Ораторское искусство для начинающих: упражнения и правила


«Речь – одежда мыслей, а красноречие – ее элегантный наряд».

Ежедневно мы убеждаем кого-то в правоте своих слов и, возможно, применяем ораторское искусство, если есть навыки.

Мы можем участвовать в переговорах, продавать, публично выступать, полемизировать и спорить. Мы постоянно пытаемся доказать и отстоять свои права или точку зрения.

Ежедневно и нас пытаются убедить в том или ином дикторы телевидения, журналисты печатной прессы, продавцы и рекламодатели, начальство и товарищи.

Факты, доводы, аргументы, причины витают вокруг нас. Мы хотим аргументировано выстраивать свои позиции перед любой аудиторией и убедительно говорить для того, чтобы оппонент был заинтригован и заинтересован нашей речью. Какие нужны для этого навыки, и что это такое − ораторское искусство?

Первая фраза

Все успешные ораторы придают большое значение первой фразе выступления. Она должна быть мощной и обязательно вызывать положительный отклик у аудитории.

Первая фраза — это, выражаясь терминологией телевизионщиков, «прайм-тайм» вашего выступления. В этот момент аудитория максимальна по численности: каждый человек в зале хочет посмотреть на вас и узнать, что вы за птица. Уже через несколько секунд может начаться отсев слушателей: кто-то продолжит беседу с соседом, кто-то уткнётся в телефон, а кто-то и вовсе заснёт. Однако первую фразу будут слушать все без исключения.

Пример выступления Линкольна

В 1863 году, через несколько месяцев после кровавой битвы Линкольн произнес знаменитую Геттисберскую речь. Про ораторское искусство и отношение к профессиональной риторике тут можно не говорить, для приемов в ней просто не хватило бы места. Но текст, написанный Линкольном, заставлял лить слезы и цеплял за душу

Публичная речь длилась всего около двух минут, но эти две минуты история не забудет. В итоге эту речь высекли на памятнике в мемориале Линкольна.

«Минуло восемьдесят семь лет, как отцы наши основали на этом континенте новую нацию, своим рождением обязанную свободе и посвятившую себя доказательству того, что все люди рождены равными».

«Сейчас мы проходим великое испытание гражданской войной, которая решит, способна ли устоять эта нация или любая нация, подобная ей по рождению или по призванию. Мы сошлись на поле, где гремела великая битва этой войны. Мы пришли, чтобы освятить часть этой земли – последнее пристанище тех, кто отдал свою жизнь ради жизни этой нации. И это само по себе вполне уместно и достойно».

«Но все же не в нашей власти освятить это поле, сделать священной, одухотворить эту землю. Деяниями храбрецов, павших и живых, которые сражались здесь, земля эта уже священна, и не в наших скромных силах что-либо прибавить или убавить. То, что мы говорим здесь, будет лишь вскользь замечено и вскоре забыто, но то, что они здесь сделали, не будет забыто никогда. Давайте же мы, живые, посвятим себя тому неоконченному делу, которые вершили здесь эти воины. Давайте посвятим себя здесь великой работе, которая нам предстоит, и преисполнимся еще большей решимости отдать себя той цели, которой павшие здесь отдали себя всецело и до конца. Давайте торжественно поклянемся, что смерть их не окажется напрасной, что эта Богом хранимая нация обретет возрожденную свободу и что власть народа, волей народа и для народа не исчезнет с лица земли».

Историки говорят, что текст для выступления Линкольн решил писать сам, взяв за основу принцип равенства из Декларации независимости и опиравшись на великих деятелей прошлого. По словам очевидцев, выступление было такое сильное, что заставило народ поверить, что все жертвы были не напрасны, и они воюют не против других штатов, а воюют за свободу народа и будущее родного государства. Всего лишь один текст позволил объединиться людям, как семья, чтобы противостоять врагу.

Главная мысль

Ещё до того, как вы сядете писать свою речь, вы должны определить её главную мысль. Этот ключевой момент, который вы хотите донести до аудитории, должен быть сжатым, ёмким, «помещаться в спичечный коробок».

Остановитесь, посмотрите и составьте план: в первую очередь выделите ключевые мысли, а затем уже можете дополнить и пояснить их примерами из жизни или цитатами.

Как говорил Черчилль, хорошая речь подобна симфонии: она может быть исполнена в трёх разных темпах, но в ней должна сохраняться основная мелодия.

Роль функциональных стилей литературного языка

Только подготовленной может быть ораторская речь. Подготовка проходит по книжно – письменным источникам, которые, в свою очередь, существенно влияют как непосредственно, так и прямо на структуру речи.1

Информативная функция лежит в основе официально делового стиля. Данный стиль речи обслуживает сферу отношений, которые являются официально деловыми.

Такие функции, как сообщение и доказательства информации лежат в основе научного стиля. Сфера научного знания.

В основе публицистического стиля лежат такие функции, как сообщение, а так же воздействие. Данный стиль речи обслуживает и сферу социально – политических, и сферу общественно – культурных, и многие другие социальные отношения. В публицистическом стиле могут использоваться абсолютно все средства, которые являются языковыми. Для данного стиля свойственна экономия языковых средств.

В основе художественного стиля лежат такие функции, как воздействия и эстетическая. В данном стиле наиболее плотное отображение находят отражения общенародный язык и литературный язык.

Цитаты

Есть несколько правил, соблюдение которых придаст силу цитированию. Во-первых, цитата должна быть вам близка. Никогда не приводите высказывания автора, который вам незнаком, неинтересен, которого вам неприятно цитировать. Во-вторых, имя автора должно быть известно слушателям, а сама цитата должна быть короткой.

Вы также должны научиться создавать обстановку для цитирования. Многие успешные ораторы пользуются подобными приёмами: перед цитированием они делают паузу и надевают очки либо же с серьёзным видом зачитывают цитату с карточки или, например, газетного листа.

Если вы хотите произвести особое впечатление цитатой, выпишите её на маленькую карточку, достаньте во время выступления из бумажника и зачитайте высказывание.

Принцип 5. Мотивация это важно

У людей должен быть стимул. И это не просто решение их проблем. Они должны ощущать, что хотят пойти за вами. Наиболее популярный стимул – это взывание к гражданскому долгу. Если общественность будет уверена, что ее действия – это поистине важный человеческий и героический поступок, она пойдет за вами без вопросов.

Будьте внимательны, если то, что вы требуете от людей, будет стоить им денег или времени, результат от их потери должен соответствовать их ожиданиям.

Например, в одном из текстов люди должны потратить время, чтобы выстоять в очереди и подписать петицию. Но взамен они получат свое здоровье и здоровье близких людей. Вы снимаете с них угрозу заболевания, это и есть мотивация.

Остроумие

Наверняка вам много раз советовали разбавить выступление шуткой или анекдотом. В этом совете есть доля правды, однако не стоит забывать, что шутка ради шутки только оскорбляет слушателя.

Не нужно начинать своё выступление с не имеющего отношения к ситуации анекдота («Кажется, принято начинать речь с анекдота, так вот. Приходит как-то мужик к психиатру…»). Лучше незаметно перейти к своей забавной истории в середине речи, чтобы разрядить обстановку.

Автор книги советует для проверки анекдота или остроты использовать правило трёх Р: шутка должна быть реалистичной, релевантной и рассказанной (а не прочитанной).

Структура ораторской речи

Для того, чтобы публичное выступление достигло своей цели и никого не оставило равнодушным, оно выстраивается согласно замыслу и содержанию в определенном порядке, который называется композицией.

Вступление должно привлечь внимание, заинтересовать, наладить контакт с аудиторией, дать представление о теме предстоящего сообщения с кратким описанием проблематики.

Основная часть ораторского выступления — это изложение самого материала, аргументация, использование фактов и логических доказательств.

Заключение призвано подытожить и обобщить сказанное, подчеркнуть главную мысль, сделать выводы, воодушевить слушателей.

К работе над композицией желательно подходить творчески. Соблюдая четкую последовательность и согласованность ее элементов, важно не потерять индивидуальный стиль.

Чтение

Чтение речи с листа с опущенными вниз глазами, мягко говоря, не вызывает восторга у аудитории. Как же тогда поступать? Неужели необходимо заучивать получасовое длинное выступление? Вовсе нет. Нужно научиться правильно читать.

Первое правило прочтения речи: никогда не произносите слова, если ваши глаза смотрят на бумагу.

Используйте технику СОС: смотреть — остановиться — сказать.

Для тренировки возьмите любой текст. Опустите глаза и мысленно сфотографируйте несколько слов. Затем поднимите голову и остановитесь. Затем, глядя на любой предмет в другом конце комнаты, расскажите то, что запомнили. И так далее: смотрите в текст, останавливайтесь, говорите.

Ошибки новичка в риторике

Дискомфорт и неуверенность во время публичных выступлений говорит о недостатке знаний, как взаимодействовать с аудиторией. Первый и самый главный совет – воспринимайте аудиторию как собеседника. Бесспорно, иногда попадается трудная аудитория, как может попасться и трудный собеседник. Но и в такой ситуации можно найти подход к людям и продуктивно выстроить диалог. Диалог – вот, что должно происходить между оратором и залом, даже если говорит только оратор. Диалог в данном контексте – это взаимодействие с людьми, работа с их реакциями и откликами. Но давайте разберем самые распространенные ошибки начинающих ораторов, которые происходят и с весьма отзывчивой аудиторией.

Слишком быстрая речь или речь без пауз

Такой поток информации не может быть хорошо воспринят, поскольку утомляет слушателя и звучит несвязно, неструктурированно. Кроме того, паузы помогают вызывать у слушателей эмоции, что очень важно для хорошего монолога. Смысловые паузы также делают речь структурной и понятной.

Извинения и оправдания

К сожалению, аудитория слушателей вряд ли будет проявлять понимание по отношению к ритору, а вот оправдания и извинения продемонстрируют неуверенность выступающего. После этого вернуть внимание зрителей будет уже невозможно. Срабатывает простая психология: зачем слушать того, кто сам не верит в то, что говорит? Именно так трактуется проявление неуверенности. Увы, никто не будет разбираться, так ли это на самом деле.

Суетливость

Во время выступления вы не только говорите, но и показываете. Для целостного восприятия картины важно быть в гармонии со своими словами и интонациями. Расхаживание по сцене, постоянное перебирание чего-то в руках, поправление волос – все это вызывает раздражение у других людей и выдаст вашу неуверенность.

Безжизненность и монотонность

Другая крайность – это закостенелость движений и полная бесстрастность речи. Некоторые люди, нервничая, впадают в ступор и выглядят так, будто окаменели. Такое выступление будет восприниматься еще хуже. Если чувствуете, что зажаты, делайте небольшое движение раз за разом, глядя на несколько градусов поверх аудитории. Это поможет вам вернуть внимание внутрь себя и немного побороть волнение. Важно каждый раз снова возвращать взгляд на аудиторию и продолжать речь.

Монотонность речи – тоже плохой признак. Чтобы не теряться, представляйте, что вы говорите с близким другом и рассказывайте от сердца, даже если ваши слова будут отходить от заранее написанной речи. Быть искренним всегда лучше, чем быть неестественным.

Извинения и оправдания

Фразы вроде «Простите, но из меня плохой оратор» – худшее решение для того, чтобы расположить к себе аудиторию. Как уже говорилось, проявление неуверенности или наигранной скромности заставит слушателей изначально усомниться в ораторе, и их расположение будет крайне сложно вернуть.

Монолог

Не смотря на то, что публичное выступление это монолог по своей сути, важно не забывать об аудитории, задавать вопросы, взаимодействовать со зрителями. Хорошие риторы общаются с залом, вызывают добровольцев и приводят примеры на живых людях.

Приёмы оратора

Известно, что Черчилль фиксировал свои выступления подобно стихам, разделяя их на отдельные фразы и записывая каждую в отдельную строку. Чтобы речь зазвучала ещё более убедительно, воспользуйтесь этим приёмом.

Используйте рифмы и внутренние созвучие во фразе, чтобы придать звучанию своей речи поэтическую силу воздействия (например, фраза Черчилля «Мы должны следовать принципам гуманИЗМА, а не бюрократИЗМА»).

Придумать рифмы очень просто, достаточно запомнить самые распространённые из них: -на (война, тишина, нужна), -та (темнота, пустота, мечта), -ч (меч, речь, течь, встреч), -озы / осы (розы, угрозы, слёзы, вопросы), -ание, -да, -он, -ция, -изм и так далее. Поупражняйтесь с этими простейшими рифмами, составляя звучные фразы.

Но помните: рифмованная фраза должна быть одной на всю речь, не нужно превращать своё выступление в поэму.

А чтобы рифма не пропала зря, выразите в этой фразе ключевую мысль речи.

Особенности ораторской речи

Ораторскую речь характеризуют такие особенности:

Устное изложение. Процесс коммуникации с аудиторией происходит непосредственно при озвучивании мыслей. Тексты для ораторского выступления усваиваются на слух и строятся так, чтобы быть легкими в восприятии.

Наличие обратной связи. Хороший оратор чувствует аудиторию. Он различает настроение, ловит реакции на сказанное, угадывает наметившиеся вопросы и гибко строит дальнейший диалог.

Применение различных средств общения. Использование жестов, пантомимики, интонации и других невербальных способов присуще именно ораторскому искусству, чем и отличает его от обычной устной речи.

Связь между текстом, подготовленным для выступления, и его устной интерпретацией. Выбор правильной тональности общения помогает преподносить информацию в доходчивой форме и находить контакт с аудиторией.

Финал

Даже если ваша речь была невыразительной, всё может исправить удачная концовка. Чтобы произвести впечатление в финале, настройтесь, призовите на помощь свои эмоции: гордость, надежду, любовь и другие. Постарайтесь передать эти чувства слушателям так, как это удавалось великим ораторам прошлого.

Ни в коем случае не заканчивайте свою речь на минорной ноте, этим вы просто уничтожаете свою карьеру. Используйте духоподъёмные цитаты, стихи или шутки.

И, наконец, последний совет автора: удивляйте слушателей, заставайте их врасплох! Именно так поступали все великие ораторы. Не будьте предсказуемы и прозаичны, не становитесь рабами любезностей. Будьте не такими, как все.

Ораторское искусство для детей

Сегодня риторика, как научная дисциплина об ораторском искусстве, востребована и для гармоничного развития детей. Она развивает личностные качества ребенка, учит умению общаться, грамотно и уверенно выражать свои мысли, вести диалог, используя интонацию и мимику, приобретать первые навыки публичных выступлений.

Задачами преподавания риторики являются:

Заниматься с детьми можно и дома:

  • работать над техникой речи, проговаривая скороговорки;
  • учиться вежливому общению;
  • много читать и разговаривать на разные темы, чтобы увеличивать словарный запас;
  • организовывать театрализованные представления для развития актерских навыков;
  • разучивать и читать стихи с выражением;
  • тренироваться выступать перед близкими и друзьями.

Эти занятия помогут вашему ребенку стать увереннее и не стесняться на публичных мероприятиях, научат устанавливать контакты с людьми, раскроют творческий потенциал.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]