Закон спроса. Определите и проанализируйте факторы, влияющие на спрос



бет1/3
Дата15.09.2020
өлшемі135.8 Kb.
  1   2   3
Подготовиться к беседе по следующим вопросам

1. Спрос и величина спроса. Закон спроса. Определите и проанализируйте факторы, влияющие на спрос (покажите графически).

Спрос - зависимость между ценой и количеством экономического блага, которое потребители желают и готовы приобрести при прочих равных условиях в течение некоторого промежутка времени.

Величина спроса - максимальное количество экономического блага, которое потребители желают и готовы купить при данном значении цены.

Цена спроса - максимальное значение цены, при котором потребители желают и готовы купить данное количество экономического блага.

Спрос на определенный товар зависит не только от цены, но и от многих, определяющих его факторов.



Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется функцией спроса.

Прямая функция спроса задана в виде Qd=Q(p) и показывает, максимальное количество товара, которое потребитель готов купить по определенной цене.

Обратная функция спроса имеет вид: Рd = Р(Q)и показывает максимальную цену товара, которую потребитель готов заплатить за определенное количество товара.

Функция спроса может быть задана несколькими способами:

1) аналитический способ (с помощью формулы);

2) шкала спроса (с помощью таблицы, показывающей количество товара, которые готовы купить потребители по различным ценам в определенный период времени);

3) кривая спроса (с помощью перенесения на график данных шкалы спроса или при наличии математической формулы).

Каждая точка кривой спроса показывает значение:

- величины спроса при соответствующем значении цены экономического блага;

- цены спроса при соответствующем значении количества экономического блага.

Кривая спроса характеризует отрицательную (или обратно пропорциональную) связь между ценой и объемом спроса. P↑Q↓ или P↓Q↑. Эту зависимость выражает закон спроса: при прочих равных условиях снижение цены приводит к росту объема спроса, а рост цены - к его снижению.

При снижении цены товара потребитель будет покупать большее его количество, а при повышении цены товара последствия прямо противоположные.



Важно учесть, что изменение в спросе, которое выражается в сдвиге кривой спроса влево или вправо, не следует смешивать с изменением величины спроса, т.е. с перемещением по кривой спроса вверх или вниз. Изменение спроса под воздействием неценовых факторов:



К неценовым факторам спроса (параметрам, влияющих на объем покупок потребителя и вызывающие сдвиг его кривой спроса) относят:

1) Цена заменяющего товара

Товарами-заменителями называют такие товары, которые имеют для потребителя близкие, похожие свойства и удовлетворяют одну потребность, то есть потребитель может заместить потребление одного блага потреблением другого (пример: чай и кофе).

Рост цены на товар-заменитель приводит к увеличению спроса на данный товар. При снижении цены товара-заменителя потребитель начинает больше покупать относительно более дешевого товара-заменителя и сокращает потребление данного товара. Например, если бы кофе подешевел, то спрос на чай сократился бы.

2) Цена дополняющего товара

Дополняющими товарами называют такие товары, которые вместе удовлетворяют некоторую потребность (например, лыжи и лыжные ботинки).

Рост цены дополняюiцего товара приводит к снижению спроса на данный товар. При снижении цены дополняющего товара потребитель начинает покупать его в большем количестве и увеличивает потребление дополняемого товара. То есть, при снижении цены дополняющего товара спрос на рассматриваемый товар возрастает.

3) Доход потребителя

Для того чтобы определить, как изменение дохода повлияет на спрос, необходимо вспомнить о том, что экономические блага, с точки зрения потребителя, разделяются на нормальные и инфериорные. Нормальные экономические блага - это блага, потребление которых положительно зависит от дохода потребителя. Инфериорные экономические блага (низшие, некачественные) - это блага, потребление которых отрицательно зависит от дохода потребителя. Таким образом, при повышении дохода спрос на качественные товары растет, а на некачественные – снижается.

4) Налоги

Цена, уплачиваемая потребителем, является для него затратами, которые он несет при покупке. Налоги увеличивают значение общей стоимости покупки. Таким образом, введение или повышение налога для потребителя равносильно тому, что он должен заплатить более высокую цену за каждую единицу товара. В результате спрос на товар снижается, поскольку, помня о налоге, за сам товар он теперь готов заплатить меньшую цену при каждом из возможных объемов покупки. Снижение же или отмена налога приводит к росту спроса на товар.

5) Субсидии (трансферты)

Трансферт можно рассматривать как налог с отрицательным значением платежа, поэтому его воздействие прямо противоположно рассмотренному ранее. Повышение субсидии снижает величину общей стоимости покупки. Введение субсидии приводит к росту спроса на товар, а ее отмена - к снижению спроса.

6) Количество потребителей

Чем больше количество потребителей, тем выше рыночный спрос. Если число потребителей вырастет, спрос на товар увеличится. Если число потребителей снизится, спрос на товар сократится.

7) Ожидания потребителей

Ожидания потребителей относительно будущих событий изменяют спрос на данный товар уже в настоящем. Например, вы ожидаете, что в скором времени будет выпущена новая улучшенная модель мобильного телефона, то, скорее всего, ваш спрос на текущую модель снизится.

8) Вкусы и предпочтения потребителей

Под этим термином понимают то, насколько данный товар нравится (или не нравится) потребителю. Если мнение потребителя о данном товаре улучшилось, например, под воздействием рекламы, отзывов окружающих или моды, то спрос на него возрастет.



2. Равновесие рынка. Равновесная цена. Назовите и проанализируйте (в т.ч. графически) причины нарушение рыночного равновесия

Рыночное равновесие - это компромисс между продавцами и покупателями. Оно достигается через механизм образования равновесной цены.

Равновесная цена - это точка, в которой интересы покупателя и продавца совпадают. Только при этой цене величина спроса равна величине предложения. Кривые спроса и предложения пересекаются только в одной точке - точке рыночного равновесия и равновесной цены.

Экономические функции равновесной цены:

1) Информационная - ее величина служит ориентиром для всех субъектов рыночной экономики;

2) Нормирующая - она упорядочивает распределение товаров, давая сигнал потребителю о том, доступен ли ему данный товар и на какой объем его потребления он может рассчитывать при данном уровне дохода. Одновременно она воздействует на производителя, показывая, сможет ли он окупить свои расходы или ему следует воздержаться от производства. Тем самым нормируется спрос производителя на ресурсы;

3) Стимулирующая - она вынуждает производителя расширять или сокращать производство, менять технологию и ассортимент, чтобы издержки "уложились" в цену и осталась еще какая-то прибыль.

Очевидно, что фактические рыночные цены не всегда совпадают с равновесными, т.е. рынок далеко не всегда находится в состоянии равновесия. Однако экономика тяготеет к этому состоянию.



Особенность рыночного механизма такова, что он автоматически поддерживает рыночное равновесие: взаимодействие спроса и предложения корректирует (изменяет) цену до такого уровня, при котором величина спроса и величина предложения совпадают. Если на рынке устанавливается цена выше равновесной, то возникает излишек (предложение больше спроса). Продавцы не могут реализовать свою продукцию и вынуждены снижать цену, тем самым повышая спрос и сокращая предложение до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие. Если цена установилась на уровне ниже равновесного, то она вызывает дефицит товаров, что действует повышательно на цену.




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3


©netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет