«Строение и работа сердца»



Дата18.05.2020
өлшемі114.5 Kb.
түріУрок
Технологическая карта урока

Дисциплина: биология

Класс: 8

Тема: «Строение и работа сердца»


Пояснительная записка.

Данная методическая разработка является одним из вариантов проведения урока по теме «Строение и работа сердца» по учебнику Биология. Человек 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.И. Сонин, М.Р. Сапин – М.: Дрофа 2009. В ней отражена попытка реализовать требования ФГОС ООО, в основе которого лежит системно - деятельностный подход. Сущность данного подхода состоит в формировании деятельностных способностей у обучающихся.

В разработке представлен один из типов уроков деятельностной направленности – урок «открытия» нового знания. Урок начинается с создания на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения (учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения). Цель урока задаётся с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. В ходе урока обучающийся, самостоятельно добывает знания, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему её норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей и общеучебных умений. Используются разнообразные формы (сочетание репродуктивной и проблемной формы обучения), методы (словесные, наглядные) и приёмы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. По ходу урока подразумевается обучение детей осуществлять рефлексивное действие (обнаруживать незнание, находить причины затруднений). Обучающиеся учатся работать по правилу и творчески. На уроке задаются критерии самоконтроля и самооценки (происходит

формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся). 


Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий:

- формулировать цель учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний;

- уметь выбирать способ и средства реализации учебной цели,

- развивать умение находить общее, закономерности, отличное (формирует основы теоретического мышления);


- осуществляет самооценку собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели. 
Образовательная цель: расширяет базу биологических понятий за счёт включения в неё новых элементов.

Цель урока: Изучить особенности строения и работы сердца человека.

Задачи урока:

Образовательные:

  • сформировать знания учащихся об особенностях строения и работы сердца, о понятиях «сердечный цикл», «систола», «диастола», «автоматизм

сердца», «миокард», «сердечные клапаны».

  • научить связывать особенности строения и функционирования сердца со здоровьем человека и применять эти знания в жизни.

Развивающая:

  • развивать универсальные учебные действия (УУД):

  • коммуникационные (участие в эвристическом диалоге);

  • информационные (поиск нужной информации);

  • познавательной деятельности (поиск решений проблемных ситуаций);

  • здоровьесбережения (умение применять знания о строении и работе сердца в целях сохранения своего здоровья).

Воспитательная:

  • формировать бережное отношение к своему здоровью через осознание влияния вредных факторов на строение и функционирование сердца, потребности в соблюдении и пропагандировании правил и норм ЗОЖ.

  • воспитывать культуру общения при участии в беседе, в работе в группах.

  • формировать нравственные качества у учащихся: чувство доброты, внимания к окружающим и др.

Фундаментальные образовательные объекты: сердце, сердечный цикл, автоматизм сердца, механизм регуляции сердца, факторы, влияющие на сердце.

Проблемные вопросы урока: Как устроено сердце? Как оно работает? Какие факторы влияют на его работу? Каковы причины ритмичности сокращения сердца и автоматизма? Как сохранить работоспособность сердца?

Методы:

  • словесный (беседа, рассказ);

  • наглядный (демонстрация презентации, видеофрагмента, работа с рисунками, схемами);

  • практический (выполнение заданий, создание образовательного продукта).

  • частично-поисковый (эвристическая беседа);

  • проблемный (решение проблемной ситуации, поиск ответов на вопросы проблемного характера).

  • сравнения версий (сравнение своей работы с работами других и аналогом, представленным учителем)

  • стимулирования и мотивации учения (познавательные и занимательные факты, создание ситуаций успеха);

  • самоконтроля и самооценки (самопроверка ответов на заданные вопросы и задания и самооценка знаний).

Формы организации деятельности на уроке:

  • фронтальная (демонстрация наглядного материала по теме, беседа, решение проблемных задач)

  • работа в группах (выполнение заданий в группах).


Планируемые образовательные результаты:

Предметные 

Метапредметные 

Личностные 

  1. учащиеся получают знания об особенностях строения и функционирования сердца человека, о понятиях «сердечный цикл», «автоматизм сердца», «систола», «диастола», «миокард», «сердечные клапаны»;

Познавательные: 

  1. находить и использовать нужную информацию. 

