Межличностная коммуникация — это… Понятие, формы, принципы, особенности

Все люди рождаются и живут в социуме. Соответственно, между членами этого социума должно возникать некое взаимодействие. Это взаимодействие осуществляется с помощью некоторых инструментов, таких как общение, тактильный контакт, половые отношения и т.д. Трудно представить, что бы делали люди, не имея возможности общаться, как происходил бы контакт, как они понимали бы друг друга. Для такого инструмента, как разговор между индивидами, введен даже специальный термин: межличностное общение. Так что такое межличностные отношения и процесс общения?

Поведение в социуме основывается на общении

Что такое межличностное общение

Межличностное общение – это контакт одной личности с другими, независимо от гендерного различия, качества воспитания, социального статуса и т.д. Это определение имеет множество производных. Для того чтобы общение между людьми исключало споры, конфликты, скандалы, непонимания, ввели специальные правила.

В последнее время многие интересуются тонкостями межличностных взаимоотношений, для того чтобы использовать эти знания при взаимодействии с людьми во время бизнес-переговоров, политических обсуждений, экономических решений вопросов и др. Данное понятие изучается достаточно длительное время. Может, в жизни и невозможно с каждым человеком общаться по определенным правилам, так как характер у каждого разный, но придерживаться культуры общения рекомендуется.

Групповая, массовая и межличностная коммуникации

Прежде чем перейти к терминологии основного понятия, предлагаем ознакомиться с другими видами коммуникации:

  • Массовая коммуникация является процессом распространения информации и влияния на окружающих при помощи радио, телевидения, печати, кино и др., в результате чего сообщения такого рода охватывают большую массу людей.
  • Межличностная коммуникация — это процесс взаимодействия и передачи информации от одного человека другому, предполагающий информационный обмен. Главной целью этого вида является взаимопонимание двух или группы людей.
  • Групповая коммуникация подразумевает общение внутри группы людей, число которых достигает, как правило, до двадцати человек. Стоит отметить, что межличностные и групповые коммуникации имеют некоторые сходства, так как в обоих вариантах взаимодействие людей происходит посредством речи. Возвращаясь к групповым коммуникациям, следует добавить, что совокупность коммуникационных взаимодействий позволяет как укрепить группу, так и повысить конфликтность среди участников. Если понятие межличностной коммуникации предполагает информационный обмен, главной целью которого является взаимопонимание двух людей, то целью групповой коммуникации является осуществление взаимозависимых действий и решение совместных задач.

Психология межличностного общения

В психологии рассматривают 3 вида межличностного общения:

  1. Императивный;
  2. Манипулятивный;
  3. Диалогический.

Невербальное общение — что это такое в психологии

Императивный вариант общения называют еще диктаторским. При этом варианте одна из личностей оказывает психологическое давление на другого человека с целью достижения определенной цели. В процессе императивного общения возможны вариант полного подчинения себе воли оппонента, контроль над его действиями, словами, порой даже мыслями. Диктатор принуждает собеседника к выполнению конкретных действий. Собеседников при императивном варианте общения называют «активом» и «пассивом», где первый – это авторитарная личность, второй – страдательная сторона.

Манипулятивное общение – самое распространенное взаимодействие между индивидами. Оно предполагает воздействие на человека для того, чтобы достичь свои скрытые намерения. По смыслу императивное и манипулятивное общение очень похожи. И в первом случае, и во втором на одну сторону оказывается психологическое давление для достижения каких-либо целей. Отличает их то, что при императивном варианте цели четко озвучиваются, и страдательная сторона понимает, что ее используют, более того, она сама готова к этому. В манипулятивном варианте цели не озвучиваются, все намерения скрыты, пассивная сторона считает, что приняла решение сама, а не под воздействием общения с другим человеком.

Обратите внимание! Чаще всего манипулятивное общение разрушает выстроенные годами доверительные связи. Поэтому рекомендуется как следует подумать прежде, чем использовать определенные качества близкого человека для своих манипуляций.

Манипулятивное общение

В основе диалогического контакта лежит равноправие сторон.

Основные типы общения

В психологии выделяют большое количество типов общения. При формальном типе не ставится цель понять и учесть интересы и особенности собеседника. Для этого используются своеобразные образы, позволяющие скрыть истинные эмоции по отношения к собеседнику.

При примитивном типе дается оценка человеку через то, насколько он является нужным. Если в контакте есть заинтересованность, возникает активная коммуникация. Как только поставленные цели решены, происходит поляризация.

Функционально–ролевое общение основывается на социальном статусе. Обычно при таком типе все общение происходит в жестких нормах и ожиданиях.

Деловая коммуникация подразумевает учет особенностей личности, возраста и настроения. На первый план выходят деловые интересы, поэтому основной целью становится необходимость достигнуть договоренности.

Духовное общение обычно происходит между близкими людьми, когда оба партнера заинтересованы и проявляют максимальный интерес друг к другу. Обычно этот тип возникает в тех случаях, когда два человека отлично знают друг друга.

Процесс межличностного общения с примерами

Примеры межличностного общения можно взять в любой сфере жизни. Например, императивный вариант часто встречается в рабочих коллективах, в отношениях директор – наемный служащий. В тот момент, когда директор дает наемному служащему на выполнение некое задание, происходит яркий пример императивных отношений. В этом случае цели четко озвучиваются лидером и без возражений принимаются пассивной стороной.

Вербальное общение — что это в психологии

Еще один пример императивных отношений выделяется на предприятиях, связанных с военной деятельностью, в армии, на полигонах. Как и в прошлом случае, активная сторона четко и ясно отдает приказы, пассивная – их обязана выполнить. Пассивная сторона не имеет права высказывать претензии.

К манипулятивным примерам отношений можно отнести взаимодействие партнеров в бизнесе или любой деловой сфере. Особенно хорошо видна манипуляция в пропаганде, к примеру, выборы президента в стране. Любая партия проводит агитацию, т.е. есть она пытается воздействовать на общество посредством манипулятивного общения, дабы социум отдал свои голоса за лидера именно этой партии.

Важно! Манипулятивное общение может применяться в любой сфере жизни. Оно не всегда приносит комфорт каждой из сторон. Особенно неприятны манипуляции в романтических или семейных отношениях, так как основная задача одного из личностей такого общения заключается в использовании другого в качестве исполнителя определенных действий. Многие психологи утверждают, что манипуляторы незнакомы с таким чувством, как эмпатия, что они циничны, лживы и довольно примитивны.

Диалогическое общение также весьма популярно в наше время. Его часто можно встретить в различных школах саморазвития, на психологических тренингах и т.д. Такой форме общения следует учиться. Не всегда начальная стадия общения остается в такой же форме на конечной стадии. Диалогическое общение предполагает уважительное отношение к партнеру, его знаниям, развитию и мыслям.

Диалогическое общение

Межличностное общение в молодежной среде

Часто общение среди подростков заканчивается конфликтными ситуациями. Это происходит потому, что у молодежи социализация развита не настолько хорошо, насколько она развита у взрослых, самостоятельных людей. У подростков возникают как формальные конфликты, так и неформальные.

Формальное конфликтное общение – это общение в школе, с преподавателями. Неформальные конфликты возникают в семье или между индивидами, связанными дружескими отношениями. На первоначальных этапах решать такие конфликты могут сами подростки, но в более сложных ситуациях не могут помочь даже родители. Это может значить, что нужна помощь психолога. Такие конфликты проходят в процессе взросления, так как именно в пубертатный период возникает гормональный дисбаланс, который провоцирует неустойчивые поведенческие реакции. После окончания процесса формирования личности проблемы исчезают.

Плохая обратная связь

Успешная деятельность посредством межличностных коммуникаций определяется эффективностью или, напротив, неэффективностью обратной связи. В любом разговоре всегда подразумевается двусторонняя направленность. Проще говоря, в процессе беседы для повышения эффективности обмена устных сообщений от собеседника необходима обратная связь. Не стоит забывать о ее важности, так как она позволяет оценить, насколько корректно собеседник понял информацию. Преградой на пути эффективных коммуникаций может быть не только плохо налаженная обратная связь, но и полное ее отсутствие.

Формы межличностного общения

Зачем человеку общение — что это дает и почему людям это важно

Кроме видов межличностных отношений, существуют еще и формы. Есть позитивные формы, к которым относятся:

  • Любовь;
  • Дружба;
  • Близость;
  • Приятельское общение;
  • Влечение;
  • Альтруизм.

Альтруизм как форма межличностного общения

Нейтральные формы:

  • Безразличие;
  • Аутизм;
  • Эгоизм;
  • Конформизм.

Негативные формы:

  • Негативизм;
  • Неприязнь;
  • Агрессия;
  • Ненависть.

Особенности

Предлагаем рассмотреть отличительные черты межличностной коммуникации:

  • Необратимость заключается в отсутствии возможности вернуть высказанные слова.
  • Отношения являются определяющим фактором в поэтапности процесса межличностной коммуникации, которые складываются в результате творческих и деловых контактов, а также способности людей эмоционально воспринимать друг друга — эмпатии.
  • Неизбежность и неотвратимость объясняется тем, что человек — социальный феномен, существование которого без общения невозможно.

Таким образом, говоря об особенностях межличностной коммуникации, следует выделить следующие аспекты:

  • Активность партнеров по общению. Направляя информационные сообщения, один участник предполагает активность другого, которому в свою очередь также нужно ориентироваться на цели, мотивы и установки своего собеседника.
  • Активный обмен мыслями участников разговора способствует налаживанию межличностной коммуникации.
  • В процессе словесного взаимодействия происходит взаимопонимание или же недоразумение, которое получается при наличии обратной связи.
  • Суть межличностной коммуникации заключается в том, чтобы информация была не только принята собеседником, но проанализирована и осмыслена.
  • Информация, которая поступила собеседнику и вернулась обратно, организует участников межличностных отношений в общее информационное поле.

Культура межличностного общения

Культурный межличностный контакт предполагает, что оба оппонента будут чувствовать себя эмоционально, интеллектуально, психически и физически комфортно от взаимодействия друг с другом. В обществе существуют нормы межличностного общения, овладение которыми позволит вывести взаимодействие на ступень культурного. Так как общение затрагивает любые сферы жизни, важно понимать, где будет уместен серьезный разговор, а где – непринужденная болтовня. Любая из этих бесед имеет свои характеристики и требования. Для того чтобы овладеть культурой межличностных отношений, их необходимо правильно развивать.

Восприятие

Восприятие — процесс получения и преобразования информации, благодаря которому индивид получает понимание реальности. Стоит отметить, что оно носит субъективный характер, так как каждому человеку свойственно интерпретировать ту или иную ситуацию по-разному. С помощью звуковых, зрительных и осязательных каналов получения информации человек воспринимает только то, что для него имеет значение. Таким образом, от восприятия зависит, насколько точно получит человек информацию, которую хотел донести до него отправитель.

Развитие межличностного общения

Развитие общения подразумевает под собой правильное оценивание собеседника, что влечет верно выбранный тон в разговоре, адекватное течение беседы. Культура коммуникации основывается на психологическом состоянии человека, его самооценке, обществознании, способности регулировать свое настроение в процессе общения.

Обратите внимание! В развитии культуры межличностного общения очень важно уметь чувствовать собеседника, его внутреннее настроение и состояние. Очень важным пунктом в развитии коммуникации является умение выслушать, провести диалог.

Развитие межличностного общения

Неумение слушать

Отсутствие концентрации на собеседнике и неумение слушать является серьезным барьером межличностной социальной коммуникации. Чтобы корректно принять устное сообщение, его нужно слышать. В процессе разговора важно принимать информацию от собеседника, правильно ее интерпретировать и дать адекватный ответ, если того требует ситуация.

Специалисты приводят несколько советов для повышения эффективности межличностной коммуникации в процессе слушания:

  • не рекомендуется говорить и перебивать своего собеседника;
  • во время разговора задавайте вопросы, поддерживая тем самым интерес партнера;
  • создайте собеседнику благоприятную атмосферу, найдите интересные и общие темы;
  • во время разговора не критикуйте и не спорьте с говорящим, старайтесь оценивать суть, а не слова.
  • дайте понять собеседнику, что вы его слушаете.

Проблемы и трудности, которые могут возникать

В межличностных отношениях часто возникают проблемы и трудности. Это связано с тем, что в России не изучается даже краткий курс культуры общения. Бывают ситуации, в которых один собеседник обладает культурой коммуникации, а второй даже не знает, что это такое. Проблемы общения делятся на 2 группы:

  1. Субъективно переживаемые;
  2. Объективно переживаемые.

Каждая из этих групп, в свою очередь, делится на первичную и вторичную подгруппу. К первичным относится несоответствие темпераментов и характеров у субъектов общения, к вторичным – память неудачных межличностных отношений.

Во время общения люди узнают много новой информации, меняют свое настроение, делятся горестями и радостями, реализовывают себя. Единственный способ чувствовать себя комфортно в любом обществе – изучать нормы поведения и повышать культуру межличностной коммуникации.

Немного подробнее

Межличностная коммуникация заключается в непосредственном контакте с людьми тет-а-тет, то есть лицом к лицу. Межличностной коммуникации характерна психологическая близость собеседников, наличие сопереживания, понимания и сочувствия. Этот вид коммуникаций содержит в себе три взаимосвязанные стороны:

  • коммуникативная — заключается в обмене информационных устных сообщений между собеседниками, передаче и приеме чувств и мнений;
  • перцептивная — затрагивает процесс понимания и восприятия взаимодействующих сторон, что способствует формированию определенных межличностных отношений;
  • интерактивная — состоит в обмене действиями между партнерами по общению (например, просьба — согласие или отказ).

Межличностная коммуникация — это одна из важнейших категорий психологической науки, так как общение играет главную роль при взаимодействии людей. В данном виде коммуникаций существует два вида общения: невербальное и вербальное. Первый вариант имеет свое начало еще с древних времен, а вербальная появилась значительно позже, но является универсальным способом общения на сегодняшний день. Иными словами, межличностная коммуникация — это общение по крайней мере двух лиц, которое направлено на взаимное установление, познание и развитие взаимоотношений, предполагающее взаимовлияние на поведение, настроение, взгляды, состояние участников этого процесса. Также она наиболее свободна от формальных, регламентирующих стиль и форму сообщения рамок, что позволяет сделать ее более доходчивой и доступной. Помимо этого, в процессе личного общения эффект восприятия может быть усилен за счет интонации собеседника, его жестов, тембра голоса, мимики, обаяния, ориентированные исключительно на определенно человека. Стоит отметить, что в межличностной коммуникации открываются большие неограниченные возможности для применения эффекта обратной связи.

Модели коммуникативной личности

Под коммуникативной личностью будем, вслед за В. Кашкиным понимать совокупность индивидуальных коммуникативных стратегий и тактик, когнитивных, семиотических, мотивационных предпочтений, сформировавшихся в процессах коммуникации.

Индивид и коммуникативная личность – не одно и то же. В одном индивиде могут уживаться различные личности. В психологии сейчас также распространена концепция множественности личности. Крайним проявлением этого является клиническая раздвоенность личности (психическое расстройство), но и здоровый человек проявляет себя в различных сферах, на различных ‘лингвистических рынках.

Определяющими параметрами для коммуникативной личности являются три: мотивационный, когнитивный и функциональный

.

Мотивационный параметр

определяется
коммуникационными потребностями
и занимает центральное место в структуре коммуникативной личности. Если потребности нет, то нет и коммуникации, либо есть псевдокоммуникация, определяемая скорее всего психологической потребностью в процессе коммуникации как таковом, а не в передаче сообщения (одиночество, игровая социализация и т.п.).

На основе коммуникативной потребности формируется коммуникативная установка

, которая преследуется коммуникативной личностью.

Когнитивный параметр

включает в себя множество характеристик, формирующих в процессе накопления познавательного опыта индивида его внутренний мир: знание коммуникативных кодов, умение осуществлять интроспекцию и ауторефлексию, то есть, самонаблюдение и самоосознание, метакоммуникативные навыки, способность адекватной оценки когнитивного и коммуникативного горизонта партнера-коммуниканта, мифы и предрассудки, стереотипы и верования. Успешность коммуникации, воздействие на собеседника в значительной мере зависят от совместимости когнитивных характеристик коммуникантов.

Функциональный параметр

включает три характеристики, определяющие коммуникативную компетентность индивида: практическое владение вербальными и невербальными средствами для осуществления коммуникативных функций; умение варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуации и условий общения; построение дискурса в соответствии с нормами кода и правилами этикета.

Теперь о моделях или типах коммуникативной личности. Их выделяют четыре.

  1. Доминантный коммуникант
    : стремится завладеть инициативой, не любит, когда его перебивают, резок, насмешлив, говорит громче, чем другие. Для ‘борьбы’ с таким коммуникантом бесполезно пользовать его же приемами, лучше принять стратегию ‘речевого изматывания’ (вступать в речь через паузу, быстро формулировать свою позицию, вопросы, просьбы, использовать ‘накопительную тактику’).
  2. Мобильный коммуникант
    : легко входит в разговор, переходит с темы на тему, говорит много, интересно и с удовольствием, не теряется в незнакомой ситуации общения. Следует иногда – в собственных интересах – возвращать его к нужной теме.
  3. Ригидныйкоммуникант
    : испытывает трудности на контактоустанавливающей фазе общения, затем четок и логичен. Рекомендуется использовать стратегию ‘разогревания’ партнера (вступительная часть «о погоде» и т.п.).
  4. Интровертный коммуникант
    : не стремиться владеть инициативой, отдает ее, застенчив и скромен, скован в неожиданной ситуации общения. В общении с ним следует говорить спокойно, не перебивать.

Некоторые специалисты выделяют типы языковой личности в зависимости от сфер словесности.

Для всех видов устной словесности создатель речи совпадает с языковой личностью – индивидуальным речедеятелем. В письменной словесности при рукописной технике создатель речи также совпадает с индивидом (кроме документов).

В документах создатель речи может быть коллегиальным, один документ может создаваться разными юридическими лицами. Такую языковую личность можно назвать коллегиальной

. В печатной словесности разделен труд автора и издательства (создание и тиражирование текста).

Здесь перед нами кооперативный речедеятель

. Тексты массовой коммуникации совмещают в себе черты коллегиальной и кооперативной речевой деятельности (информагентство + аппарат редакции + издательство), следовательно, перед нами коллегиально-кооперативная языковая личность. Информатика как вид словесности содержит три вида деятельности (реферирование и аннотирование как комплексная работа по анализу первичного текста и синтезу вторичного + информационный поиск + автоматизированное управление), поэтому представляет собой коллективную речедеятельность.

Коммуникативная личность – самая главная составляющая личности вообще, ведь коммуникация занимает 80% всего человеческого существования (аудирование – 45%, говорение – 30%, чтение – 16%, письмо – 9%).

Коммуникативная стратегия, комм.тактика, комм.навыки

Коммуникативная стратегия – это часть коммуникативного поведения или коммуникативного взаимодействия, в которой серия различных вербальных и невербальных средств используется для достижения определенной коммуникативной цели, как пишет Е.В.Клюев, “стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт”. Стратегия – общая рамка, канва поведения, которая может включать и отступления от цели в отдельных шагах. Продавцов, в частности, учат стратегии продажи товара через коммуникацию с покупателем. Иногда продавец может высказаться плохо о том или ином товаре. Но при этом он неявно рекламирует другой имеющийся товар! Продавец (в особенности уличный распространитель) может использовать невербальные приемы (предложение вместе посмотреть брошюру с иллюстрациями – проникновение в личное пространство потенциального покупателя).

Мы каждый день используем определенную стратегию приветствия для разных людей и для разных целей коммуникации с этими людьми. Многие стратегии ритуализируются, превращаются в речевые конвенции и теряют ‘рематичность’, информативность. Нарушение конвенций, напротив, может рассматриваться как ‘сообщение’ Если вы часто опаздываете, и оправдываете свое опоздание, например, плохой работой транспорта, то вам перестают верить. Когда же это на самом деле происходит, то вашей правде не верят. В этом случае можно даже придумать парадоксальный принцип: соври, чтобы поверили

Коммуникативное намерение (задача)

– тактический ход, являющийся практическим средством движения к соответствующей коммуникативной цели. Вспомните предыдущий пример с ‘временной откровенностью’ перед покупателем. Такая же ‘временная откровенность’ содержится в риторических фигурах политиков, признающихся: “Мы не ангелы, мы простые люди”, хотя коммуникативной целью является убедить избирателя именно почти в ‘божественной’ исключительности потенциального избранника. Для этого могут использоваться также невербальные элементы коммуникации (простая одежда, президент в домашней обстановке и свитере и другие приемы имиджмейкерства).

Намерение и цель здесь разные, но в конечном итоге, в рамках стратегии намерение способствует осуществлению общей цели: — уметь эффективно формировать коммуникативную стратегию; — уметь эффективно пользоваться разнообразными тактическими приемами коммуникации; — уметь эффективно представлять себя (или свою компанию) как участника коммуникативного процесса. Под эффективностью здесь подразумевается соотнесение вербальных и невербальных приемов с целями и задачами коммуникации коммуникативной интенцией и перспективой, системная спаянность элементов коммуникативной стратегии, практическая целесообразность отдельных тактических ходов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]