Профессиональные деформации личности: что это, факторы, признаки и профилактика

Замечали ли вы, что некоторые профессии видны невооруженным глазом? Стоит посмотреть на человека с выраженным цинизмом и сарказмом и можно предположить, что перед нами врач. Юрист всегда найдет, что сказать из опыта или припомнит какую-нибудь статью. Учитель старается все как можно подробнее объяснить, научить. Диктор обладает хорошо поставленной, быстрой и четкой речью. Психологи задают много вопросов и хотят как можно глубже вас «копнуть».

Продолжать можно долго, но в каждом случае речь идет об одном и том же – профессиональных деформациях личности. Проще говоря, о переносе профессиональных качеств, навыков и привычек в жизнь.

Виды профессиональной деформации

Выделяют несколько основных видов изменений личности:

  1. Общепрофессиональные. Сюда входят избыточные проявления характеристик специальности в обычной жизни. Например, у сотрудников полиции данный вид описывается, как восприятие каждого встречного в качестве потенциального злоумышленника.
  2. Индивидуальные. Обусловлены особенностями личности, а не профессиональной деятельностью. Представляют собой развитие склонностей человека при благодатной почве в виде особенностей выполняемой им работы. Так образуется чрезмерная ответственность у бухгалтеров.
  3. Типологические. Образуются при слиянии профессиональных и личностных качеств. Например, проявляются в развитии организаторских способностей во время работы учителем младшей школы. В позитивном ключе проявляются в умении быстро спланировать любое мероприятие. При негативном течении деформации возможна чрезмерная любовь к командованию другими людьми, как своими учениками.

В каждом случае профдеформация зависит от типа работы и проведенного на ней времени.

Резюме

Посвящая своей профессии значительную часть времени, мы не можем не подвергаться психологическим изменениям, связанным со спецификой этой деятельности, это неизбежно. Но помните, что вы сами распоряжаетесь своим настроением, сами решаете, чем наполнять свою жизнь, сами выбираете пути достижения баланса между работой и личной жизнью. Поэтому будьте бдительны и ответственны, умейте справляться с собой и тогда все будет отлично.

Желаем успехов!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Валеология: понятие и главные принципы
  • Формы социального поведения людей
  • Что такое компетентность и из чего она состоит?
  • Свойства психических состояний
  • Влияние социальных ролей на развитие личности
  • Социальные стереотипы
  • Методы профориентации
  • Задача n-назад
  • Формирование самооценки у детей
  • Эмоциональная и психологическая травма

Ключевые слова:1Психорегуляция

Профилактика профессиональных деформаций

Лучшая профилактика профессиональных деформаций – умение разделять работу и личную жизнь. Не стоит тащить к себе на кухню отчеты и телефонные переговоры. Если профессия предусматривает подготовку в домашней обстановке, оформите отдельное рабочее место. Вставая из-за стола, прекратите мысленно продолжать решение деловых задач.

Также огромную роль играет планирование досуга. Полезное воздействие оказывает переключение внимания, смена обстановки и типа деятельности

Важно придумать хобби, далекое от основного занятия. Кроме того, благотворно скажется декомпенсация навыков

Будучи руководителем, позволяйте иногда в домашней обстановке членам семьи делать выбор за вас и чаще идите на компромисс.

Признаки развития профдеформации

Явные проявления признаков профессиональной деформации идентичны эмоциональному выгоранию индивида:

  • Апатичность и пребывание в депрессии. Работник более не видит смысла в личностном росте, саморазвитии или даже уходе за своим здоровьем и внешностью
  • Постепенное снижение продуктивности и энтузиазма. В работе все чаще начинают появляться ошибки, падает работоспособность и само желание работать.
  • Проявления агрессии. Проходит четкое разграничение личности на модель поведения на работе и вне её. Если во время отдыха, человек может вести себя полностью нормально, иметь хорошее, иногда даже сверх обычного настроение, то на работе он становится максимально раздражителен. Эмоциональные срывы случаются по малейшему поводу, а страдает от них не только индивид, но и его окружение.

Связь с профессией

Наиболее подвержены профдеформации лица, работающие с людьми, например: работники правоохранительных органов, военные, руководители, депутаты, чиновники, социальные работники, педагоги, медики, психиатры, продавцы, сами психологи. Для них профдеформация может выражаться в формальном, функциональном отношении к людям. Как в сфере социономических профессий, так и в технических профессиях профдеформации по-разному выражаются в зависимости от конкретной профессии: у учителей — в авторитарности и категоричности суждений; у психологов, психотерапевтов — в стремлении манипулировать другим человеком, навязывать определённую картину мира, не учитывая мотивов и целей самого человека; у программистов — в тенденции искать ошибки в различных жизненных ситуациях, склонности к алгоритмизации.

У управленцев профессиональная деформация может проявляться как рост агрессивности, неадекватности в восприятии людей и ситуаций, приводя к падению (или утрате) способности к эффективному общению, самосовершенствованию, развитию, вплоть до потери вкуса к жизни.

Аналогично происходит в творческих профессиях, так иллюстраторы Сергей Тюнин и Андрей Бильжо отмечали, что многие писатели категорически не воспринимают жанр карикатуры, так как являются «людьми слова»:

Профессиональная реабилитация

Существует несколько возможных вариантов реабилитации, среди которых можно выделить следующие:

  • прохождение тренингов квалификационного и личностного роста;
  • повышение уровня аутокомпетентности и социально-психологической компетентности;
  • прохождение курсов повышения квалификации и перевод на новую должность;
  • диагностика профессиональных изменений личности и разработка индивидуальных схем их исправления;
  • изучение способов и приёмов самокоррекции профессиональных изменений и саморегуляции эмоционально-волевых качеств;
  • профилактические меры по профессиональной дезадаптации неопытного специалиста;
  • разработка альтернативных методов дальнейшего профессионального и личностного роста.

Что представляет собой профессиональная деформация

Понятие профессиональной деформации личности впервые использовал социолог Питирим Сорокин еще в прошлом веке

Он обратил внимание на это явление, изучая труд учителей. С этого и началось изучение изменений, провоцируемых долгим сроком работы на одном месте

Профессиональная деформация – что это? Это перенос профессиональных навыков в обычную жизнь. В ходе ее развития происходит существенное изменение личностных качеств, развивающихся в результате продолжительного выполнения стереотипных трудовых обязанностей. Затрагиваются особенности восприятия и поведения и даже ценностные ориентиры человека.

Основные причины развития

Профессиональные деформации имеют ряд причин. Ключевой среди них является продолжительная стагнация (остановка роста). Она наступает, когда человек достигает определенных высот в трудовой деятельности и прекращает движение вперед к чему-то новому. Может развиться на любой работе, сопровождающейся повторяющимися действиями. Даже самые престижные должности не спасают от наступления стагнации. Поэтому профессиональная деформация личности руководителя – это не редкость.

Другие факторы профессиональной деформации:

  • непрерывная монотонная работа;
  • регулярные стрессовые или конфликтные ситуации;
  • повышение уровня нервозности или утомляемости;
  • отсутствие перспектив дальнейшего профессионального роста;
  • регулярная чрезмерная нагрузка на рабочем месте.

Для развития психологической профессиональной деформации требуется некоторое время. Но выделяют две причины ее появления и в молодом возрасте:

  1. Начинающий работник имеет завышенные ожидания относительно профессии. Разочаровываясь, он опускает руки и переключается на безынициативное выполнение обязательств. Не сопровождаясь творческим подходом и разнообразием действий, оно быстро накладывает отпечаток на личность.
  2. Молодой специалист выбирает деятельность не из-за ее характерных особенностей. Он руководствуется иными мотивами. Это может быть желание достичь власти или кому-то доказать свою социальную значимость. Поэтому человек относится к выполняемым действиям без интереса, не развивается и быстро попадает под процессы деформации.

Минусы

  • Высокомерие – развивается в случае повышения, особенно, если новая должность предполагает власть.
  • Застревание. Человек перестаёт развиваться, стремиться узнать больше о своей профессии, отчего становится малоэффективным, не способным на создание и внедрение новых творческих идей.
  • Разрушение отношений. Друзья, семейные партнёры и просто знакомые, знающие одного человека, не выдерживают его кардинальных изменений. Вот представьте, руководитель крупного отдела, приходя домой и, не выходя из роли, пытается управлять женой и детьми, давая им поручения и отчитывая за промахи, как долго они смогут видеть в нём любящего отца и заботливого мужа?
  • Психологические барьеры, которые защищают психику, не выдерживают, отчего происходит, так называемое, выгорание. Человек разочаровывается в своей работе, испытывая усталость, устойчивое к ней отвращение и теряет смысл жизни. А всё потому, что совсем не имел пространства и возможности отдохнуть от выполняемой роли, заметить себя в других образах и осознать, что на самом деле многогранная разносторонняя личность. Становится просто скучно, особенно, если изо дня в день приходилось делать одно и то же.
  • Снижается эффективность и производительность. Трепет и интерес к своей деятельности бесследно исчезает. И тогда врачи начинают относиться к пациентам, как к безликим и бездушным, а руководители к сотрудникам, как к функциям, которые необходимо или настроить, или дисквалифицировать.

Примечания

  1. Грановская Р. М.
    Элементы практической психологии. — 6-е. — СПб.: Речь, 2010. — 560 с.
  2. Психология профессионализма // Маркова А. К. «Знание», 1996
  3. Канал «Культура», программа «Наблюдатель» от 20.09.2012 (см. с 38.40), художник Сергей Тюнин.
  4. Определение термина «административный восторг» в Викисловаре
  5. Рогов Е.И.
    Личность в педагогической деятельности. — Монография. — Ростов-на-Дону: Ростовский педагогический университет, 1994. — 340 с.
  6. Рогов Е.И.
    Психология становления профессионализма. — монография. — Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2021. — 340 с. — ISBN 978-5-9275-1931-6.
  7. Дружилов С.А.
    Профессиональные деформации и деструкции как следствие искажения психологических моделей профессии и деятельности // Журнал прикладной психологии. — 2004. — № 3. — С. 56-62.
  8. Дружилов С.А.
    Профессионально-деструктивная деятельность как проявление профессиональной маргинализации и депрофессионализации // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. — 2021. — № 2. — С. 45-63.

Появление термина

В 1915 году в «Американском журнале психологии» впервые был упомянут термин «профессиональная деформация» (professional deformation) [О. Полякова, 2014], что послужило началом изучения данного феномена. В российской научной литературе профессиональная деформация стала изучаться немногим позже, и первопроходцем во введении данного понятия в психологический научный оборот стал российско-американский социолог и культуролог Питирим Сорокин. В 1921 году, рассматривая сущность этого явления в профессиональной деятельности, социолог обращал внимание на его негативное влияние на личность, на ее переживания и поведение [М. Воробьева, 2015].

Большое количество ученых-психологов уделяли внимание этой проблематике, в частности, Соломон Григорьевич Геллерштейн, Эвальд Фридрихович Зеер утверждали, что профессиональной деформации в большей степени подвержены люди, имеющие дело с определенным объемом власти. Немаловажным здесь является тот факт, что личность, занимаясь определенной деятельностью, ставит своей целью приспособление к условиям и требованиям, диктуемым этой деятельностью, в соответствии с чем меняется ее психологическая характеристика. На этот аспект обращали свое внимание российские психологи Рада Михайловна Грановская и Анатолий Леонидович Свенцицкий [С. Иванов, 2016].

Что же конкретно подразумевается под профессиональной деформацией?

Причины

Одна из самых частых причин профессиональной деформации, как утверждают специалисты, — это специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь общение специалист-профессионал, а также специфика его деятельности. Другой не менее важной причиной профессиональной деформации является разделение труда и всё более узкая специализация профессионалов. Ежедневная работа, на протяжении многих лет, по решению типовых задач не только совершенствует профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, стереотипы, определяет стиль мышления и стили общения.. В психологической литературе выделяют три группы факторов, ведущих к возникновению профессиональной деформации: факторы, обусловленные спецификой деятельности, факторы личностного свойства, факторы социально-психологического характера

В психологической литературе выделяют три группы факторов, ведущих к возникновению профессиональной деформации: факторы, обусловленные спецификой деятельности, факторы личностного свойства, факторы социально-психологического характера.

В чем минусы деформации

Люди, которые в силу своей профессии развивают лишь определенные навыки, теряют способность быть гибкими в отношениях. Они умеют их строить только по одному принципу, а как по-другому, попросту, не знают (или забывают). К слову, именно этой особенностью объясняется большое количество служебных романов. Два врача всегда поймут друг друга лучше, чем врач и художник.

В работе люди с профессиональной деформацией тоже рано или поздно теряют свои позиции. Они могут быть настоящими мастерами своего дела, но, как правило, имеют узкую специализацию. Например, деформированный IT-специалист может в течение многих лет оттачивать мастерство в работе с парой-тройкой программ. Через какое-то время, когда эти программы устареют, окажется не у дел и сам программист.

Стереотипы

  1. Стереотип «начальник должен быть жесткокожим, твёрдым, настойчивым» меняет структуру управленческого взаимодействия, переводя её на режим угрозы наказанием за проступок, приказное общение.
  2. Стереотип «начальник всегда прав» отрицательно влияет на самостоятельность решений и суждений работника, формирует безынициативность, ожидание приказов и распоряжений со стороны руководства.
  3. Стереотип догматического следования приказам порождает установку на бездумное выполнение любого приказа начальника, часто ведёт к внутриличностным конфликтам, если имеется собственное мнение о необходимости действовать по-другому.
  4. Стереотип «маленького человека» ведёт к снижению профессиональной самооценки, проявлению конформизма и отсутствию собственных суждений по тому или иному служебному вопросу.
  5. Стереотип «оптимального» ролевого поведения часто выступает как механизм приспособительного поведения к определённым служебным ситуациям и конкретным профессиональным действиям. Так, угрожающее и агрессивное поведение рассматривается как оптимальное для получения показаний от подозреваемого и т. д.
  6. Стереотип «нахождения виновного» оправдывает все действия по нахождению виновного, его наказанию и т. п. При этом работа по выявлению истинных причин неэффективности деятельности уходит на задний план, и её недостатки не вскрываются.

В общем, не профессиональном, словоупотреблении термин профессиональная деформация

используется в более слабом смысле, указывая (нередко с иронией) лишь на некое влияние профессиональных привычек на поведение людей в частной жизни, перенос специфически профессиональных стереотипов и установок на поведение вне работы.

Профессиональная деформация следователя и основные пути ее предупреждения.

Главная Избранные Случайная статья Познавательные Новые добавления Обратная связь FAQ

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 3Следующая ⇒

Следственная деятельность способствует развитию и закреплению определенных профессионально важных качеств специалиста. Вместе с тем она имеет такие психологические особенности, которые могут привести к нежелательным изменениям в личности специалиста, отрицательно влияющим на его работу. В этих случаях говорят о профессиональной деформации.

Появлению деформации способствуют разные предпосылки: объективные (определенные особенности той или иной профессии) и субъективные (личная психологическая предрасположенность работника к появлению и развитию у него отрицательных профессиональных качеств).

Такие особенности следственной деятельности, как ненормированный рабочий день, наличие стресс-факторов (дефицит времени, физические и информационные перегрузки и др., отсутствие ритмичности в работе) могут привести к появлению спешки и торопливости, неаккуратности и расхлябанности, недисциплинированности, волоките в расследовании уголовных дел.

Отмеченные выше особенности (стресс-факторы и др.) могут привести и к так называемому «правовому нигилизму», который имеет место тогда, когда некоторые работники начинают игнорировать уголовно-процессуальные нормы, закон: задерживают без достаточного основания лиц по подозрению в совершении преступления; добывают вещественные доказательства без их должного процессуального оформления (закрепления); незаконно ограничивают права подозреваемого, обвиняемого (например, не предъявляют ему заключение экспертизы, считая, что он ознакомится с ним по окончании следствия и при предъявлении всех материалов уголовного дела) и т. д.

Постоянное общение с правонарушителями может привести к появлению и развитию у следователя подозрительности, огульного недоверия к этим лицам. Будучи антиподом такой важной профессиональной черты, как бдительность, подозрительность (равно как и недоверие) является весьма опасным видом профессиональной деформации, поскольку неизбежно приводит к предвзятости, тенденциозности, необъективности и, в конечном счете, к обвинительному уклону процесса расследования, что в свою очередь может привести к грубым ошибкам, таким, как привлечение к ответственности невиновных.

Следователь наделен властными полномочиями. Однако неправильное понимание своих полномочий и неумение пользоваться ими в случае бесконтрольности и безответственности может породить злоупотребление властью, что также чревато серьезными последствиями — нарушением закона.

Следственная деятельность характеризуется правовой регламентацией, тщательное соблюдение которой содействует выработке у работника таких качеств, как вдумчивое отношение к каждому действию, к принятию решения, аккуратности, дисциплинированности и т. д. Вместе с тем «нормативный» характер этой деятельности может привести и к привычке рассуждать и действовать по шаблону, ссылаясь при этом на статью УПК, инструкцию, распоряжение начальства. Следование букве закона может способствовать появлению такой опасной черты, как формализм, в результате чего следователь становится равнодушным к людям, их судьбам.

Среди субъективных предпосылок, порождающих профессиональную деформацию личности следователя, важное место занимает низкий уровень его нравственного развития. Уже отмечалось, что коммуникативная деятельность следователя протекает в конфликтных ситуациях, ему приходится общаться с исключительно трудными «собеседниками» — подозреваемым, обвиняемым, недобросовестными свидетелями. Понятно, что общение с такими лицами само по себе может приводить к появлению грубости, раздражительности, эмоциональных срывов и т. д. Высокое развитие морально-политических качеств помогает успешно бороться с этими проявлениями деформации.

Наличие же низкого нравственного и культурного уровня создает психологическую предрасположенность к порождению и закреплению названных деформационных качеств.

В ходе выполнения профессиональной деятельности у следователя накапливается опыт, растет мастерство, развивается решительность и уверенность в своих действиях. Однако при отсутствии самокритичности и снижении самоконтроля это может порождать у него чрезмерную веру в себя, переоценку своего профессионального опыта, убежденность в собственной непогрешимости. В результате у него развиваются зазнайство, высокомерие, нежелание учиться у других, что резко тормозит рост профессионального мастерства.

Огромный вред раскрытию преступлений приносит такая черта, как карьеризм. Желая выслужиться любой ценой, такой работник может без достаточных оснований задержать кого-либо по малейшему подозрению, любыми средствами добиться у задержанного признания, проводить наспех, торопливо оперативно-следственные действия и т. д. Все это может привести к грубейшим нарушениям законности. Карьеризм предрасполагает к появлению и развитию формализма, черствости и равнодушия к людям, субъективизма, подхалимства и других деформационных качеств.

Главное, что предупреждает и создает условия для успешного преодоления любых проявлений профессиональной деформации личности следователя — это его постоянная работа по совершенствованию своих прежде всего морально-политических качеств, постоянное самовоспитание.

Большую роль в этом играет и процессуальная регламентация деятельности следователя. Тщательное соблюдение требований закона, статей УПК и других нормативных актов вырабатывает исполнительность, аккуратность и четкость при составлении процессуальных документов, дисциплинированность, организованность, предупреждает развитие небрежности, разболтанности, неряшливости, «правового нигилизма» и иных деформационных качеств.

Значительную роль в предупреждении профессиональной деформации играет гигиена умственного труда — тщательное планирование своей деятельности, правильное чередование труда и отдыха.

Решающим фактором в предупреждении и устранении профессиональной деформации является коллектив. Только в сплоченном коллективе имеется действительная возможность постоянно совершенствовать свою личность, обогащаться опытом других лиц и т.д. Огромную роль играет критика и самокритика.

Особую роль в предупреждении профессиональной деформации личности работника играет личный пример коллег, руководящих лиц. Ежедневно видя примеры безупречного, высоконравственного поведения своего начальника, своих товарищей, следователь невольно проникается глубоким уважением к ним и желанием следовать образцам их поведения и деятельности.

34. Психологические аспекты подготовки к допросу

Одна из основных задач следователя при подготовке к допросу — создание его информационной базы, что достигается собиранием исходных данных. Исходные данные для допроса по своим источникам и содержанию неоднородны. Наиболее важными среди них являются те, которые относятся к предмету допроса. Они могут находиться в материалах дела, которые следователь тщательно изучает, — специально под углом зрения предстоящего допроса. Особо должны выделяться данные, относящиеся к вопросу о виновности данного лица в совершенном преступлении (при подготовке к допросу обвиняемого) или о личности обвиняемого (при подготовке к допросу потерпевших и свидетелей).

Информация, относящаяся к предмету допроса, может быть получена и из оперативных источников.

К числу исходных данных для допроса относятся сведения о личности допрашиваемого, такие, как социальный статус данного лица, выполняемые им социальные роли, моральный облик и поведение в быту, отношение к коллективу и коллектива к нему, отношение к другим лицам, проходящим по делу, психофизиологические качества, поведение в ситуациях стресса и фрустрации и др. Они могут быть получены из имеющихся материалов дела и оперативных источников либо с помощью специальных психологических методов: в результате наблюдения, беседы, путем анализа продуктов деятельности, обобщения независимых характеристик.

Особое значение приобретает изучение личности обвиняемого, необходимое не только для проведения успешного допроса, но и для расследования в целом, а также для правильного решения дела в суде и последующей работы по исправлению и перевоспитанию осужденного.

Изучение личности допрашиваемого необходимо для определения наиболее эффективных приемов психологического взаимодействия с данным лицом, а также для построения вероятностных моделей его поведения на допросе. «Планируя преодоление возможного противодействия, — отмечает М. И. Еникеев, — необходимо учитывать такие личностные особенности допрашиваемого, как рефлексивность, гибкость или ригидность (застойность) его мышления, а также характерологические качества: агрессивность, конфликтность поведения, устойчивость или неустойчивость к стрессам, к неожиданно возникшим сложным обстоятельствам. Поскольку исходные данные о личности допрашиваемого часто бывают очень скудными, возможно построение нескольких наиболее вероятностных моделей поведения подлежащего допросу лица и вариантов тактики его допроса».

Важным элементом подготовки к допросу является составление его плана. План может быть развернутым или кратким, письменным или мысленным. Он должен содержать перечень вопросов, которые в следственной тактике подразделяются на дополняющие, уточняющие, напоминающие, контрольные, изобличающие.

Дополняющие вопросы задают с целью восполнить полученные показания, устранить имеющиеся в них пробелы. Они могут быть направлены на детализацию показаний.

Уточняющие вопросы также могут задаваться с целью детализации показаний, но чаще — для уточнения, конкретизации полученных сведений.

Напоминающие вопросы направлены на оживление памяти допрашиваемого, на возникновение тех или иных ассоциаций, с помощью которых он припомнит интересующие следователя факты. Напоминающих вопросов обычно задается несколько, чтобы помочь допрашиваемому припомнить обстоятельства забытого события. При этом «напоминающие вопросы, — подчеркивает Р. С. Белкин, — не следует смешивать с наводящими вопросами, т. е. такими вопросами, формулировка которых содержит в себе ответ, желаемый для спрашивающего: «Был ли на Иванове в тот вечер серый плащ с металлическими пуговицами?». В силу того, что наводящие вопросы оказывают внушающее воздействие на допрашиваемого, ориентируют его в том, какой ответ хотел бы услышать от него следователь и поэтому могут помешать установлению истины при расследовании, они запрещены законом».

Контрольные вопросы задаются с целью проверки полученных сведений.

Изобличающие вопросы направлены на изобличение допрашиваемого во лжи, очевидной для следователя. Обычно они сопровождаются предъявлением допрашиваемому достоверных доказательств, опровергающих его показания.

Успешность допроса во многом определяется правильным выбором времени его проведения и правильной организацией вызова допрашиваемого лица. Как свидетельствует практика, преждевременный допрос (особенно подозреваемого и обвиняемого), равно как и запоздалый, может отрицательно сказаться на дальнейшем расследовании. При выборе времени допроса необходимо учитывать два фактора: субъективный и объективный.

К субъективным факторам относится состояние готовности к допросу следователя и допрашиваемого. Перед сложным допросом следователь должен находиться в хорошей «форме», т. е. в таком эмоционально-волевом состоянии, которое обеспечивало бы ему .свободное оперирование имеющимися материалами дела, успешный контроль за психикой допрашиваемого лица и управление этой психикой в рамках закона с целью получения от данного лица наиболее правдивых и полных показаний. Следователь также должен успешно регулировать собственные психические состояния во время допроса.

К объективным факторам, определяющим готовность следователя к допросу, относятся: обстоятельное изучение им материалов дела, разработка версий, которые следует проверить при допросе, составление подробного плана допроса, изучение личности допрашиваемого лица.

Обязательным условием при подготовке к сложному допросу (в первую очередь подозреваемого и обвиняемого) является разработка психологических приемов установления контакта с допрашиваемым, поскольку во многих случаях именно отсутствие психологического контакта становится препятствием к раскрытию преступления вообще.

Решение вопроса о том, где, в каком месте допрашивать (по месту производства расследования или по месту нахождения допрашиваемого), зависит от конкретной ситуации.

⇐ Предыдущая2Следующая ⇒

Профессиональная деформация личности

Профессиональная деформация личности – изменение восприятия стереотипов личности, способов общения, поведения, а так же характера, наступающие под действием длительного выполнения профессиональной деятельности. Какие профессии в большей степени подвержены профессиональной деформации личности? В первую очередь это представители тех профессий, работа которых связана с людьми – руководители, кадровые работники, психологи, педагоги и чиновники. Немного меньше профессиональной деформации личности подвержены работники медицинской и военной сфер, а так же сотрудники спецслужб.

Профессиональная деформация сотрудников может носить устойчивый или эпизодический характер, быть положительной или отрицательной, а также иметь поверхностный или глобальный характер. Как правило, она проявляется не только в манерах поведения и жаргоне, но и во внешнем облике человека.

Плюсы

  • В силу того, что каждый день приходится «входить» в роль, предполагаемую профессией, деформация позволяет человеку быстрее адаптироваться к ней.
  • Защищает психику. Вот представьте, что бы случилось с, допустим, врачами детской реанимации, если бы они не научились «замораживать» свои чувства по отношению к маленьким пациентам, приобретая некие жесткие черты характера и теряя навык сопереживания, сострадания? Они бы, рыдая над одним ребёнком, не могли бы спасать жизни других, потому что испытывали бы сильнейшее горе и боль. А ежедневно наблюдая десятки больных, порой неизлечимо, малышей, они бы могли лишиться разума, продержавшись на работе совсем недолго.
  • Бывает полезной в повседневной жизни, так как некоторые навыки можно применить не только в рабочем пространстве. Допустим, личности с медицинским образованием могут оказать близким людям первую помощь в случае непредвиденных обстоятельств, мастера спорта по боевым искусствам защитят семью, а пиар менеджеры устроят незабываемый праздник для ребёнка.

Как определить приближение профессиональной деформации

Приближение деформирующих изменений психики, связанных с трудовой деятельностью можно определить по следующим факторам:

  • Вы боитесь потерять общение с коллегами, профессию, работу.
  • Все ваши разговоры в итоге сводятся к обсуждению рабочих вопросов.
  • Ваши родные и близкие считают, что с вами сложно иметь дело.
  • Вы ассоциируете свой успех только лишь с профессиональной деятельностью.
  • Ваш круг общения ограничен только сослуживцами.
  • Вы не позволяете себе и коллегам проявлять эмоции, и высказывать переживания на рабочем месте.
  • Вам нередко говорят, что разговор с вами напоминает общение с врачом (юристом, следователем, учителем и т. д.), так как в обычной жизни вы начинаете общаться на профессиональном языке.
  • Ваши интересы ограничены только профессиональной деятельностью.
  • Вы относитесь к знакомым как к объектам вашей профессии.

Как проявляется профессиональная деформация?

Каждая профессия накладывает определённый отпечаток на характер и личностные качества работающего человека.

Педагог. Деформация личности учителя заключается в искусственном поиске ошибок в работах учеников, постоянных придирках. Даже находясь дома, педагог продолжает оценивать поведение родственников, членов семьи, знакомых, выставляя при этом каждому из них оценки (мысленно либо вслух). Доходит даже до абсурда, когда представитель этой профессии начинает давать оценку действиям совершенно посторонних людей, встретившихся ему на улице: оценивает допустимость их поведения, высказывает возмущение по поводу отсутствия воспитания.

Врач. Деформация медицинского работника проявляется в полном автоматизме его навыков и качеств. Врач автоматически оценивает здоровье человека даже при простом рукопожатии: он моментально отмечает температуру, пульс, влажность ладони

Обращает внимание на внешний вид человека и пытается найти связь с каким-либо заболеванием, при этом советуя собеседнику посетить клинику и пройти обследование (что-то ты плохо выглядишь, под глазами у тебя мешки и т. д.)

Менеджер турфирмы. У таких людей деформация проявляется в том, что при любом рассказе о совершённом путешествии или планируемой поездке, представитель этой профессии оживляется и проявляет чисто профессиональную заинтересованность, задавая соответствующие вопросы и давая рекомендации на тему туризма.
Подобным образом деформация проявляется и у представителей других профессий. Программист будет пытаться вывести определённые алгоритмы происходящих процессов (даже самых простых). Психолог будет стремиться вывести собеседника на откровенный разговор, чтобы покопаться в его психологических проблемах и постараться их решить (даже если собеседник в этом не нуждается).

Что это такое

К сожалению, часто можно услышать чью-то историю болезни, начинающуюся со слов «Мой отец был военным, потому дома царила жесткая дисциплина…». Но так не должно быть, это и есть пример профессиональной деформации.

Впервые феномен профессиональных деформаций был описан в 60-х годах XX века. Начиналось все с изучения профессии учителя. На сегодняшний день известно, что чаще профессиональные деформации возникают в профессиях типа «человек-человек» (социономических профессиях). Это обусловлено тесным взаимодействием, обоюдным влиянием специалиста и клиентов на личности друг друга.

В таких профессиях отношение специалиста к клиенту должно быть:

  • как к равному участнику взаимодействия;
  • нравственное;
  • уважительное и гуманное;
  • но без лишней жалости и нервозности, чтобы сохранить собственное психическое здоровье.

Еще больше из этой категории деформациям подвержены профессии, которые наделены повышенной властью и слабым контролем, например, врачи, надсмотрщики в тюрьмах.

Профессиональные деформации вытекают из профессиональной адаптации. Так, например, врачу необходимо научиться некой эмоциональной холодности в отношении людей. Но иногда эта холодность поглощает человека, тогда он становится подобием машины (робота) везде, в любых сферах жизни, а не только в профессиональной. Ну, а к пациенту в итоге врач обращается как к объекту, а не субъекту.

Рассмотрим особенности деформаций на примере профессии психолога:

  • отождествление пациентов с их диагнозами и разговоры только в этом контексте («самая странная социофобия на моей практике»), употребление жаргонных слов;
  • общение с клиентами и их родственниками с нескрываемым раздражением, демонстрацией занятости и важности;
  • оскорбления клиентов по их диагнозам, синдромам и симптома («этот психопат»).

Очевидно, что это негативные деформации, не имеющие ничего общего ни с этическим профессиональным кодексом, ни с элементарными нормами общечеловеческой морали.

Можно ли заметить профессиональные деформации? Да, если человек осознает переживания и не заглушает их. Ощущается это как рассогласованность в Я-концепции и во взаимоотношениях с людьми. Если человек говорит от своего лица («Я устал за сегодня»), а не обвиняя других («Меня достали и утомили эти клиенты»), переживает и рефлексирует по этому поводу, то есть шанс выявить деформации и избавиться от них.

Профессиональные деформации не возникают за короткий промежуток времени, на это уходят годы. В результате профессиональной деятельности меняется:

  • активность специалиста;
  • уровень энергетических запасов;
  • активность психомоторных реакций;
  • структура отношений с окружающими людьми;
  • позиция относительно профессиональных вопросов.

Кроме того, меняется устойчивость психики и организма в отношении внешних раздражителей. Отмечается угасание или ослабление позитивных психических свойств. В совокупности это опасно профессиональным выгоранием и профессиональными деформациями личности.

Профессиональные деформации встречаются у всех людей, но не всегда они характеризуются как проблемные и требующие корректировки. Важен уровень выраженности деформаций и их влияние на жизнедеятельность человека как личности, гражданина и члена семьи.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]