Технологическая карта самостоятельного изучения теоретического материала для студентов 3 курса стоматологического факультета



Дата18.05.2020
өлшемі44 Kb.
Технологическая карта самостоятельного изучения теоретического материала для студентов 3 курса стоматологического факультета

(курс пропедевтики внутренних болезней)

Тема: «Расспрос, осмотр больных с заболеваниями органов кроветворения. Диагностическое значение исследования общего анализа крови. Лабораторная диагностика гомеостаза железа (содержание железа в сыворотке крови, общая железосвязывающая способность сыворотки, уровень трансферрина). Стернальная пункция (общее представление). Симптоматология анемий (железодефицитной, В12-фолиеводефицитной)».

I. Основные вопросы для изучения:

  1. Методика расспроса и осмотра больных с заболеваниями органов кроветворения

  2. Основные клинические симптомы и синдромы железодефицитной анемии.

  3. Основные клинические симптомы и синдромы В12 - фолиеводефицитной анемии

  4. Диагностическое значение общего анализа крови

  5. Стернальной пункции, понятие о методике проведения, диагностическое значение

  6. Принципы диагностики анемий

II. Цель и задачи занятия:

  1. Научиться методике расспроса и осмотра больных с патологией системы кроветворения

  2. Научиться диагностировать основные клинические синдромы анемий (циркуляторно-гипоксический, сидеропенический, сердечно-сосудистый и т.д.)

  3. Научиться оценивать основные показатели общего анализа крови

  4. Ознакомиться с методикой выполнения стернальной пункции

  5. Ознакомиться с особенностями стоматологических проявлений анемий

III. Формируемые понятия:

  1. Уметь проводить расспрос и осмотр больных с патологией системы кроветворения.

  2. Уметь диагностировать синдромы ЖДА: циркуляторно-гипоксический, сидеропенический, сердечно-сосудистый.

  3. Уметь диагностировать синдромы В12-фолиеводефицитной анемии: циркуляторно-гипоксический, неврологических нарушений, сердечно-сосудистый, нарушения кроветворения.

  4. Уметь анализировать данные общего анализа крови.

  5. Уметь анализировать биохимические показатели гомеостаза железа (содержание железа в сыворотке крови, общая железосвязывающая способность сыворотки, уровень трансферрина)

  6. Знать диагностическую ценность и показания к назначению: стернальной пункции, трепанобиопсии.

IV. Значение изучаемого материала для последующего использования, медицинские аспекты:

Умение выявлять симптомы, характерные для патологии кроветворных органов, имеет важную задачу для врача- стоматолога, т.к. часто первые проявления могут быть в полости рта, а в развернутую стадию болезни всегда имеют место изменения со стороны слизистой оболочки и пародонта. Врач каждой специальности должен знать диагностическую ценность общего анализа крови, уметь оценивать его показатели.



V. Вопросы, подлежащие проверке при промежуточной и экзаменационной аттестации:

  1. Особенности осмотра больных с заболеваниями системы крови.

  2. Лабораторные показатели, характеризующие состояние красного ростка кроветворения.

  3. Общий анализ крови. Диагностическое значение.

  4. Расспрос больных с заболеваниями системы крови. Особенности жалоб и данных анамнеза.

  5. Нормальная лейкоцитарная формула и ее изменения при различных заболеваниях.

  6. Железодефицитная анемия. Клинические проявления. Лабораторные и инструментальные ме­тоды диагностики.

  7. В-12 фолиево-дефицитная анемия. Клинические проявления. Лабораторные и инструменталь­ные методы диагностики.

  8. Лейкоцитозы, лейкопении. Их изменения при различных патологических процессах. Агранулоцитоз.

VI. Рекомендуемая литература:

1. В. X. Василенко, А. Л. Гребенев - "Пропедевтика внутренних болезней", 1989 г.

2. В. К. Милькаманович - "Методическое обследование, симптомы и симптомокомплексы в клинике внутренних болезней"Минск 1995г.

3. А. А. Чиркин, А. Н. Окороков, И. И. Гончарик - "Диагностический справочник терапевта", Минск.



4. А. Ф. Косицына, С. В.Туркина - "Методические указания к написанию пропедевтической истории болезни для студентов стоматологического факультета", Волгоград, 2003 г.

VII. Вопросы для самоконтроля.

  1. Назовите характерные жалобы больных с заболеваниями системы крови.

  2. Каковы особенности осмотра больных с заболеваниями системы крови?

  3. Какие показатели характеризуют красную кровь?

  4. Какова физиологическая роль эритроцитов? Нормальные показатели их у мужчин и женщин.

  5. Какова физиологическая роль гемоглобина? Каковы нормальные показатели гемоглобина у мужчин и женщин?

  6. Какую информацию несет цветовой показатель?

  7. Что такое ретикулоциты, нормальное их содержание в крови?

  8. Что такое гематокрит? Нормальные показатели? Диагностическая ценность?

  9. Что такое гемолиз? Какие виды гемолиза Вы знаете?

  10. Что такое гемодилюция? Причины возникновения?

  11. Что такое лейкоцитоз? Диагностическая ценность?

  12. Что такое лейкопения? Диагностическая ценность?

  13. Что такое лейкоцитарная формула?

  14. Нормальная лейкоцитарная формула и ее изменения при различных заболеваниях.

  15. Что означают термины «анизоцитоз» и «пойкилоцитоз»?

  16. Железодефицитные анемии. Этиология. Основные синдромы. Лабораторные методы диагостики.

  17. В12-фолиеводефицитная анемия. Этиология. Основные синдромы. Лабораторные методы диагностики.

  18. Понятие и показания к проведению стернальной пункции и трепанобиопсии?

Решите следующие задачи:

  1. Для изменения гемограммы при железодефицитной анемии не характерно: а) снижение уровня гемоглобина; б) гипохромия эритроцитов; в) преобладание микроцитов; в) тельца Жолли, кольца Кебота

  2. Для железодефицитной анемии не характерно наличие клинических симптомов: а) слабость, утомляемость; б) головокружение, шум в ушах; в) тахикардия; г) склонность к артериальной гипертензии

  3. Для латентного дефицита железа не характерно: а) снижение уровня гемоглобина; б) наличие сидеропенического синдрома

  4. Железодефицитная анемия является: а) нормохромной; б) гипохромной; в) гиперхромной

  5. Для изменения эритроцитов при В12 -фолиеводефицитной анемии не характерно: а) гипохромия; б) макроцитоз; в) пойкилоцитоз; г) тельца Жолли, кольца Кебота

  6. Поражение нервной системы при В12- фолиеводефицитной анемии проявляется: а) рассеянным склерозом; б) фуникулярным миелозом; в) полинейропатией

  7. К причинам В12 -фолиеводефицитной анемии не относится: а) атрофический гастрит; б) резекция подвздошной кишки; в) глистные инвазии; в) хронические кровотечения

  8. Поражение нервной системы при В12 -фолиеводефицитной анемии: а) характерно; б) не характерно; в) встречается редко

  9. Тельца Жолли, кольца Кебота – это: а) остатки ядра в эритроцитах; б) полуразрушенные ядра лимфоцитов; в) лимфоциты, с характерными тонкими отростками цитоплазмы

  10. К хроническому дефициту железа приводит все, кроме: а) хроническая кровопотеря; б) повышенное потребление железа; в) недостаток поступления железа с пищей; г) нарушение всасывания и транспорта железа; д) повышенное разрушение эритроцитов


Технологическая карта подготовлена доцентом Туркиной С.В., ассистентами Полетаевой Л.В., Романюком С.С.
Каталог: depts -> thers
depts -> «витамины»
depts -> Методическая разработка для студентов к практическому занятию для специальности 020400. 62 «Биология» «Цитология, гистология»
depts -> Вопросы к экзамену по дисциплине «культурология»
depts -> №19. Токсичные химические вещества раздражающего действия
depts -> Тесты по учебной дисциплине "токсикология и медицинская защита" Тема 2 и 3 Раздражающими называются вещества
thers -> «Симптоматология лейкозов. Лабораторная диагностика лейкозов. Геморрагический синдром. Методы исследования системы гемостаза»


Достарыңызбен бөлісу:


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет