Роль общения в жизни человека: основа для появления общественных и личных отношений

Роль общения в жизни человека сложно переоценить. Благодаря общению, начавшемуся вместе с первыми примитивными знаками, и дошедшему в своем развитии до полноценной речи, предки человека смогли улучшить свои способности и коммуникативные навыки. А это привело к формированию современных людей и дальнейшему развитию цивилизации.
Общение необходимо не только для передачи опыта, но и для установления новых социальных контактов, решения конфликтов и многих других вещей, без которых современный человек не смог бы назвать себя цивилизованным. Даже прогресс современной науки оказался бы невозможным без речи и умения сохранять информацию в виде письменности, которая создавалась на основе вербального общения.

Статьи по теме

  • Что делать если раздражает коллега по работе: как избежать конфронтации 06.12.2020
  • Как игнорировать человека, который тебя раздражает и оставаться спокойным 06.12.2020
  • Примитивное общение: как не поддаться давлению хама 14.11.2020
  • Важный шаг к успеху в жизни — эффективное общение 14.11.2020

Роль общения в жизни человека: философия и психология


Философия рассматривает процесс общения как способ, благодаря которому происходит внутренняя эволюция социума и небольших групп. Это осуществляется посредством диалектического взаимодействия личности с обществом.

В психологии подход несколько иной. Здесь общение рассматривается как процесс взаимодействия, который необходим для того чтобы реализовать другие виды занятий человека.

Общение является одним из главных факторов самоформирования личности, что подтверждается выводами психологов.

Коммуникативные средства

Все, что человек делает, находясь в процессе общения, имеет некий коммуникационный смысл. Слова, интонация, скорость речи, поза, походка, осанка, жесты, мимика и много всего прочего сливаются воедино и воспринимаются людьми, как нечто неделимое. Однако психология разграничивает вербальные и невербальные средства коммуникации, потому что влияние их на восприятие людьми информации разнится.

К вербальным средствам коммуникации относят непосредственно человеческую речь, используемые слова, типы грамматических структур, стиль речи, литературные приемы. Как правило, вербальные средства более прямолинейны.

Группа невербальных коммуникативных средств намного разнообразнее и интереснее. Она состоит их следующих компонентов:

  • Мимика.
  • Жесты.
  • Пантомимика.
  • Позы.
  • Осанка.
  • Положение тела в пространстве.
  • Визуальный контакт.
  • Экстралингвистические факторы (тембр голоса, темп речи, интонация, паузы).

Для чего нужно общение

Человеку нужно общаться. Это его естественная потребность, обусловленная постоянным нахождением в ячейке общества, вроде семьи, трудового коллектива или школьного, либо студенческого класса.

В жизни человека роль общения невероятно значима, так как занимает одну из главных позиций, влияющих на психику. Человек, лишенный возможности общаться с себе подобными никогда не сможет стать социальной личностью. У него не будет достаточно цивилизованности и культуры, только лишь человеческий внешний вид. Здесь примером могут послужить «люди-маугли», у которых организм развивается как обычно, однако психическое развитие сильно задерживается из-за отсутствия контактов с другими людьми.

И хотя общение для большинства людей кажется естественным, у некоторых все же могут возникать различные проблемы: страх, социофобия. Обычно причина проблемы скрывается в подростковом возрасте, когда происходит первый осознанный вход в общество. Если он оказывается неудачным, результатом могут стать трудности в нахождении контакта с другими людьми.

А стоит ли говорить?

Сдержанность и умение решать проблемы самостоятельно, «не ныть» и «не грузить» окружающих многими людьми воспринимается как исключительное достоинство. Мне плохо, но я улыбаюсь, говорю о солнышке и цветочках: ну разве я не молодец? Разве не оберегаю своих близких от негатива?

Ответ не совсем однозначный. Если речь идет о действительно близких людях, а не об уставших коллегах в период дедлайна. Дело в том, что родные и любящие зачастую действительно чувствуют нас, наше состояние, настроение, обиду или печаль. Но не находя им подтверждения, начинают волноваться. Ты о А собеседник ощущает тревогу: что-то не так. Может, он не заслуживает твоего доверия? Или обидел, сам того не заметив?

Некоторым людям просто не нужно делиться своими переживаниями — в силу внутренних особенностей. Никакой детской травмы или грустного опыта за этим может и не стоять. Просто одному человеку нужна большая группа поддержки, другому — беседа с другом, а третьему — чтобы его просто оставили в покое, не трогали, дали разобраться самому.

Чем характеризуется общение

Для начала стоит выделить содержание общения. Это может быть:

  • передача знаний или опыта;
  • восприятие собеседника;
  • взаимооценка друг друга собеседниками;
  • взаимовлияние;
  • взаимодействие;
  • управление действиями.

Это основные моменты, поясняющие роль общения в человеческой жизни.

Теперь стоит перейти к функциям общения, которые признаны в мировой науке:

  1. Инструментальная. Диалог требуется для того чтобы совершить определенное действие, также оно необходимо для управления информацией и ее передачи.
  2. Синдикативная. Диалог — средство объединения.
  3. Самовыражения. Диалог используется для взаимопонимания.
  4. Трансляционная. Диалог необходим для передачи определенных способов деятельности или оценок.

Также выделяют второстепенные функции:

  • экспрессивная —эмоциональные состояния и переживания взаимопонимаются собеседниками;
  • социального контроля — определение алгоритма поведения и действий;
  • социализации — прививание навыков по взаимодействию с обществом согласно общепринятыми правилами.

Если одна из указанных ранее функций будет нарушена или вообще окажется отсутствующей, то наладить контакт окажется очень сложно.

Формы коммуникации

Задача коммуникации и общения в его узком понимании — наладить взаимодействие и дальнейшую совместную деятельность. Люди реализуют свои коммуникативные потребности как в письменной, так и в устной формах. К традиционным формам устной коммуникации можно отнести разговор, публичное выступление, презентацию, переговоры, совещание, деловую беседу.

Письменные формы коммуникации включают переписку, сочинения, письма, в том числе и электронные, доклады, документации, эссе и множество других разновидностей. Каждая из вышеперечисленных форм коммуникации имеет свои собственные характеристики и особенности, которые позволяют определить, в каких случаях лучше использовать ту или иную коммуникационную форму.

Разница в структуре общения

Существует определенная структура общения, обычно выделяется следующие стороны диалога:

  1. Коммуникативная. Это обмен информацией между собеседниками.
  2. Интерактивная. Обмен как знаниями, так и действиями.
  3. Перцептивная. Процесс восприятия друг друга во время разговора. Оценка внешности, характера и прочих черт.

Основным средством общения остается язык, однако также в диалоге могут участвовать жесты, различные знаки и прочие способы донести до собеседника свою мысль.

Что мы получаем от окружающих

Конечно же, мы и так можем понять, зачем человеку общение. Однако не всегда это можно объяснить. Общение нужно людям не только как потребность. Есть и другие положительные моменты. Например, мы можем приобрести много навыков и умений при помощи окружающих.

Люди обмениваются информацией, опытом, знаниями -и всё это называется общением. Главное — правильно построить диалог с собеседником. Когда люди обмениваются опытом или информацией, они глубже проникают в суть, становятся более умными, сознательными, культурными.

Очень часто интересные идеи, мысли приходят только тогда, когда ведётся диалог между людьми. Любой дельный совет часто помогает человеку. Психологи точно знают, зачем человеку общение. Они утверждают, что нет полноценной личности без диалога. То есть чтобы человек умел правильно высказывать свои мысли, ему и нужно как можно чаще общаться.

Польза живого общения с людьми

Человек – существо социальное. Люди постоянно взаимодействуют друг с другом. Коммуникация часто происходит посредством общения. Что представляет собой общение и насколько оно важно для каждого человека?

Условия общения

Взаимодействие между индивидуумами осуществляется с учетом определенных условий. Главную роль играют культурные и социальные устои. Многое также зависит от того, кем является собеседник.

К примеру, в одной местности коллеги могут приветствовать друг друга улыбкой или при помощи кивка (невербальное общение). В другой обязательно рукопожатие.

К старшим принято обращаться на Вы, к руководителям – по имени отчеству. С близкими и друзьями общение может быть более открытым и эмоциональным, нежели с малознакомым человеком.

Структура общения

Общение имеет так называемую структуру:

  1. Содержание. Передача информации (знания, опыт, навыки) от одного человека к другому.
  2. Цель. Потребность обусловившая начало контакта. Потребности бывают культурными, нравственными, творческими, социальными.
  3. Способы передачи информации. Выделяют коммуникативный способ – разговор, интерактивный – совместная деятельность и перцептивный – взаимное восприятие.

Как видно люди по-разному умеют взаимодействовать с социумом. В ход идут различные технические способы коммуникации.

Этапы общения

Как это не удивительно, но общение происходит в определенной последовательности. Вот основные этапы коммуникации:

  • Визуальный контакт. Способность индивида воспринять себе подобного в объективном мире.
  • Приветствие. Знак одобрения и дружелюбия. Люди приветствуют друг друга жестами или словами.
  • Обмен условностями, то есть формальной информацией. Можно поинтересоваться о делах и здоровье собеседника. Если у людей имеются общие, более глубокие темы для разговоров, то беседа будет иметь продолжение. Если нет – закончится любезным прощанием.

Основные функции коммуникации

Созидающее общение одновременно выполняет несколько важных функций, а именно:

  1. Самопознание. Взаимодействуя с другими, человек больше и лучше узнает себя.
  2. Самоподтверждение. Общение помогает чувствовать себя полноценной личностью.
  3. Обмен эмоциями.
  4. Координация событий и достижение согласия в совместной деятельности.
  5. Передача и принятие актуальной информации.
  6. Влияние на оппонента. Получение определенной выгоды.
  7. Знакомство с новыми людьми и поиск своего места в социуме.

Общение позволяет людям двигаться вперед. Помогает развиваться и не останавливаться на достигнутом.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]