Кто такие гении, и что говорит о гениальности психология

Древняя мудрость гласит: «Гениальность – это один процент терпения и девяносто девять процентов потения». Человек гений, обладающий талантом и удивительными умственными способностями, встречается нечасто. Озарение, как высшая степень гениальности, позволяющее делать уникальные открытия, не является результатом обучения.

Признанный гений – Альберт Эйнштейн

В словаре Ефремовой

Ударение: ге́ний

  1. м. устар. Высшая степень творческой одаренности; проявление такой одаренности.
  2. Выдающиеся способности, дарование, талант в определенной сфере деятельности.
  • м.
      Тот, кто обладает высшей степенью творческой одаренности.
  • разг. Тот, кто в совершенстве владеет чем-либо
    1. Дух, покровитель человека, рода, местности.
    2. Дух – покровитель, вдохновитель творчества.
  • перен. Тот, кто приносит кому-л. благо или причиняет зло.
  • гений

    (лат.

    genius)

    высшая степень творческой одаренности; человек, которому присуща такая одаренность.

    …………

    ☼ филос.-эстетич. понятие, сформировавшееся в Новое время (16-18 вв.) на основе древних представлении о «гении» — «духе» (греч., букв. «наделяющий»; лат. genius) как приданном человеку в качестве выражающего его личность и судьбу божества, божеств. двойника, хранителя, а также однокоренного с genius слова ingenio (вошедшего в европ. риторич. теорию), означающего врожденные (собств., полученные при рождении от духа) способности, дарования, изобретательность, остроту ума. По учению Диотимы в «Пире» Платона (202 е), духи-«даймоны» суть «среднее между богом и смертным» и имеют силу «быть истолкователями и передатчиками человеч. дел богам, а божеских — людям, просьб и жертвоприношений одним, наказов и вознаграждений за жертвы — другим», благодаря чему целое бытие связывается воедино. Платон подчеркивает связь с «даймоном» творч. функции — всего относящегося к «жертвоприношениям, таинствам, заклинаниям, прорицанию, волхованию». В «Федре» (242 с) Сократ рассказывает о своем «даймонионе», подающем ему знамения. Действия «даймона» сказываются прежде всего в прорицаниях, а способность прорицания сопрягается также и с душой так, что подаваемые извне божеств. знаки оказываются одновр. и «внутр. голосом» личности. Т.о., представления о «даймоне» и соотв. римском «гении» (сами по себе крайне разнообразные в народных верованиях и лит. свидетельствах на протяжении веков) в своем филос. истолковании, в качестве своих осн. импликаций предполагают: творч. природу Г. как силы вдохновения, озарения; осуществление взаимосвязи целого, обеспечивачивающей его бытие; не просто закрепленность Г. за индивидом, но сопряженность Г. с «душой» как внутр. началом человека, личности. Все эти моменты сохранены и отражены в новоевроп. понятии Г., в иных отношениях порывающем с традицией. Все они получили развитие лишь в возрастании индивидуализма в новоевроп. культуре, через ренессансную идею обожения человека и представление о художнике как «втором боге».

