Рациональное мышление – это что такое? Методы, принципы и формы

Рациональное мышление — это стандартный психологический термин, отражающий наиболее абстрактный уровень человеческого мышления. По-другому его называют логическим мышлением. Какое понятие использовать — большой разницы нет, поскольку означают они одно и то же.

Этот способ интеллектуальной деятельности используется для установления логических связей и последовательностей. Позволяет воспринимать мир с точки зрения разума, критически относиться ко всему, находить слабые места в аргументации, нестандартно подходить к задачам Это только часть того, за что отвечает названный тип мыслительной активности.

Рациональное мышление развивается много позже прочих. Причем не автоматически, а под влиянием систематической деятельности. Чем более она целенаправлена, тем выше результаты. Развитие интеллектуальных способностей возможно в любом возрасте. Что касается рассматриваемого типа, наиболее эффективно он развивается как раз в зрелые годы. Начиная, примерно с 14-15 лет можно плотно заниматься тренировкой. Раньше нужно закладывать только базовые навыки и приемы.

Из чего же состоит рациональное мышление, как проверить степень его развития у себя, как сформировать стойкие умения мыслить логически?

Рациональное мышление

Многие люди часто действуют на эмоциях, не обдумывая ни последствий, ни собственных решений. Это происходит из-за слишком «горячей крови» или банального нежелания. Если это точно не про вас, то можно сказать, что вы рациональный человек. Под этим не подразумевается методичность в действиях или другие особенные факторы. Рациональное мышление – это лишь способность обдумывать свои решения и поступать согласно логике.

Парадоксы Зенона

Мир объяснить бытием нельзя, так как в бытии нет ни движения, ни множественности, которые вроде как есть в мире. Ученик Парменида — Зенон — решил показать, что множественности и движения нет и в мире, помощью парадоксов, пытался в рамках концепции Параменида мыслить вещи.

Парадокс летящей стрелы. Летящая стрела летит — следовательно, она движется. С другой стороны, летящая стрела существует — следовательно, она находится в некотором месте пространства. Определив это место, мы получим, что стрела неподвижна. (Иллюстрация — производная, не равная нулю.)

Парадокс бесконечно малого и бесконечно большого. Если существует множественность, то каждая вещь бесконечно мала и бесконечно велика одновременно. Действительно, в таком случае любую вещь можно разделить бесконечное число раз, и получится бесконечно большое количество бесконечно малых частей. Раз вещь состоит из бесконечно малых частей, то и сама она бесконечно мала, а раз вещь состоит из бесконечного числа частей, то она бесконечно велика. Таким образом, любая вещь бесконечно мала и бесконечно велика одновременно.

Современной науке приходится загонять эти противоречия под ковёр и брать их в ежовые рукавицы. (Иллюстрация — интеграл, расходящийся гармонический ряд.)

Зенон обнаружил парадоксы, получаемые, если пустить движение и множественность в храм строгой мысли. Но противоречия присущи самому бытию.

Структура рационального мышления

Можно выделить три основные формы рационального мышления:

  • понятие;
  • суждение;
  • умозаключение.

Понятие мы можем представить как наименование какого-либо объекта или действия. Мы просто указываем на сам предмет обсуждения, презентуя его для слушателей. Например, говорим «птица», «полет». Далее мы приводим суждение. Мы связываем объекты вместе. Иными словами, объясняем значение приведенных ранее понятий. Получается утверждение: «Птица летает».

В итоге нам предстоят умозаключения. Здесь объединяются суждения, и на основе их анализа строятся новые выводы. Мы рассудили, что птица летает, и знаем, что у нее есть крылья. Нам также известно, что у человека крыльев нет. Значит, наше умозаключение состоит в утверждении о том, что птица летает благодаря крыльям.

На этих формах стоит основа рационального мышления. Для более ясной картины необходимо взглянуть на это немного с другой стороны.

Творчество. Интуиция

Психика человека выступает как постоянный процесс выработки новых форм чувственного, рационального и эйдетического познания. Психика как деятельность по выработке нового есть духовное творчество. Английский ученый Г.Уоллес выделил четыре стадии процессов духовного творчества: подготовка, созревание, озарение и проверка. Центральный момент творчества — озарение, интуитивное схватывание нового.

Интуиция — это непосредственное неосознанно полученное знание. Интуитивное знание может быть чувственным (созерцательным), рациональным или же эйдетическим. В первом случае интуиция выступает как мгновенное чувство. Во втором случае мы имеем дело с интеллектуальной интуицией, обсуждение которой занимало видное место в философии Декарта, Спинозы, Лейбница. В третьем случае речь идет об эйдетической интуиции.

В философских течениях, которые обычно зачисляют по рубрике интуитивизма (Бергсон, Лосский), интуиция есть скорее данность, чем постижение непознанного. По Лосскому, мир есть органическое целое, поэтому между субъектом и объектом всегда есть гносеологическая координация, даже тогда, когда нет познания. Вместе с тем при характеристике интуиции как акта познания интуитивисты не склонны структурировать этот акт и чаще всего подчеркивают целостность интуиции. Фактически речь идет об эйдетической интуиции в ее нерасчлененном виде.

Поскольку пути возникновения интуиции не осознаются, постольку есть соблазн видеть тайну интуиции либо в глубинах бессознательного (З.Фрейд), либо, наоборот, в «сверхсознании», под которым К.С. Станиславский понимал высший этап творческого процесса, отличный как от бессознательного, так и от осознанного. Но творчество, интуиция детерминируются не только бессознательным, но и сознательным. Это ставит под сомнение отнесение интуиции исключительно к области бессознательного и иррационального (т. е. недоступного разуму).

Быстрое развитие всей сферы человеческого ставит задачу обучения творчеству. Науку по изучению творческой деятельности и методов обучения называют эвристикой . Сократические беседы, обмен мнениями, дискуссии, анализ проблемных ситуаций — все это способствует развитию духовных, творческих способностей личности. Интересно отметить, что эти способности могут быть усилены в процессе использования ЭВМ: когда построение системы правдоподобных моделей позволяет более эффективно вести поиск нового знания.

Интуиция и творчество не поддаются формально-логическому описанию, но существуют методы, их называют эвристическими, следуя которым ведется поиск нового, требующий мобилизации таланта, памяти, внимания, воображения субъекта. Индуктивное рассуждение — перенос знания, полученного на основе исследования части явлений, на весь класс в целом — является эвристическим приемом. Рассуждение по аналогии также есть яркий пример эвристического рассуждения, не гарантирующего достижение истины, но вместе с тем не являющегося произвольным предположением. Математическое моделирование — это опять же эвристический прием.

Рациональное мышление в стоицизме

В житейских ситуациях рациональное мышление часто означает необходимость «включить голову». Абстрагироваться от эмоций и проанализировать ситуацию спокойно. Однако такому мышлению требуется определенное время. Без прочной привычки трудно сразу же начать рассуждения. Особенно в моменты эмоционального потрясения. Эмоции переливаются через край, кровь бьет по вискам и мозг отказывается рационально работать.

Это проблему осознавали с древнейших времен. Вспомним, например, стоицизм. Когда человека называют «стоик», то в воображении он представляется истинно невозмутимым и твердым, как скала. Он держится особняком от мелких житейских проблем, не обращает на них внимания и не переживает. Это верно, но лишь отчасти. Стоицизм покрывает множество аспектов жизни, но здесь мы поговорим только об одной из центральных частей – сохранении разума в трудных ситуациях.

Пример стоического мышления

Марк Аврелий – великий римский император. Последний из «пяти хороших императоров». Большую часть своего правления провел на границах империи, защищая ее от врагов. Прошел через две крупные войны. Несмотря на множество проблем, он достойно руководил империей и не терял разума в самых трудных ситуациях. В этом ему помогал стоицизм. Марк Аврелий отлично проиллюстрировал тему рационализма в своих «Размышлениях»:

От Аполлония независимость и спокойствие перед игрой случая; чтобы и на миг не глядеть ни на что, кроме разума, и всегда быть одинаковым – при острой боли или потеряв ребенка, или в долгой болезни.

Как же можно быть спокойным в таких ужасных ситуациях? Подробнее посмотрим на цитату. Важный момент – «спокойствие перед игрой случая». Он фактически отвечает на наш вопрос. Все происходящее вокруг – цепь событий, судьба, если угодно. Мы, как люди, не можем эти события контролировать, так зачем из-за них волноваться? Мы можем лишь контролировать себя и свое отношения к этим событиям. Если что-то плохое все равно может случиться или уже случилось, то не разумнее ли сохранять рациональное мышление, а не поддаваться эмоциям?

Если же говорить именно о том, чтобы прекратить волноваться (а значит, действовать неразумно) в рутинной жизни, то необходима подготовка. То есть нужно быть готовым к любым превратностям судьбы. Тогда и «сюрприза» не будет, а значит, и эмоции останутся под контролем.

С утра говорить себе наперед: встречусь с суетным, с неблагодарным, дерзким, с хитрецом, с алчным, необщественным. Все это произошло с ними по неведению добра и зла.

Из многих философских направлений именно стоицизм наиболее применим в житейской жизни. С его помощью мы можем научиться контролю над разумом и принятию взвешенных решений в трудных ситуациях. А ведь это и есть основа рационального мышления.

Практические задания по применению мысленных процессов

№ 1. Сравнение

Задание: найти общие признаки в каждой паре понятий и ответить на вопрос, какие формы мышления в психологии использовали. Несколько пар относятся к близким «однополевым» понятиям (например, «футбол» и «кий» сообщают о спорте или игре), другие – к «разнополевым» с точки зрения семантики, ответы на которые не учитываются. Случайные или чисто внешние признаки не засчитываются. Ответы по «однополевым» сравниваются с верными результатами (нормой считается от 10 до 15 совпадений).

№ 2. Рассуждение

Задание: Суахили – это один из африканских языков. Используя несколько фраз подстрочника, необходимо перевести фразу «Я тебя люблю» на язык суахили.

«он любит тебя» акупенда
«он воюет с ними» авапига
«я воюю с тобой» никупига
«он любит нас» авупенда

В ходе группового обсуждения проговорить этапы решения задания и поэтапно проанализировать, как получили верный ответ — «никупенда».

№. 3. Игра «Царь и трое пленников»

Групповая игра для 10-13 человек, могут участвовать несколько групп. Каждой группе предстоит принять решение и обсудить его перед всеми при подведении итогов. «У царя трое пленников. Он придумал игру, чтобы решить, кого казнить, а кого помиловать. Пленники с завязанными глазами должны тянуть жребий (от 1 до 5), бумажка с номером помещается каждому на спину. Два номера черного цвета, остальные — белого. Когда все бумажки были прикреплены на спины, пленников поставили в ряд и сняли повязки. Царь обещал, что освободит того, кто угадает цвет номера со своей спины. Пленник, стоявший в конце шеренги, видел номера впереди стоящих, но ошибся. Стоявший вторым видел номер первого и тоже не назвал верный ответ. Первый в шеренге пленник не видел ни одного номера и ответил: «Белый». Царь освободил его за правильный ответ.

Задание: как рассуждал первый пленник, восстановите ход его мыслей (для решения задачи необходимо подумать, почему ошиблись два других пленника).

Иррациональное мышление

«У того парня – чуйка на деньги». Что еще за «чуйка»? Ну, он на уровне интуиции понимает, как можно заработать. После прочтения предыдущей главы мы мыслим рационально, и такое объяснение нас не устраивает. Разберемся сами.

Саму интуицию можно понять как неосознанное руководство фактами. В этом и заключается основное отличие от рационализма. Иррациональное мышление охватывает поверхность, едва заглядывая глубже. Разум не пускается в витиеватые рассуждения. Делается это неосознанно, и потому человеку часто кажется, что он действует «по наитию». Такое мышление часто называют чувством. Именно эмоции, а не логика, становятся движущей силой мысли.

Мы часто думаем, что человек совершает какие-то действия без причин и логики. Такой человек клеймится «иррациональным». Однако ничего не происходит просто, и на все есть свои причины. Просто у «иррационального человека» мышление действует поверхностно, в экспресс-режиме. Из-за этого рассуждение и логика могут искажаться. Но так как делается это неосознанно, то и понять эти трюки сознания не всегда удается.

История о Станиславе

Во времена моей работы в офисе я познакомилась с одним занимательным человеком. В соседнем кабинете работал прекрасный молодой человек – Станислав. О его достижениях у нас постоянно ходили легенды, причем не могу сказать, что истории были слишком преувеличенными. Станислав действительно всегда прекрасно справлялся со своей работой. Каждый раз, когда ему поручали проект, он сдавал его в кратчайшие сроки, а материал был проработан до мельчайших деталей. Нередко моему «чудо-коллеге» доверяли руководство командой (большие проекты требовали групповой работы).

Сказать, что он отлично управлял коллективом – ничего не сказать. Люди работали как один слаженный механизм, все понимали свои обязанности, успевали в сроки и умудрялись мирно сосуществовать друг с другом. А каково было мое удивление, когда я узнала, что помимо работы он успевает строить дом, воспитывать двух детей, лечить маму и в свободное время играть на нескольких музыкальных инструментах!

Пребывая в некотором шоке от такого удивительного коллеги, я решила выведать его секрет. Наблюдения со стороны не дали никаких результатов, поэтому я решила спросить напрямую, как ему удается так быстро и хорошо справляться со всеми делами. За чашкой кофе Станислав рассказал мне, что еще в университете он оттягивал сдачу проектов и курсовых на последний момент, из-за чего последние дни перед сессией ему казались сущим адом.

Он с ужасом вспоминал, как несколько ночей трудился над каким-то проектом, а преподаватель в результате отправил его на доработку, и ад продлился еще на неделю. Решив, что долго он так не продержится, Станислав понял, что нужно как-то менять себя и свое мышление. От очередного преподавателя, которому он в последний день сдавал работу, горе-студенту стало известно о структурном мышлении. Первое время ему было тяжело побороть силу привычки, но постепенно жизнь начала меняться. Учеба стала даваться Станиславу проще, а свободного времени становилось все больше. Поначалу мне с трудом верилось в его рассказ, но когда он начал подробно рассказывать о принципах работы структурного мышления, я и вправду поняла, что изменение мышления способно изменить всю нашу жизнь.

Недостатки рационального мышления

Приверженность принципам рационального мышления может сыграть с человеком злую шутку. Вот, например, ситуация. Вы видите пирог, который выглядит весьма вкусным. Но не пробуете его. Почему? А, вы пробовали его раньше, и вкус показался отвратительным. Это рациональное мышление. Вы выдвигаете понятие – «пирог». Ваше суждение о пироге заключается в том, что он «выглядит вкусным». Однако умозаключение подсказывает вам другой факт: такой пирог вы уже ели, и он не был так хорош. Но если в тот злополучный раз повар был пьян или его не было вовсе, а готовил некомпетентный новичок? Но вы этого не знаете и этим, возможно, лишаете себя вкуснейшей трапезы.

Какой же вывод из этой дурацкой истории? Мораль в том, что рациональное мышление ограничено рамками имеющейся информации. Ведь не секрет, что человеческий мозг отвергает все новое и неизвестное, такой он консерватор. Получается, когда человек мыслит рационально, то мозг использует только ту информацию, которая имеется. Он не хочет учитывать факт наличия чего-то неизвестного нам. Он на самом деле еще тот хитрец.

Как развить рациональность

Психологи разработали много способов развить в себе рациональное мышление. Они достаточно просты, не требуют какой-либо специальной подготовки и доступны каждому.

В то время, когда вы размышляете над каким-либо вопросом, фиксируйте возникающие мысли.

  1. Четко очертите проблему, которую вы хотите «обмозговать», наметьте цели и задачи.

  2. Начните вести заметки. Записывайте идеи на листе бумаги. Это поможет вам рассмотреть проблему со всех сторон, изучить ее.
  3. Можно заменить бумагу набором на телефоне, планшете или компьютере. Так вы разложите все по полочкам и вспомните все детали ситуации. На этом этапе станут видны ошибки в рассуждениях или неверные выводы.
  4. Запишите на диктофон ваши идеи, чтоб не забыть. Иногда озарения приходят внезапно.
  5. Запишите в столбик цифры от 1 до 20 по порядку. Постарайтесь напротив каждого пункта написать какую-либо заметку о проблеме. Характеристику, оценку, способы решения — подойдет все. Такой мозговой штурм поможет максимально охватить ситуацию. Внимательно изучите полученный список. Его анализ подскажет вам выход из проблемной ситуации.
  6. Приучите себя искать сразу несколько вариантов решения. Позже, сравнивая их и отбраковывая, вы выберете один, который устроит вас на все 100%.
  7. Если вы чего-то не знаете о проблемной ситуации — узнайте. Принять неверное решение от недостатка информации — это самая частая ошибка. Опросите людей, которые в курсе проблемы, запросите документы и отчеты, если это касается рабочего вопроса. Боитесь показать свою неосведомленность — «гуглите». В сети очень много информации, возможно, именно ваш вопрос освещен в интернете со всех сторон.

Существуют даже определенные «упражнения», способные делать ваше сознание более гибким, учит искать новые пути разрешения трудностей. Конечно, все они основаны на рациональном подходе.

  1. Медитируйте. Это не только духовная практика. Медитация повышает концентрацию, а она очень важна. Сосредоточенность на каком-либо вопросе позволяет быстро и успешно его разрешить, не отвлекаясь от важного.
  2. Пешие прогулки на свежем воздухе насыщают кровь кислородом, что позволяет мозгу продуктивнее работать. Попробуйте обдумывать важные вопросы на природе.
  3. Отличное и очень простое упражнение. Возвращайтесь домой, немного меняя привычный маршрут. Если вы не первый год ходите одной и той же дорогой — смените ее. Пройдите не по привычной аллее, а по соседнему переулку, Выйдите на остановку раньше и пройдите оставшийся путь пешком. Или проедьте дальше, а потом вернитесь. Это упражнение основано на том, что все повторяющиеся ситуации сознание не просматривает, а как бы «архивирует». Мы реагируем только на изменения. Смена маршрута взбодрит ваш мозг, заставит его включиться в «рабочий режим».

Таким образом, рационально мышление — это инструмент, позволяющий нам добиваться поставленных целей, решать сложные и не очень вопросы, разбираться в ситуациях, и в целом, полноценно строить свою жизнь.

Плюсы рационального мышления

Но не зря же о рациональности говорят столько хорошего. Разумеется, во многих жизненных ситуациях формы рационального мышления оказываются наиболее подходящими. Вы можете рассуждать и предусмотреть разные исходы развития событий, что приносит огромную пользу. Рациональное мышление – это то, что помогает избежать состояния аффекта, излишнего воздействия эмоций. А в таком состоянии можно натворить ужасных дел. В общем, трудно переоценить пользу рационализма в жизни.

Стоит, однако, иногда давать внутреннему огню разгореться. Постоянное сдерживание эмоций может привести к тому, что они напором пробьют дверь своей тюрьмы и разольются повсюду. Вот тогда действительно придет дисбаланс, и мало кто будет этому рад. Оно, конечно, приведет к переосмыслению, что очень важно, но способ крайне жесткий. Есть множество не таких болезненных и не менее эффективных путей. Главное – знать, где можно выпустить первобытного зверя наружу, а где лучше остаться цивилизованным. Если придет это понимание, то жизнь станет чуть легче и немного понятнее.

Первые философы и их учения Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Первое философское учение выдвинул Фалес: «всё есть вода». Заслуга Фалеса в том, что он впервые попытался найти первоначало, отказавшись от сотворения мира в ходе разборок мифологических божеств. Это первая попытка выделить чисто природное, не мифологическое основание. До нас дошли только отрывки трудов Фалеса и его цитаты в трудах других античных авторов.

Недостатки учения:

  1. Попытка выделить сущность с помощью образов, сформированных в обыденном.
  2. Смыслообраз воды-первоначала расплывчат, ведёт по ассоциации, а не строго по логике.

Анаксимандр увидел, что фалесовское первоначало обладает определёнными качествами, и потому получить объект с другими качествами из него проблематично; понял, что субстанция не принадлежит к тому же ряду, что и мир явлений. Тогда Анаксимандр ввёл апейрон — «беспредельное» первоначало, не обладающее никакими чувственно воспринимаемыми качествами. Апейрон — результат абстрагирования. Апейрон рождает противоположности, они сочетаются и образуется вещь, как именно — Анаксимандр не уточняет. Он постулирует на уровне ассоциаций, но не обосновывает.

Анаксимен считал, что первоначало – воздух (в чём-то похож на апейрон, лишён очертаний, он везде), а все физические процессы есть сгущение и разрежение воздуха.

Эмпедокл свёл всю природу к четырём первоэлементам — Земле, Воздуху, Воде и Огню, соединением и разъединением которых управляют Любовь и Вражда(космические силы).

Итог

В конечном счете мы поняли, что мышление хоть и бывает разным, но каждое имеет свои плюсы и минусы. Рациональное мышление – это не панацея от всех проблем, но и жизнь, ведомая лишь эмоциями, несет в себе массу проблем. Рационализм – лед, иррационализм – огонь. Выбрав только первое, рискуешь стать «холодным» и заморозить «внутреннего себя». Если выбор пал только на огонь – сгоришь сам и обожжешь близких людей. Мудрое решение – научиться умело комбинировать эти формы или найти баланс.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]