Латеральное мышление: раздвигаем рамки — и дело в шляпе!


Кто-то любыми способами пытается развить логическое мышление, чтобы с лёгкостью щёлкать самые трудные задачки и иметь максимально высокий IQ. Другие акцентируют внимание на творческом подходе к решению проблемных ситуаций, когда спонтанно и быстро на ум приходит совершенно неожиданная разгадка. В психологии говорят, что первые при этом мыслят вертикально (поэтапно, рационально выверяя каждый шаг), а вторые — горизонтально (раздвигая границы привычного мира в разные стороны).

Но есть ещё один путь, который одновременно совмещает в себе эти два и вносит в них нечто кардинально новое. Это латеральное мышление, которое тоже способно генерировать умнейшие идеи. Но его мыслительный процесс — веерообразный и охватывает и горизонтали, и вертикали, и диагонали окружающего мира.

Что такое латеральное мышление

По определению латеральное мышление (от латинского lateralis – боковой) – это умение находиться нестандартный, необычный и часто неожиданный подход к решению проблемы. Человек находит такие варианты действий, которые неподвластны логическому объяснению. Использование латерального мышления помогает быть креативными, находить абсолютно новые пути решения вопросов. Кстати, таким типом мыслительной деятельности обладали люди, сделавшие исторические открытия.

В психологии мышление разделяют на два типа:

  1. Конвергентное. Решая проблемы, человек проводит тщательный анализ, сопоставляет факты, приходит к единому результату.
  2. Дивергентное. Человек пытается найти сразу много вариантов решения задачи, используя творческие способности.

Латеральное мышление часто сравнивают с дивергентным. В случае с ним люди так же изучают несколько направлений. О способности мыслить нестандартно много говорил британский психолог Эдвард де Боно. Вот некоторые из его умозаключений:

  1. Стереотипы ограничивают. Приведем пример. Многие отравившиеся мороженым, больше не покупают его. С одной стороны, они создают себе мнимую безопасность. С другой же, это шаблон, который, скорее всего, не совпадает с реальностью. Он уже не работает, а человек так и не может поступить по-другому.
  2. Использование шаблонов и стереотипов не имеет ничего общего с латеральным мышлением. Оно убивает способность мыслить креативно, творчески. Помните выражение «наступить на грабли»? Так вот, это шаблоны. Если у вас раз за разом случаются подобные ситуации, пора задуматься.
  3. Эдвард де Боно приводил интересный наглядный пример. Представьте песочницу и лейку с водой. Что будет, если вы начнете лить воду на песок? Часть растечется. Остальная же жидкость сделает колодец, в котором и будет собираться. Вода в данном случае – информация, поступающая в головной мозг. Песок – мозг, а колодец – стереотип. Способность латерально мыслить – это формирование бороздок, которые выпустят воду и не дадут стереотипу углубиться, закрепиться в сознании.
  4. Без способности принимать неожиданные решения не получится жить полноценно. Вам не обязательно поступать так постоянно. Но развить такое умение нужно обязательно.

И еще один интересный факт. Люди, привыкшие жить по стереотипам и шаблонам, никогда не придумают что-то новое, интересное.

В жизни так бывает

Чтобы лучше понять суть латерального мышления, приведу пример. Представьте семью, в которой супруги уже давно живут вместе. Многие женщины периодически начинают пилить мужей: «Ты даже не заметил, что я подстриглась/покрасилась/купила новое платье и т.д.». Да, любовь и влечение к ней как к женщине с годами поистерлось, превратилось в привычку

Ее присутствие стало настолько обыденным, что перестаешь обращать внимание на то, что так ценно было раньше

Или жена перестает замечать мужественность супруга, обращая внимание лишь на разбросанные по квартире носки и старые тренировочные штаны с вытянутыми коленками. Что же делать? Как по-новому взглянуть на партнера? Способов может быть множество, но в любом случае вы постараетесь увидеть свой объект в новом качестве

Заявитесь с неожиданным визитом на работу к своей половинке, понаблюдайте, как он/она лихо управляется со своими делами. Впечатляет?

Что же делать? Как по-новому взглянуть на партнера? Способов может быть множество, но в любом случае вы постараетесь увидеть свой объект в новом качестве. Заявитесь с неожиданным визитом на работу к своей половинке, понаблюдайте, как он/она лихо управляется со своими делами. Впечатляет?

А ведь стояло только поменять свой взгляд на партнера

Обратите внимание на черты, которые раньше были для вас недоступными. Привычное восприятие супруга резко поменяется

Как вы правильно понимаете, этот простой бытовой пример показал сейчас принципы работы латерального мышления.

Зачем нужно латеральное мышление

В теории кажется, что развивать умение мыслить латерально не так уж и нужно. И действительно, зачем? Ведь есть логика. Здесь стоит учесть одну особенность. Используя логику, человек выстраивает четкую последовательность действий. На практике любое отступление, ошибка или промах выбивают из колеи, приводят к совсем другому результату.

Мышление стереотипами и шаблонам помогает экономить время при принятии решений. Большинство действий выполняются автоматически. И вроде бы это хорошо. Но! Во-первых, не все задачи можно решить с помощью шаблонов. Во-вторых, следование стандартам мешает реализовывать свежие идеи, совершать открытия. В результате человек не развивается, стоит на месте.

Получается, что главная задача латерального мышления – научить человека мыслить одновременно в нескольких направлениях. Да, на пути будут встречаться ошибки и трудности. Но хорошо развитая интуиция, креативность и чувство юмора помогут или обойти их, или устранить.

Шесть шляп

Это один из популярнейших методов, в основе которого лежит нестандартное мышление. Его создателем является все тот же Э. де Боно. В чем суть подхода? Этот способ позволяет рассмотреть проблему с разных сторон, используя параллельное мышление, при котором различные подходы и идеи не сталкиваются, а спокойно сосуществуют.

Почему шляпы? Для этого есть несколько причин: каждая шляпа имеет собственный цвет, отличающий ее от других и наделяющий присущими только ей чертами. Шляпу можно легко поменять, это повлечет изменение также направление мыслей. Каждая шляпа как особый режим. Мы легко можем поменять шляпы на туфли – это не имеет значения. Итак, с точки зрения каких режимов рассматривается проблема?

Данный метод можно использовать как в индивидуальном порядке, так и в группе. Он развивает гибкость ума, способность к креативности, помогает принять решение и преодолеть творческий тупик

Отлично подходит для осмысления нестандартных идей, если необходимо принять во внимание каждое мнению, посмотреть на ситуацию с разных точек зрения

Мне кажется, что лучше всего латеральный образ мыслей развит у детей. Их мозг еще не забит множеством стереотипов, они доверяют интуиции, не обладают множеством страхов (в отличие от взрослых людей), у них нет стеснения, что они сейчас скажут глупую, или неудобную, или абсурдную идею. Помните выражение: «Устами младенца глаголет истина»? Ну, если не истина, то креативность точно. Так что давайте оставаться немного детьми.

Удачных изломов стереотипов вам! Не бойтесь пробовать новое – оно того стоит.

https://youtube.com/watch?v=iyCcmCaY5ds

Процесс латерального мышления

Состоит из трех этапов:

  1. Выбор фокуса. Для того, чтобы научиться латерально мыслить, нужно иметь идею. Она поможет определиться с направлением движения, областью творческой деятельности, станет основой. Без нее не получится создать что-то по-настоящему новое, креативное.
  2. Латеральный разрыв. После того, как вы найдете идею, нужно разорвать шаблоны, общепринятые рамки, раздвинуть стереотипы. Вам придется сломать логику вашей идеи. Сместите ее немного в сторону, измените фокус.
  3. Установление связей. Итак, шаблон разорван. Логика сломана. Что делать дальше? Звучит, возможно, абсурдно. Но попытайтесь найти что-то логичное в новом варианте мышления. Сделать это неимоверно сложно. Но только таким образом вы придете к чему-то новому.

Латеральное мышление применимо во всех сферах жизни. Оно помогает раздвинуть границы сознания. Зачастую человек воспринимает совсем немного информации. Из-за чего видит лишь один путь решения проблем. Он фокусируется только на нем, на уровне подсознания сопротивляясь другим вариантам.

Способность нестандартно мыслить поможет найти не один, а много способов действий. Порой они будут непривычными, даже абсурдными.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Cтатистика На весь экран

Евгений Буянов

← Творческое мышление Фокусировка →

Методы латерального мышления

Эдвард де Боно предложил четыре метода.

Шесть шляп мышления

Известный и не менее популярный в психологии метод латерального мышления. Доказывает, что несколько идей могут успешно сосуществовать друг с другом. Помогает посмотреть на проблемы с разных сторон. Итак, представьте, что у вас есть шесть шляп разных цветов. Каждая из них отвечает за один из подходов:

  1. Белая. Это информационная сфера. Сообщает, что мы знаем в данный момент, что нужно узнать, какие есть факты, цифры, новости. Все это должно касаться решаемого вопроса.
  2. Красная. Чувства, ощущения, эмоции, относящиеся к задаче.
  3. Зеленая. Поиск необычных решений, интересных идей.
  4. Черная. Отвечает за сомнения, критику, возможные трудности, недостатки идеи и недочеты.
  5. Желтая. Это оптимизм. Показывает идею только с положительных сторон. Знакомит с выгодой от ее осуществления, обсуждает преимущества.
  6. Синяя. Эта шляпа принадлежит ведущему. Ему предстоит собрать все сказанное воедино.

План работы

  1. Ставится задача – проблемная ситуация, которую нужно решить. Важно — она должна быть вариативной и не иметь однозначного решения;
  2. Выбирается фасилитатор – участник в синей шляпе, отвечающий за координацию мыслительного процесса и постановку целей на протяжении всей дискуссии, остальные участники «надевают» синюю шляпу попеременно;
  3. Определяется последовательность применения шляп, исходя из задачи. Строгого алгоритма смены режима мышления не предусматривается;
  4. Далее начинается дискуссия, в процессе которой все участники «примеряют шляпы» одного цвета соответственно выбранной последовательности;
  5. После окончания дискуссии фасилитатор суммирует результаты;
  6. Сравниваются полученные результаты, выбираются оптимальные и наиболее эффективные решения.

Как развить латеральное мышление

Не расстраивайтесь, если не получается мыслить нестандартно. Это умение можно развить. Есть ряд способов:

  1. Во всех сферах ищите новые идеи.
  2. Забудьте о стереотипах, используемых окружающими для принятия решений.
  3. Сомневайтесь.
  4. Рассматривайте сразу несколько вариантов решения проблемы.
  5. Уделяйте время на решение задач на латеральное мышление.
  6. Подумайте, как можно нестандартно использовать старые вещи.
  7. Творчески подходите к выполнению даже повседневных дел.
  8. Научитесь получать удовольствие от размышлений и поиска новых идей.

Интересно, что развитие латерального мышления быстрее всего происходит у маленьких детей. В их подсознании нет шаблонов и стереотипов, они действуют согласно интуиции, не боятся смеяться над собой и своими ошибками. А еще они часто предлагают абсурдные для взрослых людей вещи. Это и есть умение мыслить нестандартно.

Задачи на латеральное мышление

Попробуйте силы в интересных загадках:

  1. Представьте себе посетителя кафе, у которого в чашке кофе плавает муха. Он позвал официанта и попросил заменить заказ. Официант так и сделал. Но посетитель снова не доволен. Утверждает, что ему принесли тот же кофе. Как он это понял?
  2. Шахматисты сыграли на двоих пять партий. Каждый проиграл и победил одинаковое количество раз. При этом не было ни одной ничьи. Как так получилось?
  3. Итак, два человека на экскурсии в угольной шахте. Когда они вышли, оказалось, что у одного грязное лицо, а у другого нет. Тот, что был чистым, пошел умываться. А его друг нет. Почему?
  4. Двадцать участников симфонического оркестра играют для публики. Однако их никто не слушает. В чем причина?

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач

Хотя основоположник теории — советский ученый Генрих Альтшуллер — разрабатывал ее для решения технических задач, она отлично подходит для любого креатива.

ТРИЗ утверждает, что развитие любых систем постоянно утыкается в тупики — противоречия, которые на первый взгляд кажутся неустранимыми. Допустим, мы хотим разработать систему, которая позволит людям передавать развернутые текстовые сообщения в ситуации, когда у них в буквальном смысле заняты руки. Противоречие? В ТРИЗ для такого случая есть несколько приемов.

Например, прием экранирования предлагает использовать вариативность во времени. На срочные запросы можно отвечать готовыми текстовыми шаблонами, а подробности излагать позже.

Но идеальное конечное решение (ИКР) — это когда системы вообще нет, а ее функция выполняется. Например:

  • системы образования нет, а люди образованны — p2p-обучение;
  • такси нет, а пассажиры доставлены — шеринговые сервисы;
  • программистов нет, а игра написана — готовые игровые движки.

Для этого существует прием свертывания — совмещение функций нескольких систем в одной. В нашем примере это система распознавания голоса, которая делает так, что сообщение как бы печатает (и отправляет) себя само.

Упражнения для развития латерального мышления

Как еще можно развить латеральное мышление? Регулярно выполняя простые, но эффективные упражнения.

  1. Придумайте глупые, несерьезные, абсурдные идеи. Чтобы было легче, возьмите иллюстрированный журнал. Откройте любую картинку и представьте, что на ней происходит. Не будьте банальными. Не говорите очевидное. Проявите фантазию, креативность и нестандартность. Получилось? Вы на правильном пути.
  2. Поиграйте в «данетки». Лучше это делать в компании друзей. Придумайте интересную ситуацию. Задавайте друг другу такие вопросы, чтобы можно было ответить только «да» или «нет». С их помощью выясните, почему герой поступил так, а не иначе.
  3. Делайте эксперименты, рискуйте. Приведем банальный, знакомый многим пример. У женщины было несколько неудачных отношений. В результате она стала думать, что все мужчины одинаковые. Но стоит задуматься, и между ними появится общее. Пусть это будет зависимость от компьютерных игр. Эта особенность закрепится в мозгу женщины как шаблон. И она будет выбирать только таких мужчин. А после очередной неудачи говорить, что снова убедилась в своей правоте. Латеральное мышление в таком случае поможет изменить привычный ход событий.

Занимайтесь как можно чаще. Вскоре вы обнаружите, что смотрите совсем по-другому на обыденные вещи.

Синтез форм по методологии CRAFT

Поле применения метода CRAFT (Creative Algorithm Framework & Tools) — социальные формы отношений. Под ними подразумеваются любые модели взаимодействия между людьми. Обычно такие взаимодействия выстраиваются стереотипно: идя в театр, поступая в бизнес-инкубатор или отправляясь на музыкальный фестиваль, мы заранее представляем, что нас там ждет и как мы будем взаимодействовать с окружающими.

Суть CRAFT в том, чтобы переизобрести эти взаимодействия, разобрать их на элементы, а затем поместить эти элементы в новый контекст.

Например, вы хотите придумать концепцию ресторана, куда посетители будут приходить в вечерней одежде. Вечерняя одежда — это форма отношений. Разбираем ее на элементы: в каких случаях люди одеваются таким образом? Театр, гала-концерт, церемония вручения премии «Оскар». Помещаем эти элементы в контекст ресторана: как сделать поход в ресторан похожим на поход в театр или посещение торжественной церемонии? Культурная программа, тематические мероприятия и т. п. Теперь ресторан уже не просто «общепит», а нечто большее.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]