  2. учиться анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. 

  3. применять знания из других предметных областей: литературы, физики, математики

Коммуникативные: 

  1. учиться слушать и понимать речь другого человека. 

  2. учиться самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе. 

  3. учиться ставить вопросы, выражать свои мысли. 

Регулятивные: 

  1. учиться самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока) 

  2. учиться осуществлять самоконтроль и коррекцию; 

  1. учащиеся развивают коммуникационные, информационные умения, навыки здоровьесбережения;

  2. у учащихся формируется осознание значения сердца в сохранении своего здоровья, потребности в ведении ЗОЖ.

  3. личностное самоопределение и смыслообразование. 

Обеспечение урока: 

Технические:

  • ПК на базе процессора не ниже Pentium IV

  • Мультимедийный проектор

  • Принтер (на подготовительном этапе)

  • Экран

Программные:

Приложения Microsoft Office PowerPoint

Программа Мedia player

Учебный комплект:

Основной учебник Биология. Человек. 8 класс Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. Дрофа 2009.



Другие материалы: карточки с заданиями для работы в группах.

Ход урока. 

1. Мотивация (Организационный момент) (1-2 мин.) 

Деятельность учителя 

Деятельность учащихся 

Формируемые УУД

Проверяет присутствующих, готовит к работе на уроке, проверяет подготовленность рабочего места учащихся к уроку; организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм;

создаёт положительный, эмоциональный настрой у обучающихся.

Приветствие учителя на данном этапе усиливает мотивы обучающихся, ориентирует на предстоящую деятельность. 
- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. 
Я вижу, что вы готовы меня слушать и слышать. Давайте создадим друг другу хорошее настроение – улыбнемся. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. 


Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность. 

Коммуникативные УУД:- учатся культуре общения.

Личностные УУД:- самоопределение, смыслообразование


2. Этап. Актуализация знаний (5 - 6 мин.)

Деятельность учителя 

Деятельность учащихся 

Формирование УУД 

Учитель актуализирует имеющиеся знания, способы действия в новых условиях.

Учитель ставит на стол «черный ящик» и рассказывает:

В одном из выпусков интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» перед знатоками поставили «черный ящик» и задали вопрос телезрителей: Греки считали его вместилищем духа. Китайцы верили, что в нем сосредоточено счастье. Египтяне полагали, что в нем рождаются эмоции и интеллект и изображали в виде сосуда. Что в черном ящике?

-А вы как думаете о чем идет речь?

- Действительно речь шла о сердце. Что вы знаете о сердце?

- Какие из предложенных слов вам помогут ответить на этот вопрос?

- Почему вы не взяли не все слова?

- Попробуйте сформулировать тему урока, используя оставшиеся слова. Итак, тема урока Строение и работа сердца. (запись темы в рабочий лист)

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Вспоминают ранее изученный материал. Формулируют тему урока. 



Познавательные УУД:- учатся строить высказывания; учатся анализировать, сравнивать, обобщать.
Предметные УУД: - применяют ранее изученный материал для решения практических задач
Коммуникативные УУД:- учатся культуре общения.

Личностные УУД:- смыслообразование и личностное самоопределение.


3. Этап. Постановка учебной задачи (Создание проблемной ситуации) (4 мин.) 

Деятельность учителя 

Деятельность учащихся 

Формирование УУД 

Учитель подготавливает мышление учащихся, организует осознание ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. 

Создает для учеников проблемную ситуацию.

- А как каждый из вас может ощутить работу своего сердца? (положить ладонь в область сердца, по пульсу, используя фонендоскоп и т.д.)

А теперь проведем небольшой эксперимент.


  1. Находим пульс на запястье и обращаем внимание на его частоту, силу и ритмичность.

  2. Встаем на одну ногу, и, держась за край парты (только для сохранения равновесия) делаем медленные приседания (кто сколько может).

Находим снова пульс и обращаем внимание на изменения.

- Как долго вы бы могли выполнять упражнение? Почему? Какое отличие вы заметили между работой мышц (скелетных мышц) и работой сердца?Подводит к формулированию проблемного вопроса:

- Почему мышцы утомляются, а сердце может безостановочно работать в течение всей жизни?

- Что мы должны сделать, чтобы найти ответы на эти вопросы? А каким образом мы можем получить эти знания? Исходя из ответов учащихся формулируется цель урока: изучить особенности строения и работы сердца человека.


Вступая в диалог с учителем (выполняя задание) выявляют проблему – проговаривают и осознают её.

Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. В коммуникативной форме формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (т.е формулируют, какие знания им нужны, и чему им надо научиться).

Предлагают и согласовывают с учителем цель (главный вопрос) урока.

Осознают цель предстоящей деятельности.



Предметные УУД:- учатся определять частоту сердечных сокращений и причины ее изменений;- учатся понимать смысл биологических терминов. 
Личностные УУД:- смыслообразование и личностное самоопределение.

Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека; - учатся ставить вопросы, выражать свои мысли. 
Познавательные УУД:- учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. 

Предметные УУД:- учатся понимать биологические термины: живой организм.
Регулятивные УУД:- учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока)


4. Этап. «Открытие» нового знания (9 мин.) 

Деятельность учителя 

Деятельность учащихся 

Формирование УУД 

Учитель организует выбор способа и средств реализации учебной цели. Учитель формирует основы теоретического мышления, развивает умение находить общее, закономерности, отличное; развивает способности к обобщению;

Учитель побуждает к высказыванию предложений о том, как и с помощью чего можно достичь поставленной цели. 
- Каким образом мы достичь поставленной цели? 

Исходя из высказываний учащихся формулируются задачи:

1.изучить особенности внешнего и внутреннего строения сердца;

2. узнать как работает сердце человека;

3. определить что влияет на работу сердца.

- Что нам поможет в решении поставленных задач? (учебник: текст, рисунки,видеофрагмент )

Учитель организует работу в группах.

Представьте, что вы являетесь командой знатоков интеллектуального клуба и вам как и знатокам предстоит ответить на вопросы. Сейчас каждая команда получает конверт с вопросом, по истечение 5 минут представит свой ответ на поставленный вопрос. После того, как вы обсудите вопрос, капитан определяет кто будет отвечать. Итак время пошло.

Команды предсталяют свои ответы, учитель сопровождает выступление иллюстративным материалом.

- Скажите, ребята, почему сердце так назвали? Правильно, слово «сердце» от слова середина.



Команда №1: расположено сердце в грудной полости и чуть смещено в левую сторону. По форме сердце напоминает конус. Находится внутри  околосердечной сумки (перикарда). Внутренняя поверхность околосердечной сумки выделяет жидкость. При сокращениях сердца наружная оболочка скользит по внутренней поверхности околосердечной сумки. Жидкость внутри перикарда уменьшает трение скользящих поверхностей.

Команда №2: Сердце полый мышечный орган и в нем различают три слоя. Эпикард – наружный слой из соединительной ткани. Эндокард – внутренний слой сердца. Миокард – это сердечная мышца.

(По ходу выступления остальные учащиеся заполняют схему в тетради)



Команда №3: Несколько слов о клапанах. В сердце и в кровеносных сосудах кровь всегда течет в одном направлении благодаря клапанам. В сердце два вида клапанов - створчатые и полулунные (в виде кармашков, напоминающих полумесяц).

(По ходу выступления остальные учащиеся заполняют схему в тетради)

- Работая в группах, найдите на иллюстрации в учебнике на стр. 145 камеры сердца, межжелудочковую перегородку и обозначьте их на рисунке в рабочей тетради

- Найдите створчатые и полулунные клапаны на рисунке в учебнике и также обозначьте их на рисунке.

- Какие части сердца остались не обозначенными? Используя рисунок учебника на стр. 145 выполните задание до конца.

Проверка правильности выполненных заданий.



Высказывают свои предположения.

Выбирают способ (как?) и средства для построения нового знания (с помощью чего?).

Работают в группах:обсуждают и составляют описание строения сердца .

Высказывают свои предположения (гипотезы) 

Применяют выбранный способ действия для решения задачи, вызвавшей затруднение. Фиксируют в тетрадях своё «открытие». Сообщают о результатах выполненной работы. Отвечают на вопросы. Осуществляют самоконтроль. Корректируют свои записи. Выполняют упражнения.


