Упражнения для развития творческого мышления. Зачем развивать творческое мышление?

Хотя многие люди и думают, что развивать творческое мышление нужно только композиторам, писателям, художникам и некоторым другим представителям определенных креативных профессий, но данное утверждение не соответствует истине! Почему? Все дело в том, что при помощи хорошо развитого творческого мышления можно находить оптимальные выходы из самых трудных и нестандартных жизненных ситуаций, успешно решать повседневные бытовые вопросы, видеть что-то новое в уже давно привычных вещах, быстро и правильно реагировать на любую проблему и т.д.

Творческое мышление нужно развивать не только тем людям, которые имеют непосредственное отношение к креативным сферам жизни, но и обычным менеджерам, клеркам, бухгалтерам, школьникам и студентам, родителям и т.д. Зачем и почему? Потому что менеджер, который умеет думать нетривиально и креативно, сможет продать больше товаров, бухгалтер – отыскать способ сэкономить существенную сумму денег для своей компании, студент – найти хорошо оплачиваемую и перспективную работу, родитель – научить своего ребенка выходить за общепринятые рамки и создавать нечто новое.

Что же такое творческое мышление? Зачем его нужно развивать? Какие эффективные и действенные способы развития креативного потенциала существуют? Предлагаем вашему вниманию топ-10 методик и упражнений для развития творческого мышления, благодаря которым вы научитесь мыслить креативно и сможете расширить границы своего мировоззрения!

Определение

Творческое мышление человека – это процесс ознакомления с информацией, ее обработка и создание новых идей.

В педагогике отмечается важность данного типа мышления ввиду того, что индивид самостоятельно стремится к получению новых знаний и скорейшему применению их на практике. Это относится не только к урокам музыки, рисования, но и истории, обществознанию и др.

Кроме того, говоря о детях с предрасположенностью к такому мыслительному типу, отмечается важность наличия данного критерия для учебы, а также социализации.

Даже самое скучное превращать в интересное

Стимуляция познавательной активности – едва ли не важнейшая задача любого учителя, однако не менее важно этот уровень еще и удержать. Рутинная подача материала может свести на нет все старания, приложенные ранее, и полностью отбить у ребенка охоту узнавать новое

Именно поэтому столь важно сделать учебный процесс максимально интересным. Воображение и творческое мышление в этом наилучшие помощники.

Дети всегда должны иметь возможность высказать собственную точку зрения, продемонстрировать угол, под которым они видят ту или иную ситуацию. Это может происходить не только непосредственно во время урока, но и при выполнении контрольных или самостоятельных работ. В литературе, к примеру, для этого отлично подходят сочинения на нестандартные темы. Чаще всего учителя предлагают своим воспитанникам написать работу, в которой в качестве главного героя выступал второстепенный персонаж изучаемого произведения.

В математике это может быть необычный способ подачи материала. Дроби, к примеру, можно изучать на примере долек мандарина. Формирование творческого мышления в данном случае происходит за счет задействования наглядного примера и повышения интереса к изучаемому.

Что такое творческое мышление

О том, насколько важно творческое мышление, креативность, творческий подход к делу, сегодня можно услышать повсюду. Эти качества указываются в вакансиях на престижные должности, их предлагают развивать на многочисленных семинарах, тренингах, коучингах. О них говорят учителя родителям, руководители подчиненным. Но к сожалению, эти понятия для многих так и остаются туманными и малопонятными. Давайте разберемся в них.

Творчество как деятельность

Начнем с того, что способность к творчеству присуща исключительно человеку, а потребность в творческой деятельности есть у всех людей от рождения. Да-да, дети рождаются с этой потребностью. Потенциал, конечно, у всех разный, но он есть, и его можно развить в любом возрасте.

Творчество в психологии определяется как духовно-практическая деятельность, направленная на созидание чего-то нового. Это новое может родиться в любой сфере, а не только в области искусства или науки. В строительстве и педагогике, в кулинарии и менеджменте – везде возможно творчество.

Любая человеческая деятельность может быть двух видов:

  • Репродуктивная – это воспроизводящая деятельность по заданному образцу. Например, когда ребенок пишет диктант, хозяйка печет пирог по рецепту, строитель строит дом по чертежу, или рукодельница вяжет шарф по схеме. Это очень важная и нужная деятельность, необходимая часть обучения, без нее невозможен профессионализм. Да и в обыденной жизни нет никакого смысла каждый раз «изобретать велосипед».
  • Творческая деятельность – это то, что называют креатив, ее отличает новизна результата или методов. Она строится на основе репродуктивной, но, освоив профессиональные приемы, человек начинает испытывать потребность сделать что-то свое, оригинальное, новое, так как ему скучно и неинтересно следовать только чужому образцу.

Но творчество недаром называют духовно-практической деятельностью. Потребность создать новое рождает у человека идею, замысел, проект. Вот возникновение новой, оригинальной идеи и осмысление способов ее воплощения и есть творческое мышление.

«Открытие» творческого мышления

В течение продолжительного времени, вплоть до середины XX века высшей формой мыслительной деятельности безоговорочно считалось абстрактно-логическое мышление. Его строгие законы, выведенные еще античными философами, изучались в школе, а к людям, не склонным к логическому мышлению, относились снисходительно. Даже тесты на уровень интеллекта (IQ), разработанные еще в начале прошлого века, были ориентированы на проверку владения логикой и развитости абстрактно-логического мышления.

Но оказалось, что среди личностей с уровнем интеллекта выше 135 % почти не встречается выдающихся ученых, всемирно известных деятелей культуры, художников, писателей и тех, кто добился больших успехов в бизнесе.

Люди, получившие высокие оценки по этим тестам, неспособны решать нестандартные задачи, они не могут придумать ничего нового и оригинального. А динамично развивающаяся индустрия, появление новых отраслей промышленности и сферы услуг и возрастающая конкуренция требовали именно нестандартных решений.

Тесты дорабатывались, усовершенствовались, ими занимались целые научные коллективы, например, в Стэндфордском университете США, но все равно это не решало проблемы. Люди с высоким IQ, ответственные, эрудированные, высокоинтеллектуальные профессионалы оказывались неспособны выйти за рамки строгих инструкций и придумать что-то свое. А вот успехов добивались середнячки, те, чей уровень интеллекта разве что чуть-чуть превышал допустимую границу нормы.

Вот тогда-то и стало ясно, что логическое мышление не панацея и есть более продуктивное и эффективное мышление – творческое. Оно позволяет человеку:

  • находить выход из казалось бы безвыходных ситуаций;
  • решать нестандартные задачи, не поддающиеся алгоритмическим методам;
  • открывать новые научные законы;
  • создавать новые вещи;
  • видеть любую проблему под совершенно нестандартным углом зрения.

Ведь недаром А. Эйнштейн сказал: «Я никогда не сделал бы своих открытий в процессе рационального мышления».

Мышление «в разные стороны»

Что показательно, одним из первых об особом типе мышления заговорил исследователь интеллекта и разработчик тестов IQ Дж. Гилфорд. Многолетние исследования привели его к выводу, что самые потрясающие научные открытия и оригинальные изобретения делаются не на основе логики, а вопреки ей. А классическое логическое мышление, как дедуктивное, так и индуктивное, не в состоянии решить нестандартные задачи, в которых нет одного единственно правильного ответа.

  • Особый вид мышления, которое противоречит логическому, но является основой творческого, Гилфорд назвал «дивергентным» – расходящимся, идущим в разные стороны, разнонаправленным.
  • Это мышление отличается от стандартного логического, которое является линейным, то есть направленным в одну сторону, ориентированным на достижение единственно верного или оптимального решения.

Всю вторую половину XX века творческое мышление активно изучали психологи, так как поняли, что человеческая цивилизация существует, а государство процветает благодаря креативным людям, наделенным творческими способностями. Тем, кого долгое время снисходительно называли чудаками.

Возрастные особенности

Дошкольники

Деток, обладающих творческим мышлением, можно выделить из общей толпы ещё в детском саду. Они не любят выполнять синхронные, одинаковые движения вместе со всеми (например, на утренней зарядке) и придумывают свои.

В игре они берут инициативу на себя, потому что просто разрываются от идей, как лучше распределить роли и что где разместить. Однако остальные ребята их часто не понимают, потому что те мыслят оригинальными образами.

Вместо того, чтобы съесть яблоко на полдник, они обгрызают его таким образом, чтобы получилась какая-нибудь фигурка.

Однако не всегда можно распознать креативный потенциал в маленьком человечке. Часто они бывают скрытными, так как слишком сконцентрированы на своём внутреннем мире и образах. Выявить уровни творческого мышления дошкольников помогает сюжетное рисование.

Обычно тесты на определение уровня творческого мышления проводят у детей дошкольного возраста (5-6 лет), чтобы полученные данные могли использоваться в дальнейшем — при обучении в школе.

Начальная школа

С 1 по 4 класс творческое мышление младших школьников характеризуется следующими чертами:

  • быстрое решение учебных задач (применение нестандартных способов);
  • выявление потенциала в какой-то определённой сфере (музыка, литература, рисование, лепка);
  • необычность суждений, свой взгляд на привычный мир;
  • отказ от выполнения шаблонных заданий по образцу;
  • невнимательность на уроках.

Главная задача педагогов и родителей на данном этапе — распознать творческий потенциал ребёнка и направить все силы на его развитие. Если в начальной школе момент будет упущен, в дальнейшем эти способности могут так и остаться нереализованными. Как говорят психологи, именно здесь человечество теряет больше всего великих художников, музыкантов и поэтов.

В начальной школе также важно отделить «зёрна от плевел». В этом возрасте у многих детей разыгрывается фантазия, и происходит подмена понятий. Воодушевлённые россказнями своего талантливого чада родители начинают видеть в нём великого писателя, который в будущем станет непревзойдённым фантастом. На самом же деле это выдумки, основанные чаще всего на компьютерных играх и фильмах. Никакой креативности, чего-то уникального там нет. В психологии воображение (тесно связанное с творческим мышлением) и фантазия — совершенно разные понятия.

Среднее и старшее звено

В среднем и старшем звене с творческим потенциалом становится всё гораздо яснее. Подростки уже способны на самоопределение без указки взрослых. Те, у кого креатив зашкаливает, занимают посты лидеров различных школьных и юношеских объединений. Генерация необычных идей, нестандартные способы решения проблем и насущных задач делают их центром всеобщего внимания. Другие начинают проявлять себя в какой-то узкой специализации — становятся настоящими звёздами местного театрального кружка или изостудии.

На данном возрастном этапе существуют свои опасности. Ближе к 13 годам, на пороге подросткового кризиса, творческое мышление может сыграть плохую службу. В попытке доказать всем свою взрослость и самостоятельность и в силу юношеского максимализма такие дети начинают слишком ярко и яро демонстрировать своё видение мира — отличное от других. Всё это сопровождается агрессией и дерзким поведением. Здесь большое значение имеет поддержка родителей, которые могут направить всё это в нужное русло.

1.Утренний фрирайтинг

По утрам вы привыкли думать о том, что предстоит сделать, а придя на работу, сразу прыгаете в пучину задач? Это не совсем правильно: сосредоточенность на списке дел мешает полету мысли.

Один из способов направить энергию в творческое русло – утренний фрирайтинг. Посвятите 10 минут и просто пишите. В отличие от блога или социальных сетей, эти записи доступны только вам, поэтому они не обязательно должны иметь какой-то смысл. О чем писать? Можно каждый день придумывать разные темы, а можно составить список вопросов и выбирать из него по настроению. Например:

  • Если бы у меня было больше времени, я бы…
  • На этой неделе я благодарен…
  • Я чувствую себя некомфортно, когда…
  • Я горжусь собой, потому что…
  • Я работаю лучше, когда…

Стереотипы

Талантливый человек талантлив во всем. Каким талантом обладаете вы? Не может быть такого, что таланта нет: даже песня, исполненная на корпоративе, вполне может оказаться признаком настоящего таланта. Все дело в стереотипах, которые нам навязывает сама жизнь или люди, которые окружают нас с самого детства. Именно они говорят нам, что такое «хорошо», а что такое «плохо». В итоге мы, как стойкие оловянные солдатики, выполняем задания четко по инструкции.

А теперь вспомните, как в детстве запросто выходили из любой ситуации. Не можете вспомнить себя, внимательно посмотрите на то, как это делает ваш собственный ребенок.

Первое, что отличает дитя от взрослого человека – возможность свободно мыслить образно. Каждое слово для ребенка – целая картина, каждое событие – сказка. Сам малыш легко может перевоплотиться в любого сказочного героя и для этого ему необязательно ждать костюмированного утренника. Внешнее сходство с известным персонажем его мало волнует, у него ко всему креативный (отличный от общепринятого) подход.

С годами мы теряем эту дорогу. Мы узнаем правила, которые редко хотим нарушать. Все потому, что так проще, привычнее. Такие действия не вызывают негодования (зависти) коллег, не доводят до бешенства (непонимания) родителей/мужа/жену/ и так далее.

Люди в большинстве своем соглашаются на игру по шаблонным правилам. А потом человеку становится скучно с самим собой, с семьей, с друзьями. Тем временем «безбашенная» одноклассница Юлька уже возглавила отдел в крупной государственной корпорации, ее муж – известный и модный фотохудожник (он, кстати, тоже «не от мира сего»). Они счастливы, и скоро у них появится их первый и, безусловно, талантливый ребенок.

Так и вам есть к чему стремиться.

Креативность – это всего лишь способность в обычных условиях со всеми известными составляющими собрать нечто такое, что заставит если не перевернуться мир, то хотя бы взглянуть на вещи по-другому.

Поэтому креативных людей особенно ценят в рекламных агентствах. Именно они заставляют покупать то, что еще пять минут назад мы и не хотели вовсе. Это они заставляют нас глотать слюну при одном появлении на экране «низкокалорийного» йогурта. Это они знают, как направить наши стандартные мысли по любому нужному им пути.

Тренировка глупости, или «Оксюмороньте!»

Внеси 5 своих любимых животных в ячейки сверху по горизонтали и 5 вещей, которыми пользуешься регулярно, в ячейки по вертикали. Кстати, по одному с каждой стороны я уже вставил.

После этого соедини любое животное из горизонтальной оси с любой вещью из вертикальной оси. Вариант соединения изобрази в ячейке пересечения. Цель — заполнить странно-глупыми новыми животными все пустые ячейки.

Например, из моей вещи и животного получаются расческа в виде шеи жирафа или жираф-многоножка.

Тесты на творческое мышление

Конечно, когда вы поняли, как полезно быть креативным человеком, вы захотите узнать, насколько творческое мышление развито у вас. Поэтому ниже даю вам перечень тестов, которые помогут диагностировать уровень креативности.

  1. “Тест Торренса”. Это один из лучших тестов, которые измеряют креативное мышление. Вам нужно ответить на вопросы, не долго задумываясь об ответах, тогда вы получите правдивые результаты. Это вербальный тест, но эта методика имеет еще и образную часть, где следует дорисовать линии по своему усмотрению. Такая методика проводится специалистом.
  2. “Тест на креативность”. Ответив на 20 вопросов, вы поймете, умеете ли вы мыслить креативно, творчески. Тест не научный, но с помощью него можно понять себя.
  3. “Диагностика креативности Е. Туник”. Вам следует ответить на 50 вопросов, помогающих понять себя. После прохождения теста ваши результаты будут разделены на 4 подкатегории: склонность к риску, воображение, любознательность, сложность.
  4. “Тест дивергентного (творческого) мышления” Вильямса. Это очень показательный тест, по которому можно определить уровень креативности как ребенка, так и взрослого. По инструкции следует дорисовать 12 изображений, и результаты оцениваются по нескольким критериям. Лучше этот тест проходить со специалистом.

Тест Торренса

Один из самых популярных инструментов диагностики для определения уровня творческого мышления — тест Торренса. Настоятельно не рекомендуется проводить его самостоятельно. Это специфический инструмент психодиагностики, требующий профессионального подхода, особенно — при интерпретации результатов. Поэтому лучше обратиться за помощью к профильному специалисту. Представленная ниже разработка дана исключительно для ознакомительных целей.

Автор: Элис Пол Торренс (1915-2003) — американский психолог.

Полное название: «Тест творческого мышления П. Торренса».

Диагностируемый возраст: дошкольный, 6-7 лет. Есть более усложнённые варианты теста, который можно проводить в период 8-20 лет.

Основная задача: определить уровень креативности.

Условия проведения теста:

  1. Нельзя изменять в тесте ни одного слова, дополнять или убирать какие-либо картинки.
  2. В точности соблюдать лимит времени, отведённый на выполнение заданий, — не более 45 минут, включая объяснения и чтение инструкций.
  3. Перед проведением теста нужно создать спокойную, благоприятную атмосферу.
  4. Среди дошкольников тест проводится в индивидуальном порядке.
  5. Взрослые должны подробно разъяснить детям все непонятные моменты.

Картинки к тесту:

Вербальное мышление

Изобразительное творческое мышление

Словесно-звуковое творческое мышление

Интерпретация результатов

Каждое задание оценивается по следующим критериям:

Результаты теста обрабатываются исключительно профессиональным психологом, прошедшим специальную подготовку. На их основе делается вывод об общем уровне развития творческого мышления у ребёнка, а также о степени сформированности вербального, изобразительного и словесно-звукового его подвидов.

9.Блокнот с почеркушками (doodle)

Мыслите визуально? Держите под рукой небольшой блокнот, где вы в любой момент можете почеркаться и порисовать, например, во время телефонного разговора. По данным исследования, опубликованного в научном журнале Applied Cognitive Psychology, такое рисование может помочь человеку сконцентрироваться и улучшить память, так как равномерно распределяет деятельность мозга между «думать много» и «думать мало».

Вспомните хотя бы маленькие рисунки А.С. Пушкина на полях рукописей!

Как развить творческое мышление и креативность

Различные нейрофизиологические исследования подтвердили, что при творческом мышлении работают разные зоны головного мозга, которые до этого не были задействованы. Дайте своему мозгу свободу и увидите, как он будет работать в направлении творчества. Развивать творческое мышление можно разными способами, некоторые из них мы рассмотрим подробнее.

У взрослых

Перестаньте думать «как все», попытайтесь придумать разные выходы из той или иной ситуации. Отбросьте сомнения. Боязнь неудачи лишает возможности творить.

Гениальные идеи рождаются только у отчаянных людей.

Если все вышесказанное про вас, остается лишь совершенствовать свои способности и навыки. Вот несколько простых упражнений.

  1. Возьмите книгу. Выпишите из нее несколько слов с заранее определенных вами страниц и строчек. Должна получиться некая абракадабра. А теперь соедините эти слова в текст. Придумайте историю.
  2. Придумайте, как расширить возможности применения самого обычного предмета. Например, целлофанового пакета. Это же не только упаковка для мусора, но и шапочка для бассейна, обложка для бумажника, дождевик. Выполнив такое задание, и фантазию разовьете, и экологам поможете.
  3. Набросайте на листе бумаги черточки разной длины и наклона, точки, тире. А теперь попробуйте создать из них изображение. Возможно, это будет не предмет, а событие или природное явление.
  4. Используйте все, что вас окружает для создания образов. На что похожа та тучка, а вот эта лужа под ногами, а сугроб под окном?
  5. Читайте задом наперед. Начните со слов, затем переходите на целые предложения и страницы из книг. Воображайте, что получается из текста.

У детей

К сожалению, взрослые нередко убивают у детей креативность в самом зародыше. И делают это дяди и тети весьма креативно, не ведая, что творят.

Педагоги, тренеры, родители и прочий культмассовый сектор придумывают различные турниры и конкурсы, думая, что таким образом развивают мальчиков и девочек. А оказывается, наоборот. Ребята стремятся получить главный приз проверенным годами методом.

Их цель – награда, а не новое открытие.

Взрослые в большинстве своем уверены, что они все знают уж точно лучше ребенка и стараются оградить его от ошибок. В результате ставят перед ним непреодолимый барьер. Путь решения задачи им, конечно, тоже известен. Они открывают для ребенка собственную дорогу знаний, не подозревая, что ребенок может выбрать свою, причем куда более успешную. Не надевайте ему на глаза шоры.

Дайте оступиться, но пройти лабиринт по-своему.

Мы строим планы и пытаемся втиснуть в это расписание детей. В современном мире мы и рожаем-то их по предварительно оговоренному с супругом графику. При этом хотим, чтобы они чувствовали себя свободными. Хотя бы иногда вместо гимнастики сводите ребенка в зоопарк, а взамен урока в музыкальной школе предложите катание на роликах. У него еще впереди много времени, которое ему предстоит «правильно» распределить.

Дайте ему возможность подурачиться. Да и себе иногда позволяйте это делать.

Методы активизации и развития

Здесь мы поговорим о методах активации творчества, а о развитии немного ниже. Ни для кого не секрет, что иногда задачи поступают слишком быстро, а время на развитие креативности весьма ограничено. Как быстро активировать креативность?

Психологический метод

Смотрите на окружающие вас предметы с мыслью о решении конкретной задачи. В вашем мышлении всплывет нужное решение. Именно так В. И. Суриков в силуэте вороны на снегу “нашел” образ для боярыни Морозовой. Этот метод применим даже для детей дошкольного возраста. Увидите, как их фантазия будет бурлить и выплескиваться!

Инструментальный метод

Задавайте себе непростые задачи, например, как испечь пирог, если мука на исходе, и яиц нет. Тренируясь каждый день, вы сможете находить быстро разные выходы из сложных ситуаций. Работа по методу “мозгового штурма”. Это стимулирует работу мозга и улучшает память.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]