Старец Паисий Святогорец Слова. Том V



бет1/14
Дата17.05.2020
өлшемі0.55 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Старец Паисий Святогорец

Слова. Том V.


Страсти и добродетели

Часть 2. Добродетели.




Оглавление


Оглавление 1

Взвращивание добродетелей 3

"Делание добродетели есть хранение заповедей Господних" (Исаак Сирин) 4

Все добродетели необходимо взращивать 4

Добродетель других и нас наполняет благоуханием 5

Пример святых в делании добродетели 6

Очистим добродетель от примесей 6

Гордость — похититель добродетелей 7

Духовная красота 7

1 ЧАСТЬ. Есть одна добродетель – смирение 8

Глава 1. "Бог смиренным даёт благодать" 8

У смиренного есть все добродетели 8

На смиренном почивает Дух Божий 9

Один смиренный помысел мгновенно приводит в действие Благодать Божию 10

Глава 2. Труд по стяжанию смирения 10

Как возделывается смирение 10

Сердечное смирение — это всё 11

Смирение на деле, а не только на словах 12

Когда мы просим у Бога смирения, то должны принимать унижения 13

«Умаляй себя во всём» 14

"Ниже всей твари" 15

Глава 3. Смирение — великая сила духовной жизни 15

Где есть смирение, там нет места диаволу 15

Духовное преуспеяние есть там, где есть большое смирение 16

Смиренные хранят своё духовное богатство в сокровищнице у Бога 17

2 ЧАСТЬ. Любовь духовная 17

Глава 1. Неисчерпаемая любовь Божия и наша любовь к Богу 17

"Плотный огонь" любви Божией 17

Правильное распределение любви 18

Восхождение на Небо 19

Отдадим, свою любовь Христу 19

Огонь любви Божией 20

Божественный эрос 21

Святое безумие 21

Божественное опьянение 22

Глава 2. Любовь к ближнему 22

Любовь и смирение -две добродетели-сестры 22

Дорогая истинная любовь 23

Удалять своё "я" из нашей любви 24

Материнская любовь ко всем 24

Сердце не стареет никогда 25

Совместная работа ума и сердца 26

"От лишения,.. " (Лк.21,4) 27

Брось свои старые счёты в огонь любви 27

Любовь с состраданием 28

Любовь извещает 29

Любовь упраздняет расстояния 30

Глава 3. Любовь ко всей твари 31

Связь человека с животными до и после грехопадения 31

Животные чувствуют любовь человека 31

Животные просят помощи у человека 31

Будем брать с животных пример 33

Олет - усердная птица 33

3 ЧАСТЬ. Благородство и любочести 34

Глава 1. Благородство — величие Божие 34

Что такое благородство 34

Духовное благородство -это духовное правосудие 35

Как приобретается благородство 35

Через великодушное благородство человек имеет общение с Богом 36

Человек либо приобретёт благородство, либо завязнет в убожестве 37

Глава 2. Любочестие — любовь большой благодарности 38

Любочестные люди — это благородные души 38

Христос радуется нашему любочестному подвигу 38

Враг любочестия - себялюбие 39

У любочестных людей утончённая совесть, и Бог им помогает 40

4 ЧАСТЬ. Дети любви и смирения 41

Глава 1. Простота и чистота 41

Простота - первое чадо смирения 41

Простота и наглость - разные вещи 42

Будьте как дети (Мф.18,3) 42

У простого человека всегда добрые помыслы 43

Когда есть простота, то чувствуешь себя легко 43

Посредством святой простоты человек познаёт тайны Божий 44

Глава 2. Вера и надежда на Бога 45

Всё зло сегодня происходит от неверия 45

Когда вера колеблется 46

Недоверие и маловерие 47

Верующий в Бога ничего не боится 47

"Предзрех Господа предо мною выну" (Пс.15,8) 48

Надежда на Бога и доверие Богу -самая надёжная гарантия 48

Имеющий правую веру обладает настоящей любовью 49

Глава 3. Спасительное терпение 49

"Блажен, муж, иже претерпит искушение" (Иак.1.12) 49

Чтобы терпеть другого человека, нужно его любить 50

Христос основал человеческое спасение на терпении 51

Зимой мы терпим в надежде, что придёт весна 51

Глава 4. Духовная радость 52

Богородица принесла радость в мир 52

Где Христос — там истинная радость 52

Духовная радость приходит в результате духовного делания 53

Божественная радость приходит, когда ты себя отдаёшь 54

Духовная радость — дар Божий 54

Духовная боль - это духовная радость 55

Глава 5. Рассуждение - венец добродетелей 56

Каково наше духовное состояние — таково рассуждение 56

В каждой добродетели необходимо рассуждение 57

И в любви требуется рассуждение 57

В рассуждении нет пределов и правил 58

5 ЧАСТЬ. Доброе беспокойство 58

Доброе беспокойство – добрая тревога о «добром подвиге» 59

Воспримем близко к сердцу вопрос спасения нашей души 59

«Даждъ премудрому вину, и премудрейший будет» (Притч.9,9) 60

Доброе беспокойство не прекращается никогда 61

«В коем есть духовная красота, рождаемая добродетелью, тот светится Божественной Благодатью. Так как, приобретая добродетели, человек приобретает обожение, а потому излучает свет, Божественная Благодать его выдает»



Взвращивание добродетелей

- Геронда, когда человек достигает обожения?

- Когда в него входит Божественная Благодать.

- Тогда в нём живёт радость?

- В нём живёт не только радость, но и большая любовь, смирение, утешение, уверенность. В нём есть те качества, которые есть у Бога, поэтому в него входит Бла­годать Божия.

- А что значит "Бог богов" (Пс.49,1)?

- Разве Давид не говорит "Бози есте, и сынове вышняго вси" (Пс.81,6)? Человек сотворен "по образу" Божию, следо­вательно, Бог есть Бог богов, то есть людей. Человек дол­жен достичь обожения. По образу Божию сотворены все люди, но кто из нас стоит на пути к "по подобию"? Чем дальше мы удаляемся от Бога, тем меньше делаемся по­добны Ему, то есть тем дальше удаляемся от сущности "по подобию".

Чтобы человек сделался подобным Богу, он должен жить в согласии с заповедями Божиими и работать над собой. Таким образом он очищается от страстей и при­обретает добродетели, и тогда он уже не просто человек, сотворенный "по образу" Божию, но переходит в состоя­ние "по подобию", так как в нём действует Божествен­ная Благодать.



"Делание добродетели есть хранение заповедей Господних" (Исаак Сирин)

- Геронда, я бы очень хотела увидеть своего святого.

- А я бы хотел, чтобы ты постаралась стать другом Божиим

- Как мне этого достичь?

- "В чесом исправит юнейший путь свой? Внегда со­храните словеса Твоя" (Пс.118,9). Если будешь жить в согласии с заповедями Божиими, станешь другом Божиим

Если мы дети Божий, то должны соблюдать Его запо­веди. Когда иудеи сказали: "У нас отец Авраам", Христос им ответил: "Ваш отец не Авраам, а сатана, потому что если бы вы были детьми Авраама, то творили бы и дела Авраама" (Ср. Ин. 8, 39; Ин. 8,44)

- Геронда, что имеет в виду авва Исаак, когда говорит, что Христос требует не исполнения заповедей, но ис­правления души (Исаак Сирин, слова подвижнические)?

- Для чего Бог дал заповеди? Разве не для нашего ис­правления? Соблюдая заповеди Божий, мы возделываем добродетель и приобретаем здравие души. "Делание доб­родетели, - говорит авва Исаак, - есть хранение запове­дей Господних".

- Геронда, авва Исайя говорит: "Человеку потребно сердце мужественное и великое, чтобы пещись о хране­нии заповедей Божиих"8.

- Это так. Чтобы в точности исполнять заповеди Бо­жий, необходимы мужество, храбрость и трезвение. По­этому ищи, чего тебе не хватает и что Бог от тебя требует: подумай, что ты сделала и что должна была сделать, но не сделала. Говори себе: "Да, мне нравится то, чем я занима­юсь, а угодно ли это Господу?" - и старайся исполнять волю Божию. "За словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки"9, - говорится в Священном Писании.

Ценность имеет та добродетель, которая приоб­ретается свободно, без принуждения со стороны. Че­ловек должен почувствовать добродетель как свою по­требность и потом потрудиться, чтобы её стяжать. Не Богу нужно, чтобы мы исполняли Его волю, - это нужно нам. Нам нужно исполнять волю Божию, чтобы освобо­диться от своего ветхого человека. Все силы верующего человека должны быть направлены на то, чтобы точно соблюдать заповеди Божий. Когда человек стремится к исполнению воли Божией, тогда он приближается к Богу и, даже если не просит, всё равно получает Божест­венную Благодать. Иными словами, черпает воду непо­средственно из источника.

Все добродетели необходимо взращивать

- Может быть человек от природы добродетельным?

- Человек может от природы быть, например, прос­тым, спокойным, кротким Всё это природные дарова­ния, которые ему даёт Бог, а человек, чтобы приумножить их, должен взращивать. Через подвиг он получит духовные дарования, дары Святого Духа.

- Геронда рассуждение - это дар Божий или доброде­тель, которая постепенно приобретается человеком че­рез духовное делание?

- Я тебе скажу так рассуждение - это дар. Но, допус­тим, у тебя нет этого дара, а есть какой-нибудь другой. Развивая свой дар, ты будешь одновременно развивать и рассуждение и другие добродетели, а через это воспол­нять те добродетели, которых у тебя не хватает. Когда человек подвизается, к примеру, в воздержании, то одно­временно он возделывает молчание, внимание, молитву, рассуждение и т. д

Ведь добродетели и страсти развиваются в зависи­мости от того, в каком направлении человек будет рабо­тать. Если он будет взращивать добродетели, то вырастут добродетели и заглушат страсти. Если будет возделывать страсти, то вырастут страсти и заглушат добродетели. Если будет возделывать и те и другие, то вырастут и те и другие, и получится путаница. Чтобы это понять, пред­ставьте себе сад, в котором есть и цветы и бурьян. Если хозяин будет ухаживать за бурьяном, то вырастет бурьян и заглушит цветы. Если станет ухаживать за цветами, то цветы разрастутся и заглушат бурьян. Если будет ухажи­вать и за теми и за другими, то со временем не сможет отделить цветы от бурьяна.

Чтобы человек преуспел, он должен познать, какие страсти в нём есть, и постараться их отсечь. Также по­знать дарования, которые ему дал Бог, и развить их. Если станет в смирении их возделывать, то вскоре обогатится духовно. Если будет духовно работать, станет хорошим, если пренебрежёт, станет плохим.

Я встречал людей, которые, хотя почва их души была плодородной, оставили её невозделанной, и она заросла терновником и чертополохом. А другие, хотя у них на земле росли терновник и чертополох, всё выпололи, вспа­хали, и земля стала приносить плоды. Что пользы, если Бог нам дал хорошую землю, а мы её бросили, и она поросла бурьяном? Если наша земля пригодна для выращивания сахарного тростника, а на ней растёт камыш, если мы не заботимся о том, чтобы выполоть камыш, посадить и выращивать сахарный тростник, то Бог чем нам может помочь? Из камыша можно только корзинки плести, са­хара не добудешь...

Бог от каждого из нас потребует ответа, удвоили ли мы тот дар, который Он нам дал. Если кому-то Он дал пять дарований, то человек должен их превратить в де­сять. Девять - это для него уже не лучший результат. Потому каждый пусть трудится со смирением и рас­суждением для достижения лучшего результата Ведь Бог потребует ответа, превратил ли человек один талант в два, два в четыре, а пять в десять. Следовательно, если человек удвоил данные ему таланты, то в глазах Бога он заслуживает высшей награды. А если кто-нибудь, по усердию, не по гордости, один талант превратит в де­сять, то умилит этим не только Бога но и человека даже с каменным сердцем

Добродетель других и нас наполняет благоуханием

- Геронда что помогает стяжать добродетель?

- Общение с человеком, у которого эта добродетель есть. Если ты общаешься с кем-нибудь, у кого есть бла­гоговение, то сможешь постепенно тоже приобрести благоговение. Так происходит со всеми добродетелями, потому что добродетель других и нас наполняет благо­уханием.

Когда мы смотрим на добродетели других людей и стараемся им подражать - мы назидаемся. Но и глядя на их недостатки, тоже получаем пользу, потому что недо­статки других помогают нам увидеть наши собственные. Добродетель другого побуждает меня к тому, чтобы стре­миться ей подражать, а недостаток заставляет задумать­ся, нет ли и у меня такого же недостатка, а если есть, то в какой степени, чтобы постараться от него избавиться. Например, я вижу в ком-нибудь трудолюбие и радуюсь, стараюсь такому человеку подражать. В другом вижу лю­бопытство и не осуждаю брата, но смотрю вниматель­но, нет ли и у меня любопытства И если увижу, что есть, то постараюсь от него избавиться. Но если я в себе вижу только добродетели, а в других только недостатки, и при этом на свои недостатки не обращаю внимания или оп­равдываю их, говоря: "Я лучше и этого человека, и того, и другого!" - всё - я пропал

Другие люди для нас зеркало. Глядя на других, мы ви­дим себя, и другие видят наши недостатки, и их замеча­ния смывают с нас грязные пятна

Пример святых в делании добродетели

- Скажите, геронда, каковы отличительные свойства святых?

- Любовь со смирением, простота и рассуждение - вот отличительные свойства святых. Если человек с рассуж­дением будет понуждать себя подражать жизни святых, то и сам приобретёт святость.

В делании для стяжания добродетелей нам очень поможет пример святых. Сравнивая себя со святыми, мы видим свои страсти, осуждаем себя, смиряемся и стараемся с усердием, с божественной ревностью им подражать. У нас нет оправдания, если мы топчемся на месте, потому что у нас перед глазами есть пример свя­тых, их жизнь. Все святые - это дети Божий, и они по­могают нам, несчастным чадам Божиим, указывая, как избежать уловок лукавого.

Внимательное чтение житий святых согревает душу, побуждает следовать их примеру и мужественно продол­жать борьбу за стяжание добродетелей. В житии каждо­го святого видно одно и тоже святое безумие, только в каждом оно проявляется по-разному. Видна пламенная любовь, которую они имели к Богу. Вот и заго­рается в человеке огонь божественной ревности и горя­чее желание им подражать.

- Геронда, сколько лет нужно читать синаксарий (краткое житие) святого?

- Всю жизнь. Хотя в синаксарий написано очень мало, в житии не вся жизнь святого, а только капли из полной чаши, упавшие через край. Святые были бы безумцами, если раскрыли бы всё, что пережили втайне. Но нам до­статочно и сих малых слов, лишь бы они смогли уязвить наше сердце, лишь бы нам их воплотить в своей жизни.

- Мне кажется трудным сделать что-то из того, что сделали святые Скажем, святая Синклитикия, какой тяжёлый подвиг несла до конца своей жизни, хотя стра­дала от тяжелой болезни! Или преподобный Варсонофий, сколько лет он хранил совершенное молчание!

- Ладно, если хочешь подражать преподобному Варсонофию, постарайся хотя бы не отвечать, когда тебе делают замечание. Что касается подвига святой Синклитикии, то и мне кажется, что у тебя не хватит физи­ческих сил его повторить, - не выдержишь, но внутренне, по-моему, ты можешь ей подражать, и здесь тебе предстоит очень много работы. Желаю, чтобы святая дала тебе хотя бы немногое из того, что имела сама

Очистим добродетель от примесей

- Геронда Вы иногда говорите "токсичная доброде­тель". Когда добродетель бывает "токсичной"?

- "Токсичная" добродетель - это, например, добро­та когда в ней присутствует человекоутодие, или лю­бовь, когда в ней есть корысть. Когда в наших действиях нет бескорыстия и простоты, а с добродетелью смешан эгоизм, тогда это извращённая добродетель. Тогда она как неспелый плод, в котором, конечно, тоже есть какие-то витамины, но когда его откусываешь, во рту ощущает­ся горечь.

- Может быть так, что во мне нет добродетели, а кто-то считает меня благочестивой?

- Плохо, если ты сама себя считаешь благочестивой.

- Могу я не видеть своего действительного духовного состояния и думать, что имею добродетель?

- Можешь, но если присмотришься, то почувствуешь, что внутри нет сладости, и из этого поймёшь, каково твоё действительное духовное состояние. Иногда чело­век может думать, что стяжал добродетель, только по­тому, что он усвоил некоторые внешние признаки этой добродетели и им следует с тем, чтобы другим казаться благочестивым. Но на самом деле это не добродетель, не настоящая добродетель. Так он долго не продержит­ся. Настанет испытание, и истина откроется. Одно дело если, скажем, человек подвизается в молчании для того, чтобы словами не оскорблять других, и так постепенно приобретает добродетель молчания. И другое, если он не разговаривает, чтобы другие его считали молчальником. Он может молчать языком, но при этом непрестанно бе­седовать с помыслами, и страсти могут обладать этим че­ловеком Внешне он может казаться настоящим святым, но когда откроется его внутренний человек, то окажется, что это...

- Геронда, я прихожу в отчаяние от своего состоя­ния. То хорошее, что я видела в себе, на деле оказалось никчёмным.

- Что именно?

- То, что я считала рвением, на деле в конечном итоге оказалось эгоизмом

- Нет, дорогая, это не так! В руде есть много разных металлов. Может быть много песка, но есть и медь, и же­лезо, и немного золота.. Если руда попадёт в горнило, вот тогда золото выплавится. Разве не говорится: "Яко злато в горниле" (Прем.3,6) ?

Гордость — похититель добродетелей

- Геронда, я в плену страстей. Иногда меня обворовы­вает себялюбие, иногда стремление к внешнему.

- Если человек допускает, чтобы воры расхищали его имущество, разве он может обогатиться? И ты, если бу­дешь допускать, чтобы тебя окрадывали страсти, разве можешь преуспеть? Так и останешься навсегда в беднос­ти, потому что, что бы ни накапливала, будешь терять. Недоумеваю, как это тангалашка может тебя обворовы­вать, ты же сама можешь исхитить рай!

- Я бы очень хотела поработать над стяжанием добро­детели, а топчусь на месте? Из-за чего?

- Может быть и так, что человек ещё не созрел для добродетели. А ты, я вижу, начинаешь приближаться к духовной зрелости. Так что смотри, теперь, когда наста­нет лето и виноград начинает потихоньку наливаться сладостью, как следует береги его от ворон - тангалашек, - живи смиренно и незаметно.

- Но всё, что я делаю хорошего, теряю, потому что мгновенно впадаю в гордость.

- Знаешь, что ты делаешь? Производишь мёд, а потом его бросаешь, и злой тангалашка у тебя его похищает, а ты остаёшься с носом. Как пасечник дымом затумани­вает пчёл, а потом забирает у них мёд, так и у тебя танга­лашка дымом гордости затуманивает голову, крадёт весь твой духовный мёд, а потом с радостью потирает руки. Крадёт у тебя многоценные дары Божий, а сам радуется. Ты же умная, неужели не понимаешь этого? Почему не хватаешь за руку вора, лукавого, который тебя грабит?

- Но если человек чувствует, что дар, которым он обладает, от Бога, то как искушение может этот дар похитить?

- Через невнимание. Бог наделяет каждого человека многими дарованиями, а человек, хотя должен за них благодарить Бога, часто не имеет внимания, присваи­вает дары, данные ему Богом, и в душе возносится. Тогда лукавый диавол идёт и крадёт у человека эти дарования, потому что он вор, отравляет их своим ядом и приводит в негодность.

Духовная красота

- Геронда, как мне стяжать духовную красоту?

- Если будешь подвизаться с божественным рвением в стяжании добродетелей, приобретёшь и духовную кра­соту. Богородица обладала и внешней и внутренней кра­сотой. Кто её видел, становился другим человеком Ду­ховная мягкость, которую Она источала, исцеляла души.

Своей внутренней красотой и силой благодати Она со­вершила миссионерский подвиг! И любой человек, если будет духовно трудиться, оттачивать свой характер, ста­нет благословенным, красивым душой.

- Человек, имеющий Божественную Благодать, сам это чувствует?

- Чувствует некоторые действия благодати.

- А другой человек, глядя на него, может распознать в нём благодать?

- Да, может, потому что благодать его выдаёт. Знаешь ли, добродетель нельзя скрыть, как бы человек ни пытал­ся. Солнце не спрячешь за решетом потому что лучи его всё равно пройдут через дырки.

Тот, в ком есть духовная красота, рождаемая добро­детелью, светится благодатью. Потому что, приобретая добродетели, человек приобретает обожение, а значит, источает из себя свет, и Божественная Благодать его вы­даёт. Так, сам того не желая и не ведая, человек обнару­живает себя перед другими, и прославляется Бог.

Освобождение от страстей и очищение души сказы­ваются и на плоти, которая тоже очищается, ведь очи­щение начинается с сердца Сердце через кровь передаёт свою духовность телу, и так освящается весь человек.






Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет