Человек ведет себя так, как о нем думают другие, делает то, чего от него ожидают. А как часто в жизни многих людей бывают ситуации, исход которых им удается предугадать почти со 100%-й точностью. В такие моменты на ум приходят термины «интуиция» или «ясновидение». В голове крутится вопрос: «Откуда я мог это знать?» Несмотря на то, что многие возможности нашего мозга не изучены, принцип работы интуиции частично разгадан. Данное явление именуется эффектом Пигмалиона.
Что такое эффект Пигмалиона?
Эффект Пигмалиона — это психологический феномен, согласно которому, человек неосознанно предопределяет исход ситуации своими ожиданиями относительно данной ситуации. В более широком смысле подобное явление называют «самоосуществляющимся пророчеством». Данный феномен наблюдается во всех науках и сферах человеческой деятельности, поскольку людям свойственно корректировать своё поведение в соответствии с собственными и чужими ожиданиями.
Смысл рассматриваемого психологического феномена заключается в том, что ожидания человека (положительные или отрицательные) с большой вероятностью оправдываются. Эффект Пигмалиона (или Розенталя) не подразумевает мистических взаимосвязей, поскольку человек сам непроизвольно прикладывает усилия в нужном направлении. Он считает, что заведомо знает исход, поэтому готовится к нему и осуществляет действия, кажущиеся ему логичными.
Обычно данный эффект подразумевает следующую цепочку событий:
- Человек обретает уверенность в определенном исходе.
- Неосознанно он осуществляет приближающие его действия.
- Он иначе воспринимает поведение и реакцию окружающих.
- Благодаря его действиям ожидания оправдываются.
- Человек говорит себе: «Всё получилось, как я и думал!».
В большинстве случаев эффект Пигмалиона является типичным самореализующимся пророчеством. Изначально такое пророчество далеко от действительности. Но люди начинают действовать в соответствии с собственными ожиданиями, в результате чего оно сбывается. Важно понимать, что сами действующие лица не осознают собственного влияния на ситуацию. Им кажется, что пророчество сбылось само по себе.
Блок 3. Ожидания. Усеченная модель мира.
Ожидания не всегда предполагают процессы изменения в окружающем мире, которые нарастают безостановочно. В случае несоответствия происходящих событий ожиданиям субъекта, у последнего может возникнуть состояние, известное как когнитивный диссонанс, когда возникает рассогласование между получаемой информацией о состоянии среды и собственными ожиданиями, встроенными в представление об окружающей среде.
Ожидания людей связаны с той информацией, которая находится в прямой доступности. Общий объем знаний человека значительно превышает тот объем информации, которым в данный момент распоряжается субъект. Это связано с ограничениями протекания физиологических реакций в центральной нервной системе человека.
Прочитать интересную статью про мозг и сознание человека можно здесь: Сознание и мозг человека. 5 характеристик. 13 фактов. Наука.
А еще много интересного здесь: Мозг и психика. От Декарта до Human Brain Project! Научный подход.
Когнитивная модель мира предполагает наиболее полное представление о мире, в то время как ожидания часто основываются на усеченной модели мира. Человек может быть когнитивно компетентным, т.е. разбирается в конкретном вопросе, однако в данный момент он проявляет глупость и решить вопрос адекватным способом оказывается не в состоянии. Соответственно ожидания человека по одному и тому же вопросу в разные моменты его личной жизни уже после овладения знаниями могут отличаться, как в завышенную сторону, так и в заниженную. Фактически такая ситуация, как «усечение» модели мира весьма распространенное явление и означает это, что в данной локальной точке это и есть персональная когнитивная модель мира. Она меньшего размера, чем была вчера, например, при этом сейчас другой просто нет, а значит ожидания строятся, базируясь на данной по факту.
Когнитивная модель мира — это не постоянная величина, не статичное явление, а постоянно меняющаяся, динамическая система. В любой момент времени она отлична от своей предыдущей версии. При этом предыдущая версия может быть, как более полной, так и менее богатой. И только способность субъекта управлять своим вниманием, фиксируя его на восприятии или мышлении, позволяет уменьшать число «провалов» в модели и избежать «усеченных знаний».
Прочитать интересную статью про мышление можно по ссылке: Что такое мышление в когнитивной психологии и почему идея это не мысль?
Внимание личности есть самый мощный и первостепенный ресурс помощи.
Прочитать статью про внимание здесь: Что такое внимание и почему психологи называют его прожектором сознания?
ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО “Переговоры. Как преодолеть возражения?!”
Responsive WordPress Gallery Plugin
Как проявляется эффект Пигмалиона?
В реальной жизни данный феномен часто связан с мистическими ожиданиями. К примеру, гадалка говорит парню, что он скоро встретит свою судьбу. И вот он, предвкушая долгожданную встречу, начинает тщательнее следить за собой. Он лучше одевается, старательно бреется и ведёт себя изысканнее. А ещё он приветливо улыбается каждой понравившейся незнакомке, с интересом глядя ей в глаза. И благодаря такому поведению он довольно скоро действительно знакомится с приятной девушкой.
Интересно, что эффект Пигмалиона часто встречается в среде ученых, совершенно не склонных верить в мистические взаимосвязи. Он может возникать в любой науке, на всех стадиях эксперимента, на которые люди могут повлиять. Даже если прямое влияние на исследуемое явление невозможно, от людей напрямую зависит, как полученные данные будут интерпретированы или систематизированы, какие параллели и взаимосвязи будут выявлены при обработке результатов.
Очень сильно данный эффект проявляется у детей. Ребенок, которого регулярно хвалят за успехи в учёбе, обретает уверенность в себе и учится лучше. Если же его убедить, что он – неспособный ученик, то и оценки впредь у него будут соответствующие. Более того, уже в детстве можно «запрограммировать» судьбу человека, убедив, что его ждёт большое будущее или что он, наоборот, вырастет неудачником.
Первое впечатление
Эффект Пигмалиона замечателен еще и тем, что может работать в другую сторону. То есть, если нам удается убедить окружающих в нашей уникальности, компетентности, эффективности и т.д., люди будут верить в нас так же, как и мы сами. Они будут оценивать нас через призму наших положительных качеств и не будут замечать промахи и недостатки. Иногда вера людей становится настолько сильна, что они начинают приписывать другому человеку несуществующие качества, а все его неудачи и ошибки будут списывать на обстоятельства и неудачные совпадения.
Все мы знаем множество примеров, когда эффект Пигмалиона работал в обратном направлении. В любом классе есть безусловный лидер, вожак, которому прощаются даже серьезные проступки. В каждом коллективе есть авторитетный работник, которому благоволит руководство, к его мнению прислушиваются коллеги, ему прощаются мелкие проступки. И все благодаря тому, какое впечатление производят эти люди на окружающих.
Когда происходит первое знакомство с коллективом, будь то школа, новая работа или семья, очень важно произвести хорошее впечатление, чтобы окружающие поняли или почувствовали — этот человек себя любит и уважает, он уверен в своих силах и внушает доверие. Почему это так важно? Все просто — люди склонны относиться к другим людям, основываясь на первых мгновениях знакомства, если в дальнейшем мы сами не испортим эффект от первого впечатления. Первая встреча производит определенное впечатление, которое будет укрепляться и работать, несмотря на другие внешние факторы.
Как появился термин?
Эффект Пигмалиона был обнаружен американским психологом Робертом Розенталем (поэтому в профессиональной литературе его обычно называют эффектом Розенталя). Сам первооткрыватель назвал обнаруженный феномен в честь известного мифического персонажа.
Согласно мифу, гениальный скульптор Пигмалион с острова Крит однажды вырезал из слоновой кости статую настолько прекрасную, что сам влюбился в неё. Он одевал её в шикарные одежды и дарил дорогие подарки. Увидев такую любовь, Афродита оживила статую, которая стала женой скульптора и родила ему троих детей.
Этот красивый древнегреческий миф символизирует силу веры и настойчивого желания. Поэтому именно в честь вымышленного скульптора Розенталь и назвал открытый им феномен.
Наиболее примечательными являются два эксперимента, подтверждающих существование эффекта Розенталя. Давайте рассмотрим их подробнее.
Сила мечты
Вера в себя не раз помогала людям достичь невозможного. Люди, которые настроены позитивно и уверены что у них получится достичь цели или справиться с неприятностями, чаще всего находят возможности для осуществления планов. Это происходит потому, что они не расслабляются, не ищут причин для жалости к себе, а упорно стремятся к своей цели.Часто, уверенный в своих силах человек является примером для других людей.
Вера в себя является лишь шагом в направлении исполнения желаний, остальные шаги это — ответственность, трудолюбие, контроль над своей жизнью. Как бы нам не нравилось верить в сказки, в реальной жизни только мы сами можем стать добрыми феями или злодеями наших собственных историй.
