Знание правил этикета и уровень культуры общения — важнейшие факторы, влияющие на имидж в целом. Для эффективного налаживания связей важно сделать любой разговор приятным для всех участников. Этикет общения — это условно принятые правила, которые заранее определяют уместные высказывания и поступки. Учтивая манера вести разговор и вежливое поведение способствуют личному успеху во всех начинаниях.
Всеми забытый навык общения с людьми
1-я самая главная вещь – это преданный в нашей цивилизации забвению навык общения с людьми. Находиться здесь и сейчас – вот что постоянно упускается из виду. Очень важно, экстремально важно, когда человек, например, ведёт машину. Потому что, если он куда-то улетел мыслями – бум! Авария. И хорошо если авария лёгкая: поцарапали или ещё что-то. А если что-то серьезное?
Часто случалось так, что на лекциях в институте я не присутствовал: просыпался уже во время перерыва. Очень тяжело было слушать лекции и, в конце концов, я окончательно убедился, что спать на подушке оно гораздо удобнее, чем на жёстких партах.
Наверняка у вас тоже есть примеры, когда кто-либо не присутствовал во время общения.
В школе так часто бывает, например, Сидоров сидит и думает о девчонках. И тут учитель его поднимает с места: «Повтори мне Сидоров, что я только что сказала?». А… А Сидоров не может повторить, он ведь мысленно был в это время на пляже с девчонками.
Бывает ещё такая ситуация, когда человек рассказывает что-то, а другой человек витает в облаках где-то. Такое часто можно наблюдать, когда идет пара: муж с женой, и женщина рассказывает, как у неё прошел день, что можно купить такой-то шкафчик и так дальше. А он ей: угу, угу, угу…
И если у него спросить, а «Что, дорогой, я тебе только что сказала?», он: э-э-э… Это конкретный косяк в общении. Когда такая ситуация происходит, то человека тут нету. И, соответственно, общения просто не может быть. Такой вот облом.
Это самая базовая на самом деле вещь.
Взгляд и правила общения с людьми
Вторая вещь в правилах общения с людьми – это ваш взгляд, восприятие собеседника глазами. Просто смотреть друг на друга, отмечать какое настроение у потенциального собеседника, ещё что-то у него. Потому что ведь этого мало, только быть здесь, глаза-то, они ведь тоже для чего-то предназначены.
Один мой друг, он одно время не мог общаться глядя в глаза. Он постоянно уходил от этого и бурчал, глядя в свой телефон. Что он там делал в этом телефоне – не знаю, может в крестики-нолики играл или морской бой – я не подсматривал.
Это было несколько странно. А ему просто было тяжеловато общаться, вот он и убегал в телефон. А когда он всё-таки вылезал из своего гаджета, то оказывалось, что это классный парень, вот он смотрит на тебя, и общение шло гораздо легче.
Когда, например, какая-то ссора, то вы можете видеть мужа с женой, которые смотрят в разные стороны. Они не смотрят друг на друга, не хотят – тяжело общаться. Человек, который бесит – на него не больно-то хочет смотреть.
Не просто быть здесь, а ещё и воспринимать собеседника – это важно. Не зря есть видео звонки, в которых можно не только слышать человека, но и видеть.
Эмоции, вещи которые не передать словами – они читаются по человеку и людям очень-очень важно видеть друг друга. И это тоже не просто порой бывает. Когда злит человек, или его стесняешься, или он такой грозный, начальник такой серьезный… Кстати, человек в гневе воспринимает взгляд как агрессию – тут нужно быть аккуратнее.
Или когда такая красотка, которую человек вообще и не достоин даже, вот на неё даже взглянуть он не имеет права. А если он на неё не будет смотреть, то как же сделать ей предложение? Вот так вот отвернётся от неё и скажет: «Пойдем в ЗАГС». Что это такое?
Это второе очень важное правило.
Улыбайтесь
Грустные, мрачные люди всегда отталкивают и вызывают раздражение. Старайтесь больше улыбаться и излучать много позитива, чтобы у окружающих складывалось самое красочное о вас впечатление. Возьмите это за установку. Если настроение действительно испорченное, постарайтесь вспомнить приятные моменты из жизни, своего любимого домашнего питомца или просто послушайте веселую музыку. Иногда это действительно очень помогает, в частности при общении с пожилыми людьми.
В чём заключается настоящее искусство общения с людьми
Третья вещь, очень не проста – это настоящее искусство общения с людьми. И это важно при любой беседе – это некоторое чувство такта с одной стороны, а с другой стороны – понимание того, что все мы далеко не идеальны. Например, жена может прекрасно знать, что бесит её половинку. Например: «А-а-а, ты так и не повесил ту полку!».
А у него отвращение просто к этим полкам. Он и сам знает, и сам себя пилит за то, что её не повесил. А она ещё добавляет жару, сыпет соль на рану. Это его может довести до белого каления. И в некоторых случаях она это делает намеренно – злит мужа специально.
Вот, например, мужик во время разговора что-нибудь говорит такое, что женщине неприятно. Матюгнётся, например. Это неправильно конечно, с дамами надо вести себя как джентльмен. В то же время люди часто это делают не намеренно, вовсе не для того чтобы специально собеседнику напакостить.
Часто это происходит из-за того, что он не подумал, что этого может быть неприятно собеседнице. Человек же он, про себя то знает, а вот про других – не особо, он же не может влезть в голову. Поэтому, бывает, наступаешь на чужую больную мозоль – не ведая, что творишь.
Вот такой ситуации очень советуют досчитать до 10, а потом уже сказать ему: «Вася, пожалуйста, не надо материться». Это может несколько лучше сработать, чем истерика.
Это правило досчитать до 10 – она, безусловно, хорошо. Однако далеко не у каждого без тренировок будет получаться, ведь люди разные бывают, ситуации разные: кто-то орёт, кричит, топает ногами, кто-то ноет, плачет, другой лежит, отходит от пьянки.
И это ещё не самое серьёзное. Вот и разные ситуации бывают, когда общение, которое другой человек выдает вам, от него просто бесит. Чтобы быть человеком, который может выдерживать серьёзные нагрузки, существуют специальные тренировки. Они требует времени и сил, и знать нужно, где они проводятся.
А если у вас такой возможности как следует прокачаться нету, то попытайтесь до 10 досчитать. Не всегда будет получаться, особенно поначалу. Но вода камень точит. Это вернется к вам тем, что люди будут вас ценить. Очень-очень сильно. За то, что вы не орёте сразу, не грубите, а по-человечески объясняете, что к чему. Не обвиняете при этом.
«Вася, материться в компании с мужиками – это правильно. Если ты не будешь материться, то на тебя будут смотреть, как на недомужчину. А у нас сейчас с тобой свидание, вечер, романтика. И хочется слышать от тебя приятные, нежные, красивые слова».
И он вас действительно может услышать. Ведь вы его не учите жить, а просто по-человечески объясняете. Вы говорите о своей мозоли, и при этом не наступаете на мозоль его. Ведь и этот парень, да и любой из нас не больно-то любит ошибаться и быть не правым.
Это что касается больных мозолей.
Как правильно разговаривать с людьми ушами – психология слушания
Следующая важная вещь в любом общении — это донесение. Донесение до человека вашего сообщения. Часто бывает так, что человек говорит что-то невнятно или не достаточно громко – его просто не слышно.
У вас такое наверняка бывало, когда связь плохая по телефону и это начинает раздражать. Плохо слышно человека, ему приходится по нескольку раз повторять одно и то же. Он просит подойти вас к окну, а вы уже и так давно у окна стоите, даже на балкон вышли, чтобы разобрать что он там буровит. Да я уже у окна, с другой стороны! Ты сам-то подними уже свою… 5-ю точку!
Не доходят сообщения. И в итоге портятся отношения, даже любовь может вдруг потерпеть кораблекрушение, если один из влюблённых вовремя не донёс до другого что-то важное. Чтобы такого не происходило, нужно стараться до собеседника доносить свою идею.
Доносить до него внятно, достаточно громко. И такие вещи как эмоции: не всегда нужно что-то грубо говорить, например. В тоже время эмоции бывают разные нужны в той или иной ситуации. Плохих эмоций, на самом деле не бывает, но эмоции должны к месту употребляться. Также как и громкость голоса: когда то нужно поорать, чтобы человек тебя услышал.
Как-то с товарищем мы стали конфликтовать, но общее намерение было работать вместе, и поэтому мы моменты острые проговорили, выяснилось, что никто не хотел другому удавку на шею накидывать и дружба восстановилась. Даже как-то теплее стало с этим человеком.
На этой волне я стал рассказывать ему какую-то историю из своего детства. И только начал её рассказывать, у меня, что говорится, только душа развернулась… А он так хлоп: куда то ему вдруг срочно приспичило – мне пора, убегаю.
Только я начал раскрывать душу. Когда понимаешь, что ты ему важен, что общее дело ценно для обоих и на этой почве увеличивается естественным образом расположенность, доверие. Начинаешь разворачиваться, раскрываться… А он это обрезает.
Это донесение до других чего-либо и слушание другого человека.
Виды
Общение можно разделить на два вида:
- вербальное;
- невербальное.
Вербальное общение осуществляется при помощи слов, его можно разделить на письменное и устное. В любом виде вербального общения используется язык. Язык понимается как система знаков и способов их соединения в одно слово, следом в одно предложение или мысль. Любой язык неоднороден, его можно разделить на литературный и не литературный. Литературная форма языка является образцом с устоявшимися нормами и правилами.
Основой вербального общения являются речевые ситуации. Их можно разделить на:
- говорение – применение языка для передачи информации;
- слушание – восприятие информации на понятном языке;
- письмо – перенос речи в письменный вид;
- чтение – воспроизведение текста на знакомом языке с бумажного носителя.
Невербальное общение сложнее для восприятия, но, познав его основы, можно лучше понять собеседника, увидеть его истинные отношение и чувства. Если рассматривать средства невербального общения, то к нему можно отнести любые внешние проявления эмоций при разговоре.
Жесты – движения руками и головой. Такой метод передачи информации между людьми признан самым древним из всех существующих. В современных реалиях пытаются создать общепринятый словарь жестов, однако в каждой стране жесты имеют разный исторический смысл. Поэтому при общении лучше всего заранее узнать про значение излюбленных вами жестов.
Мимика – движение мышц лица. Основную информацию для собеседника при общении несут губы и брови. Отдельно стоит рассмотреть контакт глазами как часть мимики. Визуальные контакты тоже несут определённую смысловую нагрузку:
- Деловой взгляд – в данном случае вы глядите в лоб партнёру, это помогает создать более серьёзную атмосферу.
- Социальный взгляд устремлён в треугольник между глазами и ртом. Это помогает разрядить обстановку и сделать её более дружественной.
- Интимный взгляд чаще всего направлен на шею или грудь. Если такой взгляд взаимен, это говорит о высокой заинтересованности друг к другу.
- Взгляд искоса чаще всего рассматривается как знак враждебности или пренебрежения.
Пантомимика – движения всего тела. Сюда можно отнести осанку, позу и походку.
При общении в ходьбе всем собеседникам следует применять одинаковый темп ходьбы, желательно одинаковую походку.
Как эффективно общаться с людьми, которых невозможно заткнуть
Если ваш собеседник говорит без умолку, то становится совершенно непонятно, как можно эффективно общаться с таким человеком. Возникает серьезное желание воспользоваться верёвкой и скотчем…
Особенно часто возникает такая ситуация, когда тебе человек рассказывает какую-то вещь не первый раз уже. И в определённый момент это становится просто невыносимо слушать. Ну, раз выслушал, ну, два в конце концов куда ни шло. Но на кой чёрт он мне это 10-й раз рассказывает!?!
Было с вами такое?
А бывает, что ты другому человеку что-то рассказываешь, но не понятно, слушал он тебя или нет – в ответ ничего не говорит. В таких ситуациях, когда ты что-то хотел сообщить другому, а он тебе просто не дал понять, что услышал тебя. В таких ситуациях тебе хочется сказать это ещё раз, и ещё раз, и ещё, и ещё, и ещё…
В конце концов человек может просто охренеть от того, что ты ему уже 100 раз одно и тоже рассказываешь. Для того чтобы этого не происходило, ему бы просто сказать: «Чувак, я услышал тебя». А иногда бывает достаточно сказать: «Понятно».
И человек волшебным образом осознаёт, что его услышали. И больше он вас не будет долбать этим.
Иногда говорящему бывает сложно понять, что он донес до вас свою мысль, и ему нужно повторить это гораздо более мощно: громче, ярче, длиннее – объяснить, что он это до вас донёс. Возможно, вам даже придётся использовать разные интересные слова из местного диалекта.
Важно подтвердить человеку, что его сообщение, его мысль была до вас донесена. Он понимает, что его услышали. Он действительно был услышан и его больше не тянет это повторять вам. Всё, дошло сообщение. Дело сделано. И это его больше не беспокоит.
Это что касается такой важной вещи как подтверждение.
Подтолкните к разговору вопросом «Расскажите мне…»
В прошлом пункте мы говорили, что нужно «накинуть на себя халат доктора и слушать», но как заставить собеседника говорить? Для этих целей служат вопросы. Хороший вопрос подразумевает хороший ответ. Плохой вопрос приводит к плохому ответу.
Помню, когда я начинал карьеру агента по недвижимости, часто задавал людям вопросы, сформулированные следующим образом: «Почему продаёте квартиру?», «Почему такая цена?». На что получал стандартные короткие ответы: «Деньги нужны!» и «Чтобы денег хватило!». В такой ситуации было очень сложно поддерживать разговор, короткие ответы не давали возможности зацепиться и втянуть человека в диалог.
Чуть позже я поумнел и изменил формулировки вопросов: «Расскажите мне, какие обстоятельства привели вас к решению выставить свою квартиру на продажу?», «Расскажите, какие факторы вы учитывали, когда оценивали квартиру?». После таких вопросов я всегда получал развёрнутый ответ, который перетекал в доверительную беседу. А доверие и было моей целью.
Затем я адаптировал фразу «Расскажите мне…» для повседневных ситуаций, и она также отлично работает, когда есть цель разговорить неразговорчивого собеседника. А мы помним: чем больше он говорит, тем больше симпатии испытывает к нам. Пробуйте.
Умение общаться с людьми стеснительными или когда собеседнику сложно говорить
Ещё что одно важное умения общаться с людьми, например, стеснительными. Некоторые вещи тяжело говорить, на определённые темы общаться сложно. Например, бывает сложно сказать девушке, что ты любишь.
Или, например, сложно признаться в чём-то, что ты сделал плохого. Или просто другому человеку бывает сложно объяснить какие-то вещи, их обсуждать не совсем комфортно. В ситуациях нужна помощь.
Как же это делать? В одной конторе этот приём назвали «Метод угу». Вы побуждаете человека продолжить разговор, вы тянете за веревочку и человек, в конце концов, всё вам выкладывает, выговаривает всё то, что ему сложно было вам сказать.
В результате он чувствует облегчение, а вы чувствуете понимание ситуации. Часто это разрешает разного рода проблемы, возникает большое понимание друг друга, доверие, настоящая дружба. Очень ценно, чтобы общение было полностью завершено, чтобы человек полностью всё рассказал.
И вы помогаете ему тем, что говорите: угу, да, продолжай, и что дальше… — вы тянете за верёвочку, когда он начинает испытывать трудности, когда он начинает буксовать. А потом, когда он полностью выскажется, вы ему подтверждаете: «Я тебя понял». Тем самым, вы ему подтверждаете, что всё, что он вам рассказал, действительно до вас дошло.
Часто человеку даже и не нужно знать ваше мнение относительно всего этого, ему вовсе не нужен ваш совет. Часто такое бывает, что ты расскажешь о своей ситуации в бизнесе или семье и тебе тут же начинает советовать, учить, делиться мнением.
А ты ещё даже не до конца рассказал, что у тебя там произошло. Тебе нафиг не нужны никакие советы, тебе просто выговориться надо. Ты хочешь просто рассказать об этом другому человеку. Поэтому бывают такие неприятности, когда человек что-что другому рассказывает, выговаривается, а его то учить начинают, а то и вовсе не слушают.
В результате человеку сложно бывает о тех или иных вещах рассказывать. Просто у него много было обломов с этим и тяжело теперь стало это делать. Поэтому приходится помогать и тянуть из него эти вещи.
И вот он всё вам выдал: уф-ф-ф! Ему офигенно круто от этого. И ты чувствуешь себя настоящим мастером общения. А всего то и делов: ты просто ты его послушал, просто немного помог ему высказаться.
Уметь слушать – это способность настоящего друга.
Этикет для женщин
Ухоженный внешний вид, богатая и культурная речь, доброжелательность, воспитанность, элегантность и стиль, утонченные манеры поведения, умение сдерживать излишнюю эмоциональность, осанка, походка, обаяние и интеллект – вот основные отличительные черты настоящей леди. Для того, чтобы развивать в себе эти качества, необходимо знать основы этикета для женщин:
- умело подчеркивайте достоинства и скрывайте недостатки своей фигуры при помощи одежды, не гонитесь слепо за модой;
- при выборе гардероба всегда учитываем формат мероприятия, одежда должна соответствовать ситуации;
- макияж бывает дневной и вечерний, не стоит примерять образ «смоки айс» на утренние лекции – это выглядит вульгарно;
- аромат ваших духов очаровывает окружающих, а не душит;
- поправить макияж и расчесать волосы можно только в туалетной комнате;
- громкий смех, неумеренная жестикуляция, сильно выраженная мимика не красят девушку;
- бранные слова и ругательства никогда не должны срываться с губ представительниц прекрасного пола;
- пунктуальность является редким даром для женщин, помните, опаздывать на встречу более чем на 15 минут – плохой тон;
- умение вести беседу, поддержать разговор на всевозможные темы, быть открытой для общения;
- походка, осанка немаловажный вклад в общий образ женщины.
Как добиваться успеха в общении с людьми – секретный способ
И на закуску, ещё один секретный способ, помогающий добиваться успеха в общении с людьми. Необходимо понимать, что люди не всегда бывают в хорошей форме. Даже лучшие из нас бывают в такой ситуации, когда нуждаются в небольшом управлении.
Вот вы покупаете мандарины у южанина, и он говорит: «Слущай, 2 кило получилось – 150 рублей всего». В ему даёте 1000, он её берёт, даёт вам мандарины и начинает рассказывать о том, что у него бабушка очень любит кущать эти мандарины: «Не поверищь, не поверищь, самые вкусные мандарины».
Ты ему говоришь: «Ну, хорошо, а сдачу то дай». Он тебе: «Да, да, сейчас дам, послушай: бабушка, мой бабушка, она очень умный и она не устаёт повторять, что мандарин – это самый ценный фрукт!»
А ты ему говоришь: «А всё-таки, дорогой, я тебя понимаю насчёт твоей бабушки. Но дай мне, пожалуйста, сдачу». В конце концов, сдача, наконец то, до вас доходит. То есть требуется порой некоторое управление разговором, чтобы добиться результата.
Бывает, что человеку требуется такое управление, когда у него внимания не хватает – он перескакивает с одного на другое. А бывает и такое, что ему это невыгодно или он хочет на вас навариться побольше. Или ещё по каким-то причинам он с этой темы норовит съехать намеренно.
В обоих таких случаях вы можете именно с помощью грамотного общения довести процесс до нужного вам результата.
Правильное поведение в обществе деловых людей
Общепринятый деловой этикет представляет собой правила, которые призваны координировать взаимоотношения между сослуживцами, руководящим составом, партнерами по бизнесу и т. п.
На формирование деловых отношений влияет не только этикет, т. к. он регулирует только внешнее поведение. Человеку необходимо быть культурным и иметь высокие моральные принципы, чтобы воплощать в жизнь все нормы делового этикета.
Основы деловых взаимоотношений сформировались еще в начале XX в. и остались неизменными:
- уважение и соблюдение законов;
- честь и справедливость;
- соблюдение права частной собственности;
- выполнение обещаний;
- траты, соразмерные доходам;
- здоровая конкуренция, основанная на соблюдении законов.
Важные правила деловых отношений:
- Ответственность и честность – помогают в формировании длительных и эффективных взаимоотношений между партнерами и коллегами.
- Исполнительность – обязательный человек вызывает уважение и доверие, что способствует более эффективному взаимодействию.
- Субординация – служит инструментом в процессе регулирования деловых отношений между начальством и подчиненными.
- Любовь к своей профессии, преданность компании – такие люди ценятся в коллективе, а руководство доверяет им.
- Доброжелательное отношение к своим сослуживцам и партнерам по бизнесу.
- Компетентность – недопущение ошибок и соблюдение сроков выполнения заданий.
- Пунктуальность – следует приходить на деловые встречи строго в назначенное время.
- Конкурентоспособность – наличие знаний и навыков, благодаря которым сотрудник может претендовать на должность, имея конкурентные преимущества перед другими соискателями.
- Опрятный внешний вид – то, как выглядит человек, о многом может рассказать окружающим. Поэтому следует уделить внимание своему имиджу.
- Обратная связь – построение доверительных отношений между сотрудниками в организации имеет ключевое значение: корпоративная культура влияет на работу коллектива, повышая или понижая ее эффективность.