    В 18 в. совершается процесс интериоризации Г. как руководящей человеком божеств., идущей извне силы, — теперь Г. начинают понимать и как внутр., имманентную душе творч. способность. Посредником между гуманистич. наследием и нем. философией рубежа 18-19 вв., сыгравшей решающую роль в переосмыслении Г., послужил Шефтсбери, писавший: «Поэт — уже второй Творец, подлинный Прометей, ходящий под Юпитером. Подобно этому верховному художнику, или же всемирной пластич. природе, он созидает форму целого, соразмерную и пропорциональную в самой себе…» («Солилоквия», I, III). В к. 18 в. (особенно в т.н. «гениальную» эпоху «Бури и натиска» 1770-х гг. в Германии), в связи с усилением антиритор. тенденций в творчестве и эстетич.теории, возникает представление об индивид. и оригинальном (первозданном) Г., к-рый создает правило, а затем следует ему, т.е. самовластно творит особый, изначальный худож. мир. Такое представление, утрачивая полемич. крайность, переходит в нем. классич. философию и нем. неогуманизм рубежа 18-19 вв., Г. уравновешивается с природой, а «интериоризированный» Г. никогда не порывает связи с Г. как традиц. представлением-мифологемой. Деятельность Г. глубоко сплетается с деятельностью природы, Г.-художник пластически ваяет бытие наподобие бога или природы; ср. у К.Ф. Морица (О пластич. подражании прекрасному, 1788): «Пластич. гений должен, насколько возможно, схватывать все спящие в нем пропорции великой гармонии, объем к-рой шире его индивидуальности» — Moritz К. Ph. Schriften zur Asthetik und Poetik. Tub., 1962; 84). Кант определял Г. как «талант (природный дар), к-рый дает правило искусству», или, иначе, как «прирожденные задатки души», посредством к-рых природа дает правило искусству (Критика способности суждения). Т.о. между внешним и внутр. истоками Г., гениальности, устанавливается равновесие. Соотв. у Шеллинга в «Философии искусства»: «… вечное понятие человека в Боге как непосредств. причина его (человеч.) продуцирования (творчества) есть то, что называют гением, это как бы genius, обитающее в человеке божественное». В понятии Г. у Канта, обобщающего долгий процесс нового осмысления Г., входит и «оригинальность» творчества, и его бессознательность, нерефлективность (откуда и у Шиллера связь Г. с «наивной», т.е. не рефлектирующей себя поэзией), и его внеличностность (сама природа говорит в художнике). Г. относится у Канта лишь к «изящному искусству», к-рое единственно не подчиняется заведомому правилу.

    В 19 в. создается нейтральное в отношении традиции представление о Г., о гениальности как высшей творч. способности, в отрыве от внутр. формы слова «Г.», от Г. как мифологемы, от традиции ее переосмысления. Вследствие этого Г. мог становиться расхожим, необязат. представлением, присущим массовому эстетич. сознанию, но в то же время и наст. проблемой философии и психологии творчества. Здесь Г. выступает как по сути дела новое понятие, развившееся в недрах традиционного и заключившее в себя нек-рый итоговый смысл его. Жан-Поль, отличая Г. от таланта (Приготовительная школа эстетики), пользуется собственно уже новым понятием. Точно также и Гегель в «Эстетике» понимает Г. как самосознат. творчество, вовсе не соединяя Г. с традиц. мифологемой вдохновляющего божеств, или природного начала и снимая любые «ограничения» на деятельность Г., к-рый может проявить себя в любой области, не только в искусстве. В 19 в. представление о Г. отчасти соединяется с культом «героя» как сверхчеловеч. личности (уже у Карлейля, Ницше), противопоставляемого нетворч. и враждебной художнику, подлинному искусству, массе, «толпе». Такой культ Г.-«героя» становится непременным, доводимым до абсурда моментом усредненного бурж. сознания. Вместе с тем начинается и эпоха всестороннего изучения феномена Г. Поскольку новое понятие Г. от прежнего отличается прежде всего имманентностью Г. личности, изучение психофизиол. субстрата Г. приводило в иррационалистич. течениях науки и философии к представлениям об отклоняющейся от нормы, патологич. природе Г. (что соответствует, однако, традиц. представлению об «одержимости» божеством, о близости «вдохновения» и безумия). Естественнее, однако, считать Г. феноменом, не выходящим за рамки нормального: гениальная личность наделена редким и каждый раз индивидуально структурированным комплексом свойств и способностей, предрасполагающих личность к творчеству (обычно в самых разных областях деятельности), но обычно позволяющих сделать решит. выбор в пользу одного, осн. вида деятельности. Очевидно, что гениальность предопределена не только выдающейся силой (выходящей тем самым за пределы обычного) способностей, но, может быть, еще более того необычной динамикой их сочетания в личности. При этом разные свойства, влечения, способности должны находиться в этой личности в подлинно редкостном состоянии, в к-ром явная их дисгармония, приводящая в равновесное, гармонич. состояние, и нарушение равновесия на к.-л. уровне личности, во всяком случае, компенсировано на самом высш. творч. ее уровне — где она выступает как создающая шедевры творчества. Творчество гениально одаренного человека является тактич. разрешением заложенных в его личности противоречий. Отсутствие совершенно необычного соотношения свойств и способностей привело бы к тому, что более или менее равномерное развитие самых разных способностей не позволило бы выделиться одной основной, концентрация на к-рой совершенно неизбежна и для гениально-одаренного человека (разносторонняя одаренность при этом внутренне непременно сказывается на рез-тах гениальной деятельности — как особое богатство, многогранность создаваемого). Наличие только одной резко выраженной способности не позволило бы, напротив, сложиться конечной гармонии. Нередко наблюдаемая «странность», неуравновешенность, житейская неустроенность, необщительность гениальной личности происходит от ее концентрации на творчестве, где и происходит конечная (превышающая обычный уровень) гармонизация сил и способностей личности, тогда как на житейском («бытовом») уровне такая личность может выступить как «некомпенсированная», дисгармоничная. Свойства и способности Г., к-рые проявляются, как правило, на здоровой психофизиол. основе, могут быть весьма редкими — это, напр., может быть способность к интенсивному, непосредственно-свежему восприятию худож. явлений без затухания первонач. впечатлений, а, напротив, с их углублением; способность интуитивно воспринимать и осознавать, осмыслять как единое целое огромные массы художественно-упорядочиваемого материала (Моцарт говорил о своей способности охватывать единым, мгновенным взглядом целую часть симфонии); способность к непривычному ассоциированию разл. явлений, их сторон, кажущихся далекими, приводящая к нетривиальному худож. или научному мышлению, к открытиям в науке, технике, искусстве и т.д.; способность к мгновенному осознанию своей творч. деятельности, не нарушая однако ее спонтанности. Проявление способностей Г. всякий раз индивидуально и неповторимо. Показательно и восходит к глубокой традиции сравнение деятельности Г. с молнией: «Внутр. замысел и осуществление гениальной фантазии одновременно предстают нам как удар молнии в их мгновенном взаимопроникновении и неуловимейшей жизненности» (Гегель, см. Эстетика. Т. 3. М., 1971. С. 341). Благодаря таким качествам гениально-одаренная личность в искусстве, науке, философии и т.д. начинает выражать свою истор. эпоху с особой, максимально доступной человеку, глубиной, не будучи связана множеством второстепенных, несуществен. ее моментов, обстоятельств; отношение Г. к его времени всегда парадоксально, т.к. Г. видит сущность происходящего глубже, шире, многограннее своих современников.

    Лит.

    : Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М., 1991; Zilsel E. Die Entstehung des Geniebegriffs. Tub., 1926; Nowak H. Zur Entwicklungsgeschichte des Begriffs Daimon: Diss. Bonn, 1960; Schmidt-Dengler W. Genius: zur Wirkungsgeschichte antiker Mythologeme in der Goethezeit. Munch., 1978; Schmidt J. Die Geschichte des Genie-Gedankens in der deutschen Literatur, Philosophie und Politik 1750-1945. Bd. 1-2. Darmstadt, 1988; Zilsel E. Die Geniereligion. Ein kritischer Versuch iiber das moderne Personlichkeitsideal, mit einer historischen Begrundung. Fr./M., 1990.

    A.B. Михайлов.

    Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

    В словаре Д.Н. Ушакова

    ГЕ́НИЙ, гения, ·муж. (·лат. genius) (·книж. ). 1. Высшая творческая способность в научной или художественной деятельности. Научный гений Ленина. 2. Человек, обладающий подобной способностью. Дарвин был гений. 3. В римской мифологии — низшее божество, дух-покровитель человека, рода, местности. | В фантастической литературе — сверхъестественное существо, олицетворение добра, зла и т.п. | перен. (с прил. добрый, злой). О человеке, оказывающем на кого-что-нибудь благодетельное или же дурное влияние, приносящем *****

    Значение слова Гений по словарю Брокгауза и Ефрона:

    Гений (в общем см. Гениальность) — лат. genius (от genus — род), первоначально — дух умершего родоначальника, которому воздавалось религиозное почитание. Современное словоупотребление сохраняет некоторую связь с этим первоначальным смыслом. Г. теперь называется человек: 1) который живет повышенной, потенцированной внутренней жизнью и 2) деятельность которого имеет не только личное, а общее родовое

    значение (для
    народа
    или для всего
    рода
    человеческого). Гениальность как высшая степень одаренности сравнительно с талантом как низшей не подлежит точному определению. само различие условно, попытки строгого разграничения произвольны и применение их спорно. В разных языках слово Г. употребляется в разной мере и с различными оттенками. всего расточительнее на него французы, у которых, кроме особого личного свойства, им обозначается также дух сложных и собирательных явлений (например, le g &eacute.nie de la langue, le g&eacute. nie du Christianisme). приблизительно так же, но менее щедро, употребляют это слово англичане. немцы склонны ограничивать его областью художественного творчества и умозрения. особого внимания заслуживает взгляд Шопенгауэра (см. это имя). у немцев, а также у русских Г. более разграничивается с талантом, нежели у французов и англичан.
    Вл. С.

    В словаре Словарь иностранных слов

    я, м.

    1. Высшая творческая способность. Поэтический г. Пушкина.||Ср. ТАЛАНТ» title=’ТАЛАНТ, ТАЛАНТ это, что такое ТАЛАНТ, ТАЛАНТ толкование’>ТАЛАНТ I.

    2. одуш. Человек, обладающий такой способностью. Он не похож на гения.||Ср. ТАЛАНТ» title=’ТАЛАНТ, ТАЛАНТ это, что такое ТАЛАНТ, ТАЛАНТ толкование’>ТАЛАНТ I.

    3. В древнеримской мифологии: дух — покровитель человека, позже — вообще олицетворение добра, зла и т.п. Добрый г. (тот, кто помогает кому-нибудь, оказывает на кого-нибудь благотворное влияние). «Гений чистой красоты» (Пушкин).

    Поделиться значением слова:

    Определение слова «Гений» по БСЭ:

    Гений (лат. genius) 1) в древнеримской религии и мифологии добрый дух, сверхъестественное существо, охраняющее человека на протяжении всей его жизни. День рождения римлянина считался праздником его Г., которому приносились жертвы, совершались возлияния и курения. Римляне почитали также Г. — покровителей семьи, общины, города и всего римского народа. Культ Г. в Древнем Риме — разновидность широко распространённого у многих народов в период разложения общинно-родовых отношений культа личных духов-покровителей. 2) Высшая степень творческой одарённости, а также человек, обладающий подобной одарённостью. см. Гениальность.

    Примечания

    1. Гений // Словарь античности
    2. демон // Этимологический словарь русского языка = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва, под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина [т. I]. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс, 1986—1987.
    3. Демон / Иванов В. Вс. // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1987—1988.
    4. Возможно, Задкиил.

    Признаки гениальности

    • Мощная интуиция. Как правило, гению необязательно обладать полным спектром знаний в нужной области. Недостающую информацию он с лихвой компенсирует действиями по наитию.
    • Развитое воображение. Именно оно служит гению указателем, давая возможность творить, не опираясь на существующие стандарты.
    • Уникальность. Как правило, гении не развивают уже имеющееся, а создают нечто принципиально новое, отличающееся от всего, что было прежде.
    • Усидчивость, внимательность, трудолюбие. Без этих качеств сложно достичь чего-либо. А гений, как мы уже говорили, обязательно должен оставить свой след в истории.
    • Максимальная увлеченность. Неважно, о какой области идет речь, о науке или об искусстве — когда гений творит, для него прекращает существовать всё остальное.
    • Высокая самооценка. Гении обычно являются абсолютно самодостаточными личностями. Они верят в себя и в своё дело. Такое отношение просто необходимо для того, чтобы человек мог отдавать всего себя тому, чем занимается.

    У гениальности есть ещё одна особенность. Обычные способности человека можно развить в одаренность, а затем и в талант. Но не в гениальность — это качество, которое либо есть изначально, либо нет вовсе. Обычно гения видно, ещё в раннем детстве, тогда как талант может проявить себя в любом, даже преклонном, возрасте.

    Ученые наверняка будут ещё очень долго биться над ответом, кто же такой гений, благодаря каким факторам он появляется на свет и почему так редко.

    Очевидно одно: в какой бы сфере ни проявилась гениальность, она всегда сумеет заявить о себе и обязательно оставит глубочайший след в истории человечества.

    Гении в оккультизме и магии

    В 1898 году С. Л. Макгрегор Мазерс перевёл с французского языка на английский один необычный трактат под названием «Книга священной магии Абрамелина-мага, кою Авраам Еврей передал сыну своему Ламеху. Гримуар пятнадцатого века». Рукопись этой книги, выполненная на иврите и представляющая собой руководство по практической магии, хранилась в парижской библиотеке Арсенала (Bibliothèque de l’Arsenal) и в конце XVII века была переведена на французский.

    В этом гримуаре маг Абрамелин провозглашает, что каждый человек связан с особой духовной сущностью, которая именуется Священным Ангелом-Хранителем, без вступления в духовный союз с которым для человека невозможно по-настоящему продвинуться по пути духовного развития или повелевать обитателями сфер низшей природы.

    Единственный Наивысший Ритуал — это достижение Познания и Собеседования со Священным Ангелом-Хранителем. При этом весь человек поднимается и вытягивается в вертикальную прямую линию. Любое отклонение от этой прямой линии грозит превратиться в чёрную магию. Любая другая операция — это чёрная магия.

    А. Кроули, «Магия в теории и на практике»

    Помимо утверждения существования высшего покровителя человека «Книга священной магии Абрамелина-мага» содержит описание детальной процедуры вызова личного гения, а также системы магии, переданной личным гением самому Абрамелину. Так, согласно «Книге священной магии Абрамелина-мага», установив собеседование с ангелом, маг получает инструкции для вызывания «Четырёх Великих Князей Зла» и подчиняет их, связав клятвой преданности. В последующие дни маг призывает и подчиняет прочих духов зла, пока все население адских царств не поклянётся в преданности и не станет повиноваться магу, что означает торжественную победу человека над низшей природой, персонифицированной в образах демонов.

    Эта процедура очень напоминает события, описанные в другом магическом гримуаре, известном под названием «Завещание Соломона», в котором легендарный царь посредством помощи божьих ангелов подчинил себе всех злых демонов и заставил их участвовать в строительстве Божьего Храма, что может быть понято как буквально так и иносказательно.

    Они последовали за тем, что читали дьяволы в царстве Сулеймана (Соломона). Сулейман (Соломон) не был неверующим. Неверующими были дьяволы, и они обучали людей колдовству, а также тому, что было ниспослано двум ангелам в Вавилоне – Харуту и Маруту. Но они никого не обучали, не сказав: «Воистину, мы являемся искушением, не становись же неверующим». Они обучались у них тому, как разлучать мужа с женой, но никому не могли причинить вред без соизволения Аллаха. Они обучались тому, что приносило им вред и не приносило им пользы. Они знали, что тому, кто приобрел это, нет доли в Последней жизни. Скверно то, что они купили за свои души! Если бы они только знали!

    История также содержит упоминания о контактах магов с гениями, обучающими и наставляющими людей. Так, в «Критической истории Испанской инквизиции» Хуан-Антонио Льоренте рассказывает историю об учёном докторе XVI века, Эухенио Торальбао, которому явился ангел Зекиил.[4] Ангел являлся «в облике белого и белокурого юноши, одетого в платье телесного цвета и чёрную верхнюю одежду» и учил доктора добру и тайным наукам. Эухенио Торальбао наивно полагал, что раз Зекиил «никогда ничего не говорил против христианской религии», то инквизиция не будет иметь к нему претензий, а потому не скрывал своего союза с гением. Однако лишь униженное отречение от ангела и покровительство влиятельных особ обеспечили учёному сравнительно мягкий приговор за колдовство — 4 года тюрьмы.

    Более успешным примером такого контакта современные оккультисты считают историю английского мага Джона Ди, который в конце XVI века с помощью своего ассистента Эдварда Келли предпринял успешную попытку установления контакта с ангелами. Её итогом стало создание при содействии архангела Уриила системы енохианской магии, которая большинством современных магов признаётся наиболее сильнодействующей.

    Достижение собеседования со Святым Ангелом-Хранителем считается одной из наиболее важнейших задач мага-телемита.

    Алистер Кроули в письме к Frater Р. раскрывает имена, под которыми Святой Ангел-Хранитель известен различным магическим и религиозным традициям:

    Теософы называют его Высшей Самостью, Молчаливый Наблюдатель или Великий Мастер. В Ордене «Золотой Зари» его называют Гением. Гностики называют Логосом. Египтяне говорят Асар Ун-нефер. Зороастр говорит об объединении всех этих символов в форме Льва — см. халдейские Оракулы. Анна Кингсфорд называет его Адонай (Одетый в солнце). Буддисты называют его Ади-Буддой — (говорит Е. П. Б.) Бхагавад-Гита называет его Вишну (глава XI). И Цзин называет его «Великий Человек». В Каббале его называют Иехида.

    Основные признаки гения

    Если человека зовут гением, что это значит, уже понятно, но как его определить среди других людей?

    К сведению. Как утверждает статистика, один признанный гений встречается на 50 млн. человек. К примеру, генетики заявляют, что на сто тысяч новорожденных может родиться всего один потенциальный гений.

    Несмотря на маленький процент гениев в обществе, можно определить такого человека по следующим параметрам:

    • особому душевному состоянию в сочетании с врождёнными способностями;
    • использованию интуиции;
    • настойчивости и уверенности в себе;
    • инновационности мышления;
    • пониманию призвания и продуктивной его реализации в определённой области.

    Замечено, что некоторые из таких удивительных людей в детском возрасте фокусируются на чём-то одном. Они могут отставать в школе по другим предметам или даже не справляться со школьной программой.

    Интересно. Альберта Эйнштейна считали отсталым ребенком, и он не преуспевал в начальных классах. Максим Горький вообще не писал школьных сочинений и закончил только два класса.

    Врождённых признаков гениальности недостаточно, необходимо их выявлять и развивать.

    Гении в греческой мифологии

    Основные статьи: Даймоний

    ,
    демон
    В греческой мифологии аналогом гениев являются некоторые даймоны (демоны[2])[3]. Добрый гений именовался агатодаймоном

    или
    агафодаймоном
    (от греч. αγαθο, хорошо, благой), злой —
    какодемоном
    (от греч. κακό, зло).

    Сократ описывал своего личного даймона-гения как внутренний голос, который всегда предупреждал философа, как только тот хотел совершить неправильный поступок. В «Федоне», 107—108, Сократ объясняет, что даймоний человека, заботившийся о душе при жизни, помогает душе покинуть мир живых и спуститься в Аид, что роднит даймония с описанием ангела Азраила.

    В диалоге «Эпиномис» Платон, ученик Сократа, говорит, что даймоны «относясь, однако, к роду, умеющему быстро учиться и обладающему хорошей памятью, они прочитывают все наши мысли и относятся к добрым и благородным с поразительной милостью, однако очень злые мысли они воспринимают с крайним отвращением». В диалоге «Государство» Платон говорит, что злоключения человечества объясняются «недостатком внимания со стороны даймона, воспитавшего нас, руководившего нами… и сделавшегося слабым и беспомощным». В диалоге «Тимей», 41, Платон приводит миф о сотворении мира, в котором демиург обращается к первым богам и приказывает создать племя существ, которое являлось бы «руководящим принципом для тех, кто хочет следовать справедливости и за богами».

    Литература

    • Гении // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
    • Гуили Р. Э.
      Энциклопедия ангелов. — М.: Вече, 2008. — 416 с.: ил. — ISBN 978-5-9533-1941-6
    • Фоссе Ш.
      Ассирийская магия. Пер. с франц. В. Л. Санина; пер. с аккадск. и шумерск. В. В. Емельянова. — СПб.: Издательская группа «Евразия», 2001. — 336 с. — ISBN 5-8071-0082-4
    • Genius loci // Латинско-русский и русско-латинский словарь крылатых слов и выражений

    Можно ли развить гениальность

    Если гениальность – это высшая степень одарённости и вдохновения, то необходимо знать, как называются все ступени этой лесенки. Она состоит из следующих позиций:

    • задатки – особенности нервной системы человека, на базе которых формируются различные способности личности;
    • способности – психологические качества, позволяющие индивиду легко приобретать навыки, знания и умения в различных областях;
    • одарённость – сочетание разных развитых способностей;
    • талант – выдающиеся способности, которые проявляются и отшлифовываются с приобретением опыта и формируют впоследствии определённые навыки;
    • гениальность – высшая форма функционирования личности в интеллектуальном или творческом плане.

    Только бесконечный упорный труд, приложенный для прохождения всех этих уровней, приводит к конечному результату.

    Уровни способностей

    Как из ребенка воспитать гения

    Зная, что означает гений, можно, набравшись терпения, внимательно наблюдать за ребёнком, чтобы изначально выявить задатки гениальности.

    Важно! Гений определение которого уже понятно, из ребёнка может вырасти. Он будет не тот, каким его желают видеть родители, а тот, который заложен природой.

    Говоря простым языком, взрослые обязаны следовать определённой методике, а именно:

    • изначально определить, к какому типу относится мышление малыша, и выявить его способности;
    • не мешать стремлению маленького человека к самостоятельному развитию и воздерживаться от навязывания своего мнения и идей;
    • поддерживать и всячески помогать развитию харизмы и лидерских задатков, они свидетельствуют о высокой самооценке и осознании своих сильных сторон;
    • помогать малышу, развивать уверенность в себе – это фундаментальное ощущение для проявления таланта;
    • формировать креативность мышления и настойчивость в осуществлении намеченных целей;
    • давать ребёнку свободу выбора, быть объективными и прививать умение не останавливаться на достигнутых успехах.

    Осторожно. Нельзя направлять деятельность ребёнка туда, куда хочется родителям. Важно позволить ему самостоятельно избрать свой путь и профессию.

    Будущий гений

    Несбывшиеся профессиональные мечты родителей, боязнь отклониться от общепринятых норм поведения и задачи социальной адаптации – вот только несколько препятствий на пути гениального становления личности. Чтобы стать гением, человек должен мыслить и жить нестандартно. Ненормальность в том понимании, как её трактует общественность, – один из базовых признаков гения.

    Виды гениальности

    Идеалист — что это за человек

    Кто такой гений понятно, каковы бывают виды этого уникального состояния? Различают следующие формы его проявления:

    • эмоциональная;
    • творческая;
    • научная;
    • спортивная;
    • практическая;
    • бытовая;
    • предпринимательская.

    Внимание! Отдельно можно выделить два деления по способу реализации. Первый – когда личность, оставаясь готовой к новому, может легко переключаться из одного вектора поиска открытий на другой. Второй – когда гений работает и совершает изобретения в узком ключе до конца жизни.

    Гениальность и гениальный человек

    Гений это человек, который обладает рядом отличительных качеств. К таким индивидуальным чертам относятся:

    • интуиция – способность постижения истины без каких-либо умозаключительных процессов;
    • фантазия – сила воображения;
    • творчество – деятельность, направленная на создание чего-то абсолютно нового.

    Важно! Гений, обладая всеми знаниями культурного наследия предков, не боится перешагнуть через старые нормы и открыть неведанные горизонты в своей области творения.

    Гениальность есть наибольшая степень дарования личности, которое человек реализует в своей трудовой деятельности.

    Понятие в психологии

    Если общество определяет гениальность, как искру Божию, то психоаналитики считают её плодом защитного механизма психики – сублимацией. При срабатывании подобной защиты, отвечающей за снятие внутренних напряжений, энергия перенапряжения направляется на достижение целей социального характера. По мнению психологов, гениальная личность способна к инсайту.

    Холерик — что это за человек

    Кстати. Инсайт – это прорыв на интуитивном уровне при решении поставленной интеллектуальной задачи.

    С точки зрения психологии, состояние гениальности не что иное, как отклонение от нормы. Оно носит генетическую предрасположенность и порой граничит с безумием. Такие люди могут обладать пониженным эмоциональным интеллектом, что способствует развитию биполярного аффектного расстройства и шизофрении. В этом случае именно болезнь помогает создавать гениальные шедевры.

    Замечено. Гении – «люди не от мира сего», зачастую не приспособлены к обычной жизнедеятельности. Они настолько увлечены своим занятием, что живут в гештальт-моменте («здесь и сейчас»). Такие личности беспомощны в бытовых ситуациях и порой не могут находить общий язык с другими людьми.

    Гениальность и помешательство

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]