Что такое мотив
Мотив
– это такой процесс, который управляет поведением человека, способствуя его организованности, направленности, активности и устойчивости. Считается также, что мотив – это некий обобщённый образ материальных или идеальных предметов, которые представляют ценность для индивида.
Достижение этих предметов является для него смыслом деятельности. Человеку мотив представляется в виде особых переживаний, которые могут иметь как положительный характер (при ожидании достижения этих предметов), так и отрицательный (при осознании неполноты своего положения, отсутствия у себя этого предмета). Впервые понятие «мотивация» в психологии употребил Шопенгауэр.
В наше время слово «мотивация» в психологии понимается по-разному. Одни исследователи считают, что это совокупность процессов, отвечающих за побуждение и деятельность; а другие полагают, что это чисто психическое явление, представляющее собой совокупность мотивов.
Что же такое мотивация в психологии по своей сути? Данное понятие используется там, где говорят о достижении определённой цели и конкретных путях этого достижения. Известно, что одной и той же цели можно достичь разными путями.
Так, если человек желает стать богатым, то он может устроиться на работу в престижной компании, открыть своё дело, написать хорошую книгу, заняться преступной деятельностью… И наоборот – одно и то же действие может совершаться с разной целью.
Кроме того, желание достичь конкретной цели тоже может объясняться своими соображениями. Зачем человек хочет разбогатеть? Кто-то хочет купить особняк у моря, кто-то – жениться, кто-то – профессионально заняться любимым делом (а не тем, что только приносит доход). В таких случаях говорят, что человеком руководят определённые мотивы.
Обычно человеком, организующим какую-то деятельность и достигающим определённой цели, руководят сразу несколько мотивов, поэтому психологи говорят о той или иной мотивации. Проблема мотивации в психологии является одной из самых сложных. Нередко человек сам не осознаёт, какими именно мотивами он руководствовался, когда производил какие-то действия.
Бывают скрытые мотивы, связанные с какими-то воспоминаниями, страхами и др. Такие мотивы не отображаются в сознании и действуют на подсознательном уровне; человек лишь ощущает какое-то смутное напряжение, дискомфорт, который он стремится преодолеть с помощью определённых действий.
Таким образом, цель – это то, чего мы хотим достичь, а мотив – причина, по которой мы хотим этого достичь. Под мотивацией в психологии понимается как совокупность мотивов, управляющих поведением индивида, так и сам процесс этого управления.
Типы деятельности
Психологи выделяют разные формы организации типов деятельности, каждый из которых влечет за собой свою мотивацию деятельности. Мотив игры — это получение удовольствия. Для учения и труда мотивом служит чувство ответственности и долга. Это не менее сильные чувства, чем обычный интерес. Но при учебе и трудовой деятельности необходимо вызвать у индивида интерес к ходу практического выполнения или его исходу. Также важна сама привычка трудиться, как и мотивы творческой деятельности, которые должны быть развиты в ребенке.
Изучение мотивов учебной деятельности показало, что различные типы деятельности взаимосвязаны, они дополняют друг друга и перетекают из вида в вид. Во время пребывания в детском саду ребенок кроме игр учится рисовать и считать. Школьник после уроков проводит время в играх.
Виды мотивов в психологии
Психологи выделяют большое количество видов мотивов, распределяя их по нескольким категориям. Создавать такую классификацию непросто, поскольку обстоятельств, которыми руководствуется человек, очень много; в каждом направлении психологии и в каждой школе существует своя система. Однако наибольшую распространённость получило разделение мотивов на четыре группы.
Внутренние и внешние мотивы
Эти виды являются важными не только в плане выбора средств и путей достижения цели, но и для самореализации человеческой индивидуальности. Внутренними являются такие мотивы, как интересы, увлечения, потребность в положительных эмоциях и избегании отрицательных, желание повысить самооценку и др. Эти обстоятельства связаны с самим человеком и его отношением к своей деятельности.
Внешняя мотивация – это обстоятельства, не зависящие от человека и его желаний и лежащие за пределами его личной сферы. Это могут быть такие мотивы, как общественное мнение, перемена погоды, желание получить более высокую оценку или избежать наказания и т. д.
Внешние и внутренние побуждения могут работать одновременно, а могут действовать и по отдельности. К примеру, школьник старательно выполняет домашнее задание. Он может делать это как потому, что его интересует тема, так и для того, чтобы получить хорошую оценку, порадовать родителей, похвастаться перед товарищами и т. д.
Внешняя мотивация играет в человеческой жизни достаточно большую роль, поскольку большинство людей нуждается в определённой социализации. Такие мотивы зачастую бывают более эффективными, чем внутренние, это тот самый «пинок под зад», без которого иные люди вообще не будут ничего делать. Однако для развития личности наиболее предпочтительными являются всё-таки внутренние мотивы. Только с их помощью можно выполнять свою работу по-настоящему продуктивно. Вся творческая деятельность основана преимущественно на внутренней мотивации.
Положительные и отрицательные мотивы
Как и потребности, побуждения связаны с эмоциями. Человеком в его действиях может двигать желание получать удовольствие, наслаждение, и тогда это положительная мотивация, а может двигать и стремление избежать наказания, боли, страха и других негативных переживаний, и тогда это отрицательная мотивация.
Исследователи пока не могут окончательно сказать, какие из этих мотивов являются более эффективными в достижении цели. Отрицательная мотивация может побуждать к преодолению препятствий, терпеть мелкие неудобства, работать до изнеможения; но она же разрушает личность, которая так по-настоящему и не полюбит, и не поймёт своё дело. Поэтому более предпочтительными кажутся всё-таки положительные мотивы.
Устойчивые и неустойчивые мотивы
Устойчивыми являются такие побуждения, которые основаны на нуждах человека и не требуют какого-то дополнительного подкрепления. Такие мотивы существуют достаточно длительное время. Неустойчивая мотивация быстро меняется. Так, внутренние побуждения личности являются устойчивыми, поскольку изменения в мировоззрении, интересах, вкусах происходят редко и постепенно. А внешняя мотивация, наоборот, является неустойчивой, поскольку быстро меняются и запросы общества, и настроение окружающих, и погода на улице.
Достижение успеха
Это отдельный вид мотивации, который стал актуален в последнее время. Современное общество с самого детства настраивает человека на успех. Быть неуспешным непрестижно, успех приносит с собой и материальное благополучие, и общественное признание, и другие блага. Успех повышает социальный статус человека.
Казалось бы, достичь успеха желает каждый человек. Однако в реальности на пути его достижения стоит множество препятствий, которые иногда вообще отбивают желание идти к успеху. Одна из причин этого – непонимание человеком того, зачем ему вообще нужно достигать этой цели. Бывает, что поставленная цель слишком далека и теряется среди множества возникающих препятствий; в этом случае целесообразно разбить достижение данного успеха на несколько промежуточных целей.
Часто достижение большого успеха предполагает выход из так называемой зоны комфорта. Это означает – жертвовать чем-то малым, чтобы в конце получить нечто гораздо большее; умение идти на риск, терпеть небольшие неприятности с расчётом на то, что эти проблемы с лихвой компенсируются, когда успех будет достигнут. И именно здесь многие потенциально успешные люди сдают.
Нередко «зону комфорта» представляют как физическое, ментальное, мировоззренческое или духовное пространство, в котором человеку хорошо и комфортно, он не страдает и, казалось бы, обеспечен всем необходимым. На самом деле психологи понимают под этим понятием нечто иное. Для некоторых людей «зона комфорта» связана как раз со страданием, неудобствами, болью, а выход из этой зоны способен избавить от страдания и принести счастье. Но человек не хочет осуществлять этот выход, ему «хорошо», когда ему плохо. С чем же связан такой парадокс?
Данная ситуация отлично проиллюстрирована в знаменитой пьесе Е. Шварца «Дракон», по которой в конце 80-х был снят фильм. Обитатели сказочного города смиряются с тем, что над ними установил диктаторское правление страшный дракон, который устанавливает свои правила и, в частности, регулярно требует отдавать ему самых красивых девушек города.
Когда появившийся храбрый рыцарь убивает дракона и дарит жителям свободу, они тут же… избирают нового диктатора, который заставляет их страдать точно так же. Оказалось, что жители не могут сделать над собой усилие, чтобы научиться жить без всяких диктаторов и страданий: в их сознании свобода, мышление, ответственность и трудолюбие кажутся ещё большими страданиями, чем безумные правила того или иного диктатора, к которым можно притерпеться.
Дракон избавлял людей от необходимости думать и давал им пусть несправедливую и лживую, но простую и понятную картину мира, которую достаточно заучить наизусть.
Основные характеристики
Феномен мотивации может быть описан через следующие характеристики:
- Вектор направленности.
- Организованность, последовательность действий.
- Устойчивость избранных целей.
- Напористость, активность.
По этим параметрам изучается мотивация каждой личности, что важно, например, в школе. Большое значение имеют эти характеристики и при выборе профессии. Менеджер по продажам, например, должен быть устойчиво ориентирован на высокий доход и активен в достижении цели.
20.12.2019
3 682
Топ-25 лучших мотивирующих и вдохновляющих фильмов о преодолении себя и жизненных трудностей
Пишите свой топ мотивирующих фильмов в комментариях!
Проблема борьбы мотивов
Как уже было сказано, одновременно человеком управляют несколько мотивов, причем часто побуждающих его к разным действиям. Например, классическая ситуация. Раннее утро, звонит будильник, который вы специально завели, чтобы встать пораньше и сделать утреннюю пробежку. Но это было вчера, а сейчас очень не хочется вылезать из-под теплого одеяла, когда можно поспать еще полчасика.
Что вы выберете, какой мотив победит? Это зависит от множества факторов, в том числе от значимости мотивов, силы воли, здравого смысла и дополнительных стимулов. Например, если вы договорились бегать с другом, и он будет вас ждать.
В приведенном примере ситуация не такая уж и критичная, но случается, что человек оказывается перед очень сложным выбором: спастись самому или спасти других людей, совершить преступление и достигнуть цели или не совершать и отказаться от желаемого. Борьба мотивов может стать источником очень сложного и тяжелого внутреннего конфликта, привести к развитию невроза или депрессии.
Психологи в ситуации борьбы мотивов советуют опираться на рациональную сферу, то есть не поддаваться эмоциям, обдумать аргументы за и против, оценить плюсы и минусы того или иного варианта действий. И главное, ориентироваться на наиболее социально значимые мотивы. Ведь добившись своего, но утратив доверие и уважение общества, вы потеряете больше, чем получите.
Несмотря на то, что не все мотивы мы осознаем, управлять мотивационной сферой можно. Для этого стоит научиться выстраивать иерархию мотивов, ориентируясь на наиболее важные и значимые. Иерархия мотивов связана с социальными ценностями и теми приоритетами, которые есть в нашей жизни.
Устойчивая и неустойчивая
Основой устойчивой мотивации являются нужды и потребности человека, для удовлетворения которых личность действует, не заручившись дополнительным подкреплением. Примером устойчивой мотивации может выступить утоление жажды, согревание после переохлаждения и так далее. В случае неустойчивой мотивации человек нуждается в постоянном стимулировании извне. Здесь, как правило, речь идет о тех действия, невыполнение которых не станет проблемой для человека и оставит его на том же уровне. Неустойчивая мотивация может проявляться при попытке похудеть, избавиться от курения и так далее. В теории мотивации часто можно встретить разделение устойчивой и неустойчивой мотивации на два подвида. Различие между ними отлично иллюстрирует пример: «Хочу избавиться от лишних килограммов» или «Хочу достигнуть привлекательной фигуры».
Что такое Мотивация? Понятие мотивации
В отечественной и зарубежной психологии дано множество определений понятию мотивация, разработано несколько концепций и мотивационных моделей (теория А. Маслоу, Герцберга, Макклеланда).
Слово Мотивация – это определённая и неповторимая система внутренних и внешних стимулов, побуждающих человека проявлять себя тем или иным образом. Многим людям это понятие покажется чем-то возвышенным, но именно мотивация помогает в достижении поставленной цели, она формирует желания и стремления индивида.
Если выпускник школы желает в будущем стать программистом, то он будет мотивирован поступить на информационный факультет, и приложит к этому все возможные усилия. И, став студентом желаемого факультета, он испытает небывалую радость, а учёба сложится удачным образом.
Другой пример: если человек голоден, то он будет мотивирован на подавление этого чувства, действия его будут направлены на приготовление пищи или покупку готовой еды. После удовлетворения этой потребности, низшей, согласно пирамиде А.Маслоу, человек испытает положительные чувства и будет активен для достижения других целей.
Большинство учёных вкладывают в это понятие всё, что побуждает человека к активности, называя его мотивом. Мотивы — это совокупность приёмов, объяснения действий и поступков человека, или предмет (не обязательно одушевлённый), на обладание которым направлена активность личности.
Отечественные психологи С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев определяют мотивы как некую потребность человека, как осознаваемую, так и неосознаваемую.
Пример неосознаваемого мотива: это постоянная критика и упрёки другого человека за небольшие ошибки, что осознаётся человеком, как повышение своей значимости, деятельности, но это характерно для людей неуверенных в себе. Мотивы преступника часто скрыты не только от правоохранительных органов, но и от самого преступника.
Чтобы осознать мотив, необходимо проделать тщательную внутреннюю работу.
В науке принято различать понятия мотива, цели и потребности:
- потребность – это осознаваемое или неосознаваемое внутренние позывы;
- цель – осознанный конечный результат своих действий;
- само определение мотива описали выше.
Для того, чтобы определить собственную мотивацию, необходимо ответить на следующие вопросы:
- Почему я делаю это?
- Какие есть у меня потребности, которые я желаю удовлетворить?
- Какие результаты ожидаю получить от своих действий и степень их значимости для меня?
- Что заставляет действовать меня так, а не иначе?
Основные характеристики мотивации
Мотивация имеет свои характеристики:
- направленность,
- иерархичность и устойчивость целей,
- опосредована интеллектом личности;
- имеет социальное происхождение.
Учитывая вышеперечисленные характеристики, разрабатываются школьные программы, направления дополнительного образования, стимулирование работников предприятия, социальная поддержка женщин в государстве и так далее.
Понятие и функции
Термин мотивация происходит от латинского слова movere, которое переводится как «двигать». Это понятие имеет несколько трактовок:
- Побуждение к действию.
- Динамический психофизиологический процесс. С его помощью контролируется поведение. Определяется активность, устойчивость, направленность, организованность.
- Способность индивида удовлетворять желания с помощью деятельности.
Основные функции:
- Стимулирующая — побуждает индивида выполнять определенные действия. Мотивация будет присутствовать до тех пор пока индивид не получит необходимое.
- Направляющая — перенаправляет энергию на нужный объект. От этой функции зависят поведенческие стратегии.
- Побуждающая — вызывает потребностное состояние, при котором начинается мобилизация энергии. Изменяется поведение, проявляется повышенная активность в действиях.
- Регулирующая — характер поведения предопределяется мотивом.
Многие путают мотив с целью или потребностью, но эти понятия имеют разную трактовку. Потребности — подсознательное желание избавиться от дискомфорта. Цель — результат сознательного выбора человека, направленности действий.
Этапы мотивационного процесса
Мотивация как процесс может состоять из нескольких последовательно возникающих стадий:
- Возникновение или нехватки чего-либо (потребность);
- Поиск путей удовлетворения или исключения путей неудовлетворения потребности;
- Определение целей, их конкретизация и поиск путей её достижения;
- Непосредственно осуществление действия;
- Осознание получение или неполучения желаемого результата;
- Прекращение действия в результате удовлетворения потребности, или поиск новых путей для прекращения своей потребности.
Классификация мотиваций
Различают процессы мотивации по следующим критериям:
По способам использования:
- нормативная – мотивирование субъекта к действию при помощи инструктирования, психологического влияния, объяснения, внушения, информирования;
- принудительная – использование шантажа, угроз и устрашения для побуждения к действию индивида.
- стимулирующая – создание внешних обстоятельств, побуждающих человека к активности.
По источнику возникновения мотивов:
- Внутренняя (другое название — интринсивная) – мотивация, направленная на удовлетворение внутренних желаний человека, формируется под влиянием стремлений и особенностей личности самого человека. Например, стремление быстрее закончить проект, страх высоты, желание рисовать.
- Внешняя (экстринсивная) – мотивация, основанная внешними обстоятельствами окружающей среды. Например, заработная плата работникам, правила поведения ученика на уроке, условия труда.
По результатам действия:
- положительная – активность человека с целью получения позитивного подкрепления (надбавка к заработной плате, отгул для работника, просмотр мультфильма или поход в игровую для ребёнка);
- отрицательная – избегание отрицательных последствий своих действий (штрафа, снижение доверия коллектива).
По времени действия:
- устойчивая – сохраняется длительный период действия, не нуждается в дополнительном подкреплении;
- неустойчивая — характеризуется сменой фаз активности личности, нуждается в дополнительном стимулировании.
По охвату:
- личная, касается одного конкретного человека;
- групповая – мотивация, направленная на группу людей, объединённую общим признаком.
Игровая деятельность
Моменты игр прекрасно дополняют структуру урока, элементы игровых ситуаций увлекают детей. Игра — это придуманное путешествие по карте мира, к примеру. Это игровые роли учителя, продавца, гида для овладения иностранным языком в диалоге.
Виды деятельности не могут существовать отдельно, хотя в определенный период жизни какой-то из них может взять верх. В один период жизни основная деятельность — это игра, в другой — учение, в третий — труд. До прихода детей в школу ведущим типом деятельности является игра, в школе превалирует учение. Для взрослых людей основная деятельность — труд.
Применение в разных сферах
Психологи выделили разные способы мотивации, которые можно эффективно использовать в работе, отношениях и т. д. К наиболее эффективным относятся методики, применяемые в психологии, менеджменте, экономике.
В психологии
Методики:
- Самовнушение — процесс, с помощью которого человек самостоятельно воздействует на свою психику. Основная цель — изменение поведения, поступков, убеждений, интересов. С помощью самовнушения человек может сделать свое поведение несвойственным. Чтобы метод сработал, необходимо подготовить список установок, утверждений, которые кажутся правильными. При составлении утверждений нельзя использовать частицу «не».
- Аффирмации — выражения или небольшие тексты, с помощью которых можно оказать влияние на человека на психологическом уровне. Чтобы аффирмации сработали, нужно разделить чистый лист бумаги на две части. Слева написать негативные утверждения, которые вызывают страх, тревогу, справа — положительные. Важно подробно расписать негативные утверждения, чтобы выявить скрытые страхи. После этого необходимо разрезать лист на две части, сторону с положительными аффирмациями постоянно носить с собой, зачитывая их каждый день.
- Самомотивация — стремление, желание продолжать деятельность при потере естественной мотивации. Нужно постоянно искать причины, которые заставят продолжать действовать, чтобы не опускать руки.
В менеджменте
Методики мотивации, применяемые в менеджменте:
- Экономические — материальное стимулирование. К ним относятся — повышение заработной платы, материальная помощь, премии, ссуды.
- Неэкономические — морально-психологические или организационные. К ним относится похвала, поддержка, одобрение, доверие, уважение, порицание, перспективы к дальнейшему росту, делегирование полномочий, задач.
В экономике
Основные способы мотивации в экономике:
- штрафные санкции;
- социальные выплаты;
- вознаграждения.
Дополнительная классификация
Кроме того, мотивацию делят на индивидуальную, групповую и познавательную.
Индивидуальная мотивация выражает совокупность потребностей, стимулов и целей, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности индивида и поддержки гомеостаза. В качестве примера здесь выступают: жажда, голод, стремление к избеганию болевых ощущений и прочее. Примеры мотивации группы: поддержание государственного устройства; деятельность, направленная на признание со стороны социума; забота родителей о детях и так далее. Ну и, наконец, к познавательной мотивации относятся научная деятельность, стремление ребенка к получению знаний через игровой процесс и прочее.
Психологи, философы и социологи давно пытались классифицировать мотивы – стимулы, которые потенцируют активную деятельность человека. С точки зрения различных мотивов ученые выделили следующие виды мотивации.
Самомотивация
Самомотивация – применение индивидуальных мотивационных методов, в основу которых положены личностные убеждения:
- желания и стремления;
- целенаправленность и последовательность;
- решимость действовать и постоянство.
Главным показателем правильной самомотивации выступает ситуация, когда при наличии больших помех извне человек не сдается и продолжает двигаться к своей цели.
Индивид выполняет осознанные действия, направленные на достижение желаемого результата.
Чтобы самостоятельно мотивировать себя, можно воспользоваться такими методами, как:
- аффирмации – подборка позитивных утверждений, воздействующих на подсознание индивида и приводящих к положительному эффекту;
- самовнушение – воздействие, имеющее под собой самостоятельное влияние человека на собственную психику, целью которого является создание новой поведенческой модели;
- биографии успешных людей – эффективный способ стимуляции, основанный на изучении жизненной истории великих личностей;
- формирование волевых навыков – выполнение действий, направленных на преодоление собственной лени, страхов и нежелания действовать;
- визуализация – эффективный метод, в основе которого лежит мысленное представление и эмоциональное переживание достигнутых целей.
Самовнушение
Самовнушение может быть эффективным лишь в том случае, если человек обладает способностями к этому: может воздействовать на свое подсознание и психику, вызвав нужную реакцию и достигнув положительного эффекта.
Биографии успешных людей
Использование этого способа подойдет как детям, так и взрослым. Человек видит полную картину: было желание, затем последовало действие, а потом – результат.
Визуализация
Визуализация – мощный метод достижения целей, т. к. мысли имеют свойство материализовываться. Важное условие его применения – наличие активных действий по достижению целей.
Положительная и отрицательная
Положительная мотивация базируется на ожиданиях и стимулах положительного характера, а отрицательная – соответственно, наоборот. В качестве примера положительной мотивации выступают конструкции типа: «Если я предприму это действие, то получу вознаграждение» и «Если я не буду выполнять этого действия, то меня вознаградят». Примерами отрицательной мотивации могут выступить суждения типа: «Если я не сделаю этого, меня не накажут» и «Если я поступлю таким образом, то меня не накажут». Другими словами, в первом случае ожидается позитивное подкрепление, а во втором – негативное.
Что определяет уровень мотивации?
Вне зависимости от стимула, помогающего человеку двигаться вперед, уровень мотивации не является постоянным и неизменным.
В зависимости от выполняемых действий, сопровождающих обстоятельств и других факторов ее уровень может как возрастать, так и понижаться.
Факторы, которые определяют уровни мотивации:
- значимость достигнутого результата;
- вера в его достижение;
- личные прогнозы по поводу осуществления намеченного;
- собственное понимание и представление успеха.
Индивидуальная мотивация всегда является более сильной, т. к. она направлена на достижения четких целей и получение измеримого результата.
Экстринсивная и интринсивная
Экстринсивной мотивацией называют совокупность мотивов, которые обуславливаются воздействием на человека внешних факторов: условий, обстоятельств и стимулов, не связанных с конкретной деятельностью. Простыми словами, это внешняя мотивация деятельности. Интринсивная мотивация, соответственно, имеет внутренние причины, которые могут обуславливаться жизненной позицией человека: желаниями, потребностями, стремлениями, интересами, влечениями и установками. В рамках внутренней мотивации личность поступает «добровольно», не опираясь на внешние обстоятельства.
Дискуссия о целесообразности такой классификации мотивации была освещена в наработках Х. Хекхаузена. Однако с позиции современной психологии такая дискуссия является беспочвенной и бесперспективной. Человек, будучи активным членом социума, не способен в выборе решений быть полностью независимым от окружающего общества.
Социальная
Социальная (трудовая) мотивация представляет собой комплекс мер, состоящих из морального, материального и профессионального стимулирования работников. Целью такой мотивации является повышение активности, инициативности и эффективности трудящихся. Меры, которыми руководство пользуется, дабы побудить активную деятельность персонала, могут зависеть от таких факторов:
- Система стимулирования, внедренная на конкретном предприятии.
- Система менеджмента в целом и управления персоналом в частности.
- Особенности предприятия: направление деятельности, численность сотрудников, стиль управления, опыт руководителя и прочее.
Мотивация сотрудников может достигаться разными методами:
- Экономические (материальная мотивация).
- Организационно-административные. Основываются на власти (подчинение регламенту, соблюдение субординации и прочее) и могут предполагать принуждение.
- Социально-психологические. Представляют собой воздействие на рабочих, через активацию их эстетических убеждений, социальных интересов, религиозных ценностей и прочего.
Саморазвитие
Этот вид мотивации основывается на стремлении личности к развитию уже имеющихся талантов, природных способностей, или качеств. С точки зрения Абрахама Маслоу, мотивация саморазвития заставляет личность прикладывать максимум усилий для развития своих способностей с целью почувствовать компетентность в определенной сфере. Саморазвитие позволяет человеку почувствовать собственную значимость и нуждается в самообнажении – понимании себя настоящего.
Кроме того, этот вид мотивации требует мужества, решимости и отваги для преодоления страха перед потерей стабильности и комфорта. Людям свойственно держаться за былые достижения и возвеличить их, что часто становится основным препятствием на пути к дальнейшему развитию. Становясь на путь саморазвития, человек предпочитает отказаться от спокойствия в пользу стремления стать лучше. Как утверждает Маслоу, саморазвитие возможно только в том случае, когда каждый шаг вперед приносит более сильное удовлетворение, чем былые достижения. Несмотря на внутренний конфликт мотивов, саморазвитие в чистом виде не нуждается в насилии над собой.
Достижения
Этот мотив подразумевает стремление индивида достигнуть лучших результатов в выполняемой им деятельности. Такая мотивация имеет высокую эффективность, так как она предполагает, что субъект сознательно выбирает более трудные задания. Мотивация достижения является движущей силой для роста в любой сфере деятельности, так как победа складывается не только из способностей, навыков и природного дара. Успех в любом начинании основывается на высокой мотивации достижения, которая позволяет человеку проявить целеустремленность, упорство и решительность ради желанной цели.
Учебная
Мотивация учебной деятельности для студентов и школьников является важнейшим звеном в процессе образования. Верно сформированные мотивы и четко поставленный цели деятельности делают образовательный процесс более осмысленным и позволяют обучающимся добиться более высоких результатов. В детском и подростковом возрасте довольно редко возникает произвольная мотивация обучения. Поэтому педагоги и психологи разработали множество методик для формирования тяготы к знаниям среди учеников. Учебная мотивация чаще всего развивается с помощью таких методов:
- Создание ситуаций, которые привлекают и заинтересовывают учеников. Это могут быть увлекательные опыты, поучительные рассказы, основанные на примерах из жизни, необычные факты и прочее.
- Сравнительный анализ научных постулатов и их житейского толкования.
- Имитация научных споров, создание познавательных дебатов.
- Радостное переживание достижений и позитивная оценка успехов.
- Придание фактам новизны.
- Актуализация учебных материалов.
- Применение позитивной и негативной мотивации.
- Социальные мотивы.
Власть
Выражает потребность человека оказывать влияние на других людей. В отдельные моменты развития личности и общества в целом этот мотив становится существенным движущим фактором. Стремление человека быть лидером в коллективе, и занимать руководящие должности вызывает повышение мотивации и построение активной стратегии действий. Стремление господствовать отличается от мотива самоутверждение, ведь в таком случае человек стремится не к подтверждению собственной значимости, а к обретению влияния на других.
Самоутверждение
Самоутверждением называют потребность человека в признании и оценке со стороны общества. Развитие мотивации в таком случае основывается на чувстве собственного достоинства, самолюбии и честолюбии. Желая самоутвердиться, человек старается проиллюстрировать окружающим, что он достойная личность. Исходя из этих желаний люди стремятся получить определенный статус или положение, добиться признания, почитания и уважения. По сути, этот вид мотивации синонимичен с мотивацией престижа – жаждой достичь и в дальнейшем сохранить высокий общественный статус. Такой мотив, как самоутверждение, является весьма значимым фактором в мотивации активной деятельности субъекта, побуждающим его работу над собой и личностное развитие.
Процессуально-содержательная
Этот вид мотивации побуждает личность к активной деятельности не под влиянием внешних факторов, а благодаря ее личной заинтересованности непосредственно в этой деятельности. Это внутренняя мотивация, которая сильно сказывается на активности индивида. Суть явления состоит в том, что человек заинтересовывается и наслаждается самим процессом, проявляя физическую активность и задействовав свои интеллектуальные возможности. К примеру, девушка любит заниматься танцами. Она получает удовольствие, проявляя свой творческий потенциал и физические навыки. Ее мотивирует сам процесс, а не внешние факторы, такие как популярность, благополучие и прочее.