Рабочая программа по учебному курсу «Русская словесность» для 10 класса разработана на основе: программы «Основы русской словесности



Дата18.05.2020
өлшемі212.65 Kb.
түріРабочая программа
10 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному курсу «Русская словесность» для 10 класса разработана на основе:

- программы «Основы русской словесности (От слова к словесности)» (Программы. Русский язык. Для классов гуманитарного профиля. "Основы русской словесности (От слова к словесности)" Автор А.И.Горшков — М.: Просвещение, 2013.



Рабочая программа по учебному курсу «Русская словесность» для 10 класса направлена на реализацию следующих целей и задач:

-сближение преподавания русского языка и литературы,

-показ литературных произведений как творение словесного искусства, раскрытие их богатейшего содержания и художественного совершенства «посредством тщательного анализа самой словесной ткани литературного произведения».

-объединить и обобщить сведения о языке как «материале словесности», «первоэлементе литературы» и о словесном произведении как целостном единстве идейно-смыслового и эстетического содержания и его словесного выражения.

-раскрыть содержание понятий «слово» и «словесность».

-описать лексико-фразеологические, грамматические и фонетические элементы языка, а также сложившиеся и устоявшиеся виды и способы их соединения, которые выступают как материал, из которого создаются произведения словесности.



-рассмотреть произведение словесности как словесно-художественное единство, в

Рабочая программа по учебному курсу «Русская словесность» для 10 класса ориентирована на использование учебно-методического комплекта под редакцией А.И.Горшкова. В УМК входит:

  • Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. 10-11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2013.

  • Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Сб. задач и упражнений. 10-11 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. – М., 2013.

  • Горшков А.И. Русская словесность: Методические рекомендации к учебному пособию для 10-11 классов «Русская словесность(От слова к словесности)». – М., 2013

Рабочая программа по учебному курсу «Русская словесность» для 10 класса (согласно учебному плану ГБОУ РШИСП № 5 г. Уфы на 2016-17 учебный год) рассчитана на 1 час в неделю. Таким образом, в 10 классе за год должно быть проведено 35 часов.

Формы организации учебного процесса: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы и приёмы обучения:

- обобщающая беседа по изученному материалу; индивидуальный устный опрос; фронтальный опрос; опрос с помощью перфокарт; выборочная проверка упражнения; - взаимопроверка; самоконтроль (по словарям, справочным пособиям); различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий); виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта); составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа); наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя; письмо под диктовку; написание сочинений; комментирование орфограмм и пунктограмм.

Виды деятельности учащихся на уроке: оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; взаиморецензирование; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения элективного курса ученик должен знать/понимать:

связь языка и истории, культуры русского и других народов;

смысл понятий: слово, словесность, строй языка, речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:

адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;

использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;

осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленные в электронном виде на различных информационных носителях;

свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку и литературе;

передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;

использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);

создание устного и письменного речевого высказывания:

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;

формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;

выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;

высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;

владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;

создавать устное высказывание на лингвистические темы;

владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;

оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;

анализ текста и языковых единиц:

опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;
соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;

эффективно использовать языковые единицы в речи;

соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;

фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




Тема

Сроки

Примеча-ние

По плану

Факти-чески

1.

Введение. Слово и словесность.










2.-3

Филология. Отечественные филологи.










4-5

Русский язык и разновидности его употребления. Славянские языки.










6.

Старославянский язык. Древнерусский язык. Развитие русского языка в народе и в книге.










7-8.

Строй и употребление языка. Урок – практикум.










9

Стиль как явление словесности.










10-11

Разговорный и литературный язык, сферы употребления. Разновидности разговорного языка.










12

Разновидности литературного языка.










13-14.

Научный стиль. Публицистический стиль.










15-16

Урок-практикум. Анализ текста.










17-18

Стилистические возможности языковых средств. Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Паронимы. Омонимы










19-20

Архаизмы. Неологизмы. Славянизмы. Заимствованные слова.«Макаронический» стиль.










21-22

Книжные слова. Термины. Просторечные слова. Диалектизмы. Профессионализмы, жаргонизмы, арготизмы.










25-26

Эмоционально-экспрессивная окраска слов. Фразеологизмы. Крылатые слова и выражения.










27-28-

Обобщающий урок по теме «Стили литер .языка

Практическая работа



Проверочная работа











31-32

Стилистические ресурсы грамматики. Имена существительные и прилагательные. Глаголы.










33

Типы предложений. Типы связи частей сложного предложения. Порядок слов.










34

Урок-практикум. Анализ текста.










35



Проверочная работа по теме «Стилистические возможности языковых средств».










36

Формы словесного выражения. Выражение прозаическое и стихотворное.










37-39

Особенности языкового построения описания, повествования и рассуждения.










40

Положительные качества словесного выражения.










41

Урок-практикум. Анализ текста.










42-43

Словесные средства художественной изобразительнос-ти. Эпитет. Сравнение, аллегория, перифраза.










44-45

46


Автология и металогия. Тропы: метафора, метонимия, ирония, гипербола, олицетворение










47-48

Фигуры.










49

Урок-практикум по теме «Тропы и фигуры».










50-51

Звуковые средства художественной изобразительности. Ритм и интонация в прозе.










52

Проверочная работа по теме «Средства художественной изобразительности».










53

Комплексный анализ текста










54-55

Системы стихосложения. Силлабическое стихосложение. Силлабо-тоническое стихосложение.










56-57

Рифмы. Строфа. Акцентный стих и свободный стих.










58-59

Урок-практикум. Анализ поэтического текста.










60-63

Повторение пройденных тем.











64-66

Комплексный анализ язык текста










67-68

Итоговый зачёт.










69-70

Резервный урок.











СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение. (2 часа)

Слово и словесность.

Слово – не только единица языка, но и сам язык, способность человека выражать словесно мысли и чувства, охватывая все многообразие материальной и духовной жизни. «Слово есть воссоздание внутри себя мира».

Словесность – дар слова, способность выражать мысли словами.

Словесность – все, что составлено, создано из слов, все словесные произведения какого-либо народа, словесное творчество, словесное искусство. Словесность народная (устное народное творчество) и словесность книжная (литература).

Словесность – словесные науки, «все, что относится к изучению здравого сужденья, правильного и изящного выражения». Словесность и филология. Словесные науки – основа филологии, изучающей историю и сущность духовной культуры народа через анализ текстов – произведений словесности.


Материал словесности. (33 часа)

Русский язык и разновидности его употребления.

А.С.Пушкин о славяно-русском языке как материале словесности.

Строй и употребление языка. «Грамматическое» и «стилистическое» изучение языка. Соотносительность (вариативность) средств и способов языкового выражения.

Стиль. Стиль в общеискусствоведческом плане. Стиль как категория словесности.

Разговорный язык и литературный язык. Их взаимосвязь и различия. Разновидности разговорного языка: территориальный диалект, социально-профессиональный диалект, жаргон, арго, просторечие, «полудиалект», «общий» разговорный язык. Разновидности литературного языка: официально-деловой, научный и публицистический стили, язык художественной литературы («художественный стиль»).

Стилистические возможности языковых средств.

Лексика. Многозначность слова. Омонимы. Синонимы и антонимы. Паронимы. Архаизмы, историзмы и неологизмы. Славянизмы. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Профессиональные слова. Жаргонные слова. Заимствованные слова. «Макаронический язык». Эмоционально окрашенные слова. «Поэтическая лексика». Прямое и переносное значения слов.

Фразеология. Крылатые слова. Их источники: античная мифология, античные авторы, Ветхий и Новый Завет, произведения русских и зарубежных писателей. Важность знания источников и подлинного значения крылатых слов для правильного понимания произведений словесности.

Морфология. Стилистическое использование морфологических форм существительных, прилагательных, местоимений. Выразительные возможности глагола. Виды и времена. «Переносное употребление» времен. Наклонения. Причастия и деепричастия.

Синтаксис. Типы предложений, их соотносительность. Соотносительность способов выражения главных и второстепенных членов предложения. Бессоюзная и союзная связь, сочинение и подчинение. Порядок слов – «главная сокровищница синтаксической синонимики русского языка».

Формы и качества словесного выражения.

Выражение устное и письменное. Различие понятий устный и разговорный, письменный и книжный (литературный). Выражение диалогическое и монологическое. Выражение прозаическое и стихотворное. Различие понятий стихотворный и поэтический.

Повествование, описание и рассуждение как типичные виды словесного выражения. Особенности их строения. Жанры, в которых выступают повествование, описание и рассуждение.
Общие требования ко всем видам словесного выражения: правильность, точность, последовательность, чистота, выразительность, богатство (разнообразие).

Языковые средства, обеспечивающие или, наоборот, нарушающие эти качества.

Уместность того или иного способа словесного выражения.
Средства художественной изобразительности.

Изобразительность слова в его прямом значении (автология) и переносном значении (металогия). Эпитет. Сравнение. Аллегория. Перифраза. Тропы: метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, гипербола, литота, ирония. Фигуры: анафора, антитеза, градация, оксюморон, «острые речи», параллелизм, повторение, риторическое обращение, восклицание, вопрос, умолчание, хиазм, эллипсис, эпифора.

«Звуковой символизм» и звукоподражание как основа специальной звуковой организации («словесной инструментовки») произведений словесности. Основные формы «словесной инструментовки»: аллитерация, ассонанс, звуковые повторы, звукопись. «Поэтическая этимология». Каламбур.

Ритм и интонация в прозе и в стихах.



Русское стихосложение.

Система стихосложения. Устный народный стих. Силлабическое, тоническое и силлабо-тоническое стихосложение. Стихотворные размеры силлабо-тонического стиха. Стопа. Двухсложные и трехсложные стопы. Рифма, ее виды. Рифмованные и безрифмованные стихи. Свободный стих. Строфа. Главные виды строф.


ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА


  • Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. 10-11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2010.

  • Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Сб. задач и упражнений. 10-11 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. – М., 2006.

  • Горшков А.И. Русская словесность: Методические рекомендации к учебному пособию для 10-11 классов «Русская словесность(От слова к словесности)». – М., 2003.


11 класс

Пояснительная записка
Учебник для 11 класса является частью комплекта пособий для 5-11 классов по русской словесности, утвержденных Министерством образования и науки Российской Федерации.

Учебник учит читать и понимать любой текст, в том числе художественный, анализировать его, вникая в каждое слово, предложение, учит правильно и выразительно говорить и писать. В учебнике подробно рассказано о разновидностях употребления языка, своеобразии языка художественной литературы, стилистической окраске слова, выразительных средствах языка, о том, как писатели преобразуют жизненные факторы в явление искусства слова, о единстве художественного содержания и его словесного выражения, о том, что такое художественный образ.

Оригинальная система вопросов, заданий и упражнений, специально подобранные иллюстрации помогут не только усвоить теоретический материал, но и на практике овладеть навыками литературной письменной и устной речи. Учебник может быть использован при изучении русского языка и литературы.
В системе школьного образования учебный предмет «Русская словесность» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русская словесность обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русская словесность неразрывно связана с учебными предметами русский язык и литература.

Словесность необходима каждому ученику. Тот, кто хочет быть личностью, должен научиться воспринимать слово, письменное и устное. Больше всего учит этому художественная словесность, потому что именно в ней слово предстаёт во всём его богатстве. Причём делает это по-особому: если ученик научится искусству читать книги, то они будут доставлять ему радость и наслаждение.

Учебник состоит из 2-х частей. В первой части рассматриваются ресурсы языка как материала словесности. Учащиеся продолжают знакомство со средствами художественной изобразительности языка, узнают, как писатели преобразуют жизненные факты и явления искусства, как исторически развивался поэтический язык.

Во второй части показаны свойства произведения словесности как единства художественного содержания и его словесного выражения, здесь центральной является проблема художественного образа. Произведение словесности – художественный мир, который должны увидеть учащиеся. В этом и состоит главное назначение искусства слова.

В заключительном разделе подведены итоги всему изученному в 9 – 10 классах.

Каждый раздел в учебнике завершается обобщением, которое поможет выделить главное, наиболее существенное в изученном.

В разделе «Проверьте себя!» предлагаются задания, выполняя которые, учащиеся будут применять изученные приёмы построения речи, использовать их в создании собственных произведений.

Завершает книгу краткий словарь «Важнейшие термины словесности». К этому разделу нужно обращаться во всех случаях, когда нужно вспомнить изученное ранее.


Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о слове будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления языковых фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, технологии компетентностной системы обучения.

Тематическое планирование предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В 11 классе (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает: таблицы, раздаточный материал, материалы для итогового и промежуточного контроля, тестовые задания, лингвистические справочники и словари.


Важнейшими условиями реализации программы являются:

деятельностный характер процесса преподавания русской словесности в основной школе;

синтез речевого и интеллектуального развития личности в процессе изучения родного слова;

формирование коммуникативной компетенции на понятийной основе, что способствует осмыслению собственной речевой практики и интенсивному развитию речемыслительных способностей;

развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;

сбалансированное развитие устной и письменной речи;

формирование навыков чтения как вида речевой деятельности; навыков информационной переработки текста;
В 11 классе предусматривается на изучение курса русской словесности 34 часа (1 час в неделю).

В работе используется учебник Горшкова А. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010 год


В результате изучения русской словесности ученик должен знать/понимать:

  • важнейшие термины словесности;

  • смысл понятий: речь устная и письменная; прямое и поэтическое значение слова;

  • основные признаки текста, идею произведения;

  • выражение точки зрения автора;

уметь определять:

  • средства художественной выразительности;

  • проблему художественного образа;

  • значение типических образов;

  • главное значение искусства слова.


Ресурсное обеспечение:


  • Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010.

  • Методические рекомендации к учебнику Горшкова А. И. « Русская словесность. От слова к словесности. 10 класс.», М., Просвещение, 2007 год.

  • Власенков А. И. Русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе: М., Дрофа, 2000 год.

  • Горшков А. И. Русская словесность: От слова к слову. М., Просвещение, 2000 год.



Достарыңызбен бөлісу:


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет