Что такое личность в психологии, ее структура и типы?

Личность – одна из базовых психологических категорий. Она изучается разными науками, в том числе социологией. Но только психология уделяет этой теме большое внимание. В этой науке данное понятие подразумевает социальную природу человека.

Множество разных личностей

В чем отличие термина «личность» от слова «индивид»? Прежде всего, в том, что ее формирование невозможно без взаимодействия с другими людьми. Это не означает, что биологическая природа человека игнорируется, она является важной составляющей. Человек формируется на основе биологических особенностей, прошедших сквозь призму социальности. Понять сущность этого понятия возможно, только проанализировав характер общения. Человек рождается индивидом, а становится личностью в процессе взаимодействия с другими людьми. Очень важным понятием в психологии является структура этого социального образования.

Формирование типов личности в психологии

Разделение личностей на типы практикуется достаточно давно. Люди всегда пытаются установить рамки для научных понятий и загнать их в классификации. Для такого сложного и структурного понятия, как личность, подобрать оптимальные варианты, которые полноценно охарактеризуют каждого человека, до сих пор не удалось. Судить о какой-либо личности рекомендуется, опираясь сразу на несколько типажей из разных классификаций.

Наиболее популярные варианты разделения личности человека на типы:

  • Классификация темпераментов по Гиппократу. Включает в себя 4 категории: сангвиник, флегматик, меланхолик и холерик. Существует уже долгие столетия, но до сих пор пользуется широким спросом, так как позволяет составить первое впечатление о человеке.
  • Характеристика личностных типов по Юнгу. Одна из самых оптимальных классификаций, охватывающая сразу 4 характеристики личности, которые оцениваются антонимическими парами.
  • Типы акцентуаций или психотипы. Данные классификации соответствуют друг другу, хотя составлялись разными людьми. Следует заметить, что в ходе исследований оценивались личности, которые находились на грани психического заболевания. Акцентуация подразумевает верхнюю границу нормы той или иной реакции, которая в любой момент может перескочить за грань.
  • Соционика. Одна из современных классификаций, основанная на исследованиях Юнга.

Достаточно много классификаций было создано уже в 21 веке, но ни одна из них не вышла за пределы определенной психологической школы. Всемирной известности такие разделения не имеют, но помогают психологам ориентироваться в конкретных клинических случаях.

Послесловие

Несмотря на то, что большинство ученых придерживаются мнения о том, что личностями становятся, а не рождаются, вопрос о том, все ли люди – личности, продолжает собирать вокруг себя споры и неоднозначные мнения.

  • Спорными являются вопросы о том, можно ли ребенка считать личностью, хотя гуманистическая педагогика утверждает, что, несомненно, можно и нужно.
  • Таким же спорным предстает понимание психически больного человека или преступника как личности.
  • Не выглядят ли словосочетания «асоциальная личность» или «деградированная личность» нелепо?

В итоге каждый сам выбирает, к какой стороне в этих вопросах относится он. На мой взгляд, к каждому человеку (особенно актуально для детей раннего возраста при воспитании) можно относиться как к потенциальной личности, то есть давать несколько очков фору. Однако это возможно до тех пор, пока человек не докажет обратное.

Типы личности человека в зависимости от направленности

В первую очередь, психологическая структура личности подразумевает ориентирование человека в себя или во внешний мир. Этот параметр во многом позволяет предположить или даже определить реакцию личности в той или иной ситуации, тем самым типируя ее по другим классификациям.

Интроверты

Отличительной чертой интровертов является направленность во внутренний мир. Для них характерны переживания и сомнения в себе. Такие люди с трудом контактируют с социальной средой, неуютно чувствуют себя среди толпы, предпочитают одиночество шумным компаниям. В психологии наблюдается прямая зависимость типов личности от данного параметра.

Экстраверты

Направленность на внешний мир характерна для экстравертов. Такие люди не просто любят находиться среди людей, социальный фактор является важнейшей потребностью. Экстравертам необходимы контакты с индивидуумами и постоянное общение. Они открыты эмоционально и психологически, поэтому легко вливаются в социум.

В современном обществе не встретишь людей, которых можно отнести к конкретному типу направленности. Чистые экстраверты и интроверты встречаются крайне редко и зачастую не являются вариантом нормы.

Психические расстройства и болезни

Психиатрия является развивающейся наукой, которая изучает виды заболеваний психики, причины их возникновения и способы излечения.

Выделяют следующие виды психических расстройств и болезней:

  • шизофрения и бредовые состояния;
  • поведенческие и психические расстройства, связанные с употреблением алкоголя, наркотических и психоактивных веществ;
  • аффективные расстройства, вызванные резкими перепадами настроения;
  • невротические, связанные с пережитой стрессовой ситуацией и продолжительным психоэмоциональным перенапряжением;
  • умственная отсталость;
  • расстройства эмоциональной составляющей;
  • патологии психического развития, проявляющиеся ещё в раннем детском и подростковом возрасте.

Тяжесть психического заболевания определяется в индивидуальном порядке путём обследования пациента. В процессе диагностики устанавливаются причинные факторы, повлиявшие на неправильное формирование психики.

Типы личности в соответствии с темпераментом человека

Распределение типов личности в психологии всегда начинается с темперамента. Данный параметр известен еще со времен Гиппократа, который впервые описал 4 варианта реагирования человека. С тех пор определение темперамента немного модернизировалось, но суть осталась прежней.

Выделяют 4 типа людей в зависимости от темперамента:

  • Флегматик. Здесь процессы торможения преобладают над реактивностью. Флегматики тяжело откликаются на внешние раздражители, эмоционально устойчивы, замкнуты. Среди положительных качеств выделяется усидчивость и высокая трудоспособность. Направленность личности – интроверт.
  • Холерик. В данном случае процессы реактивности преобладают над торможением. Человек склонен излишне ярко реагировать на малейшие раздражители. Холерики тяжело переключаются с одного дела на другое, но зато обладают устойчивыми интересами. Направленность личности – в большей степени экстраверт, но зависит от конкретного случая.
  • Сангвиник. Отмечается уравновешенность процессов реактивности и торможения, поэтому человек живо реагирует на положительные и отрицательные факторы. Сангвиники эмоционально открыты, активны и находчивы, а в нужный момент умеют сдерживаться. Направленность личности – экстраверт.
  • Меланхолик. Среди всех вариантов личности человека меланхолики обладают наименьшей реактивностью, но чрезмерно высокой чувствительностью. Сочетание данных качеств приводит к болезненному восприятию минимальных раздражителей. Работоспособность меланхоликов снижена, а усидчивость минимальна. Они склонны сомневаться в себе и бросать начатые дела. Направленность личности – интроверт.

Детская психика

Отличительные особенности детской психики заключаются в том, что на разных этапах развития ребёнка происходит формирование её структурных составляющих.

Качество и состояние здоровья детской психики напрямую зависит от того, в каких условиях происходит воспитание, какие методы при этом используются, получает ли ребёнок дошкольное образование, полноценное питание и заботу близких людей.

Формирование детской психики происходит путём возникновения внутренних и социальных кризисов, которые проявляются по мере достижения определённого возраста.

Виды типов личности по Юнгу

Известный психолог К. Г. Юнг разработал одну из наиболее точных классификаций личности человека, которой до сих пор пользуется большинство психологов и психиатров. Его подход подразумевает оценивание индивидуума по 8 признакам, которые расположены парами с противоположным смыслом. Например, одним из пунктов классификации является определение экстраверсии или интроверсии человека. Еще 6 критериев сочетаются следующим образом: иррациональность и рациональность, этика и логика, интуиция и сенсорика. Определяя психологическую структуру конкретной личности, специалисты выясняют приближенность человека к одному из параметров пары, а после этого оставляют полную картину психики индивидуума.

Иррациональность и рациональность

Иррационалы воспринимают реальность только по факту, не задумываясь о прошлом или будущем. Они быстро адаптируются к изменениям окружающей среды и принимают решения, опираясь на текущие факты, но не на опыт. Такие люди умеют выкручиваться из неожиданных затруднительных положений, активируя мозговую деятельность и быстро находя верное решение.

Такие типы личности, как рационалы, представляют собой людей, опирающихся на твердые жизненные принципы, опыт, успехи и падения других людей. Подобное поведение обуславливает медленность адаптации рационалов к изменившимся условиям. Однако в стабильной среде они способны быстро принять решение и выдать ответ на ситуацию, так как не анализируют события непрерывно, а задействуют готовый шаблон реакции. Рационалы могут развить скорость мышления с помощью специальных игр BrainApps.

Логика и этика

Один из вариантов личности современного человека – этик. Индивидуумы этого типа придерживаются установленных догм и моральных принципов. Они склонны к экспрессии в повседневной речи, приукрашивая действительность.

Логики оценивают ситуацию объективно, ориентируясь на факты. Каждый случай они оценивают отдельно, а не выбирают типичное для всех вариантов решение. Этика у логиков развита недостаточно, из-за чего люди данных типов плохо взаимодействуют между собой.

Сенсорика и интуиция

Интуитивное восприятие реальности является достаточно слабым. Такие личности предрасположены к рассеянности и неопределенности. Они постоянно витают в прошлом, строят предположения о будущем, но на настоящее их не хватает. Повысить способности к полноценному восприятию окружающей действительности помогут специальные статьи в блоге BraonApps, а совершенствование внимания достигается прохождением простых и интересных игр.

Люди типа сенсорики воспринимают реальность в настоящем, поэтому живут ощущениями. Они четко воспринимают самих себя, глубже проникаются окружающим миром. Их чувствительность направлена не только на ментальные материи, но и на физиологические потребности.

Научная трактовка

Психика в психологии — это индивидуальное свойство человеческого организма, заключающегося в способности к самостоятельному восприятию окружающего мира, построению объективной реальности, а также регуляции своего поведения и деятельности.

С научной точки зрения психика характеризуется наличием основных качеств в виде целостности, психоэмоциональной активности, стремления к развитию и познанию окружающего мира, саморегуляции своих действий, коммуникативности с другими высокоорганизованными существами, способностью к быстрой адаптации в новых условиях.

Изучением психики и процессов, которые она охватывает, занимается самостоятельная наука психология.

Типы акцентуаций или психотипы

В психологии широко используются психотипические понятия личности, которые в некоторой степени свидетельствуют о наличии пограничных отклонений. У каждого человека имеется акцентуация, которая развита в той или иной мере и в любой момент может перерасти в серьезную проблему.

Выделяют следующие типы акцентуаций у людей:

  • Циклоидный тип (двухфазные или циклические перепады настроения от плохого к хорошему, неустойчивость интересов)
  • Лабильный тип личности (быстрые и неконтролируемые перемены настроения, которые в психологии называют быстрым переключение, изменение эмоций не может предугадать даже сам человек);
  • Астенический тип (замкнутый и серьезный человек с характерной астенической внешностью, отличается упрямством и плохой адаптацией к изменчивым условиям);
  • Сенситивный вариант (высокие требования к себе и окружающим, впечатлительность и повышенная восприимчивость);
  • Психастенический тип личности (отличается повышенным эмоциональным отторжением ответственности, в психологии их отмечают, как надежных и рассудительных людей);
  • Шизоидный вариант (на первом месте находится нестандартное мышление, однако его последовательность практически отсутствует);
  • Конформный тип (полностью подстраиваются под окружение и ненавидят перемены);
  • Неустойчивый вариант (отторжение трудовой деятельности с тягой к праздному существованию без контроля);
  • Истероид (требует повышенного внимания к себе, из-за чего склонен к демонстративному поведению);
  • Эпилептоидный тип (сдержанная личность со вспышками злобы, во всем любит четкость и определенность);
  • Гипертимик (стабильное положительное настроение, открытость и высокая энергичность).

Психология личности каждого человека представляет собой сложную разветвленную структуру. Определить все ее ветви не смогут даже высококвалифицированные специалисты. Недостаточное понимание устройства работы мозга обуславливает непрерывное возникновение новых теорий и классификаций, которые положительно зарекомендовывают себя на практике до первого не поддающегося типированию случая.

Психические процессы

Психика в психологии — это целостная структурированная система, элементами которой являются психические процессы. Последние представляют собой группу ежедневных событий, которые объединены по функциональному признаку.

Выделяют следующие виды психических процессов:

  • воображение;
  • мышление;
  • речевая активность;
  • ощущения;
  • физиологическая рефлексия;
  • эмоции;
  • нахождение в состоянии стресса;
  • аффект;
  • постановка и преследование заданной цели;
  • принятие самостоятельного решения;
  • сомнения в выборе;
  • борьба мотивов;
  • концентрация внимания;
  • способность к запоминанию информации.

В отличие от других структурных элементов психики вышеперечисленные процессы присутствуют в жизни человека ежедневно. Наиболее востребованными являются психические процессы познавательного типа, связанные с мыслительным процессом, общением с другими людьми, концентрацией внимания, работой воображения.

Особенности термина

Описываемый в статье компонент отношений относится к убеждениям, мыслям и атрибутам, которые мы связываем с объектом. Когнитивный компонент — это сегмент мнений или убеждений. Он относится к той части отношения, которая связана с общими знаниями человека.

Как правило, он обнаруживается в общих чертах или в стереотипах, таких как «все дети милые», «курение вредно для здоровья» и т. д.

Поведенческий компонент

Поведенческий компонент социального отношения указывает на тенденцию реагировать на объект отношения определенным образом. Им восполняется парциальная недостаточность когнитивного компонента.

Другими словами, это предрасположенность действовать определенным образом по отношению к объекту отношения. Оно становится известно, если наблюдать за поведением человека, то есть за тем, что он говорит, что он будет делать или как он ведет себя, делает или реагирует.

Например, заинтересованное лицо в вышеупомянутом случае может решить устроиться на работу из-за хороших будущих перспектив.

Из трех компонентов отношения непосредственно может наблюдаться только поведенческий компонент. Нельзя наблюдать за двумя другими компонентами отношения: убеждениями (когнитивный компонент) и чувствами (аффективный компонент).

Исследования

Исследования отношения как феномена часто сосредотачивались именно на когнитивном компоненте. Современное мышление в отношении детской патопатологии подчеркивает необходимость рассмотрения психопатологии с точки зрения развития. Киккетти и Шнайдер-Розен, например, утверждают, что психопатология у детей должна рассматриваться с точки зрения неспособности договориться о важных задачах социально-когнитивной компетентности в последовательности развития детства. Овладение сценическими задачами рассматривается как механизм, с помощью которого дети переходят на новые уровни когнитивной организации и дифференциации.

Когнитивная реорганизация рассматривается как процесс, посредством которого предшествующие уровни организации включаются в новые иерархии когнитивной структуры. Таким образом, неспособность договориться об одной задаче развития имеет отношение к овладению последующими этапами и, следовательно, к последствиям для последующей социально-познавательной компетенции во взрослой жизни. Когнитивный компонент, поведенческий компонент — компоненты такого рода играют очень большую роль во всех социальных процессах, что неоднократно подтверждалось множеством исследований.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]