- Общая информация
- Причины возникновения
- Признаки и симптомы расстройства
- Отличия у мужчин и женщин
- Расстройство у подростков и детей
- Склонность к наркозависимости при психопатии
- Диагностика
- Лечение
- Что будет, если не лечить
- Осложнения
- Профилактика
- Заключение
Внимание! Употребление наркотиков наносит невосполнимый вред здоровью и представляет опасность для жизни!
Характер у каждого человека считается индивидуальной чертой, которая определяет дальнейшее взаимодействие личности с социумом. При психопатии происходит нарушение в эмоционально – волевой сфере. Шизоидная психопатия нередко проявляется уже в детском возрасте. Важно своевременно обратить внимание на патологические симптомы и обратиться за психотерапевтической помощью.
Общие черты
Люди, обладающие шизоидным типом личности, не так уж редки. Среди них есть полностью замкнутые, есть и гении.
Главной их характеристикой является отгороженность от мира и недоразвитость эмоциональной сферы. Признак шизоидного типа личности – многогранность эмоций при отсутствии их проявления. Нередко они убеждены, что независимы от общества, высокомерно относятся к окружающим. Они совершенно не умеют слушать и утешать, сочувствие им чуждо. Их часто называют чудаками и странными.
Грани
Любопытно то, что сами границы здесь условны. Никогда не встретишь лицо, являющееся каноничным воплощением определенного типа личности, по которому можно описывать безумие. У всех будут проявляться индивидуальные особенности, причуды. В этом вопросе хотя и есть общие закономерности, присутствует большая доля разнообразия.
Объяснить это можно так. Каждый человек в зависимости от типа личности проявит именно то отклонение, к которому склонен. Если представить все это в виде схемы метро, выглядеть это будет таким образом. Пока он находится в пределах кольца, то есть социально адаптирован, он нормален. Но затем каждый человек уедет по своей ветке.
И ответвления могут быть разными. Одним из них и является шизоидный тип. Если человек подвергнется хроническому стрессу, он начнет регрессировать по своей ветке.
Вместе с тем шизоидная личность может совмещать в себе нарциссические, депрессивные черты и так далее.
Хобби
Больше всего данный тип акцентуаций любит читать. С книгами практически не расстаётся. Причём не является «всеядным», предпочитая определённую тематику. Обычно его интересует история, философия, некоторые литературные жанры.
Выбирает уникальные, редко встречающиеся увлечения. Например, может изучать санскрит или китайские иероглифы, собирать информацию о династии Рюриковичей или заниматься каллиграфией и коллекционированием снимков соборов эпохи Возрождения.
В общем, как вы поняли, хобби личностей с шизоидной акцентуацией характера по Личко обычно связаны с интеллектуальным трудом.
Хотя бывают ситуации, когда они занимаются спортом, несмотря на то, что в большинстве случаев неуклюжи. Достигать успеха помогает настойчивость и целеустремлённость.
Так что если они решили развить физические навыки, то не остановятся, пока не получится реализовать задуманное. В основном занимаются плаванием, гимнастикой, йогой, бегом.
Причины
Интересно то, что основная причина развития личности по шизоидному типу – психологическая травма. Это может быть угроза жизни, отсутствие чувства защищенности. Например, в период, когда человек был еще плодом.
Когда люди вокруг беременной женщины либо она сама не хотят ребенка, то злоба и неприятие, стрессы, которые переживала будущая мать, воздействуют на плод негативным образом. Порой она не собирается прерывать беременность, но переживает насилие – моральное или физическое. Это одна из предпосылок того, что малыш впоследствии начинает относиться к миру как к большой угрозе.
На формирование шизоидного типа личности оказывает влияние воспитание. Если с ребенком родители были недостаточно нежны и близки, общение было нерегулярным, это провоцирует такой путь взросления. Расстройство шизоидного типа личности формируется у детей, которые сглаживали в семье конфликты, выступая посредниками между родными, испытывая при этом боль и страх от нахождения рядом с такими людьми.
Постоянный стресс у взрослых, находящихся поблизости, когда они могут быть крайне непредсказуемыми, также ведет к таким последствиям. Такое случается, когда родитель сначала ласков, а затем резко бьет дитя, а оно не понимает, за что.
К развитию личности по шизоидному типу и другим разновидностям ведет и гиперопека.
Когда взрослые отчуждены, навязывают свое мнение, ребенок становится шизоидом. Все потому, что с ним нужно быть ласковее и теплее, вселяя в него уверенность и чувство безопасности. Тот, кто не подружился с родителями, ищет своего заступника в себе самом. Это единственный путь такому ребенку уберечь свою индивидуальность от того, чтобы кто-то поглотил и раздавил ее.
Анализы и диагностика
В международном классификаторе болезней десятого пересмотра было выделено 9 критериев для диагностирования латентной шизофрении, причем необходимо выполнение минимум пяти из ниже перечисленных пунктов:
- эмоциональная холодность и отрешенный вид на фоне неадекватного либо сдержанного аффекта;
- чудаковатое, эксцентричное и странноватое поведение;
- социальная отчужденность, плохие навыки налаживания контактов;
- склонность к странным суждениям, подозрительности и магическому мышлению, что может вызывать эксцентричное поведение и не соответствовать субкультуральным нормам;
- навязчивые и параноидальные идеи, которые не вызывают внутреннего сопротивления и имеют дисморфофобический, сексуальный или агрессивный характер;
- признаки деперсонализации, дереализации и необычного восприятия могут сопровождаться соматосенсорными (телесными) или другими иллюзиями;
- обстоятельного, метафорического, гипердетализированного или стереотипного типа мышление, которое может проявляться странным вычурным говором либо другим способом, но не характеризуется выраженной разорванностью;
- случаи эпизодических транзиторных квазипсихотических нарушений, слуховых либо других галлюцинаций, иллюзий, бредоподобных идей, которые чаще всего возникают не в ответ на внешние провокации.
Кроме того, важно изучить псевдоневротические и псевдопсихопатические проявления, оценить уровень инертности, однообразия, штампованности, инициативности, активности, эмоциональной холодности, психической продуктивности и парадоксальности суждений. Для этого также пользуются диагностическим и статистическим руководством по психическим расстройствам пятого издания (DSM-5):
- патопсихологические и бредовые идеи отношений, выражающиеся в уверенности человека, что все окружающие к нему относятся негативно и предубежденно;
- повышенная социальная тревожность и сложности при необходимости завести друзей или просто взаимодействовать с незнакомыми людьми;
- проявление «магического мышления» — суеверность, вера в ясновидцев, сверхъестественные силы, телепатические способности и шестое чувство;
- возникновение причудливых фантазий и видов деятельности, что в итоге влияет на поведение и не соответствует общественным нормам;
- случаи телесных иллюзий;
- странности мышления и речи (высказывания расплывчатые, длинные, метафоричные, чрезмерно детализированные или стереотипные).
Пациенту может быть поставлен диагноз, если обнаружено минимум 4 из вышеперечисленных признаков и данные симптомы наблюдались в течение двух и более лет. При этом самое главное отличить шизофренический фенотип от шизоидного, бредового и параноидного расстройства личности, простой шизофрении, синдрома Аспергера и невроза. Обычно состояние больного характеризуется своеобразной выраженностью странностей, аналогичным расстройству личности течением болезни, обсессивно-фобической, истерической, деперсонализационной и психопатоподобной симптоматикой.
Как происходит формирование
Обычно в детстве люди с признаками шизоидного типа личности чувствительны и восприимчивы к внешним воздействиям. Когда кто-то проявляет сильные эмоции, они нервничают и напрягаются. Также они ярко реагируют на прикосновения.
Такая особенность сохраняется и во взрослом возрасте. Как и у детей, признак шизоидного типа личности у взрослых – чувствительность ко лжи. Благодаря особенностям своего детства они обучились очень быстро распознавать любую фальшь в других людях. Нередко это доставляет им много боли.
Поэтому люди с шизоидным типом личности подвержены стрессам, они сбегают от них в себя, замыкаются в своем мире.
Такая склонность может проявиться и по причине гиперопеки. Нередко у мужчины с шизоидным типом личности обнаруживается мать, которая нарушает его личные границы и постоянно в детские годы водит его к психологам и знахарям.
Ситуация плоха, если в семейном кругу, к которому принадлежит дитя, много неискренности и двойных посланий. Когда кто-то из родителей, не любя, ведет себя так, будто любит, ребенок это чувствует. Нередко склонность у человека к уходу в себя возникает, если его хвалят только на людях, а дома относятся равнодушно. Таким методом, замыкаясь в себе, он защищается от чувства безнадежности.
У мужчин и у женщин шизоидный тип личности мог сформироваться и в тех случаях, если часто родители оставляли их одних в кроватке. Дети чувствовали изоляцию. Так происходит, когда родители стремятся воспитать их самостоятельными.
В конце концов шизоид адаптируется к такой изоляции и отказывается от потребности в близости. Он ищет опору в себе самом.
Вывод один: если ребенок изначально чувствителен, а окружающие помещают его в условия ранней изоляции и одиночества, в семье мало эмпатии, то внутри него нарастает большой конфликт. С одной стороны, он стремится к близости, и это естественная потребность. А с другой – избегает ее, дистанцируется. Это основной признак, служащий ответом на вопрос, как определить шизоидный тип личности.
С чего начинается заболевание
Шизотипическое расстройство проистекло из шизофрении, впоследствии выделившись как отдельный недуг. Блейлер, кроме ярких шизофренических симптомов, выделенных Крепелиным, обратил внимание на более мягкие формы болезни, откуда проистекают ее первичные названия: латентная, вялотекущая, непсихотическая, санаторная шизофрения.
Прослеживается тесная связь между наследованием шизотипического расстройства от близких родственников, больных шизофренией. В этом случае риск приобрести недуг значительно повышается.
Заболеванию подвержено около 3% населения нашей планеты. У мужчин оно встречается чаще, чем у женщин.
Болезнь начинается с банальной апатии:
- упадок сил;
- повышенная сонливость;
- быстрая утомляемость;
- отсутствие побуждения к действию;
- разбитость;
- вялость.
Такой букет неминуемо вредит работоспособности. Сначала индивид утрачивает стремление к самореализации, интерес к профессиональной деятельности. Все делает через силу – ему это стоит немыслимых эмоциональных, интеллектуальных усилий. Сломленный напряжением, человек теряет работу.
Шизотипик лишается стремлений, желаний, отказывается от любимых занятий. Становится безынициативным. Больному действительно сложно осуществлять любые действия, даже самые минимальные. Со стороны подобное поведение воспринимается как лень. Окружающие могут сердиться на человека, побуждать к деятельности, пытаются уличить шизотипика в слабоволии, называют слабаком. Но все безрезультатно: больной просто не может работать.
Астенические беспорядки сопровождаются сенестезией и сенестопатией. Сенестезиями называют нестандартные ощущения в двигательной сфере, плохо поддающиеся интерпретации. За страждущим отмечают неестественную походку: покачивания из стороны в сторону, ноги заплетаются. Руки висят как плети, голова поникшая.
Сенестопатии – неприятные, неописуемые ощущения в теле. Больной рисует их художественно:
- ноги горят огнем;
- голова кипит как на сковороде;
- тяжело дышать, как будто горло сжимают в тиски.
При появлении необычных ощущений исключаются физические патологии.
Апатические нарушения способствуют выработке щадящего поведения. Чтобы не тратить силы, шизотипик избавляется от лишних действий. Постепенно он приспосабливается к ограниченной жизни, хоть и на более низком социальном и профессиональном уровне.
Другая категория больных, напротив, проявляет гиперкомпенсацию, находят поглощающее увлечение, занимаются спортом до изнеможения. Третьи прибегают к наркотикам, алкоголю. Каждый ищет свой путь адаптации.
Когда патологические изменения грубо меняют личность, человек становится дезадаптированным в обществе. В этом случае он теряет способность к минимальному продуктивному функционированию вплоть до инвалидности.
В школе
Все остается таким же. Он снова уединен и не сильно стремится выйти на контакт с окружением, обзавестись друзьями. Он обладает высокой самооценкой, не берет в расчет мнение окружающих. Обычно он любит пообщаться на интеллектуальные темы, лишенные эмоций. У него есть особая способность к математике или писательству. Порой заметно, что он очень эрудирован.
Одно ему дается не так хорошо – не понимает ребенок с шизоидным типом личности, как общаться с людьми. Он сам видит, что испытывает трудности с установлением контактов. По этой причине он не любит гулять. Он никогда не показывает бурных эмоций – ни радости, ни грусти, ни злости. В ходе общения с шизоидом крайне трудно разгадать, как он относится к внешним раздражителям.
Родители могут переживать из-за его холодности, если сами не обладают таким же типом личности. Такие дети не целуют, не обнимают родных, не выносят нежностей в свой адрес.
Чаще всего такой характер и отсутствие умения общаться ведут к конфликтам со сверстниками. Шизоиды часто становятся изгоями. Они неспособны постоять за себя и воспользоваться манипуляциями. В будущем они едва ли смогут стать руководителями.
Профилактика
О профилактической деятельности в вопросах шизоидного расстройства личности особенно следует задуматься семьям, у которых ранее в роду имелись случаи заболевания шизофренией. Главное условие ― уменьшить число стрессовых факторов, оказывающих негативное влияние на формирующуюся психику ребенка. Важно обучить подростка правильному эмоциональному реагированию на реакции и воздействия социального окружения.
Непростая, но необходимая задача родителей ― приучить ребенка к правильному режиму труда и отдыха, объяснить ценность здорового питания. Важна культура отдыха. Идеально, если в подростковом возрасте у ребенка выработается привычка читать перед сном. Будет здорово, если он научится отдавать предпочтение прослушиванию расслабляющей музыки, чем компьютерными играм и просмотру блокбастеров. Воспрепятствование рецидивам недуга не менее важная задача в фазе компенсации заболевания. Важно не допустить личностной дисгармонии и снижения степени социальной адаптации.
«Если вы выяснили, что ваш близкий или родственник шизоид, постарайтесь переводить все свои аргументы в термины рассудка, не перегружайте эмоциональными проявлениями. Помните, что в решениях такого человека всегда присутствует внутренняя логика, даже если он поступок выглядит странным. В ней не так просто разобраться, но если разберетесь, человек станет для вас вполне предсказуемым. Гадать при этом необязательно ― можно просто спросить, почему ваш знакомый поступил именно так, а не иначе», ― Павел Бесчастнов, психиатр и психотерапевт.
Если у человека, независимо от пройденного лечения и восстановительной терапии, все же возобновляются привычные реакции: вновь появляются повышенная тревожность, обман восприятия, дезорганизуется мышление, необходимо обратиться к врачу. Психиатр назначит антипсихотические препараты и предотвратит тем самым трансформацию расстройства в более глубокое нарушение психики. Тяжелые формы психоза будут исключены. Человек вновь станет нормальным сам и не будет мешать жить другим.
Подростковый период
Самым тяжелым этапом для стремящихся к уединению детей являются подростковые годы. Они интеллектуально превосходят одноклассников. Но постоянно испытывают на себе неприятие и лишены нормальных взаимоотношений с ними. Их самооценка скачет то вверх, то вниз. Ребенок то гордится своими интеллектуальными способностями, то ударяется в самобичевание. Когда родители вторгаются в его внутренний мир, он протестует.
Шизоид раздражается от многого: когда-то кто-то без стука входит в его комнату, трогает его вещи, контролирует учебу и проявляет интерес к его жизни. Обычно он не тяготится одиночеством, но уединение всегда привлекает внимание одноклассников. Такие дети могут заниматься спортом, но стремятся не к командным, а к одиночным его видам.
Как общаться
Лучшим решением будет общаться с шизоидом на интеллектуальные темы и прививать навыки общения. Так, начать стоит с психологии и рассказывать о формах взаимоотношений между людьми. Это не должно быть навязчивым, но главное, чтобы ребенок понял: отношения с людьми могут быть очень ему интересными сами по себе. Затем можно приглашать гостей в дом, брать его с собой в гости. Но ни в коем случае не социализировать насильно. Это вызовет в нем еще больше отторжения либо по отношению к людям, либо к себе самому. Ключевое здесь – пробуждение его интереса.
Взрослые
Повзрослев, человек обладает уже устоявшимися чертами характера, полными противоречий. Снаружи он выглядит абсолютно спокойным, а внутри у него буря эмоций. Даже маленькая деталь может провоцировать настоящее цунами внутри него, но едва ли кто-то из окружающих догадается об этом, в то время как значительные события могут вызвать в нем полнейшее искреннее равнодушие.
У него неоднозначные отношения с самим собой. Он видит то, что обладает высоким интеллектуальным потенциалом, что вселяет в него гордость и уверенность в себе, а иногда – презрение к другим. Но сильно бьет по его самооценке неумение заводить отношения, заниматься делами, так или иначе связанными с другими людьми.
В его поведении проявляется отсутствие понимания того, как вести себя в самой банальной ситуации. Когда ему демонстрирует собеседник неприязнь, он может не догадываться об этом. Его интуиция неразвита, поэтому ему очень тяжело отстоять себя у недоброжелателей. И даже если к нему проявляют симпатию и любовь, он не будет этого замечать до того момента, когда ему скажут об этом. Общение с другими для шизоидов является китайской грамотой, которую они не понимают, как осваивать.
Неприятие общения они проявляют разным образом: могут быть робкими и застенчивыми, а могут – грубыми, ироничными. Порой проявляют жестокость, чтобы от них отстали. В их характере соседствуют такие черты: податливость и упрямство, ранимость и холод.
Они вполне могут влюбиться с первого взгляда. Но в личных отношениях они показывают равнодушие к детям, изменяют.
Внешне люди с шизоидным типом личности выглядят чудаковато. У них угловатые движения, странная походка, поведение, все выглядит неестественно. Они нередко худощавы и с поднятыми к ушам плечами, голова их вжата в плечи. Они игнорируют моду, не принимая в расчет мнение окружающих о том, как они выглядят.
Университет
→ Главная → Университет → Университет в СМИ → 13 психотипов личности: от параноика до циклоида
Говорят, есть шкала психотипов. Как узнать, каким растет собственный ребенок, чтобы помогать ему бороться со своими отрицательными чертами? Зинаида К., Гомель.
Классификацию акцентуаций разработал немецкий психиатр Карл Леонгард в 1968 году. Опираясь на его труды и исследования русского психиатра Петра Ганнушкина, советский психиатр, заслуженный деятель науки Андрей Личко создал собственную типологию личности.
ПАРАНОИК
Черты этого психотипа редко проявляются в детстве; ребята сосредоточены на чем-то одном, серьезны, озабочены, стремятся во что бы то ни стало достичь желаемого.
Доминирующая черта характера: высокая степень целеустремленности. Такие подростки подчиняют свою жизнь достижению цели (достаточно масштабной), при этом способны пренебрегать интересами окружающих. Готовы пожертвовать благополучием, отказаться от развлечений, комфорта и других обычных для детей радостей.
Привлекательные черты характера: высокая энергичность; независимость; самостоятельность; надежность в сотрудничестве, когда цели совпадают со стремлениями людей, с которыми работают.
Отталкивающие черты: раздражительность, гневливость, если что-то или кто-то оказывается на пути к цели; слабая чувствительность к чужому горю; авторитарность.
«Слабое звено» психотипа: чрезвычайно честолюбивы по большому счету, а не по мелочам.
Особенности общения и дружбы. Вступая в контакт, часто подавляют собеседника, бывают излишне категоричными в своих суждениях, могут ранить словом окружающих. Собственной конфликтности не замечают. Совершенно несентиментальны, дружбу рассматривают как продолжение общего большого дела. Друзья — только соратники.
Отношение к учебе и работе. Тщательно изучают лишь те учебные предметы, которые нужны сейчас или потребуются в будущем. Для этого могут ходить в библиотеку, на дополнительные занятия, покупать много книг, читать на переменах. А все остальное в школе не представляет ценности. Наибольших успехов достигают в индивидуальной творческой работе. Непревзойденные генераторы крупных идей, нестандартных подходов к решению сложных задач. ЭПИЛЕПТОИД С дошкольного возраста дети, предрасположенные к данному типу, бережливы по отношению к одежде, игрушкам. Резко реагируют на тех, кто пытается овладеть их собственностью; с первых школьных лет проявляют повышенную аккуратность.
Доминирующие черты характера: любовь к порядку, стремление поддерживать уже установленный, консервативность; высокий энергетизм (школьники охотно занимаются физкультурой, бегают, громко говорят, организовывают всех вокруг себя, своей активностью часто мешают окружающим). В экстремальных ситуациях подростки становятся храбрыми и даже безрассудными; в обыденной жизни проявляют гневливость, взрывчатость, придирчивость.
Привлекательные черты характера: тщательность, аккуратность, исполнительность, бережливость (часто переходящие в педантизм), надежность (всегда выполняют обещания), пунктуальность (чтобы не опоздать, заведут 2 будильника и еще попросят родителей разбудить), внимательность к здоровью.
Отталкивающие черты характера: нечувствительность к чужому горю, чрезмерная раздражительность в связи с замеченным непорядком, неаккуратностью других или нарушением правил.
«Слабое звено» психотипа: не переносят неподчинения себе и бурно восстают против ущемления собственных интересов.
Особенности общения и дружбы. Не заводят случайных знакомств, предпочитают общение с друзьями детства и школьными товарищами. Если считают кого-то другом, то выполняют все обязательства, которые накладывает дружба. Измены ни в дружбе, ни в любви никогда не простят.
Отношение к учебе и работе. Отличаются целеустремленностью, выполняют все домашние задания, не прогуливают уроков, обычно отличники. Вырастая, лучше всего проявляют себя в работе, связанной с поддержанием порядка, правил и норм, принятых кем-то другим (например, финансист, юрист, учитель, военный и т. п.). ГИПЕРТИМ Относящиеся к этому психотипу с детства отличаются шумливостью, общительностью, смелостью; склонны к озорству. Им не хватает чувства дистанции в отношении со взрослыми.
Доминирующие черты характера: приподнятое настроение, экстравертированность, радость от общения, хорошее самочувствие и цветущий внешний вид.
Привлекательные черты характера: энергичность, оптимизм, щедрость, стремление помочь людям, инициативность, разговорчивость, жизнерадостность; настроение почти не зависит от того, что происходит вокруг.
Отталкивающие черты характера: поверхностность, неспособность сосредоточиваться на конкретном деле или мысли, постоянное стремление заняться чем-то более интересным в данный момент, перескакивание с одного дела на другое (такие ребята записываются сразу на несколько кружков или секций, но ни в один дольше 1–2 месяцев не ходят), неорганизованность, фамильярность, легкомысленность, готовность на безудержный риск.
«Слабое звено» психотипа: не переносят однообразной обстановки, монотонного труда, требующего кропотливости или резкого ограничения общения; их угнетают одиночество, вынужденное безделье.
Особенности общения и дружбы. Всегда выступают в роли весельчаков и балагуров. Их дом — место встречи друзей и просто знакомых, куда может прийти любой человек и оставаться до тех пор, пока ему это нравится. Всегда тянутся в компанию, среди сверстников стремятся к лидерству. Могут легко оказаться в неблагоприятной среде, склонны к авантюрам. На глубокую привязанность не способны. Им присуща любовь к ближнему (а не ко всему человечеству); бросаются на помощь не раздумывая. В дружбе добры и незлопамятны. Обидев кого-то, быстро забывают об этом и при следующей встрече искренне обрадуются; если нужно, извинятся за нанесенную обиду и сделают приятное.
Отношение к учебе и работе. Школьники этого психотипа добивались бы значительных успехов, если не были бы так легкомысленны и могли сосредоточиться на одном предмете. Все предметы даются им легко, однако знания, получаемые в школе, поверхностны и часто бессистемны. Постоянно опаздывают на уроки, прогуливают (особенно те занятия, на которых им скучно и нет возможности выразить себя). Легко наверстывают упущенное: например, перед контрольной работой или экзаменом не поспят одну ночь и выучат почти все.
Способны достичь успеха в любом деле. Вначале у них все спорится, появляются достижения, но если начинается рутинная работа, становится неинтересно, занятие перестает быть новым, то готовы при первой возможности бросить и переключиться на что-то другое.
Шумливые и сверхактивные, часто создают видимость продуктивной деятельности (охотно и с большим жаром берутся за дело, планируют массу мероприятий, проводят совещания и т. п.), что помогает делать карьеру.1
ИСТЕРОИД
Этот психотип виден с раннего детства. Милый малыш при большом количестве взрослых незнакомых людей без всякого смущения декламирует стихи, поет песенки, демонстрирует свои таланты и наряды. Главное для него — восхищенные зрители. Если гости сели за стол и забыли о нем, он непременно еще раз обратит на себя внимание. В случае неудачи опрокинет на скатерть стакан или разобьет блюдце.
Доминирующие черты характера: демонстративность; стремление постоянно быть в центре внимания, иногда любой ценой; жажда постоянного восхищения или удивления, почитания, поклонения.
Привлекательные черты характера: упорство, инициативность, коммуникабельность, целеустремленность, находчивость, активность, ярко выраженные организаторские способности, самостоятельность и готовность взять на себя руководство (хотя после выплеска энергии перечисленные качества быстро выдыхаются).
Отталкивающие черты характера: склонность к интригам и демагогии, лицемерие, задиристость, бесшабашность, необдуманный риск (но только в присутствии зрителей), похвальба несуществующими успехами, учет только собственных желаний, завышенная самооценка, обидчивость.
«Слабое звено» психотипа: неспособность переносить удары по эгоцентризму, разоблачение вымыслов.
Особенности общения и дружбы. Постоянно нуждаются в многочисленных зрителях. В принципе это основная форма их жизни (на людях и для людей). Но общаются, как правило, только с теми, кто выражает свое восхищение, боготворит их способности и талант. Очень часто избирательны, стремятся дружить с известными людьми, чтобы побыть в тени их славы, или с теми, кто проигрывает им, чтобы еще больше оттенить себя.
Отношение к учебе и работе. Часто это лишь повод для общения, возможность проявить себя среди людей. В школу они ходят ради удовольствия. Чтобы привлечь внимание, учатся не просто хорошо, а лучше всех, удивляя учителей своими способностями к разным предметам. В принципе это одаренные, талантливые люди, которым легко даются профессии, связанные с художественным творчеством. Лучше всего им работается вне коллектива и обязательных рамок. ШИЗОИД Со школьных лет такие дети любят играть одни, не тянутся к одноклассникам, избегают шумных забав, предпочитая общество более старших ребят. В подростковом возрасте бросаются в глаза замкнутость и отгороженность, неумение сопереживать окружающим.
Доминирующая черта характера: интровертированность. Это ярко выраженный мыслительный тип, постоянно анализирующий окружающую действительность.
Привлекательные черты характера: серьезность, несуетливость, немногословность, устойчивость интересов и постоянство занятий. Как правило, это талантливые, умные и неприхотливые школьники. Продуктивные, могут долго трудиться над своими идеями, но не пробивают их, не внедряют в жизнь.
Отталкивающее черты характера: замкнутость, холодность, рассудочность. Такие дети малоэнергетичны, малоактивны при интенсивной работе — как физической, так и интеллектуальной. Эмоционально холодны. Их эгоизм несознательный. В то же время они ранимы, т. к. самолюбивы. Не терпят критики их системы.
«Слабое звено» психотипа: не переносят ситуаций, в которых нужно установить неформальные эмоциональные контакты,и насильственное вторжение посторонних в их внутренний мир.
Особенности общения и дружбы. Очень избирательны; людей почти не замечают, как и многих вещей материального мира. Но все же нуждаются в общении, отличающимся глубиной и содержательностью. Круг людей, с которыми контактируют, ограничен (как правило, они старше). Характерна самодостаточность в сфере отношений, могут общаться с самим собой или с одним человеком. Друг — тот, кто хорошо понимает их особенности, не обращает внимания на странности, замкнутость и другие отрицательные черты характера.
Отношение к учебе и работе. Способны и талантливы, но требуют индивидуального подхода, поскольку отличаются особым видением мира, своей, непохожей на другие точкой зрения на обычные явления и предметы. Умеют заниматься много, однако не систематически, т. к. трудно выполнять общепринятые требования, да еще не по придуманной ими самими схеме. Когда видят, что педагог оценивает результат работы, а не формальное соблюдение обязательных правил, то проявляют весь свой талант. Если же учитель и родители требуют от детей этого психотипа решения задач строго определенным способом (как объясняли на уроке), то будут ходить в отстающих, несмотря на то, что им вполне по силам решить те же задачи несколькими оригинальными способами. Это относится не только к математике, но и к другим учебным предметам. Чаще всего из таких ребят получаются отличные научные работники, например математики или физики-теоретики. ПСИХАСТЕНОИД Наряду с некоторой робостью и пугливостью такие дети имеют склонность к рассуждению и не по возрасту интеллектуальным интересам. С юных лет страдают от различных фобий — боязни незнакомых людей, новых предметов, темноты, остаться одному дома и т. п.
Доминирующие черты характера: неуверенность и тревожная мнительность, опасение за свое будущее и близких.
Привлекательные черты характера: аккуратность, серьезность, добросовестность, рассудительность, самокритичность, ровное настроение, верность данным обещаниям, надежность.
Отталкивающие черты характера: нерешительность, определенный формализм, склонность к долгим рассуждениям, самокопание. Возможны опасения, касающиеся маловероятного будущего, по принципу «как бы чего не случилось» (отсюда вера в приметы). Другая форма защиты от постоянных страхов — сознательный формализм и педантизм, в основе которых лежит мысль о том, что если все заранее тщательно продумать, предусмотреть и затем действовать, не отступая ни на шаг от намеченного плана, то неприятностей удастся избежать. Таким подросткам трудно принимать решения, они постоянно сомневаются: все ли учли? Но если отважились, то начинают действовать немедленно, ибо боятся, что передумают.
«Слабое звено» психотипа: боязнь ответственности.
Особенности общения и дружбы. Стеснительны, застенчивы, не любят устанавливать новые контакты. Друзей у них немного, но эта дружба на века. Помнят мельчайшие детали отношений и от души признательны за внимание.
Отношение к учебе и работе. Способны заниматься, неподнимая головы, проявляя целеустремленность, настойчивость и усидчивость длительное время, т. к. боятся огорчить низкими оценками близких и преподавателей. Полученный результат сверяют по справочникам, словарям, энциклопедиям; позвонят другу, спросят у него.
Это идеальные подчиненные: аккуратно, точно и в срок выполнят любую работу, если задание конкретно и имеется инструкция, четко регламентирующая порядок его выполнения. Таким людям по душе спокойная профессия, например библиотекарь, бухгалтер, лаборант. СЕНЗИТИВ С первых шагов эти ребята боязливы, пугаются одиночества, темноты, животных, особенно собак. Избегают активных и шумных сверстников, но общительны с теми, к кому привыкли; любят играть с малышами: с ними чувствуют себя уверенно и спокойно. К родным и близким очень привязаны, это «домашние дети»: стараются не покидать родных стен, не любят ходить в гости, а тем более ездить куда-то далеко (например, в другой город, даже если там живет любимая бабушка).
Доминирующие черты характера: повышенная чувствительность, впечатлительность. Дети робки и застенчивы, особенно среди посторонних людей и в необычной обстановке. В себе видят множество недостатков.
Привлекательные черты характера: доброта, спокойствие, внимательность к людям, чувство долга, высокая внутренняя дисциплинированность, ответственность, добросовестность, самокритичность, повышенные требования к себе. Стремятся преодолеть свои слабые стороны.
Отталкивающие черты характера: мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию и самоунижению, растерянность в трудных ситуациях, повышенная обидчивость и конфликтность на этой почве.
«Слабое звено» психотипа: не переносят насмешек или подозрения окружающих в неблаговидных поступках, недоброжелательного отношения.
Особенности общения и дружбы. Контактируют с узким кругом людей, вызывающих у них симпатии. Всячески избегают знакомства и общения с бойкими и неугомонными. Делиться переживаниями и ощущениями предпочитают со старыми друзьями.
Отношение к учебе и работе. Учатся из-за нежелания огорчать родных и педагогов. Отвечать у доски стесняются, боятся, что обзовут выскочкой. При доброжелательном отношении педагогов показывают прекрасные результаты. Работа для них — нечто второстепенное, главное — теплые и добрые взаимоотношения с коллегами, поддержка руководителя. Могут быть исполнительными и преданными секретарями, помощниками и т. п. ГИПОТИМ Не проявляют особой радости, обижены на всех, прежде всего на родителей. На лицах выражение недовольства, расстройства из-за того, что сделали не так, как они хотели.
Доминирующая черта характера: постоянно в миноре.
Привлекательные черты характера: совестливость, острый критический взгляд на мир. Стремятся чаще быть дома, создавать уют и теплоту, избегая тем самым лишних волнений.
Отталкивающие черты характера: обидчивость, ранимость, уныние, склонность искать в себе болезни, почти нет интересов и увлечений. Быстрая утомляемость.
«Слабое звено» психотипа: открытое несогласие с иным восприятием действительности.
Особенности общения и дружбы. Часто и подолгу обижаются на окружающих и друзей, хотя остро нуждаются в общении, чтобы было кому жаловаться на жизнь, на то, что их не поняли, не оценили. Нравится рассказывать о трудных обстоятельствах, в которые попали. На советы собеседника приведут массу аргументов, почему ничего нельзя изменить и будет только хуже.
Дружить с такими детьми сложно: в любом человеке они видят возможную причину ухудшения своего настроения.
Отношение к учебе и работе. Проявляют себя, хорошо заучивая материал, тщательно выполняя задания, но глубина и само содержание особенно не интересуют. Учатся из-за боязни плохой оценки. Ссылаясь на недомогание, могут пропустить занятия, чаще всего по физкультуре, трудовому обучению и другим предметам, преподаватели которых не делают скидок на плохое настроение.
Бывает, жалуются на людей, обстоятельства, просят дать другое задание. Но все повторяется: недостатки, отрицательные моменты в организации производства или черты в окружающих — целое восстание в душе. Трудно заниматься одним делом постоянно.
КОНФОРМНЫЙ ТИП
Этот тип встречается довольно часто. Дети соглашаются со всем, что предлагает ближайшее окружение, но стоит попасть под влияние другой группы — меняют отношение к тем же вещам на противоположное. Утрачивают личностное отношение к миру — суждения и оценки будут совпадать с мнением тех, с кем они общаются в данный момент. Причем они не выделяются, не навязывают своих суждений, представляя массу, согласную с лидером.
Доминирующие черты характера: чрезмерная приспособляемость к окружению, почти полная зависимость от семьи, компании. Жизнь протекает под девизом: «Думать, как все, делать, как все, и чтобы все было как у всех». Это распространяется на стиль в одежде, манеру поведения, взгляды на важные проблемы. Эти подростки привязываются к группе сверстников и безоговорочно принимают систему ее ценностей без критики.
Привлекательные черты характера: дружелюбие, исполнительность, дисциплинированность, покладистость. Они не будут источником конфликтов или раздоров. Слушают рассказы ребят о «подвигах», соглашаются с предложениями от лидеров, охотно участвуют в «приключениях», но потом могут раскаяться. Собственной смелости и решительности им недостает. Если микроколлектив кажется значимым, имеет положительную направленность, то вместе с ним могут достичь серьезных успехов, например, занимаясь в какой-либо секции.
Отталкивающие черты характера: несамостоятельность, почти полное отсутствие критичности в отношении себя и ближайшего окружения.
«Слабое звено» психотипа: не переносят крутых перемен, ломки жизненного стереотипа.
Особенности общения и дружбы. Легко устанавливают контакты с людьми, при этом подражают лидерам. Приятельские отношения непостоянны, зависят от складывающейся ситуации. Не стремятся первенствовать среди друзей, не проявляют интереса к новым знакомствам.
Отношение к учебе и работе. Если в окружении все учатся хорошо, то и они будут прилагать усилия, чтобы не отстать от друзей. К работе относятся тоже в зависимости от настроя коллектива; способны демонстрировать трудолюбие, исполнительность, творчество и изобретательность, выполнять все, что поручено. А могут и отлынивать или делать работу формально, если рядом лодыри.
НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП С детства непослушны, непоседливы, всюду лезут, но при этом боятся наказания, легко подчиняются сверстникам.
Доминирующие черты характера: полное непостоянство проявлений, зависимость от любого человека, который в эту минуту рядом. Легко поддаются влиянию.
Привлекательные черты характера: общительность, открытость, услужливость, доброжелательность, быстрота переключения в делах и общении. Часто внешне такие подростки послушны, готовы выполнить просьбу взрослых, но их желания быстро пропадают; очень скоро забывают о своем слове или ленятся, придумывают массу причин, почему нельзя сделать обещанного.
Отталкивающие черты характера: тяга к пустому времяпрепровождению и развлечениям, болтливость, соглашательство, безответственность.
«Слабое звено» психотипа: безнадзорность, бесконтрольность.
Особенности общения и дружбы. Неконфликтны. Контакты их бесцельные. Могут быть в составе сразу нескольких групп, перенимая правила и стиль поведения каждого коллектива. Склонны жить сегодняшним днем; часами сидят перед телевизором, слушают музыку. Выполняют роль подручных у лидеров.
Отношение к учебе и работе. Под влиянием очередного увлечения могут начать учиться хорошо или забросить занятия, что неизбежно приведет к большим пробелам в знаниях. Дальнейшая учеба осложняется. Знания их бессистемны, внимание неустойчивое, на уроках часто и надолго отвлекаются от работы. Домашние задания делают неохотно. Хорошие специалисты из таких не получаются. АСТЕНИК С детства плохой сон, аппетит, часто капризничают, всего боятся. Чувствительны к громким звукам, яркому свету; их быстро утомляет даже небольшое количество людей; стремятся к уединению.
Доминирующие черты характера: повышенная утомляемость, раздражительность.
Привлекательные черты характера: аккуратность, дисциплинированность, скромность, покладистость, исполнительность, дружелюбие, незлопамятность.
Отталкивающие черты характера: капризность, неуверенность в себе, вялость, забывчивость. Такие подростки робки, стеснительны, имеют заниженную самооценку, не могут постоять за себя. Испытывают большую тревогу при изменении внешних обстоятельств, ломки стереотипов, т. к. их механизм психологической защиты — привыкание к вещам и укладу жизни.
«Слабое звено» психотипа: внезапные аффективные вспышки из-за сильной утомляемости и раздражительности.
Особенности общения и дружбы. Не стремятся к близким отношениям из-за неуверенности, не проявляют инициативы. Круг друзей ограничен.
Отношение к учебе и работе. Часто мешает заниженная самооценка. Постоянные сомнения, чувство тревоги и страх сделать ошибку не дают нормально работать на уроке, отвечать у доски, даже когда материал выучен. Труд утомляет, не приносит радости или облегчения. Тяжелый и напряженный вызывает раздражение. Нуждаются в периодическом отдыхе либо чередовании разных видов деятельности.
ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП Часто простужаются. Способны расстроиться из-за нелестного слова, неприветливого взгляда, сломанной игрушки. Приятные слова, новый костюм или книга, хорошая новость быстро поднимают настроение, придают веселый тон разговору, но в любую минуту очередная «неприятность» может изменить все.
Доминирующая черта характера: крайняя изменчивость настроения от ничтожных поводов. Душевное состояние определяет все: аппетит, сон, общее самочувствие, желание общаться, учиться, работоспособность.
Привлекательные черты характера: добродушие, чуткость, привязанность, искренность, отзывчивость (в период приподнятого настроения). Верность тем, с кем в хороших отношениях, кого любят и о ком заботятся. Причем эта привязанность сохраняется, даже если настроение изменилось.
Отталкивающие черты характера: раздражительность, вспыльчивость, драчливость, ослабленный самоконтроль. Во время обычного разговора могут вспыхнуть и сказать что-то дерзкое и обидное.
«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение значимых людей, утрата близких или разлука с теми, к кому привязаны.
Особенности общения и дружбы. Все зависит от настроения. Если рады и довольны жизнью, то контакты устанавливают с большим желанием; если огорчены и не удовлетворены, то они минимальны. Обладают развитой интуицией, легко определяют «хорошего» и «плохого» человека, выбирая себе приятеля. Предпочитают дружить с теми, кто в периоды спада настроения умеет отвлечь, утешить, рассказать что-то интересное, при нападках других — защитить, а в минуты эмоционального подъема — разделить бурную радость и веселье. Способны на преданную дружбу.
Отношение к учебе и работе. Характерна крайняя изменчивость; непредсказуемо реагируют на реплики и просьбы учителя или родителей: в ответ на замечание способны рассмеяться и радостно взяться исправлять ошибку, но вполне возможны и слезы, и раздражение, и нежелание подчиняться законным требованиям педагога. Знания поверхностны и бессистемны, т. к. такие подростки не управляют сами собой и не поддаются управлению со стороны взрослых. Переключаются, забывают о плохом настроении, если работа заинтересовала, не надоедает, увлекает. ЦИКЛОИД Эти школьники не отличаются от сверстников, но периодически бывают необычно шумливыми, озорными, постоянно что-то предпринимают. Затем опять становятся спокойными и управляемыми. У подростков наблюдаются периодические фазы смены настроения, длительность которых — от нескольких дней до недели и более.
Доминирующая черта характера: циклические изменения эмоционального фона (приподнятое настроение исчезает, эмоциональный спад всех озадачивает).
Привлекательные черты характера: инициативность, жизнерадостность, общительность, когда на душе хорошо.
Отталкивающие черты характера: непоследовательность, неуравновешенность, безразличие, вспышки раздражительности, чрезмерной обидчивости и придирчивости к окружающим. Если одолела грусть, то все валится из рук; что легко получалось вчера, сегодня требует невероятных усилий. Во время спада труднее жить, учиться, общаться. Компании раздражают, риск, приключения, развлечения теряют свою привлекательность. На некоторое время становятся «домоседами».
Ошибки, мелкие неприятности в пессимистические дни переживаются очень тяжело. Еще вчера выиграли турнир, а сегодня игра не идет, тренер недоволен… Это угнетает, они не узнают свой организм, не понимают своего раздражения, не желают видеть близких людей. На реплики и замечания отвечают с недовольством, хотя в глубине души сильно переживают из-за этих внезапных изменений. Чувства безысходности нет, они уверены, что через какое-то время все снова будет хорошо. Нужно только пережить период спада.
«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение со стороны значимых людей, коренная ломка жизненных стереотипов.
Особенности общения и дружбы. Отношения с людьми носят цикличный характер: тяга к общению, новым знакомствам, бесшабашная удаль сменяются замкнутостью, нежеланием разговаривать даже с родителями и близкими друзьями («как вы мне все надоели»). По-настоящему дружат с теми, кто понимает эту неизбежность перемены в отношениях и не обижается, прощает вспышки раздражительности и обидчивости.
Отношение к учебе и работе. Периоды активной работы на уроках и дома сменяются этапами, когда наступает полное безразличие к чему-либо. В работе все спорится и получается, пока это интересно; как только упало настроение, недовольны всем, что им ни предлагают.
По степени выраженности можно выделить 2 вида акцентуаций характера, что необходимо знать для индивидуального подхода в воспитании ребенка, при выборе профориентации, формы личной и семейной психотерапии: • явная акцентуация — крайний вариант нормы. Черты характера выражены в течение всей жизни; • скрытая акцентуация — обычный вариант нормы. Какие-то особенные черты характера проявляются в основном при психотравмах.+
Эти 2 вида могут переходить друг в друга, на что влияют семейное воспитание, социальное окружение, профессиональная деятельность, физическое здоровье. В отличие от «чистых» типов, значительно чаще встречаются смешанные формы акцентуации характера. Наталья Григорьева, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии БГМУ, кандидат мед. наукМедицинский вестник, 31 июля 2014
Поделитесь
Шизоидный параноидальный тип личности
Чистых типажей никогда не бывает, поэтому шизоид может иметь черты параноика. В таком случае ярче выражена его склонность к подозрительности. Он стремится ударить первым до воображаемого им удара. Чаще всего именно параноики попадают в ситуацию, когда за ними следят либо их преследуют. Все из-за того, что их характер притягивает к себе подобного рода неприятности.
Дети, вырастающие с параноидными чертами, подвергались посягательствам на чувство своей значимости. Они могут чувствовать себя надломленными из-за критики и неправомерных наказаний.
Нередко родители, которые стремятся воспитывать дитя жесткими методами, воспитывают параноика.
Впрочем, эти черты передаются и от родителей. Когда мать сама нуждается в утешении и поэтому не может принять страхов и тревог у детей, они отторгают тревогу, чтобы ее не ощущать. Но тревога никуда не девается, а выходит во внешний мир таким образом. «Я ударился о мебель» превратится в «Мебель меня ударила! Злая мебель!». Это и ведет к формированию параноидного типа личности, живущего в страхе и ожидании вреда от посторонних. Человек всегда будет с особой бдительностью следить за взаимоотношениями с ними.
В пределах нормы паранойя проявляется в убеждениях о том, что некоторые представители общества опасны для человека – террористы, расисты, что вполне обоснованно. Но в том, что параноики этим озабочены, проявляется некая одержимость этой идеей.
Большим шагом в осознании собственной паранойи будет признание того, что человек приписывает другим несуществующие черты.
Сенситивно-шизоидный тип личности
Такого типа люди чувствительны и впечатлительны. Они предъявляют к себе высокие требования и страдают от низкой самооценки, робости и застенчивости. Когда они сталкиваются с бедами, то проявляют осторожность, подозрительность, замыкаются в себе. Одеваются со вкусом. На их лицах — отпечаток добродушия и внимательности. Они отслеживают реакции окружающих очень чутко.
Отличаются исполнительностью и преданностью, у них есть склонность к доброте, они коммуникабельны. Им важно быть признанными в обществе. Интересы касаются интеллектуальной сферы. С юных лет они склонны избегать авантюр и рискованных мероприятий. Но они отличаются критичностью к себе самим, а поэтому многое в себе стремятся компенсировать. Они стараются вести себя более развязно, смело. Но малейшее проявление к ним сочувствия заставляет их расплакаться, свидетельствуя о глубоко переживаемом внутреннем конфликте. Лидерская роль им дается с трудом.
Терапия
Как лечить шизоидный тип личности, знает только психиатр. Диагноз не смогут поставить ни психотерапевты, ни психологи. Не помогают и распространенные тесты на шизоидный тип личности. Все дело в том, что человек может воспринимать себя совершенно иначе, чем есть в действительности, и это распространенная ситуация. Специфические медицинские тесты на шизоидный тип личности – Роршаха, ТАТ – лишь помогают в постановке диагноза. Психиатр опирается на всю историю жизни пациента, чтобы точно отнести его к тому или иному типу личности.
Больные нередко страдают от тревожности и депрессии. У них плохо развито умение общаться и строить отношения. Если терапия отсутствует, им еще труднее в социальных ситуациях, и это ведет к изоляции.
Терапия включает в себе продолжительную работу с психотерапевтом, который обладает большим опытом взаимодействия с подобными людьми.
Некоторые психотерапевтические методы оказались крайне эффективными в лечении расстройства личности по шизоидному типу. Эти консультации облегчают для больного взаимодействия в социуме, и он формирует близкие отношения с окружением. Его обучают необходимым социальным навыкам, которые ведут к тому, что он чувствует комфорт в общении.
Методы когнитивной поведенческой терапии помогают избавиться от эксцентричных и социально нежелательных действий. Также они помогают вычислять вредоносные мысли в голове и заменять их положительными.
Очень полезно воздействие семейной терапии на шизоидов, которые проживают с кем-либо. Это способствует укреплению отношений между близкими.
Порой вместе с психотерапией назначают прием лекарственных препаратов, которые снимают тревожность и избавляют от депрессии. Нет ни одного средства, которое бы предназначалось для такого типа личности, но антидепрессанты облегчают ряд симптомов, с которыми сталкиваются шизоиды.
На данный момент известных способов предотвратить расстройство личности по шизоидному типу нет. Но если рано диагностировать его и лечить отдельные проявления, то человек адаптируется в социуме и чувствует комфорт, находясь в нем.
Классификация
На основе клинических проявлений и имеющихся диагностических данных шизотипическое расстройство подразделяется на 6 видов и называется:
- Латентной шизофренией, то есть предпсихотической или продормальной степенью развития шизофрении, для которой нехарактерна психотическая симптоматика, а только легкие психопатологические проявления (код МКБ-10: F21.1.).
- Неврозоподобной или псевдоневротической шизофренией – когда в состоянии больного преобладают психопатологические симптомы, напоминающие невротические, включая деперсонализацию, фобии, навязчивость, субдепрессию и ипохондрию (код МКБ-10: F21.3.).
- Псевдопсихопатической или психопатоподобной шизофренией, в том числе пограничные состояния больных шизофренией, обычно сопровождаются изменениями характера и различными нарушениями поведения (код МКБ-10: F21.4.).
- Бедной симптомами или простой вялопротекающей шизофренией – вид шизотипического психического расстройства, как при первичном дефект-психозе чаще всего преобладают негативные симптомы: апатия, астенический дефект, суженный или уплощённый аффект, социальная аутизация, однако, без эпизодов бреда или галлюцинаций (код МКБ-10: F21.5.).
- Шизофренической реакцией — реактивно возникающей, психогенно обусловленной психотической реакцией с признаками шизофрении (код МКБ-10: F21.2.).
- Неуточненной шизотипической психопатией – если сбор данных, наблюдение и психоанализ не дают полноты картины – в диагноз может быть поставлена пометка «БДУ» — без дополнительных указаний(код МКБ-10: F21.9.).