Ассоциативное мышление: упражнения для развития, примеры

Ассоциативное мышление оперирует образами, возникающими в памяти человека. Одно представление (образ) рождает другое: так формируются ассоциации. Любые образы, представления и ассоциации являются следствие личного опыта и познания человека. Поэтому они у всех разные.

Например, слово осень будет у одних людей ассоциироваться со слякотью, у других с багрянцем золота одетыми лесами, а у третьего с тоской и чувством одиночества.

Что даем нам ассоциативное мышление? Оно направляет мыслительный процесс в правильное русло, так как неправильно сформированные образы могут привести в дальнейшем к психическим недугам.

Моя соседка водит своего сына к психологу на занятия по развитию ассоциативного мышления, чтобы подготовить его к учебе в школе. Ведь не секрет, что современные учебные программы тяжело осилить даже взрослым, не то что детям.

Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака

По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро — пропустить невозможно! Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

Что такое ассоциативное мышление

Ассоциативное мышление — что это? Это выраженная словами связь между двумя или более понятиями. Подсознание работает с поступающей в мозг информацией, не применяя при этом способность проводить логический анализ. С ассоциативным мышлением связывают восприятие окружающего мира, способность принимать решения и генерировать идеи. Его развитие зависит от внимания, памяти, жизненного опыта каждой отдельной личности.

Что такое ассоциативное мышление, можно показать на примере. Допустим, вы познакомились с каким-то новым предметом или человеком. В этот момент ваш мозг начинает активно действовать. Он сравнивает то, что вы только что узнали, с тем, что знали до этого. При это он создает ассоциации. При следующей встрече с объектом вы его узнаете благодаря уже закрепленным в подсознании ассоциациям. Чем больше их будет, тем проще вам вспомнить и проанализировать ситуацию.

А теперь наглядный пример. Представьте человека, который первый раз в жизни увидел северное сияние. Он сравнивает его с чем-то знакомым, например, салютом или молнией. Звук, который сопровождает явление, похож на треск дров в печи. И так дальше. Встретив нового знакомого, человек отметит, что его голос похож на голос коллеги. Форма лица такая же, как у кого-то из родственников, а походка как у близкого друга.

Признаки

Психологи выделяют следующие признаки творческого мышления:

  • быстрота генерирования идей;
  • гибкость — генерация бесконечного потока идей;
  • оригинальность — уникальность идей, их непохожесть на остальные;
  • детализация — в процессе работы добавляются важные мелкие детали;
  • эмоциональная сопричастность решаемой проблеме (как показывает практика, не замотивированный человек, способный к творчеству, даже не возьмётся за её рассмотрение);
  • многофункциональность — способность заниматься сразу несколькими делами одновременно без ущерба для их качества;
  • законченность — каждая идея и образ обретают логическую завершённость.

Последствия творческого мышления и деятельности
Представители гештальт-психологии нарисовали следующий портрет человека, которого отличает творческий склад мышления (они называют его «творцом»):

  • ничем не ограничен ни в мыслях, ни в действии;
  • не ослеплён привычками;
  • никогда ничего не повторяет, особенно за кем-то;
  • не действует механически;
  • не занимает одностороннюю, частичную позицию;
  • не способен сконцентрироваться на том, что ему не интересно;
  • не воспринимает мир и других людей по их внешним меркам и параметрам, но всегда старается заглянуть внутрь;
  • не рационален, не расчётлив, не равнодушен и не безразличен.

Психологи даже определили, в чём проявляются особенности характера людей, обладающих творческим складом ума:

  • идут против стандартов общества;
  • обладают яркой индивидуальностью;
  • очень чувствительны и ранимы;
  • слишком занижают свои способности;
  • даже в зрелом возрасте в душе остаются детьми.

Так что людей, склонных к творчеству, чаще всего можно заметить, даже не проводя каких-то дополнительных исследований, — характер обнаружит их в любом обществе.

Виды ассоциаций

Согласно ассоциативное теории мышления, в создании ассоциаций участвуют разные органы чувств. Поэтому когда человек слышит какое-то слово, он практически мгновенно связывает его с каким-либо объектом. Например, характеристики «сладкий», «воздушный», «кремовый» напоминают ему о торте.

Ассоциации бывают нескольких видов:

  1. Контрастные, противоположные друг другу: огонь и лед.
  2. Похожие по смыслу: ветеринар — врач.
  3. Общие или обобщенные: лимон — цитрусовые.
  4. Те, которые подчиняют себе другие понятия: деталь — винтик.
  5. Смежные понятия, близкие друг к другу по времени и пространству: мясо — корова.
  6. Говорящие об отдельных частях целого организма: глаза — лицо.
  7. Ассоциации причина-следствие: дождь — зонтик.
  8. Одно слово дополняет другое: каша — масло.

Есть и другие виды ассоциаций. Друг от друга они отличаются способом и условиями использования. Они могут иметь одинаковый корень (мрачный — мрак), быть родственными в плане фонетики (кочка — почка) или относиться к одной теме (коктейль — бар).

Преимущества ассоциативного мышления

Образное мышление помогает в решении задач как в повседневной жизни, так и в работе, учебе и т.д. Это лишь одно из его преимуществ. Есть ряд других:

  1. Способствует развитию воображения. Как сказано выше, у вас чаще будут появляться необычные, но интересные идеи. Также вам будет проще заниматься творчеством.
  2. Улучшает память. В головном мозге строятся длинные ассоциативные цепочки, которые позволяют запоминать большое количество нового материала.
  3. Повышает продуктивность. Здесь все понятно. Если вы быстрее усваиваете новую информацию, вы быстрее и качественнее выполняете поставленные перед вами задачи.
  4. Улучшает работу головного мозга. Еще одна особенность ассоциативного мышления. Во время построения ассоциативного ряда в мозге появляются новые связки нейронов.
  5. Упрощает восприятие. Вам легче воспринимать новые данные и связывать их с той информацией, которую вы уже знаете.

Еще одно неоспоримое преимущество — возможность ближе познакомиться со своим внутренним «Я». По мнению Зигмунда Фрейда, ассоциации открывают то, что спрятано глубоко в подсознании человека. Используя ассоциативное мышление, вы, возможно, откроете в себе ту информацию, которая поможет изменить вашу жизнь.

Наглядно увидеть преимущества ассоциативного мышления можно на примерах. Инженер Броун, который занимался строительством мостов, однажды увидел под кустом паутину. Это побудило его к созданию подвесного моста, креплениями для которого были тросы.

Или вспомните Жоржа де Местраля, создателя застежки-липучки. Он придумал ее после того, как под микроскопом рассматривал устройство колючек репейника. А его он в обилии снимал со своей собаки после каждой прогулки.

Диагностика

Можно пройти самый простой тест на образное мышление. Внимательно посмотрите на изображения и постарайтесь разглядеть в них, кроме основного предмета, и те, что художник тщательно скрыл от прямого взгляда. Чем быстрее вы их увидите, тем лучше.

Ещё один тест, который позволит определить, какой тип мышления у вас преобладает и насколько развито образное. Прочитайте утверждения, поставьте плюсы (галочки) напротив тех, которые относятся к вам.

Интерпретация результатов

Подсчитайте количество плюсов (галочек) в соответствии с этой таблицей и посмотрите, насколько у вас развито образное мышление по сравнению с остальными.

Если в колонке НОМ значится до 2 плюсов — это низкий уровень развития, 3-5 — нормальный, 6-8 — высокий.

Нарушения ассоциативного мышления

Отклонения в процессе ассоциативного мышления проявляются в изменении его скорости, целенаправленности, правильности. В каждой группе нарушений есть несколько подвидов.

По изменению темпа:

  1. Человек обрабатывает информацию быстро. Также быстро и импульсивно он генерирует новые идеи и принимает решения. Чаще всего это признак маниакальных состояний.
  2. Скорость мышления замедляется. Обдумывание вариантов решения проблемы сильно затягивается.
  3. В процесс внедряются посторонние мысли, которые мешают построению ассоциативных цепочек. В результате люди сбиваются с темы.
  4. Из-за обрыва мыслей мышление останавливается.

По живости:

  1. В процессе человек упоминает слишком много второстепенных деталей, ненужных подробностей.
  2. Приводится много дополнительных ассоциаций, нюансов.
  3. Ассоциативное мышление становится «вязким», непродуктивным. Нить разговора теряется.

По грамматике:

  1. В разговоре человек говорит шаблонными фразами, использует стереотипы, штампы.
  2. Постоянно повторяются слова, звуки и фразы, которые напрочь лишены смысла.
  3. Собеседник повторяет бессвязные, логически и грамматически неправильные фразы.

Как развить ассоциативное мышление

Ассоциативное, как и другие виды мышления, можно развивать. Главное требование в этом вопросе — регулярно проводить тренировки, выполняя ряд простых упражнений.

Работа с детьми

Развивать мышление такого типа лучше с детства. Детям легче, чем взрослым устанавливать связи между предметами, событиями и явлениями. Как же помочь им развить способность мыслить ассоциациями?

Для начала расскажите ребенку о предметах, которые его окружают, и о том, что с ними можно делать. После переходите к обобщению. Например, объясните, что тарелки, чашки, кастрюли — это все посуда, а диван, шкаф и стул — мебель.

Эти упражнения подойдут для маленьких детей. Для тех, кто старше, нужны более сложные задания. Предложите ребенку определить правильную последовательность предметов или найти в них один общий признак.

Помните, что не всегда ассоциации будут позитивными. Иногда дети остро реагируют на тот или иной образ. Например, белый халат они связывают с врачом, а самого врача с уколом и т.д. Такие ассоциации называют подавленными. От них нужно избавляться.

Упражнения для взрослых

Регулярное выполнение простых упражнений поможет вам научиться быстро создавать ассоциативные цепочки и запоминать новую для вас информацию.

  1. Возьмите 2 слова, которые никак не связаны между собой. Создайте между ними ассоциации.
  2. Придумайте 1 слово, с которого вы начнете построение ассоциативной цепочки. Подбирайте к нему ассоциации до тех пор, пока получается.
  3. В этом упражнении пусть у вас будет 3 слова. Подбирайте ассоциации, которые подходят к этим словам по каким-либо признакам. Например, вы выбрали «яркий» и «горячий». Подумайте, какие объекты или явления могут иметь такие характеристики.
  4. К нескольким исходным словам подберите ассоциации, подходящие к каждому из них.
  5. Возьмите 1 слово и подберите к нему необычную ассоциацию, которая, на первый взгляд, не имеет к нему никакого отношения.
  6. Подумайте о ком-то из своих друзей. Подберите песню, которая характеризует его наилучшим образом. Пусть это будет то, что первым придет в голову. Также можно включить радио или любимый плейлист, закрыть глаза и понаблюдать за возникающими в сознании ассоциациями.
  7. Проведите мозговой штурм. Что это такое? Возьмите лист бумаги и запишите на него все слова, которые приходят вам в голову. Прочитайте записи. Подумайте, как эти слова связаны между собой. Естественно, некоторые из них поставят вас в тупик. Не пугайтесь и не останавливайтесь. Попробуйте разобраться.

Рекомендации

Заниматься нужно каждый день. Идеальный вариант — занятие продолжительностью около 2 часов. Начинать развивать ассоциативное мышление рекомендуется с 20 минут в день. Постепенно время увеличивать.

Помните, что лучше всего «работают» яркие, необычные, запоминающиеся ассоциации. Важно, чтобы они были не только интересными. Пусть они касаются всех органов чувств. Ассоциируйте объекты и явления с запахами, формами, цветами и т.д.

По мнению психологов, у женщин ассоциативное мышление развито лучше, чем у мужчин. Поэтому представителям сильного пола иногда нужна помощь. Для этого были разработаны специальные творческие блокноты. Выполняя задания в них, можно заметно улучшить способность строить ассоциативные связи.

В чём минусы

Психологи также предупреждают, в чём заключается опасность образного мышления.

Проблема в том, что оно может слишком далеко увести от реальности, особенно если преобладает над действенно-образным и словесно-логическим. Дети, увлечённые собственными образами в голове, начинают не просто сочинять небылицы, но и верить в них. И, если у детей этот перекос легко корректируется с помощью психотерапии, то со взрослыми ситуация складывается гораздо серьёзнее.

Во-первых, многие творческие гениальные люди, у которых образное мышление находится на высоком пике развития, теряют связь с реальностью и начинают мнить себя чем-то вроде божества. Им кажется, что они озарены светом свыше, если им позволено видеть в обычных вещах то, чего не замечают другие. Эго раздувается до неимоверных размеров, что приводит к социальной дезадаптации и различным расстройствам личности.

Во-вторых, самые обычные люди под влиянием образов в голове начинают связывать те предметы и явления окружающего мира, между которыми нет ничего общего. Этим объясняется вера в магию, колдовство, потусторонние реальности. Слыша ночью в комнате шорох, они во всех деталях представляют себе настоящего монстра и отрицают наличие мышей в доме. Если с утра в пятницу 13-ого опрокинется солонка и дорогу перейдёт чёрный кот, у таких мнительных людей начнётся паника. А всё потому, что в уме они будут рисовать себе ужасные картины последствий, к которым приведут все эти суеверия.

Ещё один минус в том, что не всегда хватает слов и речевых оборотов, чтобы описать ту картинку, которая складывается в голове. Из-за этого в быту часто возникают противоречия и недопонимания. Например, пришли супруги в магазин выбирать текстиль для спальни. Одному кажется, что это цветовое решение идеально впишется в интерьер, а другой считает, что будет смотреться слишком вызывающе и кричаще. А всё потому, что у них разные представления об одной и той же комнате. Как доказали учёные, женщины видят всё в более ярком цвете и, соответственно, выбирают такие же вещи. Мужчины — с точностью до наоборот.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]