Учебное пособие по микроэкономике на русском и казахском языках. Читает курсы по макроэкономике, микроэкономике (продвинутые курсы), эконометрике



бет1/6
Дата10.08.2020
өлшемі1.09 Mb.
түріУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6
КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. АЛЬ-ФАРАБИ
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И БИЗНЕСА
КАФЕДРА МАКРО-МИКРОЭКОНОМИКИ


Утверждено


на заседании Научно-методического

Совета университета

протокол № от _________ 2008 г.

Декан факультета Мухамедиев Б.М.,

д.э.н.,профессор

_________________________________

«_____»________________ 2008г.


SILLABUS


Макроэкономика (наименование дисциплины)

Специальность 050508 – Учет и аудит, 050509 – Финансы (шифр, название)

Форма обучения _________________заочная_______________________

(дневная, вечерняя, заочная, сокращенная)


всего 2 кредита

курс _3_, семестр_1
лекций 10 часов

всего аудиторных часов 10

СРСП 10 часов,

СРС 70 часов, всего внеаудиторных часов 70

экзамен 2 семестр. общая трудоемкость 90 часов


АЛМАТЫ, 2008
Сведения о преподавателях:
Д.э.н., профессор Мухамедиев Булат Минтаевич - заведующий кафедрой макро-микроэкономики КазНУ им. аль-Фараби. Опубликовано около 70 научных работ, в том числе 12 статей в Москве и одна в Англии, 1 монография и 4 учебных пособия. Издано одно учебное пособие по микроэкономике на русском и казахском языках. Читает курсы по макроэкономике, микроэкономике (продвинутые курсы), эконометрике.

К.э.н., доц. Дуламбаева Р.Т. – Опубликовано около 30 научно-практических работ, в том числе 4 учебно-методических пособия. Читает курсы по макроэкономике, микроэкономике для студентов бакалавриата и спецкурсы для студентов высшего научно-педагогического образования (магистратура): организация и планирование научных исследований, система финансовых рынков, анализ финансовых рынков, индустриально-инновационное развитие РК на казахском и русском языках.

Ст. преподаватель Рахматуллаева Д.Ж. – опубликовано 8 научных работ. Имеет степень магистра экономики. Читает курсы по макроэкономике, микроэкономике, эконометрике, экономике предприятия.

Ст. преподаватель Кудашева Т.В. - опубликовано 5 научных работ. Имеет степень магистра экономики.Читает курсы по макроэкономике, микроэкономике, эконометрике, биржевой статистике.

Офис: кафедра макро-микроэкономики

050038 г. Алматы, пр. аль-Фараби 71, ГУК 3Б, каб.231

тел.: (8-3772) 47-04-54 (аб. 12-47)

факс: (8- 3272) 47-26-09.

Рабочая программа составлена доцентом, к.э.н., Сабитовой Х.К. на основании учебного плана по специальности
Рассмотрена на заседании кафедры
«____»__________2008 г. Протокол №_____
Зав. кафедрой______________ д.э.н., доц. Спанкулова Л.С.

Одобрена методическим бюро факультета экономики и бизнеса


«_____»_________2008 г. Протокол №_____
Председатель_____________Жанибекова Г.

Политика курса:

Для эффективного усвоения материалов данного лекционного курса студенты должны посещать все лекционные, семинарские занятия, активно и своевременно выполнять домашние задания и изучать материал для дополнительного чтения. За пропуски и несвоевременную сдачу заданий возможно существенное снижение баллов. Опоздания на лекционные занятия не допускаются, студент во время занятий должен вести себя корректно и вежливо как с преподавателем, так и с другими студентами. Во время занятий недопустимы разговоры по сотовому телефону, разговоры с другими студентами. В случае отсутствия студента на экзамене администрация факультета будет решать о возможности последующей пересдачи.


Краткое описание курса. Экономика как наука стремится привести в систему и обобщить наблюдаемые экономические явления и факты в форме экономических теорий и моделей. Макроэкономика изучает экономику, рассматривая ее как единое целое, общий объем и рост выпуска товаров и услуг, темп инфляции и уровень безработицы, обменные курсы валют и состояние платежного баланса.

Она выделяет такие ее крупные составные части как сектор домохозяйств, частный, государственный и внешний сектора. Макроэкономика исследует как долгосрочные изменения объемов производства, занятости, так и краткосрочные колебания экономических переменных. В курсе макроэкономики студенты должны получить знания, которые помогут им понять процессы, протекающие в экономике. В частности, они должны помочь им в поисках ответов на вопросы: почему происходит рост цен, почему имеет место спад производства и растет безработица и др.


Цель преподавания дисциплины. С момента независимости Республикой Казахстан и перехода к рыночным отношениям прошло несколько лет. Если раньше для страны были характерны кризис экономики, инфляция, безработица, которые потребовали проведения жесткой макроэкономической политики, то на сегодняшний день главным приоритетом стал экономический рост и устойчивое экономическое развитие национальной экономики. В свете данных тенденций в экономике становится ясным, что подготовка экономистов требует овладения ими принципами макроэкономического анализа.

Задачи изучения дисциплины. Основной задачей изучения данной дисциплины является интенсивное обучение студентов главным принципам современного макроэкономического анализа, с уделением особого внимания методологии использования основных макроэкономических показателей, таких, как валовой внутренний продукт, национальный доход, факторы производства, потребление, сбережения, инвестиции, макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках, бюджетная и денежная политика, экономический рост, модели открытой экономики.

Опыт развития промышленно-развитых стран продемонстрировал важность предвидения всех - ближайших и самых отдаленных – последствий проведения той или иной политики, поэтому следующей задачей макроэкономики является научный прогноз и анализ растущего бюджетного дефицита и сбалансированного подхода как с кратко-, так и с долгосрочных позиций.



Студент должен успешно применить и сочетать полученные знания на практике как на микро-, так и, особенно, на макро уровнях. При этом они должны освоить основные подходы к анализу конкретных ситуаций, опираясь на взаимосвязи между экономическими переменными и на экономико-математические модели, представленные в данном курсе.

Методология курса. В процессе обучения при проведении лекционных занятий предполагается детальное рассмотрение теоретического материала с помощью решения различных задач и примеров, что дает студентам возможность наглядно и на практике видеть ход решения. Как показывает практика, именно такой подход позволяет быстрее донести до аудитории суть теоретических выкладок. Проведение практических и семинарских занятий основывается на решении индивидуальных для каждого студента задач и примеров различного уровня сложности, переход от более простых примеров к более сложным дает возможность плавно воспринимать требуемый материал студентам и стимулирует умственную деятельность.

Предварительные обязательные курсы (пререквизиты) экономическая теория, математика в экономике, информатика

Постреквизиты: маркетинг, менеджмент, эконометрика, государственное регулирование в экономике
2. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Экзаменационная оценка по дисциплине определяется как сумма максимальных показателей успеваемости по рубежным контролям (60%) и промежуточной аттестации (экзамену) – 40% и составляет - 100%.



п/п

Виды занятий и работ студента

Баллы



Лекции (Л)

7,5



Выполнение заданий практических занятий в аудитории (ПЗ)

22,5



Промежуточный рубежный контроль (РК)

30

Итого по РК

60

Баллы за лекционные занятия ставятся в зависимости от числа посещений (1 занятие – 0.5 балла). Выполнение заданий практических занятий в аудитории и СРСП оцениваются в 1,5 балл за занятие. СРСП проводятся в виде консультаций по написанию курсовой работы по дисциплине. В течение семестра проводится 2 рубежных контроля (на седьмой и четырнадцатой неделях), первый оценивается в 16 баллов, второй в 14 баллов.




Вид

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

И

Л

+0,5

+0,5

+0,5

+0,5

+0,5

+0,5

+0,5

+0,5

+0,5

+0,5

+0,5

+0,5

+0,5

+0,5

+0,5

7,5

ПЗ

+1,5

+1,5

+1,5

+1,5

+1,5

+1,5

+1,5

+1,5

+1,5

+1,5

+1,5

+1,5

+1,5

+1,5

+1,5

22,5

РК



















+16



















+14




30

И

2

4

6

8

12

14

30

32

34

36

38

40

42

58

60



Знания, умение и навыки студентов оцениваются по следующей системе:



Оценка

Буквенный эквивалент

В процентах %

В баллах

Отлично


А

95-100

4

А-

90-94

3,67

Хорошо


В+

85-89

3,33

В

80-84

3,0

В-

75-79

2,67

Удовлетворительно

С+

70-74

2,33

С

65-69

2,0

С-

60-64

1,67

Д+

55-59

1,33

Д-

50-54

1,0

Неудовлетворительно

F

0-49

0





3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Распределение часов по видам занятий
Последовательность тем дисциплины остается на усмотрение лектора.


№ п/п

Название темы



Распределение по неделям

Лекции

Практическ.

занятия


неде-

ля


кол. час.

неде-

ля


кол.

час.


1

Предмет макроэкономики. Система национальных счетов

1-2

2

1-2

2

2

Совокупный спрос и совокупное предложение

3

1

3

1

3

Производство и рынок труда

4

1

4

1

4

Рынок благ

5

1

5

1

5.

Денежный рынок

6

1

6

1

6

Модель IS-LM


7-8

2

7-8

2

7

Инфляция и безработица

9

1

9

1

8

Экономический рост

10-11

2

10-11

2

9

Открытая экономика

12-13

2

12-13

2

10

Режимы обменного курса и совокупный спрос

14

1

14

1

11

Дефицит бюджета и инфляция

15

1

15

1




Итого:

15

15

15

15



№ п/п

Название темы



Распределение по неделям

Лекции

Практические

занятия


неде-

ля


кол. час.

неде-

ля


кол.

час.


1

Предмет макроэкономики. Система национальных счетов

1-2

2

1-2

2

2

Национальный доход

3

1

3

1

3

Инфляция и безработица

4

1

4

1

4

Рынок благ

5

1

5

1

5.

Денежный рынок

6

1

6

1

6

Модель IS-LM


7-8

2

7-8

2




Совокупный спрос и совокупное предложение

9










8

Экономический рост

10-11

2

10-11

2

9

Открытая экономика

12-13

2

12-13

2

10

Режимы обменного курса и совокупный спрос

14

1

14

1

11

Государственный бюджет и кривая Филлипса

15

1

15

1




Итого:

15

15

15

15



Модуль 1. СОВОКУПНЫЙ СПРОС

Тема 1. Предмет макроэкономики. Система национальных счетов

Цель: сформировать представление о макроэкономике.

Ключевые слова: макроэкономика, ВНП, ВВП, дефлятор, реальный номинальный ВНП

Основные вопросы и краткое содержание (с. 13-66 /1/):

  1. Ключевые вопросы макроэкономической теории

  2. Экономические теории и модели

  3. Измерение результатов экономической деятельности

  4. ВВП, ВНП: понятие, методы расчета

  5. Другие показатели системы национальных счетов

  6. Кругооборот доходов и расходов

  7. Основные компоненты расходов, основное макроэкономическое тождество

Краткий конспект лекции
Макроэкономика - это наука об агрегированном поведении в экономике. Она в отличие от микроэкономики рассматривает экономику в целом. Зарождение макроэкономики как науки связывается с исследованиями английского экономиста Джона М. Кейнса и выходом в свет его книги «Общая теория занятости, процента и денег» в 1936 году.

К ключевым вопросам макроэкономики относятся экономический рост, инфляция и занятость. Другими важными вопросами, которые изучает макроэкономика, являются экономические колебания, макроэкономическая политика, макроэкономические взаимосвязи между странами.

Считается, что экономика состоит из четырех взаимодействующих между собой секторов: домашние хозяйства, фирмы, государство и заграница.

Сектор домашних хозяйств предлагает рабочую силу, предъявляет спрос на блага, распределяет получаемый доход между потреблением и сбережениями. В своем поведении домохозяйства стремятся к улучшению своего благосостояния.

Предпринимательский сектор образуют все фирмы в стране. Фирмы создают спрос на используемые ими в процессе производства ресурсы, предлагают товары и услуги, инвестируют. Цель фирмы обычно заключается в максимизации прибыли.

В государственный сектор включаются все государственные органы, которые, главным образом, создают общественные блага. Это, например, такие блага как общественный порядок, безопасность, социальное обеспечение, достижения в науке и образовании. Государство стремится создать условия для эффективного экономического развития страны. Оно формирует и осуществляет экономическую политику путем сбора налогов, выплаты трансфертов, производства и приобретения товаров и услуг, определения денежного предложения и условий внешнеэкономической деятельности.



Внешний сектор – это совокупность экономических субъектов за границей государства, а также иностранные государственные институты. Они оказывают влияние на экономику страны посредством международной торговли, взаимный обмен капиталом и национальными валютами.

В макроэкономике используются агрегированные показатели, которые описывают экономику как единое целое: валовой внутренний продукт, уровень цен, темп инфляции, уровень безработицы, рыночная ставка процента и другие показатели.

Часто экономические теории формулируются в форме моделей, которые устанавливают соотношения между экономическими переменными. Каждая модель строится для определенной цели: Объяснение экономического явления, исследование экономической закономерности, планирование и прогнозирование. Модели могут иметь форму словесного описания, графическую, математическую.

Различают экзогенные и эндогенные переменные. Экзогенные переменные задаются вне модели, а эндогенные переменные определяется из соотношений модели.

Экономические переменные различаются также по типу: Переменная запаса определяет количество в данный момент времени, например, объем капитала, государственный долг, богатство. Переменная потока задает количество за единицу времени (год), например, валовой внутренний продукт, инвестиции, дефицит государственного бюджета.

Цены в экономике со временем меняются. Однако, это не происходит мгновенно. Цены и заработная плата обладают определенной жесткостью. В макроэкономике условно различают краткосрочный и долгосрочный периоды времени. Экономисты полагают, что цены гибкие в долгосрочном периоде и менее гибки в краткосрочном периоде.

Простейшие линейные модели можно записать в виде:

y = kx + b (1.1)

где - x,y - переменные, а остальные величины - фиксированные параметры модели.



Величина k - угловой коэффициент прямой, задаваемой уравнением (1.1), b - величина отрезана, отсекаемая этой прямой на вертикальной оси.

Угловой коэффициент k экономисты называют просто наклоном прямой. Он показывает на сколько единиц изменится зависимая переменная y при увеличении переменной х на 1. Если k>0, наклон прямой положительный (вправо-вверх), а если k<0 - наклон прямой отрицательный (вправо-вниз).

Изменение параметров уравнения (1.1) сдвигает прямую, меняет ее наклон. При увеличении абсолютной величины коэффициента k линия становится более крутой, при ее уменьшении - более пологой. Если увеличивать значение b , то прямая смещается параллельно самой себе вверх, а если уменьшать - то смещение происходит вниз.

Конечно, используемые для практических целей модели могут быть гораздо более сложными, чем (1.1). Они могут содержать не одно, а несколько уравнений, в том числе и нелинейных. В экономике в отличие от естественных наук возможности проведения экспериментов сильно ограничены. Построение моделей в экономике опирается на статистические данные.

Для измерения совокупных результатов экономической деятельности всех субъектов в стране используются показатели ВНП или ВВП.

Валовой внутренний продукт (ВВП) представляет собой стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны за определенный период (год, квартал).

А валовой национальный продукт (ВНП) отражает стоимость всех конечных товаров и услуг, полученных за счет использования факторов производства, принадлежащих жителям данной страны.

Например, стоимость нефти, добытой иностранной компанией на территории Казахстана, включается в ее ВВП, но не включается в ее ВНП.

ВНП = ВВП + Чистые факторные доходы из-за рубежа

В закрытой экономике ВНП и ВВП совпадают. В дальнейшем будем говорить об одной из этих двух величин.

Существуют три способа измерения валового внутреннего продукта. При расчете по расходам ВВП определяется как сумма всех конечных покупок в экономике:

ВВП = С + I + G + NX,

где С - личные потребительские расходы домохозяйств, I – валовые инвестиции, G - государственные закупки товаров и услуг, NX - чистый экспорт товаров и услуг, равный разности экспорта X и импорта Z. Это равенство также называется основным макроэкономическим тождеством.

Расчет ВВП по доходам. ВВП определяется как сумма всех факторных доходов, а также амортизационных отчислений и чистых косвенных налогов. Под чистыми налогами понимаются налоги за вычетом субсидий.

ВВП = Национальный доход +Чистые косвенные налоги + + Амортизация

Национальный доход NI состоит из следующих компонентов:



  • оплата труда (заработная плата, премии),

  • доходы собственников (мелкие фирмы, магазины),

  • рента (доход с недвижимости),

  • прибыль корпораций (после уплаты работникам и кредиторам),

  • чистый процент.

Прибыли корпораций разделяются на три части: налоги на доходы корпорации, дивиденды, нераспределенные прибыли.

Разность между ВНП и амортизацией называется чистым национальным продуктом (ЧНП), а разность между ЧНП и косвенными налогами равна национальному доходу NI.

При расчете ВНП по добавленной стоимости складываются стоимости, добавленные на каждой стадии производства, т.е. исключаются стоимости сырья, полуфабрикатов, электроэнергии, которые были использованы на данном этапе производства, чтобы исключить двойной счет. Поэтому этот способ называется также производственным методом.

Имеются другие показатели системы национальных счетов. Личный доход - это доход, получаемый домохозяйствами и мелкими, некорпори-рованными предприятиями. Его можно вычислить следующим способом.



Личный доход PI = Национальный доход NI -- Прибыли корпораций

+ Дивиденды

- Взносы на социальное обеспечение

+ Трансфертные платежи

- Чистый процент

+ Личный доход в виде процентов

На основе личного дохода определяется другой важнейший показатель.



Располагаемый личный доход DI == Личный доход PI - Личные налоговые и неналоговые платежи

Это то, что остается у домохозяйств и мелких собственников после уплаты налогов и неналоговых платежей.



Личный располагаемый доход DI = = Потребление + Сбережения
Номинальные и реальные переменные. Темп роста и индексы Изменения номинального ВВП могут объясняться изменениями как объема производства, так и цен. Под инфляцией понимается рост общего уровня цен.

Номинальный ВНП измеряется в ценах текущего года, а реальный ВНП - в ценах базового года. Аналогично для ВВП.

Дефлятор ВНП = Номинальный ВНП / Реальный ВНП

Наряду с дефлятором ВНП существуют и другие индексы, отражающие уровень цен. Пусть (x1, x2, … , xm) - фиксированный набор потребительских товаров, называемый потребительской корзиной.



Индекс потребительских цен CPI = Стоимость потребительской корзины в текущем году /Стоимость потребительской корзины в базовом году

Хотя дефлятор ВНП и индекс потребительских цен отражают изменение общего уровня цен, между ними имеются различия. Первый из них является индексом Ласпейреса, а второй - индексом Пааше.

Экономический рост измеряется как относительное изменение ВВП за год:

Темп роста ВВП = (ВВП - ВВП-1) / ВВП-1 ,

где ВВП относится к текущему году, а ВВП-1 - к предыдущему году. Темп роста ВВП обычно выражают в процентах. В Казахстане в 90-е годы был спад производства, а в 2000-2003 годы наблюдается значительный рост ВВП, в среднем около 10 процентов в год.

Наличие безработицы означает недоиспользование или неэффективное использование основного фактора производства - рабочей силы. Население делится на три группы:


  • занятые,

  • безработные,

  • не входящие в состав рабочей силы.

Человек считается безработным, если он не работает в ожидании выхода на работу, является временно уволенным или ищет работу. Человек считается занятым, если он большую часть предшествующей недели работал, но не в домашнем хозяйстве. Домохозяйки, студенты, люди прекратившие поиски работы, пенсионеры не включаются в состав рабочей силы. Рабочую силу составляет совокупность занятых и безработных.
Уровень безработицы =

= Количество безработных / Численность рабочей силы
В Казахстане в 2001 году официальный уровень безработицы составлял 10.4 процента от численности экономически активного населения 7479 тысяч человек.
Вопросы для самоконтроля:

  1. Методы и принципы расчета ВНП

  2. Другие показатели системы национальных счетов

  3. Модель кругооборота доходов и расходов

  4. Расчет дефлятора и индекса потребительских цен.

Рекомендуемая литература:

  1. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. – М.: Изд-во МГУ, 1997.

  2. Агапова Т., Серегина С.Ф. Макроэкономика. – М.:МГУ, 2007

  3. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. М.: изд-во МГУ, 1994.


Тема 2. Совокупный спрос и совокупное предложение

Цель: изучить факторы, влияющие на макроэкономическое равновесие

Ключевые слова: совокупный спрос, совокупное предложение, классическая и кейнсианская модель совокупного предложения.

Основные вопросы и краткое содержание (с. 72-125 /1/):

  1. Составляющие совокупного спроса в закрытой экономике

  2. Неценовые факторы спроса

  3. Совокупное предложение и кейнсианская модели.

  4. Макроэкономическое равновесие: долгосрочное и краткосрочное

Краткий конспект лекции
Факторы производства. Потенциальный объем выпуска означает такой его уровень, при котором все производственные факторы вовлечены в производство в полном объеме.

Совокупное предложение представляет собой зависимость выбранного фирмами и домохозяйствами суммарного объема выпуска продукции от существующей в экономике структуры цен и заработной платы.

Выпуск определяется затратами факторов производства:



Q = F(K, L),

где К - суммарный объем капитала, L - затраты труда. Из условия максимизации прибыли конкурентной фирмы можно получить вид зависимости спроса на труд:

LD = LD (w / P, K).

- +


Здесь w - номинальная ставка заработной платы, P - уровень цен. Величина w / P - называется реальной заработной платой. Зависимость спроса на труд прямая от капитала и обратная от реальной зарплаты. Чем выше реальная заработная плата, тем меньше желают фирмы нанимать труда.
Совокупное предложение. При классическом подходе к совокупному предложению считается, что заработная плата является абсолютно гибкой и быстро меняется, чтобы удержать равновесие на рынке труда. Вследствие этого предложение труда остается неизменным, когда происходит изменение в уровне цен. Следовательно, кривая совокупного предложения в классическом случае представляет собой вертикальную прямую линию




Совокупное предложение в классическом случае

Кейнсианский подход предполагает определенную жесткость заработной платы. Она меняется не столь быстро, чтобы мгновенно восстановить равновесие на рынке труда. Если уровень цен понизится, произойдет увеличение реальной заработной платы. Фирмы сократят затраты труда, и выпуск уменьшится. Значит, в кейнсианском случае кривая совокупного предложения имеет положительный наклон



Совокупное предложение в кейнсианском случае

В крайнем кейнсианском случае кривая совокупного предложения является горизонтальной прямой линией.


Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения Изобразив кривые совокупного спроса и совокупного предложения на одной диаграмме, получим графическую модель AD-AS. При этом могут быть три случая, соответствующих классическому, кейнсианскому и крайнему кейнсианскому подходам к совокупному предложению.




Модель IS-LM в классическом случае

Равновесие в каждом случае определяется точкой пересечения кривых AD и AS.



В классическом случае сдвиг кривой совокупного спроса вправо-вверх вызовет избыточный спрос при существующем уровне цен. Последующий затем рост уровня цен приведет к снижению реальной заработной платы w / P , что создаст превышение спроса на труд над предложением труда. Поскольку заработная плата гибкая, равновесие на рынке труда быстро восстановится за счет роста заработной платы. Следовательно, новое равновесие будет определяться пересечением вертикальной линии AS и новой кривой AD при более высоком уровне цен.


. Модель IS-LM в кейнсианском случае
В кейнсианском случае, когда номинальная заработная плата негибкая, увеличение совокупного спроса также приведет к росту цен. При фиксированной заработной плате w реальная заработная плата w/P уменьшается. Более низкая заработная плата дает возможность фирмам нанимать больше труда, вследствие чего увеличится выпуск. Таким образом, произойдет повышение уровня цен и выпуска.



Модель IS-LM в крайнем кейнсианском случае

В крайнем кейнсианском случае повышение совокупного спроса вызовет рост выпуска без изменения уровня цен.

Резкие изменения совокупного предложения называются шоками совокупного предложения. Шоки бывают благоприятными и неблагоприятными. Они могут вызываться, например, новыми открытиями, резкими изменениями мировых цен на нефть.

Совокупный спрос и совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах. Классический случай соответствует долгосрочному периоду, а кейнсианский случай - краткосрочному периоду.

Пусть А - равновесие в экономике в условиях полной занятости При снижении совокупного спроса кривая AD1 смещается в положение AD2 . В результате сокращается производство, выпуск падает с Q0 до Q’ , вырастает безработица. Немного снижаются цены с P0 до P’ . На диаграмме экономика переходит в точку B .

Из-за снижения объема производства происходит понижение номинальной заработной платы w . Причинами этого могут быть вынужденные отпуска, сокращенные рабочие дни, отмена премиальных. Однако, снижение номинальной заработной платы происходит с задержкой.

Но по мере уменьшения w снижается реальная заработная плата w / P . Фирмам становится выгодным нанимать больше труда, растет совокупное предложение, кривая AS смещается вправо. И эта тенденция будет сохраняться , пока выпуск не вернется к исходному уровню Q0 . Кривая совокупного предложения из положения AS1 переместится в положение AS2 . Экономика пройдет путь A – B – C.

Таким образом, в долгосрочном периоде произойдет снижение уровня цен при неизменном выпуске.

Форму кривой совокупного спроса для краткосрочного периода и долгосрочного периода можно также обосновать и с позиций микроэкономики.




P’0

P1



Q’ Q0 Q


. Краткосрочный и долгосрочный периоды

Вопросы для самоконтроля

  1. Влияние неценовых факторов спроса на рыночное равновесие.

  2. Анализ ценовых макроэкономических шоков в долгосрочном и краткосрочном периодах

Рекомендуемая литература

  1. Агапова Т. Макроэкономика. М, 2007

  2. Вечканов Г Макроэкономика /сер Краткий курс/- М, 2007

  3. Макконелл К., Брю С. Экономикс. М.: Инфра-М, 2002.

  4. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. М.: изд-во МГУ, 1994.


Тема 3. Производство и рынок труда

Цель: выявить взаимосвязь между рынком труда и совокупным предложением.

Ключевые слова: производственная функция, факторы производства, реальная заработная плата, предельная склонность к потреблению, сбережения и потреблние.

Основные вопросы и краткое содержание (с. 306-319; 324-331 /4/):):

  1. Факторы производства. Производственная функция.

  2. Реальная зарплата и реальная цена капитала.

  3. Распределение национального дохода по факторам производства.

  4. Рынок труда. Спрос на труд

Вопросы для самоконтроля

  1. Классический подход к совокупному предложению. Гибкая заработная плата.

  2. Построение кривой совокупного предложения.

  3. Кейнсианский подход к совокупному предложению. Негибкая заработная плата.

  4. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения для краткосрочного и долгосрочного периодов в закрытой экономике

Рекомендуемая литература

  1. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. – М.: Изд-во МГУ, 1997.

  2. Агапова Т., Серегина С.Ф. Макроэкономика. – М.:МГУ, 2007

  3. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. М.: изд-во МГУ, 1994.


Тема 4. Рынок благ

Цель: Изучить механизмы влияния бюджетно-налоговой политики на макроэкономическое развитие

Ключевые слова: налги, госрасходы, предельная склонность к потреблению, кривая IS

Основные вопросы и краткое содержание (с. 72-125 /1/):

  1. Функция потребления, предельная склонность к потреблению

  2. Ставка процента и инвестиционная функция

  3. Структура государственных расходов

  4. Макроэкономическое равновесие в закрытой экономике

  5. Кривая IS.Анализ бюджетно-налоговой политики


Краткий конспект лекции

В закрытой экономике нет торговых связей с внешним миром. Объем совокупного спроса - это совокупное количество товаров и услуг, которые могут и желают приобрести отечественные покупатели (домохозяйства, фирмы, государство) при данном уровне цен:



QD = C + I + G.

Зависимость объема совокупного спроса от уровня цен определяет кривую совокупного спроса.





Кривая совокупного спроса

Форма кривой совокупного спроса объясняется эффектом реальных остатков и эффектом богатства. Рассмотрим составляющие совокупного спроса по отдельности.



Функция потребления. Доля потребления в ВВП составляет его большую часть. В потребительские расходы включаются расходы на приобретение продуктов питания, одежды, товаров длительного пользования, развлечения. Существуют разные теории потребления. Дж. М. Кейнс полагал, что главным фактором, определяющим объем и структуру потребления, является располагаемый доход DI. Здесь располагаемый личный доход принимается равным Q – T, т.е. выпуск минус чистые налоги.

Кейнсианская функция потребления имеет вид C = C(Q – T),

а в линейном случае С = С0 + c. (Q – T), 0 < c < 1.

Коэффициент с показывает, на какую величину возрастет потребление при увеличении располагаемого дохода на единицу. Эта величина с равна предельной склонности к потреблению (MPC) и совпадает с наклоном кривой потребления на рис.





Кривая потребления

Предельная склонность к сбережениям MPS = 1 – MPC. Величина С0 представляет собой автономное потребление. Увеличение налогов T сдвинет кривую потребления вниз, а уменьшение налогов - вверх.



Инвестиции и государственные расходы. Пусть r - реальная ставка процента, которая измеряет доход от сбережений в терминах объема товаров, который может быть приобретен в будущем за данную сумму сегодняшних сбережений.

Номинальная ставка процента i выражает доход в терминах суммы денег, получаемых в будущем за данную сумму сегодняшних сбережений.

Имеется обратная зависимость между реальной ставкой процента r и объемом инвестиций I. Снижение ставки процента r может сделать выгодными многие инвестиционные проекты выгодными.




I




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет