Урок литературы. «Подвиг или предательство?»



Дата29.04.2016
өлшемі97.99 Kb.
түріУрок
Урок литературы.

«Подвиг или предательство?»

Джураева Анастасия Альбертовнаучитель русского языка и литературы.

Цели: (Слайд 2)

- Заставить задуматься над ключевыми понятиями: отечество, товарищество, любовь.

- Привить интерес к поисковой работе.

- Развить навыки работы с текстом.

- Определить нравственные истоки предательства Андрия.

- Формировать умение давать оценку поступкам героев романа.



- Способствовать совершенствованию навыка публичного выразительного чтения, развития речи.

Оформление:

  • Портрет Н.В. Гоголя.

  • Репродукции к повести.

  • Интерактивная доска.

  • Трибуна.

  • Проектор, экран для  презентации.

  • Молоток и дощечка для судьи.

  • Музыка из фильма.

Тип урока: интегрированный урок с использованием ИКТ.
Ход урока
1. Орг. момент. Постановка проблемы.

Слово учителя: Сегодня, ребята, мы с вами  продолжаем  работу с повестью Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Давайте  вспомним,  на фоне каких военных событий происходит действие повести?

(События книги происходят в среде запорожских казаков, в первой половине XVII века. Казацкое войско пытается взять город Дубно, где много казны и богатых обывателей, но встречают отчаянное сопротивление гарнизона и жителей. Казаки осаждают город и ждут, когда в нем начнется голод. Польские войска, присланные в подкрепление осажденным, проходят в город мимо пьяных казаков, многих перебив спящими, многих пленив. Это событие ожесточает казаков, решающих продолжить осаду до конца. Поляки устраивают вылазки, но казаки пока ещё успешно их отбивают. Из Сечи приходит весть, что в отсутствие главной силы татары напали на оставшихся казаков и пленили их, захватив казну. Казацкое войско под Дубном делится надвое — половина уходит на выручку казны и товарищей, половина остается продолжать осаду. После смерти Остапа и Андрия сто двадцать тысяч казаков, среди которых и полк Тараса Бульбы, поднимаются в поход против поляков. Даже сами казаки замечают чрезмерную свирепость и жестокость Тараса по отношению к врагу. Разгромленный польский гетман Николай Потоцкий клятвенно присягает не наносить впредь никакой обиды казацкому воинству. Один только полковник Бульба не соглашается на такой мир, уверяя товарищей, что прощённые ляхи не станут держать своего слова. И он уводит свой полк. Сбывается его предсказание — собравшись с силами, поляки вероломно нападают на казаков и разбивают их.

Пять полков под предводительством того самого Потоцкого настигают наконец полк Тараса, ставшего на отдых в старой развалившейся крепости на берегу Днестра. Четыре дня длится бой. Оставшиеся в живых казаки пробиваются, но останавливается старый атаман искать в траве свою люльку, и настигают его гайдуки. Железными цепями привязывают Тараса к дубу, прибивают гвоздями руки и раскладывают под ним костёр. Перед смертью успевает Тарас крикнуть товарищам, чтобы спускались они к челнам, которые сверху видит он, и уходили от погони по реке. И в последнюю страшную минуту предрекает старый атаман объединение русских земель, погибель врагам их и победу православной веры.

Казаки уходят от погони, дружно гребут вёслами и говорят про своего атамана.)

Учитель. Молодцы. Теперь я точно знаю, что повесть вы прочитали. Рассказ получился хороший, но несколько важных деталей вы все же упустили. Давайте поговорим о двух братьях, молодых талантливых казаках.
2. Выступления учащихся с сообщениями об Остапе и Андрие с использованием презентации.

(Ученик выступает с сообщением, в это время на экране высвечиваются фотографии героев). (Слайд 3-11)

- выступление ученика об Остапе с одновременным показом слайдов презентации.

- выступление ученика об Андрие с одновременным показом слайдов презентации.
Слово учителя. Спасибо. Согласитесь, что братья совершенно разные по духу, поведению, восприятию мира. Они воспитывались в одной среде, но отношение ко всему окружающему у каждого свое. К оценке  поступков  двух людей,  к оценке исторических событий писатель подходит с критерием добра и зла. Добро, слава, подвиги – эти слова Н.В. Гоголь отождествляет только с Остапом. А зло и предательство – приписывает Андрию, ведь не зря он уготовил ему такую позорную смерть.

Учитель: Обратимся к теме нашего урока: «Подвиг или предательство?». Следующую половину урока мы проведем в виде суда над Андрием. Само понятие «суд», ребята, противохристианское: «Не суди, да не судим будешь». Но есть такие явления, пройти мимо которых  мы не имеем права: они разрушают  нашу жизнь, наш мир. Задача заседания нашего суда:  найти доказательства для осуждения ставшего широким и распространенным понятия  предательство, изучить все доказательства и вынести соответствующий приговор, если таковой состоится.
3. Ролевая игра «Суд над Андрием, сыном Тараса» (Слайд 12)  

Учитель: Я, председатель заседания данного суда, объявляю суд открытым. На данном заседании рассматривается дело о предательстве Андрия. (Слайд 13)                         

На заседании присутствуют: (Слайд 14)

Обвинители:

Главный обвинитель – автор Н.В. Гоголь (в роли гл. обвинителя – Ф.И.).

От имени народа и войска обвинение поддерживает казацкий полковник – Тарас Бульба (в роли Бульбы – Ф.И.).

Обвиняемые: 

Андрий –  Ф.И.

В роли защитника Андрия – Ф.И.

Николай Потоцкий – Ф.И.

Татарка– Ф.И.

Также будут приглашены свидетели :

Остап (Ф.И.)

Янкель (Ф.И.)



Панночка (Ф.И.)

Секретарь  заседания – Ф.И.

Судья: Обвинителей, защитников, публику прошу занять места.

Слово для обвинения предоставляется главному обвинителю – писателю Н.В. Гоголю. Раскройте суть вашего обвинения.



Главный обвинитель: Я обвиняю Андрия, сына Тараса, в предательстве своей семьи, своего народа, своей Родины. Из-за своей любви он отвернулся от товарищей, тем самым нарушил слово и честь настоящего казака.

Судья: Спасибо, присаживайтесь. Поддержать обвинение предоставляется казацкому полковнику – Тарасу Бульбе.

Бульба: Ваша честь, раз уж мы говорим сегодня о поступках моего сына, я скажу так - Андрий всегда прилежно учился, но был изобретательным, хитрым, ловким, избегал наказаний. Он предводитель бурсаков, но в то же время скрытный, любит уединение. У него развит эстетический вкус. Уже в первых боях Андрий показал себя с лучшей стороны, но в тоже время был слишком легкомысленным, отважным, отчаянным. Я видел в битве «бешеную негу и упоение», «запальчивое увлечение». Я гордился им, ставил многим в пример, а давеча, под Дубно, Андрий предел Родину, товарищей, семью. А когда на следующий день он выехал бить своих, я проклял его.

Я также обвиняю Николая Потоцкого: он клятвенно присягнул не наносить впредь никакой обиды казацкому воинству и мои люди поверили ему, но, собравшись с силами, поляки напали на казаков и разбили войска. Такой поступок тоже напоминает действия Андрия, который также может дать слово, а потом забрать его.

А татарка – ничем не лучше этих подлецов: этот тихонький призрак нашептал что-то моему сыну, и, прихватив наши припасы, скрылся по подземному ходу, который ведет в город.

Судья: Спасибо, присаживайтесь, пожалуйста. Обвиняемые, встаньте. Есть у вас что сказать в свою защиту?

Татарка (равнодушно):  «Но я не для себя это делала. Я должна была так поступить».

Судья: Андрий, у вас есть что ответить?

Андрий (важно молчит, опустив голову)

Защита Андрия: Он  делал  это во имя любви. Он не мог оставить свою возлюбленную умирать от голода.

Судья: Присаживайтесь.

Главный обвинитель (резко встает): Ваша честь, но какими путями он добивается своей любви, понимания со стороны юной красавицы?! Он  идет по головам живых людей! Предает всех вокруг, да что там – предает самого себя!

(обращается к Андрию): Вы усилили эту  войну, устроили настоящую кровавую бойню, Вы не думаете о тех людях, которые вам когда-то были братьями, вы затеяли войну против казачества, а значит и против себя.  Вам мало наших девушек, мало своего государства, вам захотелось запретного плода?  Ваша честь, беря пример с обвиняемого, многие человеческие судьбы были сломлены.  Обвинение намерено  представить доказательства этому.

Судья: Обвиняемый Андрий, вы признаете свою вину?

Андрий(усталый): НЕТ! Я не хотел этих битв, хотел просто быть рядом с возлюбленной!

Судья: Господа обвинители, какие ещё доказательства  своему обвинению вы можете представить?

Главный обвинитель (встает): Ваша честь, разрешите пригласить косвенного свидетеля  Остапа, сына Тараса и брата Андрия.

Судья (секретарю):  Пригласите свидетеля Остапа.

                      Входит Остап, встает за трибуну.



Судья: представьтесь, пожалуйста.

Остап: Я Остап, сын Тараса и брат Андрия, герой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Судья: Что вы можете сказать по сути рассматриваемого дела?

Остап: Я всегда стремился восстановить справедливость  в жизни окружающих меня людей. Не могу сказать, что с братом мы были очень близки, но любовь к Родине нам была привита ещё в детстве. И я не могу поверить, что Андрий отрекся от Родины.

Главный обвинитель: Ну что же, Остап, я готов представить вам доказательства.

(секретарю) пожалуйста, покажите нам отрывок из повести. (Секретарь приносит отрывок, где Андрий произносит слова: « А что мне отец, товарищи и Отчизна? Нет у меня никого!» «Скажи, что отец – не отец, брат - не брат, …и что я буду биться со всеми») (Слайд 15)

Андрий (выкрик с места):  Да я отрекся, отрекся потому что люблю!

Судья (стучит молотком): Андрий, Вам делается замечание! 

(обращается к Остапу): Спасибо, присаживайтесь,  пожалуйста, в зале.

 Главный обвинитель (секретарю): Пригласите свидетеля Янкеля.

                              Входит Янкель и встает за трибуну.



Судья: Представьтесь, пожалуйста.

Свидетель Янкель: Я, Янкель, помог Тарасу тайком перебраться в Варшаву. По сути своей я холоден и сдержан, но по молодости был большим романтиком: я мечтал  совершить подвиг, мечтал о славе, о высоком призвании. Но все вышло совсем по-другому. Такова воля божья. Я не могу осуждать Андрия, не знаю, как поступил бы на его месте, но и защищать не стану. Худшее, что может совершить человек – придать семью, товарищей и Родину.

Судья: Спасибо, свидетель Янкель, присаживайтесь,  пожалуйста, в зале.

Защитник Андрия: Ваша честь! Разрешите приобщить к делу  маленький отрывок из текста повести.  Дело в том, что наш главный обвинитель и свидетель  по скромности своей не сказали об очень важной детали, мне бы хотелось её огласить.

Судья: Если  это имеет отношение к нашему делу, пожалуйста.

Защитник Андрия: Дело в том, что гл. обвинитель и по совместительству – автор произведения, а также свидетель и брат обвиняемого – Остап, все же жалеют Андрия Бульбу. Это подтверждают следующие строки (Слайд 16): “Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова” — эти красноречивые сравнения Гоголя, которому, как и подъехавшему Остапу, жаль погибшего Андрия, усиливаются финальным портретом младшего Бульбы: “Он был и мёртвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жён очарования, всё ещё выражало чудную красоту; чёрные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты”. Этот отрывок свидетельствует о том, какие  психологические  муки  и сомнения может переносить человек, испытавший на себе влияние любви, чести, славы.

                       Защитник подает лист с текстом судье на стол.



Судья (просмотрев): Хорошо, этот эпизод суд примет во внимание.

Главный обвинитель (секретарю): Разрешите пригласить свидетеля Панночку.

                                 Входит Панночка и встает за трибуну.



Судья: Представьтесь, пожалуйста.                                                                                                    

Свидетель Панночка: Я Панночка, дочь польского гетмана Николая Потоцкого. Я та самая любовь молодого казака! Жизнь полна противоречий, поэтому я тоже  не всегда шла праведным путем, часто совершал ошибки, влюбиться в сына главного врага твоего народа – это ужасная участь для молодой девушки. Но он покорил моё сердце, прошу вас, уважаемый суд, отпустить моего возлюбленного! Все, что он совершил, было сделано во имя нашей светлой любви, если виноват он, виновата и я.  

Судья: У  вас всё? Присаживайтесь в зале.

Обращается к главному обвинителю:  Еще будут доказательства?

Главный обвинитель: Нет!

                             Судья (ВСТАЕТ) и секретарь говорит:

Секретарь: Прошу всех встать.

                                               Все встают.



Судья (стоя): На основании прений,  исследовав материалы дела  и заслушав свидетельские показания, суд выносит следующий приговор: (Слайд 17)

Осудить  Андрия в предательстве семьи, товарищей и Отчизны. Если бы не его поступок, можно было бы избежать многих жертв. Главный аргумент против тех,  кто считает  действия Андрия Бульбы великими и стремится походить на него во всём – один: «Нет величия и любви там, где нет чести, семьи и понятия Родины». Назначить подсудимому высшую меру наказания – казнь!
4. Завершение суда

Учитель: Присаживайтесь, пожалуйста.
5. Продолжение урока. Беседа. Выводы.       

Слово учителя: Итак, ребята, суд  закончился, приговор вынесен. Я хочу продолжить разговор по поднятой проблеме и привлечь ваше внимание к последним словам судьи «Нет величия и любви там, где нет чести, семьи и понятия Родины». (Слайд 18)

Давайте еще раз вспомним каким был Андрий Бульба и как он закончил свой путь .



(Показ Слайдов, каким был и как умер Андрий под музыку из фильма. Музыка продолжается до конца урока)(Слайд 19,20,21,22)

(учащиеся отмечают произошедшие в Андрие изменения)

       


6. Заключительный этап.

Подведение итогов урока. Оценивание работы учащихся на уроке, их активности.

Учитель: Хорошо, ребята. Вы молодцы.  Все вы сегодня с поставленной задачей справились, роли свои исполнили отлично,  и  те, кто исполнял  главные роли – получаете оценки «отлично».
7. Домашнее задание.

Написать мини-сочинение на тему: «Я судья и выношу приговор Андрию Бульбе». (Слайд 23,24)



        



Достарыңызбен бөлісу:


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет