- По каким причинам развивается базальная тревога у ребенка 14.12.2020
- Ребенок манипулирует родителями: советы психолога о том, как исправить ситуацию 23.11.2020
- Кризис 7 лет у ребенка возрастная психология: как происходит изменение психики 04.11.2019
- Методы специальной психологии — как происходит коррекция психики 31.10.2019
Ребенку, относящемуся к застревающему типу характера, в какой-то мере присуща общительность и коммуникабельность. Все же эти качества не являются для него доминирующими.
Большую часть времени он посвящает анализу:
- самого себя;
- жизненных ситуаций;
- эмоций и чувств;
- поведения других людей.
Замкнутость — отличительная черта личности застревающих детей. Они настолько поглощены своими мыслями, что им порой очень трудно быстро переключиться с одного задания на другое.
В их голове постоянно роятся мысли о:
- причиненной им несправедливости;
- нанесенных обидах;
- очередном плане мщения.
Такая ранимость взращивает в их характере чрезмерную подозрительность. Им становится все труднее доверять другим, они постоянно находятся на стороже, ища какой-то подвох. Причиной тому могут стать раны, нанесенные много лет назад.
ВАЖНО! Личности с застревающим типом темперамента необычайно обидчивы. Они способны затаить злобу на долгие годы, а потом начать мстить.
Что такое застревающий тип личности
Застревание в психологии – это такое состояние психики, при котором человек длительное время задерживается на каком-то чувстве или событии.
Дополнительная информация. Популярными синонимами этого явления считаются следующие выражения: «вязнущее состояние» и «задерживающийся характер».
Чаще всего подобное поведение наблюдается у аффективно-застойных людей параноического типа акцентуации. Застревающий тип личности представляет такую акцентуацию характера, для которой характерна чрезмерная устойчивость аффекта.
Мысли застревающего типа губительны для самого индивида
Дополнительная информация. Какие бы эмоции ни испытывал человек, со временем они должны идти на убыль. Ведь разрядка произошла, негативные или позитивные чувства вышли наружу.
У людей с застревающим типом этот процесс протекает иначе: спустя время аффект не заканчивается. Как только человек мысленно возвращается к ситуации, эмоции снова начинают бушевать.
Школа
В школьном возрасте развиваются трудолюбие и любовь к работе. Если на этой стадии возникнут сомнения относительно способностей ребенка, возникнет угроза его желанию продолжить учебу, что вызовет чувство неполноценности, которое в будущем подорвет его или ее способность быть активным и продуктивным человеком в обществе.
Китайский министр заявил, что пандемия была «вызвана отдельными вспышками»
Проседание земли к 2040 году будет угрожать пятой части человечества: карта
Мягкий цвет слоновой кости: главные тренды дизайна ванных комнат в 2021 году
Если дети воспринимают школьные победы и работу как единственные критерии, определяющие успех, во взрослом возрасте они, вероятно, станут так называемой «рабочей массой», для которой характерна заранее установленная иерархия.
Поэтому я предлагаю протянуть руку помощи своему внутреннему ребенку и помочь ему расти. Чтобы сделать это, посмотрите на себя как ребенка или просто подумайте о ребенке, который живет внутри вас. Сколько ему лет? Какой он? Что он думает? Кто рядом с ним? Что его беспокоит?
Особенности застревающего типа акцентуации личности
Когнитивные нарушения личности — что это значит
Аффективно-застойный тип личности, для которого характерно застревание, имеет целый ряд особенностей. Среди них можно выделить следующие параноические проявления:
- Обидчивость – яркая черта людей с застревающим типом акцентуации.
- Злопамятность. Человек способен надолго «застрять» в нанесенных ему обидах.
- Конфликтность. Представители параноического типа не упустят возможность вступить в ссору с обидчиком при любом удобном случае.
- Аффективно-застойные личности долго переживают взлеты и падения, которые предоставляет жизнь. Им трудно избавиться от душевных терзаний.
- Присутствует четкое разделение друзей и врагов. При этом люди могут быстро попасть из положительной группы в отрицательную.
- Из-за чрезмерной подозрительности в голове у застревающей личности часто генерируются мысли о несправедливом отношении. По факту это могут быть только домыслы, которые не имеют ничего общего с реальностью.
- Мышление таких людей незрелое, детское, склонное к фантазиям.
- В любовной сфере аффективно-застойные личности патологически ревнивы.
- Нередко у людей с застревающим типом акцентуации наблюдаются повышенные требования к себе и другим.
- Из положительных особенностей характера можно выделить выносливость, честолюбие и упорство. Эти черты помогают людям этого типа добиться высоких результатов в профессиональной сфере.
Из-за постоянного нарастания аффекта у человека могут наблюдаться как длительные поражения в творческой и трудовой деятельности, так и выдающиеся успехи.
Постоянные качели из взлетов и падений
Важно! Из-за непрерывной смены падений и удовлетворения у людей с застревающим типом акцентуации возникает параноический аффект.
Если устойчивость мыслей будет чересчур долгой, у человека могут возникнуть сверхценные или бредовые идеи.
Поговорите
Возьмите лист бумаги и две ручки разного цвета, одну левой рукой и другую — правой. Если вы — правша, вашей правой рукой будет ваша взрослая личность, а левой — ваш ребенок. Если вы левша, все будет наоборот.
Теперь разговор только между вами и вашим внутренним ребенком. Кто говорит первым? Как начинается разговор? Ответы могут быть неожиданными и удивительными.
В это время, когда вы нашли своего внутреннего ребенка и разговариваете с ним, настало время начать отношения. Говорите сколько хотите, спросите, нужно ли ему что-нибудь, и дайте ему то, что он просит. Назовите его по имени (ваше), говорите сладкие и любящие слова, выражайте свою любовь и вносите предложения. Будто родитель, которого вы хотели бы иметь в этом возрасте.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
Причины возникновения
Как полюбить себя — что это значит в психологии, принятие своей личности
Точные причины, которые вызывают развитие психопатологии, не известны. Существует несколько взглядов, описывающих процесс ее возникновения. Согласно первой теории, формирование застревающего характера параноического типа – это генетическая предрасположенность.
Дополнительная информация. Учеными было установлено, что близнецы практически в одинаковой мере проявляют паранойяльные черты. Это позволяет утверждать о наследственном предрасположении к параноическому типу.
Достаточно часто застревающий тип акцентуации встречается у тех людей, у кого близкие родственники страдали от психических расстройств. Минус этой теории заключается в неизбежности ситуации. Согласно психоаналитической теории, застревающий характер параноического типа формируется в раннем детстве.
Строгое воспитание
Важно! Особенно это касается детей, которые воспитывались в авторитарных семьях, где присутствовали строгость, требовательность, унижения и физические наказания.
Из-за такого подхода к воспитанию у малыша постепенно терялось доверие сначала к родителям, затем к другим людям. В период взросления у такого ребенка постепенно формируется защитный механизм, состоящий из агрессии и недоверчивости. Также появляется привычка винить во всех неудачах окружающих людей.
Концепция застревания в психологическом развитии
Не все взрослеют по мере роста. Концепция психологической незрелости уже многие годы есть у нас на уровне интуитивного понимания, но только недавно психология развития подошла к тому этапу, когда идея остановки в развитии может быть объяснена и применена в качестве мощного инструмента для объяснения проблем в обучении и поведении.
Застревание в развитии – это одновременно и наименее очевидная, и наиболее распространённая проблема детского возраста. Многие застряли в психологической незрелости, не дающей им перерасти такие проблемы, как агрессия и противление, а также любое другое дисфункциональное или неполноценное поведение. Это состояние проявляется по-разному и лежит в основе множества проблем с детьми: таких как неуравновешенное переживание и выражение эмоций, непрекращающееся беспокойство, хроническая импульсивность, повышенная потребность в привязанности и зависимости, а также эгоцентрическое и незрелое установление отношений. Многие дети время от времени немного застревают в развитии. Некоторые застревают сильно и надолго. Чем раньше это происходит, тем серьезнее последствия для развития.
