Невербальный это «язык тела» в широком смысле: передача информации через жесты, запахи, вкус, голос, зрительные сигналы. Невербальные средства коммуникации способствуют созданию психологического контакта между партнерами, обогащают значения, передаваемые словами, отражают истолкование ситуации. Факторами, влияющими на невербальную сторону общения, выступают национальные особенности, состояние здоровья, профессиональный этикет, социальный статус, принадлежность к определенным возрастным группам.
Средства невербальной коммуникации
Различие значений жестов в разных культурах
Основные невербальные жесты в разных культурах не отличаются друг от друга. Кивание головой обозначает «да» или «нет». Это врожденный жест, так как он в одинаковом значении используется глухими и слепыми людьми. Пожимание плечами является универсальным жестом, который означает непонимание сути разговора. Однако существуют жесты, значение которых меняет в зависимости от конкретной культуры, страны, нации, поэтому различия в невербальном языке других стран следует знать.
Культурно-специфические жесты:
- Жест «ОК». Получивший популярность в Америке в начале XIX века жест, обозначает «все отлично», «хорошо» во всех англоговорящих странах, а также в Европе и Азии. Во Франции этот жест интерпретируют как «ноль», «ничего», в Японии – «деньги», в некоторых странах Средиземноморского бассейна этот жест используется для обозначения гомосексуальности мужчины.
- Жест «Поднятый вверх большой палец». В англоязычных странах данный жест используется при попытках поймать попутную машину, а также в значение «отлично». В Греции этим жестом просят человека прекратить разговор, и он несет негативную окраску.
- Жест «V – образный знак пальцами» с рукой, повернутой тыльной стороной к говорящему, распространен в Великобритании и Австралии для обозначения удачного выигрыша, решения какой-либо проблемы, но для этого обозначения. Если при этом жесте рука повернута ладонью к говорящему, то его смысл «замолчи».
- Жест «Коза». Используется представителями музыкальных субкультур как знак одобрения исполнителю. В Италии знак считается оскорбительным намеком и используется в значении «рогоносец». В американском варианте языка глухонемых «коза» с выставленным в бок большим пальцем означает «я тебя люблю».
Основные виды невербальной коммуникации.
Зная виды невербальной коммуникации, можно лучше понять способы их выражения, поскольку коммуникация данного типа осуществляется всеми органами чувств, из которых собственно и формируется коммуникативный канал. Рассмотрим основные виды невербальной коммуникации:
- Кинесика – данный элемент представляет совокупность телодвижений, жестов и поз, применяющийся для дополнения выразительных средств коммуникации. Главными элементами кинесики являются мимика, позы, жесты и взгляды, имеющие физиологическое или социокультурное происхождение. Применяемые жесты должны пониматься однозначно, поскольку при неправильном толковании жестов могут возникнуть неприятные обстоятельства;
- Тактильное поведение – было установлено, что при общении все люди используют разнообразные типы прикосновений к тем собеседникам, которые находятся в непосредственной близости. Различные виды прикосновений носят разный характер и имеют различную, отличную от прочих эффективность и значимость. Тактильное поведение условно может делиться на следующие типы: профессиональные, ритуальные, дружеские и любовные. Каждый тип прикосновения необходим человеку для ослабления или усиления процесса коммуникативной связи. Однако имеется ряд факторов, которые несомненно стоит учитывать, поскольку в разнообразных культурах невербальные элементы имеют различные обозначения;
- Сенсорика – является одним из видов невербальной коммуникации, в основе которого лежит чувственное восприятие всеми культурами. Отношение к партнеру складывается на ощущении органов чувств: запахов, ощущения вкуса, восприятия звуковых и цветовых сочетаний, ощущения тела собеседника и тепла, исходящего от него. Благодаря всему этому и сроится невербальная коммуникация с данным партнером;
- Проксемика – вид невербальной коммуникации, основанный на использовании пространственных отношений. Данный вид коммуникации подразумевает непосредственное влияние расстояний и территорий на проявление межличностных отношений между людьми. В результате проведения некоторых исследований были выявлены четыре зоны невербальной коммуникации пространственного типа: интимную, личную, социальную и публичную;
- Хронемика – данный вид подразумевает использование времени при невербальной коммуникации;
- Паравербальная коммуникация – смысл коммуникации зависитот проявления уровня ритма, интонации и тембра голоса, которые используются для непосредственной передачи высказывания.
Раппорт и установление раппорта
Что такое раппорт?
Раппортом в психологии и НЛП называется особое состояние между людьми, когда на внутреннем уровне ощущается связь, взаимопонимание, доверие; специфический контакт и само состояние, когда люди находятся в этом контакте.
Проще говоря, раппорт — это идентичность другому человеку, похожесть на него. Установление раппорта можно производить посредством подстройки к категориям по Сатир, присоединения, отзеркаливания, а также восприятия из второй позиции.
Установление раппорта
Установление раппорта является основополагающей задачей в НЛП. Оно может происходить, как на протяжении длительного периода времени, так и очень быстро. Длительность же самого процесса нередко зависит и от уровня коммуникатора. А достигаться раппорт может на двух уровнях: сознательном и бессознательном. Основными способами установления раппорта являются: отзеркаливание человека на невербальном уровне, а также подстройка под основные репрезентативные системы. Невербальная подстройка основывается на отражении того же темпа дыхания, движения глаз, жестов, позы и т.п. Вербальная берёт за основу характерные черты вербального поведения человека.
Очень важной при установлении раппорта является и сенсорная острота коммуникатора, т.е. его способность максимально эффективно подмечать и отслеживать невербальные проявления другого человека, внешние особенности его поведения. Люди всегда посылают различные сигналы, которые отражают их внутренние процессы, а развитие сенсорной остроты даёт возможность их «читать», а также определять эффективность или неэффективность сонастройки с другим человеком и наличие или отсутствие с ним раппорта.
Развитие сенсорной остроты – процесс серьёзный, но очень интересный. И его постоянная тренировка позволит научиться отслеживать такие особенности общения людей, которые раньше не замечались. И для того чтобы это стало возможным, нужно следовать нескольким действенным рекомендациям:
- Во время общения старайтесь «разбивать» сам этот процесс на отдельные составляющие и отслеживать их.
- Отслеживайте невербальные особенности и реакции каждого человека.
- Внимательно наблюдайте за людьми и слушайте, что они говорят.
- Наблюдайте за посторонними людьми: на работе, в общественных местах, в кино и телепередачах.
- Обращайте внимание на «мелочи»: дыхание, темп речи, цвет лица, форму губ, тон и тембр голоса.
Улучшив навыки сенсорной остроты, вы улучшите и навыки установления раппорта, а также станете глубже понимать других людей и их поведение, научитесь прогнозировать дальнейшее взаимодействие, распознавать ложь и правду, а свои собственные сообщения научитесь доносить именно так, чтобы вызывать только нужные вам реакции.
И последний вопрос, который мы разберём в представленном уроке – это модель Милтона Эриксона или, проще говоря, Милтон-модель. Но, учитывая то, что тема эта очень объёмна и требует углублённого изучения, нижеследующий раздел статьи будет правильнее обозначить, именно как введение в Милтон-модель.
Визуальный контакт
«Язык взгляда» очень разнообразен. Так, полностью открытые глаза характеризуют высокую восприимчивость чувств и рассудка, общую живость. Слишком же широко открытые /»вытаращенные»/ глаза свидетельствуют об усилении оптической привязанности к окружающему миру. Прикрытые, «занавешенные» глаза — зачастую признак инертности, равнодушия, высокомерия, скуки или сильного утомления
Суженный или прищуренный взгляд означает либо сконцентрированное пристальное внимание /наблюдение/, либо /в сочетании со взглядом сбоку/ коварство, хитрость. Прямой взгляд, с лицом, полностью обращенным к партнеру, демонстрирует интерес, доверие, открытость, готовность к прямому взаимодействию
Взгляд сбоку, углами глаз, свидетельствует об отсутствии полной отдачи, скепсисе, недоверии. Взгляд снизу /при склоненной голове/ указывает либо на агрессивную готовность к действиям, либо /при согнутой спине/ на подчиненность, покорность, услужливость. Взгляд сверху вниз /при откинутой голове/ обнаруживает чувство превосходства, высокомерие, презрение, поиски господства. Уклоняющиеся взгляд указывает на неуверенность, скромность или робость, возможно чувство вины.
Оттянутые вниз уголки рта символизируют в целом негативное отношение к жизни, общее невеселое выражение лица. Приподнятые уголки рта отражают позитивное отношение к жизни, оживленное и веселое выражение лица. Если рот выглядит пухлым, то его указывает на увеличенную жизненность чувств; мягким — на чувствительность; острым, точно вырезанным — на интеллектуальность; твердым — на определенность воли.
Межличностное пространство
Еще один немаловажный прием невербального общения — это соблюдение межличностной дистанции (пространства). На самом деле «границы дозволенного» могут отличаться в зависимости от места жительства, рода деятельности, а также индивидуальных предпочтений человека. Тем не менее есть некоторые стандартные параметры, которыми нужно руководствоваться при установлении контактов:
- Интимное расстояние (до 50 см) допустимо между близкими друзьями или родственниками. Также подобное межличностное расстояние допустимо в спорте, сопряженном с соприкосновением тел соперников или партнеров.
- Межличностное расстояние (50-120 см) допустимо при неформальном общении. При этом тактильный контакт может иметь место или отсутствовать.
- Социальное расстояние (120-370 см) характерно для общественных и деловых отношений. Тактильные контакты в данном случае недопустимы.
- Публичное расстояние (более 370 см) подразумевает формальный обмен вежливостями или воздержание от общения.
Средства невербального общения
В качестве главного средства при таком общении используется тело, которое способно передавать информацию посредством мимики, жестов, пантомимы, смены положения в пространстве и мизансцены общения.
За счет разнообразия и богатства мимических возможностей наше тело способно транслировать огромное количество образов, становясь мощным инструментом доведения до окружающих людей необходимой информации.
Проверить это очень легко: достаточно попробовать посмотреть какой-либо кинофильм на иностранном языке, которым вы не владеете, то вы с удивлением отметите, что поняли, если не саму суть разговоров героев, то посыл, эмоции, которые они вкладывали в беседу, и даже главную идею и сюжет.
Это происходит из-за того, что в условиях смыслового дефицита, возникающего из-за незнания языка, мы подсознательно более внимательно, чем обычно следим за мимикой, микрожестами, читаем сюжетную и эмоциональную составляющую по движениям и тону голоса героев.
Основные характеристики невербальных сигналов
В качестве инструментов, позволяющих применять и читать такие сигналы, используются различные части тела, но также важна и осанка, походка, пластика.
Невербальное поведение субъекта открытого, уверенного в себе характеризуется следующими особенностями:
- прямая спина, развернутые плечи, хорошая осанка, свободная походка;
- приподнятая голова, уверенный взгляд прямо на собеседника;
- «открытые» жесты — расслабленные руки, не сомкнутые на груди или в «замок», ноги не перекрещены;
- отсутствие суетливых мелких жестов, попыток прикрыть ладонью рот или нос.
Невербальные средства общения, демонстрирующие, что человек пытается что-то скрыть:
- опущенный подбородок, напряженные плечи, легкая сгорбленность;
- взгляд, постоянно перемещающийся с лица собеседника на пол или бегающий по предметам за его спиной;
- «закрытые» жесты — руки, скрещенные на груди, поза «нога на ногу», непроизвольные касания пальцами носа и губ, руки «домиком» на уровне подбородка.
Такие признаки невербального общения позволяют оценить степень откровенности собеседника, помогают трезво подойти к тому, что он говорит, и принять решение, стоит ли доверять человеку.
Невербальное общение детей: чем отличается от невербального общения взрослых?
Невербальное общение детей
С первых дней жизни ребенок пытается понимать эмоции и настроение мамы. Он воспринимает это, не умея говорить или мыслить. Ребенок прислушивается к голосу мамы, его интонации, тембру, присматривается к выражению лица и жестам. Развитие невербального общения формирует у детей психику, учит самоконтролю, позволяет понимать язык тела и установить контакт с собеседником.
Задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы обучить детей таким средствам. Для этого необходимо:-
- Развивать мышцы лица и тела
- Знакомиться с эмоциями, которые выражаются через жесты, мимику, позы
- Выражать эмоции в играх
- Использовать невербальные средства в общении
Среди детей и подростков применение невербальных средств общения проявляется языком жестов. Он как явление невербалики, развивается у детей в зависимости от окружающей социальной среды. Коммуникация между детьми особенная, и отличается от невербального общения взрослых. Часто невербальное общение детей является протестом взрослым. В отличие от взрослого, ребенок понимает невербальные знаки, но не может дать им объяснения или назвать их. Научившись выражать свои эмоции и чувства, дети станут общительнее и внимательнее.
Если хотите читать мысли своего собеседника и понимать, что он на самом деле имеет в виду, когда говорит те или иные вещи, тогда учитесь растолковывать невербальное общение. На самом деле, язык тела истолковать просто. Нужно быть только внимательным и знать некоторые особенности, которые были описаны в этой статье. Удачи!
Особенности публичной речи.
Публичное выступление — устная форма речи. И чем более ей свойственны все характеристики живого разговора, тем сильнее ее воздействие на слушателей. В то же время это речь подготовленная, базой для нее, как правило, служит написанный текст.Публичная речь произносится с целью информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия (убеждение, внушение, воодушевление, призыв к действию и т.д.).
Публичная речь — монолог по форме, а по существу — диалог. В диалоге реакция собеседника выражается очень определенно, то при публичном выступлении о ней надо догадываться по поведению слушателей, их жестам, репликам, выражению глаз. Это надо делать одновременно с произнесением речи. И здесь вступает в строй другое затруднение — лингвистическое, или языковое. Необходимость «охватить более обширное тематическое содержание» усложняет синтаксис монолога по сравнению с диалогом: предложения становятся конструктивно сложнее; соединение их в связный кусок текста многоступенчато; чтобы соблюсти структурно-стилистическое единство текста в целом, говорящий вынужден держать в поле внимания и конец, и начало высказывания.
Другая отличительная особенность — это живая интонация разговорной речи, т.е. возможность в устном монологе выразить свое отношение к произносимому не только словами, но и тембрально-тоновой окраской голоса, системой логических ударений и пауз, мимикой, жестом.
Публицистический текст часто строится как научное рассуждение: выдвигается важная общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути ее решения, делаются обобщения и выводы, материал располагается в строгой логической последовательности, используется общенаучная терминология. Публицистические выступления отличаются достоверностью, точностью фактов, конкретностью, строгой обоснованностью, что сближает его с научным.
У публицистического стиля также много общего и с художественным стилем речи. Для него характерны страстность, призывность. Чтобы эффективно воздействовать на читателя или слушателя, на его воображение и чувства, говорящий или пишущий использует эпитеты, сравнения, метафоры и другие образные средства, прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи.
Важнейшее требование, предъявляемое к публицистике, — общедоступность
: она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем.
Введение в Милтон-модель
Милтон Эриксон – это знаменитый американский психиатр и психотерапевт середины XX века. Он стал основоположником уникального подхода к гипнотерапии, который сегодня носит название эриксоновской гипнотерапии, и широко распространён по всему миру. Его модель исходит из того, что речь и поведение одного человека могут влиять на окружающих, вводя их в особое гипнотическое состояние, называемое трансом (смотри ниже). Но прежде чем перейти непосредственно к трансу, нужно сказать о бессознательном разуме человека.
Бессознательный разум
Сам термин «бессознательное» применяется в НЛП для обозначения процессов, не находящихся в данный момент времени в сознании. Т.е. бессознательное не является предметом, а является процессом, т.к. содержит в себе все процессы, которые протекают вне сознания. Бессознательный разум связан с основными функциями организма и мыслительными процессами. А сознательный разум, в свою очередь, отображает всё то, что происходит внутри.
Даже само мышление происходит осознанно в редких случаях, т.к. мысли, которые появляются в нашем сознательном уме – это результат бессознательного мышления. И осознаём мы лишь малую часть того, что есть в бессознательно разуме. И, как правило, это только то, что обладает наибольшей ценностью по сравнению с остальным. В бессознательном разуме содержатся все мысли, страхи, опасения, мечты, ожидания и надежды человека. Там же находится весь его жизненный опыт, навыки и воспоминания. Бессознательный разум воспринимает не прямую коммуникацию, а косвенную: он рефлексирует на символы, образные выражения, метафоры и т.п., тем самым, выражая себя на более глубинном уровне.
Так как же человек может получить доступ к бессознательному разуму и его ресурсам? Именно здесь и начинается разговор о трансе.
Транс
Транс – это определённое состояние сознания человека, особенностью которого является направленность внимания внутрь себя. Чем сильнее человек сконцентрирован на своих внутренних переживаниях (мыслях, ощущениях и т.п.), тем меньше он занят внешним миром. И чем глубже это состояние, тем проще человеку воссоединиться со своим внутренним миром. В своей каждодневной жизни, исходя из обстоятельств, люди постоянно переключают внимание то на внутренний, то на внешний мир, а значит, то входят в состояние транса, то выходят из него.
Исходя из предпосылок НЛП, можно назвать несколько режимов функционирования человека:
- Даунтайм – человек сконцентрирован на внутреннем мире;
- Аптайм – человек сконцентрирован на внешнем мире;
- Сон – экстремальный вид даунтайма, когда перестаёт существовать внешний мир и остаётся только реальность внутреннего.
В нормальном состоянии человек обычно находится где-то между даунтаймом и аптаймом. Но тут очень важно знать, что эти два состояния не являются ни хорошими, ни плохими, а оценку им можно придать, проанализировав свою текущую деятельность. Если вы переходите дорогу, плаваете, проводите семинар – это состояние аптайма. Если же вы о чём-то думаете, медитируете, что-то представляете, то это даунтайм. И нежелательно производить действия из категории аптайма в состоянии даунтайма, например, переходить дорогу в полуспящем состоянии, и медитировать, прыгая на одной ноге.
Отсюда следует ещё один вывод, что транс – это особое состояние даунтайма. И находясь в трансе, человек может казаться совершенно отрешённым от внешнего мира, но его личный опыт в это время является для него предельно реальным, т.к. человек, находящийся в трансе лучше осознаёт свои бессознательные процессы.
Признаки транса
Транс может проявлять себя посредством ряда физиологических особенностей, самыми распространёнными среди которых являются следующие:
- Мышечное расслабление. Человек в состоянии транса практически не двигается, а сами его движения замедляются и становятся более плавными. Нередко такой человек будет неподвижным на протяжении длительного периода времени.
- Пониженный тон голоса. Голос человека в трансе становится более низким из-за полного расслабления горловых мышц.
- Расслабленные лицевые мышцы. Благодаря расслаблению мышц лица у человека в трансе пропадают морщины на лбу и вокруг глаз.
- Замедленное дыхание и редкий пульс. Из-за максимального расслабления мышц тела снижается частота сердечных сокращений и замедляется процесс дыхания.
- Изменённое выражение глаз. Взгляд человека в трансе может стать отсутствующим, т.к. он погружён в свои внутренние переживания.
- Притупление рефлексов. Обычные рефлексы человека (моргание, сглатывание) прослеживаются значительно реже, если он находится в трансе. Также уменьшается реакция на внешние раздражители.
- Состояние умиротворённости. Человек в трансе всегда находится в расслабленном состоянии. Ещё одним из показателей транса являются и определённые физические состояния, нехарактерные для человека в нормальном состоянии:
- Амнезия – всё, происходившее с человеком во время транса, забывается.
- Анестезия – притупляются ощущения дискомфорта, боли.
- Галлюцинирование – человек может видеть то, чего нет и не видеть то, что есть.
- Каталепсия – человек очень долго находится в одном и том же положении, не испытывая никаких неприятных ощущений.
- Регрессия – человек может вернуться в своё прошлое и даже перенять манеру поведения ребёнка.
- Искривление – искажается пространственно-временное восприятие.
Естественно, все эти состояния характеризуют состояние транса, но если вы будете внимательны к себе, то сможете увидеть, что довольно часто мы погружаемся в каждое из них в своей повседневной жизни.
Теперь же мы переходим непосредственно к Милтон-модели.
Милтон-модель
Милтон-модель представляет собой определённый комплекс языковых приёмов, которые используются для того чтобы ввести человека в транс или изменить его состояние с целью получения доступа к ресурсам бессознательного разума. Делается это для того, чтобы стало возможным произвести определённые перемены или разрешить сложные проблематичные ситуации. Модель Милтона была разработана основоположниками НЛП – Джоном Гриндером и Ричардом Бэндлером, а за основу взяты опыты самого Милтона Эриксона.
Стандарты Милтон-модели
Все языковые стандарты Милтон-модели основываются на предпосылках метамодели и применяются для введения в состояние транса и доступа к бессознательному.
- Удаления позволяют сделать так, чтобы человек усвоил то, что он хочет усвоить больше всего. ПРИМЕР. «Из этого урока по НЛП вы с лёгкостью усвоите….»
- Неопределённый индекс ссылки позволяют сделать так, чтобы человек придал нужное значение нужным людям или событиям. ПРИМЕР. «Скоро придёт человек, который окажется важной фигурой в вашей жизни и сможет многому вас научить…»
- Неконкретные глаголы нужны для того чтобы человек понял что-то именно так, как ему удобнее более всего. ПРИМЕР. «Ты дашь этому свою оценку…»
- Сравнения позволяет вызвать у человека нужные реакции. ПРИМЕР. «С каждой минутой ты расслабляешься всё больше и больше…»
- Суждения позволяют человеку вспомнить конкретные моменты из жизни. ПРИМЕР. «Тебе будет очень хорошо, если ты вспомнишь самые яркие и приятные моменты…»
- Искажения нужны для того, чтобы какое-то действие стало равноценным какому-то состоянию. ПРИМЕР. «Откинься на спинку кресла и тебе сразу же станет лучше…»
- Чтение мыслей позволяет настроить человека на пользу от выполнения какого-либо действия. ПРИМЕР. «Материал станет тебе намного понятней, если ты просто прочтёшь эту маленькую главу…»
- Номинализации способствуют тому, что какое-либо действие подталкивает человека к циклу последующих действий. ПРИМЕР. «По мере изучения материала вы всё больше начнёте чувствовать свою осведомлённость и способность к практике…»
- Причинно-следственные связи позволяют настроить человека на достижение определённого состояния через выполнение конкретного действия. ПРИМЕР. «Ты дышишь полной грудью, медленно вдыхая и выдыхая воздух. Постепенно ты расслабляешься и мысли приходят в порядок…»
- Предположения настраивают человека на выполнение конкретного действия. ПРИМЕР. «Не знаю, останешься ли ты прежним после прочтения этой книги…»
- Универсальности позволяют снимать сознательные блокировки. ПРИМЕР. «Решение этой проблемы уже известно тебе, т.к. его знает твоё подсознание…»
- Модальные операторы возможности повышают уверенность человека в себе и своих силах. ПРИМЕР. «Ты можешь сделать это! Я уверен, что у тебя получится…»
- Модальные операторы необходимости позволяют побудить человека к действию. ПРИМЕР. «Ты просто должен это попробовать! Если ты хочешь понять смысл, тебе нужно…»
А теперь мы поговорим о том, как применять Милтон-модель на практике, ведь чтобы научиться использовать полученные знания, мы должны владеть определённой структурой действий. Её мы и рассмотрим ниже.
Применение Милтон-модели
Применение Милтон-модели подразумевает три следующие фазы:
- Следование за опытом человека и введение его в состояние транса
- Устранение сознательного разума
- Доступ к ресурсам бессознательного разума
1
Следование за опытом человека и введение его в состояние транса
Наиболее простым способом следования является описание человеку того опыта, который он получает через слышание, видение или ощущение чего-либо. Во время общения нужно описать какой-либо процесс, не акцентируя внимание на деталях, но давая человеку возможность переключиться на свой внутренний мир, тем самым, переводя его в состояние транса, ведь человек погружается в себя. Говорить при этом нужно не громко, спокойно, чтобы человек не чувствовал дискомфорт.
ПРИМЕР. «Представь, как было бы хорошо, если бы мы…»
2
Устранение сознательного разума
Этот этап берёт за основу несколько стандартов, направляющих внимание человека внутрь себя.
Фонетическая неопределённость – применение слов, одинаковых по звучанию, но разных по значению. ПРИМЕР. «Подъём», «Край», «Знак» и т.п.
Синтаксическая неопределённость – применение слов, которые не проясняют смысл контекста. В основном, это прилагательные и причастия. ПРИМЕР. «Обусловленный признак» (обусловлен вами или обуславливающий что-либо?), «Увлечённый человек» (увлечён вами или увлечён сам?), «Потерянный материал» (потерян вами или потерянный вообще?).
Неопределённость охвата – использование предложений или фраз, в которых нельзя понять точный предмет разговора. ПРИМЕР. «Пожилые женщины и мужчины» (кто именно пожилой?), «Казнить нельзя помиловать» (что конкретно делать?), «Будет хорошо сделать так» (кому хорошо или хорошо, если сделать? Кому сделать?).
Пунктуационная неопределённость – совмещение отдельных предложений в одно сложное, из которого нельзя понять, о чём идёт речь. ПРИМЕР. «Мы думаем, что новый материал оказывает на вас сильное воздействие, т.к. ваш день уже проходит иначе».
Двойные связи – использование предложений, подразумевающих выбор без выбора. ПРИМЕР. «Ты можешь применить новые знания сейчас или позже, а можешь вообще их не применять» и т.п.
В качестве дополнительных приёмов в Милтон-модели для того, чтобы настроить на человека на погружение в состояние транса, можно применять любые основы метамодели, т.к. при умелом использовании они стимулируют его внимание к погружению в себя.
3
Доступ к ресурсам бессознательного разума
Приёмы Милтон-модели предполагают возможность получения доступа к бессознательному, не вызывая у человека никаких опасений и предположений на этот счёт.
Разговорные постулаты – использование вопросов, подразумевающих односложные ответы, но выполняющих функцию команды. ПРИМЕР. «Ты бы мог представить, что…?», «Тебе известно, что можно читать мысли?» и т.п.
Вопросы-ярлыки – специальные вопросы, которые вставляются в конце основного предложения для того, чтобы замотивировать человека согласиться с вами. Использование нескольких таких вопросов подряд настраивает человека на соглашение с вами вообще. ПРИМЕР. «Это же легко, верно?», «Ты и сам сможешь, да?», «Ведь это удобно, не так ли?» и т.п.
Встроенные вопросы – непрямые вопросы, которые вставляются в процессе общения, но собеседник реагирует, как будто они задаются прямо. ПРИМЕР. «Как бы узнать, что именно тебя раздражает?», «Не мог бы ты помочь мне, немного пояснив суть своей проблемы?» и т.п.
Встроенные приказы – непрямые указания к действиям, вставляемые в разговор в процессе общения. ПРИМЕР. «Неизвестно, сможешь ли ты применить новые знания на практике уже сегодня», «Люди с подобными проблемами всегда настроены решительно» и т.п.
Цитаты – применяются для того, чтобы акцентировать внимание на информации, полученной из сторонних источников, и при этом не давать никаких гарантий. ПРИМЕР. «Один знакомый говорил мне, что НЛП очень эффективно в общении», «Мой друг сказал, что медитация помогает расслабляться» и т.п.
Метафоры – притчи, аналогии, образные выражения являются одним из лучших способов доступа к ресурсам бессознательного разума. ПРИМЕР. «Поверьте – ваш потенциал способен раскрыться, словно цветок лотоса», «Вы только обратите внимание и увидите, как пролетают дни» и т.п.
В дополнение следует напомнить, что рассмотренные нами основы Милтон-модели не являются исчерпывающими и представляют лишь введение в данную тему. Если у вас появилось желание познакомиться с ней более предметно, вы можете обратиться к этой интересной книге.
А в заключение статьи хотелось бы сказать, что невербальные особенности в общении людей могут порой сказать о человеке гораздо больше, чем самое информативное общение, а навыки их распознавания и применения могут обеспечить существенно лучший результат, чем любой другой психологический подход. Важно только практиковаться и делать это систематически, ведь, насколько нам известно, только регулярные тренировки приносят желаемые плоды.
Развитие навыков общения
Усовершенствовать навыки невербального взаимодействия поможет чтение
Книга, доклад или презентация, посвящённые теме коммуникации между людьми, расширят кругозор и обратят внимание на тонкости человеческого поведения, которые ранее ускользали из виду
- Книга «Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь» Пола Экмана раскроет секреты, что главное в управлении поведением. Книга отличается занимательным и полезным содержанием, научит распознавать, оценивать, контролировать и корректировать эмоции.
- Книга «Психология лжи. Обмани меня, если сможешь», автором которой также является Пол Экман, поможет разоблачать ложь и правильно реагировать на неё. Книга богата примерами микровыражений и микрожестов, знание которых поможет вывести обман на чистую воду. Полезна для чтения всем, кто не хочет стать жертвой манипуляций или лжи.
Презентация или доклад в составе тренингов, посвящённых общению и невербальной коммуникации, содержит максимум полезной информации в сжатой форме
Они кратко и красочно объяснят суть неречевой коммуникации, наглядно продемонстрируют позы, жесты и расшифруют их значение, обратят внимание на важнейшие невербальные средства. Специальная литература, игры и упражнения в ходе тренинга помогут развить навыки неречевого взаимодействия с окружающими, понять закономерности общения
Невербальное общение: мимика
Лицевые мышцы реагируют на все мысли и эмоции, затрагивающие человека. Таким образом, мимика — это один из важнейших механизмов невербального общения. Если человек пытается скрыть от вас свои мысли и эмоции, мимика все равно его выдаст. В таблице представлено соответствие чувственных проявлений выражения лица.
Чувство | Мимическое проявление |
Удивление |
|
Страх |
|
Гнев |
|
Отвращение |
|
Грусть |
|
Счастье |
|
Невербальное речевое общение людей: использование речи, слов, интонации
Невербальное речевое общение людей
Некоторые виды невербального общения связаны с использованием речи, слов, тепла в голосе и интонации. Такие средства невербального речевого общения людей объединяют в понятие просодики и экстралингвистики. Просодикой и экстралингвистикой регулируется речевой поток, заменяются слова и фразы, определяется психоэмоциональное положение. При общении важно понимать и уметь оценить интонацию речи и тембр голоса. Эти показатели выражают мысли и эмоции собеседника:
- Волнение и беспокойство характеризуются быстрой и прерывистой речью с низким тоном голоса.
- Энтузиазму и радости характерны четкая и уверенная речь с громким голосом.
- Усталость и горе определяются низким тоном голоса и ослабевающей интонацией.
- Высокомерие – речь медленная, а интонация монотонная.
- Неуверенность характеризует речью с паузами и нервным кашлем.
- Страх — голос высокий в широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков.
При невербальном общении, чтобы понимать собеседника необходимо иметь навыки, с помощью которых можно выразить эмоции, чувства и мысли. Имея такие навыки, человек способен установить контроль за процессом общения и упорядочить его.
Пример невербального общения
В одном университете на занятиях психологии провели эксперимент. Аудиторию, которая состояла из женатых пар, разделили на две группы по половому признаку и давали просмотреть видеозаписи различных вариантов плача младенцев. Затем попросили объяснить их значение. Большинство женщин, у которых были дети, безошибочно расшифровали их (голод, мокрые пеленки, боль и т.д.), в то время как мужчины не видели в вариантах плача особого различия. Это позволило сделать вывод, что женщины, как более чувствительные и наблюдательные, легче интерпретируют невербальные жесты. Мужчинам это сделать труднее, им нужна конкретика, а не всякие там сентиментальные переживания. Конечно, встречаются и исключения.
Этот случай еще объясняет тот факт, почему сильному полу бывает сложно сказать неправду своей жене, которая будто читает по глазам реальное положение вещей.
Речевая деятельность: формы языка
Речевая деятельность – ситуация, при которой общение между людьми происходит за счет вербальных компонентов, языка. Выделяют разные виды:
- Письмо – фиксирование содержания речи на бумажном или электронном носителе.
- Говорение – применение языка для передачи сообщения.
- Чтение – зрительное восприятие информации, запечатленной на бумаге или компьютере.
- Слушание – аудио-восприятие информации из речи.
Исходя из речевой формы, общение бывает устным и письменным. А если рассматривать его в зависимости от числа участников, можно поделить на массовое, межличностное.
Различают также литературные и нелитературные формы языка, которые у каждой национальности свои, они определяют социальный и культурный статус нации. Литературный язык – образцовый, структурированный, с устойчивыми грамматическими нормами. Он представлен также в двух формах: устной и письменной. Первая – речь, что звучит, вторую можно прочесть. При этом устная появилась раньше, являлась изначальной, что стали использовать люди. Нелитературная речь – диалекты отдельных народностей, территориальные особенности устного языка.
Но наибольшее значение в психологии общения имеет невербальное общение. Человек неосознанно использует различные знаки: жестами, мимикой, интонацией, позой, расположением в пространстве и т.д. Перейдем же к рассмотрению данной обширной группы.
Невербальные средства общения. Часть 1
В настоящее время в Интернете имеется огромное количество информации по теме «Невербальные средства общения». При желании можно прочесть специальные статьи и научиться определять значение той или иной позы, смысл того или иного жеста. Если вы внимательны, язык тела скажет вам о вашем собеседнике намного больше, чем он сам.
Но одно дело – распознавать невербальный язык окружающих, и совсем другое – управлять своими невербальными средствами для создания желательного для нас образа.
Известно, что невербальное общение занимает важное место в нашей жизни. Мы очень часто используем язык жестов и телодвижений при взаимодействии с родственниками, коллегами, друзьями, деловыми партнерами, да и вообще, просто с незнакомыми людьми.. Невербальные средства общения помогают и в ситуациях публичного выступления, усиливая нашу речь и помогая скорейшему восприятию материала.
Невербальные средства общения помогают и в ситуациях публичного выступления, усиливая нашу речь и помогая скорейшему восприятию материала.
Как с помощью языка жестов и телодвижений усилить свое выступление?
Как правильно и эффективно управлять своим невербальным языком?
Об этом вы найдете материал в рубрике “Невербальные средства общения”.
НЕМНОГО ТЕОРИИ
Вербальное общение – это общение при помощи слов или речевое общение.
Невербальное общение – это общение без слов, но с помощью языка тела.
Невербальные средства общения – это система знаков, дополняющая, усиливающая, а иногда и заменяющая нашу речь.
ПЯТЬ СПОСОБОВ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
- Оптико-кинестетический – основан на передаче информации с помощью движений: мимика, жесты, поза человека, его перемещение в пространстве во время общения.
- Паралингвистический – основан на громкости, тембре, тональности, на интонациях голоса человека.
- Экстралингвистический – основан на темпе речи, использовании пауз, включает в себя вздохи, смех, плач и т.д.
- Ситуативный – это место, в котором происходит общение.
- Визуальный – основан на взаимодействии собеседников на уровне взглядов.
О важности таких способов невербального общения, как паралингвистический и экстралингвистический, вы найдете информацию в рубрике “Техника речи”. Там же вашему вниманию предложено большое количество упражнений для развития голоса и всех его составляющих.
В рубрике «Невербальные средства общения» мы сделаем акцент на наиболее обширную группу знаков нашего тела, которая непременно поможет каждому из вас усилить взаимодействие с аудиторией. А именно…
НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
- Экспрессивно-выразительные движения – поза тела, походка, жесты, мимика.
- Визуально-контактный взгляд – направление взгляда, его длительность, частота зрительного контакта.
- Пространственные движения – ориентация в помещении, размещение за столом, дистанция.
- Тактильные движения – прикосновения, рукопожатие, похлопывания.
О важности невербального общения в нашей жизни мы поговорим в следующей статье. А пока…
ПРИЯТНОГО ВАМ ЧТЕНИЯ И ПОЛУЧЕНИЯ УДОВОЛЬСТВИЯ ОТ УПРАЖНЕНИЙ!
Какая роль невербальной системы общения людей в обычной, деловой жизни?
Невербальное общение людей
Человек не может взаимодействовать с обществом, развивать личность и профессионализм без общения. Одну из главных ролей в коммуникации играет невербальное общение, которое производится с помощью мимики и жестов, взгляда и речи, дистанции. Какая роль невербальной системы общения людей в обычной, деловой жизни? В чем она заключается?
С помощью невербальной системы общения собеседники:
- Обмениваются информацией, контролируя процесс разговора
- Объясняют, дополняют, подтверждают, опровергают информацию
- Проявляют чувства, эмоции, мысли
- Контролируют и воздействуют друг на друга
Во время коммуникации с целью передачи информации выделяют такие невербальные знаки:
- Специальные, к которым относятся жесты и прикосновения
- Неосознанные, спортивные, к которым относятся удивление и изменение цвета лица.
Понять эмоциональное состояние собеседника возможно по его мимике — движению мышц лица. С помощью жестов собеседник отвечает и завершает разговор. Взгляд – один из компонентов невербального общения, который передает точные сигналы о собеседнике, указывает направление его внимания. Во время общения людям немаловажен голос — его тембр и интонация, скорость произношения речи и паузы в ней. Для эффективного развития отношений между партнерами и коллегами существует деловая коммуникация.
В системе невербального общения существует ряд своеобразных средств, характерных для типа деловой культуры. Ученые классифицируют эти средства следующим образом:
- Движения тела и жесты
- Дистанция между собеседниками
- Выражение лица и глаз
- Акустические и тактильные средства
- Одежда, запах, манеры
Основным невербальным средством в деловом общении является организация пространства. Психологи различают четыре зоны:
- Интимная — от 15 до 46 см
- Личная — от 46 до 120 см
- Социальная — от 120 до 360 см
- Общественная — более 360 см
Невербальная система коммуникации в жизни людей является древней, так как наши предки часто общались без слов. Словесно человек получает или передает логическую информацию, а невербальные средства общения дополняют эту информацию, ослабляют или противоречат.
Невербальное общение
Невербальное общение – «язык тела». Он не задействует речь, а пользуется иными средствами, что позволяет выполнять важные функции:
Акцентирование на важном. Не упоминая лишних слов, человек может воспользоваться жестом или займет определенную позу, что укажет на значимость момента. Противоречивость
Говорящий произносит одни слова, а думает совершенно противоположным образом. Например, клоун на сцене неулыбчив и несчастен в жизни. Малейшие мимикрические движения на его лице помогут понять это. Как и разоблачить ложь, если человек стремится скрыть ее за неискренней улыбкой. Дополнение к сказанному. Порой каждый из нас сопровождает восторженные слова жестом или движением, свидетельствующем о сильной эмоциональности данной ситуации. Вместо слов. Субъект использует понятные всем жесты, экономя время. Например, пожатие плечами или указание направления не требуют дополнительных разъяснений. Повторяют и усиливают эффект от речи. Устный призыв иногда довольно эмоционален, а невербальные средства призваны подчеркнуть твердость вашего высказывания. Кивок или мотание головы при соответствующем ответе «Да» или «Нет» показывают уверенность и неуступчивость.
Виды невербальных средств
Большую группу составляет кинестетика – внешние проявления чувств, эмоций человека в ходе общения. Это:
- Мимика
- Позы
- Жесты
- Пантомимика
Жесты и позы
Оценка собеседниками друг друга происходит еще задолго до начала самого разговора. Поза, походка, взгляд могут заранее выдать человека неуверенного или, напротив, самоуверенного, с претензиями на власть. Жесты обычно подчеркивают смысл речи, придают ей эмоциональный оттенок, расставляют акценты, однако их переизбыток тоже может испортить впечатление, особенно в деловой встрече. Кроме того, у разных национальностей одни и те же жесты означают совершенно противоположные явления.
Интенсивные жесты определяют эмоциональное состояние человека. Если его движения резки, их много, то субъект перевозбужден, взволнован, излишне заинтересован в том, чтобы донести свою информацию до оппонента. Что может стать как его плюсом, так и существенным минусом в зависимости от обстоятельств.
Поза играет не меньшую роль. Если субъект скрестил руки на груди, то он настроен скептически и не очень вам доверяет. Возможно, закрыт, не хочет общения в принципе. Если же собеседник повернулся к вам корпусом, не стал скрещивать рук и ног, то, наоборот, открыт и готов выслушать. В психологии для эффективного общения рекомендуется зеркально отражать позу оппонента, чтобы добиться от него расслабленности и доверия.
Мимика
Лицо человека – главный источник информации о его внутреннем состоянии. Хмурый лоб или улыбка – те факторы, что определяют дальнейшее общение с субъектом. Глаза и вовсе отражают человеческую сущность. Выделяют семь видов основных эмоций, для каждого из которых есть свои характерные признаки: для гнева, радости, страха, печали, тоски, удивления, отвращения. Их несложно запомнить, выявить и затем наблюдать в людях для лучшего понимания настроения других.
Пантомимика
Сюда можно отнести походку. Закрытый человек или расстроенный чаще всего ссутулится, опускает голову, не смотрит в глаза, а предпочитает глядеть себе под ноги. Разгневанные люди шагают резкими движениями, торопливыми, но тяжелыми. Уверенный и веселый человек обладает пружинистой походкой, либо широким шагом. Она меняется в зависимости от самочувствия.
Существует раздел невербальных средств, учитывающий дистанцию между говорящими – проксемика. Она определяет комфортное расстояние между собеседниками. Есть несколько зон общения:
- Интимная – 15-45 см. Туда человек подпускает лишь самых близких себе людей. Вторжение в нее незнакомых личностей может восприниматься как угроза, требующая немедленной защиты.
- Личная – 45-120 см. Допустима для хороших знакомых, коллег.
- Социальная и публичная – характерна для деловых переговоров, крупных мероприятий и выступлений на них с трибуны.
Такесика – раздел общения, посвященный роли прикосновений. Если неправильно их применить, не учтя разницу в социальном статусе, возрасте, поле, то можно попасть в неловкую ситуацию, даже стать причиной конфликта. Рукопожатие – наиболее безобидный вариант касания. Особенно свойственно мужчинам, которые через него проверяют силу своего оппонента. Выбирают, так сказать, кто из них наиболее властный. Иногда неуверенность, либо брезгливость, либо уступчивость легко выдается, когда человек пожимает только кончики пальцев.
Просодика и экстралингвистика
Просодика и экстралингвистика анализируют индивидуума с точки зрения таких невербальных элементов, как:
- Интонация – позволяющая определить мысли, чувства, переживания, настроение собеседника;
- Громкость – характеризует волевые устремления, эмоциональное состояние человека (истеричность, уравновешенность и пр.);
- Тембр – выдает характер индивидуума. Высокий тембр – признак самоуверенности либо волнения, низкий – расслабленности и мягкости, грудной – повышенной эмоциональности.
- Пуаза – позволяет придать словам дополнительную значимость и вес. Собеседник с помощью паузы может взять время для размышления, передать свои эмоции (обиду, удивление, несогласие).
- Вздох – не имеет словесного содержания, но может красноречиво выражать безысходность, трагичность, печаль.
- Смех – способен разрядить обстановку и воодушевить (веселый, комичный). Либо наоборот – расстроить, понизить самооценку (язвительный, циничный, злорадный).
- Плач – выражает переизбыток чувств собеседника.
- Кашель – интерпретируется как желание человека символически что-то «отрыгнуть» либо недоумение, несогласие с чем-либо.
Упражнения, используемые для восстановления речи
Гимнастику делают ежедневно, следя за правильностью выполняемых движений.
- Вытянуть губы трубочкой на 5 секунд, затем расслабить на 2 секунды.
- Поочерёдно захватывать и прикусывать зубами то верхнюю, то нижнюю губу. По 5 секунд на каждое «прикусывание».
- Высунуть язык как можно дальше вперёд на 3 секунды, вытянуть шею, расслабиться.
- Облизывать губы то в одну, то в другую сторону несколько раз, затем по кругу.
- Свёрнутый трубочкой язык высунуть вперёд на 3 секунды, затем расслабиться в течение трёх секунд.
Эффективны при восстановлении речи упражнения в виде проговаривания скороговорок.
При обучении речи после инсульта важно постоянно контактировать с логопедом, занятия с больным дома проводятся только с его разрешения. Непрофессионалы легко дают излишнюю речевую нагрузку и непосильные для больного упражнения
В начале занятий выполнять упражнения следует 7–15 минут, постепенно доводя продолжительность до получаса. Больше тридцати минут заниматься нельзя – переутомление приведёт к регрессу.