Первый эксперимент – «Пигмалион в классе»
Первый из знаменитых экспериментов провел сам первооткрыватель, совместно с Ленор Якобсон в 1965 году, чтобы продемонстрировать, что такое эффект Пигмалиона, на практике. Результаты работы были опубликованы в 1968 году под названием «Пигмалион в классе».
Эксперимент проводился среди учеников средней школы в Сан-Франциско. Дети прошли IQ-тест и некоторым из них случайным образом приписали сильно завышенные результаты. Учителя удивились подобным показателям, поскольку выделенные ученики демонстрировали весьма посредственные успехи в учебе. Психологи ответили, что дети пока не проявили себя, но скоро продемонстрируют истинный потенциал.
Когда ученые пришли в школу в конце года, выяснилось, что отобранные ими участники эксперимента теперь являются лучшими учениками в классе. Повторно проведя тестирование, они обнаружили, что IQ «избранных» учеников значительно возрос. Таким образом, Розенталь и Якобсон продемонстрировали, как сильно успехи школьников зависят от того, насколько учителя верят в их способности.
В дальнейшем на основе данного исследования была предложена программа по стимулированию развития детей с применением подобных методов. Но она оказалась малоуспешной, поскольку невозможно было обеспечить необходимые условия. Дело в том, что в оригинальном исследовании решающим фактором была убежденность самих педагогов, что выбранные психологами дети являются одаренными.
Второй эксперимент – «Запрограммированная симпатия»
В 1986 году Ребекка Кёртис и Ким Миллер опубликовали результаты другого исследования, хорошо объясняющего, что такое эффект Пигмалиона. Его участниками были студенты, изначально не знакомые между собой. Их разбили на пары случайным образом, и они должны были просто пообщаться некоторое время. При этом некоторых случайно выбранных участников «предупредили», что они нравятся собеседнику. Другим же сказали, что собеседник испытывает к ним антипатию.
Результаты эксперимента были предсказуемыми. Студенты, изначально уверенные, что уже нравятся собеседнику, общались более приветливо и положительно воспринимали партнера. Они были более откровенными, старательно искали общие интересы и взгляды. Но самое интересное, что уверенность одного человека приводила к тому, что второй (не получавший вообще никаких «предупреждений») после разговора действительно испытывал сильную симпатию к нему.
Блок 1. Ожидания. Определение.
Ожидание – это сконструированный внутренний мысленный план в виде сценария будущих событий, в той или иной степени сопоставимых с условной объективной реальностью.
Ожидание тесно связано с установкой. Ожидания событий устремлены в будущее и связаны со следующими факторами из прошлого:
- В прошлом существовали аналогичные события.
- Существуют причины для развития таких событий.
- Существует источник таких событий.
- В прошлом не существовали подобные события, однако их можно смоделировать, учитывая логику процессов.
Ожидания предусматривают ответы на такие вопросы:
- Какие события будут происходить?
- При каких условиях это может произойти?
- В какой последовательности это произойдет?
- Когда это произойдет?
- С кем это будет происходить?
- Из каких элементов будут состоять эти события?
- В каком месте это произойдет?
- Какая связь между событиями?
Ожидания — это выстраивание причинно-следственной связи между цепочкой событий. При этом ожидания также предусматривают «чудеса», когда цепочка где-то разъединена, поскольку не понимается субъектом, а наступление желаемого события, несмотря на это, предполагается. И это иллюзии человека, но об этом позже.
Практический смысл
Эффект Розенталя – это не просто психологический феномен, представляющий интерес для исследователей. Он оказывает влияние на жизнь практически каждого человека. Чаще всего можно столкнуться со следующими его проявлениями:
- Самооценка и успешность
. Люди, страдающие от заниженной самооценки, испытывают серьезные трудности с карьерным ростом. Им сложнее устроить личную жизнь и обзавестись хорошими друзьями. Они сами считают, что не достойны добиться успеха в жизни. И окружающие это чувствуют, реагируя соответствующим образом. Завышенная же самооценка действует обратным образом. Самоуверенный человек быстрее продвигается по карьерной лестнице, без усилий становится «душой компании» и пользуется успехом у противоположного пола. - Важность настроя в медицине
. В процессе лечения большую роль играет настрой врача и пациента. Если оба изначально настроены на положительный исход, вероятность его наступления значительно повышается. А вот негативный настрой вполне может привести к обратному эффекту. Именно поэтому врачи всегда стремятся убедить пациента и его родственников в благоприятном исходе любого лечения. - Отношение педагога и успехи ученика
. Если учитель изначально относится к ученику пренебрежительно, это заметно снижает успеваемость последнего. В школе такое отношение со стороны педагогов приводит также к проблемам с поведением детей. Обычно ребенок склонен верить взрослым, поэтому принимает навязываемый ему образ бездельника и хулигана. Благодаря данному эффекту ученики, изначально нравящиеся преподавателям, демонстрируют более высокие успехи в учебе и прилежное поведение.
Хорошо понимая, что такое эффект Пигмалиона и как он работает, вы сможете заметить гораздо больше его проявлений в реальной жизни. Так успехи подчиненных часто зависят от ожиданий начальства, а родители во многом определяют судьбу собственных детей, убеждая их в раннем возрасте, что они талантливы (или, наоборот, бездарны). Возможно, вы и сами сталкивались с ситуацией, когда удавалось сделать нечто невероятно сложное только благодаря 100-процентной уверенности в успехе.
Рекомендации
Итак, обещанные рекомендации, которые помогут достигать своих целей:
Похвала
Бытует стереотип, что похвала способна расслабить человека. Поэтому обязательно его нужно подстёгивать, указывая на недостатки, чтобы он не разленился, не стал высокомерным. Открытие Розенталя как раз нам указывает на противоположный эффект. Вот что происходит, когда о ребёнке из неблагополучной семьи говорят, что ничего хорошего из него не вырастет?
Скорее всего, он будет неосознанно оправдывать ожидания окружающих. От него особо ничего не ждут, зачем тогда напрягаться? А вот если кто-то разглядит в нём какую-нибудь особенность? Или просто авансом поверит, что мальчишке удастся справиться с обстоятельствами и вырасти достойным человеком? Эту веру он пронесёт внутри себя много лет, ведь в него поверили, значит, он сможет.
Поддерживайте близких, своих детей и конечно же себя. Не скупитесь на теплые и приятные слова. Вера в то, что человек способен на многое – на самом деле является залогом успеха. К тому же, хорошее отношение к другим людям, даже если оно по социальным меркам не оправдано – способно приносить неплохие дивиденды. В общении с вами человек будет проявлять себя именно таким, каким вы его видите.
Рациональность
Не верьте в страшные прогнозы окружающих. Поддавайте чужие фантазии логике, рассуждайте на тему их реальности. И если, правда, понимаете, что высока вероятность того, что они сбудутся, ищите способы предотвратить их претворение в реальность. А также ресурсы, на которые можно опереться.
Приведу вам один жизненный пример, мама, будучи недовольной зятем ввиду его проблем с алкоголем, при каждом удобном случае напоминала дочери о том, что необходимо присматривать за своим сыном, чтобы тот не пошёл по стопам отца. Как вы думаете, что транслировалось в таком случае ребёнку? Что он такой же слабый, неспособный справляться со стрессом и выстаивать против проблем. В результате, он, конечно же, оправдал ожидания бабушки и страхи матери.
Подобные истории, к сожалению, не редкость. Поэтому не теряйте бдительности и рациональности, когда кто-то прогнозирует негативное будущее вам или вашим родным, важным людям. Никто на самом деле не знает, как будет, можно лишь предполагать. И только вы вправе выбирать жизненные перспективы, потому что именно от ваших действий это будущее и формируется.
Высокие ожидания
Джон Ливингстон, будучи преподавателем в Гарвардской школе бизнеса, считает эффект Розенталя тайным оружием, с помощью которого можно влиять на людей. Он выяснил, что если руководство верит в то, что подчинённые могут справиться с задачей любого уровня сложности, быстро и мастерски, они и правда будут показывать профессионализм в работе.
Но ожидать большего от других он будет только в том случае, если у него хорошо обстоят дела с собственной самооценкой. Кто не верит в себя, не может надеяться, что сотрудники смогут сделать что-то достойное.
Важен один нюанс. Ставить перед собой или работниками совершенно нереальные цели – значит, вызвать разочарование и снижение мотивации действовать. Сохраняйте баланс в требованиях и ожиданиях.
Если вы понимаете, что не удаётся достигать успехов, подумайте, а получаете ли вы признание ваших способностей от начальства? Деятельность под руководством, так сказать, слабых менеджеров, директоров, влияет на эффективность работы. Вплоть до того, что сотрудник теряет свою профессиональную устойчивость и не развивается. Хотя, к примеру, в начале карьеры считался достаточно перспективным.