Как научиться правильно общаться с людьми в любой ситуации


Приветствую Вас, друзья!

Чем больше в нашу жизнь проникают высокие технологии и социальные сети, тем больше людей начинают задаваться вопросом, как стать более общительным? В современном обществе, где умение заводить знакомства и поддерживать связи с людьми — один из важнейших навыков, порой бывает тяжело людям, которые испытывают проблемы с коммуникацией.

Однако, эта проблема решаема, и сегодня мы вместе с Вами пройдем 2 важных этапа, которые поможет Вам стать более общительным. Конечно, придется немного постараться. Но Вы же помните: без труда — не вытащишь и рыбку из пруда? Давайте начнем по порядку, и для начала разберемся, что вообще значит: быть общительным?

Причины неудачного взаимодействия

Неудача при коммуникации может быть вызвана рядом факторов. К самым распространенным причинам относятся следующие:

  1. Стереотипы. Из-за упрощенного и обобщенного мнения нет адекватного понимания ситуации и участников.
  2. Предвзятое отношение. В данном случае речь идет о категоричном отрицании любых противоположных мнений и взглядов.
  3. Враждебный настрой в отношении оппонента. Негативное отношение к самому человеку не дает адекватно воспринимать ситуацию и информацию.
  4. Отсутствие обратной связи (внимания и интереса). Интерес – проявление субъективной значимости информации для человека. Если ему что-то не важно или не понятно, то и не интересно.
  5. Игнорирование фактов. Умозаключения на основе догадок, интуиции, поверхностной информации.
  6. Нелогичность в речи, неубедительность, неверное употребление слов или построение речи.
  7. Ошибка при выборе тактики и стратегии общения.

Как бороться с замкнутостью

Стоит понять, что избавиться от чувства отчужденности можно, это не болезнь. Главное — принять проблему.

Способы побороть замкнутость:

  1. Развитие веры в себя. Преодолейте страх своих действий.
  2. Общение. Не обязательно сразу начинать знакомиться напрямую, это приведет к тупику в разговоре. Социальные сети — хорошее место для тренировок.
  3. Выучите танец. Позволит избавиться от скованности в движениях.
  4. Чаще выходите из зоны комфорта.

Замкнутость исправима, с ней нужно бороться. Лучшее решение — обратиться к психологу.

Читайте статью о том, как избавиться от замкнутости →

Стратегии общения

Выбор стратегии зависит от ситуации. Всего возможны 3 варианта общения:

  1. Монологическое – диалогическое.
  2. Ролевое – личностное, то есть общение по социальным ролям и «по душам».
  3. Открытое и закрытое. Первый вид предполагает полноценное выражение своей точки зрения и принятие чужой, обмен схожей, но идентичной информацией. При закрытом общении человек не может или не хочет полноценно выражать свою позицию. Закрытое общение используется в конфликтах и при выраженной разнице уровней компетентности сторон.

Отличие замкнутости от стеснительности

Замкнутый человек изолирован от общества по собственному желанию, он не страдает от недостатка общения. Такие люди живут в своем мире, редко кого туда впуская. Люди, страдающие синдромом аутизма, замкнуты. Им никто не нужен, у них отдельный мир.


Застенчивость характеризуется неуверенностью в себе, робостью. Таким людям требуется общение, но они боятся оказаться неуслышанными, высмеянными. Чаще застенчивость проявляется с незнакомыми людьми.

Барьеры в общении

Вероятно, вы решили, что не умеете общаться с людьми после того, как столкнулись с каким-либо барьером в общении. А они, к слову, неизбежны. Но, что не может не радовать, легко преодолимы. Предлагаю ознакомиться с ними.

Барьеры понимания

Фонетический

Однотонная, слишком быстрая или «загрязненная» речь.

Стилистический

Несоответствие стиля речи ситуации или состоянию партнера.

Семантический

Разная трактовка значений слов партнерами.

Логический

Непонимание логики оппонента.

Барьер социально-культурных различий

Характеризуется различной трактовкой понятий и ситуации из-за отличия в религиозных, политических, социальных или профессиональных взглядах.

Барьер отношений

Недоверие или непринятие информации из-за негативного отношения к информатору, то есть предвзятое отношение.

Как на самом деле

Все, на самом деле, далеко не просто. Возможно, интроверт сам часто оценивает и критикует. Весь мир для него вражеский и, исходя из этой мысли, ничего хорошего от окружающих ждать не приходится. А когда человек занимается только обсуждением, критикой и оценкой других людей, то он со временем начинает думать, что и все люди делают то же самое. Это так называемая иллюзия проекции. Она помогает человеку не чувствовать себя одиноким, и благодаря ей интроверты не сильно жаждут общения. Данные личности как будто читают мысли, они свято верят в то, что знают, что в голове у окружающих людей.

Трудности в неформальном общении

Кроме общих барьеров общения можно выделить отдельные особенности личности, затрудняющие контакты с людьми. Подумайте, не страдаете ли вы чем-то из ниже описанного.

  1. Социальная неуверенность. Предполагает неуверенность в собственных силах, вызванную восприятием своего статуса. Например, при общении с начальником.
  2. Робость. Может быть спровоцирована биологическими или социальными факторами. К личностным характеристикам (биологическое) относится агрессия, тревожность, медлительность, прочие особенности темперамента. Другие причины робости могут крыться в низкой самооценке после перенесенного стресса или травмы, социальной изоляции в детстве, неудачном личном опыте коммуникаций, недостатке словарного запаса, грамотности, ораторского мастерства.
  3. Застенчивость. Также вытекает из психолого-социальных факторов.
  4. Неумение установить психологический контакт. Обусловлено недостатком психологической грамотности, незнанием людей, невозможностью видеть особенности партнера.

Причины неадекватного восприятия людей

Почему с некоторыми людьми общение не складывается ни при каких обстоятельствах? Может быть, вы не принимаете самого человека? Итак, что мешает правильно воспринимать собеседника:

  1. Сложившееся еще до начала личного общения представление о собеседнике.
  2. Мышление стереотипами, то есть мгновенное отнесение человека к какой-либо группе и выискивание у него характерных черт.
  3. Ранние умозаключения при оценке личности.
  4. Ориентация только на собственные представления о человеке, игнорирование мнения со стороны.
  5. Привычка к человеку, убежденность, что он «по-другому не умеет».

Для адекватного восприятия важно исключить эти факторы, развивать способность к:

  • эмпатии (представлять эмоции других);
  • идентификации (ставить себя на место других людей);
  • рефлексии (оценивать, как вас видят другие).

Личности с трудностями в общении

Проблемы в общении можно представить следующим образом. Постарайтесь определить свой тип.

Хочет, но не умеет общаться

Вызвано невоспитанностью, эгоизмом.

Не хочет, не умеет и не может общаться

Вызвано одиночеством, аутизмом, неврозом, депрессией.

Умеет, но уже не может и не хочет

Вызвано отчужденностью, отстраненностью от общества.

Умеет, может, но не хочет

Вызвано интроверсией, самодостаточностью.

Может и хочет, но боится

Вызвано застенчивостью.

Нужна ли полная изоляция

Здравомыслие — это полезное умение или черта человека, которая дает возможность правильно оценить ситуацию и правильно поступить. Сидя, закрывшись от всех, человек не понимает, что у него есть проблема. Он себе все объяснил в таких красках, что все просто идеально, а если же он совершит какие-то действия, которые снова его приведут в общество — это будет просто ад.

Сложно помочь человеку, который ту самую помощь отвергает. Хотя все равно находятся интроверты, которые находят в себе силы посмотреть на себя честно и принять помощь психиатра.

В полной изоляции есть только деградация, а любой интроверт направляется именно туда. Даже если он закроется в квартире и будет читать (это вроде как деградацией не назвать), у него высок риск психических изменений, ведь невозможно развиваться без контакта с обществом.

Процесс потери здравого смысла происходит медленно, но восстановить его практически невозможно. Через некоторое время странные мысли могут материализоваться в действия, которые могут нанести непоправимый ущерб самому интроверту или даже окружающим.

Диагностика ваших умений

В ходе общения люди оказывают сильное влияние на личности друг друга. Не исключено, что у вас общение не складывается из-за нетерпимости к критике, так как в результате общения всегда видоизменяются притязания и намерения сторон, их мысли, эмоции и чувства. Предлагаю вам оценить себя как собеседника.

Советую пройти тест на коммуникативную компетентность (автор В. Е. Левкин), чтобы вы знали, с чем имеете дело. Попрошу вас максимально честно ответить на 5 вопросов. Помните, что завышенные результаты так же плохи, как заниженные. В первом случае вы рискуете неадекватно воспринимать себя и мир, а во втором – обзавестись неуверенностью и стать пассивными. Так что ответьте честно на каждый вопрос в баллах от 1 до 7 (насколько у вас выражена каждая шкала).

  1. Способность слушать и слышать, выслушивать и вслушиваться, способность заставить слушать.
  2. Способность доносить свою мысль ясно и точно, на понятном собеседнику языке, способность убеждать.
  3. Способность понимать и учитывать эмоции, мотивы и намерения людей, способность мотивировать.
  4. Способность в общении контролировать свои эмоции, сохранять ясность ума и понимание смысла действий.
  5. Способность предотвращать и решать конфликты, находить выход из предконфликтных ситуаций.

Если какая-то способность получила низкую оценку, значит, ее необходимо развивать. Для получения общего результата перемножьте все оценки и подведите итог.

  • 15043-16807 баллов (90-100 %) – прекрасно.
  • 11682-15042 баллов (70-89 %) – хорошо.
  • 4959-11681 баллов (30-69 %) – удовлетворительно.
  • 1598-4958 баллов (10-29 %) – слабо.
  • 1-1597 баллов (1-9 %) – очень слабо.

Если сомневаетесь в своей оценке или хотите узнать, как вас видят другие, то попросите кого-то ответить на эти утверждения относительно вас.

Таким образом, вы получили результат относительно общей коммуникативной компетентности и отдельных способностей. Теперь вы знаете свои слабые и сильные стороны. Время действовать!

Признаки замкнутости

Сосредоточенных на своем внутреннем мире людей называют интровертами. Значительный акцент своей жизни они делают на свои переживания и мысли. К ним нужен особый подход, общение таким людям дается непросто. Основные признаки темперамента замкнутой личности:

  1. Неуверенность. Не высказывает свое мнение, отмалчивается, не бывает инициатором.
  2. Неразговорчивость. Ярко выражено с раннего возраста, ребенок не разговаривает, если спрашивают — отвечает короткими фразами.
  3. Стеснительность. Не желает быть в центре внимания.
  4. Трудность нахождения общего языка с обществом. Сложно добиться успеха в карьере, личной жизни.
  5. Пассивность, серьезность.

Внешние особенности необщительного человека заметны даже без контакта с ним:

  1. Руки постоянно в карманах. Таким жестом он пытается отстраниться от мира.
  2. Голова опущена. Не верит в свою привлекательность, старается оставаться незамеченным.
  3. Не смотрит в глаза при разговоре. Глаза устремлены в сторону даже при общении.

Социофобы боятся, что люди заметят их внутренние переживания. Плохие мысли вызывают у них волнение.

Азы работы над собой

Следует понимать, что недостаток коммуникативности изменить проще, нежели недостаток коммуникабельности. Первое – неумение устанавливать контакт, то есть незнание основ процесса общения, стратегий, правил. Коммуникабельность – невозможность налаживания контактов, обусловленная личностными особенностями. От того предлагаю вам два направления работы:

  1. Для повышения коммуникативности достаточно запомнить материал этой статьи и регулярно практиковаться.
  2. Для личностных изменений нужно установить причины неудач (пропишите, что предшествовало неудачным контактам). После этого углубиться в изучение конкретной проблемы, например, стеснительности, мнительности, агрессивности и так далее, а также изучить методы саморегуляции для того, что нельзя изменить, например, акцентуаций характера, особенностей темперамента. В отдельных случаях может понадобиться посещение психотерапевта.

Как преодолеть застенчивость

Застенчивость – самая популярная причина неудач в общении. Ее хочу рассмотреть подробнее.

  1. Не уходите от разговоров. Какой бы дискомфорт вы ни ощущали, общайтесь с разными людьми. Находите что-то интересное и приятное для себя.
  2. Популярное заблуждение застенчивых людей: нужно говорить только умное. Разрешите себе говорить пустяковые вещи.
  3. Разрешите себе быть ребенком, но не безответственным, а непосредственным, веселым. Вспомните, как легко дети начинают разговаривать друг с другом.
  4. Учитесь быть спонтанными. Рассказывайте анекдоты и житейские истории.
  5. Помогайте людям. Иногда из-за застенчивости человек не может и «спасибо» сказать, что воспринимается как высокомерие и злость.
  6. Контролируйте лицо, следите за улыбкой.

К сожалению (или счастью), преодолеть застенчивость и подобные ей черты можно только по методу «клин клином».

Что делать, если люди вас раздражают

Постарайтесь находить истинные причины поведения людей. Например:

  • Болтливая женщина, вероятно, одинока.
  • Высокомерный человек – застенчив.

Научитесь обращать внимание на положительные черты людей, а не мелочные проявления.

Как общаться с противоположным полом

Трудности в общении с противоположным полом, как правило, обусловлены родительским сценарием и стереотипами. Забудьте все «должен», позвольте себе быть собой и составить самостоятельное представление о партнере. Основа работы – составление реальных ожиданий и требований к себе и партнеру. Чего не хватает вам?

Как быть привлекательным для собеседника

Коммуникативная привлекательность, или аттракция, состоит в следующих положениях:

  1. Не скупитесь на личные обращения (по имени или имени и отчеству). Это подсознательно вызывает положительные эмоции и интерес, расценивается как внимание и уважение.
  2. Не забывайте улыбаться и выдерживать «открытое» лицо, будьте доброжелательны.
  3. Не избегайте комплиментов и похвалы. Поощрение приятно всем людям.
  4. Всегда давайте высказаться собеседнику. Если вам не интересно или вы уже слышали об этом, то все равно терпеливо с приветливым лицом выслушайте.
  5. Оперируйте знаниями о своем собеседнике (знак зодиака, хобби, темперамент).

Подробнее о проблемах, возникающих из-за нехватки общения

Выше уже упоминалось, что нехватка общения (во всех ее видах) способна причинить немало конкретного вреда человеку. Но в чем же заключается такой вред?

  • Человек, которому не хватает общения, меньше живет. Соответственно тот, у кого много друзей, живет дольше. Да-да! Этот феномен замечен еще в древности и, между прочим, воспет во многих художественных произведениях и образцах народного творчества. Вспомним, хотя бы, известнейшую пословицу: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Каждый, кто читает эти строки, с легкостью припомнит еще много похожих поговорок и пословиц. А народ зря говорить не будет.
  • Люди, которым всю жизнь не хватало общения, дожив до старости, чаще впадают в старческое слабоумие.
  • Большая часть причин, из-за которых люди сводят счеты с жизнью (имеются в виду самоубийцы) – это именно нехватка общения. То есть, одиночество во всех видах и смыслах.
  • Лишний вес и диабет гораздо чаще бывают у людей, которым не хватает общения. Здесь нет ничего особо загадочного. Нехватка друзей вынуждает больше времени проводить в неподвижности. Больше того – заедать свое одиночество чем-нибудь сладеньким и вообще вредным. А дальше все понятно и без комментариев.
  • То же касается и инфарктов. Их у одиноких людей намного больше. Опять-таки здесь нет ничего необъяснимого. Мало общаясь, человек сильно переживает на эту тему, что обязательно сказывается на сердце.
  • Нехватка общения – это постоянные стрессы, а они влияют на состоянии всего организма, в первую очередь ослабляя иммунитет. Ну, а где слабый иммунитет, там целая россыпь всяческих болезней.
  • Люди, которым не хватает общения, обычно не уверены в себе. Здесь, опять же, все предельно ясно. Как можно быть уверенным в себе, если никто со стороны не подтверждает твоих достоинств и положительных качеств? А самому их обычно не видно. Вот и приходится часто и глубоко комплексовать.
  • Человек, который много общается, обычно ощущает себя гораздо счастливее того, кому общения не хватает. У общительного человека все под рукой – друзья, любимые, их улыбки, новости. Что еще нужно для счастья?
  • Человек, который мало общается, часто заменяет недостаток общения всяческими вредными привычками. Нужны ли здесь дополнительные комментарии? Допустим, алкоголики – люди, как правило, одинокие.
  • Нехватка общения не позволяет человеку саморазвиваться. Что такое саморазвитие? Это когда сравниваешь себя с другими и стараешься им подражать. В положительном, разумеется, смысле.

Что делать, если не хватает общения?

  1. Избавьтесь от пессимистического настроя и расслабитесь. Попытайтесь поймать дзен в своем одиночестве. Ищите плюсы во всем: не хватает общения, но есть свободное время, значит вы можете потратить его так, как хочется именно вам, не под кого не подстраиваясь.
  2. Найдите хобби. У каждого человека есть свое увлечение, возможно вы просто пока не нашли свое. Пробуйте разное: йога, рисование картин, лепка, танцы… Сейчас не трудно найти студию с интересным занятием или занимайтесь дома.
  1. Не сидите в четырех стенах. При нехватке общения так хочется свернуться калачиком и жалеть себя, но не стоит этого делать. Вспомните о пункте 2 про хобби. Не бойтесь попробовать новое — множество студий проводят бесплатное первое занятие, это и мастер-классы, и тренинги, и квесты, и прочие. Ищите такие и отправляйтесь на них. Там вы встретите множество таких же людей, которым не хватает общения и возможно заведете друзей.
  2. Поднимайте свою самооценку. Люди часто тянутся к другим людям, а вот закомплексованных типов, неуверенных в себе сторонятся. Поэтому всеми силами старайтесь поднять свою самооценку, полюбить себя и научиться заботиться о себе.
  3. Станьте волонтером. Да-да, из этой благотворительной деятельности тоже можно извлечь выгоду для себя. Волонтерских организаций сейчас много, выбирайте деятельность, которая близка к вам.
  4. Общайтесь на форумах и группах по интересах. Конечно, полноценного живого общения это не заменит, но некоторую ее нехватку решит. Не бойтесь через какое-то время предложить встретиться в реальности.
  5. Больше путешествуйте. Не бойтесь покинуть родные стены. Выходные не повод сидеть дома, отправляйтесь в небольшое путешествие в соседний город. Кто знает, возможно вы встретите настоящих друзей в вагоне поезда или на соседнем сиденье автобуса. А осмотр местных достопримечательностей отвлечет от грустных мыслей об одиночестве.

Даже если вы работаете над своей самооценкой, путешествуете, ходите на курсы кройки и шитья, стали волонтером, но по-прежнему чувствуете себя одинокой, не расстраивайтесь. Все придет со временем. Повторяйте пункты снова и снова и однажды вы найдете что-то свое.

Посмотрите видео советы от психолога Натальи Вайксельбаумер

Психотехника общения

  1. Продумайте заранее сценарий и возможное развитие общения.
  2. Создайте благоприятную психологическую обстановку. Оптимальный вариант – личное общение на близком расстоянии. Не начинайте разговор «с места в карьер». Спросите, например, как ваш собеседник добрался. Продумайте свой внешний вид (одежда, макияж, имидж). Ваша внешность и вежливость – первое, что располагает или отталкивает партнера.
  3. Стимулируйте активность собеседника, отдавайте предпочтение диалогу, соблюдайте речевой этикет.
  4. Подбирайте поведение согласно ситуации, но всегда будьте внимательны к собеседнику. Признаки внимания: легкий наклон тела вперед, движения бровей, перефразирование слов (Я так поняла, что … Верно?»).
  5. Установите психологический контакт за счет постепенного сближения (его основа – уверенность, интерес, честность, эмоциональная стабильность); создания «Мы»; выполнения по ходу разговора посильных и малейших просьб; комплиментов, поощрений, одобрений.
  6. Доказывайте свою позицию с точки зрения интересов партнера, а не своих (предварительно выявите особенности человека напротив).
  7. Не забывайте про саморегуляцию (управление своими эмоциями и чувствами, мыслями, ощущениями) и другие рекомендации по общению.

Что значит хорошо уметь общаться?

Общение — это сложный процесс, состоящий из набора вербальных и невербальных средств.

Умение не просто говорить, чтобы нарушить звенящую и неловкую тишину, но и способность взаимодействовать, развить беседу и углубиться в тему, чувствуя при этом настроение оппонента.

Полноценное общение должно отвечать трем требованиям:

  • осознанность;
  • открытость;
  • восприимчивость к обратной связи.

Достаточно высокая степень осознанности обеспечивает продолжение беседы.

Ведь осознанный человек, получая вопрос или ответ, пропускает его через себя, сразу же формируя отношение или мнение на данную тему.

Неосознанный человек будет пребывать в замешательстве, пытаясь отреагировать «правильным», а не естественным образом.

Открытость стирает границы и запреты. В голове больше не возникает мыслей о том, что с коллегами лучше говорить о работе, а с бывшим одноклассником о школьных шалостях. Любое общение (вне зависимости от формы) воспринимается положительно.

Восприимчивость к обратной связи указывает на то, что индивид не просто случает своего собеседника, но и читает невербальные знаки (интонацию, мимику, жесты, позы и т.д.).

Все эти нюансы в совокупности помогают направить общение в нужное русло, раскрыть или сменить тему при необходимости, плавно перетекая от одного информационного повода к другому.

Подача информации

Чтобы расположить к себе собеседника, надо умело формулировать свои мысли, четко разговаривать и использовать язык тела.

В противном случае слушатель просто не поймет, какую информацию до него хотят донести.

В результате он воспримет сказанное как информационный мусор, а потом поспешит завершить разговор.

Если вам нужно выступить перед аудиторией

Аудитория – группа людей, объединенная деятельностью и местом. Групповая психология, а в частности групповое восприятие, отличается от индивидуального. Например, для большой группы свойственна внушаемость, подражание, заражение, интенсивное переживание эмоций. Разве что мотивы могут отличаться. Кто-то пришел сам ради интереса и познания, а кто-то «добровольно-принудительно» по чьему-то приказу или просьбе.

Общение с аудиторией, то есть множеством людей – особая ситуация, требующая своих психологических коррективов, если так можно сказать. Важно знать методы поддержания интереса, привлечения внимания, самообладания, донесения информации, несмотря ни на что. Итак, что нужно знать и как себя вести при общении с аудиторией:

  1. Оптимальная дистанция – 3-4 метра. Дальше расценивается как высокомерие или неуверенность, ближе – нарушение пространства, давление. Избегайте физических прикосновений. Но стоит понимать, что эти нюансы зависят от аудитории и темы разговора.
  2. Выдержите паузу в начале речи. Это нужно для подготовки аудитории. В момент паузы слушатели рассмотрят вас, окружающую обстановку, то есть настроятся на внимательное слушание. Вместе с этим слушатели станут заинтригованными, а сам выступающий человек успеет успокоиться.
  3. Избегайте монотонных скучных речей и прямых призывов («Внимание!», «Будьте, пожалуйста, внимательнее!»).
  4. Следите за разнообразием и объемом информации, соответствием содержания интересам аудитории.
  5. Если видите, что какой-то материал «не заходит», то импровизируйте. Всегда следите за реакцией слушателя.
  6. Как привлечь внимание? Старайтесь выдерживать интригующие паузы. Текст стройте по принципу «вопрос-ответ». Приводите противоречивые и спорные аргументы.
  7. Используйте разные стили речи, в том числе провокационные.
  8. Употребляйте интересные выражения, цитаты, афоризмы.
  9. Меняйте темп речи и тембр голоса.
  10. Используйте эпитеты и другие фигуры речи.
  11. Акцентируйте внимание на тезисах, подводите предварительные итоги.
  12. Всегда выделяйте проблему и представляйте альтернативные мнения на нее.
  13. Поддерживайте контакт глаза в глаза. Можно выбрать 1-2 людей из первых рядов.
  14. Придавайте речи характер дискуссии, полемики (сами с собой или с аудиторией).
  15. Не скупитесь на наглядность и жесты (но не перебарщивайте).
  16. Обращайтесь к аудитории («Так, дорогие слушатели, мы с вами подошли к …»).
  17. Старайтесь сами разговаривать, а не читать по бумажке.
  18. Обращайте внимание на начало речи. Не подходят фразы типа «Я специально не подготовилась, но давайте попробуем», «Не знаю даже как начать», «Возможно, вам не понравится то, что я скажу». Лучше отдать предпочтение таким фразам, как «Слышали ли вы», «Вы, наверное, еще не знаете». Вместе с этим не забывайте про приветствия и обращения.
  19. Отдавайте предпочтение местоимениям «мы», «вы», старайтесь не злоупотреблять «я».
  20. Помните, что лучше всего запоминается начало и конец информации. Старайтесь самые важные моменты не включать в середину текста.
  21. Важно работать над грамотностью речи. Неправильно употребленные стилистически слова или неправильное произношение может вызвать раздражение, насмешки и иронию со стороны аудитории. А что еще опаснее – потерю внимания. Слушатели будут следить за выступающим и его речью, а не за содержанием мысли.
  22. Ни один способ привлечения внимания не спасет, если сама личность оратора не вызывает расположения аудитории. Прежде всего, нужно уважать аудиторию, быть чутким и внимательным, дружелюбным. К другим нравственно-этическим качествам, вызывающим доверие и интерес, относится принципиальность, эрудиция, убежденность, самокритичность.

Качества хорошего оратора

Хочу познакомить вас, дорогие читатели, с качествами хорошего оратора. Обладая этими качествами, вы без проблем сможете общаться сразу с целой публикой (группой друзей).

  1. Компетентность в обсуждаемой теме, эрудиция, высокий уровень общей культуры личности.
  2. Убежденность в собственной деятельности, произносимых мыслях.
  3. Гибкость, критичность и самокритичность (качества ума).
  4. Решительность, самообладание, настойчивость (качества воли).
  5. Устойчивость (к внешним раздражителям), импульсивность (реакция в нужных местах на проблемную ситуацию), жизнерадостность (качества эмоций).
  6. Доброжелательность, общительность, скромность, такт (качества коммуникативной сферы).
  7. Организованность, целеустремленность, деловитость, энергичность, работоспособность (деловые качества).

Важно понимать, что одни и те же качества обеспечивают разный результат. Присовокупляясь к темпераменту и характеру, они образуют индивидуальный стиль общения с аудиторией.

Замкнутость у мужчин

Когда мужчины ищут пути решения из стрессовой ситуации, они замыкаются в себе, отключают часть мозга, которая несет ответственность за эмоциональную деятельность. Разговоры в такие моменты сводятся к минимуму. У 90% мужчин есть хобби, куда он погружается с головой. Хобби помогает отвлечься от внешнего воздействия и вернуться к привычному ритму жизни.

Совет для девушек: принимайте увлечение мужа, как должное, хобби — необходимость для мужчин.

Причиной психологического расстройства у мужчины может стать разрыв с женщиной по ее инициативе. Тогда мужчина лишается своей самооценки, мужества, он подавлен и избегает общения.

Как общаться без конфликтов

От неумения общаться с людьми часто случаются конфликты. К слову, случиться они могут и по другим причинам, но без коммуникативных умений их точно не удастся разрешить. Как же общаться, чтобы не попасть в конфликт? Как реагировать на хамство и споры?

  1. Всегда помните о самоконтроле, не давайте воли эмоциям.
  2. Если совсем не удается сдерживаться, то бросьте сами себе вызов: «А смогу ли я выдержать напор и неадекватность этих людей?»
  3. Не будьте категоричны, не принимайте опрометчивых решений и не отбрасывайте встречные предложения в сторону.
  4. Акцентируйте внимание на схожих точках зрения, а не отличных. Если таковых нет, то уходите от разговора либо продолжайте в спокойной форме настаивать на своем.
  5. Уважайте другого человека и себя. Помните, что когда оскорбляете вы, то и негатив также доходит до вас.
  6. При необходимости или удобном случае переведите разговор в другое русло, смените тему, остановитесь первым в «горячей» ситуации.
  7. Если предполагаете, что какая-то ваша мысль вызовет нервный срыв у партнера по общению, то подберите максимально мягкую формулировку или вовсе воздержитесь (если это возможно).
  8. Не повторяйте одни и те же аргументы, особенно если на них идет одинаковое отрицание.
  9. Умейте признавать право каждого человека на свое мнение, которое может не соответствовать вашему. Оставляйте за оппонентом право остаться при своем мнении.
  10. Помните, что каждый человек, в том числе вы, может ошибаться. Прислушивайтесь к другим точкам зрения в спорных вопросах, перепроверяйте информацию, расширяйте имеющиеся данные.

Всегда помните, что все негативные эмоции оказывают отрицательное влияние прежде всего на ваш организм, а потом уже на оппонента. На споры, переживание, вражду уходит много энергии. А эмоциональное напряжение переходит в мышечное напряжение всего тела (психосоматика).

Страх быть отвергнутым

Подойти к девушке и попытаться, может, с ней познакомиться? Таких мыслей и следующих за ними действий у интроверта не будет. Он себе ясно говорит: «Она скажет «нет», по-любому.» А, вроде бы, что сложного в том, чтобы взять и подойти. И если даже прозвучит отказ, что плохого произойдет? Мир ведь не разрушится! Но интроверт так не думает.

И себе он все объяснит в любом случае, заставляя убедиться в том, что это было правильно совершенное действие — просто легче отстраниться, чем рисковать, подходя к девушке, услышав «нет», усугубив свое эмоциональное состояние и подкинув порцию напряжения. Но ведь могло бы произойти и совершенно по-другому: человек бы подошел, начал знакомиться, завязался бы разговор, и все бы было просто отлично. Но страх не дает совершение таких действий.

Принципы делового общения

Общение на работе имеет совершенно другие особенности, которые важно учитывать, чтобы успешно общаться с коллегами и начальником.

  1. Ориентируйтесь на общую нить разговора и главную цель, вкладывайтесь согласно этому (кооперативность).
  2. Не преуменьшайте, но и не преувеличивайте содержание и объем информации. Говорите строго по делу (достаточность информации).
  3. Не врите и не скрывайте факты (качество информации).
  4. Не отклоняйтесь от темы (целесообразность).
  5. Будьте точны и конкретны в высказываниях и аргументах (ясность).
  6. Умейте слушать и выделять из контекста главные мысли (понимание).
  7. Учитывайте индивидуальные особенности собеседника, но помните о главной цели и идее разговора.

Границы и принципы делового общения, как правило, обговариваются собеседниками заранее.

Общительный человек: какой он?

Общительный человек, как правило, успешен в социуме. Для того, чтобы вступить в контакт, ему не нужен внешний стимул или «первые шаги» со стороны собеседника. Ведь общительные люди сами стимулируют окружающим на взаимодействие.

С таким человеком легко найти общую тему, он умело поддерживает разговор и объединяет вокруг себя людей, выступая в качестве социального лидера и инициатора межличностной активности.

Общительный человек контактирует с окружающими потому, что он хочет это делать. И всем прочим видам времяпрепровождения такой индивид предпочитает общение.

Отсюда проистекает легкость и непринужденность, ведь беседа приносит удовольствие, а не является вынужденной необходимостью.

При этом человек может ограничиваться поверхностным общением, не раскрываясь перед собеседником и не слишком вникая в его проблемы/чувства/переживания.

Чаще всего общительные люди не нуждаются в глубоких и осмысленных разговорах, ведь такие разговоры подразумевают «уход в себя» и работу с эмоциями.

А это не самая привлекательная перспектива для индивида, внимание которого направлено во внешний мир.

Общительность можно спутать с коммуникабельностью, но это разные понятия.

Если в первом случае стимулом для вступления во взаимодействие является желание и чистая выгода (удовольствие от межличностного контакта), то во втором случае речь идет скорее об умении находить подход к другим людям с целью получения побочных выгод (например, заключение договора с партнером или обучение новому навыку посредством советов собеседника).

Послесловие

Итак, общаться с людьми не сложно и не страшно. Нужно только:

  • быть уверенным в себе и том, что вы делаете, говорите;
  • уважать себя и других (не переходить на личности, манипуляции);
  • прислушиваться к оппоненту и познавать его, то есть иметь развитую эмпатию;
  • быть критичным, но не категоричным;
  • всегда сохранять дружелюбный настрой (благодарность, приветствие, комплименты);
  • обладать коммуникативными компетенциями;
  • избавиться от личных «тараканов».

Помните, что причина проблем в общении всегда заключена в вас самих и только от вас зависит преодоление этих препятствий. Желаю вам сил для решения своих трудностей и искоренения нежелательных черт. Растите личностно, и умение общаться придет к вам само!

Замкнутость у ребенка и ее последствия

Объясняется замкнутость у ребенка часто неблагоприятной обстановкой внутри семьи, серьезным психическим потрясением, недостатком внимания.

Если вы не хотите сдаваться и готовы реально, а не на словах, бороться за свою полноценную и счастливую жизнь, вам может быть интересна эта статья.

Избавляться от проблемы рекомендуется сразу, главное — понять, по какой причине ребенок стал замкнутым, молчаливым.

Игнорирование проблемы чревато последствиями:

  1. Сложность в общении. Отразится на взрослой жизни.
  2. Нездоровый сон.
  3. Насмешки ровесников.
  4. Неуверенность в себе.
  5. Неудовлетворение коммуникативных, личностных потребностей.

При сложной ситуации надо обратиться к детскому психологу. Самостоятельно ребенок справиться с проблемой не сможет. Переходный возраст — сложный этап для родителей подростка. Замкнутый необщительный подросток трудно взаимодействует со сверстниками, ему сложно дается общение с учителями. Оставлять без внимания замкнутого подростка нельзя, его нужно разговорить. Правильно построенный разговор поможет ребенку поднять настроение, раскрепоститься.

Литература по теме

  1. Если вы увлекаетесь астрологией и верите в силу знаков зодиака, то советую приобрести книгу И. О. Родина и Т. М. Пименовой «Как общаться с тем или иным знаком зодиака, чтобы всегда оставаться в выигрыше?». В книге каждый знак разобран по тематическим блокам: описание самого знака (общая характеристика, поведение дома и на работе, привычки и отдых, особенности детей, мужчин и женщин); тактика взаимодействия в позитивном ключе (как заставить работать подчиненного, установить контакт с начальником, построить личные взаимоотношения, вести себя в быту и в постели) и негативном ключе (как спровоцировать и выиграть скандал, развестись, обойти коллегу); совместимость с другими знаками. Сразу оговорюсь, что блок негативных рекомендаций я не приветствую, но в жизни бывает всякое. Может быть, вам пригодится.
  2. Остальным читателям для расширения кругозора и повышения коммуникативного мастерства советую прочитать труд О. Г. Ридецкой «Психология общения: хрестоматия». В нем представлен очень обширный материал для теории и практики общения. Разобраны особенности коммуникаций по акцентуациям характеров.
  3. Также рекомендую ознакомиться с книгой Т. А. Тарасовой «Искусство общения: для желающих научиться искусно общаться: рабочая тетрадь». Это материал для практики: самопознания и коррекции себя. Феномен общения разобран по блокам, например, «знакомство», «ораторское искусство». Даны тесты на определение личностных качеств, практические упражнения, рекомендации.
  4. Еще одно практическое руководство по повышению коммуникативного мастерства и развитию умения конструктивно влиять на людей – книга Б. Бурга «Из противников в союзники». Это научно-популярная литература, подробно описывающая каждый принцип успешного взаимодействия.

Психологические проблемы с общением: взгляд со стороны

Если ты чувствуешь себя неуверенно в компании новых людей, проведи эксперимент: запиши себя на видео. В это время ты можешь делать вид, что общаешься, рассказывать билет к экзамену, «выдать» любой монолог. Потом проанализируй свое изображение и то, над чем тебе необходимо поработать.

Возможно, у тебя слишком тихий голос, ссутуленная спина или опущенный вниз взгляд.

Все «признаки аутсайдера» необходимо менять. К человеку, который сидит, расправив плечи, красиво смеется, но молчит, вырабатывается, как минимум, уважение. Такого человека даже хочется разговорить

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]