Человек – существо социальное и потребность в общении стоит наряду с потребностью есть и пить. При общении со своими родными и близкими редко у кого возникают проблемы, ведь эти люди окружают нас с рождения, знают наши привычки, наш характер, наши сильные и слабые стороны. Несмотря на то, что с самого первого дня своей жизни мы учимся взаимодействовать с окружающими нас людьми, общение с коллегами на работе может многих озадачить. Чаще всего подобная проблема возникает в новом или молодом коллективе, однако, и давно сработавшийся коллектив – еще не гарантия продуктивного и позитивного общения между работниками.
Социальная психология коллектива
Коллектив на работе – это социальная среда. Она состоит из множества разных людей. У них отличные друг от друга взгляды на жизнь, воспитание, цели на будущее и способности. Однако им приходится некоторое время находится вместе и решать общие вопросы. Взаимодействие в этом случае – прямой путь к успеху компании.
Человек учится находить общий язык с коллективом с раннего детства. Сначала идет детский сад, потом школа, далее ВУЗ и, наконец, работа. И каждый раз приходится приспосабливаться к новым людям. Однако не всегда это легко делать. Как часто уже в более взрослом возрасте, люди уходят с работы из-за того, что не прижились в коллективе. И такие случаи нередки.
Отношения между коллегами можно продемонстрировать наглядным примером. Допустим, в компанию пришла новая сотрудница – молодая и красивая девушка. Что испытают в этот момент те, кто работает здесь уже давно? Скорее всего, это будет интерес и, вместе с тем, напряжение. Сотрудницу можно сравнить с инородным телом, которое находится на этапе исследования организмом (в этом случае коллективом). Ее рассматривают, изучают и оценивают.
Люди отнесутся к новому человеку по-разному. Кому-то девушка придется по душе своими профессиональными и личностными качествами. Других же она будет раздражать и нервировать. И в первом, и во втором случае мириться с новым сотрудником придется, поскольку от слаженной работы зависят отношения в коллективе в целом и деятельность компании.
Специфика делового этикета
Для каждой профессии и работы существует свой собственный, уникальный набор правил и требований к общению между коллегами и с клиентами. Так, для воспитателей в детском саду одним из основополагающих моментов является умение налаживать контакт с родителями детей. Во многих государственных организациях (в школе, в поликлинике, в библиотеке и др.) зачастую разрабатывается специальный кодекс профессиональной этики.
Выбор редакции: Работа в декрете – зарабатываем в интернете
В таком кодексе перечисляются все основные моменты, касающиеся общения между коллегами, учителями, учениками, пациентами, администрацией, а также выдвигаются требовании к внешнему виду, личным характеристикам работника, его моральному облику. Несоблюдение данных норм говорит о несоответствии работника занимаемой должности.
Свод подобных правил может видоизменяться в зависимости места работы. Требования к поведению и общению медсестры в поликлинике и в палате реанимации – разнятся. В последнем случае, к личности работника предъявляются суровые требования, ведь она работает с людьми, находящимися в крайне тяжелом состоянии здоровья, и неуважительное, черствое отношение к пациенту может стоить ему жизни.
Психология на работе и отношения в коллективе
Раздел психологии, изучающий отношения в коллективе, по праву считается самым сложным. И это не удивительно, потому что между коллегами постоянно возникает недопонимание. Есть несколько причин такого положения вещей:
- сомнения в профессиональных качествах другого человека;
- подставы перед руководством;
- сплетни и доносы.
Подобные проблемы случаются в каждом без исключения коллективе. От них можно не только легко избавиться, но и обернуть в свою пользу. Для этого нужны минимальные знания психологии общения и отношений с коллегами.
Следует держать телефон подальше во время переговоров и совещаний
Нельзя принимать звонки, отвечать на текстовые сообщения и просматривать электронные письма во время деловых встреч. Это чрезвычайно раздражает окружающих и говорит о неуважительном отношении к другим людям, присутствующим на собрании.
Также необходимо следить за тем, чтобы телефон оставался на беззвучном режиме во время посещения собраний, деловых встреч или совещаний. Это даст уверенность, что внезапный звонок не помешает другим участникам встречи и не собьет с мысли говорящего человека.
Типы отношений на работе
Отношения с коллегами по работе бывают разными. Они строятся по трем главным схемам, каждая из которых имеет свои особенности, преимущества и недостатки.
Психология равных или дружеских отношений
Это наиболее близкое общение. Люди хвалят друг друга, но при необходимости сделают замечание. Такой тип отношений не подходит для руководителя и кого-то из сотрудников. И на это есть свои причины.
Дружба начальника и одного из членов коллектива выделяет последнего на фоне остальных. Он занимает, если так можно сказать, привилегированное положение, что точно не понравится остальным. Это прямой путь к конфликтам.
Психология отношений старшего к младшему (с позиции старшего)
Такой вид взаимоотношений на работе делится на два подвида:
- Наставник – ученик. Первый помогает второму советами, но никак не руководит им, тем более, не участвует в его работе. Ученик вряд ли прислушается к советам, если они идут непосредственно от начальника, который плохо разбирается в рабочих процессах. Наставник же дает возможность улучшаться и двигаться в правильном направлении.
- Руководитель – подчиненный. Начальник оценивает работу сотрудников, контролирует ее, при необходимости наказывает или поощряет. Здесь речь не идет о близких отношениях, потому что они разрушат дисциплину в коллективе.
Стоит отметить, что один и тот же человек не может быть руководителем и наставником.
Психология отношения младшего к старшему (с позиции младшего)
Как и предыдущий вид отношений, этот делится на подвиды:
- Подчиненный – руководитель. Главная задача первого – ответственно относиться к обязанностям и выполнять указания второго. Также ему нужно уважать руководителя, независимо от того, какой он есть.
- Ученик – наставник. Отношения в коллективе по такому типу предполагает, что первый прислушивается к советам второго. И не только слушает их, но обдумывает и старается применять на практике. Если ученик спорит и отказывается слушать наставника по работе, он не готов учиться. В этом случае все разговоры бесполезны.
Каждая из перечисленных схем развития отношений дает возможность построить в коллективе здоровую атмосферу и наладить общение.
Основные правила
Надо ли стучаться в служебный кабинет по этикету? Если вы заходите в служебное помещение, стучаться не нужно, иначе вы можете поставить сотрудников, находящихся за дверью, в неловкое положение. Стук покажет ваши подозрения, что они могут решать личные проблемы вместо рабочих. Стучать не следует, однако без разрешения входить нельзя. Откройте дверь, войдите в помещение и спросите, можно ли пройти. Не нужно выглядывать из-за двери. Если вам разрешили, проходите дальше. Если вы заходите к начальнику в личный кабинет, разрешения нужно спрашивать у его секретаря. Иногда начальники высказывают пожелания, чтобы подчиненные не входили к нему в кабинет, не предупредив стуком в дверь.
Сотрудники должны тщательно выбирать темы для разговоров, не этично обсуждать друг друга за спиной и «перемывать косточки» руководителю.
Не сушите зонт в расправленном виде посреди кабинета. Найдите укромное место, где он никому не будет мешать, а лучше повесьте его на вешалку, предварительно удостоверившись, что он не закапает ничьи вещи.
Воспитанные люди не проходят в офис в верхней одежде, не кладут ее на стол и не вешают на спинку стула. Всю верхнюю одежду нужно оставлять в гардеробе. Исключение – вы заскочили на три минуты по срочному делу.
Правила хорошего тона
Отношения на работе с коллегами должны строиться согласно нескольким простым правилам. Первое касается приветливости. Не стоит из-за плохого настроения грубить или хамить окружающим. Быть вежливыми и благодарными не так уж и сложно. Эти качества располагают людей.
Однако здесь нужно проявлять осторожность, поскольку близкие отношения в коллективе и неформальное общение могут сыграть злую шутку. Например, молодая сотрудница покажется женщинам из коллектива соперницей. Мужчины же из-за ее слишком свободного поведения посчитают ее ветреной и утратят всякое уважение.
Второе правило является логичным продолжением первого. Не стоит рассказывать коллегам по работе личную информацию о себе. Хорошие побуждения и доверие легко превращаются в сплетни, домыслы и зависть. Достаточно рассказать общеизвестный минимум.
Первый день: фатальный успех
Отношения в коллективе на работе во многом зависят от первого впечатления о сотруднике. Ему придется пройти своеобразный тест, на результатах которого будет строиться его дальнейшее общение с коллегами.
Итак, в первый рабочий день нужно придерживаться ряда простых рекомендаций:
- Одеваться максимально сдержанно, даже если в жизни стиль одежды вряд ли можно назвать скромным.
- Не забывать о правилах этикета. Минимум – приветствие и слова прощания.
- Не кокетничать с представителями мужского пола. Это только испортит отношения и с ними, и с женщинами.
- Не спорить, пытаясь доказать свою правоту.
- Не рассказывать слишком много о себе.
- Если необходимо, обращаться к коллегам за помощью.
Выполнять перечисленные советы несложно. Достаточно просто расслабиться и попытаться получить удовольствие от работы.
Особенности этики общения в бизнес-среде
Перечисленные выше качества, конечно, важны. Но для успешного ведения бизнеса их недостаточно. Деловой этикет – это не только позитивное мышление, честность, дружелюбие. Это целый ряд указаний касательно тона, манеры общения, поведения.
- Вежливость. Предприниматель должен разговаривать с партнерами и коллегами в доброжелательном ключе. Также нужно улыбаться, поскольку улыбка считается визитной карточкой успешного человека. Нервозность же, панику, излишнюю раздражительность следует исключить.
- Корректность. Деловой этикет не рекомендует проявлять грубость, высмеивать собеседника или выплескивать свои эмоции. Этичный человек проявляет внимательность даже к тем людям, которые вызывают в нем откровенную неприязнь.
- Тактичность. Не стоит в разговоре затрагивать неловкие или спорные темы.
- Деликатность. В этом случае деловой этикет подразумевает плавность и гибкость речи. В частности, это касается комплиментов. Важно, чтобы они были искренними, а также не превращались в открытую лесть и лицемерие.
- Скромность. Успешный бизнесмен никогда не выставляет напоказ свои достоинства и достижения. Он ведет себя скромно, подчеркивая тем самым воспитанность и достоинство.
- Обязательность. Это указание касается и руководителей, и подчиненных. Все данные обещания обязательно нужно выполнять. Это очередной раз докажет, что человек способен трезво оценивать ситуацию, рассчитывать время и силы.
Еще одним важным качеством делового человека является пунктуальность. В бизнесе нет места опозданиям и неточности. Ожидание, затянувшееся более, чем на 5 минут, расценивается как грубое нарушение делового этикета. Это свидетельство того, что партнер или коллега не ценит ни свое, ни чужое время.
Мы такие разные и все-таки мы вместе
Построить здоровые отношения на работе непросто. Все из-за того, что каждый человек индивидуален. Существует несколько видов сотрудников:
- Злюки или ворчуны. Неприветливые люди, которые всегда чем-то недовольны и легко выходят из себя. Каждое слово или реакция окружающих для них – возможность выплеснуть негатив. У таких людей нет желания говорить о хорошем.
- Завистники. Любимое занятие таких членов коллектива – разносить сплетни, причем как на работе, так и за ее пределами. Они обсуждают все, начиная от новой губной помады и заканчивая профессиональной деятельностью. Таким людям просто скучно. В общении с ними нужно избегать слишком откровенных рассказов о себе и семье.
- Ригидные коллеги. Не любят перемены. Даже если новое в разы лучше старого, они не станут ничего менять. Отношения с такими сотрудниками должны строиться на строгом следовании установленным правилам и инструкциям.
- Советчики. Постоянно учат окружающих, направо и налево раздают советы. Они безвредны. Самое страшное, к чему приводит их поведение, – ссора на работе. Общаясь с коллегами такого типа, нужно проявлять инициативу и просить совета первыми.
- Педанты. Реагируют на малейшие неточности и детали. Умерить их пыл довольно легко. Достаточно переложить часть обязанностей, требующих большого внимания и скрупулезности.
- Артисты. Любят быть в центре внимания. Скандалы на работе для них – способ зарядиться энергией. Пара комплиментов и внимание позволят превратить их из врагов в союзники.
Как заключать сделки
1. Определите четко, в чем предмет сделки.
2. Решите, что для вас важно, а что нет.
3. Будьте способны объяснить, почему это важно.
4. Имейте в запасе план B, чтобы не чувствовать излишнего давления.
5. Дайте возможность противоположной стороне начать переговоры.
6. Старайтесь прийти к решению вместе.
7. Заключая сделку, убедитесь, что соблюдены интересы обеих сторон.
8. Когда размер сделки определен, заканчивайте дискуссию.
Что может провоцировать коллег на конфликты
Согласно книгам по психологии, здоровые отношения в коллективе иногда находятся под угрозой. Причин этому много:
- необщительность, нежелание идти на контакт;
- жалобы и доносы на коллег;
- плохое настроение, выплескиваемое на окружающих;
- излишняя уверенность в своей правоте и прямолинейность;
- страх перетрудиться;
- сравнение бывшей работы с нынешней;
- лишнее любопытство к коллегам;
- громкие разговоры по телефону, повышенный тон в общении с окружающими, сильный аромат парфюма.
Еще одна причина возможного конфликта кроется в трудоголизме. Порой стремление качественно выполнить работу со стороны воспринимается как желание выслужиться перед руководством или выделиться из общей массы.
Следует избегать скрещивания ног
Скрещивать ноги в деловой среде или во время встречи крайне неуместно. Хотя и мужчины, и женщины, как правило, делают это очень часто. Однако такой позы следует избегать любой ценой.
Если по какой-то причине скрестить ноги очень нужно, важно убедиться, что скрещивание происходит в области лодыжек, а не коленей. Опытные бизнесмены или просто профессиональные менеджеры знают, что скрещивание ног или рук – это сигнал, свидетельствующий о том, что человек попросту не хочет продолжать общение или не согласен с мнением окружающих. Но зачем же давать возможность другим читать себя по жестам, как открытую книгу? Лучше не компрометировать себя своим же поведением и сохранять выдержку в любой ситуации.
Отношения в мужском коллективе: расставим приоритеты
В мужском коллективе, равно как и в женском, часто случаются конфликты. Предотвратить их можно несколькими способами:
- Всегда выглядеть безупречно. Лучшая одежда для работы – строгий деловой костюм.
- Лишнее внимание со стороны коллег или даже кокетливость удивляют и ставят в тупик. Не нужно в ответ грубить. Лучше промолчать или перевести разговор на другую тему.
- Стоит помнить, что каждый член коллектива – такой же сотрудник, как и все остальные. Поэтому требовать к себе особого отношения не красиво.
- Не реагировать на провокации слишком эмоционально. Важно оставаться спокойными даже в тех случаях, когда на эмоции выводят специально. Здесь потребуется стойкость.
Самое главное – проявлять уважение ко всем без исключения коллегам на работе. Можно сказать, что это залог хороших отношений.
Указательный знак должен делаться открытой ладонью
Часто указывающий жест используются в деловой среде. Он может быть применен человеком тогда, когда он хочет обратить внимание слушателей на что-либо (на график, на документ, на таблицу и т.п.) или для того, чтобы указать на кого-то. Как правило, второй вариант используется чаще всего начальствующим составом или менеджерами высшего звена.
Неважно, какой подтекст имеет этот жест, он должен быть сделан так, чтобы указательный палец показывал на объект, остальные пальцы не были прижаты к ладони, а сама ладонь была открыта вверх. Таким образом, указательный жест будет более мягким и не вызовет плохих ассоциаций.