«внутренняя политика екатерины ii»



Дата18.05.2020
өлшемі143 Kb.
түріУрок
ТЕМА УРОКА: «ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ЕКАТЕРИНЫ II»

Цель урока: 1. познакомиться с внутренней политики Екатерины II

2. доказать противоречивость внутренней политики Екатерины

3. дать характеристику личности императрицы и ее роли в истории России.

Задачи урока:

раз­вивать умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;

развивать способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и  значения событий и явлений прошлого и современности;

воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству.

I Оргмомент.

II. Опрос


  1. вспомните, какой период русской истории мы закончили изучать на прошлом уроке?

  2. какой хронологический период охватывают дворцовые перевороты?

  3. почему время названо эпохой дворцовых переворотов? Чтобы проверить насколько вы усвоили данный материал, выполните предложенный тест.

  4. Тестирование по изученному материалу - 5 мин Слайд № 1 - проверь себя

III. Изучение нового материала.

Закончилась эпоха дворцовых переворотов, мы начинаем изучать новый хронологический период в русской истории. Откройте учебник на с. 170 - какую главу начинаем изучать. Это время двух правителей - Екатерины II и Павла I. Начнём с Екатерины II.

Великая и мудрая, умная и проницательная, практичная и целеустремлённая, образованная и благоразумная, великодушная и жестокая, но умеющая обаять многих, ещё в достаточно юном возрасте она решила «Или умру, или буду царствовать»?

Определите тему нашего урока «Внутренняя политика Екатерины II»



Правление Екатерины II продолжалось34 года – 1762-1796 и вошло в историю как

эпоха «просвещённого абсолютизма» и усиление репрессивных мер, «золотой век дворянства» и расцвет крепостничества.

Проблема урока Сегодня на уроке мы с вами попытаемся доказать или опровергнуть данные оценки. Это и будет проблемой нашего урока.

А сейчас вы попробуйте самостоятельно сформулировать цели урока. Помогут вам в этом следующие слова: Сегодня на уроке я хочу узнать …

выяснить…

понять……

Чтобы достичь поставленных целей вы должны проявить умения анализировать первоисточники, работать с учебником, таблицами, схемами, делать выводы, решать проблемы и оценивать свою работу.


План урока (на доске )

1. Особенности внутренней политики

2. Политика «просвещенного абсолютизма»

3. Уложенная комиссия

4. «Золотой век» российского дворянства

5. Ужесточение внутренней политики в 70 – 90- х годах

6. Личность Екатерины II.
План продублирован в ваших рабочих листах. Оценка за работу будет складываться из той суммы баллов, которую вы наберёте при выполнении различных заданий.


  1. Особенности внутренней политики Екатерины II

Итак, Политика Екатерины II обусловлена была особенностями внутреннего развития России во 2-ой половине XVIII века.

Работа с учебником Прочитайте текст учебника п.24 п. 1 ,

Задание заполните пропуски в схеме и сделайте вывод об особенностях внутренней политики

Екатерины II



Особенности внутренней политики Екатерины II

Экономические

1.страна переживала …………................................ упадок,


2. отсутствовал рынок свободной …………..……….…………………
3. …………….пустовала.


Социальные

1.нарастание народного недовольства;

2. революция во Франции;

3. критика ………………….. порядков

4. пропаганда свободолюбивых идей

русскими просветителями –

Н.И. Новиковым и А.Н. Радищевым

Политические

Екатерина пришла к власти в результате…………………

……………………………., не имея законных прав на престол.


Требовалось проведение ………………………...



Требовалось …………………………………..

внутренней политики



Требовалась

……………………………., чтобы избежать нового дворцового переворота.





Какие особенности вы отметили?

1. Примером этого служило заседание Сената, на котором присутствовала Екатерина. На ее вопрос: «Сколько в стране собирается налогов, каков бюджет страны?» - никто ничего не смог ответить. Доходов в стране вроде бы собиралось 15 млн. рублей в год. Но первая же ревизия выявила, что на деле собирался 31 млн. рублей. Половина государственного бюджета разворовывалась.


Вывод: Внутренняя политика Екатерины была ……………………………………………………….

Потому что одни мероприятия были в духе политики «………………………………………»,

т.е. реформ, а другие в духе усиления ……………………………. мер.

Верно ли суждение (за правильный ответ 1 балл)

А. Противоречивость внутренней политики Екатерины II была обусловлена личностью самой императрицы

Б. Противоречивость внутренней политики Екатерины II была обусловлена экономическими и

социально-политическими причинами.

1. верно только А 2. верно только Б 3. верны оба суждения 4. оба суждения не верны



Чтобы доказать противоречивый характер внутренней политики необходимо проанализировать мероприятия, проведённые Екатериной II.

Какое новое понятие вам встретилось при выполнении данного задания?
2. Политика «просвещенного абсолютизма»

Беседа 1. Когда в Европе началась эпоха Просвещения?

2. Назовите основных мыслителей эпохи Просвещения.

В России понятие «просвещённый абсолютизм» связывают с царствованием Екатерины II .

Она была знакома со многими мыслителями, вела с ними переписку, читала и сама разрабатывала свои идеи.



Работа в парах

Задание - проанализируйте данные таблицы и укажите черты сходства и черты отличия во взглядах французских мыслителе и Екатерины I




Французские мыслители

( Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо)



Екатерина II


1.

Теория «естественных прав» - каждый человек рождается свободным (природное равенство)

отвергали различные формы эксплуатации



Не разделяла, но считала, что все должны быть равны перед законом

2.

Теория «общественного договора»

народ доверяет часть своих прав правителям




Отвергала. Россией правит просвещённый монарх без договора с народом, опирающийся на дворян.

3.

Теория разделения властей. Законодательная, исполнительная и судебная власть не должны быть сосредоточены в руках одного правителя Противники абсолютизма.

Разделения властей быть не должно. Неограниченная власть просвещенного монарха – «философ на троне», который разрабатывает идеальную систему законов.

4.

Критика феодального общества

Не критиковала, но видела пороки феодального общества

5.

Критика церкви, лишение её земель и власти

Не критиковала, но стремилась ограничить богатство и власть церкви

6.

Необходимость преобразований наиболее устаревших сторон жизни общества, путём реформ.

Понимала необходимость преобразований наиболее устаревших сторон жизни общества

7.

Преобразования проводит просвещённый, образованный монарх

Преобразования проводит просвещённый , образованный монарх.


Сходство 1. Преобразования проводит просвещённый, образованный монарх

2. Необходимость преобразований наиболее устаревших сторон жизни общества



  1. Ограничение власти церкви


Отличие Противники абсолютизма. Неограниченная власть

Природное равенство Люди равны перед законом

Теория «общественного договора» Отвергала
Выберите правильный ответ (за правильный ответ 1 балл)

Просвещённый абсолютизм – это:



  1. государственная политика, направленная на активное вмешательство в хозяйственную жизнь и поощрения развития отечественного производства

  2. политика государства, связанная с просветительской деятельностью среди разных слоёв населения

  3. государственная политика, направленная на преобразование наиболее устаревших сторон жизни общества

  4. неограниченная власть монарха, опирающаяся на дворянство

Своё видение политики «просвещенного абсолютизма» Екатерина изложила в «Наказах», над которыми работала в течение 2 лет.



Работа с первоисточником – учебник с. 176 - 177

1. Документ на с. 176 – Как видела в своих записках Екатерина II основы своей внутренней политики?

Соответствовали ли эти идеи духу «просвещённого абсолютизма»?

2. Документ на с. 177 – 1. Используя текст «Наказа», расскажите, как понимала императрица

понятие «вольность»

2. Какие изменения в судопроизводстве предлагала осуществить Екатерина II?

Соответствовали ли эти идеи духу «просвещённого абсолютизма»?
Основными мероприятиями Екатерина II в духе «просвещенного абсолютизма» стали:

1. 1764 г. - указ о секуляризации церковных земель (см. словарь учебника с. 178)

Секуляризация — передача в государственное управление монастырских и церковных земель



2. просвещение народа, распространение научных знаний в обществе;

  1. учреждение дворянского Вольного экономического общества (1765);

  2. упорядочение крестьянских повинностей в западных губерниях;

  3. введение права на открытие предприятий без разрешения правительства (1775);

  4. разрешение всем желающим заводить ткацкие станы и заниматься промыслами (1767);

  5. запрещение публичной продажи крепостных крестьян за долги помещиков (1771);

  6. разрешение создания вольных типографий (1783);

  7. начало проведения школьной реформы (1786) и др.

  8. жалованная грамота дворянству

  9. жалованная грамота городам

Работа в парах - выполните в раб. листе задание № 4 определите, какие из данных мер, какой

области соответствовали. Выбранные цифры, внесите в таблицу




Экономика

Образование и просвещение

Права и свободы различных сословий










Т. о. Самодурству ничем не ограниченного деспотизма императрица пыталась противопоставить «здравый смысл» монархии, стоящей на страже законов, справедливости и воспитывающей народ в духе «общего блага». Екатерина считала, что в России главным способом самоорганизации общества может быть только власть неограниченного монарха, но не такого как это было прежде, а просвещённого, который разработает идеальную систему законов.

Едва ли не самым крупным мероприятием императрицы в духе политики просвещенного абсолютизма стал созыв Уложенной комиссии - мы переходим к следующему пункту плана

3. Уложенная комиссия

Работа с учебником – прочитайте п. 24 п. 3 с. 172-173 выполните задание в таблице

Цель

С какой целью созвана Уложенная комиссия ?



Выберите правильный ответ (отметить)

Уложенная комиссия была созвана для:



  1. разработки нового свода законов

  2. совершенствования органов государственного управления

  3. решения крестьянского вопроса

  4. реформирования системы местного управления




Время работы

Выберите правильный ответ

1. 1767 – 1768 гг. 2. 1767 – 1770 гг.






Состав

Что является лишним в ряду? (подчеркните)

дворяне, крепостные крестьяне, купцы, государственные крестьяне,






Основные требования


Выберите правильный ответ (подчеркните)

  1. дворяне

- упростить ( куплю- продажу имений \ куплю- продажу крестьян )

- усилить (меры по розыску беглых преступников \ меры по розыску беглых крестьян)

- создать (органы дворянского самоуправления / органы дворянского самоуправления и

допустить участие купцов)

2. купцы

- ввести монополию (исключительное право) на ( торговлю в городах \ торговлю в сёлах )

- распространить ( )

- владеть ( государственными крестьянами \ крепостными крестьянами )

- покупать ( рабочих для работы на мануфактурах \ крестьян для работы на мануфактурах )

3.государственные крестьяне жаловались на

- нехватку ( свободы \ земли )

- высокие ( налоги \ пошлины )

- притеснения со стороны ( помещиков \ государства )

4. национальных меньшинств

- уравнение в ( правах с русскими \ обязанностях с русскими )





Итоги работы

Выберите правильный ответ 1. создан новый свод законов 2. не приняла никаких решений




Судьба Уложенной комиссии

Выберите правильный ответ 1. распущена, т.к. началась война с Турцией 2. продолжила работу позднее




  1. «Золотой век» российского дворянства

Но Екатерина вовсе не собиралась лишить дворянство, которое было ее опорой, его главного богатства – крепостных крестьян. Она не помышляла о воле для крестьян – были лишь общие рассуждения о гуманном обращении помещиков с крестьянами.

Период правления Екатерины – «Золотой век русского дворянства» и расцвет крепостничества. Чтобы подтвердить или опровергнуть данное утверждение обратитесь к учебнику п. 4 с. 173

Задание проанализируйте данные мероприятия и дайте им оценку

( «+» отметьте мероприятия в интересах дворян; «-» в интересах крестьян)



Беседа 1. Почему «золотой век дворянства»?

2. Какой документ закрепляет привилегированное положение дворян?

3. Докажите, что одновременно это был расцвет крепостничества.

В период правления Екатерины II дворянство укрепило свои позиции и положение в государстве. Оно главная опора императрицы. И в течение всего правления она осуществляла ряд важных мероприятий, направленных на укрепление их положения в государстве.


  1. Ужесточение внутренней политики в 70 – 90- х годах

Постепенно Екатерина отходит от своих просветительских идей. Её вынуждают к этому революционные события во Франции, крестьянские волнения в стране. Следствием этого явилось ужесточение внутренней политики.

Работа с учебником - прочитайте текст учебника п. 5 выделите мероприятия по ужесточению внутренней политики

Выберите правильные ответы (за каждый правильный ответ 1 балл)

Мероприятия по ужесточению внутренней политики Екатерины II

1. увеличение числа губерний

2. сокращение аппарата управления

3. учреждение Главного магистрата

4. создание сословных судебных органов на местах

5. ссылка писателя А.Н. Радищева в Сибирь

6. увеличение числа чиновников на местном уровне

7. наряду с выборными органами управления действовал назначенный властью городничий

8. установление строгой цензуры

9. установление единоличной власти воевод

10. арест издателя журналов Н.И. Новикова


6. Личность Екатерины II

Итак, мы познакомились с Екатериной II как правителем и я думаю что вам хотелось бы узнать Екатерину II как личность, выяснить какие черты характера помогли ей немке по национальности стать в русской истории Екатериной Великой.



Сообщение учащегося, прослушав сообщение, напишите стихотворение о Екатерине II в виде синквейна

_____________

_______________ _________________

____________________ _____________________ ____________________

_____________________________________________________________________________

___________________


Итоги урока

Внутренняя политика Екатерины была противоречивой: в ней сочетались как черты «просвещённого абсолютизма» так и усиление репрессивных мер. Такая политика, проводимая в интересах помещиков – социальной опоры самодержавия, не могла не вызвать недовольства бедных слоев населения. Пример тому, впоследствии крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева, о которой мы будем говорить на следующем уроке

Закрепление

Найдите в приведенном ниже списке мероприятия, относящиеся к реформаторской деятельности Екатерины II и те, которые соответствуют ужесточению крепостничества. Данные внесите в таблицу.




Реформы

Ужесточение внутренней политики












1. Жалованная грамота дворянству

2.Составление «Наказа»

3.Уложенная комиссия

4. Губернская реформа

5. Секуляризация церковных земель


Итак, посчитайте количество набранных вами баллов и поставьте себе оценку за работу на уроке

1.


Рефлексия

Сегодня на уроке я узнал …

выяснил…

понял…


научился

Умения

Умею

выполнять



хорошо

Умею

выполнять удовлетворительно



Испытываю трудности при выполнении

1. Умение работать с таблицами и схемами










2. Умение работать с текстом учебника










3.Умение работать с первоисточниками

(документами)












4. Умение выполнять тестовые задания










5. Умение решать проблемы











Домашнее задание:

1) п. 24, таблица

2) Творческое задание - написать сочинение на тему: «Екатерина Великая – видный исторический деятель», в котором вы должны выразить свое отношение к поступкам и делам Екатерины. Какие вызывают одобрение, а какие – неуважение.

2. Эмоциональная – Выберите смайлик соответствующий вашему настроению на уроке



доволен недоволен равнодушен




«Просвещённый абсолютизм»

Укрепление абсолютной монархии

1.

2.

3.



1.

2.

3.






Положение дворян при Екатерине II

Положение крестьян при Екатерине II

1785 год – издание документа «Жалованная грамота дворянству», в котором были собраны воедино и подтверждены все привилегии дворянства.

указом 1765 года было разрешено ссылать крестьян на каторгу;

Земли церкви и монастырские крестьяне передавались в собственность помещиков

каралась попытка подачи жалоб на своего помещика

Для укрепления дворянской монополии на землю промышленникам было запрещено покупать крепостных крестьян для работы на их предприятиях


1763 г.- указ, по которому все расходы, связанные с содержанием воинских команд присланных для усмирения крестьянских выступлений возлагались на самих крестьян


1785 г. – «Жалованная грамота дворянству» - собраны и подтверждены все привилегии дворянства

1783 г. запрещён переход крестьян от одного землевладельца к другому на Украине


Разрешено создавать дворянские общества в губерниях и уездах











Закрепление

1. Установите правильное соответствие

1. дворянство А) введение монополии на торговлю в городах

2. купечество Б) упрощение купли продажи имений

В) усиление мер по розыску беглых крестьян

Г) освобождение от телесных наказаний

Д) создание на местах органов местного самоуправления

Е) право владения крепостными крестьянами

Ж) право покупки крестьянами для работы на мануфактурах

(за правильный ответ 2 балла, если 1-2 ошибки – 1 балл, 3 и более ошибок – 0 баллов)

2. Установите правильное соответствие

1. купечество А) сокращение высоких налогов

2. депутаты от государственных крестьян Б) освобождение от телесных наказаний

3 представители национальных меньшинств. В) право владения крепостными крестьянами

Г) прекращение захвата земли помещиками

Д) уравнение с правами русского населения

Е) право покупки крестьянами для работы на мануфактурах

Ж) нехватка земли



(за правильный ответ 2 балла, если 1-2 ошибки – 1 балл, 3 и более ошибок – 0 баллов)

По окончании работы взаимопроверка
Каталог: files
files -> Шығыс Қазақстан облысындағы мұрағат ісі дамуының 2013 жылдың негізгі бағыттарын орындау туралы есеп
files -> Анықтама-ұсыныс үлгісі оқу орнының бланкісінде басылады. Шығу n күні 20 ж
files -> «Шалғайдағы ауылдық елді мекендерде тұратын балаларды жалпы білім беру ұйымдарына және үйлеріне кері тегін тасымалдауды ұсыну үшін құжаттар қабылдау» мемлекеттік қызмет стандарты
files -> «Наркологиялық ұйымнан анықтама беру» мемлекеттік көрсетілетін қызмет стандарты Жалпы ережелер «Наркологиялық ұйымнан анықтама беру»
files -> Регламенті Жалпы ережелер 1 «Мұрағаттық анықтама беру»
files -> «бекітемін» Шығыс Қазақстан облысының тілдерді дамыту жөніндегі басқармасының басшысы А. Шаймарданов
files -> «бекітемін» Шығыс Қазақстан облысының тілдерді дамыту жөніндегі басқармасының бастығы А. Шаймарданов
files -> Шығыс Қазақстан облысының тілдерді дамыту жөніндегі басқармасының 2012 жылға арналған операциялық жоспары
files -> Тарбағатай ауданының ішкі саясат бөлімі 2011 жылдың 6 айында атқарылған жұмыс қорытындысы туралы І. АҚпараттық насихат жұмыстары


Достарыңызбен бөлісу:


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет