Людям свойственны действия, каждого человека стимулируют к ним свои факторы. Индивид, далекий от психологии, не задается вопросом, мотивация что такое. Поэтому движется к цели по наитию. Если вникнуть в суть понятия, можно не только быстро добиться успеха в достижении желаемого, но и вовлечь в процесс других людей.
Двигается к достижению цели
Составляющие мотивации человека
Любая деятельность – не хаотичные действия, а движение к определенной цели. Она может быть грандиозной (например, совершить научное открытие) или самой обыденной (отремонтировать квартиру, купить машину, поехать на море). Каждое направление – мотивационное, имеет конкретный смысл.
Потребность
Человек утром встает с постели и выполняет привычные для него действия. Им движет потребность привести себя в порядок, позавтракать и отправиться на работу. Если это выходной, можно слегка изменить планы: позже встать, сходить в гости, пробежаться по магазинам или просидеть полдня у телевизора.
В каждом конкретном случае человек решает для себя, что ему более всего необходимо на данный момент. Поэтому потребность можно назвать одним из побуждающих факторов. Но самостоятельно он не обеспечивает четкого направления к действию.
Мотив
Понятие это в переводе с латыни обозначает «двигаю». Мотив не просто направляет активность человека в нужное русло, но и наделяет действия смыслом. Даже потребность поваляться весь выходной в кровати имеет разумное объяснение – организм истощился за рабочую неделю и требует пассивного отдыха.
У этого действия есть мотив
Если индивид получит в итоге от такого поведения удовлетворение, значит, цель была достигнута и вполне оправдана, а у потребности оказалась логичная мотивировка.
Цель
Базируется мотивация на 2-х описанных факторах. Если потребность – это инстинкт, предпосылка или неосознанное желание, то мотиву этого мало. Чтобы выбрать направление в исполнении задуманного, необходим еще один фактор. В психологии его именуют целью.
Иными словами, должен быть какой-то реальный или абстрактный предмет, называемый конечным результатом. В приведенном выше примере цель пассивного действия – набраться сил для последующих (более активных) мотиваций человека.
Виды мотивации
Кратковременная память человека — что это такое, ее объем и проблемы
Побуждающие к действию факторы имеют определенную классификацию. Для каждого конкретного человека мотивация деятельности индивидуальна. Личность самостоятельно ставит для себя цели, определяет направления к ее достижению, на это влияют потребности самого человека.
Люди живут не в вакууме, поэтому на самомотивацию может оказывать влияние воздействие окружающих (членов семьи, соседей, коллег, начальства, друзей, врагов и т.д.). Поэтому важно понимать, какие включает в себя мотивация виды.
Экстринсивная и интринсивная
Под этими научными названиями скрываются вполне понятные человеку термины:
- Экстринсивная – значит, внешняя. Человека побуждают (принуждают) двигаться в определенном направлении какие-то сторонние обстоятельства или стимулы;
- Интринсивная мотивация – это отсутствие влияния извне, т.е. внутренние обстоятельства, вытекающие из самого процесса деятельности.
Внутренняя мотивация
Обратите внимание! Обе формы мотивации взаимосвязаны. Если внутренняя позволяет удовлетворять потребности, то внешняя корректирует действия в достижении цели.
Положительная и отрицательная
Стимулы могут иметь разный характер. Именно они определяют траекторию движения: «от» или «к». Если действия человека направлены на то, чтобы избежать какой-то негативной ситуации (штрафа, выговора, скандала и др.), это в психологии мотивация отрицательная.
Положительной она становится в том случае, когда целью будет позитивный результат, удовлетворяющий потребность. Например, ребенок с удовольствием приберет свои игрушки, если знает, что мама за это даст конфетку или почитает на ночь сказку.
Устойчивая и неустойчивая
Мотивация зависит от характера человека, его самооценки и места в обществе. Поэтому может быть неустойчивой. Если индивид не уверен в себе или не совсем понимает, к чему он стремится, возникают вопросы типа: «Нужно ли мне это?», «Хватит ли у меня сил осуществить задуманное?», «Реально ли добиться цели?». У таких людей могут меняться потребности, следовательно, и мотивы их удовлетворения.
Атрибуты мотивации
Устойчивая мотивация не требует никаких разъяснений и базируется на естественных потребностях.
Составляющие устойчивой мотивации
Мотивация | Направление |
Индивидуальная | • комфортные условия жизни (быт); • возможность избежать болезней; • не ощущать голода и жажды |
Групповая | • влиться в сообщество; • выбрать место в иерархии; • завести потомство и заботиться о нем |
Познавательная | • получить образование и практические навыки для самовыражения; • в широком плане – достичь определенных высот в научных изысканиях; • в совершенстве овладеть игровыми навыками и т.п. |
Именно устойчивая мотивация определяет смысл жизни людей. Благодаря ее стимулам, человек из года в год каждый день выполняет конкретные действия.
Методы управления
Современная классификация подает три основных группы методов управления персоналом:
- административные;
- экономические;
- социально-психологические.
В задачу первой группы входит создание у работников чувства долга и ответственности, а также дисциплины с целью сформировать четкую организацию труда. Эти методы воплощаются с помощью прямого воздействия. Таким образом, каждый административный акт должен быть исполнен, иначе на работника будут наложены соответствующие санкции. Административная группа методов управления действует на основании внутренних актов организации и директив руководства.
В основе экономических методов лежит материальное стимулирование персонала, включающее премии и другие доплаты. Это основа управляющего воздействия, поскольку в случае невыполнения обязанностей санкции, предусмотренные начальством в отношении работников, чаще всего несут финансовый характер. В управленческой сфере данные методы управления занимают ведущее место.
Социально-психологические методы управления предполагают применение социальных и психологических механизмов воздействия на отношения в трудовом коллективе. Главная особенность данной группы – использование в своих целях различных неформальных факторов или интересов отдельных личностей либо всего коллектива. Эти методы воздействуют на объекты косвенными путями.
Все перечисленные методы могут применяться как в комплексе, так и независимо друг от друга. Данная классификация не является окончательной и далеко не полностью отражает сущность каждой группы. К примеру, административные методы могут решать некоторые социально-психологические или экономические вопросы. Результаты, которых удалось достичь с помощью решения экономических методов, могут регулироваться административной группой.
Социально-психологические методы управления персоналом
Оптимальных взаимоотношений между людьми можно достичь при помощи комплекса различных социальных и психологических методов воздействия на персонал.
На успешное выполнение задач влияют такие факторы, как мышление, воображение, другие психические свойства. Результативность может зависеть не только от физического, но и психического, эмоционального состояния работника. Это касается не только отдельных сотрудников, но и всего персонала, поскольку эффективность зависит и от взаимоотношений в трудовом коллективе.
Психологические методы делятся на несколько подкатегорий:
- оптимальное комплектование подгрупп и коллективов;
- гуманизация трудового процесса;
- психологическая мотивация;
- отбор специалистов и дальнейшее профессиональное обучение.
Совместимость
Первая подкатегория социально-психологического метода управления способствует достижению идеального соотношения сотрудников в каждой из рабочих групп. Социологические исследования, опросы и тестирования помогают определить, какие в данном коллективе проявляются симпатии или антипатии. Также с их помощью можно выяснить, какое место должен занимать сотрудник, исходя из его психологической совместимости. Именно от этих факторов зависит психологический климат в отдельных подразделениях и в трудовом коллективе в целом.
Совместимость бывает двух видов:
- психологическая;
- социально-психологическая.
Согласно первому виду, управленческие процессы должны соответствовать психологии каждого отдельного сотрудника. Второй вид формируется в том случае, если достигнуто наилучшее сочетание поведенческих типов сотрудников, и при этом оно основано на ценностях и интересах трудового коллектива.
Гуманизация
Если работа на предприятии монотонная и не предполагает творческих усилий, необходимо внести некоторые изменения, прибегнув к гуманизации труда. Можно использовать воздействие цветом или музыкой, повысив эффективность работы и сделав монотонный процесс не таким однообразным.
Мотивация
Также для большей активности следует применить метод мотивации. Благодаря ему труд работника будет чем-нибудь мотивирован. Мотивация воздействует непосредственно на сам объект, то есть на сотрудников.
Социально-психологические методы управления включают следующие способы мотивации:
- убеждение;
- подражание;
- внушение;
- вовлечение;
- доверие;
- принуждение.
Чаще всего используется первый способ. Убеждение осуществляется путем воздействия на коллектив логическими средствами с целью снять напряжение или образовавшийся психологический барьер.
Подражание происходит при помощи личного примера, который может показать руководитель предприятия или отдела. Он может стать образцом поведения на предприятии, а также указать работнику, с какого сотрудника можно взять пример. Более того, руководство компании всегда должно быть образцом для всего персонала, чтобы вызывать уважение. Это влияет на дисциплину в коллективе и конечный результат работы. Действия работодателя могут обсуждаться и оцениваться сотрудниками. Таким образом, руководитель является поведенческим эталоном для подчиненных.
На коллектив можно воздействовать внушением. Этот способ является достаточно эффективным в большинстве случаев и чаще всего используется в случае возникновения конфликтной ситуации. Социально-психологические методы управления зависят от авторитета того, кто воздействует на подчиненных внушением. Причем необходимо помнить, что внушающий должен иметь также и высокие моральные качества.
Чтобы активизировать работника, а также повысить эффективность, можно использовать прием побуждения (вовлечения). Сотрудника следует привлечь к какой-нибудь интересной творческой работе, сделав его участником данного процесса.
При помощи оказания доверия можно подчеркнуть положительные качества конкретного работника, например, опыт или высокий уровень квалификации. Кроме того, руководитель выражает свою уверенность в способности работника выполнить любое поручение. В отличие от доверия принуждение применяется тогда, когда необходимо заставить сотрудника выполнить задание, иногда вопреки его желанию.
Мотивация к какой-нибудь работе может быть перспективной и текущей. Благодаря перспективной мотивации работник должен преодолеть любые трудности, которые перед ним возникли во время выполнения задачи. Это необходимо для того, чтобы работник в дальнейшем достиг намеченной цели. Близкая мотивация может значительно снизить продуктивность работника, поскольку у него нет перспективы развития. Нередко это заканчивается переходом на другую работу.
Соревнование на предприятии
Ранее труд воспринимался как средство заработка денег. Другими словами, если работник получал за выполненную работу соответствующую плату, считалось, что он должен остаться довольным. Однако, как показали исследования, зарплата не является единственной мотивацией для достижения успешных результатов.
Одним из способов, которым можно увеличить эффективность работы, является соревнование. Однако следует помнить, что не на всех предприятиях такие психологические методы управления могут действовать. Например, в компании, где оплата за труд слишком низкая, условия работы плохие, а объемы выполняемых задач слишком большие, решение прибегнуть к соревнованию может расцениваться как попытка выжать оставшиеся силы у персонала.
Таким образом, принцип соревнования на предприятии не должен вызвать обратный эффект, в результате чего интенсивность смены кадров может только усилиться. Причиной может послужить чувство разницы между результатом работы и оплатой. Стимуляция должна быть материальной, поскольку моральная не способна удовлетворить основные потребности работников и стать полноценной компенсацией за проделанную работу. К тому же соревнования становятся эффективными тогда, когда размер оплаты составляет среднерыночный показатель либо его превышает.
Обычно в группе людей, интересы которых совпадают, в любом случае начинается борьба за первенство. Официально такое состязание является борьбой на иерархической лестнице. Вследствие успеха работника ждет повышение. Неофициально оно ограничивается общением на неформальном уровне с целью установить свой авторитет в коллективе. В итоге между сотрудниками завязываются дружеские отношения либо возникают конфликты. Однако опытное руководство компании способно направить данные процессы в правильном направлении. Соревнование является средством, с помощью которого каждый работник может проявить свои лучшие качества и в результате достичь желаемого производственного результата.
Согласно исследованиям, борьба за лидерство происходит лишь между определенным количеством работников. В любом коллективе найдутся люди, которые не принимают условий соревнования и лишь выполняют свои должностные обязанности. Нередко примыкание к соревнованию происходит на подсознательном уровне, поскольку большинство людей не желает стоять в стороне коллектива. Их цель – стремиться к подражанию тем, кто достиг большего. Чтобы правильно использовать имеющийся потенциал, необходимы опытные психологи, которые смогут направить такую борьбу в правильном направлении.
Факторы, определяющие уровень мотивации
Деградация личности человека — что это такое
Как бы ни были устойчивы мотивы, у каждого свой уровень мотивации. Влияют на это сложившиеся обстоятельства, род занятий, сила желания и степень ожиданий. В психологии факторы мотивации процессов это:
- личное понимание субъектом стандартов и эталонов успеха;
- правильная оценка реальной, правомерной вероятности достижения желаемого;
- значимость для индивидуума перспективного получения результата.
