ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Социальная сфера. 4.6. Социальный конфликт и пути его решения.

Конфликт. Способы разрешения конфликтных ситуаций. Опросник множественного выбора.

Психологическая дезадаптация проявляется:

  • в нарушении восприятия пространства и времени;
  • нарушениях памяти, внимания, мышления;
  • в проявлении необычных психических состояний;
  • выраженными вегетативными реакциями.

Подобные изменения оказывают значимое влияние на поведение и эффективность профессиональной деятельности

Психические состояния

Психическое состояние – самостоятельное проявление человеческой психики, всегда сопровождающееся внешними признаками, имеющими преходящий, динамический характер, выражающееся чаще всего в эмоциях, окрашивающее всю психическую деятельность человека и связанное с познавательной деятельностью, с волевой сферой и личностью в целом.

  • чувства;
  • настроение (эйфория, тревога, фрустрация и др.);
  • внимание (сосредоточенность, рассеянность);
  • воля (решительность, растерянность, собранность);
  • мышление (сомнения);
  • воображение (мечты) и т. д.

Дезадаптивные психические состояния

Критерием, позволяющим выделить дезадаптивные психические состояния, является снижение или утрата контроля человека за своим состоянием, которое по силе переживания или продолжительности превосходит регуляторные возможности человека.

Закон Йеркса-Додсона

Профилактика неблагоприятных психических состояний

Основные механизмы:

Первый механизм связан с включением волевой регуляции;

Второй механизм включает когнитивную переоценку по принципу «Не очень-то и нужно»;

Третий механизм включает косвенный когнитивный контроль (предполагает привлечение дополнительных организационных, групповых, личностных ресурсов).

Социальный конфликт

Социальный конфликт – наиболее деструктивный способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся выраженными негативными эмоциями и чувствами.

Конфликт влияет на:

  • психические состояния и как следствие на физическое здоровье участников;
  • взаимоотношения оппонентов;
  • качество индивидуальной деятельности;
  • социально-психологический климат группы;
  • качество совместной деятельности.

Последствия конфликта

  • Конструктивные
  • Деструктивные

Деструктивные последствия конфликта:

  • затруднения или невозможность совместной деятельности участников конфликта;
  • усиление личной враждебности участников конфликта, вплоть до формирования образа «врага»;
  • противодействие участников конфликта по отношению друг к другу, которое наносит урон профессиональной деятельности;
  • проявление непродуктивной конкуренции по отношению к другим лицам;
  • уменьшение межличностных коммуникаций вплоть до их полного исчезновения;
  • снижение общего фона настроения и эффективности индивидуальной деятельности у участников конфликта.

Конструктивные последствия конфликта:

  • в поиске и выработке взаимоприемлемых решений;
  • в снятии враждебности участников конфликта по отношению друг другу;
  • в эмоциональной разрядке;
  • в психологическом обновлении отношений;
  • в возникновении более глубокого и адекватного взаимопонимания между людьми.

Структура конфликта

  • Объективный уровень
  • Субъективный уровень
  • Объективный уровень
  • предмет конфликта, то есть, то из-за чего возникает конфликт;
  • основные участники конфликта;
  • второстепенные участники конфликта, то есть те, кто явно или неявно поддерживают основных участников конфликта;
  • факторы физической и социальной среды, непосредственно влияющие на конфликт;
  • факторы физической и макросоциальной среды, опосредованно влияющие на конфликт.

Субъективный уровень

  • образ конфликтной ситуации каждой из сторон;
  • потребности сторон;
  • опасения сторон;
  • позиции сторон;
  • актуальное психическое состояния участников конфликта;
  • динамические составляющие индивидуально-психологических особенностей участников.

Конфликты. Способы разрешения конфликта

Актуальность темы

Во всех сферах человеческой деятельности при решении разнообразных задач в быту, на работе или отдыхе приходится наблюдать различные по своему содержанию и силе проявления конфликты. Они занимают значительное место в жизни каждого человека, поскольку последствия некоторых конфликтов бывают слишком ощутимы на протяжении многих лет жизни. Они могут съедать жизненную энергию одного человека или группы людей в течение нескольких дней, недель, месяцев или даже лет.

Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникнет.

Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т.д. Однако оно, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия, и вступают в открытое конфликтное взаимодействие. В процессе конфликтного взаимодействия его участники получают возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решения, и именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта. Сказанное, конечно, не означает, что конфликт всегда носит положительный характер.

Содержание понятия конфликта. Классификация конфликтов

Конфликт (лат. conflictus) — столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. Любые организационные изменения, противоречивые ситуации, деловые и личностные отношения между людьми нередко порождают конфликтные ситуации, которые субъективно сопровождаются серьезными психологическими переживаниями.

С обыденной точки зрения конфликт несет негативный смысл, ассоциируется с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и т. п. Бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное и его необходимо по возможности избегать и уж, если он возник, немедленно разрешать. Современная психология рассматривает конфликт не только в негативном, но и в позитивном ключе: как способ развития организации, группы и отдельной личности, выделяя в противоречивости конфликтных ситуаций позитивные моменты, связанные с развитием и субъективным осмыслением жизненных ситуаций.

К. Левин характеризует конфликт как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы примерно равной величины. Наряду с «силовыми» линиями ситуации активную роль в разрешении конфликтов, их понимании и видении играет сама личность. Поэтому в работах Левина рассматриваются как внутриличностные, так и межличностные конфликты.

В теории социального конфликта Л. Козера конфликт — это борьба по поводу ценностей и притязаний из-за дефицита статуса, власти и средств, в которой цели противников нейтрализуются, ущемляются или элиминируются их соперниками. Автор также отмечает позитивную функцию конфликтов — поддержание динамического равновесия социальной системы. Если конфликт связан с целями, ценностями или интересами, не затрагивающими основ существования групп, то он является позитивным. Если же конфликт связан с важнейшими ценностями группы, то он нежелателен, так как подрывает основы группы и несет в себе тенденцию к ее разрушению.

Способы разрешения конфликта

Соперничество заключается в навязывании другой стороне выгодного для себя решения. Соперничество оправдано в случаях: явной конструктивности предполагаемого решения; выгодности результата для всей группы или организации, а не для отдельного лица или микрогруппы; важность результата борьбы для того, кто поддерживает эту стратегию; отсутствие времени на договоренность с оппонентом. Соперничество целесообразно в экстремальных и принципиальных ситуациях, в случае дефицита времени высокой вероятности опасных последствий.

Уход или уклонение от решения проблемы или избегание, является попыткой выйти из конфликта при миниальных потерях. Отличается от аналогичной стратегии поведения во время конфликта тем, что оппонент переходит к ней после неудачных попыток реализовать свои интересы с помощью активных стратегий. Собственно, речь идет не о решении, а о угасании конфликта. Уход может быть вполне конструктивной реакцией на длительный конфликт. Избежание, применяется при отсутствии сил и времени для устранения противоречий, стремление выиграть время, наличие трудностей в определении линии своего поведения, нежелании решать проблему вообще.

Сглаживание. При таком стиле человек убежден, что не стоит сердиться, потому, что «мы все — одна счастливая команда, и не следует раскачивать лодку». Такой «сглаживатель» старается не выпустить наружу признаки конфликта, апеллируя к потребности в солидарности. Но при этом можно забыть о проблеме, лежащей в основе конфликта. В результате может наступить мир и покой, но проблема останется, что в конечном итоге произойдет «взрыв».

Принуждение. В рамках этого стиля превалируют попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать, не интересуется мнением других, обычно ведет себя агрессивно, для влияния на других пользуется властью путем принуждения. Такой стиль может быть эффективен там, где руководитель имеет большую власть над подчиненными, но не может подавить инициативу подчиненных, создает большую вероятность того, что будет принято неверное решение, так как представлена только одна точка зрения. Он может вызвать возмущение, особенно у молодого и более образованного персонала.

Компромисс. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму недоброжелательность, что часто дает возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон. Однако, использование компромисса на ранней стадии конфликта, возникшего по важной проблеме, может сократить время поиска альтернатив.

Решение проблемы. Данный стиль — признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто использует такой стиль, не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения. Данный стиль является наиболее эффективным в решении проблем организации.

Еще в 1942 году американский социальный психолог М. Фолет указывала на необходимость разрешения (урегулирования), а не их подавления. Среди способов она выделила победу одной из сторон, компромисс и интеграцию. Под интеграцией понималось новое решение, при котором выполняются условия обеих сторон, причем ни одна из них не претерпит серьезных потерь.

Переговоры представляют широкий аспект общения, охватывающий многие сферы деятельности индивида. Как метод решения конфликтов переговоры представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для конфликтующих сторон.

Сотрудничество считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте. Оно предполагает стремление оппонентов к конструктивному обсуждению проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения. Наиболее эффективным является в ситуациях сильной взаимозависимости оппонентов; склонности обоих игнорировать различия во власти; важности решения для обеих сторон; беспристрастности участников

Методы разрешения конфликта

Управление конфликтами — это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта.

Существует достаточно много методов управления конфликтами. Укрупнено их можно представить в виде нескольких групп, каждая из которых имеет свою область применения:

1) внутриличностные, т.е. методы воздействия на отдельную личность;

2) структурные, т.е. методы по устранению организационных конфликтов;

3) межличностные методы или стили поведения в конфликте;

4) переговоры;

5) ответные агрессивные действия. Эту группу методов применяют в крайних случаях, когда исчерпаны возможности всех предыдущих групп.

  1. Внутриличностные методы заключаются в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны другого человека. Некоторые авторы предлагают использовать способ «я-высказывание», т.е. способ передачи другому лицу вашего отношения к определенному предмету, без обвинений и требований, но так, чтобы другой человек изменил свое отношение.

Этот способ помогает человеку удержать свою позицию, не превращая другого в своего врага. «Я-высказывание» может быть полезно в любой обстановке, но оно особенно эффективно, когда человек рассержен, раздражен, недоволен. Следует сразу оговориться, что применение данного подхода требует навыков и практики, но это бывает оправданным в дальнейшем. «Я-высказывание» построено так, чтобы позволить высказать личности свое мнение о создавшейся ситуации, выразить свои положения. Оно особенно полезно, когда человек хочет передать что-то другому, но не хочет, что бы тот воспринял это негативно и перешел бы в атаку.

  1. Структурные методы, т.е. методы воздействия преимущественно на организационные конфликты, возникающие из-за неправильного распределения полномочий, организации труда, принятой системы стимулирования и т.д. К таким методам относятся: разъяснение требований к работе, координационные и интеграционные механизмы, общеорганизационные цели, использование систем вознаграждения.

Не менее полезны средства интеграции, такие как межфункциональные группы, целевые группы, совещания. Например, когда в одной из компаний назрел конфликт между взаимозависимыми подразделениями — отделом сбыта и производственным отделом — то была организована промежуточная служба, координирующая объемы заказов и продаж.

Общеорганизационные комплексные цели. Эффективное осуществление этих целей требует совместных усилий двух или более сотрудников, отделов или групп. Идея, лежащая в основе этой методики — направить усилия всех участников на достижение общей цели.

Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективность организации. Или он может быть дисфункциональным и приводить к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта в основном зависит от того, насколько эффективно им управляют.

Карта конфликта

Потребности стороны АОпасения стороны А
Индивидуально-психологические особенности стороны А
Актуальное психическое состояние стороны А

Позиция стороны А

Второстепенные участники А
Сторона А

конфликтогенные факторы

Предмет конфликта

конфликтогенные факторы

Сторона Б

Второстепенные участники Б

Позиция стороны Б
Актуальное психическое состояние стороны Б

Индивидуально-психологические особенности стороны Б

Потребности стороны БОпасения стороны Б

Типология конфликтов

  1. Субъекты конфликтной ситуации: внутриличностные, групповые, межличностные, межгрупповые.
  2. Фундамент: этнические, экономические, политические.
  3. Конфликтный вид: соперничество, конкуренция, конфронтация.
  4. Объект конфликта: ценности и интересы.
  5. Последствия: конструтивные и деструктивные.

Субъектами конфликта выступают

: свидетели (наблюдатели), подстрекатели (люди, толкающие других на столкновение), пособники (люди, помогающие развивать конфликт советами), посредники (люди, пытающиеся разрешить конфликтную ситуацию).

Предмет конфликта

– обладание тем или иным ресурсом.

Причина конфликта

– обстоятельства, привившие к столкновению двух сторон. Причина выражается в потребности пользования ресурсами.

Повод для конфликта

– какое-либо событие, способствующее возникновению противоречий. Поводы разделяются на стихийные и преднамеренные.

Противоречие

– несогласие точек зрения конфликтующих сторон по экономическим, культурным, политическим вопросам.

Объективные причины

Естественное столкновение значимых материальных и духовных интересов людей в процессе их жизнедеятельности;

Слабая разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия людей;

Недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ;

Устойчивые стереотипы межэтнических отношений, способствующие возникновению конфликтов.

Социально-психологические причины

Потери и искажения информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации;

Разбалансированное ролевое взаимодействие людей;

Разные критерии оценки результатов деятельности и событий;

Внутригрупповой фаворитизм;

Атмосфера соревнования и конкуренции.

Примеры

Наиболее яркий и известный пример глобального социального конфликта – Вторая мировая война. В этом конфликте участвовали многие страны, а события тех лет наложили отпечаток на жизнь большей части населения.

В качестве примера конфликта, возникшего по причине несовпадения систем ценностей, можно привести студенческую забастовку во Франции в 1968 году. Это стало началом череды восстаний с участием рабочих, инженеров и служащих. Конфликт был решен частично, благодаря деятельности президента. Таким образом, общество реформировалось и прогрессировало.

Формы разрешения конфликта и стратегии поведения оппонентов

Сторона АСторона БФорма разрешения
СоперничествоСоперничествоперерастание в другой конфликт
СоперничествоУступкаурегулирование
СоперничествоКомпромиссурегулирование
СоперничествоСотрудничествоурегулирование
СоперничествоУходзатухание
КомпромиссУступкаурегулирование
КомпромиссКомпромиссурегулирование
Сторона АСторона БФорма разрешения
КомпромиссСотрудничествоурегулирование
КомпромиссУходзатухание
УходУступказатухание
УходСотрудничествозатухание
УходУходзатухание
УступкаУступкаурегулирование
УступкаСотрудничествоурегулирование
СотрудничествоСотрудничестворазрешение противоречия, составляющего основу конфликта

Стратегии поведения

  • Соперничество
  • Компромисс
  • Уход
  • Уступка
  • Сотрудничество

Динамика конфликта

  • Этапы развития конфликта:
  • Развитие доконфликтной ситуации
  • Развитие собственно конфликта
  • Развитие послеконфликтной ситуации

Развитие доконфликтной ситуации

  • возникновение объективной проблемной ситуации социального взаимодействия;
  • ее осознание субъектами проблемного взаимодействия;
  • попытки разрешить неконфликтными способами;
  • начало предконфликтной ситуации.

Развитие собственно конфликта

  • инцидент;
  • переход предконфликтной ситуации в открытый конфликт;
  • конфликтное взаимодействие;
  • попытки завершить конфликт;
  • завершение конфликта
  • Развитие послеконфликтной ситуации
  • частичная нормализация взаимодействия участников конфликта;
  • полная нормализация взаимодействия.

Способы разрешения разных типов конфликтов

Виды общения в психологии — что к ним относится, его функции

Есть несколько видов разрешения конфликтов. На практике это происходит как замена деструктивных стереотипов поведения на конструктивные. Грамотное решение конфликта позволит ликвидировать причины противостояния:

  1. Разрешение. Этот способ подходит, если все участники настроены на полное решение и устранение проблемы.
  2. Урегулирование. Обе стороны принимают активное участие в разрешении сложившейся ситуации. Предполагается присутствие третьего независимого лица.
  3. Затухание. Прекращение противодействия с сохранением напряжения.
  4. Устранение. Предполагается устранение провоцирующих условий.
  5. Трансформация. Происходит перемена объекта разногласий, а также мотивов.

Чтобы полностью урегулировать конфликт и исключить повтор ситуации, надо разрешение всех видов и типов конфликтов доводить до конца. Конфликтные ситуации в школе – явление неизбежное и сложное, оно требует урегулирования без травмирования детской психики. Как яркий пример, борьба за лидерство между учениками одного класса, когда автоматически выбирается «антилидер» для постоянной травли и издевательств. На уроках обществознания изучается тема социальных конфликтов, чтобы школьники могли правильно ориентироваться во взрослой жизни.

Есть методы для снятия напряжения и профилактики всех видов конфликтных ситуаций:

  1. Увлечение общим делом, которое будет отвечать интересам обеих сторон.
  2. Развитие способности сопереживания.
  3. Формирование уважения и понимания каждой личности.
  4. Организация праздников, совместного отдыха для снятия психологического напряжения.
  5. Прохождение тренингов, курсов по развитию и укреплению межличностных отношений.

Разрешение конфликтов

Предотвращение конфликтов в коллективе требует постоянной практики. Чтобы управлять организационными конфликтами по всем правилам менеджмента, надо определить вид и причины, их особенности и найти правильный способ разрешения.

Формы возникновения противоречий

Самой широкой областью исследования являются причины возникновения социального конфликта. Здесь классификация происходит по области, в которой произошло изначальное недопонимание. Основными сферами человеческих столкновений служат политические, культурные и эмоциональные поля. В этих областях зачастую происходит 80% социальных размолвок. Базой для их возникновения служит присущее человеку стремление быть счастливым и избежать неприятностей. Однако каждый индивидуум обладает собственными стандартами, по которым измеряется счастливая и неудачная ситуация.

Например, в некоторых частях мира светлая кожа считается признаком красоты и высокого рождения, в других люди скрывают бледность, применяя искусственный загар. Подобные разногласия можно отнести к культурным, а возникший на его основании социальный конфликт будет, скорее всего, протекать в области мирных переговоров.

Правильно определив категорию причины, вызвавшей спор, легче всего найти пути ее решения.

Исходя из изначального стремления индивидуумов к благополучию, общими критериями его достижения являются:

  1. Экономическая стабильность. Включает в себя наличие денег, базовых ценностей и жизненно необходимых ресурсов.
  2. Безопасность и наличие базовых свобод — свобода выбора правительства, условий жизни, справедливый суд, защита базовых прав человека.
  3. Культурное разнообразие. К этой категории относятся свободный доступ к получению образования, свобода выбора религии, развитие науки и искусства.

На основании базовых факторов, жизненно важных для каждого человека, но часто отличающихся по направлению и форме, происходит большинство размолвок. К культурной сфере можно отнести идеологические, религиозные, нравственные, этнические, семейные. Экономическая область и безопасность включают в себя политические, правовые, рабочие, территориальные размолвки. Существует и множество других форм, определяющихся по изначальной причине обострения недоговоренности.

Виды противоречий

  1. Внутренние противоречия – столкновение интересов двух сторон, представленными отдельными индивидами, группами или организациями.
  2. Антагонистические – открытая враждебность, не предполагающая перемирия; неантагонистические – принятие компромиссов).
  3. Основные и неосновные противоречия;
  4. Объективные и субъективные противоречия.

В начале любого рода конфликте лежат противоречия, проявляющиеся в социальном напряжении, носят латентный и статический момент; конфликт – открытая форма столкновения.

Социальный конфликт – стадия столкновения интересов индивидов, групп, институтов или организаций, которые увеличивают противоположные тенденции. Выражается в противоборстве индивидов или групп за пользование или владение блага.

Структура процесса противостояния

Чтобы отнести тот или иной конфликт к некой категории, нужно знать стандартную структуру любого противоречия.

Определив для конкретной ситуации данные факторы, можно делать окончательные выводы о том, к какому типу она относится и в каком виде она может разрешиться.

Неизменными составляющими спора являются:

  1. Субъект, или стороны, переживающие недовольство. Это отдельная личность или группа лиц.
  2. Объект, относительно которого возникла ситуация (материальные или моральные ценности, интересы).
  3. Условия протекания спора и его масштабы (какое количество людей и ценностей затрагивает, в какой форме).
  4. Причина, или что явилось искрой для разжигания противостояния.
  5. Выбранная тактика поведения оппонентов и возможный социальный результат.

Внимательно изучив структуру процесса, можно определить тип возникшего столкновения и найти оптимальные пути его решения.

Открытое и закрытое столкновение

Протекание конфликта может быть открытым или закрытым. Все типы социального взаимодействия можно отнести к одной из этих категорий. Открытым процесс является на этапе, когда обе стороны высказали свои позиции и находятся в курсе происходящего. Если же недовольство и претензии остаются внутри человека или группы, не выходя за ее пределы, даже когда они направлены вовне, то такую форму психологи называют закрытым конфликтом. Несмотря на внешнее спокойствие и молчание, процесс не перестает существовать. Эта форма более опасна, так как имеет тенденцию к аккумуляции энергии, в определенный момент превращаясь во взрыв. Отличным примером будет обида, когда одна сторона копит недовольство, но молчит, потому что не хочет испортить отношения, боится быть непонятой, стыдится высказывания своих потребностей, не может грамотно сформулировать основания претензий.

Следствием такого закрытого процесса будет разрыв отношений или острый взрыв ситуации при возникновении эффекта «последней капли».

Независимо от сложности ситуации, открытые противостояния намного быстрее и легче разрешаются. В процесс развязки включены оба противника, и договоренность возможна только при условии огласки всех спорных моментов и готовности оппонентов идти навстречу друг другу. При насильственном пути решения вопросов часто недовольство остается скрытым побежденным, и социальный инцидент переходит в закрытую форму.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]