Юношество. Особенности развития личности в возрасте от 15–16 до 20 лет


На про­тя­же­нии всего юно­ше­ского воз­раста — 15 — 20 лет — лич­но­стью дости­га­ется высо­кий уро­вень интел­лек­ту­аль­ного раз­ви­тия, обо­га­ща­ется мен­таль­ный опыт, впер­вые зна­чи­тельно рас­смат­ри­ва­ется своя инди­ви­ду­аль­ность, соб­ствен­ный внут­рен­ний мир, фор­ми­ру­ется целост­ный Я‑образ, осу­ществ­ля­ется само­опре­де­ле­ние в про­фес­си­о­наль­ных и жиз­нен­ных пла­нах, осо­знанно направ­ля­ется соб­ствен­ный взгляд в буду­щее, что ука­зы­вает о ее пере­ходе к этапу взрослости.

Мно­го­об­раз­ные при­знаки юно­ше­ства как инди­ви­ду­аль­ной демо­гра­фи­че­ской, соци­ально-пси­хо­ло­ги­че­ской группы, при­су­щей язык и нормы пове­де­ния, осо­бые цен­но­сти, реши­тель­ность в реа­ли­за­ции замыс­лов, досуг, стиль, реши­тель­ность, явля­ется озна­ме­но­ва­нием свой­ствен­ной лишь ему пси­хо­ло­ги­че­ской, соци­аль­ной ситу­а­ции развития.

В период юно­сти, лич­ность выхо­дит на рубеж отно­си­тель­ной зре­ло­сти, в дан­ный период завер­ша­ются ее пер­вая соци­а­ли­за­ция, без­удерж­ное раз­ви­тие и рост организма.

Само­опре­де­ля­ясь и утвер­жда­ясь в миро­воз­зре­нии, стре­мясь к инди­ви­ду­аль­ной непо­вто­ри­мо­сти, девушки и юноши про­яв­ляют более высо­кий, в срав­не­нии с под­рост­ко­вым воз­рас­том, уро­вень ком­му­ни­ка­тив­но­сти, учеб­ной дея­тель­но­сти, в своем виде­нии буду­щего согла­со­вы­вают отда­лен­ную и близ­кую пер­спек­тивы, зача­стую испы­ты­вая кри­зис идентичности.

В юно­ше­ском воз­расте, харак­тер­ность пси­хи­че­ского раз­ви­тия в боль­шин­стве слу­чаев свя­зана со спе­ци­фич­но­стью соци­аль­ной ситу­а­ции раз­ви­тия, основа кото­рой — поста­новка обще­ством перед моло­дыми людьми жиз­ненно важ­ной, насто­я­тель­ной задачи — при­нять, непо­сред­ственно в дан­ный период, про­фес­си­о­наль­ное само­опре­де­ле­ние, при этом именно в плане реаль­ного выбора.

В период дан­ного воз­раста активно осу­ществ­ля­ется изме­не­ние иерар­хии потреб­но­стей, про­цесс услож­не­ния, фор­ми­ро­ва­ния лич­но­сти. Юно­ше­ский воз­раст имеет осо­бую важ­ность при реше­нии задач выбора жиз­нен­ного пути, само­ре­а­ли­за­ции и само­опре­де­ле­ния, свя­зан­ные с выбо­ром профессии.

Что такое формирование личности

Формирование личности – сложный процесс, не прерывающийся ни на одном этапе человеческой жизни. Попросту говоря, он бесконечен. Само понятие «личность» весьма многогранно, и существует два популярных профессиональных взгляда на это явление. Один из них гласит, что формирование личности ребенка зависит от природных врожденных данных. Второе мнение указывает на то, что личность – социальное явление, и лишь социум оказывает влияние на ее формирование.

По сути, весь период жизни человека, от рождения и до зрелого возраста – это и есть процесс личностного роста либо деградации. Считается, что развитие происходит в деятельности, значимой для личности. Движущей силой можно назвать внутренние противоречия между потребностями взрослеющего ребенка и реальной возможностью их реализации. Деятельность ребенка практически всегда определяется родителями, в той или иной мере направлена ними. Вывод: процесс воспитания – ведущий фактор в формировании личности ребенка.

Превращение в социальную личность

Если мы хотим, чтобы наши дети реализовали свой потенциал в качестве граждан мира, тогда им придётся учитывать мнение другого человека, не упуская из виду свою точку зрения. Несмотря на бессчётное количество противоположных и конфликтующих взглядов, им нужно суметь придерживаться своей идентичности, своих идей, мнений, предпочтений и намерений. Быть социальной личностью означает быть способным к сотрудничеству, пониманию справедливости и учитывать контекст, в котором они находятся. Эти качества лежат в основе здорового морального развития и способности использовать слова, чтобы донести до других свои мысли и чувства.

Так как 3-4-летки находятся в процессе формирования своей личности, превращение в социальное существо для них пока неактуально.

Индивидуальность должна возникать раньше, чем общность, поэтому фокус маленьких детей обычно находится на самих себе. Иногда родители малышей могут волноваться, что их ребёнок слишком зациклен на себе, но такова была задумка природы – они должны сначала научиться понимать самих себя, прежде чем попасть под влияние множества взглядов и точек зрения других людей.

Их мозг всё ещё находится в процессе развития, поэтому им часто недостаёт терпения, а справедливость они понимают как возможность сделать по-своему. Они плохо взаимодействуют с другими, для них совершенно естественно предпочитать одиночество и пропадать в мире собственной фантазии.

Когда ребёнок приближается к возрасту 8-11 лет, он становится всё более способен понимать иронию и парадокс.

Наконец-то до них доходят анекдоты, они понимают игру слов, и теперь они могут быть более терпеливы, когда испытывают фрустрацию. При идеальном развитии мозга они будут к этому времени способны испытывать смешанные чувства, учитывать не только свою точку зрения, но и чужую. Они могут демонстрировать признаки истинного сотрудничества и предупредительности, а также способны на мужественные поступки. Если развитие идёт правильным путём, они будут лучше взаимодействовать с другими и работать над решением проблем и конфликтов. Они будут демонстрировать больше уравновешенности и стабильности в выражении эмоций, так как увеличилась их способность к рефлексии и пониманию происходящего с ними.

Когда у ребёнка начинается подростковый период, то кажется, что он сделал шаг назад, стал непредсказуемым и менее эмоционально стабильным. Это происходит вследствие изменений в мозге и благодаря увеличивающемуся самосознанию, что может переполнять их эмоциями и новым опытом.

К 14-15 годам в идеальном случае возникает уравновешенность и возвращается эмоциональная стабильность. Подростки должны всё чаще начинать видеть мир не через единственную точку зрения, а быть способны учитывать разнообразные события и проблемы. Начнётся развитие морального суждения и осознание себя частью большего общества, это будет время от времени проскальзывать в их утверждениях или идеалах. Их способность к мужеству позволит им уверенно двигаться по направлению к своим целям.

К моменту окончания подросткового периода ребёнок должен стать готовым к жизни в обществе и способным приносить ему пользу.

Индивидуальность нельзя преподать нашим детям или навязать им; её нужно взращивать, культивировать, сохранять и защищать. Реализация личностного потенциала зависит от нашей способности эволюционировать и превращаться в отдельные, адаптивные и социальные личности. В каждом из нас заложены семена зрелого будущего, но для того, чтобы они взошли, требуются время, терпение, понимание и подходящая забота.

Карл Юнг, швейцарский психиатр, высказал прекрасную мысль, что рост можно оценить, только оглядываясь на него в прошлое, но не во время того, как он происходит. В наших детях заложена перспектива зрелого будущего, для которого взрослые в их жизни играют роль повитух.

Дебора Макнамара Перевод Ирины МаценкоИсточник

Дорогие читатели! Чтобы продолжить знакомиться с темой раскрытия личностного потенциала, а также для углубления в тему предлагаем вам прочесть эту подборку статей.

Гордон Ньюфелд о личностном потенциале

О раскрытии внутреннего потенциала

О периодах развития

Как рождается личность ребенка

О значимости покоя для развития

Фазы развития личности

Имеется три фазы формирования личности ребенка

Адаптация

Длится с рождения и до подросткового возраста. Индивидом усваивается социальный опыт – он адаптируется, подражает, приспосабливается. При адаптации происходит активное перенимание общественных норм и овладение различными формами деятельности. Показав в группе собственную индивидуальность, ребенок не может проявить себя как личность до того, как освоит имеющиеся в группе нормы.

Он чувствует необходимость быть таким, как другие, максимально адаптируясь в обществе. Речь может идти о детском садике или школе.

Групповая деятельность может спровоцировать возникновение благоприятных условий для формирования личности ребенка и тех черт, ранее не присущие индивиду, но которые характерны для прочих представителей группы.

Индивидуализация

У ребенка появляется желание противопоставить себя другим, выделиться. Формируется критическое отношение к нормам общества и установленным социальным правилам. Толчком к индивидуализации становятся противоречия между полученным итогом адаптации и не удовлетворенной на начальном этапе потребности в персонализации. Начинается поиск методов, помогающих в обретении индивидуальности, ее фиксации. Это может проявляться в поведении, одежде, речи и так далее. Если при формировании личности ребенка он успешно справился с адаптацией, то постепенно он начинает понимать, что индивидуальность теряется. Индивид мобилизует внутренние ресурсы, начинает поиск общества, способного обеспечить необходимую персонализацию.

Интеграция

У ребенка появляется желание отыскать свое место в социуме, вписаться в общество. Интеграция проходит легко, если общество принимает человека. Возможны и иные результаты. Человек всячески пытается сохранить свою непохожесть, что ведет к агрессивному взаимодействию с обществом и людьми. Интеграция характеризуется противоречиями между желанием субъекта продемонстрировать собственную индивидуальность и желание общности культивировать и одобрять только те индивидуальные качества субъекта, которые имеют соответствие с ее предпочтениями.

Когнитивные изменения

В стар­ших клас­сах школы обу­че­ние свя­зано со вну­ши­тель­ным услож­не­нием и изме­не­ни­ями содер­жа­ния и струк­туры учеб­ного мате­ри­ала, уве­ли­че­нием его объ­ема, в резуль­тате к уча­щимся повы­ша­ется уро­вень тре­бо­ва­ний. Ожи­дают от них чет­ко­сти, уни­вер­саль­но­сти, само­сто­я­тель­но­сти в реше­нии когни­тив­ных задач, гиб­ко­сти, про­из­во­ди­тель­но­сти позна­ва­тель­ной деятельности.

Ори­ен­ти­ро­ва­ние на буду­щее, поста­новка задач лич­ност­ного и про­фес­си­о­наль­ного само­опре­де­ле­ния отра­жа­ется на всем про­цессе пси­хи­че­ского раз­ви­тия, вклю­чая и раз­ви­тие позна­ва­тель­ных про­цес­сов. Учебно-про­фес­си­о­наль­ная дея­тель­ность ста­но­вится основной.

У стар­ше­класс­ни­ков, в срав­не­нии с под­рост­ками, зна­чи­тельно повы­ша­ется инте­рес к уче­нию и школе, так как обу­че­ние накап­ли­вает, свя­зан­ный с буду­щим, непо­сред­ствен­ный жиз­нен­ный смысл. В свою оче­редь, воз­ни­кает зна­чи­тель­ный инте­рес к раз­ным инфор­ма­ци­он­ным источ­ни­кам — книги, теле­ви­де­ние, кино. Отме­ча­ется уси­ле­ние потреб­но­сти в инди­ви­ду­аль­ном при­об­ре­те­нии зна­ний, рас­тет осо­знан­ное отно­ше­ние к обу­че­нию и труду, позна­ва­тель­ные инте­ресы полу­чают широ­кий, дей­ствен­ный и устой­чи­вый харак­тер. Лич­ност­ная изби­ра­тель­ность и направ­лен­ность инте­ре­сов свя­зана с жиз­нен­ными планами.

В дан­ный период отме­ча­ется повы­ше­ние каче­ства памяти школь­ни­ков — уве­ли­чи­ва­ется объем памяти, изме­ня­ются спо­собы запо­ми­на­ния. Одно­вре­менно с непро­из­воль­ным запо­ми­на­нием наблю­да­ется обшир­ное исполь­зо­ва­ние целе­со­об­раз­ных при­е­мов про­из­воль­ного запо­ми­на­ния мате­ри­ала. Уча­щи­еся стар­ших клас­сов при­об­ре­тают мета­ко­гни­тив­ные уме­ния — само­ре­гу­ля­ция и само­кон­троль, вли­я­ю­щие на дей­ствен­ность их позна­ва­тель­ных стратегий.

Когни­тив­ному раз­ви­тию в юно­сти харак­терны — фор­мально-опе­ра­ци­о­наль­ное, фор­мально-логи­че­ское мыш­ле­ние. Это тео­ре­ти­че­ское, гипо­те­тико-дедук­тив­ное, абстракт­ное мыш­ле­ние, име­ю­щее связь с опре­де­лен­ными усло­ви­ями окру­жа­ю­щей среды, суще­ству­ю­щее в насто­я­щий момент.

В период юно­ше­ского воз­раста зна­чи­мое ново­об­ра­зо­ва­ние интел­лек­ту­аль­ной сферы — тео­ре­ти­че­ское мыш­ле­ние, про­цесс его раз­ви­тия. Стар­ше­класс­ни­ков и сту­ден­тов млад­ших кур­сов чаще вол­нует вопрос “почему?” Само­сто­я­тель­нее и актив­нее умствен­ная дея­тель­ность, отме­ча­ется кри­тич­ное отно­ше­ние к содер­жа­нию при­об­ре­та­е­мых зна­ний, пре­по­да­ва­те­лям. Изме­ни­лось пред­став­ле­ние об инте­ресе к пред­мету — под­ростки ценят увле­че­ние пред­ме­том, его опи­са­тель­ную и фак­то­ло­ги­че­скую сто­роны, стар­ше­класс­ни­ков инте­ре­сует неизу­чен­ное, неод­но­знач­ное, что-либо тре­бу­ю­щее рас­суж­де­ния. В цен­но­сти нестан­дарт­ная форма подачи мате­ри­ала, эру­ди­ция преподавателя.