Как достичь цели
Важно! Планируя достичь конкретной цели, человек должен надеяться на то, что у него все получится, и верить, что успех реален.
Мотивы поведения личности
Тема поведения человека интересовала психологию с давних времен. Ответы на вопрос «почему?» люди делают так, а потом ведут себя иначе, искали величайшее умы нашего мира. Сегодня, можно считать, что на человеческое поведение влияет множество разных феноменов. Это может быть определенная ситуация, личные качества человека, внешнее давление на личность, или же мотивы самой личности.
Мотивы поведения личности на что влияют? Рассматривая понятие личностных мотивов, можно говорить о том, что разные мотивы не только всячески влияют на поведение личности, но также в определенных ситуациях, мотивы могут определять поведение человека. Дело заключается в том, что мотив представляет собой слияние внутренних переживаний индивида, что нередко стает атрибутом личности и формулируется в личностное качество. Например, мотивы стать лучше, помогать людям и изменить этот мир на благо человечеству, могут стать характерными для личности, которая их испытывает, и сформироваться в отдельную черту — альтруизм.
Способы мотивации
Как научиться радоваться жизни и видеть позитив — мотивация и рекомендации
Мотивация – психологический процесс управления действиями любого человека. Не все здесь зависит от элементарных потребностей. На желание оказывает влияние и общество, в котором человек существует. Поэтому к достижению цели двигать его жизнь будут различными способами.
Социальная
Находясь в окружении других людей, индивид подстраивает свою жизнь под существующие устои. Если физические потребности – неосознанная исходная мотивация, нацеленная на утоление голода, жажды и т.п., то социальные мотивы это в психологии определение базы приобретенных потребностей.
Факторы к их формированию – воспитание и обучение, влияние родителей, друзей и существующих норм поведения. В зависимости от культуры у каждой группы определенные мотивы.
Все индивиды стремятся занять в общественной иерархии свое место. Одни предпочитают доминировать над окружающими, другим комфортнее сосуществовать с ними на равных.
Социальные мотивы – самые мощные в управлении человеческими действиями. Именно они заставляют соответствовать нормам определенной социальной группы. Поведение нацелено в данном случае не только на достижение определенного статуса – общество влияет на вкусы и выбор стиля в одежде.
Мотивация для обучения
В современном развитом обществе обучение – не просто норма, это потребность. Все дети посещают школу. Одни это делают, потому что обязаны, другим интересен сам процесс.
Получив долгожданный аттестат об образовании, кто-то на этом остановится. Но большинство, осознавая, что в социуме не достичь определенного статуса без знаний, переходит на следующую ступень обучения.
Мотивация студента
Самого желания познавать новое здесь недостаточно. Должны присутствовать внешние факторы. Многое зависит от того, насколько педагоги заинтересованы в мотивации обучения. Одни своим отношением могут привить тягу к знаниям, другие вызвать негативную реакцию.
Самомотивация
Если у человека нет стремлений, одними стимулами извне его не подвигнешь на высокие результаты. Именно самомотивация гарантирует стопроцентный успех. Чтобы его достичь, важно придерживаться правил:
- хотеть достигнуть цели, и она желанная;
- доставлять удовольствие должен и сам процесс;
- движение – непринужденное, по простому и понятному алгоритму;
- в деле должен присутствовать азарт, избавляющий от рутины.
Мощный фактор самомотивации – амбиции. Если человек считает, что он не хуже других и способен это доказать делом, то достигнет больших высот.
Социальные мотивы личности
Как уже упоминалось, социальные мотивы личности порождаются из потребностей социализации в обществе. Абрахам Маслоу относит к социальным мотивам привязанность. Эти мотивы представляют собой желание быть кому-то нужным, полезным, иметь одобрение со стороны других людей. Кроме того, социальные мотивы обусловлены потребностью в уважении, а также в самоуважении, что не менее важно.
Каждый человек существует в обществе и связан с людьми. Взаимоотношения между людьми никогда не бывают простыми, поэтому возникают разнообразные конфликты, враждебность и прочие неприятные явления. Но, так или иначе, человек рожден в обществе, однако иногда само общество порождает человека. По этой причине, является очень естественным то, что личность пытается найти свое место в социуме, и утвердить свою личность среди людей, которых она знает.
В этой сфере человек может действовать различными способами, руководствуясь социальными мотивами. Например, чтобы понравиться другим людям, чтобы не нарушать идей общества, человек может проявлять конформность, то есть действовать так, как большинство.
Природа человека очень сложная и загадочная. Взаимоотношения между двумя людьми также бывают очень непредсказуемы. Люди движутся социальными мотивами для того, чтобы не быть одинокими. Каждый человек ищет другого человека, который способен его понять, поддержать, а главное любить таким, каков он на самом деле. Это желание заставляет людей искать компромиссы в разногласиях, изменять свое поведение, изменяться в лучшую сторону. Это важнейшие социальные мотивы человека.
Стоит также отметить подчинение власти. Даже если люди жалуются на власть в стране и не считают ее конструктивной, они признают ее легитимность и убеждены, что власть необходима обществу. Отсюда происходит подчинения авторитетам, что также является социальным мотивом личности.
Сферы применения
Мотивация мотив это одно из направлений, изучаемых теорией, на практике применяется во всех сферах. Зная базовые основы человеческого поведения, легче управлять подчиненным персоналом.
В психологии
Жизнь человека состоит не из одних физических потребностей – есть еще и душа. Она страдает, если возникают отклонения от определенных норм и устоев. Вернуть равновесие помогают психологи. Они изучают пациента, как разностороннюю личность со своими интересами и способностями, помогая направить мотивацию в нужное русло.
В менеджменте
Сложно наладить управление персоналом, не заинтересовав его рабочим процессом. Цель руководителя – озадачить сотрудников достижением главной цели (например, развитие предприятия, увеличение валового дохода) и повысить их удовлетворенность.
Осуществляется это несколькими способами:
- карьерным ростом;
- материальной заинтересованностью;
- нематериальными ценностями (уважение, почет).
Как заинтересовать персонал
Налаженный менеджмент – это четко сформулированная цель и правильно выбранная мотивация, направляющие активность персонала к нужным потребностям.
В экономике
Удовлетворение приносит тот вид трудовой деятельности, который максимально обеспечивает потребности. На авторитарных предприятиях с раздутыми управленческими штатами доход работников находится в пределах среднего уровня. Поэтому зарплата не является мотивацией для трудовых рекордов.
В частном бизнесе, когда прибыль напрямую зависит от сотрудников, наблюдается большая заинтересованность в развитии компании. Особенно, если она подкрепляется экономической оценкой (вознаграждением) функций каждого работника.
Некоторые полагают, что достаточно почитать литературу о том, как достичь цели, либо посмотреть краткий урок видео с советами других, и сразу появится желание действовать. Подобная информация – только пассивный фактор. Настоящая мотивация это в психологии определяется как результат начавшегося действия.
Обратите внимание! Основные побуждающие и вдохновляющие стимулы появляются в процессе движения.
Необходимость разработки методов управления
Рабочий процесс предполагает установление социальных, экономических, правовых и психологических отношений между работодателем и персоналом предприятия. Основная цель улучшения таких отношений – создание комфортных условий труда сотрудников компании в целях получения максимального результата от их деятельности.
На сегодняшний день многие предприятия используют свой потенциал далеко не полностью. Раньше этому вопросу уделялось очень мало внимания, поскольку существовали советские административные и командные методы управления. Сегодня в каждой компании руководство практически с нуля создает систему взаимоотношений с персоналом. Одной из причин необходимости правильно подобранных социально-психологических методов управления является жесткая конкуренция в условиях существующей ныне рыночной экономики.
Ожидается, что в ближайшем будущем психологический фактор станет более важным в отношениях между руководителем и работниками. В связи с этим значительно повысится спрос на профессиональных психологов, в обязанности которых будет входить создание оптимального психологического климата в коллективе, консультирование сотрудников компании.
Также одной из главных задач психологов будет удержание квалифицированных работников на предприятии. Сегодня в этом есть острая необходимость, поскольку очень часто наблюдается активная смена кадров. Для удержания потребуются методы удержания сотрудников на рабочем месте, поощрение их к работе, укрепление связей между отдельными работниками, а также между подчиненными и руководителями подразделений.