Урок литературы в 11 классе Учитель: Атякшева Ирина Васильевна



Дата27.04.2016
өлшемі95.41 Kb.
түріУрок
МБОУ «Ширингушская средняя общеобразовательная школа»

Урок литературы

в 11 классе


Учитель: Атякшева Ирина Васильевна



Цели урока:
- образовательные: познакомить учеников с биографией писателя, раскрыть причины, побудившие А.Н.Толстого написать роман о Петре Первом;

- развивающие: развивать навыки анализа художественного произведения, соотнесения его содержания с критической литературой, фактами биографии, произведениями искусства; самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать выводы;

- воспитательные: формирование патриотических и нравственных чувств, глубокого уважения к истории России.
Образовательные ресурсы:

портрет А.Н.Толстого, учебники, тексты стихотворений, литературная газета, компьютер и мультимедийная презентация.


Методические приёмы:

рассказ учителя, чтение стихотворений наизусть, использование межпредметных связей с историей, работа с презентацией.


Предварительное домашнее задание.
Учащиеся класса разделены на несколько творческих групп.
1 группа – «литераторы» - готовит сообщения о личности и жизни А.Н.Толстого, учит стихи русских поэтов, посвящённые Петру I.

2 группа – «историки» - готовит сообщения о русской жизни к.17 – н.18 века, о личности Петра I.

3 группа – «оформители» - готовит наглядность к уроку.

Ход урока.
«…Толстой был индивидуальностью ярчайшей и талантом ослепительным. Он не повторял никого ни в чём и одновременно был тонко ощутимой связью с неумирающим нашим наследием 19 века, «Петром Первым» он своими мастерскими руками сложил себе великолепный памятник...»

К.Федин

I. Организационный момент.
Создание эмоционального настроя.
II. Основная часть урока.
Работа по теме «Тема русской истории в творчестве А.Н.Толстого».
1.Вступительное слово учителя об А.Н.Толстом.

- Тема памяти, в том числе памяти исторической, которая у Булгакова реализована прежде всего в романе «Мастер и Маргарита», всегда интересовала и талантливого писателя Алексея Николаевича Толстого.

О детских годах А.Н.Толстого и его учёбе в Самаре, Сызрани, Петербурге сообщит нам один из «литераторов».

Слайды 6.

2.Сообщение «литератора» о детских годах А.Н.Толстого и его учёбе в Самаре, Сызрани, Петербурге.

- Ранние годы Толстого прошли в усадьбе Сосновка, недалеко от Самары. О своём безмятежном детстве он написал уже в эмиграции, в 1920 году. «Детство Никиты» - одно из лучших произведений русской литературы на эту тему. Кроме автобиографической основы, в произведении передано ощущение русской природы, неповторимость уходящего уклада жизни. Память детства сопрягалась с чувством истории в работе над романом «Пётр Первый»: «картины старой Москвы звучали во мне глубокими детскими воспоминаниями. И отсюда появлялось ощущение эпохи, её вещественность».

Учился Толстой в реальных училищах Сызрани и Самары, затем на механическом отделении петербургского Технологического института. Основательная инженерная подготовка скажется при написании им фантастических произведений – романов «Аэлита» (1923) и «Гиперболоид инженера Гарина» (1925).

Талант Толстого, его феноменальная фантазия и наблюдательность проявились довольно рано. В предреволюционную эпоху он перепробовал себя в самых разных жанрах и направлениях литературы.



Слайды 7 – 8.

3.Слово учителя.

- В 1919 году, не принявший революцию писатель оказывается в эмиграции, в Париже.



4.Сообщение 2 «литератора» об эмиграции А.Н.Толстого и возвращении его на Родину.

- Но слишком сильна была тяга к родным местам, к отечеству. Эта тяга ярко проявляется в творчестве писателя, в рассказах и повестях эмигрантской поры, в замысле романа «Хождение по мукам». В 1922 году Толстой порывает с эмигрантскими кругами и возвращается на Родину: «Совесть меня зовёт не лезть в подвал, а ехать в Россию и хот гвоздик свой собственный, но вколотить в истрёпанный бурями русский корабль. По примеру Петра». В этих строчках из открытого письма Н.В.Чайковскому писатель обращается к образу Петра, героя будущего романа. «На Петра я нацеливался давно. Я видел все пятна на его камзоле, но Пётр всё же торчал загадкой в историческом тумане», - писал Толстой.

В начале тридцатых годов, рассказывая о работе над «Петром Первым», Толстой подчёркивал злободневность своего исторического повествования: «Я не мог пройти равнодушно мимо творческого энтузиазма, которым охвачена вся наша стран, но писать о современности, побывав раз-другой на наших новостройках, я не мог… Я решил откликнуться на нашу эпоху так, как сумел. И снова обратился к прошлому, чтобы на этот раз рассказать о победе над стихией, косностью и азиатчиной». И далее: «Меня увлекло ощущение полноты «непричёсанной» и творческой силы той жизни, когда с особенной яркостью раскрывался русский характер».

Слайды 9 – 10.

5.Беседа.

- Что вы помните о царствовании Петра Первого?

Охарактеризуйте русскую жизнь к.17 – н.18 века.

6.Выступление «историка» о русской жизни к.17 – н.18 века.

7.Выступление «историка» о личности Петра Первого.

Слайды 11 – 16.

8. - Как развивался образ Петра Первого в русской литературе?



Слово «литератора».

«Царю Петру и Вам, о царь, хвала!

Но выше вас, цари: колокола».

М.Цветаева.

- О всех русских царях написаны художественные произведения. Но Пётр Первый в этом плане пользовался наибольшей популярностью. Видимо, потому, что «прорубил окно в Европу» и был первым реформатором государственного масштаба в России.

- В 18 веке, в эпоху классицизма, господствовала героически-одическая тональность, примеры тому поэма Ломоносова М.В. «Пётр Великий», стихи, прославляющие Петра у Сумарокова, Тредиаковского, Державина.

Давайте прослушаем «Похвальные надписи», «К статуе Петра Великого» М.В.Ломоносова.

9.Выступления «литератора»: «Похвальные надписи», «К статуе Петра Великого» М.В.Ломоносова.

10.Слово учителя.

- В 19 веке оценки деятельности Петра разделились.

Особенно чествовал Петра Великого в своём творчестве А.С.Пушкин. Александр Сергеевич воспринимал деяния царя как подвиг, хотя уже в «Медном всаднике» противопоставил Петру как символу силы и величия маленького человека.

Прослушаем отрывок из поэмы «Медный всадник» А.С.Пушкина.



- Отрывок из поэмы «Медный всадник» А.С.Пушкина.

Лев Толстой, начав писать роман об эпохе Петра, отбросил работу, так как возненавидел личность царя, «благочестивейшего разбойника, убийцы». Отрицательной оценки придерживались и символисты, в частности Д.Мережковский в романе «Пётр и Алексей».



Слайды 17 – 19.

11.В чём состоит специфика исторического романа в сравнении с романом о современности?

Слово учителя.

- В основе исторического романа лежат факты, отделённые от момента создания более или мене значительной временной дистанцией. Поэтому исторический романист лишён возможности воссоздавать события и характеры на основании своих прямых впечатлений. Он может воспользоваться лишь документами, воспоминаниями, историческими трудами.

Работая над романом «Пётр Первый», Алексей толстой использовал обширный материал, множество разнообразных источников: исследования историков, записки современников Петра, русских и иностранцев, дневники, письма, указы того времени, литературные памятники (в частности произведения Пушкина, хотя они оценивают крутые реформы царя негативно, а эпоха правления царя имеет мрачный колорит).

Перед А.Н.толстым как перед автором исторического романа стояли следующие задачи:

1.Это, по словам самого писателя, «становление личности в эпохе». «Личность, - пишет он, - является функцией эпохи, она вырастает на плодотворной почве, но в свою очередь крупная, большая личность начинает двигать события эпохи…»

2.Одной из важнейших проблем для Толстого было «выявление двигающих сил эпохи» - исторической роли народа во всех преобразованиях страны, изображение сложных взаимоотношений Петра и народа.

3.В романе решается проблема исторической закономерности и необходимости петровских преобразований, культурного развития России, формирования новой интеллигенции.

Идейный замысел романа нашёл соответствующее выражение в композиции произведения, во всех её компонентах. «Что это такое – композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения художника… В моём романе центром является фигура Петра Первого». Становление личности Петра и изображение эпохи в её историческом движении определили композиционные особенности этого произведения. Толстой не ограничивается изображением жизни и деятельности своего героя, а создаёт многоплановую композицию, что даёт ему возможность показать жизнь самых различных слоёв населения России, жизнь народных масс. Все группы русского общества представлены в романе: крестьяне, солдаты, стрельцы, ремесленники, дворяне, бояре. Россия показана в бурном потоке исторических событий, в столкновении общественных сил.

Решающие события в жизни страны как то восстание стрельцов в Москве, неудачные крымские походы Голицина, азовские походы Петра, начало войны со Швецией, строительство Петербурга, взятие Юрьева и Нарвы, само движение эпохи составляют основу романа. Отбор событий был продиктован одной из задач романа – показать становление личности в эпохе. Поэтому события, изображённые в романе, не являются простым историческим фоном, на котором развёртывается жизнь его героев. Толстой показывает, как каждое из исторических событий в той или иной степени воздействует на формирование личности Петра, толкает его к преобразованиям, например, неудачный азовский поход заставил Петра заняться строительством флота, «нарвская конфузия» способствовала реорганизации армии и т.д.

Центральные конфликты романа - это противоречие между самодержавием и народом, борьба нового, прогрессивного со старым, отживающим, борьба русского народа с иноземными захватчиками за свою национальную независимость.

- Для того, чтобы ощутить своеобразный колорит давно прошедшей эпохи давайте обратимся к первой главе романа. При чтении обратите внимание на то, как проявляется его «дар живописания», который он сам так ценил в Л.Н.Толстом.

(Чтение из 1 главы описания избы Ивашки Бровкина (подглавка 1), описание царёва кабака (подглавка 9), описания улиц Москвы ранним утром (подглавка 11).

Уже на первых страницах романа возникает образ России. Чувством национальной гордости проникнуты слова автора о полноводных реках, о мощи беспредельных лесов, о «чёрной, родящей» земле, об уральской руде, лучше которой «быть невозможно и во всём мире не бывало». И вместе с тем писатель с болью отмечает, что все природные богатства России, на которые с завистью поглядывают иностранцы, остаются неиспользованными.

Экспозиция романа представляет собой широкую картину жизни всех сословий допетровской Руси. Чувства и мысли людей всех сословий выражены в одной фразе; в ней боль, и досада, и нетерпение: «Что за Россия, заклятая страна, когда же ты с места сдвинешься?» Показав необходимость изменений в жизни страны, Толстой обращается далее к вопросу, который был подсказан самой историей: кто же может стать преобразователем страны? Толстой даёт понять, что именно Пётр, а не Иван и не Софья или Голицын смог уловить потребности времени и стать тем деятелем, в котором нуждалась Россия.

В конспекте одного из своих выступлений по поводу работы над романом « Пётр Первый» А.Толстой писал: «Первое десятилетие 18 века являет собой удивительную картину взрыва творческих сил, энергии, предприимчивости.

Трещит и рушится старый мир. Европа, ждавшая совсем не того, в умилении и страхе глядит на возникающую Россию… Несмотря на различие целей, эпоха Петра и наша эпоха перекликается именно каким-то буйством сил, взрывами человеческой энергии и волей, направленной на освобождение от иноземной зависимости».

Слайды 20 – 21.
- Итак, перекликаются ли эпоха Петра и наша эпоха?

- Как вы считаете, сопоставимы ли эпоха Петра Первого и время, в которое создавался роман?

«Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое», - писал А.Н.Толстой.

По собственному признанию А.Толстого, в самом начале Февральской революции он обратился к эпохе Петра, так как искал « в этой теме разгадки русского народа и русской государственности». Слишком похожи были обстоятельства и условия, в которых находилась Россия в названные времена. Роман создавался в Советской России, в обстановке ломки вековых устоев, индустриализации и коллективизации, в годы, когда закладывался культ личности Сталина. Вдохновлённый ощущением «творческой силы жизни» эпохи Петра, Толстой возвращается к пушкинской, оптимистической традиции в оценке деятельности Петра Первого. Писатель прекрасно понимал, что, выстояв однажды, государство устоит и на этот раз, но ему хотелось понять, что движет русским характером в переломную эпоху, что помогает одолеть любые трудности, собрав воедино волю и мужество.

III. Закрепление изученного материала.
- Какие реальные исторические персонажи введены А.Толстым в роман?

(Пётр первый, А.Д.Меньшиков, Софья, В.Голицын, Карл XII, Франц Лефорт и т.д.)


- Какие реальные исторические события изображены в романе?

(Восстание стрельцов в Москве, крымские походы Голицына, азовские походы Петра, начало Северной войны, строительство Петербурга, стрелецкий бунт).



Слайд 22.
- Слово учителя.

Ребята, не только писатели и поэты обращались к образу Петра Великого. Например, жестокое подавление Петром стрелецкого мятежа показано и В.Суриковым на картине «Утро стрелецкой казни». Давайте найдём соответствующие картине страницы романа.

А вот картина В.Серова «Пётр на постройке Петербурга».

- Что вы видите на этой картине? Каким предстаёт перед нами Пётр здесь?



Слайд 23 – 24.
IV. Подведение итогов урока.
V. Домашнее задание.
- Перечитайте роман А.Н.Толстого «Пётр Первый», подготовьте пересказ эпизодов романа, соответствующих картине В.сурикова «Утро стрелецкой казни» и картине В.Серова «Пётр на постройке Петербурга».

Слайд 25 – 26.

Достарыңызбен бөлісу:


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет