Мышление – основной познавательный процесс, многое определяющий в жизни человека. Ассоциативное мышление – понятие, которое отражает использование ассоциаций: все связи действий и представлений исходят из ощущений и тех следов, которые они оставляют в мозге. Ассоциация – это связь между понятиями и представлениями, возникающая в процессе их осознания. Одно из представлений вызывает в сознании другое – так рождаются ассоциации.
Ассоциативные связи неодинаковы у разных людей, ведь они зависят от личного опыта. Так, слово «осень» у одного человека ассоциируется со слякотью и непогодой, у другого – с яркими желтыми осенними цветами, у третьего – с буйством красок в лиственном лесу, у четвёртого – с грибами и «тихой охотой», у пятого – с одиночеством, моросящим дождём и уходящей вдаль пустынной аллеей, усыпанной жухлыми листьями, а у шестого – с днём рождения, друзьями, подарками и весельем.
Термин «ассоциация» был введён английским философом и педагогом Джоном Локком ещё в 1698 году, и с тех пор широко используется. Благодаря ассоциативному мышлению мы знакомимся с новым, открываем для себя мир, расширяем границы его познания, учимся мыслить нестандартно.
Виды ассоциаций
Существуют разные классификации ассоциаций. Например, по ряду признаков можно выделить следующие их виды:
- Причина – следствие (дождь – плащ, молния – гром, снег – лыжи).
- Смежность, близость во времени и пространстве (колбаса – холодильник, компьютер – мышка).
- Подобие, сходство понятий (туча – перина, груша – лампочка).
- Контраст (белый – чёрный, огонь – лёд, холод – тепло).
- Обобщение (цветок – букет, берёза – дерево).
- Подчинение (овощ – помидор, куст – калина).
- Дополнение (борщ – сметана, салат – майонез).
- Целое и части (тело – рука, дом – подъезд).
- Соподчинение одному объекту (клещи – плоскогубцы, стул – скамья, чашка – стакан).
Различают также ассоциации по созвучности (кошка – мошка, тень – плетень) и словообразовательные, построенные на однокоренных словах (синева – синий, печка – выпечка).
В процессе построения ассоциаций могут быть задействованы разные органы чувств, поэтому ассоциации бывают вкусовыми, визуальными, слуховыми, обонятельными и т.д.
В чём польза?
Этот вид мышления необходим нам для решения задач, как жизненных, так и рабочих. И если вы займётесь его развитием, вас будут ожидать приятные бонусы. Например:
- Улучшение воображения. Соответственно, вы сможете генерировать креативные идеи, вам будет легче медитировать и вообще, заниматься творчеством.
- Укрепление памяти. Вы будете лучше запоминать материал, так как с помощью созданного ассоциативного ряда достаточно сложно что-то забыть.
- Увеличение продуктивности. Учитывая тот факт, что ваши познавательные процессы станут лучше, вы будете быстрее и качественнее выполнять работу.
- Стимуляция работы мозга. При формировании ассоциативного ряда, мозг включается в работу, формируя новые нейронные связи.
- Облегчение восприятия. Будет легче воспринимать новую информацию, адаптироваться к изменениям.
- Исследование личности. Ещё Зигмунд Фрейд, известный всем психоаналитик использовал ассоциации в целях исследования, что находится в подсознании человека. В общем, вы получите о себе информацию, которая, вполне вероятно, поможет изменить качество жизни, найти ответы на важные вопросы и решить сложные жизненные задачи, раскрыть творческий потенциал.
Немало изобретений было создано благодаря ассоциациям. Например, Жорж де Местраль придумал застёжки-липучки, однажды разглядев под микроскопом колючки репейника. Он их постоянно снимал с шерсти любимой собаки после прогулок. Увидев, как интересно расположены крючки этого растения, у него возникла идея создать столь ценную деталь одежды, обуви, аксессуаров.
Ассоциативная теория мышления
С образованием ассоциаций были связаны первые представления об универсальных закономерностях психической жизни человека. В XVII веке психология мышления еще не была выделена как отдельный раздел, и мышление не рассматривалось как особая форма деятельности человека. Развитие мышления понимали как процесс накопления ассоциаций.
Ассоциативная теория мышления относится к одной из ранних. Её сторонники считали, что мышление является врождённой способностью и сводится к ассоциациям, связывающим следы прошлого и впечатления от настоящего опыта. К сожалению, эта теория не могла объяснить творческий характер процесса мышления, специфичность его содержания и закономерности протекания.
Однако, основываясь на процессе обучения, ассоциативная теория мышления выделяла несколько очень значимых для развития мышления моментов:
- Важность использования наглядного материала в процессе обучения;
- Осознание того, что обучение возможно только через чувственное познание, т.е. через образы и представления.
- Понимание, что ассоциации расширяют границы способностей, через них сознание стимулируется, активизируя процессы сравнения, анализа, обобщения.
Немного общей информации
Ассоциации у каждого человека на одно слово, событие, возникают абсолютно разные. Так происходит в силу жизненного опыта, который находится за плечами. Например, при слове «солнце» кто-то может радостно улыбнуться, вспоминая самый счастливый день, когда ярко светило солнце и было тепло. А кто-то наоборот, нахмурится, припомнив, как летом получил ожоги, вдобавок с солнечным ударом из-за того, что уснул на пляже.
А также в силу разности ведущей репрезентативной системы. Коротко напомню, что существуют аудиалы, им проще запоминать и воспринимать информацию на слух. Кинестеты, они это делают с помощью ощущений, прикосновений. Визуалы – опираются на своё зрение, им важно видеть, только тогда они смогут заметить и запомнить что-то. А также редкий тип дигаталов, они совместили все особенности репрезентативной системы, взяв от каждого типа по чуть-чуть.
Так вот, мы строим ассоциации в зависимости от того, с помощью каких органов восприятия познаём этот мир, существуем в нём. Допустим, чтобы выучить номер телефона, вам необходимо просто произнести его вслух несколько раз. А вот другому человеку не удастся его воспроизвести, пока он не выпишет его на лист, или же не представит каждую цифру в своей голове.
Развитие ассоциативного мышления
Идеи, подсказанные ассоциациями, успешно используются человеком уже давно. Наблюдения за рыбами натолкнули на идею создания подводной лодки, а системы всплытия и погружения навеяны ассоциациями с рыбьим воздушным пузырем. Идея эхолокации позаимствована у дельфинов. Репейник, цепляющийся за шерсть собаки, подсказал Жоржу де Менстралю, инженеру из Швейцарии, принцип создания липучки, которая на сегодняшний день широко используется в одежде и обуви. Немало нереализованных идей, подсказанных ассоциациями, сохранилось в тетрадях Леонардо Да Винчи. Так, наблюдения за птицами подсказали ему идею орнитоптера, позволившего бы человеку парить над землёй. Его наброски парашюта – отражение мечты о летающем человеке, дрейфующем в вышине, не боящемся упасть с любой высоты. И это только крохотная часть идей, навеянных ассоциациями, и главное – этот процесс не остановить.
Развитое ассоциативное мышление дает нам ряд преимуществ:
- способствует развитию воображения;
- помогает генерировать новые, незаурядные идеи;
- облегчает восприятие и способствует образованию новых смысловых связей;
- улучшает адаптацию к новым, нестандартным ситуациям и помогает в поиске решений необычных задач;
- стимулирует работу мозга;
- улучшает объём памяти.
Нельзя не упомянуть о том, что в основе мнемоники, позволяющей запоминать большие объёмы слов, лежат ассоциации. Об ассоциативной памяти больше можно узнать из нашей статьи Ассоциативная память. Развитие ассоциативной памяти.
Начинать развитие ассоциативного мышления лучше с раннего детства, поэтапно. Сначала нужно просто знакомить ребёнка со всеми встречающимися понятиями и связанными с ними действиями. Следующий этап – обучение ребёнка обобщению. Например, чашки, тарелки, блюдца – посуда; стул, стол, кресло – мебель; машинка, кукла, кубики – игрушки. Вместе с тем ребёнок учится называть и различать предметы.
Для детей постарше нужны другие, более сложные упражнения: составление ассоциативных рядов, поиск последовательности в словесном ряду, анализ предметов по признаку.
Ассоциативное мышление ребёнка может приводить его к психологически сложным ситуациям. Родителю в том случае, когда ребёнок остро негативно реагирует на образ или ассоциацию (например, прививка – укол – врач – белый халат) важно понимать, что загнанные «в тёмный угол», подавленные ассоциации могут стать причиной развития разного рода комплексов в будущем. Важно проявлять терпение, говорить с ребёнком о том, что его пугает, объяснять, настраивать на позитив. Следует прислушиваться к ребёнку и его ассоциациям, стараться понять его потребности, образы, стремления, с тем чтобы поддержать ребёнка, успокоить, вернуть ему чувство защищенности.
Мозговой штурм. Суть метода и правила организации
Опубликовано: 14.02.2018
Мозговой штурм — это метод поиска идей, который был предложен Алексом Осборном (США) в 40-х гг. XX в. Цель мозгового штурма — выработка максимального количества разнообразных идей. Суть метода в том, чтобы научить участников не бояться фантастических идей: их легче «приручить», чем придумать. Этот метод пробуждает утомленное воображение. Основные положения метода: коллективный поиск идей, разделение […]
нет комментариев
Упражнения для развития ассоциативного мышления
Хотите попробовать поиграть в ассоциации? Это тот случай, когда игры развивают:
- Возьмите два любых слова, не связанные по смыслу, и попробуйте постепенно создать смысловую ассоциативную цепочку, приводящую от одного к другому. Например: машина и дерево. Цепочка может быть такой: машина – дорога – лес – дерево.
- Придумайте несколько слов (например: бутылка, бусы, окно). Подберите к ним слова-ассоциации, сходные по одному или нескольким признакам (например: стеклянный, твёрдый, сверкающий, зелёный).
- Подберите ассоциации, объединяющие все слова одновременно. Например: холодный, блестящий – лёд, бриллиант, металл.
- Если Вы на прогулке или в пути, и у Вас есть попутчик, придумайте любое первое слово и по очереди ведите от него цепочку ассоциаций. Когда ассоциация непонятна, объясняйте её появление. Это весело, интересно и развивает ассоциативное мышление.
- Придумайте необычные ассоциации. Например, кошелёк – деньги – это обычная, ожидаемая ассоциация. А что ещё можно хранить в кошельке? Лотерейный билет, прядь волос, амулет, записку, ключ?
- Существует любопытный тест, не отнимающий много времени, но позволяющий и поиграть в ассоциации, и заглянуть в своё подсознание и понять, что Вас беспокоит. Это ведь первый шаг к решению, верно? Можно просто придумать 16 любых слов, а можно воспользоваться вспомогательными начальными буквами. Но не следует долго раздумывать, нужно писать первое, что придёт в голову, и быть честным с собой (если Ваша цель – узнать себя получше и решить свою проблему). Можно использовать существительные, прилагательные, наречия, словосочетания. Итак, если Вы решили воспользоваться буквами (для начала так проще), возьмите листок бумаги и слева по вертикали запишите следующие буквы: т, д, б, м, г, а, ж, о, к, р, в, н, з, п, л, с. Теперь напротив каждой из них напишите слово, начинающееся на эту букву — первое, которое придёт в голову. Теперь попарно берите получившиеся слова, подбирая ассоциацию на каждые два идущих подряд по вертикали слова. Записывайте ассоциации напротив каждой пары слов. У Вас получится 8 слов. Затем снова по вертикали сверху вниз объединяйте по два получившихся слова и снова записывайте рождающиеся ассоциации. Теперь их будет 4. Объедините и их попарно, запишите две новые ассоциации. Объединив их, Вы получите ключевую ассоциацию, самую важную. Ассоциации помогали в исследованиях подсознательного, они использовались З.Фрейдом, затем К.Юнгом, и до сегодняшнего дня применяются многими психоаналитиками (и не только). Задействуя творческую составляющую своей личности, в ходе такого теста можно заглянуть в своё подсознание и найти пути решения проблемы, если таковая присутствует. Во всяком случае, излагая на бумаге ассоциации и мысли, мы подвергаем их анализу, поглубже заглядываем в себя и лучше понимаем.
Психодиагностические методы с использованием ассоциаций
Спонтанно возникающие в коре головного мозга связи с начала XX века используются психологами для диагностики психических состояний человека. Первым обратил внимание на связь свободных ассоциаций с процессами, протекающими на уровне бессознательного, З. Фрейд. Согласно его теории, на этом глубинном уровне психики находятся подавленные человеком инстинкты и желания, которые противоречат требованиям общества.
Но загнав эти запретные желания в дальний угол бессознательного, человек от них не избавился. Они продолжают влиять на его поведение, провоцировать фобии или странные поступки, вызывать даже психические отклонения и органические заболевания.
Метод свободных ассоциаций
Возникающие непроизвольно ассоциации несут информацию об этих подавленных желаниях и инстинктах, что позволяет психологу или психиатру поставить диагноз. Для этого З. Фрейд разработал и начал применять метод свободных ассоциаций, который и до настоящего времени является одним из основных в психоанализе.
Принцип этого метода очень прост. Приняв удобную позу и расслабившись, пациент должен просто говорить все, что приходит ему в голову. Он может рассказывать о своих проблемах, а может просто размышлять о смысле жизни или обсуждать своих коллег. Нужно не контролировать, не анализировать, не подбирать правильные слова, а свободно говорить.
Мысли и слова пациента сами по себе вызывают у него в сознании разные ассоциации, порождая новый поток речевой активности и вытаскивая из бессознательного то, что там спрятано и мешает жить. А вот психоаналитик должен распознать связь между отдельными фразами, словами, оговорками пациента и его психологическими проблемами и комплексами, выявить эти проблемы и раскрыть их сущность перед клиентом.
Разнообразие ассоциативных методов
В настоящее время ассоциативное мышление используется во многих психодиагностических методиках, которые позволяют изучить особенности психического состояния индивида, его проблемы, переживания и отношение к окружающим. В отличие от Фрейда и его последователей, представители других психологических направлений предпочитают использовать не свободные ассоциации, а более организованные и управляемые психотерапевтом. Методики разработаны таким образом, чтобы не только стимулировать возникновение ассоциаций, но и иметь возможность статистически обработать результаты, сравнить их с данными других клиентов. Все подобные способы диагностики можно разделить на три группы тестов:
- На основе вербальных ассоциаций. В таких тестах испытуемым предлагается ряд слов или фраз, в ответ на которые он должен произнести первое, что придет в голову. Сама формулировка, значение, сфера использования фраз рассчитаны на то, чтобы раскрыть внутренние проблемы диагностируемого. Одна из самых популярных подобных методик – тест «Парных ассоциаций».
- На основе зрительных ассоциаций. Рассматривая предложенные картинки, часто абстрактные, клиент должен сказать, что они ему напоминают. Наиболее известные из этих методик – тест «Чернильных пятен» Роршаха и метафорические карты.
- На основе анализа продуктов творчества. Для того чтобы изучить неосознанные ассоциации, диагностируемому предлагают выполнить творческое задание, например, написать эссе на заданную тему или нарисовать что-то. Творческий процесс освобождает мышление и подключает к процессу подсознание, что облегчает рождение ассоциаций и открывает доступ к образам-архетипам, скрытым желаниям и плохо осознаваемым проблемам.
Ассоциативное мышление – не только источник важной информации о человеке, оно является необходимым условием интеллектуального и творческого развития личности.
Нарушение ассоциативного мышления
Нарушения ассоциативного мышления выражаются в изменении его темпа, целенаправленности и стройности. Серьёзные болезненные нарушения ассоциативного мышления являются предметом изучения в литературе по психиатрии и клинической психологии, в разделе психопатологии.
Были выявлены некоторые закономерности нарушений мыслительного процесса. Исходя из симптомов нарушений, разделяют, например, расстройства по форме и по содержанию. В первом случае речь идёт о нарушениях ассоциативного процесса мышления (то, как человек мыслит), а во втором – нарушения суждений (то, что человек думает, разного рода навязчивые состояния, бред, сверхчерные идеи). Ниже мы рассмотрим только некоторые виды нарушений ассоциативного мышления:
1. По изменению темпа мышления:
- Ускорение, заметно опережающий всех остальных темп обработки информации, генерации идей, принятия решений, иногда скачки идей. Такое ускорение характерно для маниакальных состояний.
- Замедление темпа, чрезмерное затягивание обдумывания и принятия решений.
- Непроизвольное вторжение мыслей (ментизм), мешающее мыслительному процессу, сбивающее с темы.
- Остановка мышления – обрыв течения мыслей, их непроизвольная остановка.
2. По подвижности, живости процесса мышления:
- Изобилие детализации, второстепенных подробностей, несущественных для темы.
- Излишняя обстоятельность, усугубляющая предыдущий пункт излишними отвлекающими ассоциациями и деталями.
- Вязкость мыслей, при которой мышление перестаёт быть продуктивным, теряется нить разговора.
3. По грамматическому построению речи:
- Использование клише, готовых штампов, шаблонов или вопросов при построении ответа, то есть использование речевых стереотипов.
- Повторение лишенных смысла слов, звуков или фраз.
- Бессвязное повторение слов или их сочетаний, в которых нет ни логического, ни грамматического построения.
4. По целенаправленности:
- Излишняя витиеватость при выражении простой мысли.
- Соскальзывание с темы в пространное рассуждение на отвлечённую ассоциацию с последующим возвращением к теме.
- Многословное пустое и пространное разглагольствование без цели, «ни о чем» (резонёрство).
- Направление усилий не на решение вопроса, а на исполнение протокола (формализм).
- Рассмотрение вопроса с разных углов зрения, с разными критериями оценки, меняя уровни обобщения, з-за чего невозможно принятие окончательного решения (разноплановость).
- Нечеткое, противоречивое использование понятий, когда понять, о чем речь, почти невозможно (аморфность).
- Нарушения логики мышления, при котором страдают или предпосылки, или причинно-следственные связи, или доказательства.
- Символизм, понятный только самому пациенту, и больше никому.
- Патологическое нахождение новых смыслов в словах, исходя, например, из количества букв или из их рифмования с тем или иным, (например, «счастливым» или «несчастливым) словом.
- Аутистическое мышление – такое, которое касается только внутреннего мира пациента, закрытого для посторонних.
- Архаическое мышление – в его основе лежат старинные стереотипы, суждения, взгляды, далекие от современности.
- Персеверация (упорство, настойчивость) – при этом человек настойчиво повторяет слова, фразу или дело, даже если уже исчерпан уместный контекст.
- Разорванность (отсутствие логической связи между понятиями, суждениями и умозаключениями), хотя грамматический строй речи при этом может быть и не нарушен.
Для поддержания мозга в тонусе важно комплексное развитие его познавательных функций, таких как внимание, мышление, память и восприятие. Для их развития можно использовать регулярные занятия c помощью увлекательных онлайн игр выполненных в виде упражнений для развития мышления у взрослых.
Мы искренне желаем Вам полезного и увлекательного времяпрепровождения и успехов в саморазвитии!
Эксперимент
Идеи Гартли и Юма, а также других представителей ассоциативной психологии перекочевали в другие направления и стали основой для новых исследований. Одним из таких стал ассоциативный эксперимент в психологии, его развитием занимались Э. Кремелин, К. Юнг, В. Вундт и другие исследователи.
Данный метод используется как для изучения взаимодействия людей в группе, так и для исследования внутренних процессов индивида. Благодаря динамике, которая задается в эксперименте, испытуемый выдает непроизвольные ассоциации. И именно они являются основой для исследования мыслительного процесса как данного человека, так и группы людей.
Рекомендуем: Определите свой архетип
Ассоциативный эксперимент широко используется в различных областях психологии для получения достоверной информации:
- Его используют как метод анализа речи, а именно для исследования словарного запаса испытуемого. Для этого испытуемым предъявляется список слов (порядка ста) и предлагается на каждое слово написать свою ассоциацию (первое приходящее в голову слово) – на данный эксперимент отводится не более 10 минут.
- Также его используют в рамках психофизиологических исследований, для оценки правильного понимания стимулов. Например, испытуемому предъявляют некий стимул (обычно это слово) и обращают внимание на его физиологическую реакцию – например, как быстро начнет выделяться слюна у испытуемого, после того как исследователь скажет слово «лимон».
- Как метод анализа взаимодействия внутри группы, для понимания того, кто является лидером, а кто – аутсайдером, а также того, насколько данная группа сплоченная.
- Интересно, что рассматриваемый эксперимент активно используется и в криминалистике: с помощью ассоциаций у подозреваемого выясняют его причастность к тому или иному преступлению. В таких случаях «надежными» считаются те ассоциации, которые подозреваемый выдает сразу, не думая, так как обдумывание может привести к ложным данным.
Как видите, данный эксперимент используется достаточно широко и в совершенно разных направлениях современной психологии. Не стоит забывать, что во многом ассоциации демонстрируют не только сознательную часть нашей психики, но и подсознательную. Не зря данный метод использовался психоаналитиками, предметом изучения которых было наше бессознательное.
Типы
Различают по:
- сходству: санки – лыжи – сноуборд.
- контрасту: белое – чёрное, мальчик – девочка.
- соотношению целого и его части: палец – ноготь, телефон – экран.
- причинно-следственной связи: тучи – дождь, огонь – пожар.
- обобщению: туфли – обувь, серёжки – украшение.
- подчинению: арбуз – ягода, клён – дерево.
- смежности пространства или времени: зима – холод, газета – журнал.
- дополнению: масло – салат, суп – хлеб.