Еще одна харак­тер­ность интел­лек­ту­аль­ной сферы дан­ного воз­раста — выра­жен­ное рве­ние к поиску еди­ных прин­ци­пов и зако­но­мер­но­стей, кото­рые стоят за опре­де­лен­ными исти­нами, тяга к обоб­ще­ниям. Так, как стар­ше­класс­ники, никто не тяго­теет к “кос­ми­че­ским”, гло­баль­ным обоб­ще­ниям, не любит “боль­ших” тео­рий. Вме­сте с тем, в юно­ше­ском воз­расте суще­ствует соче­та­ние широты инте­ре­сов с отсут­ствием метода и системы в при­об­ре­те­нии навы­ков и зна­ний — интел­лек­ту­аль­ный дилетантизм.

Тре­тья осо­бен­ность — это извест­ная юно­ше­ская пред­рас­по­ло­жен­ность к пре­уве­ли­че­нию соб­ствен­ных умствен­ных спо­соб­но­стей и силы сво­его интел­лекта, само­сто­я­тель­но­сти и уровня зна­ний, тяга к вымыш­лен­ной, показ­ной интел­лек­ту­аль­но­сти. Прак­ти­че­ски в каж­дом стар­шем классе есть неко­то­рое коли­че­ство ску­ча­ю­щих, рав­но­душ­ных школь­ни­ков — обу­че­ние для них при­ми­тивно и обы­денно, пода­ва­е­мый мате­риал учи­те­лем акси­о­ма­ти­че­ский, скуч­ный, давно всем извест­ный, ненуж­ный и не име­ю­щий ничего общего с интел­лек­том, реаль­ной нау­кой. Стар­ше­класс­ники обо­жают зада­вать учи­те­лям каверз­ные вопросы, а при полу­че­нии ответа раз­во­дят руками, пожи­мают плечами.

В период юно­ше­ства отме­ча­ется также уве­ли­че­ние пока­за­теля инди­ви­ду­а­ли­за­ции в спо­соб­но­стях и инте­ре­сах, при этом зача­стую осу­ществ­ля­ется допол­не­ние раз­ницы, ком­пен­си­ро­ва­ние нега­тив­ными пове­ден­че­скими реак­ци­ями. Потому учи­тель стар­ших клас­сов с лег­ко­стью может выде­лить группу без­ала­бер­ных, но спо­соб­ных уче­ни­ков, группу хро­ни­че­ских тро­еч­ни­ков, интеллектуалов-отличников.

Интел­лек­ту­аль­ное раз­ви­тие в дан­ный период — это и накоп­ле­ние навы­ков и зна­ний, изме­не­ние струк­туры и свойств интел­лекта, ста­нов­ле­ние осо­бой линии интел­лек­ту­аль­ной дея­тель­но­сти — свое­об­разно-инди­ви­ду­аль­ной системы пси­хо­ло­ги­че­ских средств, исполь­зу­ю­щи­еся чело­ве­ком, сти­хийно или созна­тельно, с целью луч­шей урав­но­ве­шен­но­сти соб­ствен­ной инди­ви­ду­аль­но­сти с внеш­ними, пред­мет­ными усло­ви­ями деятельности.

Улуч­ша­ется вла­де­ние слож­ными умствен­ными опе­ра­ци­ями син­теза и ана­лиза, тео­ре­ти­че­ского абстра­ги­ро­ва­ния и обоб­ще­ния, дове­де­ния и аргу­мен­та­ции. Для деву­шек и юно­шей свой­ственны систе­ма­тич­ность, само­сто­я­тель­ная твор­че­ская дея­тель­ность, уста­новки при­чинно-след­ствен­ных свя­зей, кри­тич­ность и устой­чи­вость мыш­ле­ния. Обра­зу­ется тен­ден­ция к абсо­лют­ной и целост­ной оценке раз­лич­ных явле­ний дей­стви­тель­но­сти, к обоб­щен­ному пони­ма­нию мира. Ж. Пиаже счи­тал, что логика юно­ше­ского воз­раста — это глу­бо­ко­мыс­лен­ная кор­ре­ли­ро­ван­ная система, отли­ча­ю­ща­яся от дет­ской логики, она являет собой суть взрос­лой логики и источ­ник эле­мен­тар­ных форм науч­ного мышления.

Наблю­да­ется актив­ное раз­ви­тие спе­ци­аль­ных спо­соб­но­стей, в боль­шин­стве слу­чаев свя­зан­ные с избран­ной про­фес­си­о­наль­ной сфе­рой — педа­го­ги­че­ские, тех­ни­че­ские, мате­ма­ти­че­ские. В конеч­ном итоге, в юно­сти, когни­тив­ные струк­туры обре­тают слож­ней­шее стро­е­ние и инди­ви­ду­аль­ное своеобразие.

Варьи­ро­ва­ние когни­тив­ных струк­тур слу­жит усло­вием обра­зо­ва­ния спо­соб­но­сти к рефлек­сии, интро­спек­ции. Поступки, чув­ства, мысли юно­шей и деву­шек явля­ются пред­ме­том их мыс­ли­тель­ного ана­лиза и рас­смот­ре­ния. Еще одна зна­чи­мая сто­рона интро­спек­ции свя­зана с уме­нием раз­ли­чать несо­гла­со­ван­ность меж сло­вами, поступ­ками и мыс­лями, поль­зо­ваться иде­аль­ными обсто­я­тель­ствами и ситу­а­ци­ями. Появ­ля­ется воз­мож­ность для созда­ния иде­а­лов — чело­века или морали, семьи, обще­ства, для попы­ток их реа­ли­за­ции, для срав­не­ния их с реаль­ной действительностью.

Зача­стую, без зна­ния пред­по­сы­лок, на огра­ни­чен­ном фак­ти­че­ском мате­ри­але, юноши и девушки имеют склон­ность к тео­ре­ти­зи­ро­ва­нию выдви­га­е­мых гипо­тез, к фор­му­ли­ро­ва­нию обшир­ных фило­соф­ских обобщений.

В буду­щем, в моло­до­сти, интел­лек­ту­аль­ная сфера пред­по­ла­гает более высо­кое и каче­ствен­ное раз­ви­тие, свя­зан­ное с фор­ми­ро­ва­нием твор­че­ских спо­соб­но­стей, а также усво­е­ние инфор­ма­ции, про­яв­ле­ние умствен­ной ини­ци­а­тивы, созда­ние чего-то нового — спо­соб­ность обна­ру­жить про­блему, пере­фор­му­ли­ро­вать и поста­вить вопрос, нахо­дить ори­ги­наль­ные решения.

Какие факторы влияют на развитие личности ребенка

На формирование личности ребенка влияют многие факторы. Из ряда теорий, выдвинутых разными психологами, следует выделить основную мысль: развитие личности происходит на основе природных данных, осознания себя и жизненном опыте. Формирование начинается в раннем возрасте.

Внутренние факторы, оказывающие влияние: темперамент, заложенный на генетическом уровне. Внешние факторы: воспитание, социальный уровень, окружающая среда, и даже текущая эпоха.

Многие специалисты полагают, что гены оказывают немалое влияние на личность, содержа информацию о предках матери и отца. Новорожденный человек продолжает сразу два рода. Это не значит, что он получит их черты характера или одаренность. Природа предоставит ему основу для развития, и ему остается лишь использовать ее.

Значительность биологического фактора высока. Это объясняется, как люди, взрослеющие в одинаковых условиях, становятся уникальными и демонстрируют противоположные качества. Биологические факторы – основа для формирования личности ребенка. Социализация играет не менее весомую роль. Развитие происходит поэтапно. На восприятие мира влияет воспитание, полученное человеком и пример родителей.

Превращение в отдельную личность

В качестве отдельной личности ребёнок должен двигаться к всё возрастающей независимости и ответственности за свои решения. У него должно формироваться ощущение управления своей жизнью, при котором он уверенно стремится к своим собственным целям и за своими идеями. Реализация своего потенциала как отдельной личности означает, что ребёнок видит себя как уникальное существо, он редко будет скучать, он будет полон жизненной энергии и любопытства к тому, что происходит в мире вокруг него.

Признаками превращения в отдельную личность у ребёнка 3-4 лет будут способность играть самостоятельно на протяжении коротких периодов времени, а также время от времени выражение недовольства по поводу накладываемых на него ограничений и запретов.

Чем больше подрастает ребёнок и формирует свои собственные намерения, тем больше его может фрустрировать, когда эти намерения наталкиваются на препятствия и на слово «нет». Дети в этом возрасте могут демонстрировать признаки того, что они хотят что-то делать самостоятельно, например, одеваться сами, приучаться к горшку, они также с готовностью сообщают нам свои идеи и мнение об окружающем мире.

Когда ребёнок дорастёт до среднего периода детства, с 8 до 11 лет, у него возникнут более определённые предпочтения и идеи о том, что ему нравится и кто он такой.

У детей в этом возрасте могут формироваться особые интересы, и они могут брать на себя обязательства в определённых видах деятельности. В идеальном случае они смогут более ответственно относиться к домашним делам, а также выполнять свою домашнюю работу лишь с небольшими подсказками. Им будет доставлять удовольствие обретение большей свободы и возможность рассказывать свои идеи тем, кому они доверяют.

Подростки 14-15 лет, развивающиеся как отдельные личности, в идеале будут способны находиться в одиночестве и заполнять своё время творческими занятиями, такими как рисование, сочинение текстов, музыка или физическая деятельность.

Они должны уметь ставить перед собой цели и уверенно двигаться к ним, например, стремиться больше трудиться, чтобы достичь лучших оценок или освоить музыкальный инструмент. Их могут раздражать друзья, которые копируют других или добиваются успеха обманом. Чем сильнее в подростке идёт процесс становления самим собой, тем больше он будет отталкивать идеи других людей, чтобы создать пространство для своих собственных. Короче говоря, у них возникает аллергия на принуждение.

Воспитание и формирование личности в семье: значение родителей

Психологи убеждены, что решающее влияние на личность ребенка, его восприятие мира, чувства и стремления оказывают родители. Для него важны отношения между отцом и матерью, а также между прочими родственниками. Огромную роль играет отношение семьи непосредственно к ребенку.

Окружающая социальная среда тоже оказывает влияние на формирование личности. Воспитанием называют целенаправленный процесс воздействия на человека, и именно оно находится в основе взращивания личности.

Многие задаются вопросом: «Что несет определяющую роль в личностном развитии и сознании – природные силы, социальная среда?». Нельзя выделить что-то отдельно, однако очевидно, что основополагающими являются первые годы человеческой жизни. Дети, растущие в семье, во многом перенимают поведение родителей, их установки, ценности. Впоследствии личность может приобрести дополнительные незначительные штрихи, но именно в детстве закладывается основа. Если отец и мать мало уделяют внимания малышу, то «материал» для развития он получает из других доступных источников, которые не всегда несут пользу. Родителям стоит помнить об этом, и позаботиться о ежедневно качественном взаимодействии с ребенком. В раннем возрасте хорошо помогает чтение сказок, которое закладывает в малыше понимание добра и зла. Обязательно анализируйте прочитанное, продумывайте другие варианты развития истории.

Развитие личностных особенностей в общении

Общение со взрослыми и сверстниками создает благоприятные условия для развития личности детей дошкольного возраста.

Больше всего дети заняты ролевыми играми, которые подразумевают соблюдение правил, предписанных сюжетом. Прежде, чем приступить к игре, дошкольники распределяют роли, договариваются, каким правилам они будут следовать.

Это учит дипломатии в общении, развивает инициативность, но при том и умение согласовывать свое мнение с мнением других. Дошкольник привыкает учитывать интересы сверстника, да и вообще воспринимать его как личность, а не механического партнера по игровой деятельности.

Кроме деловых, закладываются моральные качества в общении со сверстниками. Дошкольник проявляет сочувствие, если другому больно, стремится оправдать друга, если ему грозит наказание.

Взрослые, с которыми взаимодействует дошкольник, показывают ему пример оценивания всего, что происходит вокруг. Они одобряют, порицают, просто выражают свое отношение. Ребенок, как губка, впитывает подобные высказывания и формирует свои ценностные ориентиры. Например, единственный ребенок в семье, в распоряжении которого находятся все игрушки, станет спрашивать разрешения у сверстника взять его машинку или куклу только в том случае, если ему объяснят взрослые.

Всех ситуаций, чему важно научить малыша, не предусмотреть. Поэтому, чем больше ребенок включен в общение, тем полнее будет накапливаться его опыт и система моральных ориентиров.

Развитие личности дошкольника в социальном отношении происходит благодаря тому, что складывается система ценностных ориентаций и норм поведения. Формируются внутренние позиции и установки. Старший дошкольник уже предполагает, как к нему отнесутся другие люди, если он сделает то или это, поступит так или иначе.

Негативное влияние отрицательного оценивания

Общение немыслимо без оценивания. А ребенку высказывания взрослых еще и помогают сформировать представления о своих возможностях. «Ты еще не можешь прыгнуть с этой лесенки, я тебе помогу», «Нельзя брать машинку у мальчика. Ты его обидишь», «Нельзя так говорить, это плохое слово». Подобные высказывания включают запреты и отрицания, но они указывают дошкольнику важные ограничения.

К сожалению, взрослые используют множество негативных оценок иного рода, которые подчеркивают неумения и недостатки ребенка. Их можно разделить на два вида:

  • Негативная оценка сделанного (плохо сложил игрушки, некрасиво нарисовал, опять пролил суп).
  • Прогнозирующее высказывание отрицательного характера (не бери, а то разобьешь; ты не сумеешь; опять упадешь).

Отрицательные оценки любого вида тормозят активность дошкольника, искажают мнение ребенка о своих возможностях, вредят формированию самооценки и ограничивают личностное развитие.

Какие ошибки допускают родители при воспитании личности

При формировании личности ребенка родителям важно не допускать таких распространенных ошибок.

Категорический запрет

Основная ошибка воспитания. Запаситесь терпением к малышу, уважайте его. Не научившись понимать его, родители идут на неизбежные ошибки, ведущие к психическим и физическим проблемам. Игнорируя желания и интересы ребенка, отвечая на большинство из них категорическими запретами, можно даже пропустить начальную стадию какого-нибудь заболевания. Пример: вы заметили, что ребенок начал есть известь. Первая реакция большинства родителей: недовольство, крик, запрет приближаться к стене. Правильная реакция: визит к доктору. Вероятно, медик расскажет, что в организме малыша наблюдается нехватка солей кальция. К тому же подобное отношение сформирует у ребенка желание совершать некоторые поступки украдкой. Многие становятся скрытными, недоверчивыми.

Гиперопека

При формировании личности ребенка гиперопека – не лучший помощник. Чрезмерная опека может отрицательно подействовать на малыша. Когда он достигает определенного возраста и пытается проявить самостоятельность, то зачастую это воспринимается в штыки. Пример: ребенок хочет сам пользоваться ложкой, но мама, боясь что он испачкается или не справиться, продолжает его кормить сама.

Гиперопека проявляется в насильственном действии, что может обернуться возникновением невроза. В прочих случаях опека без крайней необходимости может обернуться тем, что ребенку так и не удастся обрести друзей, ведь мама и бабушка неотрывно находится рядом. У личности могут появиться трудности с социализацией, он не приобретает способность высказать и отстоять свое мнение. Возможные последствия: психологические проблемы, устраняющиеся только при содействии специалистов.

Чрезмерная требовательность

Для полноценного формирования личности ребенка нужно, чтобы он не только знал, но и осознавал, что дозволено, а что запрещено. Если проявлять к нему чрезмерную требовательность, не давая четких объяснений причин, почему нужно поступать так, как вы говорите, то к добру это не приведет. Какие черты приобретет личность? Раздражительность, упрямство. Лучший вариант: родители детально объясняют мотивы своих требований, и со временем они становятся личными убеждениями ребенка.

Нотации

Первый фактор, провоцирующий детский протест – длительные нотации. Нередко родители полагают, что ребенок лучше усвоит информацию, выслушав долгие и повторяющиеся нотации. В них нет никакой необходимости. Этот подход не имеет конструктивной составляющей. Особенно табу – другие дети, ставящиеся в пример. Постепенно ребенок начнет воспринимать их, как личных врагов. Нудные нотации зачастую вызывают негативную реакцию, теряя свою воспитательную ценность.

Безмерное баловство ребенка

Родители, слишком балующие своих детей, создают большую проблему. Это явление не менее негативно, чем нехватка влияния. Разбалованные дети, не знающие ни в чем отказа, не имеющие обязанностей со временем сталкиваются с невозможностью побороть даже мелкие жизненные преграды, проблемы. При возникновении ситуации, когда их желания и реальность не совпадают, ведут к перенапряжению нервной системы, что может обернуться срывом.

Психические процессы, связанные с определением будущей профессиональной деятельности

В период юно­ше­ского воз­раста осу­ществ­ля­ется про­фес­си­о­наль­ное, лич­ност­ное само­опре­де­ле­ние. Сооб­разно поня­тию И.С. Кона, само­опре­де­ле­ние про­фес­си­о­наль­ное под­раз­де­ляют на неко­то­рое коли­че­ство ступеней.

  1. Дет­ская игра. При­ме­ряя на себя игро­вую роль пред­ста­ви­теля раз­но­об­раз­ных про­фес­сий, ребе­нок “про­иг­ры­вает” какие-либо эле­менты пове­де­ния, свя­зан­ного с ними.
  2. Фан­та­зия под­рост­ко­вая. Ребе­нок под­рост­ко­вого воз­раста вооб­ра­жает себя в роли заин­те­ре­со­вав­шей его профессии.
  3. Ори­ен­ти­ро­воч­ный выбор про­фес­сии. При рас­смат­ри­ва­нии спе­ци­аль­но­стей моло­дежь руко­вод­ству­ется на пер­вых порах сво­ими инте­ре­сами — “Мне инте­ресна мате­ма­тика. Буду учи­те­лем мате­ма­тики”, потом спо­соб­но­стями — “Я хорошо осва­и­ваю ино­стран­ный язык. Стану пере­вод­чи­ком”, а затем систе­мой цен­но­стей — “Хочу твор­че­скую работу”.
  4. Прак­ти­че­ское при­ня­тие реше­ния. Осу­ществ­ля­ется кон­кретно выбор спе­ци­аль­но­сти, вклю­ча­ю­щий в себя состав­ля­ю­щие: выбор опре­де­лен­ной про­фес­сии и опре­де­ле­ние уровня ква­ли­фи­ка­ции труда, про­дол­жи­тель­но­сти и объ­ема под­го­товки к нему.

Выбор про­фес­сии обу­слов­лен соци­аль­ными и пси­хо­ло­ги­че­скими усло­ви­ями. К соци­аль­ным усло­виям отно­сят обра­зо­ва­тель­ный уро­вень роди­те­лей — нали­чие у них выс­шего обра­зо­ва­ния повы­шает веро­ят­ность появ­ле­ния у детей стрем­ле­ния учиться в выс­шем учеб­ном заведении.

Ком­по­ненты пси­хо­ло­ги­че­ской готов­но­сти к самоопределению:

  • раз­ви­тость на зна­чи­тель­ном уровне пси­хо­ло­ги­че­ских струк­тур — основ граж­дан­ского и науч­ного миро­воз­зре­ния, тео­ре­ти­че­ского мыш­ле­ния, раз­ви­той рефлек­сии, самосознания;
  • сфор­ми­ро­ван­ность потреб­но­стей, спо­соб­ству­ю­щих содер­жа­тель­ной напол­нен­но­сти лич­но­сти — потреб­ность в труде, обще­нии, занять внут­рен­нюю пози­цию члена обще­ства, вре­мен­ные пер­спек­тивы, цен­ност­ные ори­ен­та­ции, нрав­ствен­ные установки;
  • воз­ник­но­ве­ние пред­по­сы­лок инди­ви­ду­аль­но­сти, чему спо­соб­ствуют осо­зна­ние и раз­ви­тие соб­ствен­ных инте­ре­сов, спо­соб­но­стей и кри­ти­че­ского к ним отношения.

Про­фес­си­о­наль­ное само­опре­де­ле­ние про­хо­дит крайне сложно и обу­слов­лен несколь­кими фак­то­рами: воз­рас­том; уров­нем при­тя­за­ний и уров­нем информированности.

Для воз­раст­ной пси­хо­ло­гии имеют суще­ствен­ное зна­че­ние соци­аль­ные аспекты. По боль­шей части, лич­ные каче­ства очень неод­но­значны и детер­ми­ни­ро­ваны соци­аль­ными сре­до­выми обсто­я­тель­ствами. Таким обра­зом, для харак­те­ри­стики воз­раста нужно учи­ты­вать, и соци­аль­ные, и пси­хо­ло­ги­че­ские данные.

В период юно­ше­ского воз­раста, в пат­терне само­со­зна­ния в рез­кой форме про­ис­хо­дит уси­ле­ние про­цесса рефлек­сии — стрем­ле­ние к само­по­зна­нию соб­ствен­ной лич­но­сти, к оценке её спо­соб­но­стей и воз­мож­но­стей — это усло­вие есть тре­бу­е­мое усло­вие само­ре­а­ли­за­ции. Пред­ме­том вни­ма­ния и тща­тель­ного изу­че­ния ста­но­вятся соб­ствен­ные мысли, стрем­ле­ния и жела­ния, пере­жи­ва­ния. В юно­сти обра­зу­ется сильно выра­жен­ная тен­ден­ци­оз­ность к лич­ност­ному само­утвер­жде­нию — жела­ние про­явить соб­ствен­ную ори­ги­наль­ность, непо­хо­жесть на дру­гих, выде­литься чем-либо из общей массы стар­ших и сверстников.

При выборе спе­ци­аль­но­сти важ­ное зна­че­ние имеет уро­вень инфор­ми­ро­ван­но­сти моло­дежи о себе, буду­щей про­фес­сии. В боль­шин­стве слу­чаев, моло­дые люди слабо инфор­ми­ро­ваны о тру­до­вом рынке, содер­жа­нии, харак­тере и усло­виях труда, про­фес­си­о­наль­ных, лич­ност­ных, дело­вых каче­ствах, кото­рые тре­бу­ются при работе по какой-либо спе­ци­аль­но­сти — это ведет к нега­тив­ному вли­я­нию на пра­виль­ность выбора.

Важ­ную зна­чи­мость при выборе про­фес­сии при­об­ре­тает уро­вень лич­ност­ных при­тя­за­ний, вклю­ча­ю­щий в себя оценку спо­соб­но­стей, объ­ек­тив­ных воз­мож­но­стей — что в дей­стви­тель­но­сти может делать человек.

Про­фес­си­о­наль­ная ори­ен­та­ция есть часть соци­аль­ного само­опре­де­ле­ния, в след­ствие этого, удач­ным выбор про­фес­сии будет тогда, когда моло­дые люди соче­тают соци­ально-нрав­ствен­ный выбор с раз­мыш­ле­ни­ями о при­роде сво­его “Я” и смысле жизни.

Осо­бен­но­стями когни­тив­ной сферы, важ­ными при при­ня­тии реше­ний в ходе про­фес­си­о­наль­ной карьеры, явля­ются реля­ти­визм, децен­тризм, откры­тость лич­но­сти к изме­не­ниям. А также, спо­соб­ность к пла­ни­ро­ва­нию, отсут­ствие дог­ма­тизма и ригид­но­сти, чув­ство дея­теля, скры­тость инфор­ма­ции, инте­гри­ро­ван­ность и диф­фе­рен­ци­ро­ван­ность, кре­а­тив­ность, чув­ство аль­тер­на­тив­но­сти. Дан­ные отдель­ные каче­ства, сооб­разно про­фес­си­о­наль­ной дея­тель­но­сти, нахо­дят свое про­яв­ле­ние в сле­ду­ю­щих лич­ност­ных особенностях:

  • спо­соб­ность ана­ли­зи­ро­вать инфор­ма­цию из про­фес­си­о­наль­ной сферы;
  • спо­соб­ность ана­ли­зи­ро­вать инфор­ма­цию о себе, на языке про­фес­си­о­наль­ной деятельности;
  • спо­соб­ность выстра­и­вать про­фес­си­о­наль­ные планы, год­ные для реализации.

Неотъ­ем­ле­мым усло­вием про­фес­си­о­наль­ного пла­ни­ро­ва­ния для моло­дежи явля­ется осо­зна­ние и уста­нов­ле­ние жиз­нен­ных ценностей.

Таким обра­зом, про­фес­си­о­наль­ный про­ект являет собой един­ство аффек­тив­ного и когни­тив­ного ком­по­нен­тов, един­ство непре­рыв­но­сти и пре­рыв­но­сти в ходе лич­ност­ного развития.

Какие условия обеспечат успешное формирование личности

Важные условия для формирования личности ребенка.

Пример родителей

Ребенку важно видеть, что мама и папа не соблюдают некий сценарий, а действительно живут счастливой и полноценной жизнью. Невозможно сделать счастливой иную личность, если ты сам несчастлив. Многие психологи отмечают, что люди, не испытывающие внутренней гармонии, часто жалуются на проблемы в отношениях с детьми. Лишь счастливые родители смогут по-настоящему понять ребенка, выстроив с ним доверительные отношения. Это способствует успешному формированию личности. Пытаясь помочь в этом ребенку, начните с себя. Поразмышляйте: умеете ли вы принимать свои чувства, позволяете ли себе по-настоящему радоваться и грустить. А, может, вы сдерживаете себя и учите чрезмерной сдержанности ребенка, тем самым подавляя его личность.

Коммуникация с окружающими

Покажите на собственном примере методы коммуникации с другими людьми. Устройте себе небольшую проверку, честно ответив на вопрос: «Способны ли вы выстроить непредвзятый разговор, с человеком, с которым не согласны в каких-то аспектах?» Нет ли такой вероятности, что вы пытаетесь навязать мнение другому человеку или сами подчиняетесь чужой воле? Вероятно, ребенок будет перенимать у вас эту особенность.

Не навязывайте свое мнение и позицию – просто делитесь своими ценностями. Слышали определение «сердечный разговор»? Такие диалоги возникают, когда человек готов понять собеседника и поделиться своим мнением. В отношениях человек развивается, позвольте себе узнавать новое и учите этому ребенка.

Забота и внимание

Личность, ощутившая на заре развития заботу и внимание, наверняка, будет чувствовать себя уверенно и защищено. Мать и отец становятся важными жизненными ориентирами, оказывающими серьезное влияние. Замечательно, если мать может продемонстрировать такие качества как прощение, принятие, любовь. Ребенку необходимо ощущать ласку, тепло. В отце важна строгость и мягкость, действующие безраздельно.

Родители – важнейший этап в формировании личности. Всем известны слова о том, что воспитание детей следует начать с собственного воспитания. Начните с себя, если хотите помочь личности ребенка приобрести важные грани.

Превращение в адаптивную личность

Когда дети развиваются как адаптивные личности, они должны демонстрировать признаки того, что способны выстоять при столкновении со сложностями. Они должны становиться всё более находчивыми и психологически устойчивыми, справляться с неудачами. Они способны с уверенностью выдерживать стресс и принимать то, что не всегда получается так, как они задумали. Как адаптивные личности они способны отказаться от своих требований, когда становится ясно, что они тщетны. Другим словами, они способны услышать слово «нет» и принять последствия, которые идут с ним в комплекте. Адаптивные дети учатся на ошибках, и замечания взрослых идут им на пользу.

Дети 3-4 лет только начинают понимать пределы и ограничения, существующие в окружающем мире.

Слёзы будут для них частым явлением, особенно если они столкнулись с отказом. Если близкие взрослые проявляют достаточно терпения и помогают им пережить сильные чувства во время столкновения с ограничениями, дети обычно смиряются с тщетностями, являющимися частью жизни, например, с тем, что печенье до завтрака нельзя, а бегать голышом на улице не позволено.

Они будут склонны к взрывам агрессии при фрустрации, так как части их мозга, отвечающие за контроль над импульсами, не будут задействованы до 5-7 лет (при условии, что развитие идёт правильно).

По достижении 8-11 лет дети должны демонстрировать способность справляться со сложными событиями, такими как экзамены в школе или проигрыш своей футбольной команды.

Они всё ещё могут быть фрустрированы своими ошибками, однако уже демонстрируют больше терпения, когда это происходит, и не взрываются агрессией каждый раз. Они кажутся более устойчивыми и находчивыми, принимая неизбежные ограничения в своей жизни, они даже могут напоминать младшим детям о правилах и запретах. В школе они способны учиться на ошибках, демонстрируя небезразличие и терпение, они также могут не опускать руки, сталкиваясь со сложными задачами.

Когда у ребёнка наступает подростковый период, он может протестовать против запретов и ограничений, так как входит во вкус превращения в отдельное человеческое существо.

Когда подросткам уже 14-15 лет, им бывает сложно слышать слово «нет», особенно если их ровесники и культура тянут их совсем в другом направлении

В этом возрасте важно продолжать сохранять с ними отношения, накладывая необходимые ограничения, например, насчёт использования цифровых устройств или свиданий. К этому возрасту у них должно набраться достаточно опыта столкновения с тем, что тщетно, и они уже понимают, когда необходимо настаивать, а когда – измениться самим

Побудительная сфера

Дошкольное детство – период развития личности, ключевой и очень важный. Именно сейчас происходит становление основных мотивов, которые будут побуждать ребенка к деятельности. В чем же его специфика?

Появляются мотивы, связанные с тем, что ребенок стремится включиться во взрослую жизнь, стать более похожим на своих родителей или их друзей, жить, как они. Зачастую такие мотивы переплетаются с игрой, поэтому малыши часто развлекаются, играя в «Дочки-матери», «Магазин» и подобные.

Кроме того, выделим и такие мотивы:

Быть лучше ровесников, соревновательный элемент. Установление и поддержание положительных отношений со взрослыми

Ребенку крайне важно, чтобы его выделили, похвалили, порадовались его достижениям. Моральные мотивы – послушание, помощь окружающим, стремление как-то порадовать их. Мотивы учения – приобретение знаний, умений и навыков.. Для дошкольника присуще не ждать похвалы, а прикладывать определенные усилия, чтобы ее получить

Кроме того, именно в этот период возникает иерархия мотивов, их соподчинение

Для дошкольника присуще не ждать похвалы, а прикладывать определенные усилия, чтобы ее получить. Кроме того, именно в этот период возникает иерархия мотивов, их соподчинение.

Процесс воспитания как основа личностного развития детей разных возрастов

Процесс всестороннего воспитания личности является трудоемким. Определение сущности состоит из того, что входит в понимание воспитательного воздействия на ребенка. Для кого-то это послушание, для кого-то — наказание. Однако основой процесса воспитания должно стать многостороннее развитие способностей ребенка и формирование на основе существующей базы природных задатков гармоничной полноценной системы под названием личность.

В любой ситуации основой процесса воспитания является семья. О ее влиянии говориться в работах психологов и педагогов. При отсутствии матери и отца данная роль отводится ближайшему окружению ребенка. Однако именно в полноценной гармоничной семье начинают формироваться предпосылки адекватной личности, передаются традиции и обычаи, которые в дальнейшем составят систему мировоззрения. Та манера поведения, которая была для него образцом в детстве, будет личностной нормой на протяжении всей дальнейшей жизни. Огромна роль семейных традиций в формировании личности. Они позволяют передавать в последующие поколения семейные ценности, особенности культуры, помогая сохранять преемственность.

Для ребенка раннего возраста здоровые семейные отношения имеют приоритетное значение. Редко человек во взрослом состоянии способен переломить сложившийся отрицательный эталон. В таком случае личность должна пройти сложный путь переоценки ценностей.

Воспитание не должно стать самоцелью родителей. Однако их задача — обеспечить развитие таким образом, чтобы создавать оптимальные условия для целенаправленного формирования гармоничной личности и подготовить ее к дальнейшей жизни в социуме. Некоторые родители пытаются быть идеальными. Не следует бояться сделать ошибки. Они являются основой работы над собой и самосовершенствования. Причем речь идет не только о ребенке, но и о взрослом человека. Родители должны научить свое чадо отвечать за свои поступки, нести ответственность за свою жизнь.

Организуя процесс воспитания следует учитывать некоторые особенности возрастного развития. До трех лет для ребенка большое значение имеет внимание к нему и его проблемам. В этом возрасте мать и дитя — это одно целое. Поэтому игнорирование просьб и обращений опасно для психического развития. В этом возрасте велика познавательная активность ребенка. Следует исключить из видимости опасные предметы, чтобы процесс познания сопровождался только положительными эмоциями.

После трех лет согласно представлениям в психологии ребенок учится манипулировать взрослым. Поэтому необходимо четко определить понятия «можно» и «нельзя». Определяющей системой отношений между взрослым и ребенком должна стать разъяснительно-договорной. В возрасте от 5 до 7 лет у ребенка появляются страхи. Главное в этот период не способствовать развитию фобий, а мягко разрушать отрицательные эмоции.

До скольки лет растет человек и как долго развиваются его органы

До скольки лет растет человек? Развитие и рост нашего организма – как всего тела, так и внутренних органов – непостоянно и, можно сказать, скачкообразно. Самое быстрое увеличение массы и размеров тела приходится на период внутриутробного развития. За девять месяцев маленькая яйцеклетка достигает веса в три килограмма. Но и после появления на свет рост не прекращается, хотя и замедляется. В первый год жизни здоровый младенец вырастает в среднем на 23 сантиметра, а вот на второй год он прибавляет лишь десять сантиметров. Потом, до 11 лет у девочек и 13 лет у мальчиков, рост замедляется, хотя и не прекращается совсем, чтобы в период полового созревания стремительно увеличиться, сразу на десять или даже больше сантиметров. Тогда, как говорят, ребенок «вытянулся» и превратился в высокого и угловатого подростка.

Но и позже организм продолжает развиваться в высоту, хоть и незаметно – на пару миллиметров-сантиметр в год. Раньше не было единого мнения о том, до скольки лет растет человек. Считалось, что до двадцати, хотя эта цифра очень обобщена и условна. В 25 лет полностью заканчивается формирование тела, всех органов и жизненных функций. С подросткового возраста до двадцати лет идет интенсивная работа по укреплению внутренних органов – сердца, легких. Стремительно происходит половое развитие – всплеск гормонов буквально перекраивает женский организм, за один-два года превращая несуразного прыщавого подростка с торчащими ключицами и острыми коленками в соблазнительную красавицу с мягкими женственными чертами. Обычно удлинение тела у девушек прекращается в шестнадцать-девятнадцать лет, поскольку все ресурсы развития идут на то, чтобы подготовить организм к продолжению рода.

До скольки лет растет мужчина? Его рост ввысь продолжается в среднем вплоть до двадцати, а у некоторых юношей он происходит и дальше – до 25 и даже до тридцати лет. В 20-25 лет происходит последний период стремительного роста, когда человек может прибавить полсантиметра в год. Это знаменует то, что внутренние органы закончили формироваться, укрепились, уплотнились, а остаток ресурсов увеличения тела был брошен на удлинение костяка. После этого «золотого возраста», когда о мужчине говорят, что он в самом расцвете сил, а о женщине – что она «в самом соку», развитие организма в этом плане прекращается.

В вопросе о том, до скольки лет растет человек, ключевую роль играет расовая принадлежность и генетическая наследственность. Период полового созревания и общего формирования организма у негроидной расы людей, который живут на юге Азии, проходит несколько раньше. Если европейские мальчики (особенно в северных странах) в 14 лет – еще сущие дети, то в Индии и на африканском континенте – это уже вполне сформировавшиеся молодые мужчины. Еще больше это касается девочек, с чем и связана традиция ранних браков. На европейском континенте также подмечено более раннее прекращение роста у южных народов и более растянутый период взросления у северных.

Наследственность – также решающий фактор в том, до скольки растет человек. Если оба родителя высоки и стройны, то есть 90 % вероятности, что и их дети будут иметь рост выше среднего. И, наоборот, у низкорослых людей и дети вырастают маленькими. Конечно, остается еще 10 %. Что же это за факторы? Можем ли мы каким-либо образом повлиять на них и, следовательно, подкорректировать свой рост? Да, потому что если правильно питаться и вести соответствующий образ жизни, то это, хоть и незначительно, может повлиять на длину тела.

Зная, до скольки лет растет человек, можно прибавить себе дополнительный, не отведенный природой сантиметр или два. Употребляя определенные продукты питания, помогающие укрепить кости позвоночника и увеличить эластичность межпозвонковых дисков (творог, жирная рыба, заливное или холодец), вы можете усилить рост тела. Также помогают прибавить в метрических характеристиках специальные физические упражнения, растягивающие позвоночник. А вот влияние морковки на устремление нашего тела ввысь оказалось слишком преувеличенным. Морковь оказывает лишь укрепляющее воздействие, как и прочие фрукты-овощи.

fb.ru

ДО СКОЛЬКИ ЛЕТ МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬСЯ ХАРАКТЕР, как можно изменить характер

Если человек с детства был.. никаким.., то трудно стать будет личностью потом… Я прихожу к выводу, что ребенок уже рождается со своим характером. На отдельный листок бумаги надо выписать те черты характера, которые вызывают раздражение, и напротив каждой написать, в чем именно они проявляются. После достижения тридцати лет кардинальные изменения в характере происходят чрезвычайно редко, но все же изменить себя никогда не поздно.

В дальнейшем характер будет несколько меняться на основе личных встреч, отношений с другими людьми, в старшем возрасте некоторые черты личности снова меняются, но уже по другим причинам.

В этот возрастной период на молодого человека существенно влияют также средства массовой информации.

Уже на втором году жизни мальчик или девочка демонстрирует взрослым волевые качества, а к 3-4 годам жизни у ребенка уже формируются и деловые свойства.

Самые основные, базисные черты характера закладываются еще в раннем детстве, можно уверенно утверждать, что уже в 5-6 лет ребенок имеет в достаточной степени сложившийся характер.

По определению психологов, характер человека – это индивидуальная совокупность личностных свойств, которые определяют отношение человека ко всему окружающему и проявляются в совершаемых им поступках.

Обучение, воспитание и развитие необходимых черт характера и навыков необходимо проводить в игровой манере, ставя перед ребенком задачи и ласково подталкивая его к правильному выбору.

Беспокойство должны вызывать только те случаи, когда ребенок настойчиво реагирует на различные ситуации одним и тем же неправильным поведение на протяжении довольно длительного периода.

После этого стоит предложить вариант игры, когда у вашего ребенка будет возможность принять решение отдать игрушку, а потом вариант, когда ему отдавать не придется.

Были случаи когда дурное воспитание исправлялось жизнью, но это была ломка личности. Каждый ребенок индивидуален и то, как он вел себя в животике, доставлял ли хлопоты маме все 9 месяцев или был тихим и нежным- таким и будет ребенок в дальнейшем. Следует сначала ласково объяснить своему чаду всё, что касается своей или чужой вещи, и когда необходимо делиться, а когда этого можно не делать. Не стоит сердиться на малыша, если он не всегда оправдывает ожидания родителей, особенно если эти ожидания противоречат темпераменту и возрасту ребенка.

Если мама с папой мало общаются с внешним миром, то и детям неоткуда будет научиться общительности.

Если родители часто шумно ссорятся, то малыш учится решать все проблемы путем скандала, сколько ни объясняй ему, что кричать и ругаться некрасиво.

Глядя на них, он учится реагировать на те или иные ситуации.

Если сообщение удалил сам автор, рейтинг не уменьшается. Взвесив все написанное, человеку будет намного легче контролировать себя и не допускать впредь нежелательных действий со своей стороны. В такой ситуации во многом поможет системный подход. В этом случае стоит вначале в игровой форме отвлечь ребенка, а потом попробовать переиграть ситуацию с возможностью приемлемого реагирования.

Мозг тоже теряет активность. В период полового созревания трудно приходится не только подросткам, но и их родителям. В это время имеют место изменения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах.

domotilak.ru

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]