Мышление и речь – это то, что отличает человека от животного. Словесно логическое мышление присуще только человеку, оно формируется в процессе его развития и взросления.
Мышление – высший уровень познания, процесс воссоздания окружающей нас действительности. Часто мышление отождествляют с умом. Это не совсем верно.
Если ум – это способность думать и находить решение различных задач, то мышление – это предпосылка ума, инструмент человека думающего, работа со смыслами.
Что такое логическое мышление
Понятие условно делится на две составляющие: мышление и логика. Первое – это процесс получения и анализа информации, поиск связи между предметами, событиями, другими частями действительности. Для его правильной работы нужна логика, иначе обнаруженные связи будут ошибочными, не смогут отразить истинное положение дел.
Логика имеет несколько определений, часть из которых связана с переводом обозначающего ее слова с греческого языка. Если говорить в общем, то это наука об интеллектуальной мыслительной деятельности головного мозга. Ее основная задача – найти выход из ситуации, используя имеющиеся предпосылки, а также путем размышлений глубже понять особенности и нюансы какого-либо предмета.
Вышесказанное помогает объяснить, что такое логическое мышление. Это мыслительный процесс, требующий применения логических понятий. Он требует доказательств, рассудительности. Предназначен для составления вывода на основе предпосылок.
Логическое мышление обладает пятью свойствами:
- Формируется исключительно экспериментальным путем. Человек попал в определенную ситуацию, нашел из нее выход, столкнулся с последствиями и сделал ряд умозаключений. Этот процесс носит название эмпирического познания.
- Является приобретенным, а не врожденным качеством человека.
- Многие люди неосознанно избегают развития логики, не желая выходить из зоны комфорта.
- Логика порой толкает людей на бесчеловечные поступки, поскольку она сродни циничному расчету. Вместе эти два понятия отодвигают самопожертвование и человеколюбие на последнее место. Наглядный пример – маньяки с нарушенной психикой. Страшные для нормального человека поступки для них являются вполне логичными.
- Логика четко прослеживается в науке. Взять хотя бы аксиомы, отклонение от которых принято называть расстройством.
Логическое мышление – это инструмент для обработки информации, формирования выводов. Благодаря ему человек анализирует, оценивает происходящее вокруг, а также грамотно преподносит полученную информацию собеседнику.
Коммуникативные жесты
Жесты-эмблемы
Эмблема – это коммуникативный жест, который не сопровождает речь, а по сути сам является речью, потому что имеет очень конкретное значение. Человек, показывая жест-эмблему, всегда делает это осознанно и намеренно. Эмблемы и эмблематические знаки являются протоязыком. Эмблемами общались наши предки, не знавшие и не владевшие языком в современном его виде.
Значение жестов-эмблем однозначно трактуется всеми представителям данной культуры или субкультуры. С помощью эмблем можно передать практически любое сообщение, включая фактологическую информацию, приказания, выражение личного отношения к происходящему и чувства.
Лицевые выражения и движения глаз, сопровождающие жесты-эмблемы, расширяют границы возможных смыслов, ассоциирующихся с движениями руки. И всегда существует возможность, что смысл, ассоциирующийся с жестом в отсутствие речи, изменится, если его будет сопровождать речь, включая и те случаи, когда сопровождающая речь вроде бы лишняя. Однако контекст расширяет границы смысла. Иногда контекст не оказывает сильного влияния на смысл жеста, а лишь незначительно изменяет то, как он выполняется.
Два вида жестов-эмблем
- Иконические (возникают в человеческой культуре путем копирования реальных объектов и производимых с ними действий);
2. Символические (не содержат в себе прямого отражения облика изображаемого предмета или действия, потому понятны только посвященным людям).
Так как жесты-эмблемы являются протоязыком, передаются из поколения в поколение и закрепляются культурными традициями, то в случае возникновения внутреннего конфликта они могут каким-либо образом проявиться.
В языке телодвижений есть один информативный признак обмана – эмблематическая оговорка, которая возникает, когда человек не верит в то, что говорит, т. е. тело противоречит словам.
Эмблематическая оговорка может являться верным признаком лжи говорящего.
Критерии эмблематической оговорки
- Оговорка проявляется, как правило, вне привычной позиции. Эмблемы демонстрируются намеренно, они передают какой-то сигнал, послание, а эмблематическая утечка как бы непроизвольно вырывается наружу, потому и проявляется вне привычной позиции;
- Оговорка может проявляться не полностью, а частично;
- Оговорка может характеризоваться чрезмерной «сломанностью» при демонстрации эмблем. Так как лжецам при попытке лжи свойственна телесная асимметрия, то при попытке сознательного контроля и подавления эмоций эмблематическая оговорка принимает на себя часть этой телесной асимметрии.
Во время проведения опросной беседы, верификатор может увидеть эмблематические утечки у опрашиваемого лица, однако они могут и не проявляться. Несмотря на то, что эмблематические оговорки и являются достаточно достоверным признаком лжи, полностью опираться только на них верификатор не может, потому что они могут не проявиться во время опросной беседы совсем. Также нужно владеть языковым набором жестов-эмблем разных наций и народностей, особенно при проведении проверок в сопредельных государствах.
Жесты-иллюстраторы
Еще одним типом жестов, свойственным человеку, являются жесты-иллюстраторы – жесты, сопровождающие речь. Интерпретировать жесты-иллюстраторы нужно еще более осторожно, чем жесты-эмблемы и адаптеры.
Виды жестов-иллюстраторов
- Точный захват пустоты;
- Точный захват предмета;
- Силовой захват пустоты;
- Силовой захват предмета;
- Удар по пустоте;
- Колющие жесты;
- Указательный палец;
- Намерение коснуться;
- Протягивание рук (ладони вверх, ладони к себе, ладони вниз, ладони вперед);
- Соединенные руки;
- Голова – тело;
- Иллюстрации ногами
Способы иллюстраций речи
- Человек может делать особый акцент на слове или фразе;
- Человек может прослеживать в воздухе ход мысли рукой, как бы дирижируя своей речью;
- Человек может рисовать руками в воздухе или изображать действия, повторяющие или усиливающие сказанное.
Использование жестов-исллюстраторов
- Попытка объяснить то, что трудно выразить словами;
- Невозможность подобрать нужное слово или фразу;
- Связь речи;
- Эмоциональное возбуждение.
Функции жестов-иллюстраторов
- Повторение – во время коммуникации люди иногда жестами просто повторяют то, что говорят вербально;
- Дополнение – во время процесса коммуникации люди жестами дополняют или уточняют то, что говорят словами. Когда слова и жесты дополняют друг друга и не находятся в противоречии, то сообщения декодируются собеседником более точно;
- Вспоминание – иногда невербальные сигналы помогают нам вспомнить вербальное сообщение;
- Замена – иногда невербальные сигналы могут заменять вербальные сигналы;
- Подчеркивание или приглушение – невербальное сообщение способно смягчать или приглушать вербальное сообщение или выделить определенные слова (маркеры).
На интенсивность проявлений жестов-иллюстраторов оказывает влияние характер человека (есть тип людей, которым интенсивная жестикуляция не свойственна), оказывает влияние культура и культурная принадлежность. Поэтому одной из задач верификатора на этапе установления базовой линии поведения является определение интенсивности проявления иллюстраторов в норме. Обычно нормальное проявление иллюстраторов можно отследить, разговаривая на обыденные темы.
Верификаторам необходимо понимать и брать во внимание особенности нервной системы человека, а также его базовую линию поведения, потому что некоторым людям свойственно увеличение количества жестов-иллюстраторов во время лжи, тогда как для других во время лжи свойственно уменьшение количества жестов-иллюстраторов. В зависимости от психотипа опрашиваемого лица, а также от выбранной им стратегии лжи и будет проявляться данная тенденция.
Жесты-регуляторы
Жесты-регуляторы – это интерактивные жесты, способствующие регулированию диалога.
Типы жестов-регуляторов
- Жесты передачи информации;
- Жесты-ссылки на высказывание собеседника;
- Жесты регулировки очередности реплик;
- Жесты запроса реакции собеседника.
Составляющие логического мышления
Как говорится выше, мышление и логика – это инструменты для получения и переработки информации. Процесс предполагает создание некоего образа, который позволяет представить находящийся в другом месте предмет или человека. Он бывает нескольких видов.
Образно-логическое мышление
По-другому называется наглядно-образным. Представляет собой мыслительный процесс, во время которого человек визуально проигрывает сложившуюся ситуацию. По сути, это воображение, позволяющее воссоздавать в мозге яркие, реалистичные картины. Развитие такого типа логики начинается примерно в полтора года.
Проверить наличие данной способности можно с помощью теста Равена. Психолог показывает человеку шестьдесят таблиц, каждая из которых содержит несколько рисунков без текста. Между собой они имеют некую связь. В нижней части расположено до 8 фигур, одна из которых является недостающей. Испытуемому следует определить закономерность, найти нужную деталь.
Развивающие задания
Для школьников (начальные классы)
- «Аналогия». Продолжить ряд 2, 4, 8, 16.
- «Исключение лишнего». Из ряда чисел выбирают лишнее.
- «В худшем случае». Доказать утверждение для самого неудобного случая.
- «Классификация». Разбить объекты на подмножества по сходным признакам.
Логические задачи вызывают у детей интерес к предмету. Задания на взвешивания, переливания помогают в жизни. Для решения задач используют:
- рассуждения;
- таблицы;
- блок-схемы;
Применение логики
Логика и мышление используются практически во всех сферах жизни. Они понадобятся гуманитариям, экономистам и бизнесменам, ораторам, деятелям искусства. Только в каких-то случаях они будет строгим и формализованным (техника, математика.). В других же больше понадобится воображение. С его помощью человек проанализирует факты, делает выводы.
В основе познания окружающего мира лежат все виды логического мышления. Они помогают освоить ряд полезных жизненных приемов:
- выбрать тот путь, ведущий к правильному выводу;
- размышлять быстро и плодотворно;
- четко излагать информацию;
- защищать себя от заблуждений;
- видеть и исправлять ошибки в размышлениях других людей.
Также логика дает возможность в кратчайшие сроки находить аргументы и апеллировать ими в споре.
Секреты фитнеса мозга
О специфике и результатах развития мыслительных способностей можно узнать на специальных тренингах. Фитнес мозга включает программы и упражнения по аналогии с физическими тренировками. Улучшаются параметры, работоспособность интеллекта: супер-память или скорочтение. Практически любые подобные курсы требуют логики и развивают ее. Нужно лишь правильно выбрать свою сферу, будь то наука, бизнес, улучшение способностей ребенка или нечто иное.
Особенности развития логического мышления
Человек любого возраста имеет способность принимать и анализировать информацию. Если сказать просто, думать могут абсолютно все, поскольку это врожденная функция головного мозга.
С помощью разных частей логики человек думает, планирует, принимает решения, корректирует поведение. Получается, что можно развить и натренировать логическое мышление.
Процесс познания основ логики состоит из четырех частей:
- теория;
- обобщение, сравнение и конкретизация информации;
- точное изложение мыслей;
- обучение способности вовремя распознавать заблуждения и видеть ошибки в суждениях.
Также в процессе развития словесно-логического типа мышления человек учится находить аргументы, которые можно использовать в споре.
Более подробно о понятиях
Невозможно детально разобраться в этом вопросе, не выяснив определения всех терминов. Мышление – это процесс обработки информационных данных и доведение их до конкретного завершения. Такая способность сподвигла возникновению речи, которой мы пользуемся, чтобы коммуницировать между собой. Люди приходят к размышлению для того, чтобы разрешать все неприятности и проблемы, исследовать мир вокруг себя, разузнать взаимосвязи и закономерности. Размышляя, человек создает инновации, делает научные открытия и находит себя в искусстве. Не имея мыслительной составляющей, мы были бы схожи с обычными животными, которые действую в рамках своих инстинктов.
Формы мышления – итог мыслительных и умственных процессов, которые проявляются в конкретной ситуации, позволяющей понимать суть явлений и предметов, определять взаимоотношения объектов и замечать обобщающие признаки. Существует всего три разновидности, о которых я подробно расскажу далее.
Когда закладывается логическое мышление
Что такое логическое мышление? Как сказано выше, это умение анализировать информацию, делать выводы. Оно не является врожденным. Способность логически мыслить развивается по мере взросления человека.
Первые задатки логики появляются примерно в полтора года. Это, можно сказать, базовый уровень. Чуть позже, после того, как ребенок идет в школу, у него появляется абстрактная форма логического мышления. И так дальше.
Развитие такого типа мышления нужно начинать с детства. Если с ребенком-дошкольником решать задачи и головоломки, ему будет легче во взрослой жизни сопоставлять факты и принимать решения. Понимая это, специалисты включают такие занятия в программу детского сада и школы.
Как развить логическое мышление
Есть несколько методов развития. Они действуют комплексно, улучшая способность думать в целом, а не какие-то отдельные ее части.
Чтение
Из книг можно почерпнуть много полезной информации. По мнению специалистов, они показывают, как применять логику на практике. Практических знаний здесь гораздо больше, чем в каких-либо специализированных справочниках.
Курсы, книги для развития и тренировки мышления
Звучит неожиданно, но одним из учебников по развитию логического мышления является «Шерлок Холмс» Артура Конан Дойля. В этой книге рассказано о том, как пользоваться логикой в жизни. Из других полезных трудов выделяются:
- «Прикладная логика» Н. Непейвода;
- «Учебник логики» Г. Челпанов;
- «Логика» А. Ивин;
- «Основы логической риторики» А. Матвеева, А. Сарапульцева;
- «Логика в вопросах и ответах» В. Вечканов, Н. Лучков.
Чтение подобной литературы — это возможность не только развить логическое мышление, но и улучшить дедукцию, научиться пользоваться аргументами в споре, принимать правильные решения.
Практикуйте SWOT-анализ
SWOT — это оценка сильных (Strengths) и слабых (Weaknesses) сторон, а также возможностей (Opportunities) и угроз (Threats) чего бы то ни было: идеи, предложения, объекта.
Как это делается, проще объяснить на примере. Допустим, вы подумываете поужинать в фаст-фуде. Сильные стороны: быстро, дешево, вкусно. Слабые: вредно, калорийно. Возможности: не надо готовить, освободится время на изучение программирования. Угрозы: можно отравиться или просто объесться, и ничего делать уже не захочется. Можно так же проанализировать вариант «писать код сейчас» или «взять ещё один фриланс». И сделать рациональный выбор.
Полезные советы
Для развития логики недостаточно уделять внимание задачам, разгадывать ребусы, кроссворды, читать специализированную литературу. Есть еще ряд советов:
- Левшам стоит научиться писать правой рукой и наоборот. Благодаря этому улучшится работа менее развитой части головного мозга.
- Время от времени менять вид деятельности. К примеру, на протяжении часа-двух делать что-то одно, а после сменить работу.
- Читать детективы, стараясь предугадать, как поступит главный герой и другие персонажи в том или ином случае. Это процесс способствует развитию дедукции.
- Объяснять свои действия, поступки. Тщательный анализ ежедневных происшествий дает возможность построить логические цепочки, сделать выводы касательно того, как лучше поступить в следующий раз.
Также стоит чаще бывать на улице. Прогулки улучшают работу головного мозга в целом.
ТОП 10 упражнений, которые развивают мышление взрослого человека
- Разгадывайте кроссворды и шарады.
- Произносите слова и целые предложения в обратном порядке.
- Из выбранного отрывка текста придумайте кусочек, по смыслу противоположно отличающийся от исходного.
- К выбранным словам придумайте как можно больше характеристик.
- Командное упражнение: член одной команды осуществляет какое-то действие, а другая команда ищет его причину. К примеру, кто-то выпил воду, разгадкой этого действия будет «возникновение жажды».
- Развивайте левую руку, если вы правша, а правую – если левша. Можно начать с самого простого – держание ложки или вилки.
- Командное упражнение. Члены одной команды произвольными словами описывают какой-то детский стих или мультик, который всем знаком. При этом имена людей и клички животных нужно пропускать. Противоположная команда должна догадаться, о каком стихе или песне идет речь.
- По перечисленным свойствам, цвету, форме, запаху, сфере использования, нужно догадаться, о каком предмете идет речь.
- Без слов нужно показать предмет, а участники игры должны догадаться, о чем идет речь.
- Нужно придумать первое слово – начало ассоциативного ряда, а после этого подобрать к нему как можно больше ассоциаций. К примеру, белый – снег – зима – холод – Рождество и т.д.
Эти упражнения имеют разный уровень сложности. Если вы чувствуете, что задание вам не под силу, начните с более легкого. Чем чаще и усерднее вы будете заниматься, тем более развитым будет ваше мышление. К тому же многие из перечисленных выше командных развлечений могут стать хорошим вариантом досуга с друзьями и близкими.
Периодические тренировки внимания и ассоциативного мышления наилучшим образом сказываются на развитии фантазии и воображения, а также дают возможность улучшить память, творческую деятельность в любой сфере и в целом значительно повысить качество жизни.