Сборник «Романтическое искусство»



бет1/3
Дата17.05.2020
өлшемі204.5 Kb.
түріСборник
  1   2   3
Викторианская эпоха
БОДЛЕР (Baudelaire) Шарль (1821-67), французский поэт. Участник Революции 1848. Предшественник французского символизма. В сборнике «Цветы зла» (1857) анархическое бунтарство, тоска по гармонии сочетаются с признанием неодолимости зла, эстетизацией пороков большого города. Художественно-критические труды (т. н. отчеты о салонах, 1845 и 1846; сборник «Романтическое искусство», издание 1868).

Конспект:

Революция 1848г подкосила его. Был наследником романтизма традиционалистом ,писал по старинке. Писсимистическое восприятие мира. Основоположник современного восприятия мира. Не стремился понравиться.

«Цветы зла» были запрещены до прихода к власти коммунистов.


Верлен (1844-1896)

ВЕРЛЕН (Verlaine) Поль (1844-96), французский поэт-символист. Ввел в лирическую поэзию сложный мир чувств и переживаний, придал стиху тонкую музыкальность (сборники «Галантные празднества», 1869; «Романсы без слов», 1874; «Мудрость», 1881). Книга литературно-критических статей «Проклятые поэты» (1884). Автобиографическая «Исповедь» (1895).


Стефан Малларме (1842-1898) проект абсолютной «Книги» Un coup de des jamais n'abolira le hazard (1897)

МАЛЛАРМЕ Стефан (1842-98), французский поэт-символист. Для его драматических поэм «Иродиада» (1867-69), «Удача никогда не упразднит случая» (1897), сборника «Стихотворения» (1887), проникнутых мотивами одиночества и бессилия перед жизнью, характерны усложненный синтаксис, стремление к передаче «сверхчувственного» в поэзии. Филологические труды, литературно-критические статьи.

Йорис-Карл Гюйсманс (1848-1907) натурализм, христианский мистицизм
Гюстав Курбе (1819-1877) «Происхождение мира»

КУРБЕ (Courbet) Гюстав (10 июня 1819, Орнан 31 декабря 1877, Ла-Тур-де-Пелье, Швейцария), французский художник, ведущий представитель реализма в живописи.

Родился в семье зажиточного фермера. Учился в Художественной школе в Безансоне, с 1839 в Париже. Посещал студию Сюиса, делал этюды с натуры, по многу часов копировал в Лувре произведения старых мастеров, выделяя среди других Веронезе, Веласкеса, Сурбарана. Пишет портреты и автопортреты, подчас романтизируя и приукрашивая свой облик: «Человек с собакой» (1842, Пти-Пале, Париж); «Раненый» (1844, Лувр, Париж) обе работы в Салоне 1844; «Счастливые влюбленные» (Салон 1845; музей в Лионе,); «Человек с трубкой» (1846, Музей в Монпелье). Пишет картины, изображающие молодых женщин в пейзаже, интерьере: «Гамак» (1845, коллекция Оскара Рейнхарта, Винтертур); «Деревенские барышни» (1852, Метрополитен-музей, Нью-Йорк).

Во время поездки в Голландию испытал сильное влияние Халса и Рембрандта. По возвращении он создает ряд больших программных картин на современную тему («Послеобеденный отдых в Орнане», 1850, музей в Лилле) и монументальный холст «Похороны в Орнане» (1850, Музей Орсе, Париж), изображающий многолюдную траурную процессию. Воссоздавая лицо французской провинции, Курбе запечатлел здесь весь городок от представителей власти до местных пьянчужек, от глубоких стариков до мальчиков. Соседи охотно позировали земляку, а не попавшие в картину обижались. Курбе так определял свою задачу в искусстве: «Запечатлеть нравы, идеи и облик моей эпохи согласно моей оценке». Художник с сочувствием и симпатией относится к тем, кто зарабатывает свой хлеб трудом: «Дробильщики камня» (1849, погибла во время Второй мировой войны); «Веяльщицы» (1854, Музей в Нанте). Классицисты искали героев в античности, романтики выбирали в качестве героев людей ярких, необычных, действующих в исключительных обстоятельствах, реалисты сделали главной темой искусства своих современников, занятых повседневными делами. Курбе чувствовал себя первооткрывателем, и это придавало его произведениям особую значительность: «Возвращение крестьян с ярмарки» (1850, Музей в Безансоне); «Здравствуйте, господин Курбе» (1854, Музей в Монпелье).

К Всемирной выставке 1855 Курбе приготовил большую картину «Ателье, или Реальная Аллегория» (Музей Орсе, Париж), в которой попытался выразить свое художественное кредо. Картина не была принята (так же, как и «Похороны в Орнане»), и возмущенный Курбе возводит по соседству с выставкой большой павильон, где выставляет сорок своих полотен, публикует каталог под названием «Манифест реализма». Вокруг него объединяются художники-реалисты. Критик Шанфлери издает сборник в защиту нового направления «Реализм», в 1856-57 выходит журнал с таким же названием. Каждое новое полотно Курбе вызывает скандал, его считают грубым, неприличным, его образы безобразными. Действительно, его купальщицы это не изящные нимфы, а широкобедрые, мощные женщины: «Купальщицы» (1853, Музей Фабра, Монпелье).

В 1860-70-х Курбе пишет много пейзажей, изображая горные массивы, скалы и марины («Бушующее море», 1870, Музей Орсе, Париж) грозную, суровую стихию, неподвластную человеку и великолепную в своем буйстве. В 1867 он вновь устраивает выставку, на которой экспонирует около ста работ. Слава и успех наконец приходят к нему. В период Парижской коммуны Курбе выступает как общественный деятель, он делегат мэрии, председатель Федерации художников. После разгрома Коммуны его обвиняют в причастности к сносу Вандомской колонны, приговаривают к тюремному заключению и огромному штрафу. В 1873 он эмигрирует в Швейцарию и умирает в изгнании.
Импрессионизм
Клод Моне (1840-1926) ! 1872 Impression, soieil levant

МОНЕ (Monet) Клод (1840-1926), французский живописец. Представитель импрессионизма. Тонкие по колориту, напоенные светом и воздухом пейзажи; в 1890-х гг. стремился запечатлеть мимолетные состояния свето-воздушной среды в разное время дня (серии «Стога сена», 1890-91, «Руанский собор», 1893-95).

* * *

МОНЕ (Monet) Клод (14 февраля 1840, Париж, 6 декабря 1926, Живерни, Нормандия), французский живописец, лидер импрессионизма.

Художественное образование получил в Париже (с 1859), занимался в студии Сюиса, некоторое время посещал мастерскую художника академической ориентации Ш. Глейра. В Салоне внимательно присматривался к полотнам К. Коро, Т. Руссо, Ш. Добиньи. Важное значение имело знакомство с молодыми живописцами, ищущими новых путей в искусстве: Базилем, Писсарро, Дега, Сезанном, Ренуаром, Сислеем и др. В их кругу зародилось ядро нового живописного направления, получившего впоследствии название «импрессионизм» от названия картины Моне «Впечатление. Восход солнца» (1872, Музей Мармоттан, Париж; франц. impression впечатление), которая экспонировалась в ателье фотографа Надара в 1874, на первой выставке импрессионистов.

Моне много работает на натуре, ему важно не просто запечатлеть пейзаж, бытовую сценку, а передать свежесть непосредственного впечатления от созерцания природы, где каждое мгновение что-то происходит, где окраска предметов непрерывно меняется в зависимости от освещения, от состояния атмосферы, погоды, от соседства с другими предметами, отбрасывающими цветные отблески рефлексы. Чтобы воссоздать жизнь в ее непрестанных изменениях, художник работает под открытым небом, делая на пленере не только этюды, но и завершая картины. В картине «Дамы в саду» (ок. 1865, Эрмитаж, Санкт-Петербург), залитой сияющим светом, белый цвет платья словно вбирает в себя все многоцветие природы здесь и голубые блики, и зеленоватые, охристые, розоватые; столь же тонко разработан зеленый цвет листвы, травы и т. д. Моне начинает работать рельефным мазком, передающим трепет листвы, мерцание солнечных бликов на воде, тени от скользящих по небу облаков: «Скалы в Этрета» (1886, Музей изобразительных искусств, Москва); «Луга в Живерни» (1888), «Поле маков» (1880-е, оба Эрмитаж, Санкт-Петербург). Композицию художник сознательно строит таким образом, чтобы картина производила впечатление случайно выхваченного фрагмента из потока жизни («Бульвар Капуцинок», 1873, Музей изобразительных искусств, Москва). Моне создает серии, запечатлевая один и тот же мотив, в разное время дня: «Руанский собор в полдень» (1894); «Руанский собор вечером» (1894, оба Музей изобразительных искусств, Москва); контуры предметов, объемы начинают растворяться в световоздушной среде. Добиваясь чистоты и звучности цвета, Моне избегает смешивать краски на палитре; чтобы передать нужный ему тон зеленой листвы, художник кладет рядом мазки желтого и синего, на расстоянии они сливаются, «смешиваются» в глазу зрителя, и листья кажутся зелеными и словно трепещущими на ветру («Стог сена» ок. 1886, Музей изобразительных искусств, Москва).

Все эти новшества вызывали неприятие публики и критики. Картины импрессионистов не принимались в Салон, покупались за бесценок или не покупались вовсе. Моне жил долгое время в такой нужде, что не было денег ни на хлеб, ни на краски, и он подчас не мог закончить начатый холст.

Свои последние работы 14 больших декоративных панно «Нимфеи» («Водяные лилии»), над которыми Моне работал начиная с 1918, он завещал в дар государству: пейзажи с мерцающими водами, лилиями, серебристыми ивами и их зыбкими отражениями заполняют пространство двух овальных залов в Музее Оранжери в Париже.

Эдуард Мане (1832 - 1883) «Завтрак на траве» 1862 «Олимпия» 1863 «Бар в Фоли-Бержер», 1882)
МАНЕ (Manet) Эдуар (1832-83), французский живописец. Переосмысливал образы и сюжеты старых мастеров в духе современности («Завтрак на траве», «Олимпия», обе 1863), создавал произведения на бытовые, исторические, революционные темы. Работам Мане присущи свежесть и острота восприятия («Завтрак в мастерской», 1868; «Бар «Фоли-Бержер», 1881-82). Один из основоположников импрессионизма, в 70-х гг. обратился к светлой пленэрной живописи («Аржантей», 1874).

* * *


МАНЕ (Manet) Эдуар (23 января 1832, Париж 30 апреля 1883, там же), французский художник.

Годы учения

Родился в семье крупных чиновников. Рисовать начал еще в коллеже. Воспротивившись предназначавшейся ему карьере юриста, поступил в морскую школу. В 1848 отправляется в поход на корабле в Рио-де-Жанейро. В начале 1850 вместе со своим другом по гимназии А. Прустом (в будущем автор воспоминаний о Мане) учится в Школе изящных искусств в Париже у Т. Кутюра, известного мэтра салонного и академического искусства, прославившегося картиной «Римляне эпохи упадка» (1847, Лувр). В отличие от многих своих современников-новаторов, надолго не задерживавшихся в мастерских профессоров, Мане провел у Кутюра шесть лет, усваивая навыки четкого рисунка и его моделировки цветом, законы композиционного построения. Мане много путешествует, посещает Нидерланды, Австрию, Италию, а позже Германию, Испанию и Англию. Как и в собраниях Лувра, его везде интересуют «секреты» живописи старых мастеров, преимущественно Веласкеса, Гойи, Эль Греко, Халса, Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Ватто и Шардена, а среди новых Делакруа. Часто он делает копии с понравившихся ему произведений, порой довольно произвольные. Уничтожив работы, исполненные в мастерской Кутюра, он решает начать работать самостоятельно, выставляется в парижском Салоне.

Мане и Бодлер. Испанская тема

Первое значительное произведение картина «Любитель абсента» (1858-59, Ну Карлсберг, Глиптотека, Копенгаген), в которой в традиции живописи Веласкеса представлен деклассированный пропойца наследник романтических бродяг; сюжет картины мог быть инспирирован влиянием Ш. Бодлера, с которым художник познакомился в это время. В традициях старых мастеров исполнен и «Портрет родителей» (1860, частное собрание, Париж), выполненный как жанровая картина; Мане одним из первых художников заметил отчужденность людей друг от друга, изображенные им персонажи находятся рядом, но словно не обращают внимания на окружение. Одновременно художник разрабатывает «испанскую» тему. Так, он создает «Лолу из Валенсии» (1862, Музей дОрсе, Париж) портрет испанской артистки на фоне театральных кулис, «сокровище с розово-черным мерцанием» (Бодлер). К «испанскому» циклу относятся также «Гитарерро» (Метрополитен-музей) и «Викторина Меран в костюме эспады» (там же). Увлечение испанской темой заметно ослабевает после поездки в Испанию в 1865. Картина «Музыка в Тюильри» (1860, Национальная галерея, Лондон) образ нарядно одетой толпы в оболочке бытового жанра.

«Завтрак на траве» и «Олимпия»

В 1863 Мане пишет картину «Завтрак на траве» (Музей дОрсе, Париж), которая под названием «Купание» была выставлена в скандально известном Салоне отверженных, где экспонировались произведения, не принятые официальным жюри. Разрушая традиционные каноны бытовой живописи, в частности, отказываясь от четкой сюжетной мотивировки, Мане воспользовался иконографическими мотивами картин «Концерт» Тициана (в 19 в. приписывался Джорджоне), «Паломничество на остров Киферу» Ватто и «Девушки на берегу Сены» Курбе, а для построения композиции гравюрой Раймонди с рисунка Рафаэля «Суд Париса».

В том же году Мане пишет «Олимпию» (Музей дОрсе, Париж). В представленном здесь образе обнаженной женщины на ложе (как и в «Завтраке на траве», это Викторина Меран; в ногах женщины помещена черная кошка бодлеровский символ из «Цветов зла»), напоминающем во многом традиции жанра у Джорджоне, Тициана, Веласкеса, Гойи и Энгра, присутствуют и приметы нового времени черты марионетки и фетиша.

К примерам «чистой» живописи относится «Флейтист» (1866, Музей дОрсе, Париж). В 1860-е гг. создаются «Самоубийца» (частное собрание), «Пейзаж с катафалком» (Метрополитен-музей), «Христос и ангелы» (там же), «Мертвый тореро» (Национальная галерея, Вашингтон) и др. Картина «Бой «Кирседжа» и «Алабамы» (1864, Музей искусств, Филадельфия) представляет морское сражение двух американских кораблей армии северян и южан, близ Шербура. В 1867 Мане строит собственный павильон на всемирной выставке в Париже, для которой он создает не без влияния Гойи картину «Расстрел императора Максимилиана в Кверетаро», повествующую о бесславной кончине ставленника Наполеона III на мексиканский престол.

Сближение с Золя, Моне и импрессионистами

После смерти Бодлера художник сближается с Э. Золя, пишет его портрет. В картине «Балкон» (1868, Музей дОрсе, Париж) Мане, сочетая принципы бытового жанра с портретом, вновь показывает отчужденность людей друг от друга. В 1874 в год первой выставки импрессионистов, Мане едет «в малую столицу импрессионизма» Аржантей, где работают К. Моне и О. Ренуар. Его увлекают возможности пленэрной живописи, мазок в его картинах становится более дробным, способным чутко улавливать и передавать нюансы изменчивой жизни природы. Однако Мане не до конца принимает принципы нового искусства, о чем свидетельствует картина «Аржантей» (1874, Музей изящных искусств, Турне). В «Нана» (1877, Кунстхалле, Гамбург) художник создает образ содержанки в духе романов Золя; определенная «новеллистичность» ощутима и в картине «У папаши Латюйль» (Музей изящных искусств, Турне).


Поздние произведения

В парных композициях начала 1880-х гг. «Весна. Портрет Демарси» (Метрополитен-музей) и «Осень. Портрет Лоран» (Музей изящных искусств, Нанси), где изображенные артистки представлены как аллегории времен года, ощущается некое предчувствие стиля модерн: плоскостный фон ритмизован изображением цветов, а фигуры показаны в профиль. В «Осени» мастер использует новую колористическую гамму, правда, уже открытую в композиции «В лодке» (1874, Метрополитен-музей), сочетание оттенков голубого с коричневатыми тонами. В связи с намечающимся «возрождением» техники пастели Мане пишет цветными мелками ряд произведений (например, «Портрет Ирмы Бруннер», ок. 1882, Музей дОрсе, Париж), отличающийся тонкостью красочных отношений.

Синтезом предшествующих художественных исканий Мане явилась картина «Бар «Фоли-Бержер» (1881-82, Институт Курто, Лондон). Скучающая барменша на фоне огромного зеркала, в котором отражается зал с посетителями и полуфигура пытающегося с ней заговорить клиента, кажется одинокой среди великолепия разноцветных бутылок с яркими наклейками и с цветной фольгой на горлышках, цветов в бокале и фруктов в хрустальной вазе. Тема «выключенности» человека из среды и тут остается главной.

Непосредственными ученицами Мане являлись Б. Моризо, Е. Гозалес и М. Кэссет, однако он оказал значительное влияние на всю группу художников-импрессионистов.



Альфред Сислей (1839-1899)

СИСЛЕЙ (Sisley) Альфред (1839-99), французский живописец. Представитель импрессионизма. Лирические, наполненные светом и воздухом пейзажи («Деревня на берегу Сены», 1872).



ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ (от лат. post после и импрессионизм), общее название течений в живописи кон. 19 нач. 20 вв., возникших во Франции как реакция на импрессионизм с его интересом к случайному и мимолетному. Восприняв от импрессионизма чистоту и звучность цвета, постимпрессионизм противопоставил ему поиски постоянных начал бытия, устойчивых материальных и духовных сущностей, обобщающих, синтетических живописных методов, повысил интерес к философским и символическим аспектам, к декоративно-стилизующим и формальным приемам. К постимпрессионизму относят П. Сезанна, В. Ван Гога, П. Гогена, А. Тулуз-Лотрека, представителей неоимпрессионизма и группы «наби».

 


Гоген Поль 1848- 1903 на Маркизовых о-вах. Париж Бретань, Арль, с 1891 - Полинезия

«Откуда мы пришли? Кто мы?»



ГОГЕН (Gauguin) Поль (1848-1903), французский живописец. Один из главных представителей постимпрессионизма, близкий к символизму и стилю «модерн», использовал синтетические обобщения и упрощение цвета и линий. ГОГЕН (Gauguin) Поль (7 июня 1848, Париж, 8 мая 1903, Атуона, Маркизские острова), французский живописец, скульптор, график, керамист.

С конца1880-х гг. Гоген становится одним из наиболее значительных художников «постимпрессионизма». Мощный творческий темперамент, властный характер, убежденность в своей правоте, самобытный талант все это выдвинуло Гогена в лидеры. В конце 1880-х гг. он с группой последователей поселяется в деревне Понт-Авен (Бретань), где еще сохранились самобытные нравы, обычаи, верования, старинные костюмы; его привлекает жизнь среди людей, не затронутых современной цивилизацией («Видение после проповеди», 1888, Национальная галерея, Эдинбург; «Свинопас. Бретань», 1888, частная коллекция, Нью-Йорк). Мастера «Понт-Авенской школы» упрощают формы, заполняют плоскость холста крупными цветовыми массами, очерчивая их четким контуром, как в перегородчатой эмали, отсюда название их метода: «клуазонизм» (от франц. cloison перегородка).

В 1891 Гоген решает уехать на Таити в надежде найти там воплощение своей мечты о золотом веке, о жизни в гармонии с природой и людьми; но и здесь его не оставляют тревоги, заботы, болезни. На Таити его талант обретает удивительную мощь, здесь были созданы самые прославленные его полотна, изображающие свободных прекрасных людей, живущих в единстве с щедрой благожелательной природой. Он пишет таитянок то на фоне раскаленного песка, розоватые тона которого оттеняют янтарно-смуглые тела женщин («А, ты ревнуешь?», 1892, Музей изобразительных искусств, Москва), то среди тропической зелени («Таитянка с плодом манго», 1892, Музей искусств, Балтимор). Таитянские полотна праздничны по цвету, уподобляясь ярким декоративным панно («Таитянские пасторали», 1892, Эрмитаж, Санкт-Петербург).

В 1893 Гоген возвращается во Францию, едет в Бретань, осваивает технику гравюры на дереве, однако в1895 вновь возвращается на остров. Он переживает тяжелый кризис, его мучают сомнения, и картины нередко отражают тревожное состояние его души: «Невермор» (1897, Институт Курто, Лондон); «Материнство» (1896, коллекция Рокфеллера, Нью-Йорк); большая композиция «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда идем?» (1897, Музей искусств, Балтимор). Порой вера в жизнь возвращается («Сбор плодов», 1899, Музей изобразительных искусств, Москва). В 1901 он переезжает в Атуону (Маркизские о-ва), продолжает работать, несмотря на болезнь («Золото их тел», 1901, Музей Орсе, Париж).



Ван Гог (1853-1890)

ВАН ГОГ (van Gogh) Винсент (1853-90), нидерландский живописец, представитель постимпрессионизма. Страстная эмоциональность, остродраматическое восприятие жизни, социальный протест, присущие искусству Ван Гога, выражались им в 1-й пол. 80-х гг. в произведениях, выдержанных в сумрачной гамме, проникнутых сочувствием к людям труда; с 1888 создавал трагические образы в болезненно-напряженной, предельно экспрессивной манере, построенной на контрастах цвета, порывистого ритма, на свободной динамике пастозного мазка («Ночное кафе», 1888; «Пейзаж в Овере после дождя», 1890).

Экспрессионизм

ЭКСПРЕССИОНИЗМ (от лат. expressio выражение), направление в литературе и искусстве 1-й четв. 20 в., провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение главной целью искусства. Стремление к «экспрессии», обостренному самовыражению, напряженности эмоций, гротескной изломанности, иррациональности образов, наиболее ярко проявилось в культуре Германии и Австрии (писатели Г. Кайзер, В. Газенклевер в Германии, Ф. Верфель в Австрии, художники Э. Нольде, Ф. Марк, П. Клее в Германии, О. Кокошка в Австрии, австрийские композиторы А. Шенберг, А. Берг, немецкие кинорежиссеры Ф. В. Мурнау, Р. Вине, П. Лени). В рамках экспрессионизма возникли ранние образцы абстрактного искусства (В. В. Кандинский); у ряда художников, прежде всего немецких, экспрессионизм получил яркую антивоенную и антиимпериалистическую окраску (Э. Барлах, Ж. Грос, О. Дикс).
Морис Метерлинк (1862-1949)

МЕТЕРЛИНК (Maeterlinck) Морис (1862-1949), бельгийский драматург, поэт (писал на французском языке). Его символистская поэтика выражала протест против приземленности натурализма. Пьесы «Сестра Беатриса» (1900), «Монна Ванна» (1902), «Синяя птица» (1908). Нобелевская премия (1911).


Символизм+мистицизм «Синяя птица» (1909), Сб-к эссе «Жизнь пчел», Нобель
Модернизм.
МОДЕРНИЗМ (от франц. moderne современный), в искусстве совокупное наименование художественных тенденций, утвердивших себя во второй половине 19 века в виде новых форм творчества, где возобладало уже не столько следование духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера, вольного изменять видимый мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней идее или мистической грезе (веяния эти во многом продолжили линию романтизма). Наиболее значительными, часто активно взаимодействующими, его направлениями были импрессионизм, символизм и модерн.В советской критике понятие «модернизма» антиисторично применялось ко всем течениям искусства 20 века, которые не соответствовали канонам социалистического реализма.

Цели и устремления

Новые художественные направления обычно заявляли о себе как искусстве в высшей степени «современном» (отсюда само происхождение термина), наиболее чутко реагирующем на ритмику повседневно охватывающего нас «текущего» времени. Образ свежей, сиюминутной современности ярче всего проявился в импрессионизме, который как бы остановил «прекрасное мгновение». Символизм и модерн отбирали из этих «мгновений» те, что наиболее экспрессивно выражали «вечные темы» человеческого и природного бытия, соединяя прошлое, настоящее и будущее в единый цикл памяти-восприятия-предчувствия. Всемерно усилилась тяга к созданию особого «искусства будущего», утопически порой сквозь апокалиптические видения моделирующего завтрашний день.

Нигилистическая неприязнь к обществу, безверие и цинизм, особое «чувство бездны», привычно связываемые с понятием декадентства, часто отождествлявшегося с модернизмом, противоречиво соседствовали с конструктивными, «жизнестроительными» устремлениями, в особенности в сфере декоративно-прикладного искусства и архитектуры модерна (на базе которых непосредственно возник функционализм современного зодчества). Внешнее правдоподобие образов, первоначально нарушенное лишь легкой, импрессионистически-субъективной размытостью, со временем становится необязательным и излишним, и в 1900-е годы художники-модернисты вплотную подходят к границе абстрактного искусства, а некоторые пересекают ее.

География

Модернизм охватил все виды творчества, но вдохновляющий пример литературы и музыки (Ш. Бодлера во Франции, Р. Вагнера в Германии, О. Уайльда в Англии) был особенно важным. Хотя Париж во 2-й половине 19 в. (особенно в годы расцвета импрессионизма) укрепил свой авторитет мирового художественного центра, роль лидеров и провозвестников все чаще выполняют мастера «периферийных» стран. Так едва ли не главным предтечей модернизма в литературе стал американец Э. По, а позднее его эталоном в драматургии явилась новая скандинавская литература (Г. Ибсен и др.).

Именно в этот исторический момент всемирный духовный резонанс обретатает русская литература (прежде всего, в лице Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и А. П. Чехова); соприкасаясь с модернизмом, порой критически-оппозиционная к нему, она так или иначе мощно стимулирует его поиски.

В целом геополитические координаты искусства меняются решительно и бесповоротно: европейская культура все более и более впитывает в себя влияния Востока, в том числе и самой удаленной от Европы страны Японии.



Философия, религия, политика

Стремясь к универсальному синтезу культуры, искусство увлеченно взаимодействует с философией (основополагающим для модернизма в целом стал пример таких мыслителей, как А. Шопенгауэр и Ф. Ницше, а для России В. С. Соловьев). Параллельно активизируется диалог искусства и религии; первоначально восприняв новые художественные веяния критически, традиционные конфессии затем все чаще вступают с художниками в союз, порождая разные национальные варианты «церковного модерна». Впрочем, с трудом вписываясь в роль покорного слуги Церкви, модернизм охотнее продуцирует собственные верования и культы, родственные теософии.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет