Тест по теории языка



Дата17.04.2016
өлшемі51.56 Kb.
түріГосударственный образовательный стандарт
ТЕСТ ПО ТЕОРИИ ЯЗЫКА


  1. Назначение теста: контроль за усвоением знаний, объективная оценка учебных достижений студентов.




  1. Документы МО РФ, определяющие содержание теста:

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования второго поколения (Федеральный компонент «Теория языка»).
3. Учебные пособия, рекомендуемые для подготовки:

Алексеев Д.И. История лингвистических учений: Лекции к спецкурсу. – Самара, 1998.

Алпатов В.М. История лингвистических учений. - М., 1999.

Амирова Т.А., Ольховников Б.А., Рождественский Ю.В. Очерки по истории лингвистики. - М., - 1975.

Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. - М., 1989.

Березин Ф.М. История лингвистических учений. - М., 1975. (или 2-е изд. М., 1984)

Березин Ф.М. Очерки по истории языкознания в России (конец ХIХ - начало ХХ в.). - М., - 1969.

Звегинцев В.А. Язык и лингвистическая теория. - - 2-е изд. – М., 2001.

Зубкова Л.Г. Лингвистические учения конца ХVIII - нач. ХХ вв. Развитие общей теории языка в системных концепциях. - М., - 1989. - С.22-82.

Кодухов В.И. Общее языкознание. - М., 1974.

Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. - М., - 1979.

Мечковская Н.Б. Общее языкознание. Структурная и социальная типология языков: Учебное пособие. – М., 2001.

Общее языкознание./ Под ред. А.А. Супруна. - Минск, 1973.

Общее языкознание: Формы существования, функции, история языка. - М., 1970.

Общее языкознание: Внутренняя структура языка. - М., 1972.

Общее языкознание: Методы лингвистического исследования. - М., 1973.

Панов Д.А. Общее языкознание. – Пермь, 1973.

Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. - М., 1990.

Савченко А.Н., Иоффе В.В. Общее языкознание. - Ростов-на –Дону, 1995.

Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. - М., 1975.




  1. Требования к уровню подготовки испытуемых (обобщенные виды знаний, умений, проверяемые тестом):

1. Целостное представление о развитии лингвистической науки, о преемственности лингвистических идей.

2. Владение системой знаний о современных концепциях теории языка.

3. Понимание роли отечественного языкознания в истории мировой лингвистики.


  1. Структура теста.

Тест состоит из 2 частей: А и С.

Часть А включает 8 заданий, контролирующих воспроизведение знаний. Часть С (открытый тест) включает 2 задания, которые имеют творческий характер.


Тест включает вопросы по следующим разделам курса общего языкознания:

1. Основные научные парадигмы в истории языкознания XIX – XXI вв.

2. Основные лингвистические направления и школы в западноевропейском и русском языкознании XIX – нач. XXI вв.

3. Решение вопроса о сущности языка в истории лингвистики.

4. Основные достижения современной лингвистики. Преемственность и новаторство.

6. Инструкция для испытуемых.
На выполнение теста отводится 90 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку. Если задание не удаётся выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

В каждом задании может быть 1, 2 и более правильных ответов. Номера выбранных ответов отметьте в бланке ответов под номером выполненного Вами задания.

Часть А. Ответом на задания части А является число (числа). Запишите их в бланке ответов.
Часть А.

А1. В каком порядке должны следовать номера названий сменяющих друг друга парадигм в истории лингвистики?



  1. Когнитивная парадигма

  2. Сравнительно-историческая парадигма

  3. Системно-структурная парадигма

  4. Психологическая парадигма.

Варианты ответов: 1) 2 – 4 – 3 – 1;

2) 4 – 3 – 2 – 1;



  1. 2 – 3 – 4 – 1

А2. Появление сравнительно-исторического метода привело:

  1. к возникновению компоративистики;

  2. к появлению лингвистики как автономной области знаний;

  3. к решению проблемы соотношения языка и мышления;

  4. к решению проблемы «язык и общество».

А3. Утверждение о том, что «язык – это живой организм, самый живой из всех живых организмов природы» лежит в основе:

  1. социальной концепции сущности языка;

  2. натуралистической концепции сущности языка;

индивидуально-психологической концепции сущности языка.

А.4. Назовите имя (имена) основоположника (-ов) психологического направления в языкознании. Варианты ответов:

1) И.А. Бодуэн де Куртене,

2) А.А. Потебня,

3) Ф. де Соссюр


  1. В. фон Гумбольдт

  2. Г. Штейнталь,

А.5. Какое из изложенных ниже утверждений отражает установки младограмматического направления в истории лингвистики?



  1. Исторические изменения в языках происходят по законам, имеющим физиологическую и психологическую основу. Физиологическую основу имеют законы звуковых изменений, психологическую – законы грамматической аналогии.

  2. Язык есть явление чисто индивидуальное, результат свободного творчества индивидов, поэтому в его развитии нет и не может быть никаких законов.

  3. Язык развивается по законам природы, подобно живому организму.

А6. Какое из изложенных ниже утверждений отражает теоретические взгляды Ф. де Соссюра:

  1. Сущность языка заключается в том, что он отражает психологию народа, создаётся народом в процессе исторического развития по законам психологических ассоциаций.

  2. Сущность языка заключается в том, что язык есть система знаков, притом такая система, в которой главную роль играют не сами знаки, а отношения между ними.

  3. Язык – не имманентная система, хотя в нем есть закономерности функционирования и развития, обусловленные свойствами самой системы, потому что он создается и изменяется людьми в соответствии с их социальными потребностями, взглядами и стремлениями.

А7. Кто из перечисленных ниже лингвистов является основоположником (-ами) сравнительно-исторического языкознания:

  1. В. фон Гумбольдт

  2. Расмус Раск

  3. А.Х.Востоков

  4. Франс Бопп

  5. Август Шлейхер

  6. Авгус Шлегель

  7. Якоб Гримм

А8. К какому лингвистическому направлению в истории мировой лингвистики можно отнести основоположника Московской лингвистической школы Ф.Ф. Фортунатова?

  1. Младограмматическому

  2. Психологическому

  3. Логическому

  4. Социолингвистическому

А9. Кто из перечисленных ниже ученых является представителем Казанской лингвистической школы?

  1. И.А. Бодуэн де Куртене

  2. Д.С. Овсянико-Куликовский

  3. Е.Д. Поливанов

  4. Н.В. Крушевский

  5. В.А. Богородицкий

  6. А..А. Шахматов

  7. А.М. Пешковский



Часть В. Ответом на задания части В является слово или словосочетание. Запишите их в бланке ответов.
Часть В.

В1. В основу теоретических концепций каких лингвистических отраслей и направлений второй половины ХХ – нач. ХХ1 вв. положены следующие высказывания Вильгельма фон Гумбольдта?

1. «Язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык. Трудно представить себе что-либо более тождественное».

2. «Языки – это иероглифы, в которые человек заключает мир и своё воображение».

В2. В основу теоретических концепций каких лингвистических отраслей и направлений второй половины ХХ – нач. ХХ1 вв. положено следующее высказывание Вильгельма фон Гумбольдта?

«Язык – внутренне взаимосвязанный организм. В языке нет ничего единичного, каждый отдельный его элемент проявляет себя лишь как часть целого».



В3. В основу теоретических концепций каких лингвистических отраслей и направлений второй половины ХХ – нач. ХХ1 вв. положены следующие высказывания Вильгельма фон Гумбольдта?

1. «Язык есть не продукт деятельности, а деятельность».



  1. «Язык есть орган, образующий мысль».



Часть С


Ответ на задание части С запишите разборчиво на отдельном листе.

С1. Что объединяет таких лингвистов, как Франц Бопп, Август Шлейхер, Гейман Штейнталь, Расмус Раск, Якоб Гримм, Карл Бругман, Август Лескин, Ф.Ф. Фортунатов? Ответ мотивируйте.

С2. Назовите основные различия русского и немецкого младограмматизма.
Каталог: ims -> IMS -> %D0%A3%D0%9C%D0%9A%D0%94 -> 050301%20%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%20%D0%B8%20%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0 -> %D0%94%D0%9F%D0%9F -> %D0%94%D0%9F%D0%9F.%D0%A4
%D0%94%D0%9F%D0%9F.%D0%A4 -> Модулей Модуль Диалектология как наука и учебный предмет
IMS -> Александр грин
IMS -> Псевдонимы писателей, живописцев, актеров
IMS -> Оппозиции гласных фонем
IMS -> Андерсен ханс-кристиан
%D0%94%D0%9F%D0%9F -> Контрольная работа Тема: «Орфоэпия» Вариант 1 Перепишите, ставя ударение
IMS -> Словарь на бумажном носителе находится в методкабинете и на кафедре Назначение словаря


Достарыңызбен бөлісу:


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет