Тематический план предмета «самопознание»



бет1/4
Дата25.04.2016
өлшемі0.77 Mb.
түріТематический план
  1   2   3   4


САМОПОЗНАНИЕ

7 КЛАСС

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПРЕДМЕТА «САМОПОЗНАНИЕ»

ДЛЯ СЕДЬМОГО КЛАССА


Названия разделов



занятия

Темы учебных занятий

Кол-во часов

Раздел I

Быть человеком

(8ч)

1-2

3-4

5-6

7-8


Разум и воля

Внешняя привлекательность и внутренний мир человека


О достоинстве человека

Счастье человека



2

2

2



2

Раздел II

Человек и общество

(8ч)

9-10
11-12

13-14


15-16

Тепло человеческого общения

Семейные ценности

Этика взаимоотношений в коллективе

Гражданская позиция человека



2
2

2

2



Раздел III

Мир и человек

(8ч)

17-18

19-20
21-22


23-24

Картина мира

Энергия позитивной мысли

Мировосприятие человека

Созвучие с окружающим миром



2

2
2
2



Раздел IV

Мир человечества

(8ч)

25-26

27-28
29-30

31-32


Духовный мир человека

Человек и человечество


Человек созидающий

Жизнь во имя любви



2

2
2


2




Всего часов

32


Беседа

Продолжая обсуждение, учитель проводит беседу с целью выявить уровень понимания учениками таких понятий, как «разум», «воля», «разумный человек», «человек сильной воли». В ходе беседы учитель может корректировать и направлять размышления учеников на осмысление дилеммы: что важнее: разум или воля?

Для организации беседы используются вопросы, помещённые в соответствующей рубрике учебника.

  1. Как вы понимаете смысл выражений: «слабовольный человек», «человек с сильной волей»?

  2. Каким вы представляете себе слабовольного человека?

  3. Как проявляется воля человека?

  4. Что характеризует разумного человека?

  5. Чем руководствуется человек в жизни: разумом или чувствами?



Размышление над ситуацией

Учитель предлагает ученикам рассмотреть ситуацию, представленную в учебнике, чтобы убедиться в важности позитивного влияния разума и воли на человека, который искренне заинтересован познавать себя, людей, мир. Для размышления над ситуацией учащимся важно проанализировать представленный сюжет, выстроить логическую цепочку основных идей. Эти умения позволяют понять смысл ситуации и сделать вывод по ней. Вопросы по тексту помогут прийти к этому поэтапно.


Прочитайте текст и ответьте на вопросы к нему.

Семиклассник Асыл уныло смотрел на учебник физики. Вздохнув, открыл нужную страницу и стал делать задание на дом. После десяти минут безуспешного труда Асыл потерял терпение. – Ну, не получается у меня! Я ничегошеньки не понимаю в этой физике! – сердясь на себя, сетовал Асыл.

Успокоившись, он стал рассуждать:

– Если гора не идёт к Магомеду, значит Магомед идёт к горе! Так? Так. Значит, мне самому необходимо разобраться в моей неудаче с физикой, ведь наука не виновата, что я её не понимаю. Первое, что я сделаю, – искреннее заинтересуюсь физикой, ведь это наука о закономерностях окружающего нас мира и явлениях природы. А мне хочется узнать о нашем мире как можно больше. Второе, – настроюсь на удовольствие от занятий физикой, которые поднимут моё настроение. Вот тогда мне станет легко и весело на душе!

Через две недели одноклассники просили Асыла разъяснить им ту или иную задачу по физике, удивляясь тому, как легко он усваивает новые трудные темы.

  1. Какие трудности испытывал Асыл при выполнении заданий по физике?

  2. Как вы думаете, какова причина этих трудностей?

  3. Какое решение принял Асыл для преодоления трудностей?

  4. Какие качества помогли Асылу понять физику?

Задание

Данное задание направлено на закрепление новых знаний учащихся о воле человека и на развитие умения проецировать их на свой жизненный опыт.

Назовите три отрицательных качества, не свойственных человеку с сильной волей. Приведите пример.


Учитель предлагает ученикам выполнить упражнение в тетради, прочитав текст «Осмысленная жизнь» и ответив на вопросы после него.
Осмысленная жизнь

Воля и разум даны человеку для того, чтобы реализовывать определённые цели. Если нет целей, человеческая воля не включается, вследствие чего нет движения вперёд, нет совершенствования и развития. Исчезает мотивация к непрерывному духовному росту.

Многие люди не знают, кто они и чем хотят заниматься, чего ждут от жизни и что их может серьёзно увлечь. Многие боятся ограничить свою свободу, и поэтому их жизнь превращается в череду компромиссов и незапланированных событий. Они идут по жизни бесцельно и бесконтрольно, бросаясь из стороны в сторону.

Сначала пробуют одно, затем другое, третье, далее бросают первое, третье, потом ещё за чем-то гонятся. Вроде что-то делают, пытаясь продлить редкие минуты счастья, но в результате остаётся одно разочарование. Почему?

Потому что если человек двигается в никуда, то он туда и приходит. Не зная, чего хотим, мы тратим массу времени и энергии в ложном направлении. В итоге человек начинает скучать от того, что делает. К нему приходят сожаление и разочарование, вследствие которых рождаются негативные эмоции, разрушительные мысли и действия.

Он чувствует себя слабым, возлагая на других вину за собственную несостоятельность, недостаток денег, счастья, времени и т.д. Он винит кого угодно, но при этом ничего не хочет делать. До тех пор, пока не возьмёт на себя ответственность за свою жизнь, за свое здоровье, успех, счастье.

Что такое цель? Это определённый четкий образ (не важно, как вы его ощущаете, осознаете, чувствуете или видите), реализованный в определённый момент времени.

Чтобы найти свои цели, нужно понять, чего вы хотите. Давайте попробуем понять и разобраться:

1. Запишите список всего того, чего вы хотите достичь в этой жизни (заметьте: не можете, а хотите достичь).

2. Спросите себя “почему?” или “зачем?” нужны поставленные цели.


К примеру, ответив на следующие вопросы, можно осмыслить поставленные цели.



Мои цели



Зачем? Почему?

Что я обязательно хочу сделать в жизни?




Кем я хочу быть?




Какими способностями я хочу обладать?




Где я могу реализовать свои способности?




Чему научиться?




Где побывать?




Реализация чего доставила бы мне наибольшее удовольствие?





Творческая деятельность

В качестве домашнего задания учащимся предлагается написать небольшой рассказ о ситуации из жизни, когда сила воли помогла преодолеть трудности.



Напишите короткий рассказ о ситуации из жизни, когда сила воли помогла преодолеть трудности.

Проведите анализ этой ситуации: почему возникли неприятности, как, с помощью чего удалось их разрешить или преодолеть.


Беседа

В целях развития правильных представлений учащихся о понятиях «красота внутренняя» и «красота внешняя» и их взаимосвязи, учитель начинает урок с проведения беседы, используя вопросы из рубрики учебника «Размышляем, беседуем:.




  1. В чём проявляется неповторимость каждого человека?

  2. Что вы вкладываете в понятие «внешняя привлекательность»?

  3. Важно ли быть внешне привлекательным?

  4. Как внутренняя красота человека проявляется в его внешней красоте? Приведите примеры из жизни.

  5. Как вы объясните смысл высказывания Рабиндраната Тагора: «Красота – завершённое выражение добра; добро – завершённое выражение красоты»?


Беседа

Развивая далее идею взаимосвязи понятий «внешняя красота», «внутренняя красота», «физическое здоровье», учитель начинает урок с проведения беседы с учащимися, используя для этого вопросы, представленные в учебнике.

Организуя беседу, учитель ориентирует учеников на постижение ими взаимосвязи между физической красотой, психическим здоровьем и развитыми нравственными качествами.

В ходе данной беседы выявляется первоначальное понимание учащимися смысла выражений «здоровый дух», «сила духа "ровый духбеседы выявляется первоначальное понимание учащимися выражений "вопросы, представленые ющих они считают красивым и п». Целесообразно в ходе рассуждений умело корректировать ответы детей, направляя их на осмысление значимости духовной силы человека, ведь она берет начало в сознании, мышлении, желаниях человека, направляет его поведение, его деятельность. От нее зависит и нравственная красота, и духовное богатство человека, и совершаемые человеком поступки, и творческий труд.




  1. Как вы понимаете смысл выражений «сила духа» и «красота человеческого духа»?

  2. Какое из утверждений, по вашему мнению, истинно: «в здоровом теле – здоровый дух», «здоровый дух – залог здоровья человека»?

  3. В чём заключается сила духа человека?

  4. Что значит быть красивым в мыслях и поступках?


Задание

Для выработки этических установок по нравственному здоровью и творческой переработки полученных знаний учитель предлагает ученикам выполнить задание, представленное в учебнике.


Обоснуйте значимость данных утверждений и объясните, как человеку можно стать по-настоящему красивым.


  • Хорошо чувствовать себя, обладать хорошим здоровьем – значит правильно развивать свой внутренний мир и духовную красоту.

  • Иметь позитивное представление о самом себе – значит уважать своё человеческое достоинство и укреплять самооценку.
  • Развивать уверенность в себе – значит уметь достойно проявлять себя и преобразовывать мир вокруг себя.

  • Уметь воплощать свои идеалы – значит уметь совершенствоваться.

  • Уметь общаться с людьми – значит уважать и понимать окружающих.

  • Чувство юмора, доброжелательность, умение интересно вести беседу, эрудиция, находчивость – достоинства, которые украшают человека.



Беседа

Для актуализации опорных знаний о ценности человека учитель проводит беседу на основе вопросов, представленных в учебнике. В процессе беседы учитель направляет ход размышлений учеников на формулирование вывода о том, что достоинство человека есть не что иное, как следование нравственному закону, совести, исполнению долга и стремления к высокому призванию.




  1. Как вы объясните смысл понятия “достоинство человека”?

  2. Какие качества человека подчёркивают его достоинство?

  3. Все ли люди умеют ценить себя? Удаётся ли это вам?


Задание

Учитель предлагает ученикам выполнить задание, представленное в учебнике, с целью углубления представлений о достоинстве.


Прочитайте высказывания. Что говорится в них о достоинстве человека? Как вы понимаете смысл изречений?


  • Достоинство человека есть драгоценные камни, которые красивее играют в оправе скромности.

Л.Вовенарг


  • Всякое достоинство, всякая сила спокойны именно потому, что уверены в самих себе.

В.Белинский


  • Истинное достоинство подобно реке: чем она глубже, тем меньше издаёт шума.

Беседа

Цель данной беседы – организовать деятельность учащихся, направленную на проецирование знаний и умений, приобретенных на прошлом уроке, на свой жизненный опыт для выражения своей позиции и собственного отношения к вопросам, представленным в этой рубрике. В ходе обсуждения этих вопросов не только актуализируются знания учащихся, но, самое главное, через свои рассуждения, выводы участники беседы приобретают нечто новое в отношении ключевых понятий, которыми станут руководствоваться в последующей жизни.




  1. Можно ли развить в себе чувство собственного достоинства? Каким образом?

  2. Почему достоинство возвышает человека?

  3. Чувство собственного достоинства облегчает или усложняет человеку жизнь? Почему?

  4. Может ли человек с достоинством иметь недостатки? Почему?



Урок 7

СЧАСТЬЕ ЧЕЛОВЕКА
Цель: углубить представления учащихся об общечеловеческой ценности «счастье».

Задачи:

    • формирование осознанного стремления быть счастливым;

    • развитие позитивного мировосприятия, способности радоваться жизни;

    • воспитание активной личности, способной ощутить свою твор­ческую состоятельность, стремящейся к самовыражению, самосовершен­ство­ванию.


Круг радости

Учитель приветствует учеников и приглашает их встать в круг, а затем читает стихотворение Эдуарда Асадова «Аптека счастья».


Аптека счастья

Э.Асадов

Сегодня кибернетика повсюду.

Вчерашняя фантастика – пустяк!

А в будущем какое будет чудо?

Конечно, точно утверждать не буду,

Но в будущем, наверно, будет так:


Исчезнут все болезни человека.

А значит, и лекарства ни к чему!

А для духовных радостей ему

Открыт особый магазин-аптека.


Какая б ни была у вас потребность,

Он в тот же миг откликнуться готов:

– Скажите, есть у вас сегодня нежность?

– Да, с добавленьем самых тёплых слов!


– А мне бы счастья, бьющего ключом!

– Какого вам: на месяц? на года?

– Нет, мне б хотелось счастья навсегда!

– Такого нет. Но через месяц ждём!

Пусть шутка раздувает паруса!

Но в жизни нынче всюду чудеса!

Как знать, а вдруг ещё при нашем веке

Откроются такие вот аптеки?!


Цитата

Для введения в тему урока учитель предлагает ученикам подумать над смыслом изречения, представленного в рубрике учебника «Цитата»:


Способ быть счастливым – сделать счастливыми других.

Р. Ингерсолл
Важно подвести учащихся к мысли о том, что человек счастлив не от того, что у него появилась какая-то желанная вещь или он получил высокопоставленную должность. Счастлив по-настоящему духовно богатый человек, чувствующий радость от своего труда, осознающий полезность своего служения обществу.
Чтение

Учитель организует чтение текста, представленного в рубрике учебника «Читаем», и строит его обсуждение таким образом, чтобы помочь учащимся в осмыслении основной идеи. Для этого следует воспользоваться вопросами, содержащимися в тексте, особо обратив внимание на такой: «Когда человек счастлив?».


Главные вопросы жизни

По М. Миание

Когда человек счастлив? Жизнь показывает нам – когда он чувствует радость, причины которой могут быть самыми разнообразными: доброе слово, тёплое отношение окружающих, вовремя оказанная помощь, искреннее общение с природой, произведение искусства, доставившее неизгладимое эстетическое наслаждение…

Чем больше источников радости находит человек, тем он более счастлив, а значит, духовно богаче. Только счастливый человек ощущает гармонии во всём: в себе, в людях, в мире. Это ощущение складывается у него из позитивного отношения к себе, к окружающим, к миру.

Если человек понимает, принимает и уважает себя, он укрепляет свои внутренние силы, в совершенстве овладевает собой. Наработка внутренней силы – это процесс совершенствования человека, который сознательно делает себя таким, каким хочет стать в идеале, изменяя свой внутренний мир, свои качества, формируя в себе новые способности.

Познав таким образом себя, человек сможет понять и принять других людей. Человек, ставший на путь самопознания, обретает смысл жизни и понимание своего предназначения, он обретает своё человеческое счастье. Он начинает ценить доброе слово, помощь, чувства, творчество. Духовность человека во многом определяется тем, что он ценит в этой жизни. Духовное развитие предполагает, что человек учится ценить любовь, истину, добро, время, себя, людей, мир. Ценить и правильно этим богатством распоряжаться, чтобы ответить на главные вопросы жизни: Зачем человек живёт? Что познал? Что хорошего сделал? Кому помог в этой жизни? Счастлив ли он и почему?
Беседа

Направленность вопросов, изложенных в предыдущем тексте, предусматривает творческую рефлексию учеников для постижения смысла ценности «счастье».

Актуализируя значимость этических основ понятия «счастье», учитель продолжает настраивать учащихся на размышления, используя для этого и вопросы, представленные в рубрике учебника «Размышляем, беседуем»:


  1. Что такое счастье?

  2. В чём оно выражается?

  3. Для чего человеку необходимо быть счастливым?

  4. Когда человек счастлив?

  5. Что нужно человеку для счастья?

Успехом данной части урока может явиться коллективное рассмотрение учащимися новых граней ценности «счастье», что далее, в старших классах, будет уточняться, развиваться. При обсуждении этих вопросов, как и на протяжении всего хода урока, важно установление доверительных отношений между учащимися и учителем, поддержание благоприятной творческой атмосферы.



Учебная информация

Подытоживая и корректируя размышления учеников в ходе обсуждения текста и вопросов беседы, учитель подводит их к осмыслению текста установочной учебной информации из рубрики учебника «Узнаём новое»:



Счастье – это состояние души, наполненной чувством радости.

Счастливый человек ощущает себя здоровой, свободной, творческой и уважаемой всеми личностью.

Человеку трудно чувствовать себя счастливым, если он не понимает и не любит себя, окружающих его людей, природу, мир.

Чтение

В качестве вспомогательного материала для восприятия изучаемой темы и дальнейшего осмысления ценности «счастье» вниманию учеников предлагается текст следующей притчи из рубрики учебника «Читаем»:



Каталог: psihol -> kabinet
psihol -> Медико-психологическая реабилитация инвалидов по зрению 19. 00. 10 коррекционная психология 19. 00. 04 медицинская психология
psihol -> Жануарлар интеллектісінің мәселесі
psihol -> Учебное пособие. Омск: Изд-во Сибади, 2008. − 116 с
psihol -> 17 мектеп-лицейінің педагог-психологы, Атырау қ
psihol -> Методика «альтернатива»
psihol -> «№6 Хромтау гимназиясы»мм «Үміт, сенім бізді алға жетелейді»
psihol -> Общая характеристика памяти. 3 Классификация видов памяти 5
psihol -> Психологический анамнез


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет