Кинесика — средство общения. Что относится к кинесике

Самая важная составляющая общения – коммуникация, то есть обмен информацией. Если спросить, что играет главную роль в этом обмене, то большинство опрошенных назовут слова, речь, язык. И ошибутся. Речевые или, как говорят психологи, вербальные средства, конечно, участвуют в общении, но на их долю приходится не более 20 % передаваемой информации. А остальные 80-90 % передаются с помощью невербалики, главным образом языка жестов, мимики и пантомимики.

Что такое кинесика

Что такое кинесика? Это – наука, изучающая роль жестов, мимики, телодвижений и других неречевых проявлений в процессе общения. Одни из первых исследований кинесики были проведены Ч.Дарвином в труде о выражении эмоций у животных и человека. Понятие «кинесика» впервые было использовано Р. Бердвистелом в 1952 году.

В отличие от речи, кинетические проявления не так сильно подвластны волевому контролю. Зачастую они могут дать даже больше информации, чем слова. Жесты и мимика позволяют человеку более точно донести до собеседника смысл сказанного, выразить свое отношение к информации, детально раскрыть подробности. Слушающий человек с помощью невербальных средств считывает дополнительные сведения, может отличить правду ото лжи, а также просто поддержать говорящего и показать свою сосредоточенность на нем, например, кивком головы или мимическими проявлениями.

Невербальные и вербальные средства общения

Коммуникативным взаимодействием или общением именуют довольно сложный многогранный процесс вначале установления, а затем развития между индивидами контактов, вызываемый необходимостью совместной деятельности и охватывающий обмен сообщениями, выработку общего направления или стратегии взаимодействия и восприятие с последующим пониманием другого субъекта. Коммуникативное взаимодействие состоит из трех компонентов:

  1. Коммуникативный, представляющий непосредственно обмен информацией между общающимися людьми;
  2. Интерактивный, заключающийся в организации между субъектами взаимодействия;
  3. Перцептивный, состоящий в процессе восприятия индивидуумами друг друга и в установлении взаимопонимания.

Коммуникативное взаимодействие может быть речевым и невербальным. В процессе повседневной жизнедеятельности индивиды разговаривают с множеством людей, употребляя при этом и вербалику, и невербалику. Людям речь помогает делиться знаниями, мировоззрениями, заводить знакомства, налаживать социальные контакты и др. Однако без использования невербальных и вербальных средств общения речь будет сложна для восприятия.

Особенности невербального общения и вербального взаимодействия состоят в использовании различных инструментов принятия и анализа поступающих данных в ходе коммуникаций. Так, для восприятия информации, передаваемой словами, люди применяют интеллект и логику, а для понимания невербального общения они используют интуицию.

Вербальное общение подразумевает под собой понимание того, как именно воспринимается речь партнером по коммуникации и какое воздействие на него оказывает. Ведь речь является одним из основополагающих средств межличностных коммуникаций.

Для человеческого индивида явление начинает существовать в полном смысле тогда, когда оно наименовано. Язык – это универсальное средство людского взаимодействия. Он является базисной системой, с помощью которой люди шифруют информацию и важнейшим коммуникационным инструментом. Язык считается «могучей» системой шифрования, однако наряду с этим он оставляет возможности для разрушения и создания барьеров.

Слова делают понятным значение явлений и обстоятельств, они помогают выражать индивидам мысли, мировоззрение и эмоции. Личность, ее сознание и язык неразрывны. Зачастую язык опережает течение мыслей, а нередко вообще им не подчиняется. Индивид может что-то «ляпнуть» или систематически «трепать языком» при этом, практически не думая о том, что формирует своими высказываниями определенные установки у социума, направляет их к конкретному реагированию и поведению. Здесь можно применить поговорку – «как аукнется, так и откликнется». При верном употреблении слов можно управлять таким откликом, прогнозировать его и даже формировать. Искусством грамотного употребления слов владеют многие политики.

На каждой ступени коммуникационного взаимодействия возникают преграды, мешающие его эффективности. В ходе взаимодействия нередко возникает иллюзорность взаимопонимания партнеров. Такая иллюзия обусловлена тем, что индивиды пользуются одинаковыми словами с целью обозначения абсолютно разных вещей.

Потери данных и искажение информации происходит на каждой стадии коммуникации. Уровень таких потерь обуславливается общим несовершенством человеческой языковой системы, невозможностью точно и полностью трансформировать мысли в словесные структуры, личными установками и стремлениями (желаемое воспринимается за действительное), грамотностью собеседников, словарным запасом и прочим.

Межличностные коммуникационные взаимодействия, преимущественно, осуществляются посредством использования невербальных орудий. Невербальный язык считается более богатым в сравнении с вербаликой. Ведь его элементами являются не словесные формы, а мимика, положения тела и жестикуляция, интонационные характеристики речи, пространственные рамки и временные границы, символическая коммуникативная знаковая система.

Зачастую, невербальный язык общения – это результат не преднамеренной поведенческой стратегии, а следствие подсознательных посылов. Именно поэтому его весьма сложно подделать. Индивид воспринимает неосознанно мелкие невербальные детали, считая такое восприятие «шестым чувством». Часто люди бессознательно отмечают несовпадения между произнесенными фразами и несловесными сигналами, вследствие чего начинают не доверять собеседнику.

Мимика

Мимикой называются различные движения лицевых мышц и их комбинации. Она достаточно слабо поддается контролю, не всегда удается сдержать напрашивающуюся улыбку или хмурящиеся брови. С помощью мимических проявлений человек без слов может выразить целую гамму эмоций: грусть, злость, радость, умиление, удивление, восторг, разочарование, недоумение и другие. Больше других частей лица в мимических процессах участвуют брови и рот.

Существуют люди с хорошо развитым умением контролировать собственные лицевые мышцы. Правильно распознать их эмоции или правдивость информации иногда не представляется возможным. Они могут усиливать мимические проявления или, наоборот, сдерживать их. Тем не менее, полностью контролировать эти процессы в ходе разговора удается не всегда, поэтому необходимо постоянно сопоставлять слова и мимические проявления таких людей.

Коммуникации невербального общения

Окружающий социум может многое узнать об индивиде исключительно по его манере выбора одежды и разговора, используемым жестам и пр. В результате проведения множества исследований было выявлено, что невербальные способы общения имеют две разновидности источника происхождения, а именно биологическая эволюция и культура. Невербальные средства общения необходимы с целью:

— регулирования течения процесса коммуникативного взаимодействия, создания психологического контакта между собеседниками;

— обогащения смыслов, передаваемых при помощи слов, направления толкования словесного контекста;

— выражения эмоции и отражения истолкования ситуаций.

К невербальным коммуникациям общения относят всем известные жесты, мимику лица и телесные позы, а кроме этого прическу, придерживаемый в одежде стиль (одежда и обувь), интерьер офиса, визитные карточки, аксессуары (часы, зажигалки).

Все жесты можно поделить на жесты открытости, подозрительности, конфликта или обороны, задумчивости и рассуждения, неуверенности и сомнения, затруднении и пр. Расстегивание пиджака или уменьшение дистанции между партнером по беседе является жестом открытости.

О подозрении и скрытности свидетельствует потирание лба либо подбородка, попытка прикрыть руками лицо, а особенно избегание зрительного контакта, отвод взгляда в бок. К жестам конфликта или обороны относят скрещивание рук, собирание в кулак пальцев. О задумчивости собеседника говорит пощипывание переносицы, рука у щеки (поза «мыслителя»). Почесывание указательным пальцем пространство над ушной мочкой или бокового участка шеи означает, что собеседник сомневается в чем-то или свидетельствует о его неуверенности. Почесывание или прикосновения к носу говорят о затруднительном положении беседующего. Если в ходе разговора один из участников опускает веки, то подобное действие сообщает о его желании поскорее окончить беседу. Почесывание уха демонстрирует неприятие собеседником произносимого партнером или тем, как он это произносит. Потягивание мочки уха напоминает о том, что партнеру уже надоело слушать, и он тоже имеет желание высказаться.

К невербальным коммуникациям общения относятся также и рукопожатия, которые выражают различные позиции участников коммуникационного взаимодействия. Захват руки одного из встречающихся таким образом, что ладонь ее оказывается внизу, свидетельствует о властности собеседника. Об одинаковом статусе встречающихся сообщает рукопожатие, при котором кисти участников находятся в одинаковом положении. Протягивание руки одной сторон, повернутой вверх ладонью, говорит о покорности или подчиненности. Подчеркивает различный статус встречающихся или некую дистанцию в положении либо выражает неуважение пожатие, сделанное прямой, не согнутой рукой. Протянутые лишь кончики пальцев для рукопожатия говорят о совершенном неуважении другого индивида. О доверительной искренности, избытке чувств, близости свидетельствует пожатие двумя руками.

Также рукопожатия граждан разных государств могут отличаться. Так, к примеру, американцам характерны сильные, энергичные рукопожатия. Ведь они говорят о силе и деловитости. У выходцев из Азиатской части континента такие рукопожатия могут вызвать недоумение. Им привычнее мягкие и длительные рукопожатия.

Невербальная коммуникация в деловом общении играет далеко не последнюю роль. Так, например, жестами неодобрения и несогласия на переговорах выступает собирание с костюма ворсинок. С целью затягивания паузы для принятия конечного решения можно снимать очки и надевать их либо протирать линзы. Также можно выделить действия, которые будут невербально говорить о стремлении завершить встречу. К ним относят: подачу вперед корпуса, при этом руки расположены на коленях либо на подлокотниках. Руки, поднятые за голову, демонстрируют, что для собеседника разговор является пустым, неприятным и тяготящим.

Невербальный язык общения проявляется даже в том, как индивид курит. Замкнутый, подозрительный партнер по коммуникации направляет выдыхаемый поток дыма вниз. О более сильной неприязни либо агрессии говорит выдыхание дыма из уголков рта вниз. Также немаловажным значением обладает интенсивность выдыхания дыма. Об уверенности собеседника свидетельствует быстрое выдыхание дыма. Чем оно будет быстрее, тем увереннее индивид себя ощущает. Чем интенсивнее поток выдыхается вниз, тем негативнее настроен собеседник. На амбициозность указывает выдыхание через ноздри дыма с поднятой вверх головой. То же самое, но с опущенной головой вниз, сообщает о том, что индивид очень сердит.

Вербальные и невербальные средства общения в ходе коммуникативного взаимодействия воспринимаются одновременно, вследствие чего их следует анализировать в качестве неделимого целого. К примеру, в ходе беседы с улыбающимся, красиво одетым субъектом с приятным тембром голоса, его собеседник все равно, сам того не понимая, может отойти от партнера по причине того, что не по вкусу запах его туалетной воды. Подобное невербальное действие заставит партнера задуматься, что у него не все в порядке, например, с внешним видом. От понимания этого может пропасть уверенность в собственных словах, покраснеть лицо и появятся нелепые жесты. Данная ситуация свидетельствует, что вербальные и невербальные средства общения между собой неразрывно связаны. Ведь жесты, не подкрепленные словами далеко не всегда содержательны, а слова в отсутствии мимики пусты.

Взгляд

Взгляд и зрительный контакт с собеседником играют огромную роль в общении. Одними лишь глазами можно выразить презрение или уважение, заинтересованность в беседе или скуку, уверенность или застенчивость. Даже зрачки могут дать информацию о человеке в данные момент. Расширенные зрачки часто означают эмоциональное возбуждение и положительное настроение, суженные – говорят о неуверенности или плохом настроении.

Частота и длительность установления зрительного контакта также имеют значение. Уверенный в себе человек может общаться, практически не отрывая взгляда от собеседника. Также длительный зрительный контакт устанавливается между хорошо знакомыми и близкими людьми, с которыми можно пооткровенничать. Отрывистые взгляды, опускание глаз в пол или постоянное отведение их в сторону может говорить о неуверенности человека в себе или в той информации, которую он выдает. Также подобным образом проявляется ложь, отсутствие эмоционального контакта с собеседником и нежелание разговаривать.

Виды невербального общения

Невербальное взаимодействие играет существенную роль в процессе взаимообмена эмоциями.

Виды невербального общения:

— голос, жесты, внешний вид (включающий одежду, положение тела);

— выражения лица (наличие улыбки, направление взгляда);

— движения (кивок или мотание головой, раскачивание конечностями, имитирование некоторого поведения и др.);

— походка, касания, объятия, рукопожатия, личное пространство.

Голосом называется звук, который индивид издает в ходе беседы, при пении или крике, смехе и плаче. Образование голоса происходит вследствие вибрации голосовых связок, создающих звуковые волны во время прохождения выдыхаемого воздуха через них. Без участия слуха голос развиваться не может, в свой черед, слух также формироваться без участия голосового аппарата не может. Так, к примеру, у индивида, страдающего глухотой, голос не функционирует, вследствие того, что отсутствуют слуховые восприятия, и стимуляции речедвигательных центров.

В невербальном общении возможно при помощи лишь одной интонации голоса передать восторженный либо вопросительный характер предложения. По тону, которым была изложена просьба, можно сделать вывод, насколько для говорящего она важна. Нередко из-за неправильно подобранного тона и интонации просьбы могут звучать как приказы. Так, к примеру, слово «извините» может нести абсолютно разные значения в зависимости от используемой интонации. Также при помощи голоса субъект может выражать собственное состояние: удивление, радость, злость и пр.

Внешний вид является важнейшей составляющей невербальной коммуникации и подразумевает он под собой образ, который видит и воспринимает окружение человека.

Невербальное деловое общение начинает выстраиваться именно с оценки внешних атрибутов индивида. Приемлемый внешний вид зависит от следующих характеристик: опрятности, воспитанности, естественности поведения, наличия манер, грамотности речи, адекватности реакций на критику или похвалу, харизмы. Каждому индивиду в жизни очень важно уметь правильно использовать возможности собственного тела при передаче информации собеседнику.

Невербальная коммуникация в деловом общении совершенно необходима. Ведь деловым людям часто приходится убеждать в чем-то оппонентов, склонять их к собственной точке зрения и совершению определенных поступков (заключение сделок либо вложение серьезной суммы в развитие предприятия). Добиться этого будет проще, если удастся продемонстрировать партнеру, что собеседник честен и открыт.

Не менее важно и положение тела (поза) в ходе беседы. При помощи позы можно выразить субординацию, заинтересованность в беседе, скуку или стремление к совместному партнерству и др. Когда собеседник сидит неподвижно, глаза его скрыты под темными очками, а собственные записи он прикрывает, другой человек будет ощущать себя довольно неуютно.

Невербальное деловое общение для достижения успешности не предполагает использование на деловых встречах поз, демонстрирующих закрытость, агрессивность. Также не рекомендуется в ходе любых коммуникаций надевать с затемненными стеклами очки, особенно при первой встрече. Так как, не видя глаз партнера по общению, собеседник может ощущать неловко себя, ведь львиная доля информации остается ему недоступной, вследствие чего нарушается общая атмосфера коммуникативного взаимодействия.

Также в позах отражается психологическая субординация участников разговора. Например, стремление к подчинению или доминированию.

Таким образом, невербальное коммуникативное взаимодействие является одним из орудий личностной репрезентации собственного «Я», инструментом межличностного воздействия и регулирования взаимоотношений, формирует образ собеседника, уточняет и опережает вербальное сообщение.

Жесты

Жесты – это произвольные и непроизвольные движения руками и головой во время общения. Жестикуляция может многое сказать о самом человеке. Активные движения обычно присущи людям с экстравертированной направленностью личности, с сангвиническим или холерическим темпераментом, высоким уровнем уверенности в себе и хорошей самооценкой. Индивиды с интровертированной направленностью личности, меланхолики, флегматики, неуверенные в себе люди обычно проявляют достаточно скудный спектр жестов.

Движения головой и руками также многое говорят об актуальном состоянии человека. Чем активнее жестикуляция, тем больше человек заинтересован в разговоре и в том, чтобы его услышали. Очень слабые проявления жестикуляции или ее отсутствие часто говорит о том, что человеку неинтересна данная беседа. Также это может указывать на попытку обмануть собеседника.

Можно выделить три основные группы жестов:

  • Коммуникативные. Используются в любых видах общения, обычно сопровождают приветствия, прощание, попытки привлечь внимание к себе. К примерам можно отнести пожимание руки или махание ею.
  • Модальные. С их помощью человек выражает свое отношение к произнесенной или услышанной информации. Например, кивок головой в знак одобрения или отворачивание, означающее нежелание продолжать разговор.
  • Описательные. Это жесты, имеющие значение в контексте актуальной беседы. Например, человек жестами показывает размер пойманной рыбы или описывает с их помощью планировку своего строящегося дома.

Стоит понимать, что в разных народах и культурах жесты могут отличаться и даже быть противоположными. Например, простой кивок головы в одних странах означает согласие, а в других – отрицание. Еще один пример – кручение пальцем у виска. В России трактуется как глупость, в Индии – как знак уважения, а в Голландии – как показатель высокого остроумия.

Распространенные жесты

Жесты разных людей могут отличаться по своему значению, но существуют общепринятые движения, которые очень распространены в процессе общения. К ним относятся, например, такие проявления:

  • человек прикасается к ушам или почесывает их в знак того, что ему не нравится информация, которую он слышит;
  • потирает подбородок – испытывает скуку и отсутствие интереса;
  • поглаживает подбородок – размышляет и обдумывает;
  • постукивает пальцами и постоянно бросает взгляд на часы – торопится, нервничает или пребывает в нетерпении;
  • скрещивает руки на груди – скорее всего, не желает разговаривать;
  • потирает шею – не уверен в сказанной или услышанной информации;
  • закладывает руки за голову или за спину – пытается продемонстрировать свое превосходство перед собеседником;
  • прикрывает рот – что-то скрывает или недоговаривает, возможно, сообщает заведомо ложную информацию.

Жесты руками и их значение

Руками люди пользуются чаще всего. Жестам рук и их значению в психологии придается большое значение. С ними существует огромное количество поз, означающих те или иные переживания. Вот некоторые из них:

  • Открытые ладони означают открытость и правдивость сказанного, доверие;
  • Закрытые ладони (повернутые к себе) означают приглашение к взаимопониманию и даже телесному контакту;
  • Жест «Ок». Здесь он означает не согласие, а признак педантичности и морали;
  • Развернутые ладони с согнутыми пальцами – стремление к власти и владычеству;

    Знак «Ок»

  • Сцепленные руки на ногах и у лица показывают неоправдавшиеся надежды;

Походка

Походкой называется стиль передвижения человека. Он может многое сказать о своем обладателе. Например, тяжелая походка говорит о загруженности человека мыслями и о подавленном состоянии. Легкая, «летящая» – о приподнятом настроении и оптимистичном мышлении. Сгорбленный, с опущенной головой и шаркающий ногами человек часто оказывается неуверенным в себе, а выпрямленный и с умеренно высоко поднятым подбородком – имеет хорошую самооценку и весьма уверен в себе.

Человек с активной жизненной позицией и склонный к проявлению инициативы идет уверенно, большими шагами и умеренно размахивая руками. Руки в карманах или за спиной чаще всего прячут неуверенные в себе люди. Раздумывающий человек идет медленно, как будто отслеживая каждый свой шаг. С высоко поднятым подбородком и на выпрямленных ногах ходят люди, пытающиеся продемонстрировать свое превосходство над окружающими.

Нежелательные позы при общения с собеседником

Все нижеописанные позы являются нежелательными и должны искореняться при общении не только во время бизнес-переговоров, но и при обычном общении даже с незнакомыми людьми:

  • Скрещенные руки на груди или на бедрах – агрессия и защита;
  • «Поза футболиста» – защита и слабость;
  • Сплетение рук за спиной – страх;

    Позы

  • Положение кистей в карманах – волнение и нервозность;
  • Откидывание на спинку стула – недоверие и несогласие.

Поза

При общении о собеседнике многое может сказать его положение тела. Этот признак также слабо контролируется, так как родители с детства учат малыша контролировать свои жесты и эмоции, а на позу внимание обращают крайне редко. В процессе общения поза может меняться в зависимости от содержания беседы и отношений собеседников между собой.

Так, психологи выделяют три группы поз:

  • Открытые и закрытые. Об открытости свидетельствует расслабленная поза, поворот корпуса в сторону собеседника, раскрытые ладони. О закрытости – скрещивание ног и рук, отклонение туловища от собеседника, сцепление пальцев, постоянные попытки спрятать ладони.
  • Зависимые и доминирующие. Доминирующий человек старается казаться выше, нависать над собеседником, смотреть на него сверху, похлопать его по спине или плечу. Зависимый – опускает голову, отводит глаза, смотрит исподлобья.
  • Гармоничные и противостоящие. В гармоничной беседе собеседники занимают соответствующие друг другу позиции. В случае противостояния могут быть сжаты кулаки, выставлено вперед одно плечо, приподнят подбородок, руки расположены на боках или бедрах.

Как распознать язык тела

Подделать язык тела сложно, а чтобы научиться его распознавать, просто достаточно быть внимательным. На сегодняшний день написано множество книг по определению невербального поведения и контролю эмоций. Порекомендовать можно книгу «Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам» авторов Аллана и Барбары Пиз, а также «Я вижу, о чём вы думаете» Джо Наварро.

Для того, чтобы научиться распознавать жесты и позы, нужно внимательно следить за:

  • положением головы собеседника;
  • его мимикой;
  • руками и ногами;
  • закрытыми и открытыми позами, в каких условиях они проявляются;

    Жесты

  • эмоциями.

Изучаем людей по мимике лица

Лицо человека отражает его истинные мысли, душевные переживания. «Движение» своих мыслей и намерений люди выдают, сами не замечая того, с помощью мышц лица.

Интересно: Немного о шоколаде

Каждый человек индивидуален по-своему. Но такие эмоции как радость, удивление, любовь, восторг или страх, злоба — люди на всей земле выражают одинаково. Это генетика и от нее никуда не деться.

Интересно! Улыбка отличается от всех других выражений — она выражает радость с помощью только одной мышцы. (Артур Конан Дойл)

Вы смотрите в лицо человека, когда общаетесь. Но способность, не только смотреть в лицо собеседника, но и видеть его настроение, есть не у каждого. … Значит этому надо научиться.

Конечно, в этом нет особой необходимости. Но умение читать по лицу мысли человека, увеличивает шансы и возможности в более эффективном и результативном общении.

Особенно, данное умение будет полезно для специалистов, работающих с людьми: руководителей, врачей, юристов, учителей и т. п.

Это интересно! «Поза в дипломатии и в семейной жизни — основа основ. Кто первый принял какую позу, тот и будет до конца хозяином… Здесь нельзя ошибиться ни в чем: ни во взгляде, ни в жесте и, упаси Бог, в преждевременной улыбке». (Писатель, историк — Юлиан Семенов)

Как стоит относиться к эмоциям, которые человек передает с помощью лица?

Американский психолог, профессор Пол Экман утверждает, что выражение эмоций на лице заслуживает большего доверия, чем слова.

Известный бизнес-консультант, Ася Барышева говорит, что «наше лицо, хотим мы этого или нет, является проводником взглядов, отношений, эмоциональных переживаний… Любая эмоция немедленно включает в работу несколько групп мышц»

Но, часто, выражение эмоций на лице может быть обманчивым.

Притворство заставляет человека «врать» лицом. Люди учатся контролировать выражение лица.

А как отличить истину от лжи по эмоциям на лице?

Для этого есть несколько правил:

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]