Как правильно пользоваться демагогическими приемами?

19 января 2021

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В русском языке есть понятия, которые не относятся к ненормативной лексике, но часто употребляются в негативном смысле.

Например, демагогия – это звучное слово с древней историей. Чем оно «провинилось» и почему приравнивается к ругательному?

Мельком заглянуть в словарь недостаточно, придется копнуть глубже. Итак, демагогия: что это такое на самом деле?

Приём номер 1 – Приписывание

Также называется «Подменой тезиса». Суть приёма – в споре не с аргументами оппонента, а с аргументами, приписанными оппоненту самими консерваторами. Это делается для того, чтобы перевести разговор на другую тему, менее неудобную консерватору (и уйти от той, где он стопроцентно неправ). Классический пример использования:

Вы: Я же вам скинул справку 1 спецотдела МВД СССР о количестве арестованных и осужденных при Сталине, даже только там сотни тысяч уничтоженных людей…

Консерватор: А ваш Солженицын врёт, что 120 миллионов расстрелянных! Вы, либерасты, только и умеете, что врать!

С помощью этого приёма происходит подмена. Оппонент консерватора может и сам ненавидеть Александра Солженицына, и считать его фальсификатором, но консерватор придумывает оппоненту общность с Солженицыным. Таким образом, можно приписать оппоненту хоть убийство младенцев («Психолог Тед Банди был серийным убийцем, насильником и некрофилом, значит все психологи некрофилы!»). Также Солженицын, может, никогда и не писал про 120 миллионов расстрелянных, а оппонент может и не быть либералом – консерватору это не помешает обвинить его во всём этом, так как цитату Солженицына он не проверял, а в его узком миропонимании все, кто против Иосифа Сталина – либералы.

Главное, что следует знать – консерватор, используя этот приём, врёт (ведь он приписывает вам слова, которые вы не говорили), потому что загнан в угол и хочет сменить тему с неудобной для него на удобную – у него может действительно иметься 2-3 примера, как какие-нибудь сумасшедшие публицисты фальсифицируют данные. И он разыграет это как козырную карту – переведёт разговор с преступлений Сталина на фальсификации сумасшедших (использовав их как доказательство того, что Сталина якобы «оболгали», и сделав феерический вывод, что, следовательно, поэтому лжёте и вы). Неопытный оппонент может «купиться» на этот приём и начать выгораживать фальсификаторов просто в пылу несогласия, а консерватор получает преимущество. Нужно вскрывать этот мошеннический приём консерваторов сразу же, и в ответ указывать, в каких конкретно моментах происходит приписывание и враньё консерватора.

Прием Бег ассоциаций

Его считают активным методом обучения. С его помощью можно систематизировать приобретённые знания с помощью сравнения новой информации с уже приобретённым опытом. Прием основан на подключении в образовательный процесс подсознания, чувственной сферы. Результатом применения «бега ассоциаций» будет прочное усвоение информации, мотивации школьников к дальнейшему обучению. Для проблемных уроков с его помощью учитель ставить основную цель занятия. Учитель делит класс на пары. Затем задается основная тема урока. Ребенок называет 2-3 слова, ассоциирующиеся у него с тематикой занятия. Например, на математике «бег ассоциаций» подходит для изучения темы «круг». Учитель показывает ребятам круглые предметы. Основной задачей учащихся является дополнить логическую цепочку, начатую учителем. Если урок предполагает развитие речи воспитанников, метод «бег ассоциаций» также помогает учителю справиться с поставленными задачами. Коллектив класса делится на пары. Один ребенок называет два слова, несвязанных между собой. Задачей для второго школьника будет составление из них предложения, в котором слова будут логически связаны между собой.
Классификация методических приемов, применяемых в современном образовательном процессе, предлагалась разными педагогами. Основой для деления выбирают разные моменты, учитывая специфику предмета, тип учебного занятия. Методические приемы должны быть рационально и эффективно использованы в учебном процессе. Профессионалы считают, что на разных этапах урока степень усвоения материала резко меняется. Сначала ребята способны запомнить примерно 60 процентов, с 4 по 23 минуту занятия они усваивают 90 % информации, с 23 по 34 запоминают только половину знаний. Зная данную статистику, педагог может выстраивать свою методическую систему работы.

Приём номер 2 – Спор с формой, а не с содержанием

Суть этого приёма в том, чтобы спорить не с вашими аргументами, а с тем, как вы их излагаете или обсуждать вас как личность. Разброс здесь довольно большой – к вам могут придраться, начиная от ошибок в орфографии и заканчивая вашей профессией. Пример использования:

Вы: Сталин вовсе не боролся с ворами, он сам был вором – например, у него было около 20 дворцов, он ездил на лимузинах ЗиС и Паккард, а газировку ему доставляли самолетом из Грузии.

Консерватор: Вы говорите, как троцкист, повторяя сказки троцкиста Хрущева. А всем известно, что троцкисты – пятая колонна.

Обратите внимание – консерватор не опроверг ваши факты о роскошной жизни Сталина, потому что это неудобная для него тема и он точно проиграет, если продолжит разговор в том направлении, куда вы его ведёте. Вместо этого он пытается опять перевести разговор на другую тему, как и в прошлом случае, надеясь, что в ней вы слабо разбираетесь и вас можно будет побить какой-нибудь сказкой из легендариума сталинистов вроде «троцкиста Хрущева» или «предателей троцкистов» (если же вы побьёте его и там, он опять сменит тему). Нельзя идти на поводу у демагога, нужно сразу сказать ему, чтобы не съезжал с темы про роскошную жизнь Сталина.

В данном конкретном примере спор с формой происходит за счёт разновидностей этого приема – Ad hominem и навешивания ярлыков. Ad hominem – классический приём демагогов, о котором можно найти достаточно информации в интернете. Его суть состоит в том, чтобы обращаться не к сути спора, а к личности – того, кто спорит, того, кого цитирует спорящий и так далее. Навешивание ярлыков также довольно известно, суть этого приёма состоит в том, чтобы навесить на оппонента ярлык – допустим, «либерал» — и это позволит приписать оппоненту ошибки тех, кому также был навешен ярлык «либерал».

Приём 2.1 «Знаете, где это придумали? На Западе»

Это часть приёма номер 2, техника здесь примерно такая же, как и у навешивания ярлыков. Пример использования – допустим, вы доказываете, что чистить зубы полезно для здоровья и гигиены, консерватор отвечает: «чистить зубы придумали евреи». Поскольку консерватор во всех непохожих видит врагов, для него «изобретение» чистки зубов якобы евреями является доказательством того, что чистка зубов вредна. В этом случае вы должны сказать ему, чтобы он не использовал демагогический приём номер 2.1 и привёл опровержения именно ваших аргументов о полезности чистки зубов.

Приём 2.2 «Старший»

Иногда консерватор (чаще всего, если он возрастной или ему известен ваш возраст, так что про свой он может солгать) пытается, снова обходя аргументацию и суть дела, попросту заткнуть вас, обосновывая это тем, что он старше, а следовательно – умнее. Примеры таких попыток: «не перечь старшим», «ты ещё жизни не видел», «сколько тебе лет?» и так далее.

Нужно сразу давать понять – это демагогический приём, так как возраст не гарантирует интеллекта. Существует множество молодых докторов наук и старых неграмотных людей. В случае использования консерватором этого приёма можно также процитировать ему басню Ивана Крылова «Камень и червяк»:

Так хвалится иной, что служит сорок лет: А проку в нём, как в этом Камне, нет.

Иван Крылов — Камень и Червяк

Приём 2.3 — Апелляция к Гитлеру

Логическая уловка, известная также как «argumentum ad Hitlerum». Её суть в том, чтобы найти скомпрометированные явления или личности, разделяющие тезис, и «опровергнуть» тезис именно за счёт скомпрометированности этих явлений/личностей. Формула рассуждения: «Гитлер (или нацисты/или кто-либо ещё) поддерживал X, следовательно, X — зло/нечто нежелательное/нечто плохое». Типичные примеры употребления: «Гитлер поддерживал борьбу с курением, следовательно, все подобные кампании — зло», «Сталин называл себя социалистом, значит социализм — зло» и так далее.

Пример контраргумента: «А если Гитлер скажет, что дважды два четыре, то дважды два автоматически станет равно пяти?». В случае с этим приёмом мы должны сразу понимать, что подобная апелляция ничего не доказывает. Иначе по такой логике можно придти к выводу, что если Чикатило пил воду, то пить воду — это преступление.

Свод правил демагога (50 основных правил демагога)

1. Никогда не отвечай прямо на поставленный вопрос и не раскрывай полностью свою позицию. Так ты оставишь себе больше места для отступления, сказав «я имел в виду совсем не это». 1.1. Если тебе задают неудобные вопросы отвечай вопросом на вопрос, а потом незаметно переходи на другую тему. Помни, через несколько постов все забудут, какой вопрос был задан вначале. 1.2. Контрмера: утомить оппонента спрашивая и ссылаясь на пост с вопросом, и с пеной у рта требовать ответа. Выигрывает наиболее упоротый. 2. Помни — оппонент всё время должен доказывать, что он не верблюд. Если он будет доказывать и оправдываться по любой ерунде, то у него не будет времени разоблачать тебя, и зрителям будет казаться, что ты побеждаешь в споре. 2.1. Контрмера: Лучшая защита — нападение. При первом сомнении обвинить в демагогии, стоять на своём, и пусть доказывает. Как в той известной с детства игре: «купи слона» — все говорят… а ты купи слона. 3. Если в посте оппонента 90% неотразимых аргументов, на которые нечего возразить, проигнорируй их, но найди слабое место в оставшихся 10% и раскрути это по полной программе. 3.1. Контрмера: напусти на себя пофигизм и сказать: «Что всё что вы говорите несущественно, вернемся к сути». Или писать посты со 100% неотразимыми аргументами — что практически невозможно — соответственно делай короткие посты, где сложно найти ошибки и докопаться. 4. Если тебя поймали на подтасовке или ошибке, делай вид, что ничего не случилось, игнорируй вопрос-ответ, и переведи спор на другую тему, где ты можешь захватить инициативу. 5. Настоящий демагог никогда не признаёт своих ошибок, не оправдывается, и не защищается — это недостойно демагога. 5.1. Контрмера: Если попали на опытного демагога, и в одиночку не справиться — позови друзей, или свидетелей/единомышленников, и толпой накиньтесь на несчастного демагога. Рано или поздно он уйдет под общее улюлюканье. 6. Хороший приём — апеллировать к оппонента, как бы признавая что он умный: «Вы же умный человек и сами понимаете, что…» Если оппонент всё-таки возразит, всем покажется, что он сам признал, что он идиот. 6.1. Контрмера: — правильный ответ: «Да, я умный человек, но я не понимаю, что… Видно, у нас с вами разные понятия об умном человеке». 7. Никогда не спорь с другим демагогом. Если у тебя есть выбор на чей пост отвечать, выбирай новичков, которые наивно пытаются разговаривать с тобой, как с вменяемым человеком. Они самые лёгкие жертвы, и ты не можешь им проиграть. 8. К демагогу не липнет грязь. Что бы тебе ни писали, всегда оставайся бодрым, невозмутимым и лощёным. Это бесит. 9. Не занимайся примитивной грубостью и флеймом. Едкие насмешливые подколки в сто раз обиднее. К тому же модератор не найдёт предлога заткнуть тебе рот, как бы ему этого ни хотелось. 10. Создавай своим постам ореол самоочевидности. Фразы «любому известно, что…», «только дурак не знает, что…», «давно выяснили, что…» творят чудеса. 11. На свете нет абсолютно бесспорных истин, поэтому опытный демагог любой пост может повернуть против оппонента: если кто-то высказывает экспертную оценку — скажи, что это лишь его мнение; если тебе приводят какие-либо факты — скажи, что источник недостоверен; если говорят, что дважды два четыре — ответь, что это не аргумент. 12. Одна из лучших тактик — довести оппонента до бешенства (у хорошего демагога это получается без труда), а когда появится хоть малый намёк на флейм, оскорблено заяви, что у оппонентов кончились аргументы и они перешли на личности. 13. Если тебя прижали к стенке, демонстративно зевни и скажи: «Всё это полная чушь. Я считаю, что…». Аргумент «всё это чушь» принципиально неопровержим. 14. Фраза: «Оппоненты так и не привели никаких доказательств» — лучший друг демагога. Не бойся использовать её, даже если неопровержимые доказательства были в каждой строке. Оппоненты всё равно ничего не смогут на это возразить. 15. Не бойся с наглым лицом заявлять, что белое — это чёрное, а чёрное — это белое. Как ни странно, доказать обратное очень тяжело. 16. Для демагога нет чинов и званий. Ссылка на чей-либо авторитет, авторитетное мнение никогда не является доказательством и может быть развенчана простым «А своих собственных мыслей у Вас нет?». 17. Запомни, что слово «обоснуй» является грубым ругательством. Если тебя обозвали «обоснуем», заяви в ответ, что всё уже было сказано раньше, и что оппоненты не умеют читать твои посты. 18. Апеллируй к уму слушателей, говоря что у слушателей вашего спора он есть. К примеру, хороший эффект имеет фраза обращенная в адрес аудитории «…но я не вижу здесь ни одного сумасшедшего, который…» Уже через несколько секунд аудитория поймет что они не сумасшедшие а ваш оппонент сумасшедший, и возненавидит его. 18.1. Контрмера, ответ: «Ну вот, один все-таки нашёлся». 19. Написать какую то чушь, а после получения ответа, отредактировать свой пост, и спросить: «а где я такое писал?». Пользоваться редко — почему? См. Правило 19.1 19.1. Контрмера: указать на строчку «сообщение отредактировал..» Или (успевать заранее) делать скриншот страницы после каждого поста-комментария. Баттхерт — обеспечен. 20. Если от тебя требуют пруфлинков (подтверждающую ссылку), смело в качестве очевидца кидай ссылку на себя или своих знакомых (без указания имён, естественно). Чаще приводя общеизвестную фразу: «гугл в помощь» 20.1. Контрмера: «А мне соседка сказала, что ты п@здобол. Да и не только она». 21, Если обсуждаемая тема имеет общественный резонанс, аргументы ваших противников весомы и очевидны, просто заявите: «Что, в стране других проблем больше нет? Смысл это обсуждать» Фразу также стоит подкрепить упоминанием об этих проблемах: голодающих детишках, войне, разгуле наркомании, преступности и т. п. «Других проблем нет?» — неопровержимая позиция. Ведь где-то обязательно голодают детишки, буйствует наркомания — ваши противники автоматически выставляются бесчувственными скотами, которые пузырятся из-за какой-то ерунды. 21.1. Ответить юмором не в тему, показав что ваш оппонент сам ушел от темы, к примеру: «Вы слыхали, как поют дрозды?» 22. Если прижали к стенке, то в зависимости от той позиции которую занимает оппонент, обвинить его в: не патриотичности / параноидальном страхе перед Западом, русофобии/агрессивном национализме, лизании властных жёпп/неуважении к законно избранной власти и т. п., а также произнести дежурное и стандартные «Вы в этом не разбираетесь», «Вы этого знать не можете», «Вы просто завидуете». 23. Обязательно навесить на оппонента ярлык «либераста», «совка», «кремлевского прихвостня», «еврея», нациста и проч. (смотря по ситуации и позиции оппонента). 24. Помнить что у демагога отсутствует логика в принципе, и он может писать в зависимости от ситуации: «ЕдРо — козлы, Власть, Правительство — уроды, Путин — ангел» (и не важно, что Путин — лидер ЕР, и назначает власть), оппонент потратит много времени и сил, чтоб доказать что это звенья одной цепи и ему попросту будет не до загона тебя в угол. 25. Никогда не кончай спор первым. Дождись, когда оппоненты поймут, что с тобой говорить бесполезно и свалят, а потом заяви о своей победе. 26. Если тебе нечего сказать, цитируй известные блоги. Это очень круто и вызывает уважение. Возьми две или три цитаты, фразы и повторяй их постоянно. 27. Настоящий демагог никогда не тыкает. Обязательно называй оппонентов на Вы. не отходи от этого. 28. Если тебе нечего ответить оппоненту, то следует тщательно проверить его сообщение на предмет орфографических и пунктуационных ошибок. 29. Если тебе нечего ответить, заяви, что вопрос тупой. 29.1. Контрмера: «Значит, ты настолько туп, что не можешь ответить на него??» 30. Смело приписывай оппоненту мысли, которых у него даже в голове не было. Ты великий экстрасенс! Легко отбивается прямым указанием именно на приписывание несуществующих мыслей и попытку быть экстрасенсом. 31. В конце концов, закати истерику, лепи всё, что придет в голову (пусть даже это и не имеет к предмету дискуссии никакого отношения), или тупо начни игнорировать оппонента, а в случае требования «продолжить банкет» заяви, что ты уже все сказал и считаешь дальнейшее общение бессмысленным, но продолжай писать что тебе нужно, не обращаясь и не замечая своего оппонента. 32. Чем дольше тебя считают вменяемым собеседником, тем больше лулзов. Не старайся использовать сразу все правила этой статьи — могут быстро раскрыть и перестанут обращать внимание. 33. Опытным демагогам: познай аудиторию и подстраивайся под нее. 34. Превращай все недостатки твоей стороны в достоинства! К примеру: «И правильно что Сталин миллиард людей лично расстрелял, этим была решена проблема голода и перенаселения на планете.» Оружие действенное, но в некоторых случаях пользоваться нельзя — могут счесть психом или моральным уродом. 35. Держи под рукой электронные энциклопедии, какие только сможешь найти. Перед тем, как отвечать на вопрос, открой энциклопедию, прочти в ней соответствующую статью, а затем изложи её содержание оппоненту. Принципиально важно то, что статью необходимо именно излагать, то есть рассказывать её суть своими словами, а не копипастить её. Иначе будет фейл. Через некоторое время все вокруг будут считать тебя всезнающим, способного вести компетентные разговоры на абсолютно любые темы 36. Если разговор идет на какие-то научные темы, не стесняйся заваливать оппонента кучей цифр, формул, графиков и прочим матаном. И чем больше его будет — тем лучше. На новичков матан оказывает воистину магическое воздействие. Смысл матана объяснять разумеется запрещается. 37. Ссылайся на несуществующие печатные источники и приводи выдуманные цитаты из них. Оппонент все равно не сможет тебя проверять. А если побежит и ничего не найдет, всегда можно сказать, что эта книга редкая и в той библиотеке, где он был, её просто нет. Или заявить что оппонент не умеет пользоваться библиотекой. Эффективность приёма повышается, если в вперемешку с вымышленными ссылаться на существующие источники. на курсовых и дипломных, так что даже профессура ничего не подозревала. 38. Приводи оппоненту цитаты на каком-нибудь иностранном языке, крайне желательно на том, которого оппонент не может знать, например на суахили или mgf. И спрашивать понял ли он… и ждать обстоятельного ответа. 39. Если все аргументы закончились — попугайничай, то можно копипастить свои предыдущие комментарии и аргументы, причем лучше самые убедительные. Любые наезды типа «Вас что, — заклинило?» хладнокровно игнорируй. 40. Выучи побольше всяких крылатых латинских фраз и почаще используй их в дискуссии, это создаст вокруг тебя ореол учёности в глазах окружающих. Знать, что означают цитируемые фразы хоть и желательно, но в принципе необязательно. 41. И главное помни, все вокруг знают, что ты — демагог. Поэтому тебя не должно заботить их мнение об этом. Ведь главное это доказать что ты крутой. Крутой демагог.

Приём номер 3 – «Все вокруг лжецы»

Суть этого приёма в том, чтобы обвинить во лжи либо вас, либо всех историков, либо кого-либо ещё, и лучше до того, как вы обвините во лжи самого консерватора. Поскольку консерваторы сами очень много лгут, то им надо назвать соперника лжецом первее него, чтобы обвинения со стороны того во лжи (справедливые) смотрелись уже как «сам дурак». Высшим пилотажем для них является уже в первой фразе разговора назвать оппонента лжецом. Иногда они развивают этот приём тем, что называют вас лжецом очень много раз, руководствуясь почти геббельсовским принципом «в ложь, сказанную очень много раз, легче поверить». Пример использования:

Вы: Если не верите в то, что плевать было Сталину на народ, почитайте приказы о наказаниях за опоздание на работу или о введении платного высшего образования.

Консерватор: Все эти приказы сфальсифицированы лживыми либералами, дорвавшимися до власти в 90-е годы и переписавшими все архивы.

В данном случае консерватор хорошо знает, что вы можете доказать свою позицию документами, и заранее решает обвинить во лживости эти документы. Важный момент – сюда не относится обвинение конкретного человека во лжи с конкретными доказательствами. Обычно консерваторы обвиняют либо множество людей, либо делают это бездоказательно, либо всё это вместе.

В случае с этим приёмом дело в том, что консерваторы не могут даже допустить, что человек с другим мнением может быть прав, то есть по их логике, он может быть только лжецом. Такое поведение мы наблюдаем у маленьких детей – они тоже не могут признать, что в чём-либо неправы или могут ошибаться.

Здесь мы можем немного завязнуть – не остается ничего другого, как требовать конкретных доказательств того, что архивы переписаны, а приказы сфальсифицированы, а потом доказывать, что лжёт именно консерватор.

Приём номер 4 – «А в США по-другому что ли?»

На армянское радио поступил вопрос из Америки: — Может ли в Советском Союзе простой инженер купить машину? Армянское радио 3 дня молчало, после чего ответило: — А у вас негров линчуют!

Советский анекдот

Суть приёма в том, чтобы «перевести стрелки» на критику чего-либо другого. Допустим, если вы говорите консерватору-сталинисту о том, что по приказам его кумира расстреляли сотни тысяч человек, он, прекрасно осознавая, что это плохо, в ответ начинает говорить о том, что в США когда-то расстреляли десять человек. И даже если вы обоснованно скажете, что 10 – это гораздо меньше, разговор уже будет переведён на другую тему. Консерватор пытается обманом заставить вас защищать расстрелы в США, даже если вы их не одобряете.

Такой приём даже получил собственный термин – whataboutism, о нём вы можете подробнее прочесть в интернете. Нельзя позволять консерватору съезжать с первоначальной темы, нужно объяснить, что критика недостатков США – это другая тема, и к ней можно перейти после решения по первоначальному тезису.

Приём номер 5 – «Нет альтернатив»

В некоторых случаях консерваторы защищают любое решение монарха, Сталина, Ельцина или другого диктатора, аргументируя это невиданными сложностями, которые якобы означают, что другую политику проводить было нельзя, или что никто другой бы не справился. Здесь содержится логическая ошибка – огромные сложности в политике большей части стран есть абсолютно всегда, и из этого никак не следует, что у них нет вариантов развития. Тем более, что у, например, Сталина были альтернативы в виде левой и правой оппозиции в ВКП(б), что мы рассмотрим в отдельной статье. Консерваторы пытаются представить дело таким образом, что этих оппозиций вообще не было, или что они не смогли бы добиться победы во Второй Мировой войне; утверждать это они не имеют права, так как в первом случае оппозиции были, а во втором – никто не может знать наверняка, как бы они повели себя в той ситуации (ситуация, в которой они бы справились гораздо лучше, более чем возможна). Знать можно лишь то, что другой путь был, то есть консерватор уже врёт.

Знаменитое «Если не Путин, то кто?» — это всего лишь одна из версий давно проверенного приёма номер 5.

Приём номер 5.1 «Сослагательное наклонение»

К приёму номер 5 относится и фраза «История не терпит сослагательного наклонения» (как вариант — «время такое было»), которой консерваторы налагают вето на разговор об исторических альтернативах. К примеру, сталинисты отвечают этой фразой, если им рассказать об альтернативах Иосифу Сталину. Что, впрочем, совершенно не мешает им утверждать в других разговорах, что «если бы не Хрущёв/Горбачёв, все было бы прекрасно». От чистого приёма номер 5 «Сослагательное наклонение» отличается только желанием продемонстрировать с помощью «красивой» фразы образованность и глубокомыслие там, где их нет.

Прежде всего, следует задаться вопросом – кто решает, что история терпит, а что она не терпит? Не просчитывать альтернативные пути в истории – значит не извлекать из неё никакого опыта. Потому что, если мы будем думать, что «по-другому было нельзя», это значит, что мы всю жизнь будем жить прошлым, не будем думать, как можно было сделать лучше и не будем создавать ничего нового. Это превращает историю в бесполезное заучивание фактов, лишает её изучение вообще какого-либо смысла.

Как отмечают зарубежные исследователи, «русские по-прежнему чрезмерно любят сталинское клише «История не имеет места для сослагательного наклонения», которое часто выкидывают, чтобы отвергать любые дискуссии об исторических альтернативах и вариантах»1.

Приём номер 5.2 — Ложная альтернатива

Суть приёма заключается в навязывании альтернативного решения проблемы, однако только такого, который выгоден консерватору в данном споре. В этом случае он предлагает ложную альтернативу, которую бы никто не хотел. Примеры использования: «Хочешь чтобы я сделал музыку потише? Может мне ещё и на голове постоять?», «Вы против того, что при Сталине убивали людей? То есть по-вашему лучше, чтобы все русские умерли?». Фактически здесь сливаются приёмы номер 5 и 1.

Управление педагога своей речью

Вернемся снова к нашей пословице, толкующей, что ум является второй характеристикой, по которой нас оценивают

А так как педагогическая техника – это в первую очередь устное мастерство, преподавателю очень важно уметь корректно излагать свои мысли. Для этого учителю необходимо:

  • быть технически грамотным в материале, который он объясняет своим воспитанникам;
  • соблюдать правильность произношения текста;
  • излагать информацию в максимально простой и доступной форме;
  • украшать свою речь эпитетами и метафорами;
  • владеть богатым словарным запасом и хорошей дикцией;
  • правильно расставлять паузы и смысловые ударения.

Особое внимание стоит уделить последнему пункту. Паузы необходимы для того, чтобы привлечь внимание слушателей и дать им время на осмысление сказанного

Их делают либо после важного высказывания, либо перед ним для создания некой интриги. Смысловые ударения же делаются в тексте для создания акцента на определенных моментах

С них можно начинать совершенствование педагогической техники учителя. Обычно ударения проявляются некоторым повышением громкости голоса преподавателя или изменением его тона. Например, смысловая нагрузка может делаться при зачитывании какого-либо термина.

Приём номер 6 – «Ты просто проплаченный»

Часто приём номер 6 используется самым последним, когда все остальные приемы не сработали и вы разбили консерватора аргументами. В этом случае выбор обычно стоит между этим приёмом, номером 14 (о нём далее) и номером 3 – обвинить вас либо в предательстве, либо просто во лжи. Список ярлыков, которые обычно присваиваются с приёмом номер 6 (зависит от политической окраски консерватора, который вас обвиняет):

  • Пятая колонна;
  • Агент Госдепа/США;
  • Агент буржуазии;
  • Агент сионизма;
  • Национал-предатель.

И так далее. Смысл состоит в том, чтобы либо снизить авторитетность оппонента, либо выйти из спора непобеждённым хотя бы в глазах единомышленников и сочувствующих. Надо вежливо спросить у консерватора в этом случае, так ли он идеален, что не соглашаться с ним возможно только за деньги, не льстит ли он себе, и поинтересоваться, где вы можете получить плату за то, что имеете другое мнение.

Например, по логике сталинистов, всё человечество одолевает такая бурная любовь к госбезопасности и репрессиям, что погасить в себе это мощное чувство люди могут только за огромные деньги.

Должно быть, так проплачивают людей масоны, госдеповцы, рептилоиды и прочие нехорошие личности

Приём номер 7 – «Пулемёт»

Мы уже мельком упоминали выше этот приём. Он заключается в том, что, если вы разбили аргументы консерватора, он не вступает с вами в спор, который не способен выиграть, а закидывает вас новыми ложными краткими тезисами, которые вы должны аргументированно опровергнуть (то есть сделать то, что он сам не делает по отношению к вашим доводам). Проще говоря, когда вы опровергаете один краткий тезис консерватора, он тут же переходит к другому. Пример использования:

Консерватор: При Сталине страна развивалась, люди хорошо жили – население выросло на 70 миллионов человек.

Вы: Рост населения никак не связан с уровнем жизни и экономическим развитием, и потому не может служить доказательством их улучшения. Напротив, в самых нищих странах мира население растет гораздо больше, чем в наиболее развитых, вот ссылка на статистику.

Консерватор: Ты просто проплаченный, при Сталине было все, воров расстреливали, а войну выиграли только благодаря ему.

Поскольку первый краткий тезис вы опровергли, а ответить аргументированно консерватор не может, он пускает в ход другие приёмы и другие краткие тезисы, считая их аргументами в силу своего узкого кругозора. Расчёт идёт также на то, что рано или поздно он воспроизведёт краткий тезис, на который вы не сможете ответить, и вот тогда он вас «прижмёт», заставляя не отходить от этой темы.

Как и в случае с некоторыми другими приёмами, вы сразу должны не давать консерватору самому «съезжать» с темы и заставить его признать неправоту по первому конкретному вопросу, иначе вы можете потратить на приём номер 7 очень много времени, и не добиться ничего.

Как использовать прием Инсерт на уроках

1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

V — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

— — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Совет: маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подложит полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.

2. Заполняется таблица

V + ?
Здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны. Отмечается все новое, что стало известно из текста Отмечаются противоречия. То есть, ученик отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями. Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста.

Вот пример заполнения таблицы Инсерт на уроке истории по теме «Реформы Петра I»

V + ?
Петр I — первый российский император. Издал «Табель о рангах» Петр I перенес празднование Нового Года на 1 января. Что еще нового появилось в России во время правления Петра I?

3. Чтение таблицы несколькими учениками (выборочно). Никакого обсуждения, просто зачитывание тезисов.

4. Повторное чтение текста. Эта стадия переводит урок уже в этап осмысления. При этом таблица может пополниться, либо какие-то тезисы уже перейдут из одной колонки в другую.

5. Рефлексия. На данном этапе обсуждаются записи, внесенные в таблицу. Идет анализ того, как накапливаются знания. Путь от старого к новому становится более наглядным и понятным.

Приём номер 8 – «Если бы не бог, нас бы не было!»

Здесь консерваторы пытаются вызвать у нас чувство вины и благодарности перед защищаемым ими объектом просто за то, что он был и, с личных представлений консерваторов, был наделён какими-то исключительными добродетелями. Они могут сказать вам, что «если бы не Сталин, нас бы не было», «если бы не Гитлер, нас бы не было», «если бы не Кришна, нас бы не было» или что-то в этом духе.

Если речь идёт об исторической личности, то надо ответить консерватору, что этот его тезис справедлив лишь настолько, насколько справедлив «эффект бабочки». Если бы не какой-нибудь мамонт из эпохи ледникового периода, возможно, нас бы тоже не было, однако это не делает того мамонта каким-то политическим или нравственным ориентиром, и ничего не доказывает. В случае же с богами надо сначала уточнить, какой именно бог – Яхве, Вишну, Барон Суббота или какой-то другой – а потом сказать, что в таком случае, если бы не Барон Суббота или Вишну, то нас бы тоже не было в соответствии с другими религиями, так что мы должны почитать несколько тысяч богов.

Если бы не они, нас бы не было

Где применяется демагогия?

Демагогия простыми словами — это создание иллюзии, завуалированная ложь. Как показывает практика, таким способом привлечь внимание и убедить чаще всего пользуются люди, стремящиеся к власти или уже имеющие ее. Пожалуй, первое, что приходит на ум обычному человеку при слове «демагог» — это политики действующие и будущие.тНа самом деле так и есть — политики — главные демагоги, но не только они.
В современной реальности демагогией не брезгует, пожалуй, каждый. СМИ активно используют приемы, внедряя в сознание людей нужную информацию. Не зря средства массовой информации получили неофициальное звание четвертой власти. Ежедневно мы слушаем, читаем и видим информацию о новейших разработках и супер проектах, которые в короткие сроки изменят всю нашу жизнь непременно к лучшему.

Экономические демагоги убеждают вкладывать деньги, а потом кормят обещаниями вернуть их. Демагогия может быть даже бытовой. Сколько женщин идет на поводу сладких обещаний избранника и оказываются в итоге у разбитого корыта.

Феминистка — Кто Она Такая, и, Насколько Актуален Феминизм Сегодня

Приём номер 9 – Мягкий переход на личности

Часто консерватор начинает разговор с того, что обсуждает не аргументы оппонента, а его самого («Не рассказывайте мне сказки», «вам подобным легче всего обвинить Сталина»), чаще всего это сопровождается выражениями из лексикона сапожника («либерасты», «холуи Запада»). Цель – спровоцировать соперника к ответному переходу на личности, а потом обвинить именно его в этом самом переходе и покинуть беседу. В этом случае нужно сразу его предупреждать, чтобы он не переходил на личности, а говорил по сути и по имеющимся аргументам.

Приём номер 10 – «Пацанский цитатник»

Иногда на ваши аргументы, которые апеллируют к здравому смыслу, консерваторы приводят какую-то противоречащую вашим словам цитату какого-то известного человека, считая этим, что опровергли вас. Пример:

Вы: Сталин не был никаким военным гением, в стенограмме пятого заседания совещания при ЦК ВКП(б) начальствующего состава по сбору опыта боевых действий против Финляндии он вообще предлагает самолёты на спину сажать.

Консерватор: Вы просто проплаченный, а ваш любимый Уинстон Черчилль говорил, что Сталин – величайшее, что случалось с Россией и самый гениальный военный в истории.

Во-первых, такие цитаты всегда нужно проверять – подавляющее большинство из них оказываются фальшивками (например, сталинисты особенно любят приписывать выдуманные ими самими цитаты почему-то именно Черчиллю). Во-вторых, когда консерватор использует приём «Пацанский цитатник», он не пытается добиться истины, его настоящая цель – показать, какой он умный (смог заучить цитату). Нужно спросить у консерватора следующее: может ли он сам аргументировать, почему эта цитата верная, либо он просто приводит её без понимания смысла?

Нужно делать различие между использованием «Пацанского цитатника» и ситуацией, когда человек приводит свои аргументы и подтверждает их авторитетными источниками со ссылкой.

лЕЯРЭ. дЮБЮИ ЯДЕКЮЕЛ АНКЭМН

«оНВЕЛС ПЕАЕМНЙ ОПНЪБКЪЕР ЮЦПЕЯЯХЧ, Ъ ФЕ БЯЕЦДЮ СВХК ЕЦН ПЮГПЕЬЮРЭ ЙНМТКХЙРШ ЛХПМШЛ ОСРЕЛ?» — МЕДНСЛЕБЮЧР ОНПНИ ПНДХРЕКХ, СГМЮБ, ВРН ЛЮКШЬ ДЮК ЯДЮВХ ДЕРЯЮДНБЯЙНЛС ОПХЪРЕКЧ. мЮ ЯЮЛНЛ ДЕКЕ, ЛШ ОНПНИ МЕ ГЮЛЕВЮЕЛ, ЙЮЙ БМЕДПЪЕЛ ДПЕБМХИ ОПХМЖХО «НЙН ГЮ НЙН» Б ОНДЯНГМЮМХЕ ПЕАЕМЙЮ. сДЮПХК МНФЙС Н ЯРСОЕМЭЙС – ОКНУЮЪ ЯРСОЕМЭЙЮ, ДЮБЮИ ЕЕ РНФЕ СДЮПХЛ! хДЕЪ «ОНАХРЭ» ЯРСОЕМЭЙС, ЯРСК, ЙМХФЙС, ЙЮФЕРЯЪ ЛЮКШЬЮЛ ГЮАЮБМНИ, НМХ АШЯРПН ГЮАШБЮЧР Н ЛХЛНКЕРМНИ АНКХ НР СЬХАЮ.

рН, ВРН БЮЛ ЙЮФЕРЯЪ ЬСРЙНИ (БЕДЭ ПЕВЭ ХДЕР Н МЕНДСЬЕБКЕММШУ ОПЕДЛЕРЮУ), ПЕАЕМНЙ БНЯОПХМХЛЮЕР, ЙЮЙ ОПЮБХКН. ю ОНОСРМН ОПНМХЙЮЕРЯЪ ХДЕЕИ БПЮФДЕАМНЯРХ ЛХПЮ, ЦДЕ ЙЮФДЮЪ РЮАСПЕРЙЮ ФЕКЮЕР ЕЛС ГКЮ.

вРН ДЕКЮРЭ?

лШ НАЯСДХКХ РПХ ОЕДЮЦНЦХВЕЯЙХУ ОПХЕЛЮ, ЙНРНПШЕ БШ ЛНФЕРЕ ХЯОНКЭГНБЮРЭ БЛЕЯРН ЛЕМЕЕ СДЮВМШУ БНЯОХРЮРЕКЭМШУ ЛЕРНДНБ. сБЕПЕМШ, ВРН ХУ ПЕЦСКЪПМНЕ ХЯОНКЭГНБЮМХЕ НАКЕЦВХР БЮЬЕ БГЮХЛНОНМХЛЮМХЕ Я ПЕАЕМЙНЛ Х ОНЛНФЕР ЕЛС ПЮЯРХ ЯОНЙНИМШЛ, ЯВЮЯРКХБШЛ Х СБЕПЕММШЛ Б ЯЕАЕ!

31.05.2017 оНДЦНРНБХКЮ юММЮ оЕПБСЬХМЮ

Приём номер 11 — «Виноваты враги»

Одиннадцатый приём заключается в том, чтобы переложить свою вину на другого. Возможно, в детстве вы встречались с такими мерзкими детьми, которые спихивали на вас какую-то из своих пакостей. Из таких детей вырастают отличные консерваторы, и если вы им говорите, что, допустим, сейчас в России низкий уровень жизни, они вам могут сказать, что в этом виноваты американцы и их санкции. На это нужно сразу отвечать, что действительно грамотному человеку враги и сложности не мешают, потому что враги и сложности есть у всех, но жалуются на них почему-то только неудачники. Все знают, что мешает плохому танцору.

Функции

Средства обучения, применяемые в современной школе, выполняют несколько функций.

  1. Компенсаторная способствует облегчению образовательного процесса, помощи в достижении поставленной цели с минимальными временными и физическими затратами.
  2. Адаптивная помогает педагогу соотнести содержание учебной дисциплины индивидуальным и возрастным особенностям школьников, получить благоприятные условия для гармонического развития детей, создания условий для организации самостоятельной работы школьников.
  3. Информативная подразумевает применение различных учебников, видеофильмов, проекционной аппаратуры, лабораторного оборудования.
  4. Интеграционная заключается в совокупности изучаемых явлений и предметов, выявлении сути и свойств процессов либо законов.

Приём номер 12 — Сведение к ложным ахиллесовым пятам

Этот приём заключается в том, чтобы не отвечать на ваш тезис, на который консерватор не способен ответить, а найти общность, к которой принадлежит ваш тезис, и найти ахиллесову пяту в этой общности, чтобы перевести спор на неё. Причём чаще всего эта общность вообще придумывается консерватором, и тогда, получается, этот приём сливается с приёмом номер 1. Пример употребления:

Вы: Экономика свободного рынка ведет к росту социального неравенства и обнищанию большинства населения — это было предположено ещё Марксом, а недавно доказано Тома Пикетти в его работе «Капитал в XXI веке».

Консерватор: Ну, знаете, у марксистов как-то особо ничего не получилось в СССР. Только тоталитаризм и нищета.

Как видите, консерватор опять не спорит с тезисом, потому что не может ничего ответить. Значит, нужно сжульничать с помощью демагогических приёмов. Поэтому он делает следующее: сканирует ваше сообщение, видит там фамилии Маркса и Пикетти, но последнего он не читал и ничего про него не знает; первого он тоже не читал, но знает, что СССР был основан марксистами (про консервативный государственный переворот Иосифа Сталина он даже и не подозревает). Значит, надо давить на ошибки, допущенные в СССР. Разговор в итоге уводится в сторону от первоначально обсуждаемой проблемы. При этом вы можете даже не быть марксистом и сами можете знать лучше него слабые места своих единомышленников или защищаемого вами объекта разговора, и хотеть их исправить.

Сведение к ложным ахиллесовым пятам отличается от приёма номер 4 тем, что в случае с последним консерватор переводит разговор на совершенно другую общность объектов, а в данном же случае он ищет слабые места у объектов в уже обсуждаемой общности. Поэтому технически распознать приём номер 12 сложнее, чем приём номер 4.

Здесь, опять же, следует корректно указать на использование демагогического приёма и попросить высказываться в первую очередь по существу проблемы.

Многоликая демагогия и сферы ее применения

«Заискивание у народа» часто берут на вооружение те, кто находится у власти или жаждет получить ее. Поэтому понятие «демагогия» у многих ассоциируется с политикой. По примеру своих древнегреческих «коллег», современные общественные и политические деятели используют демагогические приемы в выступлениях, публичных высказываниях, интервью.

Не обходятся без демагогии и СМИ (что это такое?). Здесь она помогает внедрить в сознание аудитории желаемое представление о положении дел (не всегда истинное, а порой и ложное). Это дало повод закрепить за СМИ определение «четвертая власть».

Глубокомысленные рассуждения об эффективности суперпроектов, сопровождаемые цифрами и формулами, доступными лишь для понимания академиков в пятом поколении – это экономическая демагогия.

Сюда же относятся обещания вернуть сбережения по утраченным вкладам и средства, вложенные в финансовые пирамиды. Демагоги «от экономики» часто спекулируют демографическими показателями.

Социальная демагогия основана на «плясках с бубном» вокруг общественных отношений, социальных норм, поведения человека в обществе.

Обещания дать землю крестьянам, выделить каждой семье по квартире, решить раз и навсегда проблему алкоголизма, не допустить повышения цен… этот список стремится к бесконечности.

Могут искажаться и представляться в нужном ракурсе правовые нормы – это правовая демагогия, основанная на незнании действующего законодательства большинством населения.

Очень распространена обыденная демагогия. В интернете, в семейной жизни, в офисе и в университете – это наследие древних греков проникло всюду. «Ты сегодня забыл вынести мусор, а завтра что? Найдешь любовницу?».

Приём номер 13 — Исключение против правила

Также приём называется «выдачей корреляции за причину». Заключается в том, чтобы найти какое-то исключение, которое должно якобы опровергать замеченное вами правило. Типичный пример рассуждения:

Вы: При Сталине огромное количество народа голодало и жило в бараках.

Консерватор: Да что вы? А вот мои дед с бабкой жили очень даже хорошо. Дача была, машина, огурцы без ГМО. Так что вы врёте про «голодающих».

С помощью такого приёма можно сделать вывод, что вести нездоровый образ жизни — хорошо для здоровья, потому что Уинстон Черчилль пил, курил, был толстым и дожил до глубокой старости. Или что в Хиросиме и Нагасаки никто не погиб, потому что были выжившие. В случае с этим приёмом нужно подмечать, что редкие обратные примеры без соответствующей статистики не опровергают наличие правила. А лучше всего иметь сравнительную статистику, которая опровергает слова консерватора.

нЦПЮМХВЕМХЕ. мЕ ДЕКЮИ ЩРНЦН

«мЕ АЕЦЮИ С ДНПНЦХ, РЮЛ ЛЮЬХМШ!», «мЕ ЯМХЛЮИ ЬЮОЙС, ОПНЯРСДХЬЭЯЪ!», «мЕ ГЮКЕГЮИ Б КСФС, ОПНЛНВХЬЭ МНЦХ!» мЮЛ ЙЮФЕРЯЪ, ВРН ЩРН ЕЯРЕЯРБЕММНЕ ОПНЪБКЕМХЕ ГЮАНРШ, МН ЕЫЕ 100 КЕР МЮГЮД МХЙРН МЕ НЙПСФЮК ДЕРЕИ ГЮОПЕРЮЛХ, Х ЕЯРЕЯРБЕММШИ ХМЯРХМЙР ЯЮЛНЯНУПЮМЕМХЪ НАЕПЕЦЮК ЛЮКШЬЕИ МЕ УСФЕ, ВЕЛ МЪМЪ Х АЮАСЬЙЮ.

йНЦДЮ ПЕАЕМЙС РПХ ЦНДЮ, ЩРН, ОНКНФХЛ, ДЮФЕ БЮЛ МЮ ПСЙС, МН ЙНЦДЮ ЕЛС АСДЕР РПХДЖЮРЭ, БШ РНВМН НАМЮПСФХРЕ, ВРН ЩРН АШКЮ МЕ КСВЬЮЪ БНЯОХРЮРЕКЭМЮЪ ЯРПЮРЕЦХЪ. оНЩРНЛС НЯРЮБЭРЕ ЯРНО-ТПЮГШ, МЮВХМЮЧЫХЕЯЪ Я «МЕ» ДКЪ ДЕИЯРБХРЕКЭМН ЙПХРХВЕЯЙХУ ЯКСВЮЕБ, ЙНЦДЮ ФХГМХ ПЕАЕМЙЮ СЦПНФЮЕР МЕОНЯПЕДЯРБЕММЮЪ НОЮЯМНЯРЭ.

Приём номер 14 — «Ты слился»

Этот приём заключается в том, что консерватор может продолжать спор, не обращая внимания ни на какие аргументы, без конца используя другие демагогические приёмы. А когда вы поймёте, что тратить на него время бесполезно, и он отнимает драгоценные минуты вашей жизни (что особенно чувствительно, если вы тщательно подбираете источники и тратите на это много времени, а консерватор отвечает лишь демагогией, выдуманной за полминуты) — вы завершаете разговор, и тогда консерватор отвечает именно приёмом номер 14. Он говорит что-то вроде «ты слился», «у тебя аргументы закончились» и так далее. В этом случае ничего нельзя отвечать ему — нужно завершать разговор. Он уже ясно показал вам, что аргументы он не воспринимает, а его время не имеет ценности и его у него много — продолжать он может до бесконечности. Однако, если вы раньше завершения разговора скинули ссылку на эту статью — то те из читателей, которые её прочли, поймут, что ваш оппонент использует демагогический приём и не станут воспринимать его всерьёз.

Как испортилось слово демагог

Появившись в античной Греции, это слово не имело отрицательного оттенка. Оно произошло от двух понятий: «demos» — народ, «ago» — «веду». Древнегреческие вожди (демагоги) стремились объяснять народу суть решений, принятых властью. Это было делом непростым, требующим ораторских навыков.

В V веке до нашей эры демагог – это высокообразованный демократический лидер, выходец из знатного рода. Демагоги пользовались массовым успехом, поскольку выражали интересы народа не только на словах.

Они нередко становились правителями. К примеру, известными демагогами были Перикл и Фемистокл, личности весьма уважаемые.

Ситуация менялась: у политического «руля» оказывались люди незнатного происхождения, не блиставшие умом и красноречием (например, владелец ламповой мастерской Гипербол).

Чтобы удержать позиции, они научились «играть» людскими инстинктами в корыстных целях. Так слово «демагог» обрело негативный смысл.

Микроприёмы

Также существуют приёмы, которые применяются не так часто, однако все же употребляются.

Микроприём номер 1 «Кто вам дал право так говорить?». А кто у меня это право может отнять? По логике консерватора получается так: чтобы говорить, надо обязательно получить от кого-то разрешение на это. Это показывает лишь то, что этот консерватор является рабом и холопом.

Микроприём номер 2 «Ешь, молись, учи историю». В большинстве случаев применяется кремлеботами, которым нужно отрабатывать зарплату, а что-то придумывать лень. Звучат следующие короткие фразы: «Учи историю», «Работать не пробовали? Попробуйте поработать», «Книги читай» и так далее. То есть нет совершенно никакой аргументации, почему вы неправы, смысл поста просто в оскорблении вас в чуть более сложной форме. На таких не стоит тратить время, максимум можно просто написать, что это демагогический микроприём номер 2 и скинуть ссылку на эту статью.

Микроприём номер 3 «Лично у тебя украл?». Допустим, если вы обвиняете кого-то в коррупции, консерватор может кинуть фразу «Он у тебя лично что-то украл?». Это демагогический приём, здесь нужно обсуждать сам факт кражи, а не её детали. Можно также спросить у консерватора, даёт ли он разрешение украсть все деньги у кого-нибудь из его родственников, ведь лично у него ничего не будет украдено.

Микроприём номер 4 «Доказательств у вас нет». Часто, даже если вы привели кучу доказательств, консерватор использует фразу вроде «Мой оппонент так и не привёл никаких доказательств». Этот демагогический приём используется, чтобы манипулировать свидетелями дискуссии. Например, если демагог знает, что окружающие не понимают темы, о которой он дискутирует, это прекрасная возможность объявить, что оппонент не привёл никаких доказательств, особенно если их было огромное количество. Демагог после этой фразы многозначительно смотрит на свидетелей спора и уничижительно показывает пальцем на оппонента.

Плюсы приема Корзина идей

Здесь очень важно помочь ученикам самостоятельно определить цели урока. Ведь обычно учитель намечает цели и строит свой урок так, чтобы максимально приблизиться к достижению этих целей

При этом по умолчанию подразумевается, что учащиеся тоже знают эти цели или, в крайнем случае, учитель просто зачитывает их, ставя учащихся, так сказать, перед фактом.

Но психологи и ученые-дидакты отмечают, что процесс обучения гораздо эффективнее, если ученик сам определяет цель обучения и цель конкретного урока. Здесь, наряду с познавательной функцией работает и мотивация: это я хочу узнать, это мне интересно.

Вторая проблема, которая решается на стадии вызова с помощью приема «Корзина идей» — привлечение к работе всех учащихся. На обычном уроке этап актуализации знаний не всегда позволяет охватить всех учеников в классе. Многие пассивно отсиживаются, позволяя другим выполнить поставленную задачу. «Корзина идей» включает этап индивидуальной работы, что позволит даже самым пассивным внести лепту в общее дело.

Третий важный момент: в создании записей участвуют все — ведь одно из условий: термины и предлагаемые идеи не должны повторятся. То есть, каждый ученик не только внимательно выслушивает предложения других, но и попутно анализирует свои знания, отмечая, что он тоже знает, а что для него является незнакомым

Фиксируя свои пробелы, учащиеся в дальнейшем будут обращать внимание на исправление и корректировку своих ЗУН

Прием охватывает сразу два вида деятельности учащихся: индивидуальный и групповой.

Тактика «Волчьей стаи»

Часто консерваторы не нападают в одиночку, предпочитая «охотиться» стаей. Тактика повторяет концепцию «Волчьей стаи», которую применяли подводные лодки нацистов во время Второй Мировой войны для уничтожения торговых судов и их конвоя. Её суть заключалась в одновременной атаке конвоя максимально возможным количеством подводных лодок – чтобы снизить эффективность защиты благодаря рассредоточению сил конвоя.

Консерваторы так же стараются нападать в дискуссии массированно. Допустим, классическая схема – это когда один просто применяет демагогические приёмы в споре с оппонентом, но в корректной форме, а двое-трое периодически провоцируют этого оппонента (например, переходом на личности). Часто оппонент срывается и начинает переходить на личности по отношению ко всем участникам дискуссии, в том числе и к «корректному» консерватору, который тут же обвиняет оппонента в неадекватности. Иногда, конечно, «волчьи стаи» работают организованно, но чаще всего они образуются стихийно, вытекая из самой природы консервативной идеологии – «задавить непохожего».

Ещё раз о штанах

Когда мы говорили о консерватизме в соответствующей статье, мы рассказывали о концепции «обосранных штанов» — по мнению консерватора, «зачем менять обосранные штаны, если другие тоже могут оказаться обосранными?» (отсюда и «если не Путин, то кто?», «кто бы мог справиться, если не Сталин?» и так далее). Перечисленные нами в этой статье приёмы консерваторов годятся для того, чтобы отстаивать любую чушь и бред. Рассмотрим на примере многострадальных штанов – допустим, консерватор обгадил свои штаны, и вы его убеждаете в том, что их следует поменять. Тогда он может с помощью демагогических приёмов дать вам отпор:

Вы: Поменяйте штаны, они воняют.

Консерватор: Ну конечно, так вам все и поверили про миллиард обосранных лично мной штанов (приём номер 1). Самим-то не смешно?

Вы: Поменяйте штаны, они воняют.

Консерватор: Рассуждаете, как типичный левак (приём номер 2). Вам надо бы поменьше верить прозападным сказкам. Вы знаете, что первыми менять штаны начали троцкисты и прочие национал-предатели (приём номер 2.1)? Потом куча агентов Запада написали лживые книжонки о том, что обосранные штаны якобы воняют, и теперь дураки типа вас в эту чушь верят (приём номер 3).

Вы: Поменяйте штаны, они воняют.

Консерватор: А вы думаете, в США как-то по-другому что ли? У них там что ли все в чистых штанах ходят? Почитайте Юрия Мухина, хотя бы книгу «Как нам врут о чистых штанах американцев». Как минимум в одном только Чикаго несколько человек ходят с обосранными (приём номер 4).

Вы: Поменяйте штаны, они воняют.

Консерватор: А если не обосранные штаны, то какие? Где гарантия, что другие штаны будут не обосраны (приём номер 5)? Хотел бы я знать, кто тебе приплачивает, чтобы ты городил такую чепуху (приём номер 6).

Вы: Поменяйте штаны, они воняют.

Консерватор: Сынок, сколько тебе лет? Ты ещё молодой, жизни не видел. Мне уже 60 лет, ты бы лучше не указывал старшим, а проявил уважение (приём номер 2.2). Это во-первых. Во-вторых, если бы ты купил очки (приём номер 9), то увидел бы, что говно в моих штанах американское, а вовсе не моё (приём номер 11).

И так далее. Что любопытнее всего – именно так и выглядят в глазах объективных окружающих консерваторы, но они этого не понимают, и даже не осознают, что выставляют себя на посмешище.

Самое страшное в приёмах консерваторов — это то, что слыша их употребление государственной пропагандой, люди проникаются логикой этих приёмов и используют их в повседневном общении со своими близкими, что особенно негативно влияет на детей, которые вырастают неспособными к эффективному мышлению, к интеллектуальному развитию.

Прием зигзаг

Этот методический прием подходит для таких ситуаций, в которых необходимо за незначительный временной промежуток усвоить большой объем информации. В школьной программе во многих учебных дисциплинах на изучение конкретных тем отводится минимальное количество часов. Чтобы успеть за урок рассмотреть как можно больше параграфов, на помощь педагогу приходят именно такие методические приемы. В школе «зигзаг» позволяет за короткий промежуток времени запомнить детали большого объема информации. Материал усваивается в интерактивной форме, педагог не предлагает воспитанникам готовое решение, его поиском занимаются сами ученики. Этими методическими приемами являются навыки работы к группе. Происходит мобилизация всех учеников, Они учатся сообща искать в тексте основную мысль, систематизировать информацию. К «зигзагу» подходят такие виды методических приемов, как «сводные таблицы», «эссе», «кластер».

Основная цель применения приема «зигзаг» — усвоение большого пласта нового материала. Изначально текст учителем делится на несколько отдельных частей. В классе выделяют несколько учебных групп, в каждой число ребят не превышает 5-6 человек. Они считаются «первичными» блоками. Новый материал делят на столько частей, сколько будет участников в каждом блоке.

При рассмотрении текста большого объема, можно увеличить число ребят в первичных группах до 6-7 человек. Предлагают ребятам один и тот же текст. Каждый член группы получает свой пронумерованный отрывок. Далее свою часть текста ученик прорабатывает индивидуально, составляет опорный конспект. Основной его задачей является получение качественной «выжимки» из прочитанного отрывка. Методы и методические приемы для проведения подобной работы педагогом не ограничиваются. Можно составлять схему, делать таблицу, оформлять кластер.

На следующем этапе работы осуществляется групповая работа. Учащиеся переходят к «коллегам», формируются экспертные группы. В одном блоке будут собраны ребята, работающие с разными отрывками из одного текста. Осуществляется прием обсуждения. Ребята меняются своими мнениями, работами, выбирают оптимальный вариант для представления своего «куска» текста. В качестве дополнительного задания педагог предлагает составить по отрывку вопросы, чтобы остальным ребятам было понятно, усвоен ли материал. Далее школьники возвращаются в «исходные блоки», предполагается этап размышления. Он предполагает презентацию перед остальными школьниками той части текста, которая прорабатывалась ребятами индивидуально. В итоге каждый представитель мини-группы получает представление обо всем тексте. В качестве завершающего этапа методики «зигзаг» предполагается общая работа класса. Один из экспертов презентует свою часть текста, происходит повторное прослушивание текста. В случае необходимости «коллегу» дополняют другие «эксперты» из одной группы. На этапе рефлексии происходит выбор тех презентаций, которые оказались самыми доступными к запоминанию, понятными по изложению представляемого материала.

Подобные методические приемы в детском саду предлагаются в облегчённом варианте. Дошкольники также подразделяют на группы, но им предлагается не текст, а часть большого рисунка. Например, иллюстрация к «Сказке про репку» делится на несколько отдельных картинок. Один малыш получает изображение репки, второй деда, третий бабушки, четвертый внучки, пятый Жучки, шестой кошки. В итоге вместе они должны представить ребятам из другого блока готовый вариант известной всем сказочной истории.

Итог

Консерваторы постоянно придумывают всё новые и новые приёмы, чтобы не менять свое мнение или не менять что-то другое в своей жизни – чтобы не развиваться (ведь это сложно и требует усилий) и не признавать своих ошибок (ведь это плохо повлияет на самооценку закомплексованного консерватора), можно придумывать самые разнообразные отговорки. Поэтому в данной статье описаны далеко не все приемы. Но, как мы видим, механика у них плюс-минус одинаковая, чаще всего – перевести разговор с сути на что-то другое. Поэтому для нас очень важно помнить, что если ведётся спор относительно одного тезиса, сам тезис не должен меняться до окончания дискуссии. А научившись понимать сущность спора, вы легко сможете придумывать собственные методы обезвреживания консерваторов. Также мы настоятельно рекомендуем прочесть труд Сергея Поварнина «Искусство спора» (1918), который является одним из наиболее значимых исследований методики ведения дискуссии и аргументации на русском языке.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]