Человеческая жизнь – постоянное взаимодействие с другими людьми. Значимость невербального общения нельзя переоценить. Навыки коммуникации полезны в быту и в профессиональной деятельности, так как именно неречевое общение занимает большую часть каждодневного взаимодействия с окружающими.
https://youtube.com/watch?v=aI0sR6FgmN4
Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая
Категории Вирджинии Сатир
Вирджиния Сатир была одним из ведущих мировых психологов и семейных психотерапевтов. А основы её работы использовались в самом начале становления НЛП. За время своей деятельности она написала множество работ в данных сферах, а также проводила лекции. В процессе практики она заметила, что все люди относятся, как правило, к одной из пяти категорий языкового поведения. Этими типами являются: обвиняющий, заискивающий, расчётливый, отстранённый и уравновешенный. Все они отображают основные стили в общении и дают солидный объём данных о том, как какой-либо человек предпочитает взаимодействовать с окружающими. Рассмотрим эти категории более подробно.
Обвиняющий. Люди, относящиеся к данной категории склонны искать людей, которых можно обвинить в том, что всё происходит не так, как должно. Они проецируют свои переживания на окружающих, называют их разными словами, указывают на них пальцем и применяют строгие жесты. Основная их мотивация – показать другим их «место» и отчитать. Обвиняющие люди обычно очень одиноки.
Заискивающий. Особенность заискивающих людей в том, что они отзеркаливают обвиняющих, так же желая переложить на кого-то вину. Но делают они это несколько иначе: несмотря на то, что они перекладывают на других ответственность, они прилагают усилия к тому, чтобы их самих воспринимали как очень приятных и положительных людей. Причём, они могут даже взять на себя вину за что-то, чтобы обелить себя. Заискивающие люди часто указывают на причинно-следственные связи, используют множество неспецифических глаголов (не говорящих ничего конкретного о том, как что-либо было сделано) и модальных операторов (могу, не могу, обязан, должен и т.п.), но не применяют резких жестов.
Расчётливый. Люди этого типа предпочитают скрывать свои эмоции, чтобы не выдавать своих истинных реакций или намерений. Они рациональны, неэмоциональны, обладают самоконтролем. Окружающие нередко воспринимают их как равнодушных, отчуждённых, холодных, бесчувственных. Ответственность снимают с себя, переводя разговор в более общее русло и используя «ты»-сообщения, т.е. фразы, заставляющие других почувствовать свою вину. В силу особенностей своей личности такие люди часто живут одни.
Отстранённый. Такие люди могут играть роль и обвиняющих, и заискивающих, и расчётливых. Именно по причине своей способности переключаться с одного типа на другой, их и называют отстранёнными. В жизненных ситуациях они стараются действовать так, как диктует им ситуация. В речи часто используют обобщения, не говорят о чём-либо конкретно, больше подразумевают что-то под своими словами.
Уравновешенный. Относящихся к этому типу людей можно охарактеризовать как максимально адекватных и основывающихся только на фактах. Они всё выражают именно так, как считают нужным и правильным, часто говорят правду в лицо, тем самым вызывая у других отрицательные эмоции. Это, пожалуй, является единственным минусом в общей характеристике уравновешенных людей.
Распознать любой из представленных пяти типов можно, проявляя внимательность в наблюдении за языком тела людей. Например, обвиняющие люди, в основном, проявляют признаки визуалов, заискивающие — это кинестетики, а расчётливые – дигиталы. Отстранённые, в свою очередь, отражают, все типы репрезентативных систем и могут представлять то одну, то другую. Проще говоря, вы сможете определить категорию человека по Сатир после того, как проведёте вместе с ним некоторое время. Дело в том, что наиболее часто все психические особенности личности проявляются неосознанно и завуалировать их довольно проблематично, поэтому нужно быть предельно внимательным к любым их проявлениям, и, особенно, физическим. Но и торопиться с определением категории тоже не стоит. С опытом новый навык отточится и возможностей применять его станет больше. И запомните, что общаясь с другими людьми, вы должны также проявлять внимание и в отношении себя, т.к. сами ведёте себя, исходя из предрасположенности к одной из категорий.
Говоря о категориях по Сатир, следует непременно сказать и о том, как к этим категориям подстраиваться, т.к. этот процесс обладает рядом важных особенностей.
Подстройка к категориям по Сатир
Подстройка к категориям по Сатир в НЛП отличается от простой подстройки к словам-предикатам, когда вы стараетесь сонастроиться с репрезентативной системой другого человека, т.к. подстройка к категориям, наоборот, может прервать установившуюся связь с другим человеком, и усилить демонстрируемую им манеру поведения. Исходя из слов самой Вирджинии Сатир, при подстройке к людям разных категорий, всегда, кроме случаев с людьми уравновешенной категории, следует отсоединяться от них. Так, например, беседуя с обвиняющим человеком с позиции такого же обвиняющего, можно добиться только напряжённого спора. Заискивать перед заискивающим не практично, т.к. это приведёт к обоюдному сетованию на жизнь. Быть отстранённым, общаясь с отстранённым, значит вносить неразбериху и непонимание в общение. Следовать манере расчётливого во время контакта с расчётливым не приведёт ни к чему, кроме обмена сухими фразами и шаблонными выражениями. Отсюда и следует, что эффективное присоединение возможно только с людьми уравновешенной категории.
Так как же лучше всего производить подстройку к категориям по Сатир?
- Начинать подстройку лучше всего с позиции расчётливого человека, т.к. в общении он неконкретен и лишний раз не рискует. Данная тактика позволяет более точно и не спеша определить позиции другого человека.
- Старайтесь избегать поведения с позиции отстранённого человека, иначе у окружающих может сложиться о вас неправильное впечатление как о человеке, у которого, возможно, есть какие-то проблемы с самим собой.
- Учитывайте, что всегда имеет место несоответствие между тем, что чувствует человек на самом деле и тем, что он говорит, а также тем, как это выражается на физиологическом уровне.
- Не делайте поспешных выводов, а больше наблюдайте за людьми, слушайте их и сопоставляйте то, что сумели отметить с тем, что знаете о каждой из категорий.
- Приблизительно установив категорию, к которой относится человек, методично начинайте использовать подходящие для этой категории способы общения и воздействия. Если что-то не подтверждается, то, возможно, следует попытаться применить приёмы, действенные для другой категории, т.к. оценка (особенно в самом начале практики) может быть дана не верно.
И ещё несколько слов о категориях
Практически все люди привыкли функционировать в определённом режиме, т.е. чувствуют себя комфортно, совершая все действия с позиции наиболее предпочтительной категории. Но есть один нюанс: ни одна из категорий не является эффективной сама по себе и в стрессовых ситуациях может служить, скорее, плохим способом их преодоления, нежели хорошим, т.к. она ограничивает потенциальные возможности любого человека. А в неординарных или стрессовых ситуациях желательно быть гибким и использовать максимальное количество средств общения и способов взаимодействия с людьми и обстоятельствами.
Запомните, что профессионал коммуникации, зная о существовании категорий, не является приверженцем или примером ни одной из них, но использует их все!
Теперь же нам стоит поговорить об одном из основных понятий в НЛП и психологии вообще, без которого не обходится ни один факт взаимодействия людей друг с другом и окружающим миром – следующий раздел статьи посвящён раппорту и его установлению.
Невербальные сигналы как единственное средство коммуникации
Важность невербального общения переоценить невозможно — оно остается единственным средством обмена информацией в случаях, когда:
- люди не знают языка друг друга даже на базовом уровне;
- люди не обладают физической возможностью произносить звуки.
Если в первом случае впоследствии можно наладить более высокий уровень коммуникации за счет постепенного изучения языков друг друга, то во втором различные виды невербального общения выходят на первый план и становятся единственным возможным средством для контакта.
В ситуациях, когда люди, физически способные к воспроизведению звуков, оказываются в среде, которая не дает возможности эти звуки произнести, именно инструменты невербального общения выходят на первый план. Эти сигналы используют в подводном плаванье (дайв-сигналы), в шумных помещениях (металлопрокатные цеха, машинные отделения), на охоте, при участии в боевых действиях (засады).
Невербальные ошибки
Даже если человек не знаком с тонкостями невербального общения, он на подсознательном уровне отвергает и отторгает некоторые неприятные моменты. Как правило, общение с собеседником не складывается, если вы допускаете такие ошибки:
Спрятанные ладони. Держать руки в карманах, за спиной или просто скрещенными — значит, закрываться от собеседника. Его это наталкивает на мысль о том, что вы неискренни или боитесь. Если вам трудно выдерживать открытую позу, возьмите в руки какой-то предмет (ручку или папку), но не прячьте их. Отводить взгляд. Смотреть в пол, по сторонам или на посторонние предметы крайне неправильно
Важно установить зрительный контакт. Отвести взгляд можно только в том случае, если вы что-то демонстрируете собеседнику (например, товар или документ)
Но в конце презентации обязательно посмотрите в глаза. Сутулость и поиск опоры. Все это свидетельство вашей неуверенности в себе. Если вы чувствуете, что не можете совладать с эмоциями, лучше пригласите собеседника присесть. Нарушение личного пространства. Если собеседник не является вашим родственником или близким знакомым, не подходите к нему ближе чем на метр и не пытайтесь установить тактильный контакт (прикосновения или объятия). Собеседник может принять это за бестактность или смутиться. Не прикасайтесь к лицу, ушам или волосам. Вообще, совершайте как можно меньше манипуляций с частями тела. Это говорит о вашей скрытности, неискренности или неуверенности в себе.
Движения экспрессивно-выразительные
Открытые жесты и позы тела
Открытость
Руки собеседника повернуты ладонями вверх и широко раскинуты в стороны. Посадка головы прямая, плечи расправлены. Взгляд прямой. Мимика лица естественная, без напряжения и скованности. Эта поза дружелюбия, как средство невербального общения говорит об открытости, искренности. О ней также говорит пожатие руки с обхватом ее двумя своими руками. Мужчины могут в разговоре расстегнуть рубашку или пиджак. Общаясь с таким человеком, невольно расслабляешься и испытываешь к нему доверие.
Этот прием рекомендуется применять при общении со значимыми для вас людьми. В сочетании с искренним тоном вы быстро завоюете к себе расположение.
Симпатия
В невербальном общении существует понятие ментального контакта, которое выражается в непроизвольном копировании жестов друг друга или всего поведения. Друг другу посылается сигнал: «Я тебя прекрасно понимаю». И действительно, если бросить взгляд на мирно беседующую пару за столиком, увидим схожие позы, одинаковое расположение рук вплоть до зеркальности. Если вы хотите убедить другого человека в безоговорочном разделении его мнения, просто скопируйте его положение тела.
Если понаблюдать за походкой счастливого влюбленного человека, отметим летящую походку, которая сильно бросается в глаза. Она также характерна для уверенных в себе, энергичных людей. Создается впечатление, что все проблемы им нипочем.
Закрытые жесты и позы (защита, подозрительность, скрытность)
Обман
Вы наверно видели, как в разговоре кто-то прячет руки? Вполне вероятно, что он говорит неправду, так как подсознательно мозг человека посылает сигналы телу и при сказанной лжи возникает сильное желание убрать руки в карман, почесать нос, потереть глаза. Все это типичные признаки, однако, как МирСоветов уже говорил, объяснять значение невербальных жестов надо в совокупности. Почесать нос может человек, страдающий насморком, потереть глаза – ребенок, только что проснувшийся и т.д.
Оборона
Руки, скрещенные на груди, перекрещенные ноги в положениях стоя и сидя – классический жест закрытости, недоступности. Частое моргание является признаком защиты, растерянности. Эмоциональный статус человека не позволяет чувствовать себя свободно и непринужденно. Если вы попробуете договориться о чем-то с таким собеседником, вполне вероятно, что получите отказ. Чтобы «растопить лед», МирСоветов советует использовать уже описанное выше средство невербального общения, попытайтесь принять открытую позу с ладонями вверх.
Жесты размышления и оценки
Сосредоточенность
Выражается в пощипывании переносицы с закрытыми глазами. Когда человек, с которым вы общаетесь, решает, как поступить или что делать, в общем думает над решением определенного вопроса – в это время он может потирать подбородок.
Критичность
Если человек держит руку у подбородка, с вытягиванием указательного пальца вдоль щеки, а другой рукой поддерживает локоть, его левая бровь опущена – вы поймете, что у него созрела негативная оценка к происходящему.
Позитивность
Интерпретируется как небольшой наклон головы вперед и легкое касание рукой щеки. Корпус тела наклонен вперед. Перед вами заинтересованный в происходящем, положительно относящийся к информации человек.
Жесты сомнения и неуверенности
Недоверие
Наверно, вы замечали, как некоторые студенты, слушая говорящего, прикрывают рот ладонью? Этот жест говорит о несогласии с мнением лектора. Они как бы сдерживают свои высказывания, подавляют истинные чувства и переживания. Если в беседе ваш друг неожиданно сделал жест недоверия, остановитесь и подумайте, какие слова вызвали такую его реакцию? Наблюдая за поведением начальника, подчиненный поймет, что нужно сказать, а о чем лучше промолчать. Недоверие быстро переходит в непринятие, а затем в отказ.
Неуверенность
Такой невербальный жест как почесывание или потирание сзади уха или шеи может свидетельствовать о том, что человек не вполне понимает, что от него хотят или что в беседе вы имеете в виду. Как интерпретировать такой жест, если вам сказали о полном понимании? Здесь предпочтение следует отдать невербальному сигналу тела. В данном случае человек ничего не понял. Рука, обхватывающая другую за локоть сзади, также говорит о неуверенности, вероятно, ее хозяин находится в малознакомом обществе.
Жесты и позы, свидетельствующие о нежелании слушать
Скука
Собеседник подпирает свою голову рукой. Понятно, что он безразличен к происходящему. Если же он сидит в аудитории, можно с уверенностью сказать: излагаемый лектором материал совершенно неинтересен. В таких случаях МирСоветов рекомендует сменить тему разговора на волнующую его или «встряхнуть» неожиданным вопросом. Будьте уверены, что тот очнется, а это вам как раз и нужно.
Неодобрение
Стряхивание с себя несуществующих ворсинок, расправление складок одежды, одергивание юбки в невербальном общении признак несогласия вашего оппонента с излагаемой точкой зрения. Вы быстро поймете необходимость перейти на нейтральные темы. Однако, если к рукаву пиджака действительно прилипла ниточка, помялась одежда, не стоит расценивать подобное как жест неодобрения.
Готовность уйти
Можно определить по таким признакам как опускание век (потеря интереса), почесывание уха (отгорожение от потока речи), потягивание мочки уха (не хочет высказываться), поворачивание всем корпусом тела к двери или направление ноги в эту сторону. Жест в виде снятия очков также дает сигнал для окончания беседы.
Раздражение
Когда человек говорит явную ложь, и понимает, что вы его раскусили, он будет испытывать раздражение от вашей правоты, которое может проявиться в непроизвольном ослаблении галстука или воротника. В невербальном общении это может также проявляться в потирании шеи, лишних движениях руками, пощипывании сумочки у дамы, машинальном черчении на бумаге.
Жесты доминирования
Превосходство
Так называемая «директорская поза» или «поза босса» в сидячем положении. Руки лежат за головой, одна нога на другой. Если веки едва прикрыты или уголки глаз чуть прищурены, взгляд направлен вниз – перед вами высокомерие, пренебрежение. Это положение тела как средство невербального общения часто принимают начальники, люди руководящих должностей. Они уверены в себе, демонстративно выражают свою значимость перед другими. Попытка скопировать данный жест грозит скорым увольнением с работы.
Равенство
Подобный жест употребляют практически все мужчины, женщины намного меньше. Характер рукопожатия может о многом сказать, в первую очередь раскроет намерения другого человека. Если в момент соединения двух рук одна оказывается выше тыльной стороной, ее владелец демонстрирует свое ведущее положение. Можно проверить, насколько прочно тот отстаивает свой статус лидера простым способом: повернуть свою руку вверх. Если почувствовали сопротивление, значит, вам не удастся убедить его занять равенство между вами.
Сексуальные жесты
Когда мужчине нравится какая-то женщина, он демонстрирует большие пальцы, заткнутые за ремень, располагает руки на бедрах или широко расставляет ноги. Взгляд на женщину, как правило, интимный, и может надолго задержаться на избранных частях тела. Мужчина может непроизвольно поправлять рукой галстук или воротник. Если женщина стремится заинтересовать, она бессознательно вскидывает голову, поправляет прическу, расправляет кофточку. Более тонкое искусство обольщения с помощью средств невербального общения заключается в обнажении запястий, раздвинутых ногах в сидячем или стоячем положении. Если женщина демонстрирует интимный взгляд в совокупности со случайно соскользнувшей бретелькой на плече, полуодетой туфельки на скрещенной ноге, будьте уверены в ее желании начать флирт. Приоткрытый рот и влажные губы относятся к типичному сексуальному призыву.
Тактильные движения
К ним относятся объятия, рукопожатия, похлопывания по плечу или спине, прикосновения, поцелуи.
Объятия
По характеру объятий, их силе, длительности определяют значение выражаемых человеком чувств. Закадычные друзья, находившиеся в долгой разлуке, при встрече чуть ли не душат друг друга в крепких объятиях. Влюбленные задерживаются в нежных объятиях продолжительное время. Объятия между дальними родственниками, в зависимости от поддерживаемых ранее контактов, могут быть как сдержанными, холодными, так и пылкими. Между близкими людьми они носят мягкий задушевный смысл. На соревнованиях по борьбе, например, участники коротко обнимаются и расходятся.
Такое средство невербального общения как объятия чаще встречаются у представителей сильной половины человечества, между женщинами они встречаются немного реже. Сейчас можно на улицах увидеть двух девчонок-подростков, бегущих друг к другу с распростертыми объятиями. В этом возрасте частота подобных контактов, как между мальчиками, так и между девочками носит экспрессивный характер, когда хочется выплеснуть наружу избыток радости, восторга и восхищения встречей. Если вы видите однополые пары, медленно прохаживающиеся по тротуару в сплетенных объятиях, это невольно может навести на мысль о нетрадиционной ориентации.
Рукопожатия
Рукопожатия, как одно из средств невербального общения, тоже различаются по способу их совершения, силе и длительности. Крепкое, энергичное потряхивание руки собеседника вкупе с радостным восклицанием говорит об искренности партнера, его желании продолжить беседу. Обхват руки своими в виде «перчатки» также говорит о дружелюбии. Но если вам протягивают неживую руку, словно дохлую рыбу, с вами не хотят контактировать.
Холодная рука в пожатии может сигнализировать о том, что ее владелец либо замерз, либо сильно волнуется. О нервном переживании говорят запотевшие ладони. Рука, оказывающаяся ладонью вниз в пожатии, свидетельствует о желании доминировать над другим человеком. Если наоборот, повернута ладонью вверх – ее обладатель бессознательно признает себя подчиненным собеседнику.
Похлопывания по спине или плечу
Похлопывания по спине или плечу в основном характерно для мужчин. Эти невербальные жесты часто интерпретируются как проявление дружеского расположения, участия или ободрения. Их можно увидеть практически во всех возрастных категориях. Похлопывание как бы демонстрирует мужскую силу и готовность его обладателя прийти на помощь.
Кстати, не следует путать этот жест с применяемым в медицинской практике. По спине хлопают новорожденного ребенка, чтобы тот закричал и расправил легкие, сзади хлопают подавившегося человека. Похлопывание является разновидностью приемов в массажной практике. То есть, от текущей ситуации зависит конкретное значение данного жеста.
Прикосновения
Прикосновения широко встречаются в мире невербального общения. В учебной деятельности оно помогает остановить расшалившегося озорника, в случае с глухим человеком – обратить на себя его внимание, во врачебной практике с помощью данного жеста диагностируют состояние здоровья, техника массажа построена на совокупности способов прикосновения к телу, в интимной сфере между супругами они служат прелюдией к соединению. Различного характера прикосновения являются индикатором невысказанных чувств партнера. Они могут быть нежными, ласковыми, легкими, сильными, грубыми, ранящими и т.д.
Поцелуи
Поцелуи, как разновидность тактильного жеста, широко применяется во всех аспектах жизни человека. По отношению к конкретному объекту меняется характер поцелуев. Мать целует ребенка нежно и с любовью, между любящими людьми они могут варьировать от легкого прикосновения губ до страстного поцелуя. МирСоветов в отдельной статье раскрывает всю гамму данного вида жеста в ухаживании за противоположным полом. Здесь мы отметим, что поцелуи могут быть как искренними проявлениями чувств, так и формальными, холодными, традиционными. Целуют при встрече и на прощание, целуют во время рождения.
Особенности невербального общения между мужчиной и женщиной
При встрече с потенциальным партнером противоположного пола, человек неосознанно подает сигналы, жесты, привлекающие его внимание:
- наклон головы и корпуса тела в сторону избранника;
- длительный зрительный контакт, с переходами на скользящий взгляд снизу вверх, поднятые брови;
- ступни ног направлены в сторону партнера;
- соблюдение минимальной дистанции между телами;
- голос становится громче, проявляется дрожь, чаще используют смех;
- мужчины непроизвольно делают акцент на области половых органов: поправляют ремень, закладывают большие пальцы рук за ремень или карман;
- женщины демонстрируют открытые запястья. Данная область рук считается одной из эрогенных зон;
- неосознанно копирует («отзеркаливает») движения партнера, его позу.
Интересный факт: ученые бихевиористы соотнося процесс ухаживания в животном мире со знаками и сигналами используемыми людьми во время флирта, выявили сходство в жестах, используемых людьми обоих полов для привлечения потенциального сексуального партнера.
Невербалика появилась раньше речевого взаимодействия, когда древние люди жестами рук, махами головой, пытались передать информацию оппоненту. Поэтому невербальное общение происходит бессознательно, человек не контролирует его, если сознательно нет такой цели. Умение распознавать и трактовать малейшие телодвижения дает возможность контролировать разговор, управлять переговорами, произвести нужное впечатление.
Взгляд визуально-контактный
Контакт глаз является неоспоримо важным процессом коммуникации. Как вы уже знаете, человек получает именно через зрение около 80% впечатлений от всех органов чувств. С помощью глаз можно передать самые различные выражения, благодаря им мы можем осуществлять процесс управления ходом беседы, обеспечить обратную связь в поведении человека. Взгляд помогает в обмене репликами, так как большинство высказываний без участия глаз было бы бессмысленным.
Вспомните, как остро собеседники в Интернете нуждаются в разнообразных смайликах, которые являются заменой такого средства невербального общения как обмен взглядами, выражения лица. Ведь не видя друг друга, гораздо труднее передать испытываемые чувства. Разработчики программ мгновенного обмена сообщениями, улучшая их программные характеристики, стараются включить и расширить функцию выражения глаз, общей мимики и различные жесты руками. И, как показывает практика, спрос на такие программы типа Аськи, весьма велик. Люди жаждут полноценного общения и в Сети. А появление функции видеозвонков в сотовых телефонах и установка видео оборудования на компьютер, позволяющего общаться в интерактивном режиме, созерцая друг друга, как раз и является ответом на потребность в живой коммуникации на удаленном расстоянии.
Также взгляд принимает участие в выражении интимности, откровенности. С его помощью вы можете устанавливать степень приближенности к человеку.
В общении взгляд, как правило, осуществляет информационный поиск, например, слушающий смотрит на говорящего, и если тот сделал паузу, молча ожидает продолжения, не прерывая контакта глаз; дает сигнал о свободном канале связи, например, говорящий знаком глаз сообщает, что разговор окончен; помогает установить и поддержание социальных отношений, когда мы ищем взгляд человека, чтобы вступить в беседу.
В психологии существуют несколько видов взглядов, каждый из которых несет весьма существенную информацию о мыслях человека: 1. Деловой взгляд – когда мы смотрим на лоб и в глаза собеседника. Часто мы себя так ведем при встрече с малознакомыми людьми, руководителями и начальниками. 2. Социальный взгляд – когда мы направляем глаза на зону лица человека в области рта, носа и глаз. Он характерен в ситуациях непринужденного общения с друзьями и знакомыми. 3. Интимный взгляд – проходит через линию глаз собеседника и опускается на уровень ниже подбородка, шеи на другие части тела. Может быть расширение зрачков, как предвкушение удовольствия.
Мы уже упоминали тот факт, что мужчинам труднее обмануть своих жен, подружек, так как женщины гораздо быстрее могут изобличить во лжи, читая по глазам. Как же это им удается? Прежде всего, по характерным изменениям глаз вследствие сокращения глазных мышц. При попытке обмануть, человеку трудно выдержать пристальный взгляд, он моргает и отводит глаза в сторону. Эти признаки могут присутствовать и при печали, стыде, отвращении. Если испытывает страдание, из глаз льются слезы, но они появляются и при смехе, радости. В любом случае для правильной интерпретации невербальных жестов учитываем окружающую обстановку, контекст обстоятельств. Одно определенно точно можно утверждать: расширение или сужение зрачков, которое возникает, как ответ на возбуждение, совершается непроизвольно, без учета сознания, в этом участвует вегетативная нервная система. Если направлением взгляда еще как-то можно управлять, то изменение зрачков для нас неподвластно. Когда мы говорим о человеке: «у него выразительные глаза», «у нее злой взгляд», «она сглазила меня», то имеем в виду как раз ту информацию, полученную путем невербального общения при наблюдении за зрачками человека. У детей, брошенных родителями, взгляд сухой, отстраненный, наполненный болью одиночества, что придает им взрослое выражение. Напротив, любимые и обласканные малыши совершенно по-другому смотрят на мир.
Долгота взгляда может говорить о степени заинтересованности. Пристальный, неотрывный скажет вам о намерении выведать у вас какую-то информацию или заставить вас подчиниться. У влюбленных пар подобный взгляд служит сигналом начать активное ухаживание. Если пристальный взгляд направить на спящего человека, подсознательно тот может испытать беспокойство, даже проснуться. Интересно, что в мире животных пристальный взгляд служит сигналом к готовящейся атаке, поэтому ничего удивительного нет, когда, ощущая подобный сигнал от малознакомого человека, вы испытываете тревогу и желание скрыться. Периферическим (боковым) зрением мы способны видеть предметы и обстановку вокруг себя, анализировать степень опасности. У серийных убийц и маньяков взгляд сильно разнится от взгляда обычного человека. Все предшествующее до данной точки времени поведение человека, ситуации, которые он решает и способы, которыми пользуется в устранении проблем – все накладывает отпечаток на выражение его глаз. Усталая мать после бессонной ночи с грудным ребенком, пенсионерка, живущая на крохи, студент, не получивший стипендию, на которую рассчитывал – у всех своеобразные выражения глаз. Если, к примеру, вы состоите в близких отношениях с такими людьми, вы обязательно поймете причину подобного взгляда.