Предметные УУД: - учатся составлять описание строения сердца

Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение); - учатся преобразовывать информацию в соответствии с заданием; - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. 
Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека; - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе; - учатся выражать свои мысли.

Личностные УУД:- формирование личностного и жизненного самоопределения.
Регулятивные УУД:- учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию;


5. Этап. Первичное закрепление ( Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания) (5 мин.) 

Деятельность учителя 

Деятельность учащихся 

Формирование УУД 

Учитель организует работу по усвоению учащимися нового способа действия. 

- Теперь, зная строение сердца вернемся к нашему эксперименту. Мы выяснили, что сердце - это мышечный орган, следовательно как и любая мышца при продолжительной работе оно утомляется. И, чтобы восстановить свою работоспособность, что оно должно сделать? Правильно. Отдохнуть. Давайте и мы немного отдохнем. (физминутка).

-Отдохнули, а теперь чтобы чтобы узнать когда же отдыхает сердце. Что нам нужно сделать?(узнать как оно работает)

Сердце сокращается с частотой примерно 70-80 ударов в минуту, значит, период от одного сокращения до другого занимает меньше секунды, примерно 0,8 сек.

Посмотрим, что за это время успевает происходить в сердце.

- Что изображено на рисунке? (электрокардиограмма)



Команда №4:

Теперь, зная время каждой фазы мы можем ответить на вопрос:

- Когда отдыхает сердце?

( когда наступает общее расслабление)

- Верно. Всего за 0,4 сек. сердце успевает восстановить работоспособность.

- Итак, мы выяснили, что сердце сокращается примерно 70 раз в минуту. Давайте подсчитаем, какую работу совершает ваше сердце за время одного урока?

Задача: Сердце сокращается 70 раз в минуту. За одно сокращение сердце перекачивает 200 мл крови. Сколько литров крови перекачивает ваше сердце в течение одного урока?

Ученики: делают вычисления. Решение: 200мл х 70 = 14000 мл (14л) в минуту. 14 х 40 = 560л (больше полутонны).



Учитель ставит проблемный вопрос для всех команд: …Однажды Везалий вскрыл труп, чтобы установить причину смерти. Каков же был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа они увидели слабо сокращающееся сердце! Инквизиция обвинила Везалия во вскрытии живого человека и приговорила к паломничеству в Палестину, из которого он не вернулся.

Вопрос: - Неужели такой выдающийся врач, каким был Везалий, принял за мертвеца живого человека? Но почему, же все-таки сокращалось сердце? (команды работают с текстом учебника в поисках ответа)



- Сердце – уникальный орган. Сердце обладает удивительной способностью автоматизмом. Как вы думаете что это означает? Автоматизм – это способность сердца ритмично сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в самом сердце.

- Еще раз вернемся к нашему эксперименту. Что изменилось в ходе его выполнения? Почему? В каких случаях ваше сердце бьется чаще и сильнее? В каких случаях бьется ровно и спокойно? (предполагаемые ответы: во время стресса, страха, при физических нагрузках бьется чаще и сильнее, во время отдыха, покоя – реже и слабее) Следовательно. Не смотря на автоматизм сердце подвержено влиянию различных факторов, которые изменяют его ритм. А какие способы регуляции деятельности органов и систем органов вы знаете? Посмотрим, как изменяется деятельность сердца под влиянием нервной и эндокринной систем.

- Какое же действие оказывают нервная и эндокринная система на работу сердца?

Осмысливают задание (определяют последовательность действий).

Отвечают на вопросы (осмысливают и проговаривают основные этапы своей деятельности).

В ходе диалога формулируют проблему, цель и способы её достижения.

Объясняют последовательность действий при выполнении данного задания.




Предметные УУД: - учатся называть особенности сердечного цикла; - учатся понимать смысл биологических терминов. 
Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию; - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека; - учатся ставить вопросы, выражать свои мысли. 
Регулятивные УУД: - учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию; 
Личностные УУД: - формирование личностного и жизненного самоопределения. 

6. Этап Самостоятельная работа с проверкой (5 мин)

Деятельность учителя 

Деятельность учащихся 

Формирование УУД 

Учитель организует работу по усвоению учащимися нового способа действия, применения новых знаний.

Учитель предлагает выполнить тест самостоятельно. Затем организует взаимо- проверку.

Самостоятельно выполните тестовое задание. Необходимо отметить на каждый вопрос верный наш взгляд вариант ответа. Проверьте правильность выполнения данного задания, поставьте соответствующую оценку.

- Какие вопросы вызвали у вас затруднения? Почему? Какие варианты разрешения затруднений вы можете предложить?



Учащиеся самостоятельно выполняют задания.

На этапе проверки задания формулируют свой ответ.



Предметные УУД: - учатся выделять особенности строения и работы сердца; - учатся понимать смысл биологических терминов. 
Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию; - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека и выражать свои мысли. 
Регулятивные УУД: - определять цель учебной деятельности; - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию; 
Личностные УУД: - формирование личностного и жизненного самоопределения. 

7. Этап Включение знания в систему (8 мин)

Деятельность учителя 

Деятельность учащихся 

Формирование УУД 

  • Философы и поэты отождествляют сердце с душой человека, полагая, что именно сердцем человек любит, ненавидит, чувствует и переживает. Так ли уж неправы философы и поэты?

  • Мне очень нравятся строки из стихотворения Расула Гамзатова «Прости меня сердце мое» и я бы хотела поделиться ими с вами.

Тебя я помучил немало,
Как вспомню, ни ночи, ни дня
Со мной ты покоя не знало,
Прости, мое сердце, меня.
Как плетью, ах, будь я неладен,
Твое подгонял колотье.
За то, что я был беспощаден,
Прости меня, сердце мое.
За то, что железным ты мнилось,
И мог подставлять под копье
Тебя я, безумью на милость,
Прости меня, сердце мое.
Кружит, как над полем сраженья
Порой над тобой воронье.
За подвиги долготерпенья
Прости меня, сердце мое.

Р.Гамзатов

Скажите, о чем говорят эти строки?

Какие чувства они вызывают ? Что нужно делать, чтобы сберечь свое сердце? (учащиеся высказывают свои предположения) Свои предположения оформите в виде мини-проекта: « Как сохранить здоровье сердца. Характер исполнения может быть любой: и презентация, и брошюра и информационный лист, буклет.



Учащийся класса читает стихотворение, другие слушают и затем высказываю сое мнение

Познавательные УУД:- учатся строить высказывания; учатся анализировать, сравнивать, обобщать.
Предметные УУД: - применяют ранее изученный материал для решения практических задач
Коммуникативные УУД:- учатся культуре общения.

Личностные УУД:- смыслообразование и личностное самоопределение.

  1. Этап. Рефлексия.(3 мин). 

Деятельность учителя 

Деятельность учащихся 

Формирование УУД 

Учитель организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели. 

Организует подводящий диалог. 
-Вернемся к цели нашего урока! Демонстрирует: тему урока, цель, проблемный вопрос.
Сформулируйте выводы, продолжив предложения.

- У вас на столах лежат рефлексивные мишени. Отметьте в каждом из секторов область мишени куда попал ваш выстрел от 1до 5. После урока отставьте мишени, пожалуйста на столах. Спасибо за урок.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения.

Формулируют и записывают то, что узнали на уроке.



Предметные УУД: - учатся определять особенности строения и работы сердца;- учатся понимать смысл биологических терминов. 
Познавательные УУД:- учатся ориентироваться в, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию; - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека; - учатся выражать свои мысли. 
Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию;
Личностные УУД:- формирование личностного самоопределения.

  1. Этап. Домашнее задание. (2 мин). 

Деятельность учителя 

Деятельность учащихся 

Формирование УУД 

Озвучивает домашнее задание. 
Дома вам предлагается выполнить следующую работу:

1. Прочитать стр.144 -152 (задание обязательное для всех).



2. Индивидуальный проект « Как сохранить здоровье сердца человека»

Записывают домашнее задание. 

Личностные УУД:- формирование личностного самоопределения.

Регулятивные УУД: - ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно; - мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий. 



Достарыңызбен бөлісу:


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет