Внутренние воды Северной Америки



Дата01.05.2016
өлшемі75.73 Kb.
түріУрок
Открытый урок по географии на тему: « Внутренние воды Северной Америки».

Цель: сформировать представление о внутренних водах Северной Америки;

Задачи:

рассмотреть распределение внутренних вод по материку, характер режима питания, особенности течения;

познакомить с крупнейшими реками, озерами, водопадами;

продолжить формирование умения составлять характеристику реки;

воспитать бережное отношение к природе.
Оборудование: физическая карта Северной Америки , компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, атласы, магнитофон.

Ход урока
Друзья мои!
Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда –
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги Ваших мнений,
Мы вместе проведем урок.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие по рекам и озерам Северной Америки. Тема нашего урока “Внутренние воды Северной Америки” (слайд № 2). Сегодня на уроке перед нами поставлены следующие цели (слайд № 3): сформировать представление о внутренних водах Северной Америки; с помощью карт атласа проанализировать распределение вод по материку, установить характер режима питания и особенности течения; познакомить с крупнейшими реками, озерами, водопадами; продолжить формирование умения составлять характеристику рек.



Проверка домашнего задания

Но прежде чем мы приступим к описанию вод давайте вспомним,:

- на какие части можно разделить материк по особенностям рельефа?

Чем можно объяснить расположение Кордильер именно в западной части?

- Назовите самую высочайшую точку Северной Америки.

- Назовите равнины материка. Назовите древние и разрушенные горы.

У вас на столе есть уменьшенная модель материка. Расположите основные формы рельефа на территории материка.

( работа с макетом – нанесение названий форм рельефа материка)



Объяснение нового материала

Ребята, а сейчас я попрошу вас закрыть глаза и прислушаться к звукам природы. ( звучит запись падающей воды).

Есть два разряда путешествий.

Один - пускаться с места вдаль.

Другой - сидеть себе на месте,

Листать обратно календарь.

Что вы услышали? Да, это звук падающей воды. Северная Америка богата внутренними водами. По сумме среднегодового стока она лишь уступает Южной Америке. Вместе с тем во многих районах северной Америки ощущается нехватка пресной воды. Это связано с неравномерным распределением речного стока по территории материка.

Какие крупные реки протекают по материку Северная Америка?

Миссисипи, Колорадо Макензи, Св. Лаврентия Колумбия Арканзас Юкон Рио- Гранде

Куда они несут свои воды?

Режим питания рек Северной Америки- ледниковый. Широко представлен ледниковый режим питания рек в горных районах от бассейна реки Колумбия и севернее в Кордильерах.

Кроме того, в Северной Америке очень разнообразны типы рек со смешанным питанием. Это разнообразие объясняется значительными колебаниями мощности и продолжительности залегания снежного покрова на обширной части материка.

В какие океаны впадают реки Северной Америки?

По картам атласа определите, какие реки к бассейнам каких океанов относятся? Результаты запишите в таблицу



Бассейны океанов

Тихий океан Атлантический океан Северный Ледовитый

Юкон Арканзас Макензи

Колумбия Св. Лаврентия

Колородо Миссисипи

Рио- Гранде

Главной рекой материка является Миссисипи (“Отец вод”, “Великая река”) с притоком Миссури, собирающая свои воды с Аппалачей, Центральных и Великих равнин

Исток – западнее Великих Американских озер. При впадении в Мексиканский залив – образует большую дельту. Течет с севера на юг. Притоки – правый: Арканзас, Миссури; левый – Огайо. Имеет дождевое и снеговое питание. В конце лета река сильно мелеет. В верхнем течении реку используют для сплава рек, кроме этого воды используют для орошения полей. Многочисленные предприятия, которые есть по берегам реки, загрязняют воду. Местные жители сетуют: воду Миссисипи нельзя пить, потому что она слишком густа, но и пахать нельзя потому, что она слишком жидка.

Еще одна из рек материка – это Макензи она относится к бассейну Северного Ледовитого океана. Вытекает из озера, в устье образует большую дельту. Почти шесть месяцев в году река скована льдом. Ее открыл Александер Макензи и назвал ее рекой разочарования (искал путь в Тихий океан, а попал в другой).

Река Колорадо относится к Тихому океану. За многие миллионы лет, что она протекает здесь, вымыла огромное ущелье, которое называется Большой каньон, что значит “труба”. Это интересный пример разрушительной деятельности рек.

Саша подготовила дополнительный материал о уникальности бассейна Колорадо.

Давайте по алгоритму опишем ГП реки Колорадо. Вы работаете с картой атласа и вписываете в лист контроля. ( Практическая работа)

Есть на материке достаточно знаменитая река – Ниагара (“грохочущая”), имеет длину всего 56 км. Ниагара – река короткая, но полноводная. Она несет избыток воды из Великих озер в Атлантический океан. Половину своего пути вода течет по плавно снижающемуся руслу, но потом вдруг срывается с высоты 50 метров, на ней находится один из красивейших водопадов – Ниагарский (слайд № 14). Возник он 12500 лет назад. За это время обрыв, с которого падала река, был на 11 км севернее. Ровный и очень сильный гул водопада слышен на 20 километров вокруг. Индейцы племени иерокезов назвали водопад – НИАКАРЕ – «большой шум». Теперь водопад называют Ниагара. Индейцы считали водопад божеством. В лодках увитых цветами, они приносили водопаду жертву – самых красивых девушек…

Равнодушная ко всему льется вода. Но, ринувшись вниз, с уступа, она вскипает, становится белой. Стена водопада извилисто тянется на 1 километр с лишним. Весь белый грохочущий фонтан окутан мельчайшими брызгами, светится радугой. Но метров на 100 ниже вода стихает. Часть водопада принадлежит США, Другая часть – Канаде. И для общения туристов построили башню “Скайлон”. С 1951 г. покорение водопада запрещено (слайд № 15). Было одно очень интересное событие в 1848 г. 29 марта – затор на озере Эри. Водопад молчал 24 часа

.

Ребята, какие компоненты природы оказывают существенное влияние на реки?



Прежде всего рельеф и климат (слайд )

Много в Северной Америке озер. Вспомните, какие по происхождению бывают озерные котловины?



Ученики: тектонические, ледниковые, вулканические и т.д. (слайд № 17).

Благодаря тектоническим движениям возник прогиб в земной коре или отдельный ее блок опустился вниз по разломам, образовав впадину, то озеро, заполняющее такое понижение, называется тектоническим.



Тектонические с прогибах: Верхнее, Эри, Онтарио, Гурон, Мичиган.

В прошлом ледники покрывали обширные пространства материка на севере, а в настоящее время сохранились во многих горных областях. Озера Америки заполнили борозды и котловины, которые выпахали древние ледники, двигавшиеся с севера на юг.



Ледниковые: Большое Медвежье, Большое Невольничье, Атабаска, Виннипег.

Вулканические: Крейтер

Лагунные: Никарагуа

Еще одна достопримечательность – это Великие американские озера (слайд № 18). Название Великих североамериканских озер легко запомнить: Гурон, Мичиган, Эри, Онтарио, Верхнее. Это все названия индейских племен, живших в этих местах до прихода европейцев. Природа собрала в одном месте столько больших озер. Все они связаны между собой. Попав в одно можно объехать все. Река Святого Лаврентия собирает воду озер и несет их в океан. В бассейне озер сосредоточено большое количество городов. Современная концентрация промышленности по берегам озер оказывает на них такую нагрузку, которую озера не выдерживают. Мышьяк, цианиды – это не полный перечень загрязнителей. Есть современные технологии очистки воды, но они слишком дороги. Для очистки озер потребуется 65 млрд. долл. На материке есть и бессточные озера. Это район Большого бассейна и Мексиканского нагорья. В центре Большого бассейна находится Большое Соленое озеро.