Когда дети застревают, они также не могут перерасти или компенсировать какие-либо присутствующие у них особенности развития или неполноценность. Кроме того, эти дети с меньшей вероятностью оправятся от причинённого вреда или пережитой травмы. В результате у таких детей чаще диагностируются поведенческие расстройства и необучаемость. Однако центральная проблема – это не нарушения или особенности развития, а застревание, которое делает детей жертвами этого состояния. Когда мы понимаем это, перед нами открываются двери для изменений и возникает множество вариантов исправления ситуации.
Застрявшие в развитии дети также застревают и в эмоциональном плане. Переживания, которые должны вызывать уязвимые чувства, не трогают застрявших детей должным образом в плане эмоций и не подталкивают их к подходящему поведению. Утраты не вызывают у них горя, тщетность не вызывает грусти, внутренний конфликт не подталкивает их к сознательности, наполнение не приводит к насыщению. В более серьёзных случаях застревания то, что должно вызывать тревогу, даже не побуждает их к осторожности. Такие дети не способны учиться на последствиях своих действий, формировать благие намерения или держаться подальше от неприятностей.
Оставаясь незрелыми, дети в той же степени остаются зависимыми от привязанности. Поэтому обучение, воспитание и лечение должны происходить в контексте контакта с ребёнком. Кроме того, нужно быть очень осторожными, чтобы сберечь узы, которые наделяют полномочиями взрослых, ответственных за таких детей. Хотя этот подход кажется очевидным, когда уже понимаешь его, тем не менее он противоположен преобладающей практике обращения с трудными детьми.
Если ребёнок застрял в развитии, обычные способы решения проблем с плохим поведением – в том числе наказание санкциями, последствиями и тайм-аутами – на самом деле только ухудшают ситуацию. По тем причинам, которые обсуждаются в курсе (речь идёт о курсе Института Ньюфелда Интенсив I «Понимать детей»), то, что работает с незастрявшими детьми, с застрявшими будет иметь обратный эффект. Но не понимая лежащего в основе состояния (незрелости), родители и учителя, а также эксперты вынуждены использовать контрпродуктивные меры. При воспитании застрявших детей или работе с ними часть задачи состоит в том, чтобы научиться действовать в обход этой проблемы и её симптомов, пока она не разрешится.
Хорошая новость заключается в том, что у большинства детей застревание можно преодолеть, но детям требуется помощь в этом. Умение распознавать признаки и симптомы застревания и понимание шагов для его преодоления – это «комплект для оказания первой помощи» в плане развития, важнейшее, что может быть у родителя или профессионала, работающего с детьми.
Из описания курса Института Ньюфелда Интенсив I “Понимать детей”
Перевод Ирины Гифт
Редактура Надежды Шестаковой
Источник
Фото взято с ресурса pixabay.com
Как проявляется
Эпилептоидный тип личности
Застревание личности в психологии характеризуется целым набором симптомов, с которыми приходится сталкиваться ежедневно. Они негативно сказываются на жизни человека.
Дополнительная информация. Первые симптомы заметны в раннем возрасте. Такие дети нередко переоценивают свои способности, отличаются излишней прямолинейностью, стереотипным мышлением и пренебрежительным отношением к чувствам и интересам других индивидов.
Борьба за справедливость
Психологи описывают следующие типичные проявления акцентуации в более взрослом возрасте:
- Человеку трудно наладить доверительные и близкие отношения с людьми.
- Из-за страха быть обиженным или обманутым индивид предпочитает отказываться от знакомств, выбирая одиночество.
- Нередко такие люди остаются без пары из-за чрезмерной педантичности и ярко выраженного эгоцентризма.
- Застревающий тип личности нередко сталкивается с психосоматическими проблемами: заболеваниями желудочно-кишечного тракта, головными болями, гипертонией и нарушением работы половой системы. Это происходит из-за постоянного напряжения и неумения распознать стресс.
- Представитель застревающего типа не в состоянии найти взаимопонимания с детьми. Особенно это касается малышей в возрасте до 5 лет. Аффективно-застойный человек ценит истину, поэтому в беседе с ребенком будет упорно ее доказывать. Для детей, находящихся в кризисе трех лет, важно чувствовать себя умными и рассудительными. Подобное столкновение двух взглядов способно нанести моральные травмы, как одному, так и другому собеседнику.
- Застревающей человек испытывает трудности при рассказе о себе. Из-за того, что такие люди не всматриваются в глубину своей личности, они способны дать характеристику собственной персоне только в деятельности.
- Из-за настойчивости и жажды справедливости человек постоянно борется с людьми при помощи жалоб, писем и судебных разбирательств.
Такая симптоматика нередко приводит аффективно-застойных личностей к депрессии, а также развитию компульсивно-обсессивных и тревожных расстройств.
В 2-3 года
Несколько лет спустя, в возрасте 2 или 3 лет, ребенок учится быть независимым и развивает самоконтроль. Если родители мешают ему развивать эти аспекты, например, всегда делая то, что ребенок может делать самостоятельно и без затруднений, или наоборот, ожидая, что ребенок сделает невозможные вещи, они могут создать чувство стыда. С другой стороны, если родители не прекращают исправлять своих детей, не понимая естественных потребностей их возраста, те, скорее всего, будут испытывать затруднения, контролируя окружающий их мир и, следовательно, контролируя себя.
Слишком частая гигиена в душе или в ванне может навредить здоровью
Биоеда, биотопливо и биоудобрение: в Индии бум на морские водоросли
Электрокар Apple стоит ожидать не ранее 2027 года
Как взрослые, вместо того чтобы чувствовать себя уверенными, они чувствуют, что другие всегда анализируют их подробно и относятся к ним с подозрением или неодобрением. Они также могут иметь симптомы обсессивно-компульсивных расстройств и бредового преследования.
Диагностика и коррекция
Диагностические мероприятия, направленные на установление акцентуированной личности, могут быть реализованы при помощи различных опросников и тестов. Например:
- Личностный опросник Г. Шмишека. Он включает в себя 88 вопросов. На каждый из них испытуемому необходимо ответить «Да» или «Нет». Существует 2 вида этого опросника: для взрослых и детей. Они одинаковы, только в варианте для малышей вопросы описываются в ином виде.
- Для диагностики подростков 14-18 лет подойдет опросник А.Е. Личко. Благодаря объективным шкалам, получится установить не только тип акцентуации характера, но и провести определение психопатии.
- Для установления степени агрессивности психолог может использовать тест А. Дарки и А. Басса. Из 75 утверждений необходимо установить, какие варианты наиболее характерны для испытуемого.
- Изучить структуру личности помогут методики Р. Кеттела. Они содержат 2 варианта опросника: для детей и взрослых.
- Проверить конфликтность поможет опросник К. Томаса.
Лечение человека с застревающим типом акцентуации может быть проведено при помощи психотерапевта. Самый краткий курс – 5 встреч.
Важно! Главной целью терапевтических сеансов будет являться обучение аффективно-застойного индивида использовать особенности характера в благих целях.
Прием у психолога
Работать с психологом таким личностям трудно, так как они постоянно ждут подтверждения собственной правоты. Научиться контролировать чувства и эмоции, а также откорректировать собственные реакции на раздражители можно самостоятельно. Для этого психологи советуют начать глубинную работу над собой при помощи следующих рекомендаций:
- Необходимо постоянно отделять собственные фантазии от реальности. Для этого требуется спрашивать у возможных обидчиков, для чего они совершили тот или иной поступок, и действительно ли их цель заключалась в нанесении ущерба.
- Требуется чаще общаться с людьми. Чем больше человек узнает о жизни других личностей, их реакциях, мотивах, тем лучше он будет разбираться в них.
- Важно изучить детскую психологию, которая позволит выстраивать дружеские взаимоотношения с малышами. Приятное общение с ребенком позволит научиться смотреть на мир непредвзято.
- Необходимо мыслить позитивно. В качестве упражнения нужно ежедневно пытаться вычленить из плохой ситуации плюсы. Постепенно это войдет в привычку.
- Любое поведение людей необходимо пытаться оправдать. Это позволит не только умерить собственный пыл, но и понять мотивы человека.
Если не развивать положительные стороны характера, индивид превратится в антисоциальную личность. Лучше выявлять акцентуации в детстве – это поможет в более короткие сроки провести корректирующую работу.
В 3-6 лет
В возрасте от 3 до 6 лет любовь проявляется в поощрении независимости, поддержке инициативы, любознательности и творчества. Если родители не позволяют своему ребенку вести себя автономно на этом этапе и всегда отвечают наказанием, они создадут у ребенка огромное чувство вины.
Взрослая жизнь человека с такой депривацией характеризуется отсутствием внимания к решению проблем, постановке целей и их достижению. Кроме того, постоянная вина может быть причиной пассивности, импотенции или фригидности, а также психотического поведения.
Как избавиться от самопокопания?
Если самокопание становится привычкой, от него будет непросто избавиться. Важно понять, как жить дальше, учитывая сколько времени человек проживал в данном состоянии. Необходимо отслеживать собственные мысли, ориентироваться на настоящее и будущее. Следует забыть про неудачи (см. Что такое удача на самом деле), совершенные в прошлом времени. Лучше всего ориентироваться именно на будущее, чтобы видеть положительные стороны в любых ситуациях. Нужно понимать, какой опыт можно получить от пребывания в тех или иных обстоятельствах, взаимодействия с разными людьми. Не стоит допускать, чтобы самокопание превращалось в невроз (см. Неврозы и нервные срывы).
Во избежание чрезмерной самокритики, после того, как будет обнаружен очередной недостаток, важно установить себе конкретную цель по изменению своего поведению. Никакого временного интервала ставить не нужно. Вполне можно помочь трем людям, чтобы будет считаться началом нового пути, конкретным планом.
Не стоит проводить работу более, чем над тремя качествами одновременно. Лучше всего сначала исправить один недостаток, чтобы впоследствии перейти ко второму. Не стоит добиваться излишнего самосовершенствования личности. Во всем нужно знать меру. Не стоит забывать про положительные черты характера, которые способны перебороть любые негативные проявления поведения.
Абсолютно любая критика и воспоминания о неудачах должны приводить к постановке конкретных задач, жизненных планов, пересмотра приоритетов. Следует задавать вопросы про пользу всех мыслей, практичном применении. Во время анализа необходимо отыскать положительные стороны, особенно, если ситуация слишком ужасна, не способна привести ни к чему хорошему. В любых обстоятельствах можно найти что-то хорошее, получить какой-либо опыт.
Можно вводить в жизнь духовные практики (см. Методы релаксации), которые служат в качестве остановки внутреннего диалога или полноценного пребывания в настоящем момента. Спустя какое-то время данные тренировки способны обучить мозг не отвлекаться на лишнее, не застревать в негативных переживаниях. Можно не тратить время и деньги на посещение разных курсов. Всегда можно прослушать медитативную музыку (см. Звуки природы для релаксации и медитации), чтобы расслабиться, погрузиться в состояние рефлексии. Не стоит забывать про время, чтобы успокоить нервы, жить настоящим моментов, не акцентируя внимание на негатив и совершенные ошибки.
Если справиться с самокопанием не получается своими силами, всегда можно обратиться за помощью к квалифицированному психологу или поговорить с другом. Выслушивая бессмысленные рассуждения, другой человек будет задавать конкретные вопросы про целесообразность пребывания в этом состоянии. Таким образом, удастся услышать про совершенно новое видение ситуации. Это поможет оказаться на новой дороге рассуждений, понять, чего Вы хотите на самом деле.
Помните, что Вы заслужили право жить полноценной, насыщенной эмоциями и впечатлениями жизнью. Не стоит позволять брать над собой верх негативным мыслям и переживаниям. Каждый из нас делает определенные ошибки, чтобы получить бесценный опыт. Именно в этом и заключается уникальный эффект нашей жизни – падать и подниматься, чтобы достигать поставленных целей.