Как же развязывается прямой узел, который согласно единодушно принятой нашими специалистами характеристике втак затягивается, что его нельзя будет развязать и придется резать”? Прямой узел, даже намокший и сильно затянутый, развязывается очень просто, за 1-2 секунды.
Завяжите прямой узел, как показано на верхней схеме рис. 25, г.
Возьмите в левую руку концы
А
и
Б
, а в правую — концы
В
и
Г.
Сильно потяните их в разные стороны и как можно туже затяните узел. После этого возьмите в левую руку коренной конец
А
(чтобы он не выскальзывал из кисти руки, сделайте пару шлагов вокруг ладони). В правую руку возьмите ходовой конец
Б
(его также можно намотать на ладонь).
Резко и сильно дерните концы в разные стороны. Не выпуская из левой руки конец А, правой зажмите в кулак оставшуюся часть узла, удерживая ее большим и указательным пальцами. Коренной конец А
потяните в левую сторону — узел развязан. Весь секрет заключается в том, что при рывке концов
А
и
Б
в разные стороны прямой узел превращается в два полуштыка и полностью утрачивает все свои свойства.
Он так же легко развяжется, если вы возьмете в правую руку коренной конец А
и сильно потянете ходовой конец
В
влево. Только в этом случае конец
А
нужно потом тянуть вправо, а оставшуюся часть узла (полуштыки) — влево. Развязывая таким способом прямой узел, помните, что, если вы дернули ходовой конец вправо, за коренной тяните влево и наоборот.
При развязывании прямого узла не следует забывать, что, с какой силой он был затянут, с такой же силой надо и дергать за один из его ходовых концов.
Даже намокший прямой узел, завязанный на самом толстом растительном тросе, который находился под сильной тягой (без вставленного клеванта), можно всегда развязать, взяв один из ходовых концов на шпиль или лебедку. Во всяком случае, резать трос не нужно.
Итак, читатель теперь, очевидно, согласен, что характеристика прямого узла, появившаяся по непонятной причине за последние семьдесят лет в нашей стране, ошибочна. Более того, крайне важно нашим авторам пособий по морской практике и такелажному делу пересмотреть толкование самой сущности прямого узла я рекомендации по его применению.
Видимо, только в нашей стране к этому узлу существует необоснованно почтительное отношение. Моряки других стран к нему относятся более трезво и даже с предубеждением.
Например, ни в одном зарубежном пособии по узлам нет такой опасной рекомендации по прямому узлу, которая содержится в упомянутом нами “Справочнике по морской практике”: “Прямой узел применяется для связывания двух тросов примерно одинаковой толщины”.
В широко известной за рубежом “Книге узлов Ашлея” (Нью-Йорк, 1977) о прямом узле говорится следующее:
“Раньше этот узел имел на флоте конкретное назначение — им связывали риф-сезни парусов, когда брали рифы. Прежде моряки никогда не применяли его для связывания двух канатов, если последние были разной толщины или выделки.
Им нельзя пользоваться для соединения двух тросов, которые будут подвержены сильной тяге. Этот узел ползет и опасен, когда намокнет- После завязывания узла каждый его ходовой конец нужно прихватывать линем к коренному концу”. В другом месте своей книги Ашлей пишет: “Этот узел, примененный для связывания двух тросов, унес больше человеческих жизней, нежели дюжина других узлов, вместе взятых”.
Не очень восторженно отзывался о прямом узле известный в свое время американский капитан дальнего плавания Феликс Ризенберг — автор одного из лучших учебников для моряков на английском языке: “Типовая морская практика для моряков торгового флота” (Нью-Йорк, 1922).
Он писал: “Рифовый, или прямой, узел, как свидетельствует его название, применялся для вязки риф-сезней… Этот узел используется во многих случаях, хотя никогда не может быть достаточно надежным, если его ходовые концы не прихвачены. Он не должен быть применен для связывания тросов для тяги. Это хороший узел для упаковки вещей, свертков и пр.”.
К сожалению, многие составители различных руководств и пособий для такелажников, строителей, пожарных, скалолазов и горноспасателей до сих пор рекомендуют прямой узел для связывания двух тросов.
Попробуйте связать два капроновых троса “примерно одинаковой толщины” прямым узлом и вы тут же убедитесь, что даже при не очень сильной тяге этот узел не держит, а при случайном рывке за один из его ходовых концов он наверняка приведет к трагедии.
И, наконец, заканчивая рассуждения о прямом узле, заметим, что здесь самое парадоксальное заключается в том, что древние римляне называли его “женским узлом”, потому что именно “геракловым узлом” молодые римлянки завязывали кушаки своих туник в первую брачную ночь. Молодой супруг должен был развязать этот узел. И, согласно поверью, если он делал это быстро, невесте не грозило бесплодие.
Рис. 25. Прямой узел
а
— обычный способ вязки;
б —
морской способ вязки;
в —
ткацкий способ вязки;
г —
морской способ развязывания
Воровской узел
(рис. 26). С первого взгляда он почти не отличается от прямого узла (см. рис. 25) и кажется, что он ему сродни. Но если приглядеться, то становится ясным, что ходовые концы воровского узла выходят из него по диагонали.
Воровской узел, как и бабий, и “тещин” узлы, показаны для наглядности, чтобы подчеркнуть их сходство и различие с прямым узлом. Пользоваться этими четырьмя узлами не рекомендуется, так как они ненадежны для связывания двух тросов.
Любопытно происхождение названия “воровской узел”. Оно появилось на английских военных кораблях в начале XVII века. Хищение королевской собственности и кражи личных вещей матросов на кораблях Британии считались обычным явлением.
В те годы матросы военных кораблей хранили свои незамысловатые пожитки и пищу, в основном в виде галет, в небольших парусиновых мешках. Мешок, естественно, на замок не закроешь, его можно только завязать. Как правило, матросы завязывали свои личные мешки прямым узлом. Воры, в основном из числа новобранцев, еще не привыкших к голодному корабельному рациону, совершив кражу чужих галет, не могли правильно завязать узел, которым был завязан мешок.
Они вязали нечто похожее — узел, который моряки стали называть воровским. Существует и вторая версия о происхождении этого названия: чтобы доказать акт хищения из мешка, владелец умышленно завязывал очень похожий на прямой узел, а вор, не обратив внимания на подвох, завязывал ограбленный мешок прямым узлом. Но как бы там ни было, происхождение узла, как и его название, связаны с флотом.
Рис. 26. Воровской узел
Хирургический узел
(рис. 27). Как уже рассказывалось в начале этой книги, узлы издавна применялись для различных целей не только в морском деле, но и в медицине. Ими до сих пор пользуются хирурги для завязывания нитей лигатур при остановке кровотечения и для сшивания тканей и кожи. В наши дни медицина еще не отказалась от применения узлов, и врачи умело их используют.
При полостных операциях хирургам приходится накладывать швы из кетгута (особого материала, получаемого из слизистого слоя кишок барана или овцы), который через 3-4 недели рассасывается. При завязывании кетгут скользит, и, делая на нем узлы, хирурги пользуются особыми зажимами.
При микрохирургических операциях медики пользуются чрезвычайно тонким шовным материалом — синтетической нитью в 10-200 раз тоньше человеческого волоса. Завязать такую нить можно только при помощи специальных зажимов под операционным микроскопом.
Эти нити используют при сшивании стенок кровеносных сосудов, например при реплантации пальцев кисти, при сшивании отдельных нервных волокон. В основном применяют бабий, прямой, выбленочный, хирургический узлы и так называемый узел “констриктор”, о котором будет рассказано позже.
При завязывании хирургического узла сначала делают один за другим два полуузла двумя концами, которые после этого тянут в разные стороны. Затем сверху завязывают, но уже в другую сторону, еще один полуузел. В результате получается узел, очень схожий с прямым. Принцип узла состоит в том, что первые два полуузла не дают двум концам разойтись в разные стороны, пока вяжут сверху еще один полуузел.
Этим узлом удобно воспользоваться, когда есть необходимость стянуть и обвязать веревкой какой-нибудь упругий тюк или ношу и затянутую первую половину узла на веревке, не отпуская руками ее концов, приходится прижимать коленом.
Рис. 27. Хирургический узел |
Академический узел
(рис. 28). Он очень схож с хирургическим узлом, отличаясь лишь тем, что вместо одного второго полуузла он имеет их два. От своего, если можно сказать, прародителя — прямого узла он отличается тем, что ходовой конец троса обносят вокруг ходового конца другого троса дважды, после чего ходовые концы ведут навстречу друг другу и снова обносят их дважды.
Иными словами, внизу два полуузла и вверху два полуузла, но завязанных в противоположную сторону. Это дает академическому узлу преимущество в том, что при большой нагрузке на трос он не так сильно затягивается, как прямой узел, и его легче развязать обычным способом.
Рис. 28. Академический узел
Плоский узел (рис. 29). Название “плоский узел” попало в наш морской язык из французского. Его ввел впервые в свой “Словарь морских терминов” известный французский кораблестроитель Даниэль Ласкальс в 1783 году.
Но узел был, конечно, известен морякам всех стран задолго до этого. Как он раньше назывался, мы не знаем. Он издавна считался одним из самых надежных узлов для связывания тросов разной толщины. Им связывали даже якорные пеньковые канаты и швартовы.
Имея восемь переплетении, плоский узел никогда сильно не затягивается, не ползет и не портит трос, поскольку не имеет крутых перегибов, и нагрузка, приходящаяся на тросы, по узлу распределяется равномерно. После снятия нагрузки на трос этот узел легко развязать.
Принцип плоского узла заключается в его форме: он действительно плоский, и это дает возможность выбирать связанные им тросы на барабаны шпилей и брашпилей, на всльпсах которых его форма не нарушает ровное наложение последующих шлагов.
В морской практике существует два варианта вязки этого узла: незатянутый узел с прихваткой его свободных ходовых концов к коренным или полуштыками на их концах (рис. 29. а) и без такой прихватки, когда узел затягивается (рис. 29. б).
Завязанный первым способом плоский узел (в этом виде его называют “узлом Жозефины”) на двух тросах разной толщины почти не меняет своей формы даже при очень большой тяге и легко развязывается, когда нагрузка снята. Второй способ вязки применяется для связывания более тонких, нежели якорные канаты и швартовы, тросов, причем одинаковой или почти одинаковой толщины.
При этом завязанный плоский узел рекомендуется сначала затянуть руками, чтобы при резкой тяге он не перекрутился. После этого, когда на связанный трос дана нагрузка, узел некоторое время ползет и перекручивается, но, остановившись, держит прочно. Он развязывается без приложения особых усилий сдвигом петель, охватывающих коренные концы.
Как уже говорилось, у плоского узла восемь переплетении тросов и, казалось бы, что завязать его можно по-разному — существует 28=
256 различных вариантов его завязывания. Но практика показывает, что далеко не каждый узел из этого числа, завязанный по принципу плоского узла (попеременное пересечение встречных концов “под и над”), будет надежно держать.
Девяносто процентов из них ненадежны, а некоторые даже опасны для связывания тросов, предназначенных для сильной тяги. От изменения последовательности пересечения связываемых тросов в плоском узле зависит его принцип, и достаточно чуть-чуть изменить эту последовательность, как узел получает другие — отрицательные качества.
Во многих учебниках и справочниках по морской практике, изданных в нашей стране и за рубежом, плоский узел изображается по-разному и в большинстве случаев неправильно. Это происходит как по небрежности авторов, так и по вине графиков, которые, перерисовывая с авторских эскизов в одном цвете схему узла, не всегда могут разобрать, проходит конец над или под другим концом.
Здесь дана, одна из самых лучших форм плоского узла, проверенная и апробированная практикой. Другие допустимые варианты этого узла автором умышленно не приводятся, чтобы не распылять внимания читателя и не дать ему возможности перепутать схему этого узла с какой-либо другой.
Перед тем как применять этот узел на практике для какого-либо ответственного дела, нужно сначала точно запомнить схему его и связывать тросы именно по ней без каких-либо, даже самых незначительных отклонений. Только в этом случае плоский узел сослужит вам верную службу и не подведет.
Этот морской узел незаменим для связывания двух тросов (даже стальных, на которые будет приложено значительное усилие, например, при вытаскивании трактором застрявшего в грязи на полколеса тяжелого грузовика).