В Северной Америке находится озеро с одним из самых длинных названий. В этом названии 42 буквыЧАРГОГГАГОГГММАНЧАУГГОГОГГЧАУБУНАГУНГАМАУГГ.

На севере в условиях избыточного увлажнения есть болота.



Закрепление

Какие водные системы протекают по территории Северной Америки?

Кто может показать водные « артерии» Северной Америки?

Я предлагаю ответить вас на вопросы теста ( работа с тестом)

Давайте нанесем на наш материк основные водные системы материка.

(работа с макетом)

Домашнее задание


  • 1.Прочитать стр.213-216 учебника

«География: материки и океаны» автор Коринская В.А. И др.

  • 2. Составить кроссворд, используя географическую номенклатуру по теме урока.

Выставление оценок

Наше путешествие подошло к концу. Вы показали достойные знания и хорошее умение ориентироваться в незнакомой для вас ситуации. Теперь подведем итоги вашего путешествия. Посмотрите, как поработали вы на уроке во время нашего путешествия.



Рефлексия

Что нового вы узнали на уроке?

- С чем познакомились на уроке?

- С каким настроением работали?

- Какие затруднения были на уроке?

- Что понравилось?

- Что хотелось бы повторить?

Я благодарю вас, ребята за урок и дальнейших вам путешествий по великим просторам Земли.

1.Используя карту атласа, определите, какие реки к бассейнам каких океанов относятся?

Бассейны океанов

Тихий океан Атлантический океан Северный Ледовитый

2.Опишите Географическое положение реки Колорадо

Алгоритм характеристики реки

Бассейн океана-

Исток (начало реки)-

Устье (место впадения в море, океан)-

Направление течения-

Притоки-


Тип реки ( по характеру рельефа)-

Тест на тему: « Внутренние воды Северной Америки»

1. К БАССЕЙНУ СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА ОТНОСИТСЯ РЕКА:

А) МАККЕНЗИ;

Б) МИССИСИПИ;

В) КОЛОРАДО.



2. КРУПНЕЙШЕЙ РЕКОЙ МАТЕРИКА ЯВЛЯЕТСЯ:

А) МИССИСИПИ;

Б) ЮКОН;

В) Святого ЛАВРЕНТИЯ



3. НАЗОВИТЕ ЛЕВЫЙ ПРИТОК МИССИСИПИ:

А) АРКАНЗАС;

Б) МИССУРИ;

В) ОГАЙО.



4. РЕКА НИАГАРА НАХОДИТСЯ МЕЖДУ ОЗЕРАМИ:

А) ВЕРХНЕЕ И МИЧИГАН;

Б) МИЧИГАН И ГУРОН;

В) ЭРИ И ОНТАРИО



5. КАКАЯ РЕКА ОБРАЗОВАЛА БОЛЬШОЙ КАНЬОН:

А) КОЛОРАДО;

Б) КОЛУМБИЯ;

В) ЮКОН.


6. КАКАЯ РЕКА ТЕЧЕТ В СЕВЕРНОМ НАПРАВЛЕНИИ:

А) Святого ЛАВРЕНТИЯ;



Б) МИССИСИПИ;

В) МАККЕНЗИ
Каталог: referat10 -> doc
doc -> Урок-путешествие. Жизнь на различных материках
doc -> Географическое положение Австралии
doc -> Разработка урока «Орган зрения и зрительный анализатор»
doc -> Размножение и индивидуальное размножение организмов
doc -> «Древний Рим»
doc -> Задачи: Дать общее понятие о растительном, животном мире Кузбасса, городами и занятиями людей Кемеровской области
doc -> Конспект урока-лекции по истории в 8 классе «Образование и наука в первой половине XIX века»
doc -> Интегрированный урок: химия и музыка. Цели и задачи
doc -> Футуризм. Игорь Северянин


Достарыңызбен бөлісу:


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет