Учебное пособие разработал



бет1/24
Дата17.05.2020
өлшемі1.86 Mb.
түріУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24



Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ»

(ТУСУР)
Кафедра телевидения и управления

(ТУ)

УТВЕРЖДАЮ



Заведующий кафедрой ТУ, профессор

_________________И.Н. Пустынский

«______»___________________2012 г.

Стратегический менеджмент


Учебное пособие

РАЗРАБОТАЛ

_________ С.Н. Крискевич

«______»_________2012 г.

2012

Крискевич С.Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. - Томск: кафедра ТУ, ТУСУР, 2012. – 193 с.


В учебном пособии рассматриваются общие понятия стратегического менеджмента, этапы становления и динамика развития стратегического управления, реализация методов стратегического управления, выработка и осуществление стратегии, анализ стратегических альтернатив, модели выбора стратегий. Пособие содержит многочисленные примеры из практики бизнеса реальных компаний.

Учебное пособие предназначено для студентов вузов, слушателей бизнес-школ. Будет полезно преподавателям экономических факультетов и руководителям организаций.


© Крискевич С.Н., 2012

© Кафедра Телевидения и управления, ТУСУР, 2012




Содержание


Введение 5

1. Общая характеристика стратегического управления 5

1.1. Определение и сущность стратегического управления 6

1.2. Этапы развития стратегического подхода 8

1.3. Особенности стратегического управления 9

1.4. Содержание и структура стратегического управления 11

2. Формирование миссии и целей организации 14

2.1. Миссия организации 14

2.2. Цели организации 17

2.3. Установление целей 21

Примеры корпоративных целей компаний 24

3. Внутренняя и внешняя среда фирмы 26

3.1. Анализ макроокружения 26

3.2. Анализ непосредственного окружения 31

3.3. Анализ внутренней среды 34

3.4. Методы анализа среды 36

3.4.1. Метод СВОТ-анализа 36

Возможности 38

Сильные стороны 39

ПОЛЕ СиВ 39

ПОЛЕ СЛВ 39

Рисунок. 3.1. Матрица СВОТ 39

Влияние 40

ПОЛЕ ВС 40

ПОЛЕ ВУ 40

Возможные последствия 40

Рисунок 3.3. Матрица угроз 41

Рисунок 3.4. Таблица профиля среды 41

3.4.2. Метод анализа затрат и цепи издержек 42

3.4.3. Метод оценки конкурентной позиции 53

Признаки конкурентной силы 55



4. Стратегии фирмы 59

4.1. Сущность стратегии организации 59

4.2. Пять основных конкурентных стратегий 61

4.2.1. Стратегия лидерства на основе низких издержек 62

4.2.2. Стратегии дифференциации или индивидуализации 64

4.2.3. Стратегия наилучшей стоимости 67

4.2.4. Стратегии концентрации на рыночной нише 69

4.3. Стратегии роста организации 72

4.3.1. Стратегии концентрированного роста 72

4.3.2. Стратегии интегрированного роста 73

4.3.3. Стратегии диверсифицированного роста 75

4.3.3.1. Стратегия центрированной диверсификации 76

4.3.3.2. Стратегии родственной диверсификации 76

4.3.3.3. Стратегии неродственной диверсификации 80

4.4. Стратегии сокращения 83

4.4.1. Стратегия захвата и удержания лидерства 84

4.4.2. Стратегия "определение ниши" 85

4.4.3. Стратегия "сбор урожая" 85

4.4.4. Стратегия "быстрое изъятие капиталовложений" 86

4.5. Стратегия глобализации 89



5. Разработка стратегии 93

5.1. Иерархия формирования стратегии 94

5.1.1. Корпоративная стратегия 97

5.1.2. Функциональная стратегия 101

5.1.3. Оперативная стратегия 102

5.2. Объединение усилий при формировании стратегии 104

5.3. Проверка стратегии на эффективность 106

5.4. Подходы к формированию стратегии 107

5.5. Уяснение текущей стратегии 110

5.6. Выбор стратегии фирмы 110

Рисунок 5.3. Матрица Томпсона и Стрикланда 112

5.7. Оценка выбранной стратегии 114



6. Стратегический анализ развития организации 115

6.1. Анализ динамики издержек и кривая опыта 115

6.2. Анализ динамики рынка, модель жизненного цикла продукта 115

6.3. Модель «продукт-рынок» 117

6.4. Концепция Бостонской консалтинговой группы 117

6.4.1 Структура модели BCG 118

6.4.2. Сильные и слабые стороны модели BCG 122

6.4.3. Ограниченность модели BCG 125

6.5. Концепция Дженерал Электрик/Маккензи 126

6.5.1. Структура модели GE/McKinsey 127

6.5.2. Сильные и слабые стороны модели GE/McKinsey 134

6.5.3. Вариации модели GE/McKinsey 135

6.6. Концепция Артур де Литтл 137

6.6.1. Структура модели ADL/LC 138

6.6.2. Анализ матрицы ADL 140

6.6.3. Сильные и слабые стороны модели ADL/LC 147

6.7. Концепция конкуренции Shell/DPM 149

6.7.1. Структура модели Shell/DPM 150

6.7.2. Сильные и слабые стороны модели Shell/DPM 156

7. Выполнение и контроль стратегии 158

7.1. Задачи стадии выполнения стратегии 158

7.2. Организационная структура как объект стратегических изменений 160

7.3. Организационная культура как объект стратегических изменений 165

7.4. Стратегические изменения в организации 168

7.5. Стратегический контроль 174



8. Стратегическое лидерство 179

Список литературы 191


Введение


Стратегический менеджмент является захватывающим, многосторонним, очень важным предметом. В центре его внимания находится предприятие в целом, та среда, в которой осуществляются действия, направление, в котором собирается повести его руководство, стратегический план менеджеров, который заставляет предприятие двигаться в этом направлении. Мы будем рассматривать имеющую наибольшее значение при руководстве предприятием проблему: что должны сделать менеджеры, причем сделать хорошо, чтобы предприятие оказалось победителем, а не побежденным при ведении деловых операций.

Ответ, который возникает вновь и вновь и который будет появляться в виде сквозной темы этого учебного курса, заключается в том, что наиболее надежными признаками хорошего управления являются хорошая разработка стратегии и эффективная ее реализация. Задача учебного курса состоит в том, чтобы вы осознали причины, по которым грамотное стратегическое управление практически всегда приводит к хорошим результатам хозяйственной деятельности фирмы, а так же в том, чтобы научиться методам разработки продуманной стратегии с последующей успешной ее реализацией.

Изучив курс, вы поймете, каковы цель и задачи лица, вырабатывающего стратегию, что означает понятие "стратегия", какие трудности возникают при определении наилучшей стратегии в свете общего положения фирмы. Вы научитесь пользоваться инструментами стратегического анализа, сопоставлять различные стратегические альтернативы, а также составлять хороший стратегический план. Вы узнаете об основных задачах менеджера, связанных с успешным выбором стратегии. Станете более искусны как стратегический мыслитель, а также разовьете свои способности к деловому суждению.

На протяжении этого курса будет достигнута и еще одна цель: вы сможете использовать то, чему научились, изучая предыдущие учебные курсы. Стратегический менеджмент – это широкомасштабный предмет. В нем идет речь о самых важных аспектах того, как надо управлять. В отличие от других экономических дисциплин, где предметом изучения является какой-то конкретный элемент бизнеса – бухгалтерский учет, финансы, маркетинг, производство, управление персоналом или информационные системы, – при изучении стратегического менеджмента берется фирма в целом, а ситуация рассматривается как изнутри, так и снаружи. Ничего не упускается и не отбрасывается. Задача заключается в том, чтобы получить твердое убеждение относительно того, как все имеющие отношения к делу факторы связаны между собой. Это делает стратегический менеджмент всеобъемлющим стратегическим курсом, где придется пользоваться умениями и навыками, полученными при изучении других дисциплин.

Слово менеджмент в переводе с английского языка означает "управление", поэтому далее в учебном пособии мы будем оперировать двумя эквивалентными понятиями "стратегический менеджмент" и "стратегическое управление".

1. Общая характеристика стратегического управления




1.1. Определение и сущность стратегического управления


Термин «стратегическое управление» был введен в обиход на стыке 60—70-х гг. для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса. Разработка идей стратегического уп­равления нашла отражение в работах таких авторов, как Frankenhofs and Granger (1971), Ansoff (1972), Schendel and Hatten (1972), Irwin (1974) и др. Ведущей идеей, отражающей сущ­ность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы соответствующим об­разом и своевременно реагировать на происходящие в нем изме­нения.

Основой стратегического управления является стратегия. Стратегия осно­вана на комплексе действий, с помощью которых руководство рассчитывает обеспечить успешную работу органи­зации. Фактически стратегия — это управленческий план, на­правленный на укрепление позиций организации, удовлетворе­ние потребностей ее клиентов и достижение определенных результатов деятельности. Руководители разрабатывают страте­гии, чтобы знать, как следует управлять бизнесом компании, а также потому, что стратегии помогают им сделать обоснованный и учитывающий многочисленные факторы выбор среди альтер­нативных направлений действий. Стратегия, которую решило использовать руководство, указывает на то, что «из всех направ­лений, имеющихся у нас в распоряжении, и возможных для нас действий, мы решили следовать в выбранном направлении и вести наш бизнес таким образом». Не обладая стратегией, руководитель не имеет продуманного курса движения и программы действий для до­стижения желаемых результатов.

Разработка и внедрение стратегии — это ос­новные управленческие функции. Среди множе­ства выполняемых руководителями дел очень не­многие влияют на работу компании столь же зна­чительно, как выбор долгосрочных направлений развития компании; разработка эффективных стратегических действий и деловых подходов; ре­ализация стратегии, позволяющей получить желаемые результаты. И действитель­но, хорошая стратегия и хорошая реализация стратегии — наиболее надежные признаки хорошего управления.

Существуют убедительные доводы в пользу того, что «хорошее управление» должно строго увязываться с тем, насколько хорошо руководители разрабатывают и используют стратегию. Некоторые руководители создают прекрасные стратегии, но терпят неудачи при их реализации, другие успешно реализуют посредственные стратегии. Обе ситуации чреваты провалами в работе. Для того чтобы работа компании была максимально эффективной, руководители должны сочетать в себе способности хорошего разработчика стратегий и умелого специалиста по их реа­лизации. Чем более продумана стратегия компании и чем более умело она исполь­зуется, тем выше вероятность того, что компания достигнет хороших результатов в работе. Эффективное исполнение эффективной стратегии – это не только ис­пытанный рецепт успеха в бизнесе, но и лучшее испытание качества управления.

Однако хорошая стратегия в сочетании с хорошей ее реализацией еще не является гарантией того, что компания избежит периодов слабости или вялой работы. При определенных обстоятельствах требуется время, чтобы усилия руко­водителя дали положительные результаты. Даже очень хорошо управляемая орга­низация может столкнуться с неблагоприятными и непредсказуемыми обстоятель­ствами. Однако ни заявления типа «нам требуется больше времени», ни ссылки на неудачное стечение обстоятельств не могут оправдать неудовлетворительную работу, продолжающуюся из года в год. Обязанностью руководства является принятие мер, направленных на компенсацию отрицательного воздействия неожидан­но возникших неблагоприятных условий путем осуществления стратегической обороны и использования таких деловых подходов, которые помогли бы преодолеть последствия неудачного стечения обстоятельств. Действительно, сущностью хоро­шей стратегии является создание такой рыночной позиции, которая была бы достаточно прочной, и такой организации работы, которая способна обеспечить успешную работу, несмотря на неожиданные события, сильную конкуренцию и внутренние проблемы.

Стратегическое управление призвано обеспечить фирме выжива­ние в долгосрочной перспективе.

Для того чтобы дать развернутое определение стратегического уп­равления, сравним это управление с преимущественно оператив­ным (назовем его обычным) управлением. Сравнение проведем по ключевым характеристикам управления организацией.

Сравнение оперативного и стратегического управления

Характеристика

Оперативное управление

Стратегическое управление

Миссия, предназначение


Производство товаров и услуг с целью получения дохода от их реализации


Выживание организации в долгосрочной перспективе посредством установления динамичного баланса с окружением, позволяющего решать проблемы заинтересованных в деятельности организации лиц

Объект концентрации внимания менеджмента


Взгляд внутрь организации, поиск путей более эффективного использования ресурсов

Взгляд вовне организации, поиск новых возможностей в конкурентной борьбе, отслеживание и адаптация к изменениям в окружении

Учет фактора времени

Ориентация на краткосрочную и среднесрочную перспективу


Ориентация на долгосрочную перспективу

Основа построения системы управления

Функции и организационные структуры, процедуры, техника и технология

Люди, системы информационного обеспечения, рынок

Подход к управлению персоналом


Взгляд на работников как на ресурс организации, как на исполнителей отдельных работ и функций


Взгляд на работников как на основу организации, ее главную ценность и источник ее благополучия


Критерий эффективности управления


Прибыльность и рациональность использования производственного потенциала


Своевременность и точность реакции организации на новые запросы рынка и изменения в зависимости от изменения окружения

Обобщая рассмотренные особенности стратегического управле­ния и приведенные определения, будем понимать стратегическое управление следующим образом:



Стратегическое управление — это такое управление ор­ганизацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную дея­тельность на запросы потребителей, гибко реагирует и про­водит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает воз­можность организации выживать в долгосрочной перспекти­ве, достигая при этом своих целей.
Более кратко определение стратегического управления можно сформулировать следующим образом:
Стратегическое управление призвано обеспечить долгосрочную, высокую результативность деятельности предприятия, а также освоение новых возможностей бизнеса.




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет