Типы адаптации человека в различных жизненных ситуациях

Важной способностью человека во все века была адаптация. Чтобы выжить, привыкнуть к новому, научиться чему-либо, человек должен адаптироваться. Разделяют виды адаптации, которые зависят от факторов их формирования. Само понятие адаптации является актуальным на сегодняшний день в свете постоянно меняющегося мира.

Человек всегда был вынужден адаптироваться. Чтобы поймать мамонта, ему необходимо было создать оружие и разработать стратегию охоты. Чтобы выжить в условиях холода или жары, ему следовало создать определенные средства защиты своего организма. Современному человеку, к примеру, необходимо постоянно адаптироваться к новым законам или правилам общества. А если человек уезжает в другую страну, тогда адаптация считается важным элементом в процессе организации новой жизни.

Адаптация является главным этапом, который позволяет человеку вскоре привыкнуть и выработать привычки, по мнению интернет-журнала psytheater.com. Можно сказать, что даже в процессе своего взросления и жизни человек постоянно вынужден адаптироваться. Данное понятие следует связать с такими терминами, как изменение и гибкость. Человек должен менять себя, чтобы адаптироваться. При этом он должен гибко воспринимать окружающие обстоятельства, чтобы благоприятно для самого себя пройти процесс адаптации.

Понятие и значение

Адаптация — приспособление функций и строения организма, органов (в том числе органов чувств) и клеток под воздействием различных стимулов и/или условий среды.

Успешность адаптации зависит от функционального и эмоционального/психического состояния индивида.

В теории Пиаже термин «адаптация» получил немного иную трактовку: процесс, в ходе которого базовые схемы младенца уточняются, изменяются и совершенствуются.

Адаптация играет большую роль в жизни человека, так как позволяет безболезненно переносить изменчивость сторонних факторов и экстремальные воздействия, повысить выживаемость и конкурентоспособность в отношении других особей и популяций.

Тест на тревожность

Для определения уровня тревожности у первоклассника предлагается провести опрос учителя и родителей, подробнее.

При подведении итогов необходимо посчитать общий балл, который суммирует результаты обоих опросов.

Также для определения эмоциональных проблем ребенка можно провести тест «Диаграмма «Хорошее — плохое».

Есть еще одна похожая по своему направлению Проективная методика диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан).

Адаптация ощущений в психологии

Сенсорная адаптация — что это в психологии?

Под сенсорной адаптацией следует понимать изменение чувствительности анализатора в результате усиления или уменьшения раздражающего воздействия.

В процесс вовлечены периферические и центральные звенья адаптации. Результатом сенсорного приспособления становится перестройка на физическом уровне, позволяющая воспринимать максимальный объем важной информации.

Т.е. при длительном или постоянном воздействии раздражителя анализаторы начинают воспринимать резкие и яркие ощущения не так остро, как в самом начале.

В качестве примера можно привести неприятные запахи, которые с течением времени человек перестает улавливать, находясь в непосредственном контакте с источником отталкивающего аромата.

А в условиях темной комнаты ощущения чувствительность анализаторов повышается, и человек начинает видеть отчетливей.

Наблюдение

Наиболее распространенный метод диагностики — наблюдение. Чаще всего используется выборочное наблюдение. В процессе его проведения фиксируются только те особенности поведения ребенка, которые выделяют его из общей массы первоклассников. Наблюдение проводится одновременно за всеми детьми в классе. Основные требования к организации наблюдения:

  • наличие схемы наблюдения;
  • систематичность;
  • объективность.

Наблюдение также должно включать:

  • анализ успеваемости ребенка;
  • просмотр тетрадей;
  • прослушивание устных ответов;
  • анализ сложившихся межличностных отношений.

В результате наблюдений происходит оценивание (по 5-балльной шкале) основных семи компонентов:

  • учебной активности;
  • усвоения программных материалов;
  • поведения на уроках;
  • поведения на переменах;
  • взаимоотношения с одноклассниками;
  • отношения к учителю;
  • эмоций.

Соответствующие баллы и выводы необходимо внести в карту школьной адаптации.

Суммарное количество баллов можно интерпретировать следующим образом:

  • 35 – 28 — высокий уровень адаптации;
  • 27 – 21 — средний;
  • 20 и меньше — низкий.

Для проведения наблюдений в период адаптации можно использовать карту Стотта, которая предусматривает изучение асоциальности, инфантильности, подчиняемости, активности и неуверенности.

Фактор Асоциальность, Инфантильность, Подчиняемость, Активность, Неувеременность — см. здесь.

При этой методике общий балл не выводится, а оценивается каждый критерий отдельно. После этого определяются группы детей, имеющие наиболее высокие (выше 65%) показатели по каждому фактору.

В чем заключается принцип адаптивности?

Адаптивность требует от индивида гибкости, без которой невозможно быстро «переключиться». Если гибкость присутствует, реакцией на новые обстоятельства будет не сопротивление, а принятие.

Адаптивность является отражением интеллектуальных качеств человека (т.к. именно интеллект позволяет изменять ход мыслей в соответствии с поставленной умственной задачей).

В случае, если человек не адаптируется, он погибает. Этот принцип справедлив не только в отношении людей, но и в отношении любых организмов.

Анкета «Уровня школьной мотивации»

Для определения уровня адаптации первоклассников к школе можно использовать также диагностику мотивационной сферы ребенка по методике Н.Г. Лускановой. Она проводится в виде краткой анкеты, вопросы которой зачитываются вслух, а дети должны выбрать подходящий вариант ответа.

При обработке результатов все ответы нужно занести в таблицу, которая содержит специальный ключ для определения количества полученных баллов.

Результаты подсчета нужно интерпретировать следующим образом.

Такая методика позволяет не только выявить уровень адаптации школьников, но и выявить причины, приводящие к снижению мотивации ребенка к посещению школы.

Факторы, влияющие на адаптацию

Факторы адаптации — это условия, которые влияют на процесс приспособления и его результативность.

Их можно поделить на две категории:

  • внешние факторы (природные, материальные, социальные, техногенные);
  • внутренние факторы (пол, возраст, воспитание и ценности, психологические особенности индивида и т.д.).

В природе на адаптацию влияют три основных фактора:

  • изменчивость;
  • наследственность;
  • естественный отбор.

Регуляторы адаптации индивида:

  • мотивы;
  • умения и навыки;
  • накопленный опыт;
  • знания;
  • волевые качества;
  • способности.

Текст книги «Экология человека. Курс лекций»

Лекция 6 ТЕМА: Адаптация человека к условиям окружающей среды

ПЛАН
1. Понятие об адаптации и акклиматизации человека.

2. Общие закономерности адаптивного процесса. Механизмы адаптации.

3. Условия, влияющие на адаптацию.

4. Типы адаптаций.

5. Влияние природной среды на морфофизиологическую изменчивость человеческого организма.

Понятие об адаптации и акклиматизации человека

Под адаптацией

понимают все виды врожденной и приобретенной приспособительной деятельности, которые обеспечиваются определенными физиологическими реакциями, происходящими на клеточном, органном, системном и организменном уровнях.

В биологии процесс адаптации

– это приспособление строения и функций организма к условиям существования. В процессе адаптации формируются признаки и свойства, которые оказываются наиболее выгодными для живых существ (или целой популяции) и благодаря которым организм приобретает способность к существованию в конкретной среде обитания.

Адаптация тесно связана с эволюцией организмов и представляет один из существенных факторов акклиматизации. В хозяйственной практике адаптация чаще связана с расселением животных и растительных организмов, с переводом их в другие районы, выходящие за пределы ареала данного вида. Устойчиво акклиматизированными организмами являются те, которые легко приспособились к измененным условиям, размножаются и дают в новой среде обитания жизнестойкое потомство.

Адаптация человека – сложный социально-биологический процесс, в основе которого лежит изменение систем и функций организма, а также привычного поведения.

Адаптация человека процесс двухсторонний – человек не только сам приспосабливается к новой экологической обстановке, но и приспосабливает эту обстановку к своим нуждам и потребностям, создает систему жизнеобеспечения (жилища, одежда, транспорт, инфраструктура, питание и т. д.

Акклиматизация

– приспособление человека (всего его организма или отдельных систем и органов) к новым условиям существования, в которые он попал в результате переезда к новому месту жительства. Акклиматизация отличается от адаптации тем, что приобретенные новые свойства организма не закреплены генетически и в случае возвращения к прежнему месту жительства или перемещению в иные условия могут быть утрачены.

Общие закономерности адаптивного процесса. Механизмы адаптации

Фазное течение реакций адаптации, впервые выявлено Г. Селье (1938).

Первая фаза адаптации – аварийная

развивается в самом начале действия как физиологического, так и патогенного фактора. Первое соприкосновение организма с измененными условиями или отдельными факторами вызывает ориентировочную реакцию, которая может перейти в генерализованное возбуждение параллельно. Реакции неэкономны и часто превышают необходимый для данных условий уровень. Число измененных показателей в деятельности различных систем неоправданно велико. Управление функциями со стороны нервной системы и гуморальных факторов недостаточно синхронизировано, вся фаза в целом носит как бы поисковый характер и представляется как попытка адаптироваться к новому фактору или к новым условиям, главным образом, за счет органных и системных механизмов.

Аварийная фаза адаптации в основном протекает на фоне повышенной эмоциональности (чаще отрицательной модальности). Следовательно, в механизмы протекания этой фазы также включаются все элементы центральной нервной системы, которые обеспечивают именно эмоциональные сдвиги в организме. Может быть выражена по-разному, в зависимости не только от индивидуальных особенностей организма, но и от силы раздражающих факторов. Соответственно она может сопровождаться сильно или слабо выраженным эмоциональным компонентом, от которого, в свою очередь, зависит мобилизация вегетативных механизмов.

Вторая фаза (переходная) – стойкой адаптации

характеризуется тем, что формируются новые координационные отношения: усиленный эфферентный синтез приводит к осуществлению целенаправленных защитных реакций. Гормональный фон изменяется за счет включения гипофизарно-адреналовой системы, усиливают свое действие гормоны коры надпочечников – «гормоны адаптации». В ходе этой фаза приспособительные реакции организма постепенно переключаются на более глубокий тканевой уровень. Переходная фаза стойкой адаптации имеет место только при том условии, что адаптогенный фактор обладает достаточной интенсивностью и длительностью действия. Если он действует кратковременно, то аварийная фаза прекращается и процесс адаптации не формируется. Если адаптогенный фактор действует длительно или повторно прерывисто, это создает достаточные предпосылки для формирования так называемых «структурных следов». Суммируются эффекты действия факторов. Углубляются и нарастают метаболические изменения, и аварийная фаза адаптации превращается в переходную, а затем в фазу стойкой адаптации.

Поскольку фаза стойкой адаптации связана с постоянным напряжением управляющих механизмов, перестройкой нервных и гуморальных соотношений, формированием новых функциональных систем, то эти процессы в определенных случаях могут истощаться. Если принять во внимание, что в ходе развития адаптивных процессов важную роль играют гормональные механизмы, то становится ясно, что они являются наиболее истощаемым звеном.

Истощение управляемых механизмов, с одной стороны, и клеточных механизмов, связанных с повышенными энергетическими затратами, с другой стороны, приводит к дезадаптации. Симптомами этого состояния являются функциональные изменения в деятельности организма, напоминающие те сдвиги, которые наблюдаются в фазе острой адаптации.

Вновь в состояние повышенной активности приходят вспомогательные системы – дыхание, кровообращение, неэкономично тратится энергия. Однако координация между системами, обеспечивающим состояние, адекватное требованию внешней среды, осуществляется неполноценно, что может привести к гибели.

Дезадаптация возникает чаще всего в тех случаях, когда действие факторов, явившихся основными стимуляторами активных изменений в организме, усиливается, и это становится несовместимым с жизнью.

Основу третьей фазы – устойчивой адаптации или резистентности

составляет изменение гормонального фона за счет включения гипофизирно-адреналовой системы. Глюкокортикоиды и выделяемые в тканях биологически активные вещества мобилизуют структуры, в результате деятельности которых ткани получают повышенное энергетическое, пластическое и защитное обеспечение. Она и является собственно адаптацией – приспособлением и характеризуется новым уровнем деятельности тканевых клеточных мембранных элементов, перестроившихся благодаря временной активации вспомогательных систем, которые при этом могут функционировать практически в исходном режиме, тогда как тканевые процессы активизируются, обеспечивая гомеостазис, адекватный новым условиям существования. Основными особенностями этой фазы являются:

1) мобилизация энергетических ресурсов;

2) повышенный синтез структурных и ферментативных белков;

3) мобилизация иммунных систем.

В третьей фазе организм приобретает неспецифическую и специфическую резистентность – устойчивость организма.

Управляющие механизмы в ходе третьей фазы скоординированы. Их проявления сведены к минимуму. Однако в целом и эта фаза требует напряженного управления, что обусловливает невозможность ее бесконечного протекания. Несмотря на экономичность – выключение «лишних» реакций, а следовательно, и излишней затраты энергии, – переключение реактивности организма на новый уровень не дается организму даром, а протекает при определенном напряжении управляющих систем. Это напряжение принято называть «цена адаптации». Любая активность в адаптируемом в той или иной ситуации организме обходится ему много дороже, чем в нормальных условий (требует, например, при физических нагрузках в горных условиях на 25 % больше затрат энергии, чем в норме).

Нельзя рассматривать эту фазу как нечто абсолютно стабильное. В процессе жизни организма, находящегося в фазе стойкой адаптации, возможны отклонения (снижение устойчивости) и реадаптация (восстановление устойчивости). Эти флюктуации связаны как с функциональным состоянием организма, так и с действием различных побочных факторов.

Условия, влияющие на адаптацию

Г. Селье, подошедший к проблеме адаптации с новых оригинальных позиций, назвал факторы, воздействие которых приводит к адаптации, стресс-факторами

. Другое их название –
экстремальные факторы
. Экстремальными могут быть не только отдельные воздействия на организм, но и измененные условия существования в целом, например, перемещение человека с юга на Крайний Север и т. д.). По отношению к человеку адаптогенные факторы могут быть природными и социальными, связанными с трудовой деятельность.

Природные факторы

. В ходе эволюционного развития живые организмы адаптировались к действию широкого спектра природных раздражителей.

Действие факторов, вызывающих развитие адаптационных механизмов, всегда является комплексным, так что можно говорить о действии группы факторов того или иного характера. Так, например, все живые организмы в ходе эволюции прежде всего приспособились к земным условиям существования: определенному барометрическому давлению и к гравитации, уровню космических и тепловых излучений, строго определенному газовому составу окружающей атмосферы и т. д.

Следует отметить, что природные факторы действуют как на организм животных, так и на организм человека. В том и другом случаях эти факторы приводят к различию адаптированных механизмов физиологической природы. Однако, человек помогает себе приспосабливаться к условиям существования, используя, кроме своих физиологических реакций еще и различные защитные средства, которые дала ему цивилизация: одежду, дома и т. д. Это освобождает организм от нагрузки на некоторые адаптивные системы и имеет отрицательные для организма стороны: снижает способность адаптироваться к природным факторам. Например, к холоду.

Социальные факторы.

Помимо того, что человеческий организм подвижен, тем же природным влияниям, что и организмы животных, социальные условия жизни человека, факторы. Связанные с его трудовой деятельностью, породили специфические факторы, к которым необходимо адаптироваться. Их число растет с развитием цивилизации.

Так, с расширением среды обитания появляются совершенно новые для человеческого организма условия и воздействия. Например, космические полеты приносят новые комплексы воздействий. К их числу относится невесомость – состояние, абсолютно неадекватное для любого организма. Невесомость сочетается с гиподинамией, изменениями суточного режима жизни и др.

Люди, проникающие в недра Земли или совершающие глубоководные погружения, подвергаются воздействию непривычно высокого давления, влажности, дышат воздухом с повышенным содержанием кислорода.

Работа в горячих цехах или холодном климате создает факторы, требующие расширенного диапазона адаптации к крайним температурам. Выполняя свои служебные обязанности, человек вынужден приспосабливаться к шуму, изменению освещенности.

Загрязнение окружающей природы, включение в пищу большого числа синтетических продуктов, алкогольных напитков, злоупотребление медикаментами, курение – все это дополнительная нагрузка для гомеостазируемых систем организма современного человека.

В ходе развития общества видоизменяется и производственная деятельность людей. Физический труд во многом заменяется работой машин и механизмов. Человек становится оператором у пульта управления. Это снимает физическую нагрузку, но одновременно на первый план выходят новые факторы, например гиподинамия, стресс, отрицательно сказывающиеся на всех системах организма.

Другой стороной социальных влияний механизированного труда является нарастание нервно-психического напряжения, пришедшего на смену физическому. Оно связано с возросшими скоростями производственных процессов, а также с повышенными требованиями к вниманию и сосредоточенности человека.

Типы адаптаций

Механизмы адаптаций человека весьма различны, поэтому применительно к человеческим общностям выделяют: 1) биологические, 2) социальные и 3) этнические (как особый вариант социальной) адаптации.

Биологическая адаптация человека

– эволюционно возникшее приспособление организма человека к условиям среды, выражающееся в изменении внешних и внутренних особенностей органа, функции или всего организма к изменяющимся условиям среды. В процессе приспособления организма к новым условиям выделяют два процесса –
фенотипическую
или
индивидуальную
адаптацию, которую более правильно называют акклиматизацией и
генотипическую адаптацию
, осуществляемую путем естественного отбора полезных для выживания признаков. При фенотипической адаптации организм непосредственно реагирует на новую среду, что выражается в фенотипических сдвигах, компенсаторных физиологических изменениях, которые помогают организму сохранить в новых условиях равновесие со средой. При переходе к прежним условиям восстанавливается и прежнее состояние фенотипа, компенсаторные физиологические изменения исчезают. При генотипической адаптации в организме происходят глубокие морфо-физиологические сдвиги, которые передаются по наследству и закрепляются в генотипе в качестве новых наследственных характеристик популяций, этнических групп и рас.

В процессе индивидуальной адаптации человек создает запасы памяти и навыков, формирует векторы поведения в результате образования в организме на основе селективной экспрессии генов банка памятных структурных следов.

Адаптационные памятные структурные следы имеют важное биологическое значение. Они защищают человека от предстоящих встреч с неадекватными и опасными факторами среды. Генетическая программа организма предусматривает не заранее сформировавшуюся адаптацию, а возможность эффективной целенаправленной реализации жизненно необходимых адаптационных реакций под влиянием среды обитания. Это обеспечивает экономное, направляемое средой расходование энергетических и структурных ресурсов организма, а также способствует формированию фенотипа. Выгодным для сохранения вида следует считать тот факт, что результаты фенотипической адаптации не передаются по наследству.

Каждое новое поколение адаптируется заново к широкому спектру иногда совершенно новых факторов, требующих выработки новых специализированных реакций.

Социальная адаптация

– процесс становления личности, обучения индивида и усвоения им ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе. Социальная адаптация осуществляется как в ходе целенаправленного воздействия на человека в системе воспитания, так и под влиянием широкого круга других воздействующих факторов (семейного и внесемейного общения, искусства, средств массовой информации и др.). Расширение и углубление социальной адаптации индивида происходит в трех основных сферах: деятельности, общения, самосознания. В сфере деятельности осуществляется как расширение видов последней, с которыми связан человек, так и ориентировка в системе каждого вида деятельности, т. е. выделение главного в ней, ее осмысления и т. д. В сфере общения происходит расширение круга общения человека, обогащение его содержания, углубление познания других людей, развитие навыков общения. В сфере самосознания осуществляется формирование образа собственного «Я» как активного субъекта деятельности, осмысления своей социальной принадлежности, социальной роли, формирование самооценки и пр. В процессе социальной адаптации выделяются три стадии: дотрудовая (охватывающая период жизни человека до начала его трудовой деятельности и включающая раннее детство и период обучения), трудовая (условные границы – период зрелости человека, его активного участия в трудовой деятельности) и послетрудовая, которая относится к периоду жизни человека, совпадающая, как правило, с пенсионным возрастом.

Воздействие каждого из таких институтов обусловлено системой общественных отношений, существующих в обществе. Наличие стихийных воздействий делает актуальной в практическом плане проблему «эффектов социальной адаптации», т. е. характера и глубины этого процесса, его результативности, в частности, преодоления негативных влияний, приводящих к отклоняющемуся поведению, антиобщественным влияниям.

Этническая адаптация

– приспособление этнических групп (общностей) к природной и социально-культурной среде районов их обитания. Изучение этого процесса и связанных с ним проблем входит главным образом в задачу этнической экологии. В социально-культурной адаптации этносов много своеобразного, обусловленного языково-культурными, политическими, экономическими и другими параметрами окружающей среды. Наиболее отчетливо это проявляется при этнической адаптации групп иммигрантов в странах их оседания, например в США, Канаде, Аргентине и др. В настоящее время появились проблемы при реадаптации представителей единого этноса среди этнически однородного населения, но иной культурой. Таковы, например, немцы из бывшего СССР, переезжающие на жительство в Германию, или русские из Средней Азии и Казахстана, возвращающиеся в Россию. При этом принято выделять адаптацию, связанную с занятостью (устройством на работу), а также языково-культурную адаптацию, получившую название «аккультурация».

Нормальный ход этнической адаптации может быть сильно осложнен и задержан проявлением национализма и расизма в виде дискриминации, сегрегации и т. п. Резкое изменение среды обитания может привести к дезадаптации.

Влияние природной среды на морфофизиологическую изменчивость человеческого организма

Несмотря на «нейтрализацию» или смягчение влияния многих факторов окружающей среды на организм, до настоящего времени связь человека со средой обитания существует, то есть морфофункциональные признаки, сформировавшиеся в начальный период существования человеческого рода, еще сохранились.

Наиболее наглядно действие факторов внешней среды проявляется на организм человека в морфофункциональных различиях жителей разных климатогеографических зон: массе, площади поверхности тела, строении грудной клетки, пропорциях тела. За внешней стороной скрываются не менее выраженные различия в структуре белков, изоферментов, тканей, генетическом аппарате клеток. Особенности строения тела, протекание энергетических процессов определяются в основном температурным режимом среды, питанием; минеральный обмен – геохимической ситуацией. Особенно ярко это проявляется у коренных жителей Севера (якутов, чукчей, эскимосов) основной обмен по сравнению с приезжими повышен на 13–16 %. Высокий уровень жиров в пище, повышенное их содержание в сыворотке крови при относительно высокой способности к утилизации являются одним из условий, обеспечивающих усиление энергетического обмена в холодном климате. Увеличение теплопродукции – одна из основных адаптивных реакций к холоду.

У эскимосов, живущих на островах Гудзонова залива, по сравнению с американцами европеоидного происхождения большее наполнение тканей кровью и выше процент жировой ткани в организме, то есть выше теплоизоляционные свойства тканей.

У них наблюдается усиление гомеопоэза и ослабление способности сосудов к сужению. Артериальное давление у большинства арктических популяций ниже, чем у популяций умеренной зоны. Отмечаются различия и в строении тела увеличены грудной индекс и весоростовое соотношение, усилены мезоморфные черты в пропорциях тела, выше процент индивидов с мускульным типом телосложения.

Аналогичный морфофункциональный комплекс, характеризующийся увеличением размеров грудной клетки, теплопродукции, скорости кровотока и гемопоэтической активности, наблюдается в высокогорье в условиях кислородной недостаточности и понижения температуры окружающей среды. У коренных жителей высокогорья выше легочная вентиляция, кислородная емкость крови, уровень гемоглобина и миоглобина, периферический ток крови, число и величина капилляров, снижено артериальное давление.

Для населения тропических широт характерны удлинение формы тела и повышение относительной поверхности испарения, увеличение количества потовых желез, а следовательно, интенсивности потоотделения. Специфичная регуляция водно-солевого обмена, повышение артериального давления, понижение уровня метаболизма, достигаемое уменьшением массы тела, редукцией синтеза эндогенных жиров и снижением концентрации АТФ.

Черты тропического морфофункционального комплекса свойственны и населению тропических пустынь.

У коренных жителей континентальной зоны Сибири усиление теплопродукции сочетается с увеличением толщины жирового слоя. Среди них повышен процент лиц пикнического телосложения с брахиморфными пропорциями тела.

Население умеренной зоны по многим морфологическим и физиологическим признакам занимает промежуточное положение между арктическими и тропическими группами.

Все эти особенности характеризуют специфику черт, присущих конкретных экологических ниш.

По современным представлениям, в формировании конституции равноправное участие принимают как внешняя среда, так и наследственность. Наследственно детерминируются главные признаки конституции – продольные размеры тела и доминирующий тип обмена веществ, причем последний наследуется лишь в том случае, если в одной и той же местности постоянно жили два-три поколения семьи. Комбинации главных признаков позволяют выделить три-четыре основных конституциональных типа. Второстепенный признак конституций (поперечные размеры) определяется условиями жизни человека, реализуясь в чертах его индивидуальности. Он наиболее тесно связан с полом, возрастом, профессией индивида, а также с влиянием среды.

Вопросы для беседы

1. Сформулируйте понятие об адаптации и акклиматизации человека.

2. Каковы общие закономерности адаптивного процесса?

3. Охарактеризуйте механизмы адаптации.

4. Какие типы адаптаций вам известны?

5. Значение и механизм биологической адаптации человека.

6. В чем сущность социальной адаптации человека?

7. Чем обусловлена этническая адаптация человека?

Классификация, виды и типы

Какие виды адаптации существуют? Если рассматривать адаптацию на природном уровне, можно выделить три основных категории:

  • биологическая (процесс приспособления в рамках эволюции);
  • физическая (процесс приспособления конкретного организма к изменениям внешней среды через регулирование работы органов);
  • психологическая (процесс изменения глубины психологической вовлеченности в те или иные социальные процессы).

Психологическая адаптация распространяется на сферы:

  1. социальную;
  2. социально-психологическую;
  3. профессиональную;
  4. экологическую.

Типы адаптации по сенсорному признаку:

  1. Позитивная. Повышение чувствительности анализаторов в качестве ответа на слабый сигнал раздражителя.
  2. Негативная. Снижение чувствительности анализаторов и притупление ощущений в качестве ответа на интенсивное и длительное действие раздражителя.

Механизмы адаптации: биологический

В процессе эволюции человека происходило его постоянное приспособление к условиям меняющейся окружающей среды, которое получило название биологического вида адаптации. Понятие адаптации в этой категории включает в себя изменения под воздействием среды, в которой он оказался, как его внутренних органов, так и всего организма в целом.

Занимаясь разработкой критериев, определяющих состояние здоровья или болезни, медики взяли за основу именно это понятие. Если организм идеально адаптирован к среде, его окружающей, то он здоров. При заболевании его способность приспосабливаться заметно снижается и затягивается во времени. Иногда у организма может полностью отсутствовать способность к адаптации. Понятие это получило название «дезадаптация».

Существует два вида приспособления организма к окружающим его новым условиям, или два процесса:

  • фенотипическая адаптация;
  • генотипическая.

При первой, которую было бы правильнее назвать акклиматизацией, у организма появляется реакция на изменения в окружающей среде, что приводит к компенсаторным физиологическим изменениям. Они оказывают организму помощь в сохранении равновесия с окружающим миром в появившихся новых состояниях.

Если возвращаются прежние условия, то состояние фенотипа восстанавливается и все компенсаторные изменения в физиологии исчезают.

При генотипической адаптации происходит отбор полезных свойств естественным путем. В организме при этом наблюдаются глубокие морфофизиологические изменения, которые закрепляются в генах как новые характеристики, способные передаваться по наследству.

Стадии, уровни, этапы

Ученые выделяют три стадии адаптации:

  1. Происходит разрушение существующей программы гомеостаза и устойчивости физиологических функций до предельной границы (т.е. не ниже границы минимального обеспечения жизнедеятельности). Новые программы еще не прошли этап внедрения или не были созданы, но старые программы уже уничтожены.
    Поэтому организм переходит в режим «временной адаптации», чтобы пережить критический период. Поведение индивида сводится к защите.
  2. Создание и внедрение новой программы, которая формирует структуру гомеостатического регулирования.
  3. Деятельность организма переходит в стабильный режим и новые протоколы «оптимизируют жизнь» индивида.

Уровни адаптации:

  • физиологическая адаптация (реакция компенсаторных систем, поддерживающих жизнедеятельность в экстрим-условиях);
  • социальная адаптация;
  • психологическая (выработка новых нервных связей, контролирующих интенсивность и последовательность реакций индивида) ;
  • рабочая адаптация;
  • анатомическая адаптация.

Этапы адаптации:

  • до начала адаптации;
  • вводный этап (оценка ситуации);
  • ознакомление (изучение ситуации и сопутствующих ей условий);
  • вхождение (интеграция в условия сложившейся ситуации);
  • действие (динамический процесс, при котором происходят изменения и формирование протокола поведения/реакций);
  • функционирование (следование новому протоколу поведения/реакций);
  • завершение (закрепление нового протокола в качестве базового).

Стадии адаптации в условиях частичного расхождения систем ценностей

Предыдущая этапизация Я. Щепаньского актуальна только в том случае, если отмечено кардинальное расхождение ориентации личности с ориентациями новой для нее окружающей действительности. Если же есть определенные совпадения, то актуальны будут следующие стадии социальной адаптации:

  1. Уравновешивание – оно характеризуется наименьшей степенью включенности индивида в адаптационные процессы к новой социальной среде. Чаще эта стадия связана с узнаванием новой ситуации. Новичок знакомится с новой обстановкой, присматривается к коллективу в целом и к каждому его члену в частности, устанавливает социальные контакты, изучает специфические черты психологической атмосферы. Данная стадия полностью построена на процессах установления «равновесия» между индивидом и новых для него условий;
  2. Псевдоадаптация. Самая яркая черта этой стадии – это сочетание внешней приспособленности к новой обстановке с негативным отношением к ней. Индивид как бы притворяется, что его устраивают новые правила, новые условия и система ценностей, но его внутренний мир полностью их отвергает. Тем не менее, чтобы избежать некоторых нападок извне, а также дискриминации, ему приходится жить в данном образе;
  3. Приноровление – эта стадия базируется на признании и дальнейшем (прежде всего внутреннем) принятии основных систем ценностей новой ситуации. На данном этапе очень важны взаимные уступки – как самого индивида, так и со стороны принимающего сообщества или коллектива. Индивид находит в себе силы и желания отказаться от некоторых своих взглядов и ценностей, при этом все еще сохраняя свободу выбора и решения;
  4. Уподобление – особенность данного этапа заключается в том, что происходит переориентация индивида, абсолютная трансформация его ценностей, прежней системы норм и правил поведения, его мировоззрения. Все это происходит из-за влияние окружающей среды, к которой индивиду необходимо было приспособиться и адаптироваться.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Замечание 2

Стоит отметить, что для каждого эти стадии индивидуальны, так как кому-то требуется пройти через все этапы социальной адаптации, а кому-то достаточно будет перейти с первой стадии к последней (от уравновешивания к уподоблению) без дополнительных этапов.

Механизмы и способы

Приспособительное поведение человека бывает двух видов:

  1. Адаптивное (когда человек сам подстраивается под внешнюю среду, чтобы найти точку комфорта).
  2. Адаптирующее (когда человек меняет внешние условия, создавая комфортную для себя среду).

По механизму осуществления адаптация может быть:

  • добровольной (адаптация по личному желанию);
  • принудительной (адаптация в случае невозможности избежать неприятных и травмирующих изменений внешних раздражителей/стимулов/условий).

Принудительная адаптация всегда наносит ущерб интеллектуальным маркерам индивида.

Механизмы адаптации по принципу скорости:

  1. Спринтер — повышена устойчивость к преодолению кратковременных экстремальных условий высокой интенсивности, но при этом понижена способность к преодолению длительных нагрузок.
  2. Стайер — понижена устойчивость к преодолению кратковременных и экстремальных нагрузок, но устойчивость к длительным нагрузкам низкой интенсивности повышена.

Человеку свойственна активная адаптация, при которой внутренняя среда при ухудшении внешних условий остается стабильной.

Но это утверждение справедливо, скорее, для физиологической адаптации, но не для психологической.

Психологическое приспособление в большинстве случаев непредсказуемо и сугубо индивидуально.

Стили (механизмы) преодоления стрессовых ситуаций в случае социальной адаптации могут быть самыми различными: положительная реинтерпретация ситуации и последующий прогресс, планирование, поиск поддержки, наступательное преодоление, принятие, замкнутость, отрицание, сдерживание и проч.

Итог

Человек вынужден адаптироваться всегда на различных уровнях своей жизни. Сначала человек адаптируется физиологически, привыкая к контролю за своим телом, потом к окружающей природе. Социальная адаптация начинается в тот момент, когда родители приступают к воспитанию ребенка. При этом осуществляется психологическая адаптация, когда человек вырабатывает такие черты характера, которые помогут ему чувствовать себя гармонично в существующих условиях.

Адаптация не всегда предполагает исключительно эффективное и успешное, приемлемое поведение. Адаптироваться можно путем формирования болезни или плохого поведения, что также помогает более быстро достигать поставленных целей в имеющихся условиях.

Особенности

Трудовой, профессиональной

Трудовая (производственная) адаптация может быть первичной (сотрудники, приступающие к работе без опыта) и вторичной (сотрудники, сменившие место работы). И оба случая требуют индивидуального подхода со стороны начальства и менеджеров.

Важный этап профессиональной адаптации — идентификация сотрудника. Идентификация может быть полной. В таком случае профессионал заинтересован в успехе своей деятельности.

Но если этот этап не был пройден/усвоен/завершен, человек будет безразличен к результатам своего труда и успешности компании/фирмы/бренда и т.д. Для завершения этапа необходимо наличие стимула к работе, контроль на вводном этапе, подготовка человека к работе на результат.

Как сделать процесс адаптации на новом рабочем месте максимально комфортным и безболезненным для всех его участников:

После армии

Будучи в армии человек проходит адаптацию. Он подстраивается под навязанный режим и подавляет собственные потребности/желания/порывы.

Поэтому после окончания службы необходимо пройти процесс адаптации еще раз, чтобы жить без дисциплинарных ограничений.

Солдат переносит модель поведения и взаимоотношений, уместных в армии, на гражданских людей, в результате чего возникает диссонанс и агрессия.

Так как стандарты поведения новобранцам прививаются достаточно жестко и категорично, адаптация может существенно затянуться.

Отдельные протоколы поведения закрепляются на всю оставшуюся жизнь.

После тюрьмы

Как приспособиться к условиям жизни после тюрьмы? Адаптация после тюрьмы осложнена тем, что социум отказывается идти навстречу преступникам. Т.е. приспособление является односторонним и потворствующим.

Лица, освобожденные из колонии, подвергались осуждению и клеймению, поэтому их самооценка существенно занижена.

Социальные ожидания человека разрушаются, так как он вынужден был общаться с криминальными элементами.

Поэтому не понимая принципов адаптации и не получив психологической помощи бывший заключенный рискует выпасть из социальной жизни.

Тест «Домики»

Еще одним методом диагностики адаптации первоклассников к школе является тест «Домики». Его проводят с целью определения:

  • ценностных ориентаций;
  • социальных эмоций;
  • личностных отношений.

Этот тест представляет собой цвето-ассоциативное исследование. Автором теста является О.А. Орехова. Для его проведения необходимо подготовить:

  • опросный лист;
  • 8 карандашей (черный, серый, коричневый, фиолетовый, синий, зеленый, желтый, красный).

Карандаши не должны внешне отличаться друг от друга.

Для исследования нужно пригласить группу детей (10-15 человек), и рассадить их отдельно друг от друга. Обязательно следует исключить нахождение учителя в классе во время проведения диагностики. Дети должны выполнить три задания.

Задание 1.

Предлагается картинка домика, к которому ведет дорожка из 8 прямоугольников. Первоклассникам предлагается по порядку разукрасить их, при этом каждый цвет можно использовать только один раз. Сначала нужно выбрать наиболее понравившийся цвет и разукрасить первый прямоугольник. Далее берется тот цвет, который больше нравится среди оставшихся. Последний прямоугольник будет разукрашен самым некрасивым, по мнению ребенка, цветом.

Задание 2.

Дети будут разукрашивать картинку, на которой изображена улица с несколькими домиками. Психолог должен объяснить, что в этих домиках живут различные чувства и детям нужно для каждого из них подобрать тот цвет, ассоциация с которым возникает при назывании таких слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение.

В этом задании один и тот же цвет можно использовать несколько раз. Если школьники не понимают значение какого-либо из названных слов, то психолог его разъясняет.

Задание 3.

Картинка используется такая же, как и в предыдущем задании. Теперь дети должны разукрасить домики в такой цвет, который символизирует их жителей. В первом домике живет душа ребенка. Обитатели 2-9 домиков отвечают за его настроение в таких ситуациях:

  • когда идет в школу;
  • на уроке чтения;
  • на уроке письма;
  • на уроке математики;
  • когда общается с учителем;
  • когда общается с одноклассниками;
  • когда находится дома;
  • когда делает уроки.

В десятый домик ребенок должен сам поселить любого «цветного» жильца, который будет означать его особое состояние в важной для него лично ситуации. После выполнения этого задания каждый первоклассник должен рассказать психологу, что именно означает для него этот десятый домик (лучше это делать так, чтобы не услышали остальные дети), и он делает соответствующую пометку на опросном листе.

При подведении итогов этой диагностики адаптации первоклассников психолог должен ориентироваться на такую нумерацию цветов: 1 — синий, 2 — зеленый, 3 — красный, 4 — желтый, 5 — фиолетовый, 6 — коричневый, 7 — черный, 0 — серый.

Чтобы не заниматься самостоятельно такими сложными подсчетами, можно попробовать найти в интернете специальную программку, предназначенную для обработки результатов этого теста.

Методика «Адаптивность» — что это и как работает?

Методика адаптивность — это многоуровневый тест, принятый в качестве стандартного метода изучения адаптивного потенциала индивида. Его успешно используют для профессионального отбора, психологического сопровождения процессов учебы и профессионального определения.

Опросник «Адаптивность» включает в себя 165 вопросов и четыре уровня:

  1. Типологические характеристики личности.
  2. Дезадаптационные нарушения.
  3. Поведенческие регуляции, коммуникативный потенциал и моральная нормативность.
  4. Потенциал к ааптации.

Методика «Лесенка»

Для определения уровня самооценки ребенка при диагностике адаптации первоклассников к школе рекомендуется использовать методику «Лесенка». Для ее проведения необходимо подготовить рисунок лестницы с пронумерованными ступеньками.

Ребенку предлагается ознакомиться с такой расстановкой школьников на ступеньках:

  • на 1 — самые хорошие ребята;
  • на 2 и 3 — хорошие;
  • на 4 — ни хорошие, ни плохие;
  • на 5 и 6 — плохие;
  • на 7 — самые плохие.

Первоклассник должен обозначить ступеньку, на которой, по его мнению, должен находиться он сам. Можно нарисовать на этой ступеньке кружочек или поставить другую пометку. Не нужно при проведении теста акцентировать внимание на нумерации ступенек. Желательно, чтобы такая же лесенка была нарисована на доске, и психолог просто показывал бы на каждую ступеньку и объяснял ее значение, а дети просто соотносили бы ее со своим изображением.

Результаты оцениваются следующим образом:

  • 1 — завышенная самооценка;
  • 2 и 3 — адекватная;
  • 4 — заниженная;
  • 5 и 6 — плохая;
  • 7 — резко заниженная.

Такую методику можно заменить аналогичным тестом «Кружки».

Также для определения уровня самооценки первоклассника можно воспользоваться способом исследования адаптации методом Люшера, который проводится при помощи специальных бланков.

Исследование методом Люшера

Макси Люшер является специалстом в области социологии, философии, права, религии и клинической психиатрии.

С помощью методики Люшера можно определить эмоциональный статус ребенка, его эмоции в процессе учебного процесса и ситуаций связанных со школой и самооценку.

Психодиагностика проводится посредством цветового теста. Краткий вариант теста состоит из 8-ми цветов (серый, темно-синий, сине-зеленый, красно-желтый, желто-красный, красно-синий, коричневый, черный). Расширенный вариант включает в себя семь цветовых симул-таблиц.

Ребенок присваивает каждому цвету свой порядковый номер исходя из личных субъективных ощущений (насколько каждый из цветов приятен глазу).

Затем специалист проводит дополнительный опрос, закрывая цвета по специальной схеме. Готовые результаты получают трактовку в соответствии с установленными Люшером нормами.

Автор методики произвел подбор оттенков экспериментальным путем, отобрав стимул-сигналы из 4500 потенциальных вариантов.

Основные вопросы проведения диагностики

Диагностика адаптации первоклассников подразумевает проведение глубокого индивидуального обследования. Она направлена на получение информации о качественных показателях основных необходимых изменений, которые должны произойти во всех сферах жизни и деятельности ребенка.

Главная цель диагностики заключается в определении детей, которые испытывают трудности в адаптации и нуждаются в профессиональной помощи. По результатам проведенного исследования должны быть определены индивидуальные траектории развития школьников и разработаны рекомендации для учителей и родителей по оказанию поддержки детям в процессе их школьной адаптации.

Проведение диагностики инициируется школьной администрацией, чтобы получить общую информацию об уровне адаптации всех первоклассников. Такой вид деятельности обязательно фиксируется в плане работы школы на учебный год. Непосредственно проведением исследований и обработкой данных занимается школьный психолог в тесном сотрудничестве с классным руководителем первоклассников.

Диагностика проводится в несколько этапов.

  1. Наблюдение — идет в течение первого месяца обучения для обнаружения особенностей в поведении ребенка на уроках и переменах.
  2. Обследование — проводится с 15 по 30 сентября. Направлено на установление:
  • уровня умственного развития первоклассников, выявление детей, у которых есть отставания от возрастной нормы;
  • степени сформированности мотивов к учению, выделение ведущего мотива;
  • стабильности эмоционального состояния школьника, наличия отрицательных или положительных эмоций, которые переживает ребенок в разных учебных ситуациях;
  • уровня школьной тревожности, анализ факторов, которые вызывают у первоклассника дискомфорт, напряжение, страх.
  1. Составление индивидуальных заключений — после проведения обследования делается итоговая обработка полученных данных, на основе которых:
  • определяются дети, попадающие в группу риска;
  • вырабатываются рекомендации для учителя и родителей.

Основой составления такого заключения должна быть сводная таблица с результатами диагностики. Она может иметь такой вид.

  1. Ознакомление участников учебного процесса с результатами диагностики адаптации первоклассников — итоговые заключения обсуждаются во время проведения:
  • малого педсовета или консилиума (чаще всего их проводят во время осенних каникул);
  • индивидуальных консультаций;
  • родительского собрания.
  1. Составление индивидуальных программ работы с детьми, имеющими признаки дезадаптации — происходит в тесном взаимодействии со всеми заинтересованными сторонами. Эта работа должна быть закончена к концу первой четверти. В программу необходимо включить:
  • групповые занятия;
  • индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение;
  • индивидуальные формы работы, направленные на решение конкретных проблем.

Можно воспользоваться такими рекомендациями Р.В. Овчаровой.

  1. Реализация индивидуальных программ — занимает 1 – 4 месяца.
  2. Повторная диагностика — должна быть проведена в конце учебного года (апрель — май) для получения итоговых данных.
  3. Заключительный этап — необходим для сопоставления стартовых и окончательных показателей. На этом этапе анализируется динамика развития ребенка и устанавливается эффективность реализации выработанных рекомендаций и программ.

На основе предложенной информации психолог должен составить план проведения диагностики уровня адаптации первоклассников, конкретизируя указанные направления деятельности. Он может иметь такую форму:

Вид деятельности Цель и задачи Содержание работы Форма обобщения информации Ответственные Сроки

Для получения полной и достоверной информации о каждом ребенке в процессе диагностики необходимо также проводить:

  • опрос родителей;
  • интервьюирование учителей;
  • изучение медицинских карт детей.

Основным направлением диагностической деятельности является проведение анкетирования и тестирования первоклассников с использованием различных методик. Она может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Обычно на обследование одного ребенка затрачивается 15 – 20 минут.

Послесловие

Школьная адаптация является кризисной ситуацией, так как ребенок оказывается в новых условиях без соответствующих «инструментов» и опыта подобных ситуаций. Обучение в первом классе совпадает с кризисом 7 лет. Это еще больше усложняет процесс адаптации. Период школьной адаптации можно назвать противоречивым периодом трансформации дошкольника в школьника.

При готовности ребенка к школе, поддержке семьи и педагога школьная адаптация может пройти за 2-3 месяца. В противном случае процесс может растянуться на год и сопровождаться проблемами или вылиться в дезадаптацию (неспособность ребенка психологически и физически принять новый уклад жизни).

Благоприятно на развитие ребенка и его адаптацию к любым условиям влияет демократический стиль воспитания. Детско-родительские отношения, в которых каждый член семьи выступает активным субъектом, интересуется делами других, поддерживает, сопричастен ко всему происходящему и ждет того же от других.

Советы психолога

Родители и педагоги должны отнестись к поступлению ребенка в 1 класс очень ответственно, ведь психологическая адаптация — это сложный и трудоемкий процесс.

Рассмотрим общие советы психолога по адаптации к школе первоклассников, которые помогут освоиться в школе детям, не имеющим специфических проблем со здоровьем (физических и психических).

  • Похвала. В освоении своей новой роли ученика ребенок может совершать множество ошибок, которые очень болезненно воспринимаются. Поэтому нельзя ругать ребенка и показывать ему свое разочарование. В эти моменты ему как никогда нужна поддержка и одобрение. Хвалите первоклассника даже за самые скромные успехи и достижения.
  • Уникальность личности. Ни в коем случае нельзя сравнивать ребенка с остальными детьми. Самооценка у детей в этом возрасте неустойчива, любые травмирующие фразы могут сильно ее снизить. Вместе с этим теряется и мотивация к дальнейшей учебе. Если необходимо указать малышу на ошибки и возможности развития, то лучше сравнить его с самим собой, сделав акцент на улучшенных результатах.
  • Условность оценок. В первый год учебы не имеет смысла объективно оценивать результаты успеха ученика, они могут сильно меняться под действием ряда факторов. Главное, привить ему познавательный интерес и положительное отношение к учебной деятельности. Поэтому оценить детей можно лишь словесно и за успехи.
  • Развитие скрытого потенциала. Школа позволяет ребенку проявить себя в разных сферах, будь то спорт, танцы или творчество. Педагог совместно с родителями должен увидеть в нем потенциал и энергию, которую он сможет направить в нужное русло. Здесь важно совместить это с учебой так, чтобы хватало времени и на подготовку к урокам, и на отдых.
  • Поощрение. Дети хорошо чувствуют ложь, поэтому очень ценным для них станет искренняя похвала и доверительное общение. Родители не должны заменять эти вещи игрушками и сладостями, чтобы откупиться от детей и сэкономить свое время.

Признаки патологии

Симптомы расстройства адаптации не всегда ярко выражены и могут отличаться в каждом отдельном случае, что усложняет процесс постановки диагноза. Основные признаки обладают тревожным и депрессивным характером. Дезадаптация сопровождается чувством неспособности справиться с неприятностями, которые появляются в жизни. При патологии пациент становится мнительным и раздражительным. Большинство людей отмечает появление чувства внутреннего напряжения. Психиатрия расстройства адаптации имеет сведения, что оно сопровождается:

  • Беспокойством;
  • Устойчивым тревожным состоянием;
  • Внутренним дискомфортом;
  • Нарушениями в нормальном поведении.

У пациентов при патологии ухудшается настроения. В особо тяжелых случаях появляется тоскливое состояние. Человеку становятся неинтересными его привычные занятия. Человек истощается физически и умственно, поэтому он не может взвешено принимать решения. Он не анализирует ситуацию и не несет ответственность за принятые решения.

Дезадаптация имеет смытую клиническую картину, поэтому при появлении первых подозрительных симптомов рекомендуется обратиться за помощью к специалисту, который правильно поставит диагноз и назначит эффективное лечение.

Лечение

Психотерапия может помочь людям преодолеть расстройство адаптации.

Психотерапевт поможет проработать эмоциональные и психические симптомы расстройства. Другим людям может помочь групповая терапия для развития социальных и межличностных навыков.

Один из подходов может включать когнитивно-поведенческую терапию (КПТ). Эта техника фокусируется на изменении паттернов мышления, чтобы помочь людям решать проблемы и развивать позитивные методы совладания.

Дети с расстройством адаптации могут получить пользу от семейной терапии. Члены семьи будут работать вместе с терапевтом, чтобы внести позитивные изменения, такие как улучшение общения, взаимодействия и поддержка в семье.

В некоторых случаях врач может назначить медикаментозное лечение наряду с психотерапевтическим лечением таких симптомов, как депрессия и тревога. Однако медикаментозное лечение обычно не является первой линией лечения расстройств адаптации.

Что это такое

Еще в Древней Греции люди пытались понять, как именно работает механизм приспособляемости. Над этим размышляли Гиппократ и Демокрит. Они пришли к выводу, что от условий жизни меняется внешний вид человека. В дальнейшем подобные идеи поддержал Ламарк, позже и Дарвин.

Изначально господствовала идея, что понятие адаптации связано только с физиологическим уровнем. Все изменилось с появлением теории Г. Селье.

Определение в психологии

Г. Селье смог ввести новое понятие – психологическая адаптация. Он также выделил три этапа развития процесса: тревога, сопротивление, истощение. Его идею дополнил физиолог Н. Фомин: с одной стороны, в организме происходят изменения, с другой – все системы стараются работать по-старому. Именно это противоречие порождает адаптацию.

А. Маслоу под этим термином понимал взаимодействие человека и окружающей среды, в результате которого появляется духовное здоровье. В случае несоответствия моральных ценностей и ситуации происходит конфликт, который индивид стремится быстро решить.

Адаптация термин в психологии, который рассматривается с разных точек зрения. Р. Ласаруса имел следующее мнение по этому вопросу: в процессе познания мира человек получает информацию, которая не всегда соответствует его установкам. В итоге происходит конфликт. От адаптированности зависит то, насколько быстро индивид решит противоречие.

Адаптация – это в психологии ключевое понятие. Под ней в психоанализе понимают работу защитных механизмов личности. Они работают для того, чтобы человек решал конфликтные ситуации с наименьшими потерями для психики.

Адаптация – это в психологии неоднозначное определение. У многих ученых были свои мнения на его значение. И. Милославский считал, что, благодаря приспособляемости, человек усваивает принятые модели поведения.

Жмет руку

Впервые термин рассматривался еще в древнем мире. За это время взгляды ученых уже не раз сменились.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]