершает реферат в обязательном порядке. Список составляется строго по алфавиту, все источники нумеруются, описание источников делается по определённым правилам библиографии.
ТЕМЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ (РЕФЕРАТОВ)

1. Этика и метаэтика.

2. Негативная этика: «за» и «против».

3. Классификация этических учений: различные подходы.

4. Нормативные этики древности (талион, золотое правило нравственности, заповедь любви) и современность.

5. Этика Сократа, ее парадоксы и значение.

6. Добродетель как «золотая середина» в этике Аристотеля.

7. Эвдемонистическая этика Эпикура как «лекарство для души».

8. Фатализм и принцип природосообразности в этике стоиков.

9. Гуманистическая этика Возрождения.

10. Контуры «правильной жизни» в «Опытах» М. Монтеня.

11. Свобода и необходимость в учении Б. Спинозы.

12. Принцип «разумного эгоизма» и его обоснование мыслителями эпохи Просвещения.

13. Категорический императив и ригоризм И. Канта.

14. Этика «туизма» Л. Фейербаха.

15. К. Маркс о социально-исторической природе морали: нравственно-философская экспертиза.

16. От идеи сострадания А. Шопенгауэра к сверхчеловеку Ф. Ницше: прогресс или регресс?

17. Утилитаристские ориентации в этике ХХ века.

18. Этические аспекты философии экзистенциализма.

19. Нравственные доктрины современной православной и католической церкви: сравнительный анализ.

20. Гуманистическая этика Э. Фромма.

21. Этика «благоговения перед жизнью» А. Швейцера.

22. Этика ненасилия Л.Н. Толстого.

23. Проблема соотношения нравственности и права в учении В.С. Соловьева.

24. Натуралистическая концепция происхождения нравственности.

25. Понятие морали: различные подходы.

26. Представления о нравственном прогрессе в истории философии и культуры.

27. Проблема взаимосвязи основных категорий этики.

28. Нравственная аксиология и проблема приоритетных ценностей в современной России.

29. Проблема соотношения свободы и нравственности.

30. Юридическая деонтология: история и современность.

31. Роль нравственно-философской экспертизы в современном обществе.

32. Корпоративное этическое регулирование: история и современность.

33. Кодексы профессиональной этики: история и современность.

34. Презумпция невиновности в России — миф или реальность?

35. Этические аспекты решения вопроса о недопустимости доказательств.

36. Основа содержания судебного решения (приговора) — закон или мораль?

37. Морально-психологические особенности личности юриста.

38. Моральные особенности выступлений защитника.

39. Особенности нравственной оценки поведения следователя во время осмотра места происшествия.

40. Этические требования, предъявляемые к следователю при проведении обыска.

41. Нравственные аспекты предъявления для опознания живых лиц.

42. Этические требования при проведении допроса несовершеннолетних.

43. Нравственные основы использования гипноза, полиграфа.

44. Этические особенности подготовки и проведения следственного эксперимента.

45. Власть и мораль в деятельности юриста: проблема их взаимоотношений.

46. Нравственный аспект принудительного освидетельствования потерпевших.

47. Этика судебной защиты по уголовным делам.

48. Цель и средства в уголовном судопроизводстве.

49. Нравственные аспекты пользования юристом предоставленными ему властными полномочиями.

50. Нравственные аспекты взаимодействия юриста со средствами массовой информации.

51. Этика предварительного следствия.

52. Профессиональная этика участников уголовного судопроизводства.

53. Понятие о нравственных началах следствия.

54. Этические основы использования отдельных видов доказательств.

55. Личная жизнь: пределы вмешательств.

56. Права человека в международном и внутригосударственном праве.

57. Международные нормы и правоприменительная практика в области прав и свобод человека.

58. Нравственное содержание Кодексa профессиональной этики адвоката.

59. Нравственное содержание Кодексa судейской этики.

60. Этикет в профессиональной деятельности юриста.

7. ПРАКТИЧЕСКИЕ (СЕМИНАРСКИЕ) ЗАНЯТИЯ


Каталог: uploads -> files -> dokumenty
files -> Ердембеков бауыржан аманкелдіұлы абайдың әдеби ортасы және ақындық мектебі
files -> «бекітемін» Қазақстан Республикасының Білім және ғылым министрі Б. Жұмағұлов
files -> Н. Д. ОҢдасынов ? Арабша-қазақша түсіндірме сөздік
files -> ХҮ-ХҮІ ҒасырлардағЫ ҚЫРҒыз-қазақ халықтарының арасындағы саяси және этникалық байланыстар е. С. Альчикенов
dokumenty -> Контрольные вопросы для итоговой аттестации мгюа, 2006 I. Методические рекомендации курс «Гражданское к торговое право промышленно развитых зарубежных стран»


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет