Занятие «Групповое давление» презентация к уроку по психологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)


Эксперимент

Изначально этот феномен решил исследовать психолог Соломон Аш, заинтересовавшись тем, насколько человек готов отстаивать свою точку зрения, не получая поддержки от окружающих, а порой и вообще, противостоя им.
В 1951 году он собрал группу испытуемых, задачей которых было определить длину предъявляемой линии. Сделать они это могли, показывая карточки, которые им заранее выдали. На одной было изображено три отрезка с разной длиной, а на второй – один, но точно такой же, как на первой карте. Когда испытуемые проходили этот тест индивидуально, результаты были положительными, все справлялись с заданием

Но Соломону было важно доказать действие давления социума на личность. Пусть даже и в малой группе

Поэтому он поместил испытуемых в одну комнату, вступив заранее в сговор со всеми участниками, оставив лишь одного в неведении. Они должны были намеренно показывать неверные ответы. Чтобы выяснить, поддастся ли под влияние остальных этот единственный не подставной испытуемый. И, как вы могли догадаться, в большинстве случаев личности, не владея информацией о сговоре, давали не правильный ответ. Они опирались на других, игнорируя собственные чувства, так как не хотели выделяться. Только четверть участников, а их было всего 123 человека, проявили независимость и стояли на своём до последнего, утверждая, что окружающие ошибаются.

Феномен группового давления

Присутствие членов группы по-разному влияет на каждого из них. Это отражено в различных феноменах, которые установлены в социальной психологии: социальной фасилитации, социальной ингибиции, феномене Рингельмана, социальной лени, сдвига риска, групповой поляризации, духа группы, группового давления.

Ряд феноменов касается эффективности групповой деятельности. Феномен социальной фасилитации — это побуждение человека лучше выполнять простые или хорошо знакомые задачи в присутствии других; социальной ингибиции — ухудшение выполнения таких действий в присутствии других. Выяснено, что присутствие других влияет положительно на характеристики деятельности количественные и отрицательно — на качественные.

Согласно феномена Рингельмана КПД каждого члена группы зависит от размера группы и снижается при росте ее размера. Обнаружена также обратная зависимость между привлекательностью группы для своих членов и ее размером: чем больше группа, тем меньше ее привлекательность для членов группы. Феномен социальной лени: люди прилагают меньше усилий в том случае, если свои усилия объединяют ради общей цели, чем в случае индивидуальной ответственности. Однако, если члены группы друзья, они бездельничают меньше.

Целый ряд феноменов касается решений, принимаемых малой группой. Феномен сдвига риска: решения, принятые группой, более рискованные, чем индивидуальные решения. Феномен групповой поляризации: после обсуждения взгляды отдельных членов группы сближаются и усиливают среднюю тенденцию относительно принятого решения. Феномен духа группы: очевидно правильное решение приносится в жертву единодушия группы.

Члены группы становятся интеллектуально нечувствительными к другим взглядам, в частности к оппонентам, а любая альтернативная информация блокируется. Важнейшими факторами формирования этого феномена является ярко выраженное чувство «мы», высокая сплоченность группы, изоляция группы от альтернативного источника информации, неодобрение индивидуальных взглядов членов группы. В таком случае группа становится жертвой своей сплоченности. Это часто вызывает ошибочные решения, в частности в политике.

Процесс группового давления и его функции в групповой жизнедеятельности

Процесс группового давления и его функции в групповой жизнедеятельности.

Групповое давление — это процесс влияния установок, норм, ценностей и поведения членов группы на мнения и поведение индивида. Нормативное влияние характеризу­ется принятием индивидом мнения большинства в каче­стве групповой нормы, зависимостью индивида от группы и его стремлением к согласованию своего поведения и сво­их установок с поведением и установками группы. Инфор­мационное влияние характеризуется влиянием других членов группы как источника информации, важной для принятия решения и учитываемой индивидом.

Групповое давление являет собой социальный феномен, суть которого заключается в том, что люди в рамках сообщества чувствуют себя принужденными соглашаться с определенным мнением, в случае, если его поддерживает большинством в окружении. Это своего рода инструмент, с помощь которого общество (группа) влияет на индивидуума, создавая для человека определенные рамки, которые заставляют подчиняться требованиям окружения. Групповое давление может формулироваться разными способами: принуждением, требованием, просьбой, и просто существованием социума и ее ожиданиями. У члена группы есть выбор подчиниться или не подчиниться давлению сообщества. К тому же, подчинятся можно в разной степени: от принятия норм группы, до притворства. Процесс группового давления существует там, где есть конфликт между индивидуумом и мнением окружения. Мера сопротивляемости окружению — это уровень подчинения группе, когда мнение окружения воспринимается человеком в виде конфликта. Различают внешнее подчинение, когда ее мнение принимается только внешне, а на самом деле, индивид сопротивляется, и внутреннее, в этом случае индивид на самом деле поддерживает мнение большинства. Внутреннее подчинение является результатом преодоления конфликта в пользу группы.

Индивид может выдвинуть окружению собственные требования в отношении себя. Это является причиной конфликтов между индивидом и группой. Выдвижение собственных требований к окружению служит причиной освобождения от ответственности за поступки. Феномен группового давления имеет в социальной психологии также и другое название — конформизм. На уровне обыденного восприятия групповое давление было зафиксировано в сказке о голом короле. Причиной подчинения такому давлению является отсутствия опыта в принятии решений индивидуально в связи с страхом неизвестности, самостоятельности, ответственности, жизни в которой никто не подскажет, как делать.

В исследованиях оказания влияния давления сообщества была выявлена еще одна позиция индивида в отношении группы — позиция негативизма. При оказании давления на индивида, возникает сопротивление давлению, что на первый взгляд кажется независимой позицией, ведь стандарты социума отрицаются. Но это только на первый взгляд, негативизм можно воспринять как форма крайнего отрицания давления. В действительности, негативизм не является подлинной независимостью, напротив, это специфический вариант подчинения, но только наизнанку. Ведь если индивид ставит целью сопротивление группе, то он зависит от нее, так как ему необходимо активно отстаивать антигрупповую позицию, а значит быть привязанным к мнению сообщества. Поэтому позицией, противостоящей давлению окружения, является самостоятельность и независимость. Групповое давления существует только там, где существует конфликт между окружением и индивидуумом, а преодоление конфликта осуществляется в пользу группы. Освобождение от избыточного группового давления и формирование свободного партнерства с окружением, с другим индивидуумом требует отречения от претензий на опеку со стороны других, на жизнь в защищенном мире, на какие-то гарантии на будущее. К сожалению, такой решение не всем может быть по силам, может победить желание сохранить детские мечты, что заставит продолжать искать опору в группе, в религии и так далее. Вместе с иллюзией безопасности они предпочитают групповое давление и страх быть отвергнутым за неподчинение. А индивид, который выбрал ответственность, свободен от подчинения давлению социума. Такой индивид получает возможность применять групповое давление во благо, используя его в качестве мотивации для мобилизации.

Групповое давление и конформность. Становясь членом группы, каждый индивид не хочет быть отвергнутым ею. Вследствие этого желания люди склонны следовать групповым нормам. Многие исследования показывают, что группы могут оказывать сильное влияние на индивидов, побуждая их к изменению своего поведения и аттитюдов в соответствии с групповыми стандартами. Подобные изменения поведения особенно характерны по отношению к значимым группам, членством в которых индивид очень дорожит. Такие группы, как мы уже отмечали, носят название референтных и обладают исключительным влиянием на индивидуальное поведение. Индивид ощущает себя тесно связанным с другими членами такой группы, определяет себя как её член и сильно ориентирован на мнения других членов группы.

В контексте процесса группового давления обычно говорят о конформности, под которой понимается поведение индивида относительно позиции группы, мера его «подчинения» групповому давлению, принятие или отвержение им групповых норм и правил. Противоположными конформности понятиями являются независимость поведения, самостоятельность взглядов, устойчивость к групповому давлению и т.д.

Наиболее рельефно конформность проявляется в условиях открытого конфликта между мнениями группы и индивида. То, в какой мере индивид готов следовать мнению группы (даже при его очевидной ошибочности), и определяет степень его конформности.

Механизм группового давления был наглядно продемонстрирован в известных экспериментах С. Эша. Группе испытуемых из 7-9 человек, находившихся в общем помещении, предлагалось сравнить две карточки, предложенные экспериментатором. На одной карточке была изображена одна вертикальная линия, на другой — три, но различной длины. Одна из линий на второй карточке была идентична той, которая была изображена на первой.

Разница в длине трех линий была достаточно очевидной и, действуя самостоятельно (вне группы), только один процент испытуемых мог изредка допустить ошибку, идентифицируя линии. В соответствии с инструкцией испытуемый должен был громко сообщать, какая из трех линий на второй карточке соответствует линии, изображенной на первой карточке.

Эш задался вопросом, что произойдет, если все члены группы начнут давать неправильные ответы, сможет ли в этом случае групповое давление заставить неосведомленного (т.е. не знающего о том, что группа преднамеренно искажает свои оценки) испытуемого изменить свое мнение. Процедура была построена таким образом, чтобы в каждой из групп был только один неосведомленный испытуемый и его очередь отвечать на вопрос экспериментатора была последней.

Эксперимент начинался с нескольких пробных серий. Здесь все испытуемые давали правильные ответы. Только после этого первый испытуемый, а за ним и все остальные начинали давать очевидный неправильный ответ. Последним отвечал «наивный» испытуемый, и экспериментатор получал возможность проверить, «устоит» ли он в собственном, совершенно правильном мнении или «поддастся» давлению группы. Перед неосведомленным испытуемым, таким образом, возникала дилемма: или верить своим глазам и давать очевидный и правильный ответ, или, следуя мнению, говорить то, что говорят все.

Многочисленные эксперименты, проведенные Эшем, показали, что около 35% испытуемых демонстрировали конформное поведение, т.е. предпочитали очевидной истине согласие с группой, т.е. каждый третий давал заведомо ложный ответ, не в силах противостоять consensus omnium. В последующих интервью все испытуемые, включая тех, кто не поддался групповому давлению, сообщили, что мнение большинства оказывало на них очень сильное воздействие, заставляя даже «стойких» сомневаться в правильности своих ответов. Любопытно, что, как правило, свою конформность испытуемые связывали не с объективными процессами внутри группы, а исключительно со своими личностными характеристиками.

Разумеется, результаты лабораторных экспериментов не способны полностью воспроизводить закономерности реального группового взаимодействия и потому не могут быть однозначно перенесены на реальные ситуации. Вызывает много сомнений и значимость для испытуемых предложенной экспериментатором ситуации, и абстрактный характер самих экспериментальных групп. Однако результаты экспериментов тем не менее убедительно показали, что групповое давление подталкивает индивида к конформности. Люди, как правило, стремятся быть частью группы и опасаются стать «белой вороной». Даже если его мнение основано на предельно объективных данных, но отличается от мнения других членов группы, хочет этого индивид или нет, но он всегда находится под мощным прессом мнения группы и в этих условиях лишь немногие способны демонстрировать независимое поведение.

Факторы, влияющие на развитие конформности

Существуют факторы, в связи с которыми вполне самостоятельный, независимый и духовно сильный человек с задатками лидера может пойти на попятную, и отказаться от своей точки зрения. Благодаря им становится возможным предвосхитить и спрогнозировать развитие событий в группе

Что порой бывает очень важно, особенно, если это связано с бизнесом

Итак, факторы, влияющие на желание приспособиться и «слиться» с большинством:

  • Возраст и пол. Считается, что женщины и дети больше склонны к конформному поведению, чем мужчины.
  • Значимость информации. Чем ценнее и ближе к человеку какой-либо материал, тем яростней он будет его отстаивать.
  • Статус и авторитет. Было замечено, что чем выше статус тех, кто высказывается, пусть даже неверно, большинство всё равно примет их позицию, даже если будет сомневаться. Поэтому нередки случаи, когда меньшинство побеждало. И оказывало давление на людей, количество которых превосходило их в разы.
  • Количество единомышленников. Чем их больше, тем сложнее оказать противостояние.

Нонконформизм

Кроме лиц, одобряющих нормы группы или относящихся к ним конформно, существуют также люди, готовые противостоять давлению группы, их называют нонконформистами. Выделяют два основных типа нонконформистов: агрессивных и творческих. Агрессивные нонконформисты противятся почти всем предложениям группы. Руководствуются они комплексом превосходства или неполноценности и враждебности.

Творческие нонконформисты противостоят тенденциям «уравниловки» в группе. Оригинальные предложения такого человека могут представлять проблему для руководителя группы, который порой неправильно трактует инициативность творческого нонконформиста как угрозу для собственной должности или положения в группе.

Конформность

Конформизм по своей сути является таким себе «приспособленчеством», когда не хватает смелости и силы воли противоречить окружающим, единственным выходом из конфликтной или сложной ситуации оказывается признание чужой точки зрения, пусть и нелогичной, порой глупой.

Проявляется у личностей с низкой самооценкой, которые не верят в себя и свои возможности, боятся отвержения, склонны к проживанию токсического стыда, либо же оказываются не способными справиться с любым видом давления и манипуляции в связи с особенностями характера и личной жизненной истории. Также нередко формируется у личностей с низким уровнем интеллектуальных способностей, отчего они доверяют любым выводам, которые делают другие, так как сами не в силах разобраться в каком-то вопросе самостоятельно.

Различают внешнюю и внутреннюю конформность. При внешней индивид всего лишь для вида соглашается с группой, он демонстрирует подчинённость, чтобы избежать агрессии в свою сторону, либо просто внимания, как на участника, который отличается. И не смотря ни на что, он будет продолжать действовать против них.

А при внутренней человек действительно начинает верить в то, что говорят другие

Хоть изначально относился критически и осторожно к их словам. Происходит переоценка ценностей, установок, изменяется внутренняя картина мира и его восприятие

Информационная теория конформности г.Джерарда и м.Дойча. Влияние большинства и меньшинства.

Конформность должна рассматриваться в контексте более общей теории касающейся последствий поиска человеком информации в ситуациях, когда он оценивает свое поведение на основе соотнесения его с другими. Такое сравнение необходимо для того, чтобы уменьшить неопределенность своего поведения в ситуации. Человеку приходится не только сравнивать себя с другими, но и сравнивать свои интерпретации ситуации с интерпретациями других. Сравнение двух интерпретаций особенно значимо, если сталкиваются интерпретации большинства и меньшинства. Это имеет прямое отношение к слому социального консенсуса: он может быть интерпретирован как превращение взглядов меньшинства во взгляды большинства.

В этой теории были выделены два вида группового влияния: нормативное (когда давление оказывает большинство и его мнение воспринимается членом группы как норма) и информационное (когда давление оказывает меньшинство и член группы рассматривает его мнение лишь как информацию, на основе которой он должен сам осуществить свой выбор. Механизм влияния в обоих случаях различен: большинство в полном смысле давит на меньшинство нормой, подчиняя мнение индивида. Он при этом изменяет свое поведение, демонстрируя согласие, оставаясь внутри при своем мнении (внешний конформизм). Меньшинство лишь предполагает индивиду новую информацию, если индивид доверяет ей, то изменяет свое мнение, т.е. как бы происходит его обращение, принятие новой точки зрения (внутренний конформизм). С точки зрения формирования группы механизм социального влияния выступает как давление группы, которое подчиняется ее норме.

Эксперимент С. Московичи:

двум группам испытуемых демонстрируются слайды, на которых изображен голубой цвет. В экспериментальной группе, состоящей из 6 человек 2 сообщника экспериментатора утверждают, что цвет – зеленый, они – меньшинство, которое влияет на позицию большинства. 8,4% соглашались с тем, что на экране зеленый цвет, а при изменении цветовой гаммы (плавный переход от голубого к зеленому), чаще фиксировали появление зеленого раньше, чем испытуемые в контрольной группе.

Вывод Московичи: меньшинство сможет победить своим влиянием и превратить свою позицию в норму (превращение информационного влияния в нормативное), но для этого необходимо соблюдать несколько условий поведения меньшинства: устойчивость позиции, уверенность при ее демонстрации, аргументированность в защите представляемой информации. В ситуации конфликта между мнением индивида и мнением большинства навязывается навязывание не согласия как такового, а демонстрации согласия, но зато эффект наступает быстрее. При разрешении конфликта между индивидом и меньшинством со стороны меньшинства происходит как бы приглашение к размышлению за счет предоставления информации, к поиску нового. Московичи предположил, что все новации в обществе стоит скорее ждать от меньшинства, чем от большинства.

Плюсы и минусы конформизма

Среди положительных черт конформизма личности можно выделить:

  • Повышение сплоченности в кризисных ситуациях, что помогает коллективу с ними справиться;
  • Упрощение организации совместной деятельности;
  • Уменьшение времени адаптации человека в коллективе.


Но феномену конформизма сопутствуют и отрицательные черты, в том числе:

  • Потеря способности самостоятельно принимать решение и ориентироваться в непривычных условиях;
  • Создание условий и предпосылок для развития тоталитарных сект и государств, осуществления массовых убийств и геноцидов;
  • Развитие различных предрассудков и предубеждений против меньшинств;
  • Уменьшение способности личности делать весомый вклад в культуру или науку, так как конформизм искореняет оригинальную и творческую мысль.

В групповом взаимодействии феномен конформизма играет важную роль, так как является одним из механизмов принятия группового решения. В то же время, каждая социальная группа имеет определенную степень терпимости относительно поведения ее членов, при этом каждый из них может позволить себе определенную степень отклонения от принятых норм, не подрывая свою позицию, как члена группы, и не нанося ущерба чувству общего единства.

Плохая компания: как противостоять давлению сверстников

Плохая компания: как противостоять давлению сверстников?

Главная > Консультации > Психолог > Плохая компания: как противостоять давлению сверстников?

Существует мнение, что человек в течение всей своей жизни никогда не бывает один, вне связи с обществом. Начиная с момента рождения, ребенок находится в окружении других людей: сначала это мама и другие члены семьи, потом добавляются друзья в школе и во дворе, затем, коллеги по работе и так далее. В этом смысле, люди всегда принадлежат к одному или, чаще, нескольким сообществам.

Иногда подростковые группы могут объединяться и вокруг положительных ценностей (помощь людям, спортивные достижения, увлеченность техническим проектированием, какой-то научной областью и т. п.), но это, увы, скорее редкое исключение из правил. Чаще компании возникают на оппозиции взрослым, демонстрации явно вызывающего поведения, унижения более слабых сверстников, а то и на идеях криминальных «приключений».

Совсем тяжелой ситуация становится у тех подростков, которые попадают под двойное давление: родители не понимают, ругают, давят, и сверстники в компании давят, издеваются, самоутверждаются за их счет.

Некоторых ситуация заставляет собрать все силы, мужество и уверенно противостоять давлению других ребят. Но такие внутренние силы есть не у многих. Кроме того, подростки просто в силу небольшого жизненного опыта часто не владеют культурными способами самозащиты от манипуляций и давления. Поэтому все-таки попадают под влияние, начинают «плясать под дудку» лидеров группы.

И все же возможность научиться противостоять давлению есть. Подросток может освоить необходимые навыки сам, но гораздо успешней дело пойдет, если поддержку окажут родители и педагоги. Основная задача — помочь ребенку выработать необходимую внутреннюю силу и уверенность в себе.

Хочется обратиться к взрослым. Попытайтесь понять подростка. Вспомните свое детство. Какого рода давление со стороны сверстников испытывали вы, будучи маленьким ребенком? В подростковом возрасте? Как вы справлялись с этим? Вам это удавалось? Поступали бы вы иначе теперь? Заставляли ли вы когда-либо своих друзей делать то, чего они не хотели? Как они реагировали?

А теперь подумайте о современных детях. Чем они отличаются от вас, когда вы были ребенком? Считаете ли вы, что в вашем детстве давление на детей со стороны сверстников было сильнее, таким же или меньше, чем сейчас? Почему? Давлению какого рода, по вашему мнению, подвергается ваш ребенок (ваш ученик)? Какой вид давления вас больше всего тревожит? Предпринимают ли другие родители (учителя) что-либо, чтобы помочь своим детям противостоять давлению?

Теперь хотелось бы предложить несколько советов родителям, педагогам, самим подросткам.

Итак, чем родители могут помочь своему ребенку?

Несколько советов педагогам.

Наконец, несколько советов подросткам о том, как противостоять давлению сверстников в разных ситуациях.

Наиболее надежный способ быть готовым противостоять любому давлению и манипуляциям со стороны окружающих — стать более уверенным в себе человеком. Это значит:

  • Быть твердым в своих убеждениях. Для этого, конечно, нужно сначала иметь эти убеждения. Сформировать их поможет чтение хороших художественных книг (прежде всего, классической литературы), наблюдение за жизнью и размышления об увиденном, а также доверительное обсуждение с родителями или учителем, которому ты доверяешь.
  • Принимать самостоятельные решения.
  • Делать вещи, которыми потом можно будет гордиться.
  • Делать то, что считаешь нужным, беспокоясь не о чужом мнении о себе, а о том, что сам о себе думаешь. Стараться уже сейчас быть тем человеком, которым хотел бы стать.

С давлением сверстников не так просто справиться, поэтому лучше избегать ситуаций, в которых оно может произойти:

Ну, а если избежать нежелательной ситуации не удалось, и давление происходит прямо сейчас, можно поступить одним из следующих способов:

Формат статьи не позволяет делать обсуждение слишком объемным. Поэтому могу только добавить, что интересных и разумных идей о том, как противостоять групповому давлению и не растерять друзей, можно во множестве найти в сети Интернет. Используйте эту возможность, подберите то, что лучше всего будет получаться именно у вас. И не теряйте уверенности в себе!

27.Лидерство и руководство. Теории происхождения лидерства

Различие понятий «лидер» и «руководитель»:

Лидер регулирует межличностные отношения, а руководитель — официальные. Лидерство в условиях микросреды, руководитель — макросреды. Лидерство возникает стихийно, руководитель избирается. Явление лидерства менее стабильно. Руководство подчиненными более прочно, чем руководство лидера. Процесс принятие решения руководителем более сложен. Сфера деят-ти лидера — малая группа, а сфера деят-ти руководителя шире. Но и тот и другой имеют дело с однопорядковыми проблемами.

Лидерство — психологическая характеристика поведения, руководство — социальная.

Лидер — тот человек, кот.выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи в конкретной ситуации, принимая на себя определенные ф-ции. Остальные участники принимают такой тип взаимоотношения, что их будут вести, а они будут ведомы.

6 стр., 2758 слов

ЛИДЕРСТВО(1-10)

Феномен лидерства Феномен лидерства – это определенный естественный процесс в группе, которая строится на основе влияния на поведение членов этой группы личного авторитета лидера. Лидер не только указывает путь своим последователям, но имеет желание делать это, а его последователи идут за ним также по собственному желанию, без принуждения. Лидерство и менеджмент Лидерство – это тип …

Феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы. Могут быть проблемы при несовпадении уровня притязания лидера и мере готовности других членов группы. Лидер=авторитет, но не всякий авторитет лидер. Лидер должен организовывать решение какой-то задачи, авторитет этого не делает.

Теории происхождения лидерства:

1. Теория черт (харизматическая)

Лидер — человек, обладающий определенными чертами.

Все начали пытаться выделить эти черты. Разброс их у разных авторов был большой, они выбирали или свои черты или черты некого идеального лидера. Первин и Джон выделили 5 блоков базовых личностных качеств лидера: экстраверсия, невротизм, сознательность, доброжелательность, открытость. Первые четыре черты часто встречаются у лидеров. Теория оказалась малозначимой.

2. «Ситуационная теория»

Лидер тот, кто обладает теми чертами, кот.нужны для решения данной проблемы. Главным моментом появления лидера считалось его выдвижение группой, т.к. от него ожидали проявления в данной ситуации черты.

Хартли, не согласившись с этим, предложил четыре «модели», почему люди становятся лидерами и почему не только ситуация определяет выдвижение

1)если кто-то в одной ситуации стал лидером, то велика вероятность, что он станет им и в другой ситуации

2)Лидеры в одной ситуации рассматриваются как «лидеры» вообще

3)Человек, став лидером в одной ситуации, приобретает авторитет, и его выбирают в другой раз

4)некот.люди ищут «посты» и ведут себя так, что им «дают посты»

3. «Системная теория лидерства» (более полная, чем предыдущие)

Лидерство — процесс организации межличностных отношений. лидер-субъект управления этим процессом. Лидерство — ф-ция группы. Одновременно могут существовать лидеры двух типов:

9 стр., 4438 слов

Подверженность конформизму

Конформизм является проявлением определенной пассивности и беспомощности относительно группы. В основном человек выбирает конформное поведение для того, чтобы не быть отвергнутым группой, однако могут быть и другие причины. Склонность к конформизму зависит от:

— увеличения численности группы: увеличение числа членов группы приводит к усилению коллективного давления, однако эта связь не является прямо пропорциональной. Так, 3-4 человека «давят» больше двух, однако дальнейший рост размера группы до 10-15 человек давления практически не добавляет;

— референтности группы: если группа является эталонной для человека, трудно с ней не согласиться;

— состава группы: трудно противостоять группе, в которой есть выдающиеся люди или лица, которые являются общепризнанными экспертами в определенной области;

— сплоченности группы: чем больше дел связывают членов группы между собой, тем сильнее будет ее давление;

— единодушия членов группы: наличие в данной группе хотя бы незначительных расхождений во взглядах существенно снижает уровень давления;

— профессионализма человека: когда в области, относительно которой осуществляется давление, лицо не чувствует себя специалистом, давление группы будет сильнее;

— статуса лица: чем ниже статус в группе имеет определенное лицо, тем больше вероятность, что оно займет конформистскую позицию; чем выше социальный статус лица,которое инициировала давление, тем больше будет давление;

— уровня самооценки: чем ниже уровень самооценки, тем конформнее человек;

— сложности проблемы: чем сложнее проблема решается группой, тем большее давление группы;

— понятности задачи: чем не понятнее сформулировано задание, тем ощутимее будет давление группы;

— способа ответа: при публичном образе ответа конформность растет;

— возраста: у детей конформность выше, чем у взрослых;

— пола : у женщин конформность выше, чем у мужчин.

Не следует, однако, считать, что все люди при указанных выше обстоятельствах меняют свои взгляды или поведение. Если человек глубоко убежден в своей правоте, он никогда не станет конформным.

Конформное поведение играет двойную роль в жизнедеятельности человека. С одной стороны, если правильным является взгляд группы, она помогает откорректировать взгляды человека; однако, с другой, она мешает утверждению независимого поведения и самостоятельных взглядов человека. Связь лица с группой будет крепче и длительнее, если принятие ее норм происходит на почве внутреннего одобрения, а не конформизма.

Конформизм в группе

Конформизм в группе проявляется в виде общественного влияния на человека, при этом индивид должен следовать групповым нормам и правилам, подчиняться интересам группы. Она, с помощью вводимых ею норм поведения, заставляет каждого следовать им для поддержания интеграции всех ее членов.

Человек может оказывать сопротивление этому давлению, такое явление называется нонконформизмом, если же он уступает, подчиняется группе, он становится конформистом. В этом случае он, даже понимая, что его действия неверные, будет осуществлять их, так как это делает группа.

Однозначно невозможно утверждать, какой тип отношений человека с группой правильный, а какой нет. Без социального конформизма не может быть создано сплоченного коллектива. Когда индивид занимает строгую нонконформистскую позицию, он не может стать полноценным членом группы и в конечном итоге будет вынужден ее покинуть.

Примеры конформизма

Первый эксперимент, который продемонстрировал феномен конформизма, провел американский психолог С. Аш (1951). Группе студентов (7-9 человек) предложили сравнить длину отрезков. Каждому дали две карточк: в правую и левую руку. В левой руке на карточке был изображен один отрезок; в правой — три, из которых один по длине равен отрезку в левой карточке. Два других были короче и длиннее. Исследуемые должны были определить, какой из отрезков с правой карточки одинаковый по длине отрезку в левой.

В первой части опыта, во время индивидуального исполнения, задачи решались верно. Во второй части опыта образовали так называемую «подставное группу». Экспериментатор заранее договорился со всеми участниками, кроме одного («наивный субъект»), что они будут отвечать неверно. Опрос начинался именно с этой «подставной группы». Результаты ответов таких «наивных субъектов» были разные, однако более трети (37%) принимали навязанный большинством взгляд, демонстрируя нежелание отстаивать собственный взгляд в условиях, когда это не совпадало с мнением других участников эксперимента. Так было доказано существование конформизма.

Феномен конформизма

Термин конформизм произошел от латинского слова conformis (подобный, сообразный), это морально-политическое понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное согласие с существующим порядком вещей, господствующими мнениями и т.п. Под него подпадает отсутствие собственной позиции, безоговорочное следование любому образцу, имеющему наибольшую силу давления (традиции, признанный авторитет, мнение большинства и т.п.).

Явление конформизма было впервые описано американским психологом С. Ашем в 1951 году. Современные исследования делают его объектом изучения 3 наук: психологии личности, социальной психологии и социологии, поэтому целесообразно отделять конформизм, как социальное явление, и конформное поведение, как психологическую особенность человека.

В психологии под конформизмом личности понимают ее податливость реальному или воображаемому давлению группы, при этом человек меняет поведение и личные установки в соответствии с позицией большинства, которую он не разделял ранее. Человек отказывается от собственного мнения и безусловно соглашается с позицией окружающих независимо от того, насколько она соответствует его собственным представлениям и ощущениям, принятым нормам, морально-этическим правилам и логике.

Существует также социальный конформизм, под которым понимают некритическое восприятие и следование господствующим мнениям, массовым стандартам и стереотипам, традициям, авторитетным принципам и установкам. Человек не противится преобладающим тенденциям, несмотря на их внутреннее неприятие, воспринимает любые аспекты социально-политической и экономической действительности без критики, не желает высказывать собственное мнение. При конформизме индивид отказывается нести личную ответственность за совершаемые поступки, слепо подчиняется и следует требованиям и предписаниям, исходящим от общества, государства, партии, религиозной организации, лидера, семьи и т.п. Такое подчинение может быть обусловлено менталитетом или традициями.

Под социальный конформизм попадают все формы коллективистского сознания, предполагающие подчинение поведения индивида социальным нормам и требованиям большинства.

Негативизм

Негативизм, по своей сути, является протестом, против структуры, методов, системы и прочее

Психология личности, склонной к негативистскому поведению, заключается в том, что ей важно противостоять большинству. Причем порой даже не важно, сходятся ли у неё с этим большинством мнения, или нет

Важна сама позиция – против всех. Обычно это люди с сильной волей, характером. Они не воспринимают критику или обесценивание на свой счёт. Наоборот, чем больше им приходится выдерживать в этой позиции «единственного», «непонятого всеми» — тем больше они удовлетворяют свою потребность в самовыражении, получении внимания.

Интересен факт, что негативизм является тем же проявлением конформности, просто полярной, как бы «наизнанку». То есть, человек, несмотря на попытки доказать что-то обратное, зависим от тех, с кем борется. Он не сможет бунтовать, если не будет привязан к мнению окружающих.

Позицию он занимает антигрупповую, и если она изменится, ему не на что будет опираться. Иначе как выбрать стратегию поведения, когда привык ориентироваться на модели, сформированные другими людьми? Так обычно ведут себя подростки в период созревания. И как бы они не пытались показать свою автономность и зрелость, устраивая конфликты, протесты, по факту, они нуждаются в родителях, в их любви и заботе.

Так как информация в статье предоставлена кратко, хочу привести простой пример, который покажет, как работает феномен группового давления. Помните сказку «Новое платье короля» Ганса Христиана Андерсена? В ней рассказывалось о двух ткачах, которые смогли убедить всё королевство в том, что пошили самое прекрасное платье. Хотя по факту король был голый. И только ребёнок осмелился сказать правду.

Кстати, недавно я опубликовал интересную статью, про синдром Саванта — болезнь гениев. Рекомендую почитать.

Напоследок хочу заметить, что этот феномен выполняет важные функции – сближение и сохранение целостности группы. Которая становится способной совместно достигать поставленных перед ней целей. Если вам интересно узнать, как вы обычно ведёте себя в обществе, рекомендую пройти этот тест. А на сегодня всё! Успехов вам и свершений.

Ребят, я уже не раз рекомендовал, но сделаю это еще раз. Посмотрите вот эти 27 уроков везения, я уверен, что они будут вам полезны.

Материал подготовила психолог и гештальт-терапевт, Журавина Алина.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]