Рис. 29. Плоский узел: а — первый способ вязки: б — второй способ вязки
Кинжальный узел
(рис. 30). В зарубежной практике такелажного дела этот узел считается одним из лучших узлов для связывания двух растительных тросов большого диаметра. Он не очень сложен по своей схеме и весьма компактен, когда затянут.
Его удобнее всего завязать, если сначала ходовой конец троса уложить в виде цифры “8” сверху коренного конца. После этого вытянутый ходовой конец второго троса продеть в петли, пропустив под среднее пересечение восьмерки, и вывести над вторым пересечением первого троса.
Далее ходовой конец второго троса нужно пропустить под коренной конец первого троса и ввести его в петлю восьмерки, как указывает стрелка на схеме рис. 30. Когда узел затянут. два ходовых конца обоих тросов торчат в разные стороны. Кинжальный узел нетрудно развязать, если ослабить одну из крайних петель.
Рис. 30. Кинжальный узел
“Травяной” узел
(рис. 31). Несмотря на свое название, этот элементарный узел вполне надежен и может выдерживать сильную нагрузку. Кроме этого, он легко развязывается при отсутствии тяги. Принцип узла — полуштыки чужими концами (рис. 31, и). Иногда нам приходится связывать два ремня или две ленты, ну, скажем, вожжи. Для этой цели “травяной” узел очень удобен (рис. 31, б).
Его можно завязать, изменив немного “тещин” узел (см. рис, 24) или начав с полуштыков, как это показано на схеме (см. рис. 31, а).
При затягивании “травяного” узла за коренные концы узел перекручивается и принимает другую форму. Когда он затянут окончательно — два ходовых конца смотрят в одну сторону.
Рис. 31. «Травяной» узел: а — первый способ вязки; б — второй способ вязки
Пакетный узел
(рис. 32). Его название говорит о том
,
что он удобен для завязывания пакетов и свертков. Он прост, оригинален и рассчитан на быструю вязку. Пакетный узел чем-то напоминает травяной. По своей прочности он не уступает последнему.
Рыбацкий узел (рис. 33). В России этот узел издавна имел три названия — лесовый, рыбацкий и английский. В Англии его называют английским, в Америке — речным или водницким узлом.
Он представляет собой комбинацию двух простых узлов, завязываемых ходовыми концами вокруг чужих коренных концов. Чтобы связать два троса рыбацким узлом, нужно положить их навстречу друг другу и одним концом сделать простой узел, а второй конец пропустить через его петлю и вокруг коренного конца другого троса и тоже завязать простой узел.
Потом нужно сдвинуть обе петли навстречу друг другу, чтобы они сошлись вместе, и затянуть узел. Рыбацкий узел, несмотря на его простоту, безбоязненно можно применять для связывания двух тросов примерно одинаковой толщины. При сильной тяге он так крепко затягивается, что практически его уже не развязать. Он широко применяется рыболовами для связывания лески (не синтетической) и для крепления к леске поводков.
Рис. 32. Пакетный узел | Рис. 33. Рыбацкий узел |
Змеиный узел
(рис. 34). Этот узел считается одним из самых надежных узлов для связывания синтетических рыболовных снастей. Он имеет достаточно много переплетений, симметричен и сравнительно компактен, когда затянут.
При определенном навыке им можно даже связывать струны рояля. Для этого место связки струны нужно тщательно обезжирить и покрыть шеллаком.
Змеиный узел можно с успехом применять для связывания двух тросов, изготовленных из любых материалов, в случае, когда требуется прочное, надежное соединение.
Ткацкий узел (рис. 35). В ткацком деле насчитывается примерно два десятка оригинальных узлов для связывания оборвавшейся нити пряжи и для подключения новых катушек.
Главные требования, предъявляемые спецификой производства к каждому ткацкому узлу, — это быстрота, с которой можно его завязать, и компактность узла, обеспечивающая свободное прохождение нити через станок. Опытные ткачи поистине виртуозы по вязке своих хитроумных узлов! Они связывают оборвавшуюся нить буквально за секунду.
Им приходится это делать, не останавливая станка. Почти все ткацкие узлы созданы в первую очередь для мгновенного связывания, чтобы в случае обрыва нити обеспечивалась бесперебойная работа ткацких станков.
Некоторые из ткацких узлов имеют большое сходство с морскими узлами, но отличны от последних способом завязывания. Несколько ткацких узлов уже давно были заимствованы моряками в своем первозданном виде и надежно им служат.
Ткацкий узел, изображенный на рис. 35, можно назвать “родным братом” шкотового узла. Отличие лишь в способе его завязывания и в том, что последний ввязывают в кренгельс или в огон паруса, в то время как ткацкий узел вяжется двумя тросами. Принцип ткацкого узла считается классическим. Поистине это воплощение надежности и простоты.
Рис. 34. Змеиный узел | Рис. 35. Ткацкий узел |
Разносторонний узел
(рис- 36). Этот узел сродни ткацкому по своему принципу. Разница лишь в том, что в завязанном узле ходовые концы смотрят в разные стороны — это очень важно при связывании нитей пряжи.
Ни по простоте, ни по прочности он не уступает ткацкому узлу и так же быстро завязывается. Этот узел известен также тем, что на его основе можно завязать “король узлов” — беседочный узел (см. рис. 76).
Рис. 36. Paзностороннй узел
Польский узел
(рис. 37). Его можно рекомендовать для связывания тонких тросов. Он находит широкое применение в ткацком деле и считается надежным узлом.
Рис. 37. Польский узел
Шкотовый узел
(рис. 38). Свое название он получил от слова “шкота — снасть, которой управляют парусом, растягивая его за один нижний угол, если он косой, и одновременно за два, если он прямой и подвешен к рею.
Шкоты носят названия того паруса, к которому они прикрепляются. Например, фока-шкот и грота-шкот — снасти, с помощью которых ставятся нижние паруса — фок и грот соответственно.
Марса-шкоты служат для постановки марселей, кливер-шкоты вытягивают назад шкотовый угол кливера, а фока-стаксель-шкоты вытягивают назад шкотовый угол фор-стакселя и т. д. В парусном флоте этот узел применялся тогда, когда надо было ввязать снасть в огон паруса серединой, как, например, марса-лисель-шкот.
Шкотовый узел прост и очень легко развязывается, но вполне оправдывает свое назначение — надежно держит шкот в кренгельсе паруса. Сильно затягиваясь, он не портит троса.
Принцип этого узла заключается в том, что тонкий ходовой конец проходят под коренным и при тяге прижимается им в петле, образованной более толстым тросом. Применяя шкотовый узел, всегда следует помнить о том, что он надежно держит только тогда, когда на трос приложена тяга. Этот узел вяжут почти так же, как и прямой, но его ходовой конец пропускают не рядом с коренным, а под него.
Шкотовый узел лучше всего применять для крепления троса к готовой петле, кренгельсу или коушу. Применять шкотовый узел на синтетическом тросе не рекомендуется, так как он скользит и может выхлестнуться из петли.
Для большей надежности шкотовый узел вяжут со шлагом. В этом случае он похож на брам-шкотовый узел; разница в том, что его шлаг делают выше петли на коренной части троса вокруг сплесня. Шкотовый узел является составным элементом некоторых видов плетеных рыболовных сетей.
Рис. 38. Шкотовый узел
Морские узлы. Узлы для связывания двух тросов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На рисунке: дубовый узел.
ДУБОВЫЙ УЗЕЛ. Применяют его в исключительных случаях, когда возникает необходимость быстро связать два растительных троса. Хотя соединение тросов дубовым узлом вполне надежно, оно имеет серьёзный недостаток: сильно затянутый узел очень трудно развязать, особенно если он намок. Кроме того, завязанный таким узлом трос имеет меньшую прочность и при работе создает опасность за что-либо зацепиться при своем движении. Его положительные качества — это скорость, с которой его можно завязать, и надёжность. Чтобы соединить два троса, их концы нужно сложить вдоль вместе и, отступив 15 — 20 см от краев, завязать простым узлом оба конца как одно целое. Нельзя связывать этим узлом синтетические тросы — на них узел ползет.
На рисунке: фламандский узел. ФЛАМАНДСКИЙ УЗЕЛ. Это один из древнейших морских узлов, который применяли на кораблях для соединения двух тросов — как тонких, так и толстых. Фактически это та же «восьмерка», завязанная двумя концами. Существует два способа вязания этого узла. Первый показан на схеме.
Сначала на конце одного из связываемых тросов делают «восьмерку». Навстречу выходу из неё ходового конца вводят ходовой конец второго троса и повторяют «восьмерку», завязанную на первом тросе. После этого, ухватившись за каждые два ходовых конца, слева и справа, равномерно затягивают узел, стараясь сохранить его форму. Для окончательной затяжки узла обтягивают коренные концы тросов.
Второй способ: ходовые концы связываемых тросов укладываются параллельно навстречу друг другу так, чтобы они примерно по длине 1 м касались друг друга. На этом месте двумя сложенными тросами завязывают «восьмерку». При этом придётся обносить вокруг и продевать в петлю вместе с коротким ходовым концом одного из тросов длинный коренной другого. Именно в этом и состоит неудобство второго способа вязания фламандского узла.
Соединение двух тросов фламандским узлом считается очень прочным. Этот узел, даже будучи сильно затянут, не портит трос, его сравнительно легко развязать, он не скользит и надежно держит.
На рисунке: водяной узел.
ВОДЯНОЙ УЗЕЛ. Не менее прочным считается соединение двух тросов водяным узлом. Он прост и надежен, но на флоте не нашел широкого применения, т. к. при сильной тяге сильно затягивается и развязать его очень трудно.
На рисунке: академический узел.
АКАДЕМИЧЕСКИЙ УЗЕЛ. От своего «прародителя» — прямого узла — он отличается тем, что ходовой конец троса обносят вокруг ходового конца другого троса дважды, после чего ходовые концы ведут навстречу друг другу и снова обносят их дважды. То есть — внизу два полуузла и сверху два полуузла, но связанных в противоположную сторону. Преимущество этого узла в том, что при большой нагрузке на трос он не так сильно затягивается, как прямой узел, и его легче развязать обычным способом.
На рисунке: плоский узел.
ПЛОСКИЙ УЗЕЛ. Название попало в наш морской язык из французского. Его ввел впервые в свой «Словарь морских терминов» известный французский кораблестроитель Даниель Ласкалье в 1783 г. Но узел был, конечно, известен морякам всех стран задолго до этого. Как он назывался раньше — неизвестно, но он издавна считался одним из самых надежных узлов для связывания тросов различной толщины. Им связывали даже якорные пеньковые канаты и швартовы.
Имея восемь переплетений, плоский узел никогда сильно не затягивается, не ползёт и не портит трос, поскольку не имеет крутых перегибов, и нагрузка, приходящаяся на тросы, по узлу распределяется равномерно. После снятия нагрузки на трос этот узел легко развязать.
Принцип плоского узла заключается в его форме: он действительно плоский, и это дает возможность выбирать связанные им тросы на барабаны шпилей и брашпилей на вальпсах, которых его форма не нарушает, обеспечивая равное наложение последующих шлагов.
В морской практике существует два варианта вязки этого узла: незатянутый узел с прихваткой его свободных ходовых концов полуштыками на их концах (а), либо без такой прихватки, когда узел затягивается (б). Завязанный первым способом плоский узел (в этом виде его называют («узлом Жозефины») на двух тросах различной толщины почти не меняет своей формы даже при очень большой тяге и легко развязывается, когда нагрузка снята. Второй способ вязки применяется для связывания более тонких, нежели якорные канаты и швартовы, тросов, причём одинаковой или почти одинаковой толщины. При этом завязанный плоский узел рекомендуется сначала затянуть руками, чтобы при резкой тяге он не перекрутился. После этого, когда на связанный трос дана нагрузка, узел некоторое время ползёт и перекручивается, но, остановившись, держит прочно. Он развязывается без приложений особых усилий сдвигом петель, охватывающих коренные концы.
Прежде чем применить этот узел на практике, следует точно запомнить его схему и связывать тросы именно по ней, без каких либо, даже самых незначительных, отклонений. Только в этом случае плоский узел сослужит верную службу и не подведёт.
На рисунке: кинжальный узел.
КИНЖАЛЬНЫЙ УЗЕЛ. В зарубежной практике такелажного дела этот узел считается одним из лучших для связывания двух растительных тросов большого диаметра. Он не очень сложен по схеме, компактен, когда затянут. Его удобней всего завязывать, уложив вначале ходовой конец троса в виде цифры 8 сверху коренного. После этого вытянутый ходовой конец второго троса нужно продеть в петли, пропустить под среднее пересечение восьмерки и вывести под вторым пересечением первого троса. Далее ходовой конец второго троса нужно пропустить под коренной конец первого троса и ввести в петлю восьмерки, как указывает стрелка на схеме. Когда узел затянут, два ходовых конца обоих тросов торчат в разные стороны. Кинжальный узел не сложно развязать, если ослабить одну из крайних петель.
На рисунке: травяной узел. ТРАВЯНОЙ УЗЕЛ (в морской практике чаще встречается под названием — «связывание чужими концами»). Этот элементарный узел вполне надёжен, может выдерживать сильную нагрузку. Легко развязывается при отсутствии тяги. Принцип узла — полуштыки чужими концами. Его можно завязывать, изменив немного «тёщин» узел или начав с полуштыков, как это показано на схеме. Когда травяной узел затянут окончательно – два ходовых конца смотрят в одну сторону.
На рисунке: рыбацкий узел. РЫБАЦКИЙ УЗЕЛ. В России этот узел издавна имел три названия — «лессовый», «рыбацкий» и «английский». В Англии его называют «английским», в Америке — «речным» или «водницким». Он представляет собой комбинацию двух простых узлов, завязываемых ходовыми концами вокруг чужих коренных концов. Чтобы связать два троса рыбацким узлом, нужно положить их навстречу друг другу и одним концом сделать простой узел, а второй конец пропустить через его петлю и вокруг коренного конца другого троса тоже завязать простой узел. Затем нужно сдвинуть обе петли навстречу друг другу, чтобы они сошлись вместе, и затянуть узел.
Рыбацкий узел, несмотря на его простоту, безбоязненно можно применять для связывания двух тросов примерно одинаковой толщины. При сильной тяге он так крепко затягивается, что практически его уже не развязать.
На рисунке: змеиный узел.
ЗМЕИНЫЙ УЗЕЛ. Этот узел считается одним из самых надежных узлов для связывания синтетических снастей. Он имеет достаточно переплетений, симметричен и когда затянут, достаточно компактен. Змеиный узел можно с успехом применять для связывания двух тросов, изготовленных из различных материалов, в случае, когда требуется прочное, надежное соединение.
На рисунке: ткацкий узел.
ТКАЦКИЙ УЗЕЛ. Некоторые из ткацких узлов (применяемых в ткачестве) имеют большое сходство с морскими узлами, но отличны от них способом вязания. Многие ткацкие узлы уже давно были заимствованы моряками в своем первозданном виде и надежно им служат. Рассматриваемый нами ткацкий узел можно назвать «родным братом» шкотового узла. Отличие — лишь в способе его завязывания и в том, что последний ввязывают в кренгельс, или в огон паруса, в то время как ткацкий узел вяжется двумя тросами. Принцип ткацкого узла считается классическим. Он воплощение надежности и простоты.
На рисунке: разносторонний узел.
РАЗНОСТОРОННИЙ УЗЕЛ. Родственен по своему принципу ткацкому. Разница лишь в том, что в завязанном узле ходовые концы смотрят в разные стороны. Ни по простоте, ни по прочности он не уступает ткацкому узлу и также быстро завязывается. Этот узел знаменит и тем, что на его основе можно завязать «короля узлов» — беседочный узел.
На рисунке: польский узел.
ПОЛЬСКИЙ УЗЕЛ. Можно рекомендовать для связывания тонких тросов. Он находит широкое применение и считается надежным узлом.
На рисунке: лиановый узел.
ЛИАНОВЫЙ УЗЕЛ. Хотя и не получал распространения на флоте, относится к числу оригинальных и надёжных узлов для связывания тросов. Уникален тем, что при очень простом переплетении каждого конца в отдельности крепко держит при сильной тяге, очень легко развязывается после снятия нагрузки на трос — достаточно сдвинуть любую из петель вдоль соответствующего коренного конца, и узел тут же распадется.
На рисунке: шкотовый узел.
ШКОТОВЫЙ УЗЕЛ. Своё название он получил от слова «шкот» — снасть, при помощи которой управляют парусом, растягивая его за один нижний угол, если он косой; и одновременно за два, если он прямой и подвешен к рею. Шкоты носят название того паруса, в который они ввязаны. В парусном флоте этот узел применялся тогда, когда надо было ввязать снасть в огон паруса серединой, как, например, марса-лисель-шкот. Шкотовый узел прост и очень легко развязывается, но вполне оправдывает свое назначение -— надежно держит шкот в кренгельсах паруса. Сильно затягиваясь, он не портит троса.
Принцип вязки этого узла в том, что тонкий ходовой конец проходит под коренным и при тяге прижимается им в петле, образованной более толстым тросом. Применяя шкотовый узел, всегда следует помнить о том, что он надежно держит только тогда, когда на трос приложена тяга. Этот узел вяжут почти так же, как прямой, но его ходовой конец пропускают не рядом с коренным, а под него. Шкотовый узел лучше всего применять для крепления троса к готовой петле, кренгельсу и т. п. Применять его на синтетическом тросе не рекомендуется, так как он скользит и может выхлестнуться из петли. Для большей надежности шкотовый узел вяжут со шлагом. В этом случае он похож на брамшкотовый узел; разница в том, что его шлаг делают выше петли на коренной части троса вокруг сплесня. Шкотовый узел является составным элементом некоторых плетеных сетей.
На рисунке: брамшкотовый узел.
БРАМШКОТОВЫЙ УЗЕЛ. Так же, как и шкотовый узел, свое название он получил от наименования снасти брам-шкот, которой растягивают шкотовые углы нижней кромки прямого паруса при постановке брамселей. Если шкотовым узлом ввязывают одинарные шкоты нижних парусов, то брам шкотовым узлом ввязывают брам-шкоты и бом-брам-шкоты, брам-фалы и бом-брам-фалы, а также брам-гитовы. Брамшкотовый узел надежнее шкотового, он не сразу развязывается, когда прекращается тяга на трос. От шкотового узла он отличается тем, что петлю (или кренгельс) обносят ходовым концом не один, а два раза и под коренной пропускают также дважды. Брамшкотовый узел надёжен при связывании двух тросов разной толщины, хорошо держится на синтетических тросах равной толщины.
На рисунке: докерский узел, справа — другой вариант узла.
ДОКЕРСКИЙ УЗЕЛ. В морской практике нередко возникает необходимость прикрепить к толстому тросу более тонкий. Такая необходимость всегда возникает во время швартовки корабля к причалу (пирсу), когда с борта необходимо подать один или сразу несколько швартовов. Существует несколько способов крепления бросательного конца к швартову, у которого нет огона, но наиболее распространенный из них -— крепление докерским узлом. Чтобы завязать этот узел, ходовой конец толстого троса, к которому вяжется тонкий трос, нужно сложить вдвое. В образовавшуюся петлю снизу ввести тонкий трос, сделать им один обнос вокруг коренной части толстого троса и, пропустив под тремя шлагами, ввести в петлю. Докерский узел достаточно надежен, чтобы бросательным концом можно было вытянуть (или поднять на борт с берега) тяжелый швартов, и в то же время он быстро развязывается. Его лучше применять как временный узел.
На рисунке: скорняжный узел.
СКОРНЯЖНЫЙ УЗЕЛ. Кажется странным, что этот замечательный узел, давно известный скорнякам, до сих пор остался незамеченным моряками. Его схема вязки говорит сама о себе. Он сравнительно прост, имеет достаточное количество пересеченных концов и компактен. Кроме того, скорняжный узел обладает отличным свойством: рассчитанный для сильной тяги, он крепко затягивается, но без особого труда развязывается. Его с успехом можно применять для связывания синтетических тросов.
На рисунке: охотничий узел.
ОХОТНИЧИЙ УЗЕЛ. В наше время изобрести новый узел — дело почти невероятное, так как за пять тысячелетий их придумано не менее 500 видов. Поэтому не случайно изобретение английским врачом Эдвардом Хантером в 1979 г. нового узла вызвало в морских кругах многих стран своего рода сенсацию. Британские патентоведы, выдавая Хантеру патент на его изобретение, признали, что узел действительно новый. Более того, он отлично держит на всех тросах, включая тонкие синтетические.