Учебное пособие Челябинск Издательский центр юурГУ



Pdf көрінісі
бет1/19
Дата21.11.2020
өлшемі1.45 Mb.
түріУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Министерство образования и науки Российской Федерации 
Южно-Уральский государственный университет 
Кафедра «Безопасность жизнедеятельности» 
 
 
 
Ч448.0.я7 
В 676 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
М.А. Волкова, Ю.В. Калегина 
 
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ 
 
Учебное пособие  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Челябинск 
Издательский центр ЮУрГУ 
2018 

ББК Ч448.о.я7 
 
 
 
Одобрено 
учебно-методической комиссией 
механико-технологического факультета 
 
 
 
Рецензенты: 
 М.Д. Даммер, И.Н. Ишимова  
 
 
 
 
 
 
 
          Волкова, М.А. 
 
В676 
 
Педагогика высшей школы: учебное пособие / М.А.Волкова, 
Ю.В. Калегина.  –  Челябинск:  Издательский  центр  ЮУрГУ, 
2018.  – 213 с. 
 
 
В учебном пособии образовательный процесс в высшей школе 
представлен  как система, рассмотрены его цели, содержание, ор-
ганизационные  формы,  методы  и  средства.  Представлена  компе-
тентностная  модель  выпускника  высшей  школы,  педагогическое 
содействие развитию компетентности охарактеризовано как цело-
стный процесс. Подробно рассмотрены вопросы качества профес-
сионального  образования.  Значительное  внимание  уделено    рас-
смотрению профессионального образования в контексте системы 
непрерывного образования. 
В учебном пособии представлены варианты проведения семи-
нарских  и  практических  занятий,  приведены  задания  для  само-
стоятельной работы студентов. 
Учебное пособие «Педагогика высшей школы» предназначено 
для  профессионального образования студентов магистратуры, изу-
чающих данную учебную дисциплину.
 
ББК Ч448.о.я7 
 
 
 © Издательский центр  ЮУрГУ, 2018 


ОГЛАВЛЕНИЕ 
Введение ............................................................................................................... 4 
1. Педагогика высшей школы как область научного знания и учебная  
    дисциплина 
1.1. Цели и задачи педагогики высшей школы как области научного  
       знания и учебной дисциплины ............................................................... 6 
1.2. Понятийный аппарат дисциплины «Педагогика высшей школы» ..... 8 
2. Непрерывное образование человека  
2.1. Непрерывное образование как явление и ценность ........................... 13 
    2.2. Развитие концепции непрерывного образования ............................... 17 
2.3. Принципы непрерывного образования ................................................ 22 
2.4. Виды непрерывного образования ........................................................ 28 
     2.5. Нормативно-правовые основы системы непрерывного 
           образования в России ............................................................................. 33 
3. Образовательный процесс и образовательные технологии 
    в высшей школе 
3.1. Образовательный процесс как система ................................................ 40 
3.2. Образовательные технологии ............................................................... 54 
3.3. Виды образовательных технологий ..................................................... 60 
4. Участники образовательных отношений в высшей школе 
4.1. Компетентностная модель выпускника высшей школы .................... 68 
4.2. Компетентностная модель преподавателя высшей школы ............... 74 
4.3. Развитие личного ресурса студента и преподавателя  
       в образовании.......................................................................................... 79 
5. Образовательные программы основного и дополнительного 
    профессионального образования 
5.1. Траектории развития квалификации ................................................... 90 
5.2. Образовательные программы основного и дополнительного  
       профессионального образования ......................................................... 92 
5.3. Организация дополнительного профессионального образования  
       в высшей школе и на предприятии ...................................................... 94 
5.4. Общая характеристика организационных форм дополнительного 
       профессионального образования ....................................................... 101 
5.5. Управление дополнительным  профессиональным  
       образованием ....................................................................................... 119 
6. Качество профессионального образования 
6.1. Введение в педагогическую квалиметрию ........................................ 126 
6.2. Актуальные вопросы оценки качества образования ........................ 140 
6.3. Педагогическое измерение как проблема .......................................... 144 
6.4. Теория и практика разработки теста и оценка его качества ............ 150 
6.5. Практика разработки предтестовых заданий .................................... 159 
7. Задания для самостоятельной работы студентов ....................................  179 
Библиографический список............................................................................ 192 
Приложения ..................................................................................................... 204 


 
ВВЕДЕНИЕ  
 
Учебное  пособие  «Педагогика  высшей  школы»  предназначено  для 
профессионального  образования  магистрантов,  изучающих  данную  учеб-
ную дисциплину, а также родственные ей дисциплины «Основы педагоги-
ки и андрагогики», «Педагогика и психология высшей школы».  
Ее  типичное  расположение  в  учебных  планах:  дисциплина  общенауч-
ного цикла, вариативная часть. Дисциплина  изучается  как в первый, так и 
во  второй  год  обучения  в  зависимости  от  учебных  планов  направления 
подготовки  и  опирается  на  дисциплины  гуманитарного  социально-
экономического  цикла  бакалавриата.  «Педагогика  высшей  школы»  пред-
шествует педагогической и научно-педагогической практике магистрантов 
большинства направлений подготовки.   
В Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) 
поколения  3,  3+  и  3++  для  магистров  значительной  части  направлений  и 
для соответствующих им Профессиональных стандартов (квалификацион-
ные уровни 6 и 7) указан такой вид профессиональной деятельности выпу-
скников, как педагогическая. Для ее осуществления в ФГОС указываются 
необходимые  компетенции,  как  общекультурные  (ОК),  так  профессио-
нальные  (ПК)  по  терминологии  стандарта  три+  или  универсальные  и  об-
щепрофессиональные по терминологии стандарта три++. Проведенный ав-
торами  анализ  педагогических  компетенций  позволил  выявить,  что  среди 
них  выделяются  собственно  педагогические  компетенции  и  компетенции 
управления образованием сотрудников организации, предприятия.    
В числе педагогических компетенций способность:  

 
к самообразованию, профессиональному самосовершенствованию, 

 
к  разработке  образовательных  программ,  созданию  методического 
обеспечения образовательного процесса,  

 
к реализации образовательного процесса,  

 
к оценке качества образования. 
Среди  компетенций  управления  образованием  сотрудников  способ-
ность:  

 
выстраивания корпоративных систем образования сотрудников, лич-
ных траекторий их образования,  

 
организации образовательного процесса,  

 
организации  деятельности  подразделений,  занимающихся  образова-
тельной деятельностью на предприятии,  

 
аттестации и контроля уровня подготовленности сотрудников, 

 
просветительской работы в сфере профессиональной деятельности.  


В соответствии с этим группами компетенций авторами выделены сле-
дующие главы учебного пособия. 
1. Педагогика высшей школы как   область научного знания и учебная 
дисциплина.  
2. Непрерывное образование человека.  
3. Образовательный  процесс  и  образовательные  технологии  в  высшей 
школе. 
4. Участники образовательных отношений в высшей школе. 
5. Организация профессионального образования. 
6. Качество профессионального образования. 
  В главе седьмой  и в Приложениях  представлены задания для органи-
зации самостоятельной работы студентов в рамках аудиторных занятий и 
при осуществлении внеаудиторной работы. 
Предлагается расширенный библиографический список литературы по 
дисциплине.  
 
 
 


1. ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ  
КАК ОБЛАСТЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 
 
1.1. Цели и задачи педагогики высшей школы  
как области научного знания и учебной дисциплины 
 
Традиционно  предметом  педагогики  является  образовательный  про-
цесс.  Педагогика  изучает  образование человека  как специально организо-
ванную сферу жизни общества. В настоящее время в силу складывающей-
ся  тенденции  интеграции  формального,  неформального  и  информального 
образования педагогика расширяет свои границы. Ее предметом становит-
ся  образование  человека,  происходящее    в  разных  сферах  его  жизнедея-
тельности.  Она  выходит  за  рамки  образовательного  учреждения,  изучает 
также  образование  вне  специально  организованной  сферы  образования 
(самообразование, образование как вид развития). 
Педагогические  компетенции,  которые  ранее  были  необходимы  лишь 
учителю  в  общеобразовательной  школе  и  преподавателю  в  учреждения 
среднего  и  высшего  профессионального  образования,  становятся  необхо-
димыми  и  другим  категориям  профессионалов,  а  также  людям  в  повсе-
дневной жизни. 
В данном пособии педагогика высшей школы рассматривается  как ин-
струмент,  необходимый  для  профессиональной  деятельности  магистров. 
Прежде всего, возникает вопрос, почему этот курс необходим магистрам.  
Во-первых, в Федеральных государственных образовательных стандар-
тах  практически  всех  направлений  подготовки  педагогическая  деятель-
ность представлена как один из видов профессиональной деятельности ма-
гистра, наряду с такими, как научно-исследовательская и управленческая. 
Раскрываются  общекультурные  и  профессиональные  по  терминологии 
стандарта  три+)  и  универсальные  и  общепрофессиональные  (по  термино-
логии стандарта три++) компетенции, связанные с ее осуществлением.  
Педагогика  высшей  школы  является    одним  из  разделов  педагогики. 
Педагогика как наука об образовании человека подразделяется на разделы, 
которые выделяются в том числе по критериям разных возрастных групп 
обучающихся, уровней образования, видов образовательных учреждений.  
Несмотря  на  современное  понимание  образования  как  целостности 
обучения и воспитания, в педагогике по-прежнему выделяются части: ди-
дактика (наука об обучении) и теория воспитания.  
Если  интерпретировать  педагогику  как  науку,  изучающую  образова-
тельный процесс и управление образовательным процессом, как  в совре-
менном  их  состоянии,  так  и  в  исторической  ретроспективе,  то  в  составе 
педагогики можно выделить такие разделы,  как история педагогики, тео-
рия образования, теория управления образованием.  


В  случае  рассмотрения  педагогики  на  разных  уровнях  обобщения  от-
ражения  образовательной  действительности,  можно  вычленять  в  ней  тео-
рию образования и частные методики образования.  
По социально-возрастному признаку и по уровням образования приня-
то  различать  дошкольную  педагогику,  школьную  педагогику,  педагогику 
профессионального образования (и, в частности, педагогику высшей шко-
лы),  андрагогику,  изучающую  теоретические  и  практические  проблемы 
образования взрослых.  
По  критерию  начальной  готовности  обучающихся  к  образованию  раз-
личают специальную педагогику, сурдопедагогику (изучающую проблемы 
обучения и воспитания глухих и слабослышащих), тифлопедагогику (изу-
чающую проблемы обучения и воспитания слепых и слабовидящих), оли-
гофренопедагогику,  реабилитационную  педагогику,  педагогику    одарен-
ных детей, и др.  
Педагогика высшей школы как раздел педагогики изучает образование 
студентов в системе высшего образования, а также подготовку и перепод-
готовку  научно-педагогических  кадров  для  высшей  школы.  Таков  тради-
ционный взгляд на педагогику высшей школы. Однако в настоящее время 
задачами  высшей  школы  является  не  только  профессиональное  образова-
ние, подготовка кадров для всех отраслей экономики, но и дополнительное 
профессиональное  образование,  причем  не  только  педагогических  работ-
ников, но и  самых различных категорий слушателей. Поэтому закономер-
но  дополнительное  профессиональное  образование  также  включать  в 
предмет изучения педагогики высшей школы [2, 3, 6, 7, 22, 23].  
Педагогика  высшей  школы  как  часть  педагогики  профессионального 
образования изучает подсистему, которая входит в систему непрерывного 
профессионального  образования.  Профессиональное  образование  включа-
ет в себя следующие уровни образования: среднее профессиональное обра-
зование и высшее образование – бакалавриат, подготовку специалиста, ма-
гистратуру, подготовку кадров высшей квалификации. 
Современное представление о ней дано в Законе РФ «Об образовании в 
Российской Федерации» (глава 8, 10).  
Высшая  школа  сегодня  создает  условия  не  только  для  осуществления 
базового  высшего,  но  и  дополнительного  (преимущественно  профессио-
нального) образования.  
Статья 76 Закона «Об образовании в Российской Федерации» гласит: 
1. Дополнительное  профессиональное  образование  направлено  на 
удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, про-
фессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалифи-
кации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социаль-
ной среды. 


2. Дополнительное  профессиональное  образование  осуществляется 
посредством  реализации  дополнительных  профессиональных  программ 
(программ повышения квалификации и программ профессиональной пере-
подготовки). 
Государственные  и  социальные  требования  к  высшей  школе,  завялен-
ные  в  Федеральном  государственном  образовательном  стандарте  три  +  
определили  постановку  следующих  задач  учебной  дисциплины  «Педаго-
гика высшей школы» для магистров: 

 
изучить особенности профессионального образования в высшей школе; 

 
ознакомиться  с  категориями  и  основными  понятиями  педагогики 
высшей школы; 

 
изучить  нормативно-правовую  базу  осуществления  профессиональ-
ного образования; 

 
ознакомиться с педагогическими компетенциями преподавателя выс-
шей школы и руководителя организации;  

 
освоить  теорию  и  практику  проектирования  образовательных  про-
грамм профессионального образования (основного и дополнительного); 

 
приобрести  опыт  разработки  плана  занятия  (в разных  организацион-
ных формах) и его проведения

 
освоить  компетенции  управления дополнительным образованием  со-
трудников в организации, на предприятии.   
 
1.2. Понятийный аппарат дисциплины  
«Педагогика высшей школы» 
 
В статье 2 действующего закона «Об образовании в Российской Феде-
рации»  определены  ключевые  понятия  сферы  образования.  Именно  такое 
содержание  мы  вкладываем  в  данные  понятия,  используя  их  в  рамках 
учебной дисциплины «Педагогика высшей школы», отражающей соответ-
ствующую научную область.   
1. Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обу-
чения,  являющийся  общественно  значимым  благом  и  осуществляемый  в 
интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность 
приобретаемых  знаний,  умений,  навыков,  ценностных  установок,  опыта 
деятельности  и  компетенции  определенных  объема  и  сложности  в  целях 
интеллектуального,  духовно-нравственного,  творческого,  физического  и 
(или) профессионального развития человека, удовлетворения его образова-
тельных потребностей и интересов. 
2. Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, соз-
дание условий для самоопределения и социализации обучающегося на ос-
нове  социокультурных,  духовно-нравственных  ценностей  и  принятых 


в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общест-
ва и государства. 
3.  Обучение  –  целенаправленный  процесс  организации  деятельности 
обучающихся  по  овладению  знаниями,  умениями,  навыками  и  компетен-
цией,  приобретению  опыта  деятельности,  развитию  способностей,  приоб-
ретению  опыта  применения  знаний  в  повседневной  жизни  и  формирова-
нию  у  обучающихся  мотивации  получения  образования  в  течение  всей 
жизни. 
4.  Уровень  образования  –  завершенный  цикл  образования,  характери-
зующийся определенной единой совокупностью требований. 
5.  Квалификация  –  уровень  знаний,  умений,  навыков  и  компетенции, 
характеризующий  подготовленность  к  выполнению  определенного  вида 
профессиональной деятельности. 
6.  Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  –  сово-
купность обязательных требований к образованию определенного уровня и 
(или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержден-
ных  федеральным  органом  исполнительной  власти,  осуществляющим 
функции  по  выработке  государственной  политики  и  нормативно-
правовому регулированию в сфере образования. 
7. Образовательный стандарт – совокупность обязательных требований 
к  высшему  образованию  по  специальностям  и  направлениям  подготовки, 
утвержденных  образовательными  организациями  высшего  образования, 
определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента 
Российской Федерации. 
8.  Федеральные  государственные  требования  –  обязательные  требова-
ния  к  минимуму  содержания,  структуре  дополнительных  предпрофессио-
нальных  программ,  условиям  их  реализации  и  срокам  обучения  по  этим 
программам, утверждаемые в соответствии с настоящим Федеральным за-
коном уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. 
9. Образовательная программа – комплекс основных характеристик об-
разования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-
педагогических  условий  и  в  случаях,  предусмотренных  настоящим  Феде-
ральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного 
плана,  календарного  учебного  графика,  рабочих  программ  учебных  пред-
метов,  курсов, дисциплин  (модулей),  иных  компонентов,  а  также оценоч-
ных и методических материалов. 
10. Примерная  основная  образовательная  программа  –  учебно-методи-
ческая документация (примерный учебный план, примерный календарный 
учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, кур-
сов,  дисциплин  (модулей),  иных  компонентов),  определяющая  рекомен-
дуемые  объем  и  содержание  образования  определенного  уровня  и  (или) 
определенной направленности, планируемые результаты освоения образо-

10 
вательной программы, примерные условия образовательной деятельности, 
включая  примерные  расчеты  нормативных  затрат  оказания  государствен-
ных услуг по реализации образовательной программы. 
11.  Общее образование  –  вид образования, который направлен  на раз-
витие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобра-
зовательных  программ  знаний,  умений,  навыков  и  формирование  компе-
тенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора 
профессии и получения профессионального образования. 
12.  Профессиональное  образование  –  вид  образования,  который  на-
правлен  на  приобретение  обучающимися  в  процессе  освоения  основных 
профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и 
формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих 
вести  профессиональную  деятельность  в  определенной  сфере  и  (или)  вы-
полнять работу по конкретным профессии или специальности. 
13. Профессиональное обучение – вид образования, который направлен 
на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование 
компетенций,  необходимых  для  выполнения  определенных  трудовых, 
служебных  функций  (определенных  видов  трудовой,  служебной  деятель-
ности, профессий). 
14.  Дополнительное  образование  –  вид  образования,  который  направ-
лен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей чело-
века в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) про-
фессиональном  совершенствовании  и  не  сопровождается  повышением 
уровня образования. 
15.  Обучающийся  –  физическое  лицо,  осваивающее  образовательную 
программу. 
16. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физиче-
ское  лицо,  имеющее  недостатки  в  физическом  и  (или)  психологическом 
развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и 
препятствующие получению образования без создания специальных усло-
вий. 
17. Образовательная деятельность  – деятельность по реализации обра-
зовательных программ. 
18.  Образовательная  организация  –  некоммерческая  организация,  осу-
ществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в ка-
честве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради дости-
жения которых такая организация создана. 
19.  Организация,  осуществляющая  обучение,  –  юридическое  лицо, 
осуществляющее  на  основании  лицензии  наряду  с  основной  деятельно-
стью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида дея-
тельности. 

11 
20.  Организации,  осуществляющие  образовательную  деятельность,  – 
образовательные  организации,  а  также  организации,  осуществляющие 
обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осу-
ществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивиду-
альные  предприниматели,  осуществляющие  образовательную  деятель-
ность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. 
21.  Педагогический  работник  –  физическое  лицо,  которое  состоит  в 
трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей обра-
зовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспи-
танию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. 
22. Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоем-
кость,  последовательность  и  распределение  по  периодам  обучения  учеб-
ных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учеб-
ной  деятельности  и,  если  иное  не  установлено  настоящим  Федеральным 
законом, формы промежуточной аттестации обучающихся. 
23.  Индивидуальный  учебный  план  –  учебный  план,  обеспечивающий 
освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее со-
держания  с  учетом  особенностей  и  образовательных  потребностей  кон-
кретного обучающегося. 
24.  Практика  –  вид  учебной  деятельности,  направленной  на  формиро-
вание, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в про-
цессе  выполнения  определенных  видов  работ,  связанных  с  будущей  про-
фессиональной деятельностью. 
25. Направленность (профиль) образования – ориентация образователь-
ной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, 
определяющая  ее  предметно-тематическое  содержание,  преобладающие 
виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам ос-
воения образовательной программы. 
26. Средства обучения и воспитания – приборы, оборудование, включая 
спортивное  оборудование  и  инвентарь,  инструменты  (в  том  числе  музы-
кальные),  учебно-наглядные  пособия,  компьютеры,  информационно-
телекоммуникационные  сети,  аппаратно-программные  и  аудиовизуальные 
средства,  печатные  и  электронные  образовательные  и  информационные 
ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации об-
разовательной деятельности. 
27. Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образо-
ванию  для  всех  обучающихся  с  учетом  разнообразия  особых  образова-
тельных потребностей и индивидуальных возможностей. 
28. Адаптированная образовательная программа – образовательная про-
грамма, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностя-
ми здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, инди-

12 
видуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррек-
цию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. 
29. Качество образования – комплексная характеристика образователь-
ной  деятельности  и  подготовки  обучающегося,  выражающая  степень  их 
соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, 
образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям 
и  (или)  потребностям  физического  или  юридического  лица,  в  интересах 
которого  осуществляется  образовательная  деятельность,  в  том  числе  сте-
пень достижения планируемых результатов образовательной программы. 
30. Отношения в сфере образования  – совокупность общественных от-
ношений по реализации права граждан на образование, целью которых яв-
ляется  освоение  обучающимися  содержания  образовательных  программ 
(образовательные  отношения),  и  общественных  отношений,  которые  свя-
заны  с образовательными отношениями  и  целью  которых  является  созда-
ние условий для реализации прав граждан на образование. 
31.  Участники  образовательных  отношений  –  обучающиеся,  родители 
(законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогиче-
ские работники  и их  представители, организации, осуществляющие  обра-
зовательную деятельность. 
32.  Участники  отношений  в  сфере  образования  –  участники  образова-
тельных отношений и федеральные государственные органы, органы госу-
дарственной  власти  субъектов  Российской  Федерации,  органы  местного 
самоуправления, работодатели и их объединения. 
33. Конфликт интересов педагогического работника – ситуация, при ко-
торой  у  педагогического  работника  при  осуществлении  им  профессио-
нальной  деятельности  возникает  личная  заинтересованность  в  получении 
материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или мо-
жет  повлиять  на  надлежащее  исполнение  педагогическим  работником 
профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его лич-
ной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (закон-
ных представителей) несовершеннолетних обучающихся [58]. 
 
 
 

13 


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет