Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «История Северной Америки, Австралии и Новой Зеландии»



Дата25.04.2016
өлшемі251.95 Kb.
түріРабочая программа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования



«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)




Школа гуманитарных наук



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)

«История Северной Америки, Австралии и Новой Зеландии»

Направление подготовки - 46.06.01, Исторические науки и археология

Профиль - Всеобщая история

Образовательная программа «Всеобщая история»

Форма подготовки очная
Школа гуманитарных наук

кафедра всеобщей истории, археологии и антропологии

курс 2 семестр 3, 4

лекции 18 час. /0,5 з.е.

практические занятия 36 час. /1 з.е.

лабораторные работы 0 час. /0 з.е.

всего часов аудиторной нагрузки 54 (час.) /1,5 з.е.

самостоятельная работа 90 (час.) /2,5 з.е.

контрольные работы (количество) -0

курсовая работа / курсовой проект 0семестр

зачет 4 семестр

экзамен 3 семестр


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (уровень подготовки кадров высшей квалификации), утвержденного приказом министерства образования и науки РФ от 30.07.2014 № 904.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры всеобщей истории, археологии и антропологии, протокол № 6 от «26» января 2015г.
Заведующий  кафедрой Н.Н. Крадин

Составитель канд. ист. наук, доцент кафедры всеобщей истории, археологии и антропологии О.М.Шевчук


Оборотная сторона титульного листа РПУД
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20__ г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)




II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20__ г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)



Аннотация
Дисциплина «История Северной Америки, Австралии и Новой Зеландии» предназначена для аспирантов, обучающихся по образовательной программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, и входит в вариативную часть учебного плана.

При разработке рабочей программы учебной дисциплины использованы Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (уровень подготовки кадров высшей квалификации) по направлению подготовки 46.06.01 Исторические науки и археология, учебный план подготовки аспирантов по профилю 07.00.03 Всеобщая история



Цель: выработать у аспирантов целостную картину социально-экономической эволюции стран Северной Америки, Австралии и Новой Зеландии, продемонстрировать сходства и разнообразие в развитии стран являвшимися английскими колониями.

Задачи:

1. Научить аспирантов ориентироваться в предлагаемой информации и выделать ключевые моменты и принципы, узловые проблемы исторического процесса на примере истории североамериканских государств, Австралии и Новой Зеландии.

2. Выработать у аспирантов навыки теоретического мышления, общения и концептуализации своих знаний на основе полученного фактологического матерела.

3. Помочь аспиранту освоить и начать активно применять основные методы научного исследования, такие как анализ и синтез, историко-генетический и историко-сравнительный методы на основе истории североамериканских государств, Австралии и Новой Зеландии.



Интерактивные формы обучения составляют 26 часов и включают:

8 часов лекционных - 6 часа, с использованием метода интерактивного обучения – лекция-консультация, 2 часа, с использованием метода интерактивного обучения лекция – пресс-конференция; практические занятия – 18 часов: 6 часа, с использованием метода интерактивного обучения семинар пресс-конференция, 8 часа, с использованием метода интерактивного обучения семинар-презентация, 4 часа, с использованием метода интерактивного обучения – круглый стол.


Компетенции выпускника, формируемые в результате изучения дисциплины

Профессиональные компетенции:

- ПК - 1 Способностью использовать знания современных методологических принципов и методических приемов исторического исследования;

- ПК - 2 Способность анализировать и использовать исторические данные в преподавательской и научно - просветительной деятельности;

- ПК-3 Способность анализировать программы научного исследования в области изучения истории, сохранение и освоения историко-культурного наследия.


Требования к уровню усвоения содержания дисциплины.

Аспиранты должны приобрести следующие знания и умения:

Знать: современные методологические принципы и методические приемы

исторического исследования; корпус основных сведений по древнейшей и всеобщей истории человечества; методы научно-исследовательской деятельности в области изучения истории.

Уметь: обобщать результаты научного исследования на основе современных методологических принципов и методических приемов исторического исследования; применять методы активного обучения в преподавательской и просветительной деятельности; собирать, понимать, критически анализировать программы научного исследования в области охраны и использования объектов историко-культурного наследия.

Владеть: навыками анализа методологических проблем, возникающих при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях; навыками формирования программы научного исследования в экспертно-аналитической, педагогической и культурно-просветительской деятельности




  1. СТРУКТУРА И содержание теоретической части курса

(18 часов, в том числе 8 часа с использованием методов активного обучения – лекция-пресс-конференция, лекция—консультация)


Модуль 1. Ключевые проблемы истории США и Канады

(12 часов)

Раздел I. Ключевые проблемы истории США (8 часов)
Тема 1. Американская революция и война за независимость (2 часа, с использованием метода интерактивного обучения – лекция-консультация)

Занятия начинаются со вступительной лекции преподавателя, где акцентирует внимание на ряде проблем, связанных с практикой применения рассматриваемого положения.

Аспиранты задают вопросы по ряду проблемных тем, где до 50% учебного времени уделяются ответам на вопросы. В конце занятия проводится небольшая дискуссия, свободный обмен мнениями, завершающийся заключительным словом преподавателя.

Лекция-консультация позволяет приблизить содержание занятия к практическим интересам аспиранта, индивидуализировать процесс обучения с учетом понимания материала каждым слушателем.

Отечественная и зарубежная историография американской революции. Предпосылки американской революции. Развитие образования и СМИ в английских колониях в Северной Америке. Влияние Семилетней войны (1756-63 гг.) на расстановку сил в Новом свете. Промышленное развитие американских колоний. Кризис в отношениях колоний и метрополии. Ограничительные законы английского парламента 1750-1767 гг.: закон о железе, акт о гербовом сборе, законы Тауншенда. Формы сопротивления американских колоний. «Бостонское чаепитие». Первый континентальный конгресс. Начало вооруженной борьбы. Декларация независимости 4 июля 1776 г. Ход боевых действий в 1776–77 гг. Поражение англичан под Саратогой 1777г. Принятие Статей Конфедерации. Причины поражения англичан. Условия мирного договора 1783 г.
Тема 2. Гражданская война в США (1860-1865 гг.) и реконструкция Юга (1865-1877 гг.) (2 часа)

Отечественная и зарубежная историография гражданской войны в США. Промышленный переворот на Севере. Хлопковые плантации Южных штатов. Миссурийский компромисс 1820 г. Компромисс 1850 г. История развития аболиционистского движения. Идеологические установки южан. Билль Канзас-Небраска 1854 г. Выборы 1860 г. Сецессия южных штатов. Конституция конфедерации. Характеристика потенциала Севера и Юга. Начало боевых действий, сражение при Форт-Самтере. Периодизация гражданской войны в США. Личность А. Линкольна. Акт о гомстедах. Прокламация об освобождении рабов. «Марш к морю» генерала Шермана. Итоги войны. Два плана реконструкции: мягкий и радикальный. Администрация Э. Джонсона. Сохранение расовой дискриминации на Юге. «Черные кодексы». Reconstruction Amendments: 13, 14, 15 поправки к Конституции США. Реконструкция или реставрация?


Тема 3. Социально-экономическое развитие США в последней трети XIX - начале ХХ века (2 часа, с использованием метода интерактивного обучения – лекция-консультация)

Занятия начинаются со вступительной лекции преподавателя, где акцентирует внимание на ряде проблем, связанных с практикой применения рассматриваемого положения.

Аспиранты задают вопросы по ряду проблемных тем, где до 50% учебного времени уделяются ответам на вопросы. В конце занятия проводится небольшая дискуссия, свободный обмен мнениями, завершающийся заключительным словом преподавателя.

Лекция-консультация позволяет приблизить содержание занятия к практическим интересам аспиранта, индивидуализировать процесс обучения с учетом понимания материала каждым слушателем.

Экономические последствия гражданской войны для США. «Позолоченный век». Основные тенденции экономического развития США в последней трети XIX в. Индустриализация. Технологические новшества. Создание «большого бизнеса». Бум железнодорожного строительства. Капитаны индустрии или бароны-разбойники? Деятельность Э. Карнеги, Дж. Рокфеллера, Дж. Моргана, С. Маккормика. Этапы концентрации промышленности в США. «Горизонтальные» и «вертикальные» предпринимательские объединения. Образование пулов, трестов и холдингов. Социальные последствия индустриализации. Рабочий класс и забастовочное движение в США. Изменение состава эмигрантов. Урбанизация и связанные с ней социальные и культурные изменения. Распространение идеологии социал-дарвинизма. Подчинение политических институтов интересам большого бизнеса.
Тема 4. Великая депрессия и «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта (2 часа)

Перегрев экономики США конца 1920-х гг. 24 октября 1929 г. Реакция на кризис администрации Г. Гувера. Показатели падения производства и роста безработицы. Миграция населения внутри страны. «Голодные походы» на Вашингтон. Борьба с кризисом и идеология индивидуализма. Победа на выборах Ф.Д. Рузвельта. «Новый курс» - план или импровизация? Законодательные решения первых 100 дней президентства Ф.Д. Рузвельта. «Алфавитные ведомства» и рост гос. регулирования экономики. «Второй «новый курс»». Культурные программы «нового курса»: федеральный проект №1. Экономические и политические итоги «нового курса», влияние второй мировой войны на окончательный выход США из кризиса.


Раздел II. Ключевые проблемы истории Канады (4 часа)
Тема 1. Создание доминиона Канады. Акт о Британской Северной Америке 1867 г.(2 часа)

Система колониального управления. Социально- экономическое, политическое развитие колоний в конце ХУ111– первой трети Х1Х в. Национально-освободительная, буржуазно-демократическая революция

1837/1838 гг.: предпосылки, задачи, итоги, значение. Реформы 40-50-х. годов Х1Х в. Предпосылки, причины объединения колоний. Акт о Британской Северной Америке 1867 г.: оформление нового статуса – доминиона, Канадской федерации. Законодательная, исполнительная власть федерального и провинциального уровня: структура, механизм формирования, функционирования. Разграничение сфер федеральных и

провинциальных законодательных полномочий.

Присоединение к Канаде западных и северо-западных территорий. Завершение формирования федерации. Канада в колониальный период и период доминиона: проблематика, источники, историография, исследовательские парадигмы.
Тема 2. Политические реформы в Канаде: вторая половина ХIХ – первая половина ХХ вв. Вестминстерский статут 1931 г. (2 часа, с использованием метода интерактивного обучения лекция – пресс-конференция)

Для более детального и углубленного изучения этой темы аспирантам в начале занятия предлагается сформулировать свои вопросы по данной теме. Каждый аспиратнт должен в течение 2-3 минут сформулировать наиболее интересующие его вопросы по теме лекции, написать их на листке бумаги и передать записку преподавателю. Преподаватель в течение 3-5 минут сортирует вопросы по их смысловому содержанию и начинает читать лекцию. Изложение материала преподносится в виде связного раскрытия темы, а не как ответ на каждый заданный вопрос, но в процессе лекции формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов, выявляя знания и интересы аспирантов.

Необходимость сформулировать вопрос и грамотно его задать инициирует мыслительную деятельность, а ожидание ответа на свой вопрос концентрирует внимание аспиранта.

Основная цель лекции-пресс-конференции - выявление круга интересов и потребностей аспирантов, степени их подготовленности к работе, отношения к предмету.

Формирование «ответственного правительства». Ограничение исполнительных функций генерал-губернатора. Предоставление канадскому парламенту законодательных функций в некоторых аспектах политической сферы. Проблема независимости доминионов на Имперских конференциях. Вестминстерский статут 1931 г. Переход к канадскому гражданству. Новый принцип назначения на должность генерал-губернатора. Проблема конституционного оформления прав и свобод канадцев. Политические реформы: проблематика, источники, историография, исследовательские парадигмы.

Модуль 2. Ключевые проблемы истории Австралии

и Новой Зеландии (6 часов)

Тема 1. Открытие и заселение Австралии и Новой Зеландии

(2 часа, с использованием метода интерактивного обучения – лекция-консультация)

Занятия начинаются со вступительной лекции преподавателя, где акцентирует внимание на ряде проблем, связанных с практикой применения рассматриваемого положения.

Аспиранты задают вопросы по ряду проблемных тем, где до 50% учебного времени уделяются ответам на вопросы. В конце занятия проводится небольшая дискуссия, свободный обмен мнениями, завершающийся заключительным словом преподавателя.

Лекция-консультация позволяет приблизить содержание занятия к практическим интересам аспиранта, индивидуализировать процесс обучения с учетом понимания материала каждым слушателем.

Коренные жители Австралии до начала английской колонизации. «Большая загадка Австралии». Проблема открытия Австралии. Историко-экономические предпосылки и причины основания британских колоний в Австралии. Начало заселения Австралии европейцами и образование колонии Новый Южный Уэльс. Особенности исторического развития Австралии как страны переселенческого капитализма.

Устные предания маори о первых жителях Новой Зеландии. 1350 г. – год «великого переселения». Социально-экономический уклад маори. Открытие Новой Зеландии А. Тасманом. Роль Дж. Кука в открытии и исследовании новозеландских островов. Русские мореплаватели в Новой Зеландии.

Периодизация британской колонизации Новой Зеландии. Начало проникновения англичан в Новую Зеландию и создание первых постоянных поселений. Значение миссионеров в колонизации новозеландских островов: С. Мареден, Г. Уильямс. Распространение системы британского колониального управления на Новую Зеландию. Деятельность британского резидента Д. Басби. Декларация независимости объединенных племен Новой Зеландии 1835 г. Новозеландская земельная компания Э. Уэйкфилда. Договор Уайтанги 5 февраля 1840 г. Особенности британской колонизации Новой Зеландии по сравнению с Австралией.
Тема 2. Колониальный период истории Австралии (2 часа)

Социально-экономическое и политическое положение колоний в первой половине XIX в. Рост крупного землевладения. Овцеводческая направленность развития сельского хозяйства. Неравномерность экономического и политического развития отдельных колоний.

Военно-полицейская система управления колониями и начало борьбы за ее демократизацию. Акты 1823, 1842 и 1850 гг. об изменении системы управления.

Складывание предпосылок для расширения свободной иммиграции в Австралию. Борьба за отмену транспортации в колониях. Изменения в колониальной политике Великобритании. Теория «систематической колонизации» Э.Г. Уэкфилда.

«Золотая лихорадка» середины XIX в. и ее влияние на развитие колоний в 50-70 е гг. XIX в. Особенности промышленного переворота в Австралии. Акт 1855 г. Установление в колониях принципа «ответственного правления».

Создание коронной колонии в Новой Зеландии и система управления ею (1840 – 1852 гг.). «Хартия об образовании колонии Новая Зеландия и учреждении Законодательного совета и Исполнительного совета» 16 ноября 1840 г. Деятельность губернатора Дж. Грея. Реформа государственного устройства Новой Зеландии. Конституционный акт 1846 г.

Предпосылки образования Австралийской федерации. Особенности развития капитализма в Австралии. Экономический кризис 1890-х гг. и его последствия. Роль внешнего фактора в вопросе о федерации австралийских колоний. Политика «белой Австралии». Рост рабочего движения и образование АЛП (1891 г.). выработка федеральной конституции. «Новое» федеративное движение. Провозглашение Австралийского Союза (1 января 1901 г.).

Изменение экономической и политической ситуации в стране после образования единого централизованного государства. Формирование социальной и классовой структуры австралийского общества и партийно-политической системы Австралии. Государственное устройство Австралийского Союза.

Участие Австралии в I мировой войне, ее влияние на экономическое и политическое развитие страны. Социально-экономическое и политическое развитие Австралии в межвоенный период. Австралийский Союз в годы II мировой войны и ее итоги для Австралии.
Тема 3. Развитие Австралии и Новой Зеландии после 2 мировой войны (2 часа)

Особенности социально-экономического и политического развития в послевоенный период. Усиление экономических позиций Австралии в 1950-1960-е гг. и превращение ее в страну высокоразвитой многоотраслевой экономики. Кризисные явления в экономике страны с середины 1970-х гг. и осуществление структурных реформ. Их итоги.

Внутриполитическая ситуация в стране и политика правящих кругов. Либерально-аграрная коалиция у власти (1949-1970-е гг.). Программа социально-экономических реформ лейбористского правительства Г. Уитлема (1972-1975 гг.). Политический кризис в ноябре 1975 г. Внутриполитический курс либерально-аграрной коалиции (1975-1983 гг.). Политика консенсуса и «социального контракта» лейбористов (1983-1996 гг.). Либерально-аграрная коалиция у власти (1996 – 2007 гг.). Эволюция внешней политики Австралийского Союза (1901 – 1970-е гг.). Влияние II мировой войны на изменение внешнеполитического курса Австралии. Австралийский регионализм (1970-2000-е гг.).

Государственный строй и политическая система Новой Зеландии на современном этапе. Противоречивый характер экономического развития Новой Зеландии в послевоенный период. Причины и характер структурного кризиса экономики Новой Зеландии 1970-х – начала 1980-х гг.Экономическая стратегия Национальной партии в й1960 – начале 1980 – х гг. Сущность экономической программы диверсификации и ее итоги.

Политика структурных реформ Лейбористской партии. Деятельность министра финансов Р. Дагласа. Причины поражения лейбористов на парламентских выборах 1990 г.Социально-экономическая политика Национальной партии в 1990-е гг итоги структурных реформ в Новой Зеландии. Победа лейбористов на парламентских выборах 1999 г.

Главные цели внешнеполитической стратегии Веллингтона. Основные направления и особенности внешней политики. Участие в деятельности ВТО и АТЭС. Сущность доктрины «опоры на двух партнеров». Стратегия «обороны на передовых рубежах». Участие Новой Зеландии в качестве «младшего партнера» в блоковой политике: АНЗЮС, СЕАТО, АЗПАК, АНЗЮК. Переход Новой Зеландии к безъядерной политике причины изменения внешнеполитического курса в 1970-е – 1980-е гг. Политика лейбористского правительства Д. Лонги.




  1. СТРУКТУРА И содержание практической части курса

Практические занятия (36 часов, из них: 6 часов с использованием метода интерактивного обучения семинар пресс-конференция, 8 часа, с использованием метода интерактивного обучения семинар-презентация, 4 часа с использованием метода интерактивного обучения – круглый стол).

Методические указания к практическим занятиям

Практические занятияметод репродуктивного обучения, обеспечивающий связь теории и практики, содействующий выработке у аспирантов умений и навыков применения знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы.

Цели практических занятий:

  • помочь обучающимся систематизировать, закрепить и углубить знания теоретического характера;

  • научить их работать с книгой, пользоваться справочной и научной литературой;

  • формировать умение учиться самостоятельно, т.е. овладевать методами, способами и приемами самообучения, саморазвития и самоконтроля.

Как правило, оно начинается с краткого вступительного слова и контрольных вопросов. Во вступительном слове преподаватель объявляет тему, цель и порядок проведения занятия.

Затем рекомендуется поставить перед аспирантами ряд контрольных вопросов по теории. Ими преподаватель ориентирует обучающихся в том материале, который выносится на данное занятие.



Основная задача педагога - научить человека думать.

Для успешного достижения учебных целей подобных занятий при их организации должны выполняться следующие основные требования:

  • соответствие действий обучающихся ранее изученным на лекционных и семинарских занятиях методикам и методам;

  • поэтапное формирование умений и навыков, т.е. движение от знаний к умениям и навыкам, от простого к сложному и т.д.;

  • выработка индивидуальных и коллективных умений и навыков.

Рабочим документом преподавателя является план проведения занятия. В нем, как правило, отражается краткое содержание (тезисы) вступительной части: проверка готовности к занятию, объявление темы, учебных целей и вопросов.

В основной части плана выделены последовательность действий обучающихся и методические приемы преподавателя, направленные на эффективное достижение целей занятия, а также на активизацию познавательной деятельности обучающихся.

Параллельно с разработкой учебно-методических материалов производится подготовка мультимедийного оборудования и учебных мест.

Основную часть занятия составляет практическая работа на местах. Обучающиеся выполняют действия на мультимедийном оборудовании, используя инструкции по эксплуатации, практические руководства и другие учебные пособия. Они работают, как правило, самостоятельно, а преподаватель направляет их деятельность на достижение учебных целей.

Для активизации работы целесообразно подготовить несколько проблемных ситуаций, которые могут быть созданы в ходе занятия. После их разрешения проводится обсуждение, дается краткая оценка действий участвующих в ней аспирантов.

В процессе занятия преподаватель накапливает материал для подведения итогов, указываются конкретные успехи и недостатки в работе обучающихся. На последнем этапе отмечаются общие недостатки в работе и достигнутые успехи, пути дальнейшего совершенствования умений и навыков в период самостоятельной работы.

После подведения итогов преподаватель выдает задание на самостоятельную работу и отвечает на вопросы обучающихся. На этом практическое занятие заканчивается.


  1. СЕМЕСТР – 18 часов.

Занятие 1. Прогрессивная эра в истории США. Реалии Америки 1920-х гг. (4 часа, с использованием метода интерактивного обучения семинар пресс-конференция)

Цель обучения – углубленное изучение дисциплины, овладение методологией научного познания. Немаловажным преимуществом семинаров является и формирование навыков профессиональной дискуссии.

Вопросы и ответы составляют центральную часть семинара. На основе вопросов и ответов развертывается творческая дискуссия, итоги которой подводят сначала докладчик, а затем преподаватель. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения темы, определяет задачи самостоятельной работы.


  1. «Большой безнесс» в США – достижения и негативные стороны деятельности. Влияние на общество и экономику.

  2. Прогрессистское движение: возникновение, цели и задачи, участники, деятельность, итоги.

  3. Антитрестовое законодательство.

  4. «Ревущие двадцатые»: бутлеггеры, спикизи, муншайнеры, флапперы, мафия и другие реалии 1920-х гг.

  5. «Эре всеобщего благополучия». и социальный дарвинизм в США.


Занятие 2. Внешнеполитический курс США XIX- начале XX вв. (4 часа, с использованием метода интерактивного обучения семинар-презентация)

Для семинаров с показом презентаций аспиранты предварительно проводят обширную исследовательскую работу по подготовке презентаций по плану семинарского занятия.



  1. Теоретические основы доктрины Монро: теория естественных границ, доктрина предопределения судьбы и др. Оформление доктрины Монро.

  2. Доктрина Монро в действии.

  3. Доктрина Олни

  4. Политика открытых дверей на тихом океане. Дипломатия доллора

  5. Политика большой дубинки.


Занятие 3. Американское общество в 1950-60 гг. Развитие движения за гражданские права (4 часа)

  1. Маккартизм и проверки лояльности государственных служащих.

  2. Проблема гражданских прав в годы администраций Г. Трумэна и Д. Эйзенхауэра.

  3. Образ жизни американского общества 1950-60 гг.

  4. Развитие движения за права афро-американцев.

  5. Законы о гражданских правах 1957, 1960 и 1964 г.


Занятие 4. Конституционны кризис в Канаде (4 часа)

  1. Конституционный кризис: причины, этапы.

  2. Референдум в Квебеке 1980 г.

  3. Соглашение в Мич-Лейке 1987 г., Шарлоттаунское Соглашение1992 г.,

  4. Национальный референдум 1992 г., Референдум в Квебеке 1995 г.

  5. Решение Верховного суда по проблеме Квебека, резолюция парламента 2006 г. о признании «особого статуса» Квебека.

  6. Проблемы канадского федерализма в контексте современной теории

  7. и практики федерализма.


Занятие 5. Национальные процессы в Канаде (2 часа)

  1. Поиск национальной идентичности Канадцев.

  2. Взаимоотношения франкоканадцев и англоканадцев.

  3. Канадский антиамериканизм.

  4. Политика мультикультурализма.


  1. СЕМЕСТР - 18 часов.


Занятие 6. Модели социально- экономического государственного

регулирования Канады и США (4 часа, с использованием метода интерактивного обучения – круглый стол).

Для участия в данном семинаре приглашаются специалисты-ученые из ИИАЭ ДВО РАН, который выступает в роли модератора круглого стола. Аспиранты могут выступать с кратким докладом по теме вопросам круглого стала, задавать модератору интересующие вопросы, участвовать в обсуждении проблемы.



  1. Основные направления и сферы государственного регулирования.

  2. Кредитно-налоговая политика.

  3. Государственное предпринимательство. Госзаказ.

  4. Государственное регулирование социальной сферы: принципы и подходы.

  5. Глобализация и государство: новые направления и механизмы регулирования экономики.


Занятие 7. Маорийские войны второй трети XIX в. (4 часа)

  1. Периодизация и причины войн.

  2. Стратегия маори.

  3. Процесс колонизации коренного населения Новой Зеландии.

  4. Избрание короля Потатоу и образования страны короля.

  5. Причины поражения маори.

  6. Итоги войн.


Занятие 8. Австралия и Новая Зеландия в годы I и II мировых войн (4 часа, с использованием метода интерактивного обучения семинар-презентация).

Для семинаров с показом презентаций аспиранты предварительно проводят обширную исследовательскую работу по подготовке презентаций по плану семинарского занятия.



  1. Участие Австралии в I мировой войне

  2. Социально-экономическое и политическое развитие Австралии в межвоенный период.

  3. Новая Зеландия в годы I мировой войны.

  4. Австралийский Союз в годы II мировой войны и ее итоги для Австралии.

  5. Новая Зеландия в годы II мировой войны. Ее вклад в ход войны на Тихом океане.

  6. Влияние войны на экономическое развитие Новой Зеландии.


Занятие 9. Российско-австралийские: история и современность. (2 часа с использованием метода интерактивного обучения семинар пресс-конференция).

Цель обучения – углубленное изучение дисциплины, овладение методологией научного познания. Немаловажным преимуществом семинаров является и формирование навыков профессиональной дискуссии.



Вопросы и ответы составляют центральную часть семинара. На основе вопросов и ответов развертывается творческая дискуссия, итоги которой подводят сначала докладчик, а затем преподаватель. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения темы, определяет задачи самостоятельной работы.

  1. Роль Российского флота в становлении и развитии контактов между Австралией и Россией (XIX – начало – XX вв.).

  2. Русская консульская служба в Австралии во второй половине XIX – начале XX вв.

  3. Предпосылки установления дипломатических отношений между Австралийским союзом и СССР (1944 г.).

  4. Австралия и Дальний Восток России: эволюция отношений.


Занятие 10. Российско-новозеландские отношения: история и современность» (4 часа)

  1. Новозеландско-советсккие и новозеландско-российские торгово-экономические отношения: история и современность.

  2. Предпосылки установления дипломатических отношений между Австралийским союзом и СССР и между Новой Зеландией и СССР (1944 г.). Причины закрытия новозеландской миссии (1950 г.).

  3. Новозеландско-советские отношения в 1950-х – 1980-х гг.

  4. Развитие новозеландско-советских отношений в области культуры, образования, науки и спорта.



  1. контроль достижения целей курса


Вопросы к экзамену в 3 семестре.


  1. Война за независимость 13 североамериканских колоний Англии, 1775 - 1783 гг.

  2. Возникновение двухпартийной системы в США. Спор федералистов и республиканцев.

  3. Англо-американская война 1812 - 1815 гг. «Эра доброго согласия» и причины ее завершения.

  4. Джексоновская демократия.

  5. Проблема рабовладения в США. Компромиссы 1820 и 1850 гг.

  6. Гражданская война в США, 1861 - 1865 г. Реконструкция Юга, 1865 - 1877 гг.

  7. Внутриполитическое развитие США в 1877 - 1900 гг.

  8. Доктрины американской внешней политики XIX-XX веков.

  9. Президенты Т. Рузвельт, В. Тафт, В. Вильсон. Эпоха "прогрессизма" во внутренней политике США

  10. Американское общество в 1920-1930-е гг. Экономическое развитие: процветание и кризис. "Новый курс" Ф. Рузвельта.

  11. Основные тенденции социально-экономического и политического развития США во второй половние XX- начале XXI вв.

  12. Европейская колонизация территории Канады.

  13. Английский колониальный режим в Канаде: Королевская прокламация 1663 г. Квебекский Акт 1774 г.

  14. Социально-экономическое развитие Канады в первой трети XIX в.

  15. Восстание 1837 г., положение в Верхней и Нижней Канаде. Причины поражения национально-освободитель­ного движения.

  16. Территориально-административное устройство и политическое развитие Британской Северной Америки в середине XIX в.

  17. Экономические и политические предпосылки объединения колоний Британской Северной Америки в единое государство. «Отцы конфедерации».

  18. Формирование двухпартийной системы. Программа и идеология консервативной и либеральной партий.

  19. Основные черты правления либерального правительства Александра Макензи, 1873–1878 гг.«Национальная политика» Дж. Макдональда, 1879–1896 гг.

  20. Канада в конце XIX начале XX вв.

  21. Основные тенденции политического и социально-экономического развития Канады во второй половине XX в.

  22. Миграционная политика Канады во второй половине XX в . и идеи мультикультурализма.

  23. Внешняя политика Канады после Второй мировой войны: атлантизм, миротворчество, концепция «мягкой силы».

  24. Канада на рубеже XX – XXI вв.


Вопросы к зачету в 4 семестре.


  1. Историко-экономические причины и предпосылки основания британских колоний в Австралии и Новой Зеландии.

  2. Экономическое и политическое положение австралийских колоний Великобритании в первой половине XIX в.

  3. «Золотая лихорадка» в Австралии середины XIX века и ее влияние на экономическое и политическое развитие австралийских колоний в 50-е – 70-е годы XIX века.

  4. Провозглашение Австралийского Союза.

  5. Формирование социально-классовой структуры австралийского общества и партийно-политической системы Австралийского Союза.

  6. Социально-экономическое и политическое развитие Австралии в межвоенный период (1918 – 1939 гг.).

  7. Внутренняя политика австралийских правительств в 1945 – 1990-е гг.

  8. Эволюция внешней политики Австралиского Союза (1901 – 1970-е гг.).

  9. Российская иммиграция в Австралии и ее роль в развитии отношений между нашими странами.

  10. Российско-австралийские отношения.

  11. Культура Австралии.

  12. Периодизация и особенности британской колонизации Новой Зеландии.

  13. Конституционный акт 1852 г.: система центрального и провинциального управления в Новой Зеландии.

  14. Англо-маорийские войны (1843 – 1972 гг.).

  15. Социально-политическое развитие Новой Зеландии в конце XIX – начале XX вв.

  16. Новая Зеландия в I мировой войне и в межвоенный период.

  17. Новая Зеландия в годы II мировой войны.

  18. Социально-экономическое и политическое развитие Новой Зеландии во второй половине XX вв.

  19. Государственное устройство и партийно-политическое развитие Новой Зеландии на современном этапе.

  20. Внешняя политика Новой Зеландии в 1950 – 1960-е гг. «Стратегия обороны на передовых рубежах».

  21. Основные принципы внешней политики Новой Зеландии в 1970 – 1990-е гг.

  22. Новозеландско-российские отношения в 1990-е – начале 2000-х гг.

  23. Культура Новой Зеландии.


Методические рекомендации для подготовки презентаций

Общие требования к презентации:



  • презентация не должна быть меньше 10 слайдов;

  • первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; фамилия, имя, отчество автора;

  • следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы (моменты) презентации; желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание;

  • дизайн-эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста;

  • последними слайдами презентации должны быть глоссарий и список литературы.


Методические указания к составлению глоссария

Глоссарий охватывает все узкоспециализированные термины, встречающиеся в тексте. Глоссарий должен содержать не менее 50 терминов, они должны быть перечислены в алфавитном порядке, соблюдена нумерация. Глоссарий должен быть оформлен по принципу реферативной работы, в обязательном порядке присутствует титульный лист и нумерация страниц. Объем работы должен составлять 10-15 страниц. Тщательно проработанный глоссарий помогает избежать разночтений и улучшить в целом качество всей документации. В глоссарии включаются самые частотные термины и фразы, а также все ключевые термины с толкованием их смысла. Глоссарии могут содержать отдельные слова, фразы, аббревиатуры, слоганы и даже целые предложения.




  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

(печатные и электронные издания)



  1. Асташин Н.А. Политические системы современных государств. Том 3. Америка. Австралия и Океания [Электронный ресурс]: энциклопедический справочник/ Асташин Н.А., Балалаева Д.Я., Белов Д.С.— М.: Аспект Пресс, 2012.— 478 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8928

  2. Всеобщая история [учебное пособие] Л. С. Васильев; Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Институт востоковедения РАН. Москва: Издательство Университет. 2013. –679с.

http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:734194&theme=FEFU

  1. Краткая история Австралии. Стюарт Макинтайр ; пер. с англ. [Т. И. Есиповой, Н. Л. Некрасовой]. – М.: Весь мир, 2011. – 359 с.

http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:662850&theme=FEFU

  1. Пономаров М. В. История стран Европы и Америки в Новейшее время учебник.- М.: Проспект, 2010. – 406 с.

http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:296482&theme=FEFU

  1. Чикалов Р.А. Новая история стран Европы и Северной Америки (1815 – 1918) [Электронный ресурс]: учебник/ Чикалов Р.А., Чикалова И.Р.— Минск: Вышэйшая школа, 2013.— 686 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20233


Дополнительная литература

(печатные и электронные издания)



  1. Donald Denoon, Philippa Mein-Smith, Marivic Wyndham. A History of Australia, New Zealand and the Pacific. Malden, Massachusetts Oxford Australia Blackwell Publishing 2000. – 523 pp.

http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:661625&theme=FEFU

  1. Аггеева И.А. Политическая история Канады. М.: ИВИ РАН, 2013. 315 с. нет ссылки

  2. Барановский Л. С., Козикис Д. Д. Канада. Австралия. Новая Зеландия пособие по страноведению : учебное пособие для вузов. Минск Высшая школа 2003. – 366 с.

http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:236467&theme=FEFU

  1. Каневская Г.И. "Мы еще мечтаем о России ...". История русской диаспоры в Австралии (конец XIX в. - вторая половина 80-х гг. XX в.) – Владивосток: Изд. Дальневосточного ун-та, 2010.- 370 с. http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:295534&theme=FEFU

  2. Мюррей Р. Великая депрессия в Америке: пер. с анг. М.: ИРИСЭН Мысль, 2012. – 521 с. http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:666272&theme=FEFU

  3. Охонько О.И., Крупа Т.А. История англоязычных стран : Англии, США, Кандады, Автралии, Новой Зеландии учебное пособие для вузов региона. Владивосток Изд-во Дальневосточного технического университета 2006. – 342 с.

http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:251579&theme=FEFU

  1. Скоробогатов А.В. История государства и права зарубежных стран : хрестоматия. Казань: Познание, 2013. – 298 с. http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:698871&theme=FEFU

  2. Согрин В.В. Исторический опыт США. – М.: Наука, 2010. – 581с. 

http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:305966&theme=FEFU




Достарыңызбен бөлісу:


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет