Словесно логическое мышление: особенности развития у дошкольников

Что это такое?

Если опираться на конкретное определение, то термин логическое мышление произошел от слов «логика» и «мышление». В философии логика определяется как наука, которая познает законы интеллектуальной познавательной деятельности и имеет предпосылки в античности. Она изучает методы, при которых можно узнать истину. Мышление – это психический процесс, позволяющий обработать ранее полученную информацию.

Благодаря правильному и объективному мышлению любой из нас имеет представление об окружающем мире и законах природы.

Если объединить логику и мышление, то мы получим некий процесс, где применяются логические конструкции. Когда такой процесс запускается в действие, то человек получает точные объективные знания и делает определенные выводы, в том числе и формальные. Кроме того, логика также причастна к созданию абстрактных понятий. Когда объединяются понятия, тогда систематизируется полученная информация. Такой процесс свойственен только человеку. Изначально личность получает абстрактную информацию, а потом связывает ее между собой. Именно так включается в этот процесс логика, состоящая из таких факторов, как анализ и синтез. Если говорить более точно, то анализ – это распад информации на отдельные части. Благодаря процессу наш мозг может определить суть информации.

Когда к анализу подключается синтез, то происходит объединение проанализированных информационных частей. Именно так и работает в нашем сознании логическое мышление. Нужно понимать: кто умеет мыслить логически, тот способен осуществлять эффективную мыслительную деятельность. Логическое мышление – это особая форма интеллектуальной активности человека. Рассмотрим основные этапы, которые лежат в основе научного, житейского, мифологического и художественного познания человека.

Для чего это нужно

Мы постоянно мыслим, мозг не прекращает деятельность ни на секунду. Человек обрабатывает тонны информации ежесекундно, и чтобы объективно оценивать происходящее, принимать верные решения и меньше ошибаться, надо полагаться на логику. Сначала это будет требовать усилий, но потом мозг будет принимать правильные решения автоматически, потому что натренируется.

Это не только одиночные умозаключения, а цепочка личностного поведения, образ жизни, часть индивидуальности. От каждого решения зависит будущее, даже если оно кажется незначительным. Овладев навыком логически мыслить, человек способен:

  • подобрать рациональный способ решить жизненную ситуацию и найти выход;
  • выбрать быстрый и эффективный метод достижения поставленных целей;
  • заранее просчитывать шаги конкурентов, быть впереди и обходить их, предугадывая каждое действие;
  • уметь вести дискуссии, светские беседы, научные дебаты и просто поддерживать разговор;
  • высказываться грамотно, лаконично и понятно для всех;
  • делать выводы на основе своих ошибок и становится лучше каждый день, благодаря грамотному самоанализу и рефлексии;
  • критически подходить к другим людям и себе, трезво оценивать происходящее;
  • овладеть ораторским искусством, влиять на других людей, приводя весомые аргументы;
  • избежать манипуляций со стороны, не стать жертвой обмана и аферы;
  • уметь компетентно отвечать на вопросы, выкручивать линию разговора в свою пользу, не попадать на уловки на собеседника;
  • не поддаваться самообману и эффекту Барнума – субъективного подтверждения, основанного на высокой оценке точности характеристик своей личности из обобщенных выводов (гороскопы, тесты, соционика).

Особенности

В психологии считается, что мышление – это познание, которое находится на самой вершине. Данное понятие опирается на образование (получение различной информации), пополнение запаса знаний, умозаключений, а также на представление об окружающем мире.

Человек – существо, которое умеет говорить. Это значит, что его мышление имеет непосредственную связь с речью. Поэтому все люди могут получить установленное стандартное развитие только в результате совместного общения.

Для решения различных вопросов используются два типа мышления: словесно-логическое и наглядное. Когда идёт полноценный мыслительный процесс в человеческом мозге, тогда происходит представление предметов и оперирование словами.Итак, определимся с формулировкой — что такое словесно-логическое мышление. Кстати сказать, оно ещё называется вербально-логическое мышление (абстрактное мышление) и подразумевает использование речевых конструкций. Этот тип работает и основывается на языковых средствах. Также данный вид является самым последним этапом антагонистического и исторического развития мышления.

Структура рассматриваемого мышления состоит из различных видов обобщений. Поэтому оно находится в рамках внутреннего умственного плана и функционирует на базе языковых средств. Вследствие чего считается, что это самый высокий этап развития мышления.

Когда включается такой вид мышления, любой индивид может выделять общие закономерности и обобщать информацию.

С таким мышлением люди сразу не рождаются. Оно формируется по мере взросления человека. Когда начинается обучение, происходит постепенное овладение мыслительной деятельностью. В этот момент возникает возможность мыслить и рассуждать в уме, а также решать различные математические задачи.

Дальше формируются следующие операции:

  • процесс, позволяющий человеку переходить от нескольких частей к целому, называется синтезом;
  • когда при мыслительной деятельности происходит некое разложение сложного объекта на части, а эти части рассматриваются отдельно, то такой процесс называется анализом.

Кстати сказать, вышеперечисленные операции, а именно синтез и анализ, являются некими союзниками, так как не могут работать друг без друга. Кроме них, есть ещё некоторые процессы.

  • Сопоставление предметов, различной информации или различных явлений называется сравнением. Кроме того, данный процесс может выявить общие и отличительные стороны вышеуказанных пунктов.
  • Когда многие явления или предметы объединяются по одному общему признаку, такой процесс называется обобщением.
  • Разложение объектов на определённые группы по признакам, сходствам и т. д. называется классификацией.

Исходя из этой информации, напрашивается вывод о том, что следует в обязательном порядке развивать абстрактное мышление в младшем или школьном возрасте.

Любые знания невозможно усвоить без вербального мышления. И вот почему: если не развивать мышление, то любой индивид, будь то взрослый или ребёнок, не сможет научиться сравнивать между собой различные явления, предметы, ситуации, а также проводить в сознании тщательный информационный анализ.

Даже коммуникативные связи с другими людьми для него станут довольно затруднительной задачей.

Основные этапы и закономерности развития речи дошкольников

Ошибочно думать, что развивать речь стоит, когда ребёнок подрастёт или уже заговорит. С первых дней жизни он «впитывает» все данные о находящемся вокруг мире, которые только может получить.

Младенец к четырём месяцам

начинает «агукать», «гулить», издавать звукоподражательные звуки, а в полгода начинает правильно различать интонации, узнавать знакомые голоса.

Когда ребёнку исполняется годик,

он начинает уяснять отдельные слова и ассоциировать их с определёнными предметами и людьми. Способен понять простую просьбу в духе: «Посмотри на маму».

В два — три года

ребёнок усваивает почти все звуки, трудность все ещё могут представлять шипящие, свистящие и сонорные, и овладевает словарным запасом в 200-700 слов. Когда его спросят, называет своё имя, имена родных, сталкиваясь с незнакомыми предметами или явлениями, задаёт вопросы об их названии.

В возрасте четырёх — пяти лет

речь заметно усложняется, ребёнок использует сложносочинённые и сложноподчинённые обороты, не пропускает звуки, без запинки произносит простые слова. В это время формируется логическое мышление. Ребёнок активно рассуждает на тему, отчего этот предмет назван так, а не иначе: черника – потому что чёрная и т. д.

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

характеризуется формированием чёткой монологической речи и диалога. Пересказ небольших историй в собственной интерпретации или обсуждение правил игры. Ребенок может составлять развернутые рассказы по картинкам, сочинять свои истории.

За развитием ребёнка нужно не только наблюдать, но и активно в нём участвовать. В дошкольном возрасте сознание детей особенно гибкое. И практически все дети способны к обучению. Каждый из них в своём темпе осваивает художественную речь и начинает использовать её осмысленно.

Наши дети очень талантливы, в каждом заложены способности и таланты. Подтолкните их любознательность. При помощи несложных упражнений тренируйте их способность думать и выражать свои мысли словами. Не жалейте затраченного времени. Оно обязательно окупится. Ваш ребенок будет готов к школе, будет учиться без лишней нервотрепки. И вам не придется расстраиваться по поводу его успеваемости и оценок.

Функции

В психологии принято считать, что мыслительная деятельность всегда выстраивает связь между событиями или явлениями. Человек должен анализировать информацию и делать умозаключения. Инструментом для этих действий выступает логическое мышление. Значит, в данном случае такая способность, как познание переходит на более новый уровень. Вышеуказанному процессу присуще еще регулирующее, а также коммуникативное предназначение. Данный прием полезен при построении общения между людьми и при ведении совместной деятельности. Логика также позволяет выдвигать различные версии и делать при помощи них определенные выводы.

Итак, человек свои мысли определяет при помощи слов. Они могут быть высказаны в устной или письменной форме. Здесь нужно отметить, что данные навыки человек приобретает еще в детстве, когда у него происходят контакты со взрослыми. Потом вырабатывается мышление, которое может иметь следующие разновидности:

  • наглядно-образное;
  • действенное;
  • словесно-логическое;
  • абстрактно-логическое.

Наглядно-образное и наглядно-действенное мышление всегда связаны с восприятием предметов, когда человек с ними взаимодействует. А вот словесно-логическое мышление уже опирается на определенные понятия. Именно так происходит познание закономерностей и взаимосвязей в окружающей реальности.

В конечном итоге мышление достигает определенного уровня, тогда происходит полное упорядочивание практических действий.

Если говорить об абстрактно-логическом мышлении, то здесь нужно отметить, что оно является еще и отвлеченным. Данный вид основывается на обнаружении значимых свойств, связей, а также на их разделении. При этом свойства и связи разделяются на существенные и менее существенные.

Когда начинается познавательная деятельность, то мыслительный процесс приобретает следующие функции:

  • классифицируется роль понятий;
  • решаются задачи, которые связаны с жизнедеятельностью.
  • управлению деятельностью индивида способствует осмысление реальности; этот процесс также помогает планировать поведение, ставить цели и так далее;
  • анализируется и сама деятельность, и ее результат, при этом в данный процесс подключается рефлексия.

Кроме того, функции логики заключаются в следующих пунктах:

  • методы мышления каталогизируются, и само мышление приходит к истине;
  • для изучения способов реализации мыслительных процессов в общий процесс включается вырабатывание теорий;
  • созданные теории проходят формализацию и приобретают вид символов или знаков.

Важно! Логика и мышление имеют совершенно одинаковые функции. Например, логика всегда является правильным мыслительным процессом. Когда человек мыслит логически, то он при помощи различных методик находит способы достижения отличных мыслительных результатов, которые приводят его к истине.

Словесно-логическое мышление по своей природе понятийным. Предпосылки для развития логического мышления, усвоения действий со словами, числами, как со знаками, заменяющие реальные предметы и ситуации, возникаю ют конце раннего детства, с формированием знаковой функции сознания. На этом этапе ребенок начинает понимать, что предмет можно обозначить, заменить другим предметом, рисунком, словом. Однако она щ е долго может не применять слово для решения самостоятельных мыслительных заданиемань.

. Словесно-логическое мышление — мышление, воплощается в понятиях, логических конструкциях с применением языковых средств.

Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление тесно связаны с речью, с помощью которого взрослые руководят действиями ребенка, знакомят ее с практическими и познавательными задачами, объясняют способы их раз звьязання. Языковые высказывания ребенка, когда они еще только сопровождают практическое действие, не опережают, способствуют осознанию ею процесса и результата этого действия, помогают в поиске путей розвьяза ния задач. Возрастает роль речи с приобретением планирующей функции, когда ребенок, кажется, думает вслух. Однако и на этом этапе она пользуется в своих мыслительных действиях не словами, а образами говорят ния играет вспомогательную роллроль.

В психическом развитии логическое мышление является следующим этапом после образного, на основе которого обеспечивает решение большего количества задач, усвоение научных понятий. Однако это не означает необходимости преждевременного формирование логического мышления, поскольку без развитых образных форм усвоения его будет неполноценным. Развитие образного мышления помогает ребенку логически понять обобщенные схематич ни изображения, на которых выстраивается формирования понятть.

После овладения логическим мышлением образное не теряет своего значения, поскольку в деятельности, связанной с необходимостью последовательного, логического мышления, важную роль играет использование образов. Обр разных мышления является источником творчества, функционирования интуиции, без которой не обходятся научные открытия. Оно максимально соответствует условиям жизни и деятельности дошкольника, задачам, которые приходится ему решать в игре, рисовании, конструировании, общении. Поэтому дошкольный возраст наиболее сенситивный к обучению, которое основывается на образах. Логическое мышление ребенка целесообразно активизировать только с необходи ности ознакомление ее с основами научных понятий (по математике, естествознанию, языка и т.д.). Не нужно мышление ребенка подчинять только логикеогіці.

С помощью специального обучения ребенок может усвоить несвойственные его возрасту методы решения задач, но это не связано с сформированность возрастных новообразований, нового уровня развития мышления, осоз омленням сути этого метод.

Дошкольники чаще всего обнаруживают логическое мышление во выяснение связей между предметами и явлениями. Сначала они устанавливают функциональные связи (назначение, использование предметов), сложное е — установить связи пространства и времени в логическом (смысловом) значении, что вызвано их скрытность (не проявляются на поверхности явления, хотя доступны чувственному практическому опыту).

Для ранних форм словесного мышления детей присущи замена малознакомых в задании и его решении условий (образов, понятий, требований) более известными («чувство знайомости»), выяснения простых связей в (при необходимости аналогии, функциональностью и т.д.) не только между существенными сторонами и признаками различных предметов, но и между случайными внешними, второстепенными. На этом основании некоторые из психологов (В. Ш терн) утверждал, что ребенок стремится связывать все подряд, что свидетельствует о неинформированности логических рассуждений самом деле это касается только малознакомого и сложного содержания, которым приходится оперировать маленьким дитяленьким дітям.

Своеобразие мыслительного процесса, в результате которого маленький ребенок делает неожиданные для взрослых выводы, обусловлена ??отсутствием у нее знаний, необходимых для установления существенных связей между условиям мы (сторонами) явления; неумением последовательно мыслить, использовать логически оправданную систему умственных действий. Для логических рассуждений, сравнений, обобщений, формирования выводов ребенку нужно. Володи ты не только каждой отдельной операции, но и общим способы умственной деятельностиі.

Обязательными звеньями мыслительного процесса являются: синтез и первичный (восприятие задачи как целого) анализ

(разделение задачи на части, выделение его условий, данных);
синтез 11

вторичный
(решения, новое понимание задачи). Мыслительный процесс маленького ребенка происходит от синтеза и к синтезу II. Анализ — существенная лавка мышления у дошкольников — это выделение одной, часто случайной признаки предмета или условийви.

Ребенок младшего дошкольного возраста, уходя от яркого предмета, легко устанавливает связи, которые ищет. Однако часто они не соответствуют действительности, что порождает алогичность детских суждений. Специальное уч чение детей — искать и устанавливать существенные признаки предметов и явлений, находить существенные зависимости между ними — быстро развивает у них логические формы мышления. Для понимания развития словесного мышления ния у детей существенное значение имеет анализ их запитанань.

характерным признаком дошкольного возраста, как известно, является любознательность, которая формирует умственное развитие человека. В своем развитии ребенок преодолевает определенные стадии соответствии с возрастными особенностями человеческой психи. Ики. Любознательность — это качество личности, имеет высокие познавательные потребности на всех этапах жизни и в различных видах деятельности, направляется на поиск неизвестного, непознанного, непонятного. Она является ист. Элом активности человека, стремлением глубоко и разносторонне познать действительностьсть.

Любознательность способствует возникновению и обеспечению функционирования познавательного интереса, является причиной возникновения и формой его существования. Реализуясь в интересе, любознательность бы сохраняет его, не дает с возможности погаснуть, постоянно возбуждает механизм познания. Любознательность взрослого человека всегда избирательна, ребенка дошкольного возраста — может направляться на значительное количество предметов, часто противоположных по содержательные том и функциями (Л. Проколиенкоко).

Любознательность является не только качеством личности, но и умственным действием, способом познания, стимулом и способом мерку * ния. Скрытые стороны и свойства действительности, нельзя почувствовать, непосредственно восприятий нять, человек постигает с помощью мышления. Поэтому воспитание мышления ребенка — одно из основных условий формирования любознательности. Ведь ребенок стремится познать причинно-следственные связи в природе, взаимоотношениях люди и при наличии у него необходимости их познать, возможности понять й їх.

Выражением естественной познавательной потребности ребенка есть вопросы, количество и разнообразие которых резко увеличивается после 3-х лет. Вопрос ребенка свидетельствуют, что она интересуется чем-то неизвестным, ищет и п пробует понять його.

Первые вопросы ребенка еще нет познавательной направленности. Спросив взрослого:»Для чего эта машина?», а получив ответ, могут неоднократно повторить этот вопрос. Первые детские вопросы являются формой активного общения ребенка со взрослыми *. Познавательными они становятся позже, возникающие на основе наб утих знаний, стремление глубже проникнуть в известные или скрытые стороны явления и установить связи в его глубине. По рассказам взрослых, их ответов на свои вопросы ребенок начинает понимать, что за пределами того, что он видит и знает, есть определенные обстоятельства, которые вызывают видимые факты. Своими вопросами»почему?»,»Зачем?»,»Как?»,»Для чего?» эти обстоятельства, увидеть и понять то, чего не видят. Ответы взрослых каждый раз убеждают их в наличии этих связей. Пытаясь узнать о неизвестном дошкольник спрашивает взрослого:»Почему дерева ш умлять?»,»Почему и откуда дует ветер?»,»Куда течет вода в реке? звідки дме вітер?», «Куди тече вода в річці?. Чому вона не стоїть на місці?» тощо.

Такие вопросы чрезвычайно беспорядочные и разнообразные. К 5-6-ти лет ребенок и не пытается обобщить, связать полученные знания. Имея дело со странным, непонятным, новым, она спрашивает о том, что ее интересует ить. Несмотря на разнообразие и беспорядочность, детские вопросы имеют четко выраженный познавательный характер, существенно отличаются от вопросов детей раннего возраста 5-7-летние дети ждут ответов, выскажу юють сомнения, отрицают. Старшие дошкольники сопоставляют ответы взрослых с тем, что им известно, сравнивают, сомневаясь и спрашиваяючись.

Ребенок ставит вопрос и тогда, когда хочет убедиться в правильности своего вывода, обращается к взрослому, чтобы тот признал ее компетентность. С возрастом количество таких вопросов увеличивается, они становятся ь основными. Формирование у ребенка качественно нового мышления связано с освоением мыслительных операций, которые начинают использоваться в дошкольном возрасте как способы умственной деятельности. Основой всех. Мысли ительних операций является анализ и синтез. Дошкольник сравнивает объекты по большим количеством признаков, чем в раннем детстве, замечает даже незначительные сходства или различия между внешним признакам предмете в, отзывается о ни них.

В дошкольном детстве меняется характер обобщений. Дети прибегают к простейших опытов, экспериментируют: бросают в ванну с водой предметы, чтобы узнать, будут ли они плавать; ставят стеклянную дыха с водой в морозильник, чтобы получить лед. Такие опыты подводят их к выводам, обобщенных представлений. Постепенно переходят от оперирования внешними признаками к раскрытию более существенных для предмет а признаков. Новый уровень обобщения помогает им освоитьїти операцию классификации

— зачисление объекта в группу на основе вы до-родовых признаков. Развитие умения классифицировать предметы связано с освоением обобщающих слов, расширением представлений и знаний о мире, умением виокремлюва ать в предмете существенные признаки. Чем ближе предметы к личному опыту дошкольника, тем точнее обобщения он делает. Ребенок прежде отличает группы предметов, с которыми активно взаимодействует (игрушки мебель, посуда, одежда), затем-смежные классификационные группы (дикие и домашние животные, чайный и столовая посуда и т.д.що).

Развитие мыслительных операций обеспечивает формирование дедуктивного мышления

— умение согласовывать свои суждения, делать в них противоречий. Сначала ребенок, даже оперируя общими положениями, не может их должным обосновать или выражает случайные обоснование, постепенно во приобретая умение делать правильные выводыи.

Итак, в общении со взрослыми, в играх и деятельности ребенка развиваются виды его мышления, формируется культура умственного труда, обеспечит продуктивную интеллектуальную деятельность во взрослом возрасте.

Формы мышления

У мышления есть три формы: понятие, суждение и умозаключение.

  1. Понятие отражает группу однородных предметов через фиксацию их общих существенных характеристик.
  2. Суждение может быть в виде утверждения, сомнения, критики, заявления и др. Но его суть заключается в установлении связи между понятиями, в ходе которого формируется мнение.
  3. Умозаключение подразумевает мыслительную работу с суждениями и понятиями, их обработку, после этого вынесение нового суждения. Зачастую мы пользуемся двумя распространенными видами умозаключений: дедуктивным и индуктивным.

Виды мышления

Развитие мышления у ребенка зависит от возрастных особенностей. Это значит, что с взрослением непоседы усложняются психические процессы, происходящие в его головном мозге. Мышление бывает:

  • Наглядно – действенное характерно для детей до 2 лет. Они стремятся к получению желаемого результата;
  • Наглядно – образное свойственно дошкольникам до 7 лет. Усложняется процесс восприятия, появляется предвосхищение результатом;
  • Словесно – логическое появляется в 6-6,5 лет в виде зачатков, которые требуют развития. Дошкольники способны найти ответ в решении сложной задачи в виде преобразования объекта (известные задания на перестановку одной палочки, чтобы в результате получилось нечто не похожее на исходный объект), определить последовательность взаимодействия предметов (например, при решении задачи на логику про козу, волка и капусту, которых необходимо на одной лодке переправить с одного берега на другой при определенных условиях).

Какие виды логического мышления существуют

В психологии выделают несколько типов названного навыка (или, вернее, группы навыков и подходов). Исходя из основного способа восприятия и воспроизведения информации.

Абстрактно-логическое мышление

Это основа названного концепта. Когда говорят о логике, имеют в виду именно эту часть деятельности. В ее фундаменте лежит способность невербально, с большой скоростью и эффективностью выстраивать сложные связи, находить отношения, подмечать малозаметные факты, классифицировать их. Также, человек с высокой культурой подобного рода способен быстро отсеивать «шелуху», находить неявные связи, приходить к нетривиальным выводам. Самостоятельное выдвижение сложных гипотез, формулирование собственных теорий также относится к важным навыкам в рамках названного способа умственной активности.

Важное качество, о котором не стоит забывать — это непротиворечивость. То есть отдельные аспекты, выводы, должны согласоваться между собой и с общей канвой рассуждения. В противном случае это «псевдологика» и толку от нее мало. Возможные собственные огрехи в рассуждениях также нужно подмечать и вовремя устранять. Ошибки возможны даже при развитом навыке.

Отличие между степенями развития заключается в способности их найти и устранить. Абстрактная разновидность требует долгого развития, составляет основу для всех прочих видов. При достаточном освоении, проблем уже не возникает.

Словесно-логическое мышление

Подвид, основанный на вербальных способностях. То есть способностях облекать свою мысль в речь и доводить ее до аудитории. В том числе и письменно. Навык играет огромную роль в деле ораторов, писателей и публицистов, литераторов. Не обойтись без способности непротиворечиво формулировать мысли ученым, работникам образовательной среды.

Существует и важный парный навык. Уметь оценивать речь другого, подмечать все неточности и противоречия. То же самое касается и текста. Незаменимым умение анализировать чужие мысли оказывается при составлении рецензий, работы публичным оратором (например, адвокатом). Парадоксально, но хорошо развитый абстрактный вид логического мышления не означает, что человек автоматически будет достаточно эффективен в вербальной форме.

Чтобы стать компетентным в названной сфере необходимо обладать широким словарным запасом, обязательны навыки грамотный речи. Способность точно передавать мысли рождается с опытом и с ним же развивается. Поэтому все можно поправить при должном количестве часов практики. Другое название этой группы навыков — вербально-логическое мышление. Конкретные примеры, когда требуется понимание подобного подхода – выступление в судебном заседании. Адвокат — эталонный пример. Он должен с одной стороны суметь подготовить собственную речь, отстоять позицию, если у второй стороны или суда будут вопросы. С другой же — обнаружить неточности в выступлении оппонента, подловить его на двусмысленных формулировках и прочем. Такой человек должен обладать обширным арсеналом навыков: от системного анализа на месте и до грамотной аргументации, умения дискутировать, быстро ориентироваться в ситуации.

Зрительно-логическое мышление

Требуется при ситуативном анализе. Большую роль играет в работе криминалистов, судмедэкспертов, врачей разных специальностей. Работники подобных профилей имеют дело в основном со зрительным, наглядным материалом: будь то место следственных действий, рентгенография (снимок), картинка на экране аппарата УЗИ или что-то другое в том же духе. Задача специалиста — отследить важные визуальные данные и правильно их интерпретировать, встроить в общую картину и создать непротиворечивую концепцию. В случае с врачами, это может выглядеть так. Специалист лучевой диагностики делает снимок, расшифровывает его и дает общие сведения о состоянии легких (как вариант). Он не занимается постановкой диагнозов. Его лепта заключается в оценке характеристик органа, поиске аномалий. Это требует развитого логического мышления. Терапевт или пульмонолог на основе данных рентгена и прочих объективных исследований уже делают выводы по диагнозу. Что требует навыков систематизации и глубокого анализа.

Не всегда нужно, чтобы все три разновидности были развиты в равной, высокой мере. Здесь все зависит от самого человека, его желания, профессиональной деятельности, опыта. Все решают навыки и готовность к практике. Без логического мышления в любом случае не обойтись. Оно лежит в основе познания. Тем более не добиться успехов в академической, научной деятельности, если не освоить столь богатый инструментарий.

Аналогии

Задания на нахождение смысловых связей трудно выполнять детям с плохо развитым логическим мышлением и маленьким словарным запасом. Одновременно выполнение подобных упражнений будет способствовать и обогащению словаря ребёнка, и развитию логики.

Как выполнять? Надо выявить отношения между первыми двумя словами. Затем во второй паре найти аналогичную связь.

Например: пятница/воскресенье, вторник/ (среда, четверг, суббота, воскресенье)

Разбираем: «пятница — воскресенье» какая связь? Это дни недели, идущие через день. Во второй паре к слову «вторник» подойдёт «четверг». Он тоже приходит через день после вторника.

Бежать/ стоять Кричать/(Вопить, орать, ученик, звать, молчать)

Театр/ зритель Библиотека/ (Слушатель, книги, стеллажи, читатель)

Железо/ кузнец Дерево/ (Стол, шкаф, столяр, доска, рубанок)

Ель/ стол Дуб/ (Дерево, доски, шкаф, пила, шлифовальная машинка)

Пароход/ пристань Поезд/ (Проводник, рельсы, купе, вокзал, вагон)

Машина/ мотор Яхта/ (Море, парус, капитан, палуба, рулевой)

Глаза/ очки Нога/ (Ходьба, обувь, костыль, перевязка, носки)

Паровоз/ вагоны Конь/ (Копыта, телега, скачки, дорога)

Иголка/ острие Бритва/ (Парикмахер, лезвие, борода, усы, лицо)

Музыка/ оркестр Пение/ (Песня, хор, музыкальная школа, певец)

Коровы/ стадо Волки/ (Нападение, охота, стая, серые, вожак)

Рожь/ поле Яблоня/ (Яблоки, урожай, сад, садовник, сок)

Гора/ пещера Дерево/ (Сад, дупло, лес, ветки, ствол)

Дом/ этажи Лестница/ (Дом, перила, ступени, ходить, подъём)

Число/ цифры Слово/ (Листы, книга, тетрадь, буквы, чтение)

Болезнь/ лечение Поломка/ (Машина, мотор, ремонт, слесарь, автомойка)

Прохлада/ мороз Голубой/ (Синий, небо, фиолетовый, красный)

Враг/ недруг Рынок/ (Покупатель, базар, прилавки, продавцы)

Малина/ ягода Математика/ (Учебник, учёный, наука, ученик, школа)

Растение/ семя Утка/ (Птица, пруд, утята, крякает, яйцо)

Год/ весна Жизнь/ (Человек, юность, длинная, весёлая)

Глава/ книга Квартира/ (Новая, балкон, трёхкомнатная, дом)

Голод/ тощий Труд/ (Тяжёлый, усталый, в поле, на заводе)

Фильм/ экран Опера/ (Занавес, театр, сцена, артисты, оркестр)

Понедельник/ вторник Воскресенье/ (Неделя, понедельник, календарь, суббота, послезавтра)

Вторник/ четверг Воскресенье/ (Среда, вторник, пятница, вечер)

Утро/ ночь Зима/ (Весна, осень, год, лето, неделя)

Шар/ круг Куб/ (Фигура, квадрат, кирпичик, конструктор)

Коза/ животное Хлеб/ (Печка, пища, форма, тесто, булка)

Голос/ эхо Лицо/ (Отражение, зеркало, чистое, красивое)

Где применяется?

Дети с помощью абстрактного мышления рисуют, конструируют, лепят, понимают смысл загадок, могут решать задачи, связно излагают свои мысли при описании событий. В школьные годы этот вид мыслительной активности помогает школьникам осваивать математику, где требуется умение оперировать множеством данных, делить их по группам, искать взаимосвязь.

Абстрактное мышление применяется в логике, физике, астрономии и других точных науках, где надо уметь измерять, считать, вычислять, объединять элементы в одну группу. Оно необходимо психологам, философам, писателям, инженерам. Без него немыслим тайм-менеджмент.

В обыденной жизни люди тоже постоянно используют абстрактно-логическую мыслительную деятельность. Примеры абстрактного мышления отражают повседневный мыслительный процесс человека. Планирование нередко в воображении пересекается с мечтами и фантазиями. Молодые люди, находящиеся в поисках рабочего места, могут себе столько придумать, что, столкнувшись с действительностью, не выдерживают предложенные им условия. Так и девушки в ожидании принца на белом коне мысленно наделяют будущего избранника нереальными чертами. Это неизбежно ведёт к разочарованию в будущем.

Важность развития вербально логического мышления у детей

Развивать вербально логическое мышление у дошкольников нужно потому, что скоро дети приступят к учебе. С первых дней они будут изучать предметы, основанные на логике, и неподготовленным детям придется очень трудно.

Неразвитое вербально логическое мышление мешает усваивать знания, приводит к неумению выразить свои мысли, препятствует установлению нормальных контактов с учителями и другими детьми. Именно поэтому так сложна адаптация в нашем обществе глухонемых. Они ходят в специальные школы, их обучают по специальным методикам, у них даже есть свой язык.

Для того чтобы помочь ребенку, можно:

  • попросить его пересказывать мультфильмы;
  • сочинять вместе с ним сказки;
  • решать вместе с ним простые задачки на логику;
  • разгадывать загадки;
  • попросить его объяснить значение пословиц и поговорок.

Игры с образами

Дети в большинстве своём — визуалы, поэтому им нравятся игры с картинками, образами. Занятия с использованием карточек, бумаги и ручки стимулируют развитие образно-логического мышления.

Вот несколько идей для активностей этого типа:

  • предлагайте игры на сравнение и группировку предметов по цвету, форме, размеру и другим признакам;
  • решайте головоломки;
  • составляйте рассказы по картинкам;
  • Научите ребёнка работать со спирографом;
  • решайте логические задачи;
  • разгадывайте ребусы;
  • играйте в игры на бумаге;
  • проходите лабиринты;
  • разгадывайте друдлы;
  • отгадывайте загадки.

4+

7+

9+

Учимся отгадывать головоломки и ребусы.

Как проходить занятия?

Сами уроки со всеми упражнениями можно пройти за 1-3 недели, усвоив теоретический материал и немного попрактиковавшись. Но для развития логического мышления важно заниматься системно, много читать и постоянно тренироваться.

Для максимального эффекта рекомендуем вам сначала просто прочитать весь материал, потратив на это 1-2 вечера. Затем проходите по 1 уроку ежедневно, выполняя необходимые упражнения и следуя предложенным рекомендациям. После того как вы освоите все уроки, займитесь эффективным повторением по данной методике, чтобы запомнить материал надолго. Далее старайтесь чаще применять приёмы логического мышления в жизни, при написании статей, писем, при общении, в спорах, в делах и даже на досуге. Подкрепляйте свои знания чтением книг и учебников, а также с помощью дополнительного материала, о котором речь пойдет ниже.

Работа с закономерностями

Закономерность может быть скрыта в рисунках, между числами, буквами, любыми элементами ряда.

Чтобы научиться правильно находить закономерность действуем по следующему алгоритму:

  • Внимательно смотрим на ряд чисел, фигур, животных, предметов.
  • Пробуем догадаться, на чем основана закономерность – по какому правилу расположены элементы.
  • Пробуем определить тип закономерности.
  • Проверяем наши предположения одно за другим, чтобы увидеть какое правило соблюдается.
  • Убедившись, что «задуманное» правило соблюдается, мы сможем точно назвать следующие элементы ряда.

Примеры закономерностей с числами:

2, 5, 8, 11, 13, …

3, 4, 7, 8, 11, 12, …

99, 10, 88, 20, 77, …

4, 16, 5, 25, 6, …

Для детей 5-9 лет прекрасно подойдут раскраски с логическими закономерностями.

Упражнения по развитию логического мышления

Есть много способов развития логического мышления в деятельности. Например, психологи советуют больше читать
Причем не важно, художественную или научную литературу, главное – осмысливать прочитанное, записывать свои мысли, выводы, спорить с автором, ловить его на противоречиях. Хорошо помогают в развитии логики основанные на ней настольные и компьютерные игры, например, шахматы, шашки, морской бой и другие

Можно для этой цели использовать и специально разработанные упражнения.

Упражнение «Логические цепочки»

Это одно из наиболее распространенных тренировочных заданий на развитие логики. Оно имеет множество форм, видов, модификаций для разных возрастов. Его цель – научиться устанавливать логические связи между вещами, явлениями, понятиями.

Вариант 1

Пример: даны два объекта — рыба и бутылка. Найдите, что их может связывать. В качестве возможных ответов можно предложить такие:

  • оба объекта имеют схожую обтекаемую форму;
  • и рыба, и бутылка связаны с водой;
  • если бутылка пластиковая, то она, как и рыба, может плавать;
  • у рыбы и бутылки может быть одинаковый цвет;
  • оба объекта содержат полезные для человека вещества и т. д.

Вы можете продолжить список дальше или выбрать новые объекты, проследив, чтобы они на первый взгляд были совершенно непохожи и не имели ничего общего (кошка и стул, мороженое и автомобиль и т. д.).

Вариант 2

Происходят два события, разделенные сравнительно небольшим промежутком времени:

  1. Со стола начальника фирмы падает на пол карандаш.
  2. В номере одного из южных курортов случается пожар.

Установите логическую связь между первым и вторым событием. Посмотрите, сколько промежуточных событий окажется в вашей логической цепочке. Попробуйте выстроить другую, где событий больше или меньше.

Если упражнение проводится в группе, то интересно будет сравнить и проанализировать логические цепочки всех участников, выбрать наиболее интересную. Можно продолжить упражнение, придумав следующее событие и установив связь уже между пожаром и ним.

Упражнение «Составление предложений»

Логическое мышление тесно связано с речевой деятельностью, оно вообще протекает преимущественно в понятийной и знаковой форме. Поэтому для развития логического мышления полезно писать короткие (и длинные) рассказы, эссе, заметки, вести дневник.

А у кого это не очень получается или жалко времени, можно начать с отдельных предложений. Но не простых, а объединяющих ничем не связанные понятия и объекты. Ваша задача не просто написать предложение, но так, чтобы оно выглядело вполне логично.

Выберем три объекта, максимально не связанные друг с другом. Например: «белка», «вертолет» и «чашка с капучино». Теперь составьте фразу, которая бы логично объединяла эти объекты. Вот, например, такое предложение можно сочинить: «Я отдыхал на веранде, когда из пролетавшего надо мной вертолета выпала белка и плюхнулась прямо в мою чашку с капучино».

Попробуйте придумать свое предложение или выберите другие три объекта. Например: ножницы, акула, шашлык; книга, лимон, цирк и т. д.

Упражнение «Я скажу по-другому»

Это упражнение тоже на развитие вербального мышления, которое является основой логического. Придумайте какую-нибудь несложную, даже банальную фразу, касающуюся обыденного события. Например: «Мы любим пятницу, потому что это последний день рабочей недели».

А теперь выскажите ту же самую мысль, но другими словами. Главное условие: ни одно слово из исходной фразы не должно повторяться. Сколько таких новых предложений с одним и тем же смыслом вы можете составить?

Логическое мышление, несомненно, важно, и без него невозможно обойтись ни в какой области жизни. Но не менее значимо и образное мышление

С какого возраста лучше начать развивать логику?

Сегодня выходит огромное количество статей, методик и авторских разработок, мультфильмов и пособий для раннего развития малышей, Вполне естественно, что родители теряются и путаются в этом море советов и программ. Детские центры предлагают обучение логическому мышлению с трехлетнего возраста, но практическая педагогика ратует за возраст 4-5 лет. Кто прав?

В принципе – решать родителям. Среди современных деток есть уже малыши младше 3 лет, которым будут «по зубам» некоторые логические задачки. А собрать правильно пирамидку или выстроить башенку из кубиков могут и некоторые двухлетки. Вопрос лишь в том, насколько ребенок владеет наглядно-образным, абстрактным, пространственным, наглядно-действенным и нестандартным мышлением. Да-да, одной логикой тут не обойтись. Необходимо развивать и остальные виды мышления.

Но если следовать советам психологов и педагогов, то самое лучшее время для развития логического мышления – это возраст 4-6 лет.

Развиваем логику: простые советы и задачи

Даже несмотря на то, что это умение кажется нам простым и естественным, мы сами того не подозревая совершаем огромное количество ошибок разного калибра. Происходит это во многом оттого, что мы привыкли полагаться на свой жизненный опыт и здравый смысл, не используя законы и положения формальной логики. Если при выполнении довольно простых операций здравый смысл нас не подводит, то приступая к решению более сложных задач, легко попасть в ловушку заблуждений и неумения выстраивать логические закономерности и связи. Решая жизненные задачи мы часто действуем на интуитивном уровне, однако не всем в таком случае удается решать их успешно, и именно поэтому так важно целенаправленно развивать свое логическое мышление как взрослому, так и ребенку.

Итак, логическое мышление — это умение делать правильные выводы, исходя из имеющихся предпосылок. В этом небольшом руководстве мы покажем вам как просто и легко развивать логическое мышление. Логическое мышление — это особый вид мышления, которому надо учиться. В свою очередь, этот навык будет способствовать вашему успеху в работе и жизни в целом.

Примеры логических задачек

А теперь вы можете проверить свои логические способности, прорешав вот эти несложные задачки: 1. Назовите пять дней, не называя чисел (1, 2, 3,..) и названий дней (понедельник, вторник, среда…) Ответ: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра 2. Шли два отца и два сына, нашли три апельсина. Стали делить — всем по одному досталось. Как это могло быть? Ответ: Это были дед, отец и сын 3. Для того чтобы видеть, совсем не обязательно иметь глаза. Без правого глаза мы видим. Без левого тоже видим. А поскольку кроме левого и правого глаза других глаз у нас нет, то оказывается, что ни один глаз не является необходимым для зрения. Верно ли это утверждение? Если нет, то какая ошибка в нём допущена? Ответ: Рассуждение, конечно же, неверно. Его внешняя правильность основана на почти незаметном исключении ещё одного варианта, который в данном рассуждении также необходимо было рассмотреть. Это вариант, когда не видит ни один глаз. Именно он и был пропущен: «Без правого глаза мы видим, без левого тоже, значит, глаза необязательны для зрения». Правильное утверждение должно быть таким: «Без правого глаза мы видим, без левого тоже видим, но без двух вместе не видим, значит, мы видим или одним глазом, или другим, или двумя вместе, но мы не можем видеть без глаз, которые, таким образом, необходимы для зрения».

4. Перед вами электронные часы. Сколько раз в сутки они будут показывать время так, что все ячейки на циферблате (часы, минуты, секунды) будут заполнены одной и той же цифрой? Ответ: три раза: 00.00.00; 11.11.11; 22.22.22 5. Позавчера Пете было 17 лет. В следующем году ему исполнится 20 лет. Как такое может быть? Ответ: если нынешний день 1 января, а День Рождения у Пети 31 декабря. Позавчера (30 декабря) ему было еще 17 лет, вчера (31 декабря) исполнилось 18 лет, в нынешнем году исполнится 19 лет, а в следующем 20.

«Где чья мама?»

Задание по типу лото предполагает подбор карточек с изображением знакомых детям животных и их детенышей. Взрослый предлагает малышу рассмотреть картинки, изображающие курицу, кошку, собаку, корову, лошадь, козу, медведицу. Затем среди других карточек найти те, на которых нарисованы детеныши этих животных, и соединить их вместе. Спросить, как правильно назвать детеныша, если малыш затрудняется, обязательно проговорить все названия. Элементарные суждения у малышей помогут вызвать вопросы о том, кто вырастет из цыпленка, щенка, козленка.

Для поддержания интереса к заданию прочитать веселые стишки:

У коровы сын, теленок, Очень вежливый ребенок. Мама учит малыша Кушать травку не спеша.

А цыплята у курушки Все похожи друг на дружку. И девочки, и мальчики, Словно одуванчики.

Глупый маленький козленок! Он бодает всех с пеленок. Что же делать нам, когда Вырастут его рога.

«Кто скажет, кто знает, когда это бывает?»

Игра помогает развивать логику, проследить причинно-следственные связи между объектами природы, обогащает речь рассуждениями.

Малышу показывают ряд сюжетных картинок с изображением времен года и предлагают разложить их в соответствии с признаками, например:

  • Сугробы; дети и взрослые одеты тепло; ребята катаются на санках; идет снег.
  • Капель, ручьи; мальчики пускают кораблики; среди снега первые подснежники.
  • Ярко светит солнце; дети купаются в реке; взрослые и малыши играют в мяч.
  • Идет дождь, пасмурное небо; птицы летят караваном; грибники идут с корзинками.

Вместе с ребенком поработав с карточками, взрослый спрашивает, когда бывают эти явления в природе. Учит малыша правильно обобщать ряд , рассуждать о смене времен года.

Интересно подкрепить беседу загадками:

Зазвенели ручьи, прилетели грачи. Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

Долгожданная пора! Детвора кричит: Ура! Что ж за радость это? Наступило (лето).

Дни стали короче, Длинней стали ночи, Кто скажет, кто знает, Когда это бывает?

Щиплет уши, щиплет нос, Лезет в валенки мороз. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает?

«Я начинаю, а ты продолжай…»

Классическая игра, которая предлагается ребятишкам всех возрастов, чтобы развить логику, способность к анализу. В каждой возрастной группе задания будут различаться по сложности. Малышам даются простые и доступные словосочетания.

Взрослый начинает фразу, ребенок продолжает:

  • Сахар сладкий, а лимон (кислый).
  • Птица летает, а черепаха (ползает).
  • Слон большой, а зайчик (маленький).
  • Дерево высокое, а кустик (низкий).

Поддержать интерес ребенка к заданию поможет игра с мячом. Взрослый бросает мячик с началом фразы, ребенок возвращает с концовкой. Для старших дошколят подбираются сложные задания, требующие умозаключения:

  • Стол выше стула, значит стул (ниже стола).
  • После ночи наступает утро, значит утро (после ночи).
  • Камень тяжелее бумаги, значит бумага (легче камня).

Игры I уровня (младшие дошкольники)

Игровой комплекс включает как одиночные, так и коллективные игры. Играя в одиночную конструкторскую или предметную игру, малыш совершенствует свою память, развивает восприятие, воображение и мышление.

Рекомендуемые игры I уровня:

  • детское лото;
  • детское домино (в картинках);
  • мозаика (гвоздиковая или магнитная с крупными или средними по размеру элементами);
  • наборы кубиков (не более 7-9 штук);
  • модульный материал (напольные/настольные наборы для строительства с лёгкими по весу и средними по размеру элементами);
  • игры на замещение и моделирование.

Играя со своими игрушками, малыш в этом возрасте не имеет конкретной игровой цели или сценария игры. Он просто учится ставить кубик на кубик, складывать мозаику или домино, выявляя простые закономерности (совпадение картинок, цвета отдельных деталей, их формы и т.д.).

Игры II уровня (для дошкольников среднего возраста)

Если детки младшего возраста чаще играют в одиночные игры, то для малышей среднего уровня важна коллективная или ориентированная игра, в которой они смогут легко имитировать определённые действия и установить отношения с другими детьми.

Рекомендуемые игры II уровня:

  • В этом возрасте малыши должны ознакомиться с знаково-символическими функциями, необходимыми им в первые годы школьного обучения. Поэтому игровые процессы должны быть построены на основе моделирования и символизма предметов, их действий и свойств.
  • К примеру, предложите малышу нарисовать какое-нибудь животное. Затем предложите ему нарисовать его добрым, злым, голодным, весёлым. Также вы можете попросить его отсортировать все игрушки, например, по принципу «мягкий или твёрдый», «холодный или тёплый», «большой или маленький» и т.д.
  • Дети, у которых развито творческое мышление, отбирают игрушки по принципу «нравится или не нравится». Дети с доминированием логического мышления ориентируются более на вид материала, из которого изготовлены игрушки, и их свойства.
  • Каждый раз ставьте перед ребёнком конкретную игровую задачу, независимо от того, с игрушками какого типа он играет: куклы, конструкторы, машинки, головоломки. Предложите ему самостоятельно придумать сценарий игры и проследите, чтобы малыш строго его придерживался. Если он попытается импровизировать, попросите его объяснить вам, почему он решил изменить игровой сценарий. Этот приём научит его дисциплинированности, необходимой ему в годы школьного обучения.
  • Если ваш малыш играет с другими детьми, то в разработке игрового сценария должны принимать участие все детки. Этот подход научит его уважать мнение коллектива и отдельных участников игрового процесса.
  • Очень важны на этом уровне ролевые игры. Желательно, чтобы дети не играли одни и те же роли, а менялись ими в процессе игры.

Задания для старших дошкольников

Для развития знаний у ребенка об ассоциативных связях хорошо подойдут задания на построение логических цепочек:

  • «дополни ряды» – ребенку предлагают карточку с рядами однородных предметов, например, игрушки: юла, кубик, кукла, мишка; овощи: помидор, капуста, огурец; одежда: куртка, свитер, брюки. Малыш должен подбрать соответствующие карточки, дополнив ряд, а старшим ребятам предложить подрисовать предметы той же группы.
  • «составь ряд» – ребенку предлагается карточка с нарисованными предметами, которые расположены соответственным образом, например,

1 ряд – две куклы, два мишки, два мяча, 2 ряд – кукла, мишка, мяч и т.д., 3 ряд – две куклы, мяч, два мишки, мяч. Дошкольник должен составить самостоятельно ряды по подобию, используя заготовленные карточки или нарисовав их. Задание хорошо помогает формировать у ребенка операции обобщения, анализа, сравнения.

В дальнейшем, когда дошколята освоят ассоциативные ряды, можно предлагать сложные задания:

  • загадай сам ряд,
  • отгадай недостающие предметы,
  • что неправильно в ряду.

Для подростков

Подростковый возраст – это особый период в развитии человека и он имеет свои нюансы в формировании логического мышления. Это переход от детства к взрослой жизни. Подростки испытывают потребность к самостоятельному познанию мира. В это время мышление переходит на более высокий и сложный уровень когнитивной деятельности. Оно приобретает черты теоретическо-рефлексивного характера. Процесс обучения дает возможность постепенно овладеть научными понятиями, основами теоретического и понятийного оперирования информацией.

И в этом возрасте молодой человек уже может осваивать большие объемы учебного материала.

Развивающие задания для дошкольников на логическое мышление

Если в младшем дошкольном возрасте ведущим является наглядно образное мышление, то старшие дети на пороге школьного обучения должны опираться на логику в своих умозаключениях. Также важно все свои решения обосновывать словесно. Поэтому данный вид мышления имеет еще одно название – вербальное.

К эффективным приемам, развивающим словесно логическое мышление у старших дошкольников, относят дидактические игры и упражнения.

Игры на ассоциации

Словесные игры на выстраивание ассоциативного ряда с интересом воспринимаются дошкольниками, так как опираются на образы. Дети представляют, что стоит за предложенным понятием и придумывают слова, имеющие отношение к этому понятию.

1.Кто похвалит лучше всех. Детям предлагают придумать как можно больше характеристик для одного объекта. Можно придать соревновательный характер данной игре.

2.Определи хозяина. Называют детям один-два ярких признака, на основе которых они определяют целостный образ.

  • хвост и ушки
  • ручка
  • колючки
  • лист
  • крышка

3.Свободные ассоциации. Инструкция: «Какой образ или признак ты вспоминаешь, когда слышишь это слово?». В игре могут принимать участие несколько человек. Первый называет любое слово, второй свою ассоциацию с ним, третий называет качество или понятие, ассоциирующееся с предыдущим словом. Иногда можно уточнять, почему именно эта ассоциация возникла у дошкольника.

Упражнения на логические рассуждения

1.Выполнение заданий с использованием наглядного материала. Детям предлагают картинки с изображениями, где им предстоит определить лишний объект, подобрать недостающий, или вставить пропущенную фигуру на свое место.

Дошкольник не только находит решение, но и поясняет свой выбор, вербализирует свои рассуждения.

2.Хитрое лото. Подготавливают два одинаковых набора картинок. Дети играют в паре, каждый участник получает свой набор.

Один из участников выбирает по своему усмотрению одну картинку и, не показывая ее, описывает изображение, выделяя основные признаки. Второй участник отгадывает, а затем предлагает свое описание другой картинки.

3.Отгадай-ка! Желательно участие четверых и более детей. Дошкольники образуют две подгруппы. Одна из них договаривается, какой объект загадать. Участники второй подгруппы, чтобы отгадать объект, задают вопросы, на которые можно отвечать только односложно – «да» или «нет».

Задача состоит не только в угадывании, но и в умении определять важные признаки. Получив отгадку, подгруппы меняются ролями.

Игры на развитие понятийного аппарата

1.Выручи инопланетянина. Дети очень любят эту игру, в которой предполагается, что они встретили жителя другой планеты, ничего не знающего о нашем мире. Как правило, один ребенок исполняет роль инопланетянина и задает вопросы:

  • Что это?
  • Для чего этот предмет?
  • Как им пользоваться?

Один или два дошкольника отвечают на вопросы любознательного гостя. Игра хорошо развивает словесно логическое мышление, а также связную речь.

2.Так бывает или нет? Инструкция: «Составь правдивое и ложное суждение, используя заданные слова». Для игры подготовить несколько пар слов.

Например, дерево – корни. Истинное суждение: «Каждое дерево имеет корни». Ложное: «на корнях дерева растут листочки».

3.Потому что… Инструкция: «Придумай не менее трех объяснений одному и тому же событию (явлению, факту)». Пример: Цветы расцвели, потому что…

  • …наступила весна
  • …их вовремя поливали
  • …даже цветы захотели порадовать Машу

Подобные игровые упражнения развивают мыслительные операции, умение устанавливать причинно-следственные связи, способность формулировать суждения и умозаключения.

Выводы

Дошкольное детство – это период в жизни человека, во время которого он приобретает основные знания, умения и навыки, формируется его личности и интеллект. Среди важнейших психических новообразований можно выделить мышление. Именно с его помощью ребенок познает себя и мир вокруг. Для детей раннего возраста свойственен наглядно-действенный тип мышления, в младшем дошкольном возрасте формируется наглядно-образный тип, а в старшем дошкольном возрасте ребенку открывается словесно-логический тип мышления (хотя ведущим по-прежнему остается образное мышление). Развитие мышления малыша зависит от опыта, поэтому очень важно предоставлять ребенку возможность как можно шире увидеть мир, а также тренировать его мыслительные способности. Занятия по развитию мышления могут быть интересными и увлекательными, если проводить их в игровой форме. Выбирайте упражнения, которые нравятся и Вам, ведь когда и взрослый и ребенок получают удовольствие от процесса, результат будет гораздо лучше.

Курсы, книги для развития и тренировки мышления

Звучит неожиданно, но одним из учебников по развитию логического мышления является «Шерлок Холмс» Артура Конан Дойля. В этой книге рассказано о том, как пользоваться логикой в жизни. Из других полезных трудов выделяются:

  • «Прикладная логика» Н. Непейвода;
  • «Учебник логики» Г. Челпанов;
  • «Логика» А. Ивин;
  • «Основы логической риторики» А. Матвеева, А. Сарапульцева;
  • «Логика в вопросах и ответах» В. Вечканов, Н. Лучков.

Чтение подобной литературы — это возможность не только развить логическое мышление, но и улучшить дедукцию, научиться пользоваться аргументами в споре, принимать правильные решения.

Конструирование

Игры с конструктором помогают развивать двигательные навыки, мелкую моторику и творческое мышление. Создание построек по схемам, воспроизведение задумок в реальности развивают пространственное и структурно-логическое мышление.

Хорошо бы находить время на совместные занятия с ребёнком и в таком формате. С помощью кубиков можно создавать очень занимательные задания.

Лего поможет изучить многие математические понятия.

Математика очень тесно связана с логикой, поэтому не забывайте о математических играх для детей.

Ну и, конечно же, игра Танграм — великолепно развивает логическое и пространственное мышление детей.

Очень интересная и полезная книга «Танграм в загадках».

У всех детей вызывает восторг удивительный лист Мёбиуса.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]