Привет всем, кто сейчас читает эту статью! На связи Людмила Редькина. Кто из вас хоть раз в жизни задумывался о том, почему он живет так как живет? Почему денег практически не хватает до зарплаты? Почему кто-то успешнее и нашел себя, а вы еще в поиске? А еще вас может волновать, почему вы имеете то, что имеете. И таких “почему” может быть бесконечно много… Хочу поделиться с вами секретом: есть отличная модель, помогающая ответить самому себе на такие и другие животрепещущие вопросы. В прошлой статье мы с вами подробно разобрали пирамиду Маслоу, в этой – постарается понять, что такое пирамида Дилтса и как пользоваться моделью логических уровней в жизни.
Биографическая справка
Имя Роберта Дилтса знакомо не всем, а между тем это лидер современного течения НЛП (нейролингвистическое программирование). Его учителями были два признанных метра психологии Джон Гриндер и Ричард Бэндлер.
Неисчерпаемые таланты Роберта Дилтса практически не имеют границ и актуальны во многих областях человеческой деятельности. Это не только моделирование человека как личности, но и консультирование бизнес партнеров.
Также Роберт занят созданием программ, которые относятся к взаимодействию человека с компьютером. Среди других достижений Роберта Дилтса – сотрудничество со многими известными компаниями:
- Авиа!
- Компьютерная !
- Известная большинству киноманов !
- Популярный !
- Корпорация «Xerox»!
- Итальянская !
Пирамида Роберта Дилтса не единственное творение автора, недавно он завершил создание проекта развития .
Кроме того, Дилтс имел дело и с остальными мировыми гигантами различной индустрии. Из-под его пера вышло больше 40 книг с общей тематикой НЛП. Словом, человек в своей жизни добился многих успехов и помог большому количеству людей решить их проблемы.
Несколько слов о создателе пирамиды Роберте Дилтсе
Роберт Дилтс родился в США 21 марта 1955 года. Роберт – не только создатель пирамиды Дилтса, но и автор многочисленных психологических книг, эксперт и коуч в области НЛП (нейролингвистического программирования), разработчик разнообразных эффективных техник НЛП, автор книги «Энциклопедия системного НЛП», известный лайф-коуч.
Роберт Дилтс
Дилтс учился в Калифорнийском университете. В 1975 году начал активно интересоваться НЛП. В 1977 году стал членом президентского сообщества молодых ученых. В 1981 году вместе с Уильямом Хенли основал компанию программного обеспечения, которая занималась выпуском компьютерных программ, касающихся взаимодействия компьютера и мыслительных стратегий человека.
Вдохновившись работой философа Бертрана Рассела и автора книги «Шаги к экологии разума» Грегори Бейтсона, Роберт Дилтс создал свою собственную методику логических уровней изменений. Дилтс утверждает, что обучение того или иного человека происходит на разных уровнях или этапах. Как только индивид конкретизирует свой источник проблемы, то он практически сразу же сможет найти необходимые ресурсы для решения этой проблемы.
Если индивид поменяет что-то в своей жизни на более высоком уровне, то это неизбежно приведет к изменениям и на более низких уровнях. Если же человек поменяет что-то в своей жизни на низком уровне, то далеко не факт, что такие действия приведут к необходимым изменениям на более высоких уровнях. Пирамида Дилтса является прямым отображением этой концепции.
Определение пирамиды
Для понимания особенностей этой ментальной конструкции стоит обратиться к ее форме. Любой из нас видел реальные египетские сооружения древности благодаря телеканалу Discovery, где не единожды транслировались документальные фильмы, посвященные секретам гробниц фараонов, живших многие тысячелетия назад.
Внутри реальных пирамид несколько уровней, а самый верхний отведен специально под гробницу. Роберт Дилтс разработал форму, где тоже имеются «этажи» — их 6. Собственно на этом основана пирамида Дилтса в коммуникации, отношениях, а также прочих аспектах.
Творение автора книг по НЛП следует отнести к «сооружению» ментального характера, поскольку полноценного физического воплощения как у египетских гробниц здесь нет, но к разуму оно имеет прямое отношение.
Каждая такая ступень символизирует полочку или скорее даже целый этаж, где находятся внутренние составляющие человеческого индивидуума или какого-нибудь «коллективного разума». Уже наблюдается небольшое сходство с реально существовавшими гробницами Египта.
Имея четкое представление о том, что конкретно характеризуют эти уровни, а также тщательная проработка проблемы позволит детально рассмотреть собственное отношение к задаче и отыскать причины, исходя из чего, она кажется не решаемой.
Уровень № 3: способности и возможности
Человек должен определиться с тем, на что он способен. На самом деле он может самостоятельно расширить или же значительно ограничить свои способности. Главное — это найти причину и стимул для совершения действия. Вопросы данного уровня можно сформулировать следующим образом:
- Каковы сильные стороны вашей личности, сможете ли вы добиться результатов, опираясь на них?
- Какие способности и навыки нужно приобрести, чтобы добиться желаемого?
- Можете ли вы воспользоваться способностями других людей?
В чем необходимость?
Данное ментальное «сооружение» обладает весомым значением в такой сфере человеческой деятельности, как психология. Бывают такие ситуации, когда что-либо не устраивает – качество жизни, работа, окружение и т. д. С подобным сталкивалось очень много людей, иначе самой психологии (включая специалистов) вовсе бы не существовало.
Так вот рассматриваемая пирамида может оказать существенную пользу:
- Позволяет осознать ситуацию, сложившуюся не лучшим образом. При проведении экспресс-анализа обнаруживаются места, требующие корректировки.
- Есть возможность расставить имеющиеся проблемы по ступеням, после чего начинать решать те, что расположены на самом нижнем ярусе. Тем самым человек придерживается нужного направления, что немного напоминает подъем по карьерной лестнице. То есть движение вверх позволяет вывести свою жизнь на новый уровень
Пирамида логических уровней Дилтса актуальна для решения многих вопросов – это не только самореализация в жизни, включая построение карьеры, денежные моменты. Она способствует детальной проработке личных качеств. А они весьма цены для построения гармоничных отношений с партнерами (коллегами) по работе, друзьями (дворовыми или по месту учебы), родственниками, новым окружением.
Уровень № 1: окружение
Пирамида логических уровней базируется на реальном окружении. К нему относится все, что есть во внутренней и внешней среде. В первую очередь это сам человек, особенности его внешности, одежда и прочие характеристики. Также это люди, с которыми мы контактируем, материальные ценности и прочие вещи. Характеристика данного уровня подразумевает ответ на следующие вопросы:
- Комфортно ли вы чувствуете себя?
- Что происходит в вашем окружении?
- Где вы находитесь или хотите находиться?
- Каково ваше место в окружении, соответствует ли оно желаемому?
- Кто находится рядом с вами, кого бы вы хотели видеть, а кого — отсеять?
- Кто из окружающих помогает вам в достижении целей?
Уровни египетского аналога
Поиски ответов на жизненно важные вопросы напоминает блуждание по лабиринту с его бесконечными запутанными коридорами и тупиками. Без какой-либо карты или подсказки отыскать выход очень трудно, если это вообще возможно. Но стоит только подняться на уровень выше, над лабиринтом — как будут видны все пути – входы, выходы.
Наша жизнь похожа на блуждание по такому лабиринту – любую проблему невозможно решить качественно на уровне ее создания. Иными словами, для решения сложившейся проблемы следует подняться на этаж или два выше. Только таким образом можно определить наилучший сценарий дальнейшего развития событий.
С этой целью необходимо задавать правильные вопросы, что будет подталкивать к нахождению верных ответов. Многие из нас просто не в состоянии задавать себе вопросы и получать ответы. С этой целью оптимальной воспользоваться творением Роберта Дилтса.
Все уровни пирамиды Дилтса включают главные и второстепенные вопросы, которые помогают понять собственное течение жизненных ситуаций.
Уровень первый – окружение (реакция)
Самый нижний первый уровень основывается на реальном окружении каждого человека. Сюда относятся все составляющие внутренней и наружной среды. Главным образом это сам человек, его особенности, внешность (включая одежду) и прочие индивидуальные черты.
Сюда же стоит отнести и всех прочих людей, с кем приходится иметь дело, материальных блага, возможности, семья и остальные вещи. То есть главный вопрос этого уровня – «что у меня есть на данный момент?». Однако, чтобы понять всю суть лишь этого вопроса недостаточно, следует задавать ряд прочих:
- Комфортно ли мне?
- Что творится в окружении?
- Где я нахожусь или желаю быть?
- Какое место я занимаю в своем окружении, комфортно ли мне от этого и соответствует оно желанному?
- Кто находится рядом со мной, кого бы мне хотелось видеть, а кого лучше отсеять из своего окружения?
- Кто-нибудь из окружающих меня лиц помогает мне достигнуть определенной цели?
Словом, здесь охватываются все аспекты быта и повседневности, включая материальное благополучие и межличностные отношения (включая родственные, партнерские и прочие).
Уровень второй – поведение (действия)
На этом уровне основополагающий вопрос звучит так – что я делаю? То есть он позволяет рассмотреть поведение каждого индивида. Причем это касается не только действия или бездействия, но и достижения каких-либо результатов.
Вот показательный пример того, как пирамида нейро-логических уровней может рассматриваться в случае, когда человек начинает жаловаться на недостаток финансов. Здесь его главная проблема заключается в нем самом, и у него просто нет желания или сил признаться, что он мало уделяет времени работе.
Вдобавок при расспросе, чем он занимается весь день, выясняется его сокращенный рабочий день. Вместо положенных 8 часов, как это бывает у многих других успешных людей, человек тратит не более 4. Это свидетельствует об отсутствии активности с его стороны, которая была бы направлена на развитие профессиональных качеств.
Можно сделать определенный вывод – зачастую проблема обусловлена элементарной ленью. Этим недостатком страдают многие люди по всему миру! В чем собственно и помогает ментальная пирамида – доход не может увеличиться из-за лени!
Стоит задать себе вопрос касательно того, что я делю и получаю. Очевидный ответ дает понять, почему у нас имеется то, что есть. И тут закономерно задать еще один актуальный и интересный вопрос – это жизнь так сама складывается или же мы сами несем ответственность за все то, что происходит с нами?
Уровень третий – способности (направление)
Здесь уже пирамида логических уровней Роберта Дилтса базируется на стратегии и его главный вопрос – каков мой выбор? В жизни каждого индивидуума сделанный выбор занимает далеко не последнее место. Причем на это оказывают влияние различные факторы:
- здоровье;
- цель;
- в какой степени человек чем-либо увлечен, и прочее.
Находясь на третьем этаже своей пирамиды, есть возможность подробно разобрать собственные установки и осознать причины жизненных неудач. Кто-то отдает предпочтение изнуряющей работе, чтобы скопить денежные средства на приобретение жилья либо пройти обучение в другой стране. Многие девушки мечтают об удачной женитьбе.
Третьи вообще делают ставку на поиск хорошей работы или открытие собственной деятельности. Также выбор допустимо сделать в пользу занятий спортом или изучения иностранных языков после трудового дня. А еще проще просто попивать пиво, лежа на диване у телевизора. По крайне мере, так поступает большинство.
Пирамида Дилтса и правда может предоставить большой выбор – главное понять, к чему стремиться душа. Только так достигаются определенные успехи при анализе своей жизненной позиции. В этом также может помочь ряд дополнительных вопросов:
- какие у меня есть сильные стороны и можно ли, опираясь на них, добиться желаемого результата?
- Какие навыки и умения я могу приобрести для достижения желаемого?
- Могу ли я воспользоваться способностями и возможностями остальных?
Каждому индивидууму, прежде всего, необходимо определится со своими способностями. Это по силам каждому человеку на земле, причем как разительно расширить их, так и серьезно ограничить в пределах разумного. Главное – отыскать причину и стимул к действию!
Уровень четвертый – ценности (мотивации)
На этом уровне рассматриваются убеждения и ценности. И здесь у каждого человека собственные мнения и суждения на этот счет. Только вот ряд жизненных позиций или даже убеждений работает лишь во вред. К примеру, как стать предпринимателем человеку, если себя он считает честным, но уверен, что все остальные бизнесмены воруют средства с целью собственной наживы?!
Другой пример – абитуриент считает, что место в престижном ВУЗе достается лишь по блату. Поэтому нет даже смысла пробовать сдать вступительные экзамены.
Иными словами, пирамида Дилтса на этом уровне способствует раскрытию шаблонов и стереотипов восприятия различных жизненных обстоятельств, служащих препятствием на пути к достижению цели.
Пожалуй, это уже более важный уровень, позволяющий определить собственное восприятие. Из приведенных выше примеров несложно сделать вывод касательно того, что каждый человек определяет сугубо свои ценности, а ведь они могут не совпадать с восприятием других индивидуумов, что, в общем-то, закономерно. То есть одним вещам придается больше значения, другим меньше или они вовсе игнорируются.
Это относится к так называемому базису личности, а от него человеку не так просто отказаться даже под сильным воздействием извне. И причина заключается в том, что убеждения следует относить к бессознательному восприятию человеческой сущности. Оно и управляет поведением индивидуума, определяя его жизненный путь.
На данном уровне легко получить ответы на подобные вопросы:
- Какой важностью для меня обладает данная цель?
- Насколько ценным окажется результат?
- Укрепит ли достижение цели мои жизненные убеждения?
Тут так и просится один вопрос, который стоит отнести к разряду риторических высказываний: почему мы собственно верим во все то, чего придерживается наша вера?
Уровень пятый – идентификация (жизненная роль)
Важность этого уровня еще выше, нежели предыдущего, поскольку он оказывает заметное влияние на этажи, располагающиеся ниже. Здесь речь идет о самосознании и самопонимании. Благодаря этим определениям пирамида Дилтса способствует определению своей веры.
Кто-то уверен в своей гениальности художника либо дизайнера. Поэтому он успешно может проявить себя на выставках, конкурсах, соревнованиях и показах. Другой посчитает себя неудачником или бездарем.
Иными словами, пятый уровень позволяет человеку осознать свое место, и какую он играет при этом роль. Главное реалистично оценивать себя – то есть не занижать достоинства и в то же время принимать во внимание свои недостатки, требующие дальнейшей проработки.
Что характерно, здесь ответы не лежат на поверхности. Роль и жизненная позиция каждого человека не зависит от половых признаков, семейного положения, социального статуса, процессии. Эта категория много обширнее!
Вникнуть в суть или хотя бы частично иметь представление, о чем все же идет речь, помогут следующие вопросы:
- Каково мое отношение к тем личностям, у которых цели и убеждения совпадают с моими?
- Какова ценность моих целей по отношению к людям, входящим в ближайший круг окружения?
Самоидентификация – это ценное качество любого из нас! Во многом этим фактором обусловлены наши многие успехи.
Уровень шестой – миссия (духовное постижение)
Здесь логическая пирамида Дилтса венчается уровнем, способствующим осознанию индивидуумом своей миссии. Четкое осознание того, ради чего он собственно живет – это не что иное, как мощный инструмент, позволяющий преодолевать различные препятствия и трудности, возникающие на жизненном пути.
При этом миссия должна быть выражена простыми и понятными изъяснениями. Сложные высокопарные выражения здесь не работают, поскольку не несут никакой практической значимости.
Здесь хорошо привести один значимый пример. Главный принцип успешной деятельности большинства компаний, находящихся в стране восходящего солнца – это четкое осознание ценностей и миссии, с учетом актуальности на 100-200 лет вперед. А разве жизнь каждого человека на земле создана с целью тратить ее впустую?!
Таким образом, если правильно подойти к анализу своей жизненной позиции в этом мире, без утайки от самого себя, отвечая на все поставленные вопросы, можно определить те или иные пробелы.
Самосовершенствование – это путь к достижению к цели, а значит и успеху. Ведь каждый из нас в душе стремится к этому. При этом четкое осознание своих слабых сторон существенно облегчает этот процесс.
Теория возникновения и краткое описание пирамиды
Роберт Дилтс – один из психологов, который активно развивал нейролингвистическое программирование (НЛП). Свою идею о логических уровнях он создал под вдохновением от работ Грегори Бейтсона. Проанализировав их, он определил, что люди по-разному воспринимают информацию и анализируют ее. Именно это становится причиной их неудач или успехов.
Определив это, Дилтс выделил несколько логических уровней, поняв которые, человек сможет изменить свою жизнь к лучшему.
Понимание нейрологических уровней Дилтса – это мощный инструмент в самостоятельном коучинге. Он дает человеку уникальную возможность самостоятельно определить свои ошибки и стать на путь саморазвития:
- вы сможете себе поставить специальные вопросы, определив ситуации, которые оказывают влияние на вашу жизнь;
- разобравшись со своими проблемами, вы увидите, куда направляться дальше, чтобы быть довольным своей жизнью.
Итак, что собой представляет эта пирамида? Кратко опишем эту модель простыми словами – от низшего к высшему.
- Окружение – уровень реакции.
- Поведение – уровень действия.
- Способности – источники и направление человека.
- Ценности, убеждения – то, что человек себе позволяет, мотивация.
- Идентичность – кто я в этом мире, какую роль я занимаю в обществе.
- Миссия – духовный уровень человека, смысл жизни, видение.
На каждом уровне у человека хранится своя информация, свой опыт и знания.
Ряд дополнительных вопросов
Давая ответы на ключевые вопросы каждого из уровней, пирамида Дилтса позволяет объективно оценить картину всего происходящего. Однако все видится лишь в общем свете, чтобы четко разглядеть суть происходящего и отыскать верное решение сложившихся проблем, следует воспользоваться помощью ряда дополнительных вопросов:
- После того, как я достигну цели, что будут предпринимать окружающие? Обрадует или это их?
- В какую сторону должно измениться личное восприятие окружающих после достижения целей?
- Окажется ли результат плодотворным для моих коллег и близких людей?
- Если я достигну цели, изменится ли моя миссия?
- Могу ли я делать к направлению моей цели какие-то простые действия в течение 48 часов?
- Как мои близкие люди отнесутся к моим намерениям? Смогут ли они при необходимости внести соответствующие корректировки?
Нечто подобное разбирается на многих дополнительных занятиях по коучингу.
Уровень № 2: поведение
Пирамида логических уровней также рассматривает поведение индивида. Это касается действия или бездействия человека, а также результата. Ответьте для себя на следующие вопросы:
- Каковы ваши действия на данный момент и каков их результат?
- Что нужно делать, чтобы добиться желаемого результата?
- Что делают люди, авторитетные в той сфере деятельности, в которой вы бы хотели добиться успеха?
Принцип работы
Общая картина теперь становится яснее, но как работать с пирамидой Дилтса? Одно дело теория, а практика это уже нечто другое.
Вот об этом и далее и пойдет речь. Вопросы каждого уровня позволяют понять, где и когда произошла смена ценностей и отклонение от заданного курса. Это своего рода сигнальные маячки, указывающие, на каком уровне застрял человек.
В основе любой коучинг-техники глубокий самоанализ – решения проблем не лежать на поверхности, поэтому требуется, как следует «покопаться в себе».
Алгоритм применения творения Роберта Дилтса на практике выглядит следующим образом:
- Четко и внятно сформулировать задачу, но сделать это необходимо в письменной форме. Наши мысли, конечно, материальны, но и мимолетны, а потому не всегда могут восприниматься всерьез. Но то, что написано рукой на бумаге приобретет тональности и послужит толчком к действию. Как вариант – взять на вооружение диктофон.
- Определить на каком «этаже» находится настоящая проблема.
- Теперь следует заняться анализом ситуации по отношению каждого из уровней. Постепенно добравшись до самого верха, стоит представить себе, что цель уже достигнута. Следует хотя бы несколько минут наслаждаться этой победой. А вот теперь к сути – в этот момент необходимо осознать свои ощущения и определить, появилось ли чувство удовлетворения.
- Теперь работа с пирамидой Дилтса должна вестись в обратном направлении – к низу «египетского сооружения». Это позволит внести соответствующую корректировку для каждого уровня. Результат – план станет более детализированным, что позволяет легко выявить для себя ряд новых полезных ценностей.
Ценность ментальной модели Дилтса кроется в том, что каждый ее уровень ведет к раскрытию причинно-следственной закономерности. Если серьезно отнестись к постановке вопросов и получению на них ответов, то человек сможет довольно быстро провести ревизию собственных жизненных условий и обстоятельств.
При этом можно обойтись без сторонней помощи, хотя помощь со стороны не помешает. Только для этого стоит найти человека, к кому есть полное доверие. Его роль будет сведена к задаванию наводящих вопросов и записыванию ответов.
Где используется
А. Эйнштейн сказал замечательную фразу: “Никакая проблема не может решиться на том уровне, на котором возникла”.
Судя по этой фразе, нам нужно подниматься минимум на 2 ступеньки выше по уровням в пирамиде Дилтса.
Приведу пример: привычка не вовремя вставать расположена в “поведении”. Ищем решение на 2 уровня выше – на “убеждении”. Чтобы вовремя вставать, нужно переосмыслить и принять решение отвечать за свои слова.
Эта пирамида – находка для разных бизнес-тренеров, коучей и других специалистов, работающих с людьми. Пирамида Дилтса – отличный коучинговый инструментарий в курсе лидерства. Чтобы узнать, как развиваться дальше, где себя найти в жизни, многим людям помогали описанные уровни с вопросами и кратким повествованием.
На практике эта пирамида изучается вместе со специалистом, заполняется каждый уровень, и когда что-то не устраивает, причина выявляется на предыдущих уровнях.
Важно запомнить третий секрет пирамиды: на более высоких уровнях изменения идут крайне медленно. Убеждения и ценности по щелчку пальца не изменяются, человек должен поверить во что-то другое.
Чаще всего такая стратегия мотивации персонала применяется в отделах продаж, офисах, на разных фирмах, где руководители хорошо определили цель, к которой должен идти весь коллектив. Проанализировав поведение подчиненного, вы можете четко увидеть, на каком из уровней у него проблемы.
Важность физического фиксирования задач
На многих занятиях коучинга пирамида Дилтса имеет наибольшее значение, поскольку к ней обращаются все чаще. Что характерно при этом должно соблюдаться одно важное и обязательное условие – все цели, включая обработку результатов по каждому конкретному уровню, фиксируются письменно. Этому есть вполне закономерное и логичное объяснение:
- При написании текста многие существенные моменты усваиваются легче. В результате проще отыскать решение проблемы или выход из сложившейся ситуации. Возможно, поэтому на уроках все ученики пишут конспекты – для лучшей усвояемости поступающей информации.
- Написание текста приводит к возникновению новых нервных импульсов, которые поступают в мозг. Это способствует более точной формулировке проблемы, что позволяет быстрее найти нужное решение.
- В ходе написания цели она приобретает визуальные очертания, что происходит невольно. Если индивидуум представит себя на месте человека с уже решенной проблемой, то он приобретает весомый стимул к действию.
- По ходу фиксирования задачи на бумаге видение ситуации иногда меняется. Но если перед глазами находится фактическое описание проблемы, то есть возможность с легкостью внести соответствующие коррективы.
Чтобы понять все особенности следует от теории сразу переходить к практике, то есть посвятить время ответам на задаваемые вопросы. Исходя из степени ответственности к такой работе и честности перед самим собой, все начнет проясняться самой собой. Для этого стоит держать поблизости листок бумаги с ручкой (карандашом) или диктофон.
Как прокачать себя по пирамиде Дилтса: тренинг
Для того чтобы подняться вверх по пирамиде, можно перечитать много книг и статей о мотивации, но лучше один раз пройти онлайн-курс, коучинг или тренинг. Поверить в себя и достигнуть того, чего именно вы желаете в этой жизни, поможет обучение у человека, который прошел этот путь. Ни в коем случае нельзя слушать дилетантов, которые кричат на каждом углу: “Заплати мне – и разбогатеешь!”
Для меня такой человек – Павел Воля.
Его онлайн-курс “Улучшайзер экспресс” научит 3 главным вещам: инициативе, действию и эффективности.
Обучение состоит из 23 фишек. Именно они помогли Воле превратиться из простого нищего Пензенского парня в самого высокооплачиваемого ведущего канала ТНТ и моего любимого стендап-комика. По данным журнала Forbes, Павел ежегодно зарабатывает 2,5 мл $.
Курс подходит и мужчинам, и женщинам начиная с 16 лет.
Как будет проходить обучение:
- Вы получаете теорию и практическое задание.
- Выполняете.
- Если сделали верно, переходите к следующему.
Если не халтурить и с ответственностью выполнять все уроки, то вас ждут приятные изменения: и на работе, и в личной жизни, и с родственниками, и с друзьями. Это приведет к большим деньгам, связям и успеху.
Стоимость – 15 000 руб. с доступом навсегда, но также есть возможность пройти курс за 3 000 руб.
Если в течение 2 недель вы решите, что курс вам не подошел, вам вернут деньги.
После записи на обучение с вами свяжется девушка из команды Павла и ответит на все ваши вопросы, касательно тренинга. Вы обговорите с ней условия оплаты.
Также в этой статье вы найдете обзоры всех курсов проекта “Сила Воли” от Павла и Ляйсан Утяшевой.
Решение нерешаемых проблем
Пирамида Дилтса — это эффективный механизм, который позволяет решить проблемы, остающиеся актуальными на протяжении длительного периода времени. Человек может осознавать наличие трудности и даже понимать, как она мешает ему в жизни. Но никаких конкретных действий по устранению проблемы не предпринимается. Для того чтобы сдвинуться с мертвой точки, необходимо прибегнуть к помощи технологии Дилтса. Считается, что решение проблемы находится на два уровня выше. Проще всего разобраться на конкретном примере:
- Вы постоянно опаздываете — на работу, на встречу и так далее. Вы никогда не приходите вовремя.
- Эта проблема находится на поведенческом уровне. Значит, ее решение стоит искать в плоскости ценностей.
- Таким образом, вы должны научиться стать человеком слова, иначе из-за вашей непунктуальности окружающие утратят к вам доверие.
Уровень № 4: убеждения и ценности
Пирамида логических уровней особое внимание уделяет мировосприятию человека. Пожалуй, это наиболее значимое положение рассматриваемой концепции. Речь идет о том, что для человека хорошо, а что плохо, что для него имеет наибольшую ценность, а чему не придает значения. Можно сказать, что это своего рода базис личности, от которого человеку не так просто отказаться даже под сильным влиянием извне. А все потому, что убеждения — это в большинстве случаев бессознательное, которое управляет поведением и определяет жизненный путь. Данный уровень требует ответа на такие вопросы:
- Почему конкретная цель важна для вас в данное время?
- Какова ценность конечного результата?
- Поспособствует ли достижение результата укреплению ваших убеждений?
Осмысление логических уровней жизни
Модель логических уровней, несмотря на свою простоту, может загнать новичка в тупик. Тем не менее не стоит откладывать в долгий ящик самоанализ. Если вы хотите изменить положение дел, вам обязательно поможет пирамида логических уровней. Пример разбора ситуации выглядит следующим образом:
- Окружение. Где вы работаете, как выглядит ваше рабочее место, где вы живете, что ежедневно вас окружает, какие люди находятся рядом с вами, какая атмосфера царит вокруг вас?
- Поведение. Какими делами заполнены ваши будни, как спланировано ваше время, сколько времени вы тратите на работу и личные встречи, как вы ведете себя на работе, в семье и в кругу друзей, как вы можете себя характеризовать?
- Способности. Какие сильные стороны вашего характера, в каком деле вам нет равных, для чего вам не хватает навыков?
- Убеждения. Что для вас наиболее ценно, какие характеристики вам нравятся в других?
- Идентичность. Как вы себя представляете, в каких условиях вы росли, какие роли вы играете в присутствии разных людей, каковы ваши стремления, чем ваша жизнь отличается от жизней других?
- Миссия. Формулируется на основе анализа предыдущих уровней.
Нейрологические уровни — Идентичность
В Системе Человек — ЛИЧНОСТЬ.
Человек живет в своём представлении о себе.
- Какой Я?
- Кто Я?
- Что я хочу?
- Что во мне главное и НЕ МЕНЯЕТСЯ?
- Чем я отличаюсь от других людей?
Ответы на эти вопросы создают ЛИЧНОСТЬ.
Экхард Толле называет этот набор рассказов о себе — ЭГО. Он утверждает, что это искусственное проявление работы ума. Настоящая СУЩНОСТЬ человека находится в глубине и обходится без слов.
Я представляю ЛИЧНОСТЬ
человека как набор шаблонов мышления, которыми он привык пользоваться. Его мысли о себе и о мире, включая его ценности и убеждения складываются в его ЛИЧНОСТЬ.
Как написать книгу: советы, с чего начать и как выбрать тему
Уровень № 6: миссия
Пирамида Дилтса венчается самым высоким уровнем, который подразумевает осознание человеком его миссии. Понимание того, ради чего человек живет, является мощнейшим стимулом для преодоления препятствий и трудностей, которые возникают в процессе жизнедеятельности. Причем миссия не должна быть озвучена сложными высокопарными выражениями, которые не несут никакой практической ценности. Она должна быть сформулирована простыми и понятными словами.
Научитесь раскладывать проблемы «по полочкам»
Коучинг-техники — это отличное средство для тех, кто не может решить какую-либо проблему. Теория Дилтса учит раскладывать ситуацию по полочкам, а если конкретнее, то по уровням пирамиды. Так, достаточно часто люди приходят на тренинги с проблемой, что их никто не любит, что они не пользуются благосклонностью окружающих. Пример разбора ситуации и поиска решения приведен в таблице.
Уровень | Вопрос | Ответ |
Окружение | Кто должен любить меня? Какие чувства должны испытывать ко мне окружающие? | Ближайшие родственники, друзья и коллеги. Остальные должны проявлять уважение и доброжелательность. |
Поведение | Какие действия я хочу видеть от окружающих в отношении себя? | Внимание, участие, желание общаться и проводить со мной время. |
Способности | Что мне нужно сделать, чтобы начать нравиться людям? | Научиться слушать и понимать людей, поддерживать разговор, подтянуть профессиональные знания, обновить гардероб, начать тщательнее ухаживать за собой. |
Убеждения | Почему я хочу, чтобы все любили меня? | Потому что человек, которого не любят, считается плохим. Я не хочу чувствовать себя изгоем. Мне нравится быть в центре внимания. |
Идентичность | Каким должен быть человек, который всеми любим? | Привлекательным, умным, отзывчивым. Он должен обладать магнетизмом. |
Миссия | Какова конечная цель? | Понравиться самому себе, научиться самоуважению. |